Андрей Кураев, диакон - Андрей Кураев - Они - 2012-09-16
Т. ОЛЕВСКИЙ: 22 часа 12 минут, в студии Тимур Олевский, Владимир Роменский.
В. РОМЕНСКИЙ: Здравствуйте.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Мы начинаем программу «Они», программу, в которой нет ничего святого, кроме ваших и наших рассуждений и ваших и наших споров.
В. РОМЕНСКИЙ: Говорить будем тоже о святости и о том человеке, который эту святость, духовность людям несет. Будем говорить о диаконе, или протодиаконе Андрее Кураеве. Это, сразу оговоримся, не священник, тем не менее, религиозный деятель. И представляет он в некоторых случаях интересы РПЦ, хотя часто официальная Русская Православная Церковь посредством своих, опять же, официальных спикеров, от него открещивается.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Ну что ж, я думаю, что, прежде чем мы начнем, давайте послушаем голос, собственно, Андрея Кураева, голос как раз в тот момент, когда он произносил один известный интернет-мем, такое выражение, которое потом получило широкое распространение.
(звучит запись)
А. КУРАЕВ: Как найти матушку. Потому что регентши, студентки регентского отделения – это девочки православные, в основном из попов. Она тебе будет всю жизнь лысину протирать: «А у меня папа так не делал, а мамочка так не советовала, это можно есть, это нельзя есть, сюда целуй, сюда не целуй и так далее и тому подобное». Поэтому лучше, ребята, так, по-миссинерски скажу: идите в город, на дискотеке найдите неверующую девочку, отмиссионерьте ее, катехизните по самое не могу. Заслуга будет ваша – вы душу спасли для Церкви.
Т. ОЛЕВСКИЙ: «И жену себе подходящую найдете», - добавил Андрей Кураев слушателям Духовной академии, когда рассказывал им, как правильно найти себе матушку.
В. РОМЕНСКИЙ: В самое ближайшее время будем говорить с вами в эфире. +7-495-363-36-59 – это наш прямой телефон, можете звонить туда начинать уже прямо сейчас. Ну, а сначала несколько слов о том, как начинал свой творческий и религиозный путь диакон Кураев. Родился он 15 февраля 63-го года, в детском возрасте несколько лет жил в Праге, где работали его родители. Надо отметить, что семья Кураевых была вполне атеистической. Его отец Вячеслав Кураев, например, был секретарем одного из главных идеологов КПСС.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Да и сам Андрей Кураев поначалу выпускал газету «Атеист».
В. РОМЕНСКИЙ: Но это еще в школьных годах.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Да. А в 16 лет он поступил… Это общеизвестные факты, сейчас мы дойдем до не очень известных для вас, возможно, фактов. В 16 лет он поступил на философский факультет МГУ на кафедру – внимание – истории и теории научного атеизма.
В. РОМЕНСКИЙ: В 16 лет, кстати.
Т. ОЛЕВСКИЙ: В 16 лет.
В. РОМЕНСКИЙ: Тоже интересный момент.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Талантливый молодой человек, который очень неплохо, видимо, учился. Но неожиданно в 19-летнем возрасте с Андреем Кураевым что-то произошло. Вот сейчас мы попробуем разобраться, что же случилось. Дело в том, что в этом возрасте он крестился в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Казалось бы, не самый важный факт, ну, не самый такой какой-то сложный. Вроде бы что такое? Ну, крестился человек, тысячи крестятся. Нет, это было, еще раз, в 82-м году, в самый махровый расцвет борьбы вообще-то с верой.
В. РОМЕНСКИЙ: Ну, ты знаешь, это же было странное время. То есть, с одной стороны, люди к вере приходили. С другой стороны… и приходили именно потому, что это был запретный плод. Многие даже сейчас отмечают тот факт, что, будучи, да… вот то, что запрещено, и в те непростые, наверное, советские года многие люди шли на литургии, ничего не понимая в этом, но, тем не менее, для вот круга, который, наверное, можно назвать и определить диссидентством, вера была одним из ключевых моментов. Ну, свои смс вы можете присылать на +7-985-970-45-45.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Вы сейчас подготовьте, знаете, что?
