Сергей Маценков - Дворцовая площадь, д. 2 - 2013-03-10
К. БАСИЛАШВИЛИ: Он лично собирает вместе части большой бытовой истории Зимнего дворца – Сергей Маценков, ведущий инженер технического отдела Эрмитажа. То, что издалека кажется уже совсем ненужным, отжившим, теперь тоже часть музея. Крюк для люстры, похож на рапиру, какие-то шурупы – из них складывается неожиданно мозаика. Часть вентиляционной системы – а я думала, окошко для подслушивания. Мы не только говорим о пользе, которую некогда эти предметы приносили, но и о необыкновенной их привлекательности, невиданной сегодня. Например, клеймо «Старый соболь» с надписью «Сибирь» на детали от железной конструкции. Откуда и почему в Зимнем?
С. МАЦЕНКОВ: Слово «Сибирь», конечно, у нас вызывает ассоциации со ссылкой, куда ссылали политзаключенных, но на самом деле перед нами фрагмент стропильной системы Зимнего дворца. Эта стропильная система была установлена на Зимнем дворце в 1838-м – 39-м годах, когда Зимний дворец сгорел дотла. И в то время на Зимнем дворце возвели одни из первых в России железных конструкций, где конструкции поддерживают кровлю и поддерживают перекрытия над залами.
Ну, здесь вы видите конструкции, которые имеют на себе клейма железоделательных заводов Демидова. Слово «Сибирь» и бежит пушной зверек. Это клеймо называется «Старый соболь», это демидовские заводы Нижнего Тагила. Демидовские заводы выпускали железо, сортовое железо. В 18-м веке оно было очень известным и считалось очень качественным железом, экспортировалось в страны Запада даже.
Возводились деревянные леса, с лесов все это, с помощью блоков, поднимались детали. Делали уже эти конструкции вот из железа Демидова, делал наш петербургский Александровский чугунолитейный завод. Сейчас это предприятие сохранилось, это ОАО «Пролетарский завод».
К. БАСИЛАШВИЛИ: Где в Эрмитаже ремонт, там непременно появляется Сергей Маценков. Берет какой-нибудь абсолютно сегодня нефункциональный, но старинный вентиль и, сгибаясь под его тяжестью, относит в закулисье музея. Из этих странных вещей создается политехническая летопись дворца. А о смелых конструкторских решениях 19-го века Сергей написал уже целую книгу «Чердаки Эрмитажа».