Дворцовая площадь, д. 2 - 2011-11-20
К. БАСИЛАШВИЛИ: Ленинградцы всегда знали, что Эрмитаж показывает не все. В загадочных хранилищах прячут от нас запрещенное искусство. В выставочные залы Эрмитажа картины Матисса «Музыка» и «Танец» попали тоже не сразу. Об их судьбе рассказывает главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Альберт Костеневич.
А. КОСТЕНЕВИЧ: Осенью 11-го года Матисс по приглашению Щукина отправился в Россию. А ехали они вместе через Петербург и, конечно, хотели посетить Эрмитаж. И, увы, музей был закрыт, потому что ставили новое паровое отопление. Так Матиссу и не довелось увидеть Эрмитажа. Ни он, ни Щукин не воображали, что когда-то вот эти картины, которые он писал, в большом количестве украсят залы Эрмитажа.
В какое-то время Москва готова была целиком отдать щукинское собрание в Эрмитаж. Глаз на этот маленький щукинский дом положил Наркомат обороны. Решено было передать часть картин в Эрмитаж. Сталин понимал, что они делают что-то такое не очень потребное, потому что приказ о ликвидации был секретный. В начале 30-х годов в Эрмитаж поступает до девяноста картин из собрания нового западного музея. Главные картины Матисса, и «Танец», и «Музыка», пришли в 48-м году, когда произошло это закрытие музея. По счастью, Эрмитаж был хорошо оборудованным музеем, можно было все поместить в фонды. Там были выдвижные щиты, у нас был фонд А, был фонд Б. Самые важные картины находились в фонде А – вот туда это все и поместили. Это были хорошо оборудованные охраняемые фонды, абсолютно недоступные. После смерти товарища Сталина – и то не сразу – придумали сделать выставку французской живописи. А потом дальше понемногу стали усложнять это наше собрание. И вот я когда начал работать в Эрмитаже, тогда «Танец» и «Музыка» находились на деревянной лестнице. Лестница – не место для таких картин, да и вообще для картин. По лестнице люди ходят, пыль подымают, картинам нехорошо. Через несколько лет мы перенесли эти картины. Колоссальный интерес был. Я застал дискуссии, которые происходили на третьем этаже. Люди просто кипели, и материалом для них служили эти картины.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Матисс теперь один из самых дорогих художников, его картины уходят с аукционов за десятки миллионов долларов. Щукину знаменитый «Танец» стоил значительно дешевле – 15 000 франков. Ну а в наши дни полотна Матисса из собрания Эрмитажа просто бесценны.