Анатолий Иксанов, генеральный директор Большого театра - Они - 2013-06-15
В. РОМЕНСКИЙ: 22 часа и 14 минут в российской столице. Вы слушаете радиостанцию «Эхо Москвы». Это самая запутанная программа на ее волнах. Это программа « Они». В студии Тимур Олевский и Владимир Роменский.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Добрый вечер. Говорить мы сегодня будем о генеральном директоре Большого театра, человеке, чья фамилия не сходит со страниц прессы. В связи с разными событиями в Большом театре. Будем говорить об Анатолии Геннадьевиче Иксанове.
В. РОМЕНСКИЙ: Это его не самое первое имя. По рождению он был наречен несколько иначе.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Совершенно не важно. Важно, как его называют друзья. Он никогда не скрывал происхождения, откуда он родом, где учился, как работал. О творческом пути А. Г. Иксанова мы сегодня поговорим. Естественно, не обойдем стороной и те скандалы, которые сотрясают Большой театр, просто потому, что это тоже, к сожалению, часть его работы.
В. РОМЕНСКИЙ: Последнее, что произошло, это увольнение Николая Цискаридзе. С первого июля он уже не будет являться сотрудником Большого театра. У него, соответственно, заканчивается контракт. Его увольняют. Говорят, что Цискаридзе – главный боец с Иксановым.
Т. ОЛЕВСКИЙ: И давний к тому же.
В. РОМЕНСКИЙ: Самое главное, Анатолий Геннадьевич к нам в эфир выходить отказался. Пришла смс о том, что Большой театр никаких комментариев не дает, поэтому мы сегодня обладаем большим эфирным временем. Конечно, будем беседовать с вами. Телефон прямого эфира: 8(495)-363-36-59. Звоните, пожалуйста, те, кто ходит в Большой театр. Те, кто могут сказать, как он изменился после реконструкции. Как изменился его репертуар за последнее время, как изменился его балет.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Ваше отношение к этому театру. Что хочу сказать, если Анатолий Геннадьевич вдруг нас слышит и решит выйти к нам в эфир, мы будем страшно рады. В любом случае, люди, которые знают его довольно близко, сегодня прозвучат. Вы их услышите.
В. РОМЕНСКИЙ: Не обойдемся без знаменитых балерунов и балерин. Также напомним, что вы можете присылать свои смс на +7-985-970-45-45. Владимир в бане нам пишет: « Самая большетеатральная передача». Да, именно так. Можете писать в Твиттере : аккаунт vyzvon. Мы обязательно все получим, будем с вами беседовать. Сразу будем объявлять голосование и принимать звонки. Телефон прямого эфира еще раз: +7-(495)-363-36-59. А сейчас мы послушаем самого Анатолия Геннадьевича Иксанова. Послушаем его рассказ о том, как он оценивает окончание реконструкции старой сцены Большого театра, главной сцены. 10 лет происходила эта реконструкция. Построили и новую сцену. В конце, когда все копья были сломаны, Анатолий Геннадьевич сказал несколько слов о том, как он оценил то, что получилось:
- Стройка ведь грандиозная была. И объемы самого строительства, и объемы здания, которое мы в результате получили, два раза превышают то, что было. Когда вы приезжаете даже после ремонта в свою квартиру, то обязательно находятся какие-то нюансы. Там плинтус вроде не нравится или розетка не на той высоте. Здесь, представляете, более трехсот километров только электрических проводов в театре новых. Мы сегодня обживаем театр. Кстати говоря, понять, что не так, можно только активно эксплуатирую. В принципе мы могли бы открыться, и потом законсервироваться еще на полгода. Мы пошли по другому пути, по пути активной эксплуатации этого замечательного, потрясающего, я даже эпитетов не могу найти. Мы получили уникальную современнейшую театральную технологию, которой сегодня в мире точно нет.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Вот что мы слышали от Анатолия Иксанова. Кстати, вот эти слова про уникальную современную технологию, мне кажется, могут стать лейтмотивом нашей передачи. Кажется, это такая какая-то особенная фишка самого долго сохраняющего свой пост генерального директора Большого театра.
В. РОМЕНСКИЙ: Но ведь позавчера стало известно о том, что правоохранительные органы выявили крупное хищение бюджетных средств, выделенных на ремонт Государственного Академического Большого театра. Это сообщалось на сайте МВД.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Это очень важно. Подобные заявления происходят регулярно. Она происходили еще и во время этой реконструкции в 2003 году, и в 2009 году говорили о том, что были растрачены средства. Но есть один важнейший нюанс.
В. РОМЕНСКИЙ: Я просто хочу сказать, о какой сумме идет речь. Похитили в 2005 году, как сообщается, около 90 миллионов рублей при реконструкции Большого театра. Коррупция имела место быть в этом деле.
Т. ОЛЕВСКИЙ: При этом очень важно, что Большой театр, и, собственно, наш герой сегодняшний Иксанов Анатолий Геннадьевич не имел никакого отношения к реконструкции как заказчик. Не имел юридически отношения к деньгам. Просто хотя бы потому, что этим занимались совершенно другие люди. Мы отдельно потом поговорим об этих людях, чтобы отделить мух от котлет.
