Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа. Часы из приёмной директора - Михаил Пиотровский - Дворцовая площадь, д. 2 - 2010-12-19
М. ПИОТРОВСКИЙ: Однажды ко мне пришла хранительница наших бронз Ирина Яковлевна Зек и привела Юрия Петровича Платонова, замечательного мастера реставрации часов, часового мастера, ну, от бога.
Его, к сожалению, уже нет с нами. Они начали меня долго уговаривать, что нужно завести в Эрмитаже специальную мастерскую реставрации часов. Ну, время было тогда еще совсем такое небогатое, завести целую реставрацию, в общем, казалось безумием. Но потом я спросил: а вы сделаете так, чтобы у нас все часы в Эрмитаже работали всегда и шли. Он сказал: ну, сделаем. Все ваши хорошие часы будут ходить. И сделали. Вот сейчас, если идти по Эрмитажу, то большая часть, значительная часть часов работает.
Ходят люди, специально их заводят, они ходят, они звенят. Часы-Павлин работают замечательно – это тоже все сделано этой мастерской. Она сама по себе необыкновенно хороша. Они много делают часовых и звуковых механизмов, которых у нас много. И вот, одни часы сейчас стоят у нас в приемной. Ну, приемная дирекции Эрмитажа – это одно из самых священных мест, сюда приходят самые-самые высокие гости. Здесь стоят недавно отреставрированные часы, которые были заказаны Екатериной. Екатерина их заказала, об этом там все написано.
Часы реставрировались, ну, вот, всеми реставраторами Эрмитажа. Потому что часовщики делали часовой механизм. Часы там очень плотно, потому что там много мелодий. Начинается, по-моему, с английского гимна, кончается русской пляской. И так каждый час мелодии играют.
Там нужно было починить и отреставрировать колонны мраморные, их делали мраморщики. Сами вещи делали, сам корпус делали наши краснодеревщики. Внутри там какие-то мехи, которые дают эту музыку, это тоже отдельные мастера. В общем, все работали. Те, кто делают бронзу, тоже делали. Вот, все это вместе - большая работа, которая эти часы восстановила. Потому что они, как и всем часам полагается, они не ходили, плохо ходили, и, в общем, так, стояли, как красивое украшение.
А теперь мы можем слушать все то, что слушала Екатерина и ради чего она их заказала. А часы поступили к нам из Зимнего дворца, а заказаны были Екатериной. Заказала они их в Великобритании, тогда это называлось Англией, а теперь – Соединенное Королевство. У мастера Эрдли Нортона. Знаменитый был мастер. Ну, в общем-то, всегда Екатерина выбирала самых лучших. Но, как говорят – шутят – это был такой сложный заказ, что мастер успел умереть, а заказ так и не был осуществлен до конца.
И другая фирма «Gravell Tolkein», тоже другая, очень знаменитая фирма, приняла этот заказ и выполнила часы. Часы… ну, они красивые, описать их трудно. Ну, они высокие, красного дерева, белые колонны мраморные, очень красивый циферблат, на котором все нарисовано, и там есть специальный кружочек, как уменьшить – убрать звук, специальный кружочек, как их подгонять, чтобы они шли быстрее.
И на них много надписей, которые говорят, что нужно, как часы могут работать. На правой стороне специально такая табличка бронзовая – это то, что можно говорить по радио, а по какому-нибудь телевизору не увидишь и в музее не увидишь. Там написано: по специальному заказу Ее Величества Екатерины Второй, российской Императрицы, эти часы были сконструированы и начаты Эрдли Нортоном, адрес: 49 Сент-Джон стрит, Лондон, и завершены его последователями «Gravell Tolkein», в 1792-м году. Это по-английски. Дальше идет сбоку эмалевый диск, и там уже по-русски написано: ежели маятник остановится, должно за пружину дернуть. Указания есть, красивые такие.
А на левой стороне механизма такой же кружок с надписью: прибавление и убавление музыки, те есть, тише или скорее. Прибавление, убавление – видимо, были слова такие, не всем понятные. Часовой механизм так отбивает часы и четверть часа, два колокольчика там у него. В конце каждого часа включается механический орган, - вот это самая главная вещь, для чего там мехи, - который исполняет на выбор одну из 12-ти мелодий. Вот, первый - английский гимн. Мы сначала, когда включили, а потом решили, что будет очень неудобно, если будут входить иностранные гости, а у нас «God, save the King» будет играть, как-то непатриотично, поэтому у нас в основном танцы, и вот последняя – это русский танец. Вот, такая целая история, в которой еще включается то, что…
(звучит мелодия)
… вот, другие часы заиграли. Это сейчас играют часы, которые тоже сделаны в Англии не такими знаменитыми мастерами, но тоже знаменитыми, которые принадлежали Чайковскому, кажется, Модесту. Но научных исследований я не провожу, пусть будет красиво: часы принадлежали Чайковскому, а то выяснится, что никому не принадлежали. И еще один сюжет в связи с этим. Эта реставрация делалась, понятно, в нашей часовой мастерской в нерабочее время.
Работа, материалы все были оплачены одной из фирм-партнеров Эрмитажа. У нас есть плохая российская традиция не называть спонсоров, наверное, нельзя, мы боремся за то, чтобы этого больше не было. Но пока что, значит, не называю. Это тоже часть нашего Эрмитажа жизни: создание новых лабораторий, новых мастерских, привлечение новых спонсоров, потом красивое представление всего того, что делается.