Купить мерч «Эха»:

Дворцовая площадь, д. 2 - 2012-02-12

12.02.2012
Дворцовая площадь, д. 2 - 2012-02-12 Скачать

К. БАСИЛАШВИЛИ: Вновь приглашаю вас за ширму, которая скрывает от посетителей Эрмитажа маленькую дверь в стене. За ней – коллекция русского фарфора. Екатерина Хмельницкая, обаятельная хозяйка собрания, подводит к полке со статуэтками. Сегодня рассматриваем фигурку самой загадочной русской балерины: Анны Павловой в образе Жизели работы скульптора Серафима Судьбинина.

Е. ХМЕЛЬНИЦКАЯ: В архивных документах сохранилось письмо Судьбинина управляющему Кабинетом Его Императорского Величества Волкову, в котором скульптор сообщал: «Смею уверить Ваше превосходительство, что один только Лондон в один день раскупит 500 экземпляров. Популярность Павловой здесь громадная, а после ряда статей в лондонских журналах о том, что ее фигура будет выполнена на Императорском фарфоровом заводе, здесь только и ждут появления этой работы в свет». Выступая в Англии, Павлова неоднократно танцевала Жизель, это была одна из любимых партий балерины, которую она впервые исполнила на сцене Мариинского театра в 1903-м году. Английская газета «The Sketch» сообщала, что император оказал почесть мадемуазель Павловой, известной русской балерине, командировав в Лондон скульптора Судьбинина для исполнения особого заказа ее моделей на Императорском фарфоровом заводе. С 1911-го года Лондон стал постоянным местом жительства русской балерины. Судьбинин трудился над портретами Павловой в ее доме в Хэмпштеде. В Российском государственном историческом архиве сохранилась телеграмма, которую Судьбинин отправил управляющему фарфоровым заводом, сообщая, что Анна Павлова очень довольна многими работами и позирует с большим удовольствием. Скульптор планировал завершить работу в Лондоне в середине августа, однако командировка затягивалась. Судьбинин сетовал, что «при той колоссальной занятости, которую имеет Павлова, танцуя каждый день, а в субботу и в среду – два раза в день, она, конечно, не может отдавать мне много времени, и мне придется пробыть здесь еще месяц или даже больше». В середине августа Павлова уехала в Италию, а Судьбинин вернулся в свою мастерскую в Париж. Не имея возможности прибыть в российскую столицу лично, он обратился с просьбой к администрации завода, чтобы роспись костюма была исполнена живописцами фарфорового предприятия. Платье, в котором изображена Павлова в работе Судьбинина, отличается от всех известных сценических нарядов, утвержденных для роли Жизели. Эскиз ее платья исполнил для балерины Леон Бакст. Он состоял из длинной туники, короткого лифа с голубыми лентами. Художник завода Зимин мастерски исполнил роспись фигуры, точно следуя авторскому описанию костюма.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Интересно, что Анна Павлова выступала не только как модель художника. В 20-е годы прошлого века, оказывается, она несколько дней работала на фабрике Фолькштедт и создавала собственные фарфоровые статуэтки, в которых, как писал ее муж Виктор Дандре, балерина узнается по легкости фигуры и грации движений.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024