Купить мерч «Эха»:

Дворцовая площадь, д. 2 - 2012-09-09

09.09.2012
Дворцовая площадь, д. 2 - 2012-09-09 Скачать

К. БАСИЛАШВИЛИ: Отсчет этого шедевра в Эрмитаже идет с 1771-го года, когда рисунок Хендрика Гольциуса «Вакх, Венера и Церера» поступил в Галерею Екатерины Второй как часть великолепного собрания картин Пьера Кроза. Славилась эта коллекция подлинниками Рембрандта, в том числе «Данаей» и «Святым семейством». Успеху переговоров способствовал дипломатический дар графа Мусина-Пушкина. В музейных каталогах эта работа художника Гольциуса значится как рисунок, но штрихи пером я различаю только после пояснения научного сотрудника Виктории Снеговской.

В. СНЕГОВСКАЯ: Удивительная история этого рисунка прослеживается в связи с судьбою самого Хендрика Гольциуса. Выдающийся рисовальщик и гравер, он родился в маленьком местечке Мельбрехт. Ему не было еще года, когда живой подвижный ребенок оказался обожженным пламенем очага. У него оказалась изуродована правая рука. И, тем не менее, вплоть до 1600-го года он занимался гравированием. Гравюры его были настолько поразительны, что во время путешествия по Италии в 1590-м году его уже называли Юпитером живописи. Он был одним из тех, кто вошел в содружество Харлемской академии, и в 1600-м году он, его товарищ Корнелис Корнелисон и художник и первый биограф нидерландских мастеров Карл ван Мандер стали первыми штудировать обнаженное человеческое тело в Северной Европе. Это было очень важно для того, чтобы понять анатомию тела человека.

В возрасте 42 лет, когда его рука правая была уже не в состоянии резать медную доску, он оставляет искусство гравюры и обращается к живописи. В 1604-м году мастер очень долго работает над рисунком, который, по-видимому, будет выдающимся его произведением. Интересно то, что Мандер не мог видеть этого рисунка, потому что Гольциус никогда не допускал к незаконченной работе даже самых близких людей. Через два года после упоминания Мандера работа была закончена. Размер 2 метра 13 сантиметров на метр 63 сантиметра. Где еще можно видеть подобный рисунок? Здесь все необычно. Он выполнен гусиным пером, коричневыми чернилами, но не на бумаге и не на отполированном пергаменте, на котором обычно работал мастер, а на загрунтованном холсте. Это не дает возможности исправлять, при исследовании не было замечено каких-либо подготовок к этому рисунку. Итак, все делалось сразу, твердою рукою. Этот рисунок, по сути, имитирует резцовую гравюру. То, как он точно, строго параллельным движением кладет эти штрихи, дает ощущение живописности.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Будете в Эрмитаже, обратите внимание на черно-белое полотно, рисунок, выросший до размеров большой картины. Сам мастер (его мы узнаем по прямому взгляду и автопортретным чертам) протягивает зрителю подсказку – гравировальный резец, намекая таким образом, откуда родом его искусство.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024