Наталья Гусева - Дворцовая площадь, д. 2 - 2012-05-27
К. БАСИЛАШВИЛИ: Вот вещь, в которой судьба человека, жизнь крепостной актрисы Шереметьевых и ближайшей подруги Прасковьи Жемчуговой. Безграничная преданность и тайная любовь. Хранитель коллекции русской мебели Эрмитажа Наталья Гусева представляет столик с рисунком-обманкой, принадлежавший Татьяне Шлыковой-Гранатовой.
Н. ГУСЕВА: Прожила она больше 90 лет. И считалась хранительницей Фонтанного дома и его семьи. Когда умерла Прасковья Ивановна Жемчугова-Шереметьева, то Татьяна Васильевна осталась, пожалуй, что единственной женщиной, которая взяла на себя ответственность за судьбу сына Прасковьи Ивановны Дмитрия Николаевича Шереметьева, потому что мы знаем, что Николай Шереметьев, отец Дмитрия, умер, когда ему было 6 лет, и были назначены опекуны, но Татьяна Васильевна неотступно была всегда при ребенке. И когда он уже вырос, и когда поступил в кавалергардский полк, Татьяна Васильевна жила в Фонтанном доме, постоянно ездила к нему. И если это были какие-то военные учения, то все уже ее знали, она туда приезжала в карете, для нее оставляли специальное место из уважения к ее возрасту.
Вещи, связанные с ее именем, интересны для истории русской культуры. Крепостная женщина, получила потом вольную, но не хотела уезжать от своих хозяев, которых искренне любила. В комнатах у нее стояла мебель, которая неизменной была в течение 50-ти лет. Каждый из этих предметов после ее смерти уже Сергей Дмитриевич Шереметьев приказал отметить бирками, где написано «Татьяна Васильевна Шлыкова», и поэтому мы хорошо знаем эти вещи в нашей коллекции, их легко отличить. Бюро, сделанное из красного дерева, в мастерской Генриха Гамбса, стульчики, или полукреслица, даже можно сказать, с круглыми сиденьями, почти детские. И один из столиков, который упоминается и в книге Сергея Дмитриевича о Татьяне Васильевне, столик с обманкой, акварель. Очень модно было в 18-м веке, изображение, создающее иллюзию чего-то. Здесь вот мы видим, разбросаны карты, ноты, несколько писем, еще какие-то силуэтные изображения, такая картинка акварельная. Она затем была позже оправлена, и появился вот такой прямоугольный столик. Но, самое интересное, что здесь мы с вами видим в углу этой обманки, этого акварельного рисунка, подпись: «Тертий Борноволоков 1795 год». Но, надо думать, что с этой обманкой связана, наверное, какая-нибудь романтичная история. И Татьяна Васильевна всегда держала этот столик в своей комнате. Про него знали, пожалуй, что все обитатели Фонтанного дома.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Татьяна Васильевна Шлыкова замуж так и не вышла, сдержала обет, данный подруге Прасковье Жемчуговой перед ее смертью. Кем был Тертий, посвятивший свой рисунок молодой актрисе, - просто страницы, которые она перевернула легко, или личной драмой через всю жизнь, - мы уже никогда не узнаем.