В. РОМЕНСКИЙ: Мы будем отдельно говорить и про Цискаридзе, и про самого Иксанова. Но перед этим давай запустим голосование и потом примем несколько телефонных звонков. Иксанов, кто не знает, он профессиональный театральный менеджер. Он всю свою жизнь, практически сразу после института, занимался именно тем, что руководил, помогал руководить театрами.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Это когда еще. Это начиналось еще в 77 году. Мне год был, я под стол ходить, Иксанов уже закончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Практически сразу после окончания стал главным администратором в Ленинградском Малом драматическом театре. Потом, спустя несколько лет, стал главным администратором в Большом театре им. Горького. Сейчас он им. Товстоногова.
В. РОМЕНСКИЙ: Товстоногов сам его туда и привел, если не ошибаюсь.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Да. Он при нем, собственно, вырос в директора этого театра. Что очень важно, за то время, что он там поработал, он успел объездить многие европейские страны, где учился организовывать работу театра. Не так много специалистов, как мне кажется, пообщавшись с разными театральными людьми, куда более сведущими, чем мы с Владимиров Роменским. Такие неучи, не театралы совершенно. Не так много специалистов подобных было в Советском Союзе.
В. РОМЕНСКИЙ: Смотри, пишут про Иксанова, что он проходил стажировку и в США, и во Франции, и в Швейцарии, все изучал. Зарубежный опыт в области театрального менеджмента. Знаешь что? Я сегодня читал интервью, которое Иксанов давал Ускову.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Это главный редактор проекта «Сноб».
В. РОМЕНСКИЙ: Известный журналист Николай Усков. Часто приходит в « Особое мнение» даже на « Эхо». Он рассказал, что, по его мнению, та ситуация, в которую попал руководитель балета Большого театра, худрук Большого театра, Сергей Филин. Мы помним, что его облили кислотой. Сейчас эта ситуация изменяется. Ему делают операцию. Она развивается в суде. Звучат уже совсем другие теперь показания. Вроде бы, это уже была не серная кислота, вроде бы это было еще что-то. По словам Иксанова, именно Цискаридзе устраивает именно такую бучу. Именно ситуация с Сергеем Филиным произошла из-за того, что именно Цискаридзе подогревал обстановку. Вроде бы рвался, хотел занять место худрука или директора театра. У нас к вам вопрос. По вашему мнению, руководить Большим театром должен профессиональный артист, который знает, как это все работает? Он знает детали.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Подожди, это знает и директор. Он знает, как работать на сцене. Он - творческий человек. Он артист, что тут говорить.
В. РОМЕНСКИЙ: А есть еще у нас профессиональный менеджер Иксанов.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Который знает, как организовать фонд для артистов, который организовал фонд для артистов БДТ.
В. РОМЕНСКИЙ: Который говорит о том, что когда он приходил, 10 лет назад, бюджет Большого театра составлял 12 миллионов. А сейчас составляет 120 миллионов долларов.
Т. ОЛЕВСКИЙ: И построил новую сцену. Т.е. человек – организатор, которого не видно.
В. РОМЕНСКИЙ: Итак, давайте голосовать. Если вы считаете, что руководить Большим театром должен профессиональный артист, то ваш телефон: 660-06-64. Если вы считаете, что Большим театром должен руководить профессиональный менеджер, то ваш телефон: 660-06-65. Как журналист я понимаю, если человек не работал в полях, ему просто очень тяжело представить, с чем сталкивается обычный корреспондент на улице.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Но это не значит, что все главные редакторы всех изданий ходили в поля и работали на митингах.
В. РОМЕНСКИЙ: Может быть, ты замечательный менеджер. Может быть, ты не понимаешь чаяний каких-то простых сотрудников, но ты умеешь так все выстроить.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Видишь картину общую, выстраиваешь бизнес.
В. РОМЕНСКИЙ: Привлекаешь деньги.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Нам проще говорить. Давай вернемся на наши щи. Мы понимаем о СМИ немножко. Это бизнес, для главного редактора важно понимать общий тренд развития.
В. РОМЕНСКИЙ: С другой стороны, главный редактор может вообще не отвечать за бизнес. Этим может заниматься гендиректор. Мы как раз сейчас говорим про генерального директора. Но если мы говорим про руководителя в первую очередь. Если вы считаете, что все-таки театром должен руководить артист, который знает, как это все работает, ваш телефон: 660-06-64. Если вы придерживаетесь мнения, что на этом месте руководящего должен сидеть менеджер, который понимает, как работают процессы.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Бизнес-процессы.
В. РОМЕНСКИЙ: Может быть, гораздо сильнее, чем какой-то артист, ваш телефон: 660-06-65.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Я хочу свою личную точку зрения высказать в пользу менеджера, потому что менеджер – человек, не участвующий не сцене, он должен находиться над схваткой. Ему же все равно, у него нет театральных амбиций. Ему все равно, кто и как играет. Ему главное, чтобы играли хорошо, чтобы были хорошие кассовые сборы, репутация театра, хорошая критика и какое-то развитие, которое он может монетизировать. В этом смысле человек, который не играет на сцене, у него должны быть амбиции другого рода. Мне так кажется.
В. РОМЕНСКИЙ: Пока продолжаем голосование, я приму несколько телефонных звонков. +7(985)970-45-45 – для ваших смс.+7(495)-363-36-59. Здравствуйте, вы в прямом эфире, как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ1: Здравствуйте. Меня зовут Филипп.
В. РОМЕНСКИЙ: Филипп, скажите, вы в Большой театр ходите?
