Историческая лестница - Юлия Кантор - Дворцовая площадь, д. 2 - 2011-07-17
К. БАСИЛАШВИЛИ: В Эрмитаже собственная и довольно сложная топография – запутаться легко. Вот, например, лестница Советская радует, наверное, до сих пор коммунистов. А зря, ведь название свое получила не от власти советской, а в честь вовсе даже дореволюционного Государственного совета. Чуть проще с другой лестницей – Октябрьской. В ее истории разбирается советник директора Эрмитажа доктор наук Юлия Кантор.
Ю. КАНТОР: Однажды поздним вечером 25 октября 1917-го года люди, находившиеся на Дворцовой площади, пытались найти вход в Зимний дворец. Им это удалось. Они не смогли открыть дверь, которая вела в личные покои императрицы. Они поднялись по небольшой лестнице с красивыми перилами, по строгому коридору прошли в Зимний дворец. Их было очень немного, этих людей, но именно от них зависело, сменится ли судьба Российской империи на какую-то другую судьбу. Тогда тем людям это удалось. Эта лестница одна их очень немногих, едва ли не единственная, которая в Эрмитаже носит название, впрямую относящееся к событиям переворота 25 октября (7 ноября) 1917-го года. И лестница называется так, Октябрьская. Гораздо позже, чем случился переворот, в 20-е годы, на этой лестнице, Октябрьской лестнице, появилась мемориальная доска, ставшая экспонатом Государственного Эрмитажа. Текст этой доски таков: «Память о штурме, свершенном отрядами революционных рабочих, солдат и матросов в ночь на 26 октября 1917-го года. Лестница эта, открывшая путь во дворец, называется Октябрьской».
Когда Сергей Эйзенштейн к 10-летию штурма Зимнего дворца в 27-м году снимал свой фильм, первоначально предполагалось, что этот фильм начнется с шествия, штурмового шествия вооруженных отрядов, которых на самом деле не было в таком количестве, именно на Октябрьской лестнице, которая действительно впрямую связана со штурмом. Но когда режиссер посмотрел размеры этой лестницы и на то, как она расположена по отношению к Дворцовой площади, он понял, что масштабного, увлекающего и мифологизированного впоследствии действа ему не снять. И именно тогда было принято решение, что революционные массы в фильме пойдут через главный двор и главную Иорданскую лестницу Зимнего дворца. А на самом деле со штурмом связана именно эта, небольшая скромная Октябрьская лестница.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Эйзенштейн мифологизировал и главные ворота Зимнего. Именно их, причем исключительно в версии режиссера, берут матросы, скидывая попутно золотых орлов. Двуглавых восстановили и позолотили, реставрировали большой двор, и теперь в Эрмитаж можно попасть прямо с Дворцовой площади – потрясающая возможность осмотреть архитектуру дворца с изнанки, особенно для тех, кто в 90-е, 80-е, да и ранее заглядывал через решетку с вечным замком, тщетно пытаясь разглядеть, а что же там, внутри.