Купить мерч «Эха»:

Дворцовая площадь, д. 2 - 2013-06-30

30.06.2013
Дворцовая площадь, д. 2 - 2013-06-30 Скачать

К. БАСИЛАШВИЛИ: «Площадь Согласия», мгновенный отпечаток парижской жизни кисти Эдгара Дега, поступила в Эрмитаж в 45-м году в числе ценностей, перемещенных из нацистской Германии во Второй мировой войне. Десятилетия в запасниках, и только в 95-м трофей впервые показали на выставке (теперь постоянной) «Неведомые шедевры». Хранитель западной живописи Альберт Костеневич долго изучает картину, и в прошлом году результаты реставрации были представлены публике.

А. КОСТЕНЕВИЧ: Это картина, которая по своим художественным достоинствам, по новизне всей концепции должна была бы сыграть большую роль в истории импрессионистического движения. На самом деле этого не произошло, потому что картина до начала XX века была никому не известна. Просто эту картину сразу же после ее написания купил тот человек, который изображен, граф Лепик, и, по-видимому, никому ее не показывал, потому что нигде мы не находим никаких следов того, что кто-то эту картину видел, кто-то что-то о ней сказал. Впервые ее след обозначился лишь через несколько лет после смерти графа Лепика, когда картину приобрел Поль Дюран-Рюэль, величайший художественный дилер, marchand, как говорят французы, не только того времени, но, может быть, и всех времен.

Загвоздка состояла в том, что Дюран-Рюэль, купивший эту картину, не нашел на ней подписи. Это действительно было странно, потому что картина совершенно законченная, большая, мощно написанная. И Дега, который даже этюды свои, как правило, подписывал, в отличие от Сезанна, который очень редко что подписывал, здесь должен был бы оставить подпись. Я, естественно, рассматривал картину со всех сторон, подписи обнаружить было невозможно, поскольку ее не было. Хотя картина была очень густо покрыта лаком. Но зато было ясно, что нижний край картины обрезан. Почему и как это произошло – мы до сих пор не знаем. Обрезано все было варварски, резким движением ножа. А потом еще другая часть, нижняя часть картины была загнута за подрамник. Итого мы имели несколько превратное представление о композиции картины. И вот что любопытно – что как раз на этой загнутой полоске лака не было, и было ясно, что этот лак положен не художником. Очевидно, по настоянию владельца, потому что тогда модно было лакировать картины. А вот эта незакрытая полоска, она стала камертоном. Мы не придумывали ничего, мы просто устраняли лак, следуя указаниям этого камертона, этой полоски, и вот к этому удивительно холодному тону живописи.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Несмотря на просьбы дилера подписать «Площадь согласия», Дега так и отказался, но манеру художника вы отличите наверняка, еще издалека, как только войдете в 70-й зал Эрмитажа


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024