СЛУШАТЕЛЬ 1: Я был в Большом театре много-много лет назад. Мне довелось, я видел Майю Михайловну Плисецкую в «Кармен – сюите» Глазунова. Я был совсем мальчик. Я не так давно был на « Щелкунчике», там танцевал не Цискаридзе. Это был один из предновогодних спектаклей. Я тоже побывал. Был восхищен атмосферой
В. РОМЕНСКИЙ: Цискаридзе очень ругает ремонт в Большом театре.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Причем начал это делать с первых мгновений, как только все произошло, как только он завершился.
СЛУШАТЕЛЬ 1: Мне все очень понравилось. Это было необыкновенно торжественно. Все было необыкновенно красиво. Прекрасный спектакль « Щелкунчик» перед Новым годом.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Традиционный « Щелкунчик» 31-го числа.
СЛУШАТЕЛЬ 1: Единственное, это не было 31-го число, я хотел сказать, что Николая Максимовича я никогда не сцене не видел. Я понимаю, что это очень большой танцор. Таких на планете 3-5, хотя мы понимаем, что их три на всей нашей земле. Хороших генеральных директоров, конечно, больше, но здесь я бы хотел сказать, что это большая трагедия, на мой взгляд.
В. РОМЕНСКИЙ: Трагедия для кого? С увольнением Цискаридзе?
СЛУШАТЕЛЬ 1: Трагедия в том, нужно отдать дань не просто профессионализму, но и величию организатора Анатолия Геннадьевича Иксанова, по-моему, он много лет работает. Мне кажется, три министра культуры сменилось.
Т.ОЛЕВСКИЙ: Шведкой, Авдеев и сейчас Медынский.
СЛУШАТЕЛЬ 1: Был еще бывший ректор Московской консерватории Соколов. Сейчас Авдеев. Это очень крупная фигура. Нужно говорить не просто о том, может ли менеджер руководить театром. Нужно говорить о том, что Иксанов – это менеджер конкретного раздела деятельности. Я не думаю, что он может успешно руководить какими-то инвестиционными компаниями.
В. РОМЕНСКИЙ: Но Большим может. Филипп, у меня к вам вопрос по репертуару. Вы следите за Большим театром? Насколько я понимаю, Иксанов, когда я беседовал, такую аналогию про него провели, это такой не самый молодой. Но по духу как Капков.
Т.ОЛЕВСКИЙ: Молодой министр культуры Москвы.
В. РОМЕНСКИЙ: Да. Он позволяет какие-то новые спектакли, я помню, как «нашисты» в каком-то еще 2003 бастовали.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Когда поставили « Дети Розенталя»
СЛУШАТЕЛЬ 1: «Дети Розенталя» Десятникова. Потом нужно отдать должное, что Десятников, если мне не изменяет память, великий русский композитор. Работал два года руководителем музыкальной части.
Т.ОЛЕВСКИЙ: Надо было, чтобы ему разрешили поставить этот спектакль.
В. РОМЕНСКИЙ: Я так понимаю, он привозит британских оперных режиссеров крутых. Василий Бархатов может делать какие-то вещи в Большом театре. Т.е. люди достаточно прогрессивных взглядов.
СЛУШАТЕЛЬ 1: Я в этом смысле подчеркиваю, что, несмотря на то, что танцовщиков уровня Н. Цискаридзе один, два, три, на самом деле, наверное, руководителей, организаторов чуть больше на земле. Подчеркиваю, трагедия заключается в том, что это какая-то борьба интересов, борьба позиций, борьба характеров.
В. РОМЕНСКИЙ: Воюет и хороший менеджер, и хороший артист. Я правильно вас понимаю?
СЛУШАТЕЛЬ 1: Если из театра уйдет большой артист, он будет в Метрополитен танцевать, еще где-то, есть талант, гениальность. Жалко, что я, как обычный зритель, отношу себя к сфере культуры, я чувствую, за этим слежу, но я получаюсь обделенным, потому что в Большом театре, если я накоплю денег на билет.
В. РОМЕНСКИЙ: А сколько вы заплатили денег за билет?
СЛУШАТЕЛЬ 1: Это был подарок.
