Купить мерч «Эха»:

Кубок датского короля - Нина Лаврова - Дворцовая площадь, д. 2 - 2011-06-26

26.06.2011
Кубок датского короля - Нина Лаврова - Дворцовая площадь, д. 2 - 2011-06-26 Скачать

КСЕНИЯ БАСИЛАШВИЛИ: Страсть, в том числе к искусству – бывает разрушительна.

Екатерина вторая собирала камеи и ради обладания ими в своей эрмитажной коллекции поштучно, разрушила целый кубок – подарок датского короля. Так что теперь мы с Ниной Лавровой, кандидатом искусствоведения, сотрудником Эрмитажа, по сути говорим о произведении исчезнувшем. Правда, есть изображение великолепного кубка - рисунок 18 века хранится в собрании Эрмитажа.

НИНА ЛАВРОВА: У Осипа Мандельштама есть стихотворение, которое сразу вспоминается, когда речь заходит об античной глиптике, камеях:

Я потеряла нежную камею,

Не знаю где, на берегу Невы.

Я римлянку прелестную жалею, -

Чуть не в слезах мне говорили вы…

Красавица-грузинка, знакомая поэта, недаром оплакивала утрату «божественной геммы» - и поныне камеи – античные и современные работы – ценятся порой дороже урашений из бриллиантов. Знала цену камеям и императрица Екатерина Великая. «Камейной болезнью» называла она охватившую её страсть к коллекционированию резных античных камней. Доступ к коллекции антико считался большой милостью. Великолепное собрание камей герцога Луи Филиппа Орлеанского – одно из немногих, приобретённых ею (1787 год), - можно и сейчас увидеть в Золотой гостиной Зимнего дворца. Однако, у Екатерины был предшественник в собирательстве камей, император Пётр I. Уже во время Великого посольства 1697-98 годовмолодой русский царь, будучи в Голландии, проявил большой интерес к коллекциям гемм. В частности, он посетил тогда дом секретаря и казначея Адмиралтейства в Амстердаме Якоба де Вильде и ознакомился с собранием античных бронз, мраморов и дактилиотекой – то есть собранием резных наперстных колец. Во стором путешествии в Европу (1716-1717 гг.) при посещении Копенгагена, «во время торжественного застолья датский король Кристиан VI» преподнёс русскому царю и царице Екатерине I один, из трёх имевшихся у него драгоценных кубков, сплошь усеянный резными каменьями», то есть камеями . Кубок до самой смерти Петра оставался в Государевом кабинете в Летнем Дворце , а затем был передан императрицей в Кунсткамеру.

Золотой кубок украшали более 200 камей – это был рожденный эпохой барокко «кунсткамерный» способ презентации резных камней. К сожалению, этот уникум дожил только до царствования Екатерины II, которая несмотря на весь пиетет к своему великому предшественнику, распорядилась демонтировать камеи, а золотой корпус отдать в переплавку. 200 камей фактически «растворились» в её огромной коллекции гемм, но благодаря тому, что кубок в своё время нарисовал художник О. Эллигер, стало возможно опознать более 60 камей, снятых с кубка. Античных гемм среди них не оказалось. Самой ранней по времени-ренессансной-и самой ценной оказалась камея с портретом французского короля Франциска I.

Самые же ранние ростки интереса к резным камням и первые шаги к их коллекционированию в России неразрывно связаны с Голландией – именно отсюда, а также с Петровской Кунсткамеры, стала постепенно формироваться самая большая в мире Эрмитажная коллекция глиптики.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Одну из самых крупных камей петровского кубка – портрет Александра Македонского, полководец изображен в образе богине Минервы, можно увидеть в коллекции глиптики Эрмитажа. Но сперва будет интересно заглянуть в отдел гравюры, где хранится акварель художника Эллигера, по которой специалистам и удалось определить геммы снятые с кубка в богатейшей камейной коллекции Эрмитажа.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024