Дворцовая площадь, д. 2 - 2012-12-30
К. БАСИЛАШВИЛИ: Окруженный невским чистейшим льдом Эрмитаж – уже не корабль (куда же плыть в такой мороз?). Дворец – скорее сказочная крепость. И, спасаясь от холода в утренней тишине залов, рассматриваем с научным сотрудником Натальей Сидоровой литографию праздничных развлечений на Неве.
Н. СИДОРОВА: Пространство Невы перед царским дворцом всегда служило сценой, где разворачивались праздничные действия. Летом это открытие навигации и морские парады, а зимой – обряд водосвятия в Крещение и святочные народные гуляния. Вообще с приходом зимы жизнь в Северной столице в прошлом не замирала. Как отмечал Александр Бенуа, в Петербурге как нигде умели веселиться зимой и обращать суровое время года в нечто приятное и великолепное. Зимой, когда на Неве устанавливался прочный лед, напротив Стрелки Васильевского острова проходили конные бега одиночных рысаков и троек. Беговое поле в форме вытянутого эллипса располагалось у Стрелки Васильевского острова прямо напротив Ростральных колонн. Дорожки были обозначены веревками на колышках, вбитых в лед, или оградой из сосновых и еловых веток. Все это подробно, практически с документальной точностью воспроизведено на литографии «Зимние бега на Неве» художника Авнатамова.
В бегах принимали участие как знаменитые, орловские рысаки, так и беспородные лошади, и не всегда победа доставалась породистым лошадям. Так, например, в февральских бегах 1859-го года (этим годом датирована литография «Зимние бега на Неве») победу одержали три бурые вятские кобылки, то есть простая крестьянская тройка. И их хозяин отказался продавать своих лошадей, несмотря на предложенную ему хорошую сумму, так и уехал с ними в Вятскую область.
Но вот несколько слов хотелось бы сказать о художнике, который все это так красиво показал. Это Авнатамов Агафон Никитич, или же, на армянский лад, его фамилия звучит Овнатанян. Один из его предков участвовал в росписи собора в Эчмиадзине. Сам Агафон Никитич учился в Академии художеств в Петербурге, всю свою жизнь основную провел здесь, в столице. И основная, в общем-то, его специализация как художника – это были литографированные изображения породистых скаковых лошадей. Поэтому, если внимательно рассмотреть литографию, которая хранится в Эрмитаже, то можно с точностью определить породу каждой изображенной лошади.
К. БАСИЛАШВИЛИ: О другой традиции, в Крещение святить невскую воду, можно вспомнить на главной лестнице Эрмитажа, Иорданской. Поднимитесь и у Аванзала поднимитесь направо, через магазин сувениров к окну. Оттуда открывается один из лучших видов на зимнюю Неву, особенно в солнечный, прозрачный от мороза день.