В.РОМЕНСКИЙ: У вас хорошие друзья.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Кстати, по поводу билетов. Надо сказать, что с этого и начинал А. Иксанов свое деятельность в театре, когда он привлек компанию McKinsey, специализирующуюся как раз на оптимизации продаж билетов и прочих вещей во всем мире. По крайней мере, декларировал, что они вместе изменят правила продажи билетов. Избавятся от барыг, которые всегда торговали около Большого театра, как в моем детстве, билетиками на вечерние и на другие спектакли. На самом деле изменилось это или нет? Тоже вопрос к вам. С удовольствием поговорим с вами об этом по телефону. Ты как раз упомянул Василия Бархатова, рассказал, с кем тебе сравнивали Анатолия Иксанова. А вот Василий Бархатов, когда я с ним говорил, он его сравнил с людьми, которые сидят на АЭС за пультом, атомная электростанция. Если незнакомый человек, непонимающий, что происходит, зайдет в машинный зал, он увидит, что три человека сидят перед лампочками шесть часов и вообще ничего как будто не делают. При этом всю важность той работы, которая происходит…
В. РОМЕНСКИЙ: Если он однажды нажмет кнопку…
Т. ОЛЕВСКИЙ: И в этом смысле Василий Бархатов сравнил А. Г. Иксанова именно с такими людьми. Отдал ему должное в том, что он сделал для современных постановок Большого театра:
- Мне не хватало такой личной мышечной массы, для того чтобы отстаивать свою правоту или неправоту. Когда началась неоправданная шумиха вокруг спектакля, то А. Г. Иксанов не оставил меня в одиночестве. Не сказал, хотя это было бы проще всего, сказать, что Вася молодой приехал, что-то поставил, молодежь. Слить меня, оставить меня с недовольной критикой. Анатолий Геннадьевич так не поступил. Он прятал меня за мощную спину себя лично и Большого театра. Мы переживали эту ситуация вместе. Теперь она уже далеко позади. « Летучая мышь» идет несколько раз в каждом сезоне. Театр не должен бояться экспериментов. Татр должен шагать вперед. Большой театр и Анатолий Геннадьевич был один из первых людей, еще несколько людей, которые поддержали мою идею « Лабораторию», «Опергруппу», в которой молодые режиссеры ставят современных молодых русских композиторов. Аналогий Геннадьевич был одним из тех, кто эту идею поддержал, и первый спектакль. Мы открывали «Лабораторию». Это был ( НРЗБЧ) на сцене Большого театра, на новой сцене Большого театра. Какая-то особенность менталитета, мы все пытаемся охранять традиции, которые без того очень хорошо охраняются. Все люди, которые делают современное искусство, бесконечно эти традиции уважает. Почему Большой театр должен отличаться от Метрополитена, Ковент- Гардена? Чем Большой театр хуже? « Евгений Онегин» Дмитрия Чернякова, который объездил весь свет и открывал национальную парижскую оперу, собрал все призы критики, которые только возможно, наверно, тому хорошее свидетельство.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Василий Бархатов перечислил некоторые успешные постановки молодых режиссеров. Кстати, видишь. Он рассказал, что Иксанов в самый трудный момент, рискуя репутацией театра, заслонил собой молодого режиссера, поверил в него, не бросил. Таким образом, оказалось, что этот молодой режиссер стал В. Бархатовым, который, в общем, прогремел на весь мир. Ставит не только здесь, но и там. Дал такую путевку в жизнь.
В. РОМЕНСКИЙ: Тимур, мы спрашивали у наших слушателей, должен ли театром руководить профессиональный артист или же профессиональный менеджер. Нам уже пишут на +7-985-970-45-45. « Быть директором театра должен не профессиональный менеджер и не профессиональный артист, а Николай Цискаридзе». Еще одна смс от Сергея: « Лучше, чтобы балетной труппой руководил Николай Цискаридзе».
Т. ОЛЕВСКИЙ: Алексей пишет: « Менеджер, но он не должен вмешиваться в творческий процесс». « У вас на "Эхо" кто подбирает журналистов: главред или гендиректор?» У нас подбирает главред. Но это не совсем одинаковая ситуация.
В. РОМЕНСКИЙ: Сейчас подведем итоги голосования: 71% дозвонившихся по нашему телефону сообщили о том, что Большим театром должен руководить артист, который знает всю кухню, и лишь 29 %, считают, что этим должен заниматься именно профессиональный менеджер-управленец.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Смотри, очень важная и замечательная смска. Как раз вот в наше голосование. Пишет нам Ирина: « Всяким делом должен руководить профессионал, желательно с опытом менеджера, если последнего нет, менеджера можно нанять, но решать должен все-таки мастер». Видимо, Ирина имеет в виду под мастером режиссера, который ставит спектакль. Главред в СМИ похож на режиссера, который выбирает артистов себе, набирает труппу под свой спектакль. А менеджер – это директор, который предоставляет мастеру возможность работать. Ну, Иксанов предоставляет режиссерам возможность работать, бюджеты для них выбивает, здание построил.
В. РОМЕНСКИЙ: С другой стороны, мнение Ирэн: « Вот чудненько, завхоз выгнал гениального танцора за ненадобностью, ай да руководитель».
Т. ОЛЕВСКИЙ: За ненадобностью ли? Или за склоки, которые были, или за что-то еще?
В. РОМЕНСКИЙ: Иксанов открыто говорит о том, что Цискаридзе разводил в театре, нагнетал обстановку. Создавал условия, в которых было очень сложно работать.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Удивительная вещь. Большой театр довольно закрытое, с точки зрения медиапространства. В Большом театре не очень любят комментировать скандальные вещи, которые у них происходят. Претензии к Николаю Цискаридзе были в том числе и в том, что он, нарушая пункты договора, хотя он говорит, что в договоре этого не было, позволили себе комментарий по поводу деятельности театра в СМИ. Из-за этого даже был суд, который в Тверском суде рассматривали два выговора Николая Цискаридзе. Один сняли, по поводу публикации в российском СМИ. А по поводу публикации в иностранном СМИ выговор оставили в силе.
В. РОМЕНСКИЙ: Ты знаешь, эти выговоры, они ведь ничего не делают.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Они позволяют человека уволить.
