Забытая награда - Дворцовая площадь, д. 2 - 2011-05-15
К.БАСИЛАШВИЛИ: Отдел рукописей «Эрмитажа» в стеллажах ждет своего рассказчика истории музея. Идеальную тишину архива прерываем по старшим научным сотрудникам Еленой Соломахой воспоминаниями о судьбе картины Жана-Батиста Шардена «Натюрморт с атрибутами искусств», о том, как полотно «Эрмитаж» успел утратить и обрести вновь.
Е.СОЛОМАХА: Однажды Екатерина Вторая через своего посла во Франции Дмитрия Алексеевича Голицына сделала заказ знаменитому художнику Шардену «Натюрморт с атрибутами искусств». Это полотно предназначалось для украшения конференц-зала петербургской Академии художеств. Вообще, надо сказать, что Екатерина Вторая была единственная, кто собирал картины современных ей художников. Через год Шарден выполнил этот заказ. Надо сказать, что, это всеми признано, что он создал один из лучших своих натюрмортов-аллегорий. Здесь мы видим представленными на этой картине предметы, которые олицетворяют свободные художества. Каждый предмет, как это Шарден всегда делал, он пишет с натуры.
ГОЛОС: Обратите внимание на эту деталь.
Е.СОЛОМАХА: Особенно интересно, на этом натюрморте мы видим уменьшенную копию со статуи известного тогда скульптора Пегали «Меркурий, завязывающий сандалию». Такие вот уменьшенные копии были практически во всех мастерских художников. Она была действительно очень популярна. Здесь же мы видим и другие атрибуты искусств, и живопись, представленную палитрой. Этот натюрморт сам Шарден писал несколько раз, существует несколько авторских повторений. Картина была привезена в Петербург, но она так понравилась Екатерине Второй, что она не отдала ее в Академию художеств. Самое удивительное, что она не просто оставила ее для своего собрания, а повесила в своем кабинете, хотя известно, что она не отдавала предпочтения французской живописи. У нее в кабинете, в основном, висели голландцы. Картина находилась в картинной галерее «Эрмитажа» до 1855 года. К этому времени император Николай Первый решил открыть «Эрмитаж» для публики. Для этого было построено новое здание. Но самое главное, что, помимо этого была проведена огромная работа по пересмотру всего хранения с тем, чтобы отобрать лучшие вещи для экспозиции.
ГОЛОС: И вот здесь начинается самое интересное.
Е.СОЛОМАХА: Император лично осмотрел все картины и далее изволил собственноручно сделать каждой картине назначение. В том числе, 1218 картин были предназначены для продажи с аукциона. Надо сказать, что, к сожалению, в этот список попали вещи достаточно хорошие и известные, в том числе несколько картин Шардена: «Девочка, играющая в волан», сейчас она находится в собрании Ротшильда. Но тогда же получилось, что был продан и натюрморт Шардена, о котором я говорила. Провести этот аукцион было поручено Андрею Михайловичу (неразб.). это был человек абсолютно безупречной репутации, он был попечителем выставки-продажи картин при Обществе поощрения художников. Его салон находился в доме Голландской церкви близ Полицейского моста. Там же было решено провести этот самый аукцион.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Кто в 1855 году купил картину Шардена, неизвестно. След ее был потерян вплоть до 1924 года, когда сотрудники фонда музея зашли в магазин по улучшению жизни детей. Улучшал ее Феликс Дзержинский, в том числе и за счет продаж искусства. Там, среди антиквариата, и был обнаружен Шарден и возвращен в «Эрмитаж».