Дворцовая площадь, д. 2 - 2011-09-25
К. БАСИЛАШВИЛИ: Масоны, они, как известно, повсюду. И в Зимнем дворце их тоже немало. Вот, например, в готическом стиле картина художника Флери Ришара: Валентина Миланская, оплакивающая смерть своего мужа, герцога Орлеанского, и включенный в полотно девиз «Более для меня ничего не существует», под которым могли подписаться и братья-масоны. Но никакой таинственности, как считает Александр Бабин, хранитель коллекции французской живописи 19-го века. Супруге Наполеона Жозефине просто нравилось творчество Флери Ришара, по совсем другим причинам.
А. БАБИН: Картина французского художника Флери Ришара была сравнительно недавно приобретена Эрмитажем, примерно 10 лет назад. Эта картина выставлялась в салоне в Париже в 802-м году, произвела очень большое впечатление на парижскую публику и на художников, которые вот последовали за Флери Ришаром. И они как бы основали такое направление, стиль, его называют «трубадур». Основная тема этих художников была, как и у поэтов средневековых: прекрасная дама, история французских королей. Жозефине нравилось, потому что она сама жила в замке Мальмезон, а здесь как раз была тема вот средневековых замков, она была уже императрицей. Как раз она вот примерно где-то в 804-м – 805-м годах начала собирать картины Флери Ришара, а потом они были унаследованы ее сыном Евгением Богарне. Наследники Евгения Богарне, его сын Максимилиан, который женился на дочери Николая Первого, их дети, великой княгини Марии Николаевны и Максимилиана Лейхтенбергского, сына Евгения Богарне, они уже жили в России. После смерти мужа, Максимилиана Лейхтенбергского, великая княгиня Мария Николаевна перевезла коллекцию из Мюнхена в Мариинский дворец в Санкт-Петербург. Но потом следы ее теряются, она считалась пропавшей. «Валентина Миланская» и парная к ней картина – не по сюжету, но они обычно рассматриваются... – «Карл Седьмой»… и вот удивительно, что около 2000-го года обе картины появились на антикварном рынке Москвы и Петербурга. Причем картина, появившаяся в Петербурге, «Карл Седьмой», в конечном итоге ушла в Москву и оказалась в частном собрании в Москве, а картина, которая появилась на антикварном рынке в Москве, в конечном итоге оказалась в Эрмитаже. И вот именно «Валентина Миланская» Флери Ришара, она сейчас является собственностью Эрмитажа. И вот, возможно, еще вот эти вот картины Флери Ришара, они дают нам какую-то надежду и основание, что в будущем другие картины из собрания герцогов Лейхтенбергских вновь появятся на антикварном рынке и, возможно, будут приобретены музеями России или частными коллекционерами.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Портрет Валентины Миланской, а также многочисленные портреты императора Наполеона, детей Жозефины и потомков Евгения Богарне в октябре будут собраны на одной выставке под не чужой им крышей особняка Румянцева – именно здесь, на Английской набережной, начиналась петербургская история коллекции герцогов Лейхтенбергских, русских потомков французской императрицы.