В. РОМЕНСКИЙ: Несколько месяцев назад Иксанов признавал, что мы можем делать эти выговоры сколько угодно, но реально уволить не можем. Нашелся другой способ уволить Цискаридзе. Сам он говорит, что ему когда-то подсунули документ, перевели его на договорную основу. Он каждый раз должен был продлевать свой контракт. Сейчас ему этот контракт просто не продлили. Именно поэтому он оказывается за бортом. Я хочу привести историю, которую для людей приводит Николай Усков. Он сообщает: «В 2004–2008 годах художественным руководителем балета Большого театра являлся Алексей Ратманский. Николай Цискаридзе неодобрительно отзывался о нем, в частности как о «человеке с улицы». Предполагают, что Николай Максимович надеялся занять должность худрука уже после истечения контракта с Ратманским. Однако в январе 2009 года на эту должность был назначен Юрий Бурлака, руководивший балетом Большого до марта 2011-го. Его уход в связи с истечением контракта сопровождал громкий скандал». Здесь интересный момент: «Одним из возможных претендентов на освобождающееся место считался руководитель труппы балета Большого театра Геннадий Янин, который устраивал прежде всего господина Иксанова. Внезапно в Сеть попало портфолио откровенных фотографий господина Янина в самых разнообразных конфигурациях и позициях». Вы себе представляете, это порнографические фотографии, после чего человек пишет заявление об уходе.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Это же провокация, похоже.
В. РОМЕНСКИЙ: Понятное дело, что он не сам их распространял. У меня вообще ощущение, что Большой театр напоминает какой-то клубок змей.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Серпентарий.
В. РОМЕНСКИЙ: Серпентарий. Кажется, так было всегда. Наверно, так бывает в театральном мире. В Большом театре это как бы особенный психологический и душевный строй людей, которые открытые, болезненно воспринимают происходящее. По поводу Николая Цискаридзе говорят, что было известно, что он Большой театр хотел сделать своим подчиненным. Рвался до поста большого. Хотел быть генеральным директором или хотел быть хотя бы директором балетной труппы. Мне тут рассказали одну историю, что однажды, когда это стало почти возможным.
В. РОМЕНСКИЙ: Можно я продолжу историю с Яниным? Просто чем она заканчивается. 15 марта 2011 года художественным руководителем балета Большого театра был назначен Сергей Филин. Именно он потом был облит кислотой. По словам Иксанова, они разговаривали: Филин с Цискаридзе. И Филин ему даже говорил, что, мол, успокойся. Теперь я занимаю эту должность, давай работать. Ситуация была непростая. Иксанов говорит, что очень много людей, заинтересованных в том, чтобы их представители были в Большом театре. Кто-то хочет занять это место сам, он намекает на Цискаридзе. Говорит о том, что он человек очень амбициозный, имеющий большие задатки. Такой яркий, желающий себя показывать и достигать определенных вещей. А есть те, кто просто хотят своих людей туда посадить. Им не особенно важно. Кто-то, по словам Иксанова, просто хочет сделаться своим ( НРЗБЧ), чтобы туда приходить с друзьями.
Т.ОЛЕВСКИЙ: Мы же на самом деле не понимаем. Мы здесь, сидя с тобой, не до конца понимаем внутреннюю жизнь, и какие действительно там есть соблазны. Понятно, что разобраться в этом, не погрузившись в мир театральный, практически невозможно.
В. РОМЕНСКИЙ: Еще один момент, который вспоминает Усков и Иксанов. В ноябре 2012 года на имя Владимира Путина было написано письмо, которое подписали Марк Захаров, Олег Табаков, Галина Волчек, Алиса Фрейндлих, Геннадий Хазанов и другие. Все они выступали за отставку Иксанова. Однако позже эти люди от своих подписей отказывались.
Т. ОЛЕВСКИЙ: И извинялись еще, звонили Иксанову и извинялись. Михаил Лавровский рассказывал в интервью газете « Известие», кажется, о том, что когда это письмо подписывали, якобы Николай Цискаридзе сказал, что Иксанова уже точно снимают, и у него есть шанс занять эту должность. Когда они подписывали это письмо, им казалось, что они подписывают его, потому что был выбор: этого точно снимают, но лучше, чтобы был кто-то свой. Выходит, как будто он их обманул.
В. РОМЕНСКИЙ: Знаешь, в этой истории пока получается, если мы говорим про противостояние Николая Цискаридзе и Иксанова, побеждает пока Иксанов, потому что его контракт продлен до 2014 года.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Знаешь, какую историю рассказали источники, близкие к Министерству культуры? О том, что Цискаридзе однажды позвал к себе бывший министр Александр Авдеев и сказал, что я знаю, Николай, что вы хотите занять этот пост, и мы вам готовы его предоставить, но вы никогда ничем в жизни не управляли. Вы – актер, вы никогда не занимали этот пост. У вас нет опыта управлять труппой, тем более управлять Большим театром. Давайте вы пока возьмете на себя руководство Новосибирского оперного театра, а это не самый плохой театр в Российской Федерации, поуправляете им какое-т время, а потом научитесь, вы вернетесь в Москву, и мы вам отдадим Большой театр. Это вполне реальная такая история. И Авдееву Цискаридзе категорически отказал.
В. РОМЕНСКИЙ: Тамара пишет на +7-985-970-45-45: « Иксанову пора на пенсию. Его время закончилось. За 13 лет сменилось многое в нашей стране, да и в мире в целом. Пора дать следующему поколению двигать локомотив Большого театра».
Т. ОЛЕВСКИЙ: Тамара предлагает всех отправить в отставку.
В. РОМЕНСКИЙ: Я хочу Тамаре заявить. А вы знаете, что сам Иксанов считает, что в отставку пора уходить Цискаридзе, а ему нет. Потому что Цискаридзе – исполнитель балета. Время артиста, оно заканчивается, тем более, если артист занимается вот таким вот трудом.
Т.ОЛЕВСКИЙ: Мы не понимаем, продлят ли контракт самому Иксанову после 2014 года. Он действительно очень давно генеральный директор Большого театра. Насколько вообще возможно, чтобы человек продолжал, может быть, он и сам не захочет больше. Это же тоже пока неизвестно.
