Пояс императора - Дворцовая площадь, д. 2 - 2011-09-11
К. БАСИЛАШВИЛИ: Эрмитаж в выходной день: толпы, в том числе французов, проходят мимо, слегка скользнув взглядом. Как обидно! Ведь это он, властелин умов, Наполеон. Был таким или таковым его придумал художник Антуан Гро: красивым, сыльным и довольно статным героем– неважно. С куратором коллекции французской живописи 19-го века Александром Бабиным рассматриваем симпатичного императора, а точнее его портрет кисти Антуана Гро «Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту».
А. БАБИН: Художник еще был совсем молодой, и вот это одна из его первых знаменитых картин. Очень интересна история создания этих картин, потому что Наполеон не любил позировать, и даже остались воспоминания, что Жозефина – он же был маленький – она брала его на колени, и полчаса, которые были у Гро, он, значит, зарисовал. Но это считается одним из самых достоверных портретов Гро. Стендаль им восхищался, де Лектур считал, что это вообще образец живописи, портретики и героизма. Но Наполеон на Аркольском мосту – это знаменитый сюжет как раз и героический подвиг Наполеона, хотя многие и сомневаются. Например, Лев Толстой как раз акцентировал внимание, что в этой попытке солдаты простреливали мост со всех сторон, и Наполеон просто упал и там чуть ли не в болото или такую какую-то речку. Ну, вот во французской живописи эта тема подвига Наполеона, его героическое деяние как раз были запечатлены в таком приподнятом, возвышенном романтическом духе.
Картина происходит из собрания герцогов Лейхтенбергских, собрания Николая Николаевича Лейхтенбергского. Он был одним из наследников коллекции, а начало этой коллекции было положено Евгением Богарне, пасынком Наполеона и сыном императрицы Жозефины. И как раз этот портрет, он существует в нескольких версиях: один в Версале, другой в Лувре, и третий портрет, он происходит непосредственно из собрания Лейхтенбергских. Между 919-м и примерно 24-м годом в Эрмитаж вот как раз был передан из Государственного музейного фонда целый ряд произведений из собрания герцогов Лейхтенбергских. А еще при жизни Жозефины с ней встречался император Александр Первый после победы над Наполеоном союзнических войск и тоже приобрел значительное число картин, ныне хранящихся в Эрмитаже. Коллекция, начало которой восходит к Мальмезонской коллекции императрицы Жозефины, затем ее сын Евгений Богарне, затем его наследники. Максимилиан Лейхтенбергский – тоже очень интересная история – он был женат на дочери Николая Первого Марии Николаевне, великой княгине.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Образ, переданный Антуаном Гро, повторялся неоднократно, а для этого была и еще одна важная причина: император не любил позировать, а его супруга тоже была вполне себе деловой дамой, чтобы тратить время на удержание Бонапарта на своих коленках ради искусства. Кстати, в Эрмитаже они, конечно же, рядом, император и его возлюбленная: портрет Жозефины кисти Жерара висит в том же зале французской живописи 19-го – начала 20-го века на третьем этаже музея.