Купить мерч «Эха»:

Екатерина Хмельницкая - Дворцовая площадь, д. 2 - 2012-10-28

28.10.2012
Екатерина Хмельницкая - Дворцовая площадь, д. 2 - 2012-10-28 Скачать

К. БАСИЛАШВИЛИ: Медальон как предсказание, или как судьбу императора угадал скульптор. Памятные изображения рассматриваем с хранителем русского фарфора Эрмитажа Екатериной Хмельницкой.

Е. ХМЕЛЬНИЦКАЯ: Традиция изготовления памятных медальонов с изображением царствующих монархов появилась на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге еще в конце 18-го столетия, когда по проекту знаменитого скульптора Жана Доминика Рошета на заводе были исполнены первые в бисквите бюсты и профильные изображения Екатерины Второй и Павла Первого.

В 1902-м году на заводе стали выпускать медальон с профильными портретами Николая Второго и Александры Федоровны. Скульптору Августу Тимусу принадлежит авторство медальона с портретом императора. Вероятно, идея их создания возникла после посещения Николаем Вторым и Александрой Федоровной Севрской фарфоровой мануфактуры в Париже. В ассортименте севрских мастеров особое место занимали бисквитные медальоны с профильными портретами императора и его супруги. Они были исполнены французским скульптором и гравером Шапленом. После демонстрации гипсовой модели в прессе ее сразу же единодушно признали настоящим шедевром, и три золотых медали были преподнесены русскому царю и французскому президенту. На Императорском заводе первые аналогичные медальоны были исполнены в середине 1902-го года. Согласно архивным документам, 17 ноября Ее Императорское Величество в сопровождении великой княгини Елизаветы Федоровны и Ольги Александровны изволила посетить императорские фарфоровые заводы. В ее присутствии были впервые отформованы портретные медальоны, которые императрица тут же изволила утвердить к исполнению с лишь незначительными изменениями.

Медальоны выпускались ежегодно большими тиражами. В одном только 1909-м году было исполнено более 2000 экземпляров. Они были задуманы как сувениры для гостей и посетителей фарфоровых заводов и заводского музея от имени императорской семьи.

В 1913-м году среди сувенирной продукции, приуроченной уже к празднованию 300-летия дома Романовых, по проекту Августа Тимуса был создан медальон с портретами царя Михаила Федоровича и императора Николая Второго. Медальон хорошо продавался также частным заказчикам на уже Государственном фарфоровом заводе. И особенно много изделий было реализовано в первые месяцы после революции. Причина повышенного спроса в это время объяснялась тем, что на медальоне были представлены первый царь из рода Романовых Михаил Федорович в шапке Мономаха, своего рода короне, а последний, Николай Второй – без короны, словно Тимус предугадал падение императора и империи.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Памятные фарфоровые медальоны хранятся в фондах Эрмитажа, но уже этой зимой выйдет книга «Мастер государственного заказа, скульптор Императорского фарфорового завода Август Тимус», и профильное изображение императорской четы, созданное накануне распада страны, можно будет рассмотреть в деталях.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024