В. РОМЕНСКИЙ: Еще одна смс. « Иксанов превратил всенародный театр в театр для воров и жуликов, судя по ценам на билеты. Это что-то говорит о нем самом».
Т. ОЛЕВСКИЙ: По-моему, это говорит о том, что Иксанов находится на рынке. И если билеты продаются дорого, они должны дорого стоить.
В. РОМЕНСКИЙ: Еще одна смс: « Насчет продажи билетов у Большого театра все так же. Всегда продают с рук. Цискаридзе видела в записи балета с его творческого вечера»,- сообщает нам слушатель.
Т.ОЛЕВСКИЙ: По поводу билетов я тоже слышал. Я сам не пробовал покупать с рук или не с рук. Я понял, что до конца победить эту мафиозную структуру, продающие билеты Большого театра, кажется невозможно никогда. Примерно так же, как невозможно до конца победить историю с продажей билетов на футбол, например. Всегда же существуют попытки коррупции и прочих вещей.
В. РОМЕНСКИЙ: Еще одна смс: « Иксанов сам устроил всю интригу, а Николай – гений»,- Лида нам сообщает.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Мы должны понимать, Лида, Владимир тоже понимает и я, что существует очень много таких специальных людей, которые являются ярыми фанатами, что одного, что другого. Особенно у балета бывает такая труппа фанатов. Очень трудно иногда отделить их эмоции от реальности.
В. РОМЕНСКИЙ: Сегодня интервью Николай Цискаридзе дал нашей коллеге К. Лариной. Вы можете зайти на сайт « Эхо», прочитать.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Он подробно рассказал свою позицию. Целый час он рассказывал, там очень много интересно. Рекомендуем вам послушать ту позицию, которую сам Николай Цискаридзе высказывает в нашем эфире.
В. РОМЕНСКИЙ: Цискаридзе не первый артист такого уровня из Большого театра, у кого конфликт с Иксановым.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Первый яркий конфликт был с Анастасией Волочковой.
В. РОМЕНСКИЙ: Давайте послушаем, что она сама говорит про это. По ее словам, Иксанов использует самые грязные методы, чтобы выживать людей, причем пользуется одними и теми же приемами:
- Меня в Большой Театр вернул Юрий Николаевич Григорович. Он поставил условию Иксанову, что премьерный спектакль, балет « Лебединое озеро», буду танцевать я. В один прекрасный момент, это было 10 лет назад, моя жизнь, скажем так, разрушилась с очень известным и влиятельным человеком, который в свою очередь решил отомстить и сделал заказ Иксанову на мое увольнение. Тахир Гадельзянович начал этот приказ исполнять, причем очень добросовестно. Поскольку не было причин меня уволить, поскольку я только-только получила звание заслуженной артистки России, только-только участвовала в премьерных спектаклях Ю. Н. Григоровича. Было множество премий и наград. Он совершил незаконное действие и уволил меня с Большого театра совершенно незаконным способом. Это увольнение было сделано совершенно жесточайшими методами. Иксанов начал с того, что он понимал, что для балерины всегда опора – это партнеры. Первое, с чего начал, заставил артистов балета подписать письмо против меня. Многие подписали, потом подходили ко мне, объясняли, что они не могли этого не сделать. Коля Цискаридзе не подписал это письмо, после чего все эти проблемы начались. Также Иксанов знал, что у меня есть единственный и самый надежный партнер – это Евгений Иванченко, который был приглашен из Санкт-Петербурга специально как мой партнер. Первое, с чего начали, Женя Иванченко был избит жесточайшим способом. С угрозами жизни, что если он появится рядом с Анастасией, то он вообще перестанет танцевать. Те партнеры, которые не подписали письмо и танцевали со мной уже не в спектакле, а мои концертные программы, которые в то время существовали, они также подвержены были жестокостям. Их тоже избивали. Кого-то в подъезде, кого-то еще где-то. Им были оказаны невыносимые условия и угрозы жизни. Я нашла в себе силы подать в суд на Иксанова и выиграла этот судебный процесс, доказав незаконность его действий, поскольку он уволил меня задним числом. Я была возвращена в Большой театр, это тоже было, знаете, позорным методом, с приставами судебными, с какими-то милиционерами. Это был какой-то кошмар. Я вернулась на свое рабочее место, но я понимала, что мне не дадут танцевать в Большом театре. Это будет уже месть со стороны Иксанова за выигранный мной судебный процесс. Постоянно была с его стороны ложь и клевета. Он быстренько рассказал всему миру, что я большая и толстая, потому что ему надо было объяснить каким-то образом, почему он увольняет балерину, известную на весь мир фактически, потому что к тому скандальному увольнению было привлечено внимание всей мировой прессы. Все, что он делает за эти годы, это разрушение театра. Он превратил театр в мир беспредела, коррупции. Судя по последним событиям, уже и криминала. Я уже не знаю, что еще должно случиться в Большом театре. Уже кровопролитие, убийство, революция? Что должно произойти, чтобы руководство нашей страны обратило внимание на то, что происходит в Большом театре? Я считаю, что пока Большой театр не возглавит настоящая творческая личность, сильная, независимая, в Большом театре никаких перемен в лучшую сторону не последует ожидать, просто это будет крах.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Длинная реплика Анастасии Волочковой.
