Дворцовая площадь, д. 2 - 2012-09-23
К. БАСИЛАШВИЛИ: Скеврский складень конца 13-го века – музейный шедевр или реликвия для верующих христиан? О том, как удалось без потерь сохранить оба предназначения, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
М. ПИОТРОВСКИЙ: Что такое складень? Вот как бы у нас лежит книга, и мы ее раскрываем. Деревянная основа, она покрыта серебряным листом с чеканкой, который сам был еще и позолочен. Внутри хранилище мощей и множество замечательных изображений. На наружной стороне изображение в рост, апостол Фаддей и Григорий Просветитель – это те, кто несли христианство вот сюда, в эти районы Кавказа, Малой Азии. Там же в медальонах фигурки святого Павла, святого Петра.
В одном из монастырей был изготовлен этот складень. Полагается, что он должен был одну из побед над мамлюками отмечать.
Начало 19-го века, переводчик сардинского короля при Константинопольской дворе армянин Папазян, барон, находит этот складень в монастыре христианском Санта-Кроче в Пьемонте. Потом дальше мы не знаем, что происходит с этой вещью, но, возможно, то, что произошло со многими вещами христианского искусства – монахи его продали. Потому что у нас много таких вещей хранится, в частности происходящих из коллекции Базилевского. Вот дальше вступают в ход замечательный коллекционер российский Александр Базилевский. Он был дипломатом в Италии, в Париже, собрал громадную коллекцию прикладного искусства средневекового, которая потом была куплена при Александре Третьем для Эрмитажа. И вот оттуда этот складень тоже и пришел в Эрмитаж.
1900-й год, изучают этот складень, его реставрируют. Как я сказал, внутри там такой ковчежец, и там в такой массе плотной застывшей кости разных святых: Петра, Павла, Григория Просветителя. Они реставрируют его, и затем делается официальное предложение, опубликована переписка, как, значит, Министерство двора говорит: мощи хорошо бы передать в какую-нибудь из армянских церквей, а сам шедевр ювелиров, разумеется, оставить в Эрмитаже. И так решение принимается, правда, (неразб.) не передали, а сделали специальный такой ковчежец и передали в церковь Зимнего дворца. Когда разносили эту церковь и уничтожались, разумеется, мощи, то кто-то, значит, аккуратно ногой запихнул их куда-то подальше в Отделе Востока, и там они и желали, с тем чтобы не пропали. Потому что все, что оказывалось на свету, могло бы пропасть.
Мы делаем выставку «Сокровища Эчмиадзина» и тогда мы выставляем и Скеврский складень, и мощи эти. И тогда же мы принимаем решение, что эти мощи хорошо бы отдать армянской церкви. Очень удачно, что на этом ковчежце никакого инвентарного номера нету, так что было очень просто получить разрешение Министерства культуры. Ювелирный шедевр остается дома, в музее, а это мы торжественно передали армянской церкви здесь, церкви Святой Екатерины. Затем он торжественно переехал в Эчмиадзин, там сейчас они очень почитаемы, и все поминают и благодарят, как хорошо музей нашел способ, в общем, завещанный нам нашими предшественниками, как решать вопросы святости – не святости, культовой – не культовой роли разных предметов.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Скеврский складень, шедевр ювелирного искусства, выставлен в Зале Армении Эрмитажа. А мощам святых, которые ранее хранились в этой реликвии, теперь можно поклониться в храмах Эчмиадзина.