Дворцовая площадь, д. 2 - 2012-12-23
К. БАСИЛАШВИЛИ: Торжество классицизма, агитпроп екатерининской эпохи. Пусть не отпугнет вас строгость линий древнегреческого орнамента. Это всего лишь игра в классику. Хранитель русского фарфора Ирина Багдасарова ведет нас по выставке «Античный фасон» в рамках цикла «Поднесение к Рождеству». Остановимся у вазы с намеком на личность Екатерины Второй. И без того широкие и пышные вазовые бедра растягивают позолоченные ручки змеи.
И. БАГДАСАРОВА: В XVIII столетии в Европе возникает широкий интерес к наследию древней Греции и древнего Рима. И ориентация на античность, как эталон всего совершенного в искусстве, способствовала развитию и в русской архитектуре, скульптуре и живописи стиля классицизм. Классические образцы стали использоваться и в качестве примеров для изделий декоративно-прикладного искусства. Именно это направление наиболее ярко отразилось в произведениях Императорского фарфорового завода. Среди фарфоровых ваз одной из самых интересных разработок стала ваза, исполненная в конце 80-х – 90-х годах XVIII века в честь тезоименитства Екатерины Великой. В основе этой вазовой формы лежит античный кратер. Это произведение мемориального характера и представляет собой детальную аллегорическую композицию. Среди украшений выделяется триумфальное изображение, выполненное в духе екатерининского классицизма. Вазу венчают шлем и меч, как атрибуты воинственной богини Афины (или Минервы), с которой довольно часто сопоставлялась сама русская императрица. Конечно, это парадная ваза, и ни в коем случае такие предметы, такие произведения не использовались по назначению. Ваза, которая отражала личный вкус и пристрастия императрицы. Для XVIII века в России было важно, что мы, наконец, добились этого материала, белого фарфора, белого золота царей. Если в елизаветинское время крайне аккуратно подходили еще к росписям, оставляя фарфор белый и показывая вот эту достопримечательность, то уже при Екатерине Второй к материалу начинают понемногу привыкать, вводить интенсивную цветовую гамму. И в данном случае мы видим насыщенный подглазурный синий кобальт, роспись зеленых венков, много золота, ручки в виде змей золоченые символизируют мудрость. И в чем же вкус Екатерины? А Екатерина сама предписывала: чем пестрее, тем лучше.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Вазу синего кобальта найдете до конца марта в Аванзале Зимнего дворца. Здесь, рядом с фарфором екатерининской эпохи, керамикой и камеями древних, произведения художников Императорского фарфорового завода, наших современников. Те самые дары Эрмитажу к Рождеству.