Дворцовая площадь, д. 2 - 2013-02-10
К. БАСИЛАШВИЛИ: Персик – бессмертие, гриб – долголетие, летучие мыши – скорое счастье. Вместе с художниками-реставраторами Людмилой Ковалевой, Анной Александровой и Натальей Лякиной изучаем китайские панно, живопись на шелке. Сотрудницы реставрационной мастерской в Меншиковском дворце не один год потратили на восстановление старинных панно. Из Китая их вывезли в петровское время, затем они украшали стены Екатерингофского дворца – и в Эрмитаж, а точнее его отдел Меншиковский дворец поступили в состоянии ужасном. Вспоминает Людмила Ковалева.
Л. КОВАЛЕВА: Шелковые панно были свернуты, в рулонах, и такие пересохшие, что даже, знаете, ну, сложно их было раскрывать. И даже не знали точное количество, сколько их там находится. То, что представляет панно до реставрации – это уже как слоеный пирог. Наклеивали и на бумагу, и на картон, и на газеты, и на журналы. И наша задача очистить их с тыльной стороны до авторской бумаги. Внешне они представляют собой уже очень такую грустную картину, это вот на просвет. Сначала идет процесс очистки от позднейших наклеек, от грязи, от пятен всевозможных. Потом эту ткань, очищенную уже, дублируем на новый шелк, это панно, чтобы оно было зафиксировано. И в местах утрат, если это для экспозиции, только на новом шелке нам разрешали делать воссоздание очень деликатное.
Наша настольная книга – трактат «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно». Этот трактат был написан в Китае, в 17-м веке начали писать. Опыт китайских художников, который передавался из уст в уста. Здесь не только философия, рецептура, советы мастерам, как писать, камни. Когда составляли методику реставрации, мы очень подробно изучали эту книгу.
Из плодов фейдзаохэ – это клей, который использовали китайские художники, такие вот стручки. Вызревает оно только вот на юге, Никитский ботанический в Крыму. Когда они распариваются, то получается такая клейкая масса, и вот художники использовали как связующее для пигментов. Пигменты использовали натуральные. Это камни: малахит, лазурит, азурит. Растирали его до порошкообразного состояния, вот эти камни, и использовали вот это связующее вот этого клея – таким образом писали на китайском шелке.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Зимой в Меншиковском прохладно. Шутка ли, легенда: первый генерал-губернатор Петербурга мог сэкономить на кирпиче – оттого и поддувает. Но суровость петербургской зимы скрашивают китайские панно. Ими затянули стены княжеских залов, и никто из посетителей представить не может, разглядывая гладкую живопись, из каких рваных обрывков собирали эту безмятежную красоту исколотые иголками тонкие руки скромных реставраторов.