Дворцовая площадь, д. 2 - 2011-12-25
К. БАСИЛАШВИЛИ: Образ светского льва и даже львицы без табакерки неполным был в Петербурге 18-го века. Табак не только курили, но нюхали и жевали. Такую традицию на своих ассамблеях ввел Петр Первый. Сегодня мы в полголоса (потому что роскошь экспонатов в Галерее драгоценностей заставляет понизить интонацию и темп) рассматриваем с ведущим научным сотрудником отдела западноевропейского прикладного искусства Эрмитажа Ольгой Костюк эмалевую табакерку под названием «Чесменская» - вещицу изящную, при этом утилитарную, а для владельца, фаворита императрицы Екатерины Второй графа Алексей Орлова – несомненно, памятную.
О. КОСТЮК: Для нюхательного табака стали делать специальные коробочки, так называемые табакерки. Они должны были удачно помещаться в руку, если это переносные, или быть большими и хорошо закрываться, если это настольные табакерки. (неразб.) считает, что эту моду ввела Екатерина Медичи, которой он помогал при приступах астмы. Позднее почти все монархи Европы стали использовать эти табакерки. В середине 18-го века многие монархи Европы имели свои коллекции табакерок, которые насчитывали несколько тысяч. Считается, что Екатерина имела большое количество табакерок, которые лежали в ее кабинете на всех столах и подоконниках, и она многие выдавала для подарков. Табакерки с вензелем, или памятные аллегорической композицией, или с портретом монарха ценились наравне с орденом и поэтому считались особой заслугой. Очень интересна табакерка так называемая Чесменская, которая посвящена, как видно из названия, аллегорическому изображению победы русского флота в русско-турецкой войне под руководством Алексея Орлова. На табакерке он представлен в виде античного героя Марса, одетым в кирасу и красный яркий плащ. Все золото табакерки, золотая основа, покрыто эмалевой росписью, которая символизирует победу: Алексей Орлов, а рядом с Алексеем Орловым в облаках царит Минерва, которая держит щит Алексея Орлова с буквами «А. О.», а еще выше над ними постамент с изображением вензеля Екатерины Второй, двуглавый орел. Все росписи, которые расположены над ней и по бортам, тоже символизируют славу русского оружия.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Табакерка – не единственный декоративный памятник в прославление победы над турками. В Эрмитаже есть полноценный настольный корабль в ознаменование того же события, выполненный в Париже по заказу Екатерины Второй – так называемая Чесменская чернильница. А табакерка графа Алексей Орлова хранится в открытой витрине Галереи драгоценностей и если и покидает музей, то крайне редко, для участия в важных выставках.