В. РОМЕНСКИЙ: Я не знаю, по-моему, она все четко сказала.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Она четко сказала то, как она видит ситуацию.
В РОМЕНСКИЙ: Она сказала, Иксанов ведет Большой театр к краху.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Слушай, смотри, какая история. Анастасия Волочкова сейчас нам сказала о том, что творческая личность будет не коррумпированная. Я не знаю, что она имеет в виду, но особенно у творческой личности всегда есть свои интересы. Есть свои творческие амбиции. Если доверять словам Анастасии Волочковой, то просто какое-то ОПГ существует, которое убивает и избивает людей. При этом надо понимать одну вещь. Я представляю себя на месте генерального директора, который должен решать, чтобы корабль плыл дальше. У тебя есть два очень сильных игрока, которые тебе должны подчиняться, чтобы корабль плыл дальше, кто-то один должен быть главным, например Иксанов, и кто-то другой, очень амбициозный, талантливый, должен подчиняться правилам одного. Ты починяешься Алексею Венедиктову? Алексею Алексеевичу Венедиктову ты подчиняешься.
В. РОМЕНСКИЙ: Я вынужден.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Теперь представь себе, что ты не вынужден, что ты собираешься не подчиняться. Ты приходишь и говоришь всему коллективу творческому радиостанции « Эхо Москвы», что Алексей Алексеевич все делает неправильно, слушайте меня. Я должен занять его место. Я буду главным редактором на « Эхе».
В. РОМЕНСКИЙ: Знаешь, на « Эхо Москы» проще. Здесь есть выборы главного редактора. Я могу демократическим путем постараться прийти к власти.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Точно, а у Иксанова выборов коллективом Большого театра нет.
В. РОМЕНСКИЙ: Потому что назначает генерального директора Большого театра премьер-министр.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Да, это вообще-то политическая должность. Хорошо сейчас сказал Владимир Роменский. Возникает какая-то коллизия. Директор, который должен вести театр дальше, не может каждый день терять лицо перед всей труппой, которую, простите, растлевают своим воздействием другие люди. Растлевают своими амбициями. А как еще? Как руководить театром, если от тебя вытирают ноги, предположим? В этой ситуации находится человек не публичный, и довольно жесткий, который точно знает что делает. При этом он еще отвечает за деньги. У него есть определенная ответственность, и в том числе ответственность политическая. Кроме того, мы не знаем всех входящих, которые существуют в Большом театре.
В. РОМЕНСКИЙ: Вот что говорит Иксанов про Цискаридзе: «Он заканчивает свою карьеру, закончил фактически. Но при этом Николай Максимович – человек с сумасшедшими амбициями. Он видит свою дальнейшую жизнь только в Большом театре, причем как его руководитель. Попытки были и раньше. Цискаридзе хотел стать художественным руководителем балета – не получилось. Помните историю с Яниным?» Как в интернет попали компрометирующие его фотографии. Усков спрашивает: «Цискаридзе причастен к скандалу с Яниным? - Для меня в этом нет сомнений».
Т. ОЛЕВСКИЙ: Это говорит Иксанов. Человек, который это знает, как должен относиться к человеку, про которого он знает? Это тоже понятно. Я хочу, чтобы мы послушали Иксанова сейчас. Послушали, что он говорил в одном из телевизионных интервью:
- «Если он считает, что он может возглавить, – это его личное дело. Я так не считаю! Потому что для этого, помимо скандальности и его известности, должны быть и некие другие качества».
Т. ОЛЕВСКИЙ: Если предположить, что то, что знает Иксанов – правда, если он знает, просыпается с этим каждый день и с этим живет, то можно себе представить, как он внутри переживает всю эту ситуацию, и как он должен относиться к людям, про которых он знает, что они способны на такие интриги. Как, впрочем, и в обратную сторону тоже.
В. РОМЕНСКИЙ: Я думаю, что сейчас мы примем еще несколько звонков. Тема просто огненная. +7-985-970-45-45 для ваших СМС. И +7(495)-363-36-59. Здравствуйте, вы в прямом эфире.
СЛУШАТЕЛЬ 2: Добрый день, здравствуйте.
В. РОМЕНСКИЙ: Как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ 2: Меня зовут Александр Львович.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Вы за красных или за белых?
СЛУШАТЕЛЬ 2: Не понял.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Вы поддерживаете чью-то сторону в этом конфликте?
СЛУШАТЕЛЬ 2: Вы знаете, я хочу сказать по поводу ремонта, который там произведен. Я – профессионал, я инженер - строитель, я любитель театра. Мне довелось быть в Большом театре, причем не внизу, а на галерочке. Я попал туда как ветеран. Я хочу сказать, что потолок зрительного зала выполнен непрофессионально, некачественно. Я поражаюсь, как администрация театра, наверно, во главе с уважаемым Иксановым, как могли пропустить мимо своих глаз?
Т. ОЛЕВСКИЙ: Я хочу по этому поводу сказать, что чертежами Большого театра занималась ЗАО « Курортпроект». Техническим директором его был Нодар Канчели. Это тот самый архитектор, который спроектировал аквапарк « Трансвааль», который обрушился. Столичный Басманный рынок. Они получили три раза деньги. Получили они деньги не от Иксанова, а от единой дирекции заказчика. Это была лужковская история. Курировал эту стройку лично Владимир Ресин. Человек, который не похож на менеджера, способного выпустить бразды правления, связанные с деньгами, из своих рук. Иксанов же занимался другими вопросами, не имеющими отношения. Часто вообще не мог на это повлиять. Это правда. Это отмечают многие.
