Ирина Багдасарова - Дворцовая площадь, д. 2 - 2012-05-20
К. БАСИЛАШВИЛИ: Ножки, ручки, горло, гузка – так с любовью в Эрмитаже называют части вазы «Россия» в два с лишним метра высотой. Несколько лет назад это чудо вывозили в Париж на выставку «Когда Россия говорила по-французски», и тогда пришлось разложить на 6 частей, согласно конструкции. В полный рост такую вазу перевозить невозможно. О красавице хранитель русского фарфора Эрмитажа Ирина Багдасарова.
И. БАГДАСАРОВА: Создание этого произведения было приурочено к 15-летней годовщине Отечественной войны 12-го года и в память Александра Первого. Неслучайно лицевую сторону вазы украшает портрет этого императора. Фарфоровый памятник в честь победы России был поднесен Николаю Первому к новому 1829-му году. Эта реликвия дома Романовых представляет непревзойденный образец интерьерных ваз из русского фарфора. Прежде всего, ваза знаменательна своими большими размерами: в собранном виде ее высота достигает 2 метров 22 сантиметров. Проект вазы «Россия» был исполнен художником Дени Моро и утвержден ко дню Святой Пасхи 1826-го года. Однако понадобилось еще целых 2 года, чтобы воплотить художественную идею в жизнь. Несмотря на то, что над созданием вазы трудился опытный формовщик Фердинанд Давиньон, при обжиге столь масштабных частей из фарфора все время возникали некоторые технологические проблемы. Решение этих проблем изменило и общий замысел произведения. Документы дают возможность буквально прочувствовать сложность труда мастеров-фарфористов. Изначально портрет тогда уже покойного Александра должен был быть рельефным. Его изготовление поручили ведущему скульптору Петербургского завода Степану Пименову. Рельефный медальон предполагалось закрепить в середине цилиндрического тулова вазы, однако именно эта часть из-за большой величины во время обжига много раз деформировалась. Было решено оставить среднюю часть гладкой. Тогда уже упомянутый Моро запланировал исполнить портрет императора золотом и росписью гризайль, то есть тоновым переходами одного цвета. Уменьшенный рисунок ваз отправили во дворец на высочайшее утверждение. Последовала резолюция о том, чтобы портрет Александра сделать не просто росписью гризайль, а росписью, объемно имитирующей античные камеи. Наконец, обжиг тулова прошел успешно. В торжественный день 31 декабря 1828-го года ваза «Россия» была установлена в Зимнем дворце в апартаментах государыни-императрицы.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Мимо вазы пройти невозможно – она сама вас остановит. Ищите «Россию» в Фельдмаршальском зале Эрмитажа.