Гробница Александра Невского - Дворцовая площадь, д. 2 - 2011-08-07
Чтобы увеличить картинку, кликните мышкой.
Это гробница Александра Невского.
К. БАСИЛАШВИЛИ: В этом экспонате сплелись и военная история, и религия, и история новейшая взаимоотношений музеев и Церкви. Через Александровский и Николаевский залы входим с директором Михаилом Пиотровским в Концертный зал Эрмитажа, останавливаемся рядом с произведением монументальным, с государственным посылом создававшимся – гробницей Александра Невского. Сразу напомню, что саркофаг пуст. Мощи благоверного князя и воина находятся в Александро-Невской лавре Петербурга.
М. ПИОТРОВСКИЙ: Я последнее время получал письма насчет раки Александра Невского о том, что хорошо бы ее вернуть на место в Александро-Невскую лавру. Я хотел бы чуть-чуть о ней рассказать и сказать, что, в общем, рака – это только саркофаг, а на самом деле это целое большое серебряное надгробие. Оно сделано из первого русского серебра, найденного в России. Так напомню, что его не было в России, серебра, при Елизавете Петровне найдено, это первое русское серебро, и из него вот она и приказала отлить надгробие святого Александра Невского, мощи которого Петром были перевезены в Петербург, и Александр Невский стал таким покровителем Петербургом и таким военным покровителем России. Вот если мы посмотрим, как эта рака стоит, собственно, надгробие стоит в Эрмитаже, то вот оно стоит в Концертном зале, напротив нее, если через Николаевский зал, стоит сень, которая когда-то планировалась для памятника Александру Первому. Перекличка двух Александров. Из окна Александровского зала Александровская колонна, Триумфальная арка и здесь внутри военная галерея. Вот вся эта анфилада – памятник военным победам России: в войне 12-го года, а им предшествовали военные победы Александра Невского. Вот так отвлеченно, отвлекаясь от религиозного значения, это памятник русской военной славы, который очень хорошо вписался в эрмитажный комплекс российской государственности, чем Эрмитаж в значительной мере и является. 30 августа 1750-го года в день святого Александра работа была завершена. Гробница вся состоит из шести предметов. Это саркофаг, вот, собственно, рака, пятиярусная пирамида, малые пирамиды с воинскими трофеями и чеканные изображения событий из жизни Александра Невского: победа над шведами при Неве, победа над Ливонским орденом на Чудском озере, освобождение Пскова в 1242-м году. Вот все такое государственно-военное. Плюс, разумеется, есть сцена прибытия больного Александра в Городецкий монастырь после поездки в Орду – так напомню тоже политическое событие. И кончина Александра Невского. Политический военный памятник, у которого сложная и, так сказать, не менее интересная судьба, чем у всех наших других памятников.
1922-й год. Голод на Волге, помощь голодающим и под это дело происходит конфискация церковных ценностей, вся в основном состоявшая из икон, церковной утвари из соборов и церквей Петербурга. Выставка кончается, предметы, которые там были, проданы за границу. Так напомню, что они там в разных местах и находятся. Рака Александра Невского остается, ее (неразб.) все надгробие собираются переплавить. 10 мая 22-го года в Москву председателю ВЦИК Калинину и супруге Троцкого Троцкой, Седовой, была послана телеграмма: «Государственный Эрмитаж и Русский музей просят срочного распоряжения приостановить разрушение иконостаса Казанского собора и раки Невской лавры». Телеграмму подписали Тройницкий, директор Эрмитажа, Сычев, директор Русского музея, и Александр Бенуа. Люди рисковали очень многим. Иконостас Казанского собора не удалось спасти, рака 19 мая 22-го года была передана в Эрмитаж. В 30-е годы кто-то вспомнил о том, что вот стоит серебро и надо бы его использовать. Опять музей отстоял этот уникальный памятник ювелирного искусства. И вот здесь очень важная вещь. В ходе исторических событий само по себе выделилось значение этого памятника как памятника ювелирного искусства, как памятника русской истории государственности дополнительно к тому, что он когда-то хранил мощи Александра Невского. Эрмитаж трижды добросовестный приобретатель, который своими людьми, своим вот этим принципом сохранения искусства ювелирных памятников спас это действительно великое произведение ювелирного искусства. Почему я это рассказываю – потому что у нас есть давнее предложение, которое… вполне можно с этой древней первой гробницы изготовить копию, полностью восстановить, осветить и поставить на место новое изображение, новую раку. Здесь никаких ритуальных и религиозных препятствий этому нету. Есть целый ряд вещей, которые должны оставаться в музее, а копии могут быть освященные в церкви.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Гробница Александра Невского уже давно существенная часть Эрмитажа, в том числе и интерьерная. Как ни странно это на первый взгляд звучит, но без этого пышного барочного саркофага трудно представить Концертный зал музея. С 22-го года гробница покидала Эрмитаж лишь однажды: в июле 1941-го ее упаковали в 10 ящиков, для секретности пронумерованных вразнобой, и отправили в Свердловск.