В. РОМЕНСКИЙ: Я хочу запустить голосование. Мы эту программу делаем для того, чтобы люди могли себя поставить на место нашего героя. Сейчас давайте запустим голосование несколько иное, может быть. Не вполне такое стандартное. Позвоните нам родители и скажите, вы бы хотели, услышав все, что мы озвучивали, зная все те скандалы, которые происходят в Большом театре, истории, когда в лицо могут плеснуть кислотой. Когда в интернете могут публиковать твои фотографии.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Трудно делать карьеру и пр.и пр.
В. РОМЕНСКИЙ: Когда тебя потом за глаза могут назвать толстой, если ты балерина, или вот так подставить и выгнать, как Цискаридзе. Когда собираются подписи, от которых потом отказываются. В общем, во всем вот этом. Вф хотели, чтобы ваш ребенок стал, соответственно, танцором Большого театра, танцором балета? Вы бы хотели, чтобы ваша дочь стала балериной?
Т. ОЛЕВСКИЙ: Главного театра страны. С этой славой, со всеми делами и т.д.
В. РОМЕНСКИЙ: 660-06-64, если вы голосуете, да, я хотела бы, чтобы мой ребенок стал танцором балета. И 660-06-65, если нет. Актером Большого театра не хотел бы, чтобы стал.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Я же сегодня поговорил Виктором Григорьевичем Лошаком, сейчас он директор по развитию « Коммерсанта». Он бывший главред « Огонька». Он довольно близко знаком с Анатолием Иксановым. Они дружат. Он рассказал о том, насколько рисковый это человек:
- Иксанов, наверно, относится к тем людям, которые создают что-то, оставаясь в тени. Собственно, даже должность эта в Больших театрах мира называется не генеральный директор и не руководитель, а интендант. Сопоставить деньги и славу, чтобы слава осталась, а потраченные деньги были незамечены, наверно. В этом и есть секрет работы генерального директора такого огромного коллектива как Большой театр. Я Иксанова знаю с тех времен, когда он из Петербурга приехал в Москву и работал на канале « Культура». Он был заместителем руководителя « Культуры». Занимался примерно тем же самым. Тогда канал «Культура» был нищим по-настоящему. То, что он существовал, было большим таким фокусом. Он делал это спокойно, тихо. Всегда все работало, всегда все крутилось, а потом началась такая его эпоха в Большом театре. Это очень сложная, конечно, должность, которая находится в прицеле у прессы, у политиков. Я думаю, что он с интересом на это шел. Зная Анатолия Геннадьевича, зная его семью, я подозреваю, что театр им в принципе ближе, чем телевидение. Большой театр – это просто какая-то сковородка. Все в этом разбираются. Все хотят там бывать, все хотят критиковать и т.д. А он человек вообще не очень публичный. Он смотрит спектакли. У него есть такой стул маленький у правого входа в зал. Он там тихонько сидит и смотрит спектакль. Смотрит те куски, которые ему надо посмотреть. Громогласный директор сидел бы в правительственной ложе, чтобы все его видели. На него были бы направлены прожектора в какой-то важный и выигрышный момент. Я думаю, что он очень сильно пережил последнее событие. Он очень сильно переживал, там сердце, курить и .т.д. Он не человек интриги. Большой театр, особенно его балетная труппа, все отношения выстроены в рамках каких-то интриг. Он хотел бы работать с людьми открыто, быть в дружеском каком-то режиме, доверять им, рисковать вместе с ними. Большой театр оказался внутри конкурентной среды. И вне, и внутри. Для него это очень сложно. Если Иксанов решает как менеджер эту ситуацию конкурентной среды, то в коллективе ее решают очень по-разному. Те, кто выбыли со сцены. Видимо, для актеров умение уйти – это один из самых важных знаков препинания, которые они ставят в своей жизни. Уйти и остаться необходимым театру, необходимым искусству. Все связывают какие-то проблемы Большого театра с Цискаридзе. Мне кажется, что прежде всего это трагедия самого Цискаридзе. Это трагедия человека, который в молодом возрасте заканчивает звездную карьеру. Он не может это просто так сделать.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Иксанов был доволен реконструкцией?
В. ЛОШАК: Иксанов не имел никакого отношения к деньгам, которые потрачены на реконструкцию Большого театра. Большой театр что-то диктовал заказчику. Юридически он и заказчиком не был. Заказчиком была дирекция. То, что на Иксанова перенесли его недоброжелатели проблемы финансирования театра. Ведь там при реконструкции Большого театра сошлось так много интересов: Юрий Михайлович Лужков, какие-то люди, которые участвовали в конкурсах. Конечно, он был очень ранен тем, что молва стала ему приписывать какие-то отношения к деньгам, пошедшим на реконструкцию театра.
Т. ОЛЕВСКИЙ: В. Г. Лошак выступил вместо Иксанова, который не вышел к нам в эфир. А мы можем подвести итоги голосования.
В. РОМЕНСКИЙ: 22% хотели бы, чтобы их дети стали артистами балета. И 78 % говорят, что они не хотели, чтобы их дети, дочки стали балеринами.
Т. ОЛЕВСКИЙ: 22% - довольно много. Владимир Роменский, Тимур Олевский.
В. РОМЕНСКИЙ: Мы говорили про Анатолия Иксанова. Спасибо вам большое. Вернемся через неделю. Всего вам доброго.