В. РОМЕНСКИЙ: Ждем звонков…
Т. ОЛЕВСКИЙ: А вот каких звонков?
В. РОМЕНСКИЙ: … 495-363-36-59.
Т. ОЛЕВСКИЙ: 363-36-59. Вы нам звоните, знаете, кто? Не все, а, пожалуйста, позвоните нам те, кто в 80-е годы или в 70-е, может быть, в конце, у кого в факте личной биографии был такой момент, когда человек сам, когда вы сами пришли, возможно, в Христианскую Церковь. Звоните нам, пожалуйста, те, кто может рассказать, как у вас это получилось. А как об этом рассказывает Андрей Кураев? Он говорит, что он из полного неверия, выходец из семьи, пришел в Церковь, и при этом он старается употреблять местоимение «я» в своем интервью, от первого лица говорить. Он говорит о том, что одним из первых побуждений, чтобы из мира профессионального атеизма войти в мир Церкви, было ощущение нечистоплотности ремесла, занятия научным атеизмом. Он говорил о том, что он... В университете был закрытый спецкурс, только для посвященных: современное состояние Русской Православной Церкви. И там рассказали, что, оказывается, в Московской духовной академии 30 человек преподают и слушают лекции. И вдруг у него появилось ощущение, - говорит Андрей Кураев, - у меня появилось ощущение, что это мое, что я должен там быть и что есть люди, которые – внимание – имеют право преподавать, при этом не цитировать Ленина и Маркса. И к Церкви он пришел не через людей, не через людей. Понимаешь, вот это внутреннее ощущение, когда человек сам для себя принял веру.
В. РОМЕНСКИЙ: Почему-то нет у нас звонков на +7-495-363-36-59. Очень их ждем. О пока, наверное, прочитаем вот пару смсок. Ну, помимо того, что нам желает доброго вечера Аня… Аня, и вам того же желаем. Также вот хочу прочитать от Дмитрия Мезенцева сообщение: «А так ли уж либерален либеральный Андрей Кураев? Может быть, просто адекватный человек в РПЦ?» Именно на этот вопрос мы будем отвечать сегодня весь вечер. И в конце, расскажу вам небольшой такой… дам секретную информацию: побеседуем с самим диаконом Кураевым. И заявлений его море, помимо того, что уже прозвучало про откатехизить, господи, и отмиссионерить…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Но это куда не самое…
В. РОМЕНСКИЙ: Ну, я напомню, что он, да, например, выступал с критикой Мадонны, называл ее… ну, что называется, слово на букву «Б», женщина легкого поведения…
Т. ОЛЕВСКИЙ: А потом спокойно объяснял, что это слово находится в (неразб.) православного словаря и вообще-то имеет другое значение. Заблуждалась она. Вот только поэтому он использует эти слова. У нас много звонков. Видимо, вы звонили, вот и прорвались…
В. РОМЕНСКИЙ: Да, здравствуйте, вы в прямом эфире. Расскажите пожалуйста…
СЛУШАТЕЛЬ1: Здравствуйте.
В. РОМЕНСКИЙ: … как вы приходили к вере. Представьтесь.
СЛУШАТЕЛЬ1: Ой, подождите, я выключу радио…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Слушайте радио, быстрее говорите нам.
СЛУШАТЕЛЬ1: Да. Вы знаете, Ивана Предтечи, я эту церковь (неразб.) там же родилась.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Так.
СЛУШАТЕЛЬ1: И там крестилась и я, и мой племянник, и моя внучка.
В. РОМЕНСКИЙ: А как вы пришли в 80-х к вере? У вас есть такая история?
СЛУШАТЕЛЬ1: Вы знаете, да, есть, конечно, да. Я боялась вообще идти в Церковь, потому что мимо школы шла…
В. РОМЕНСКИЙ: У вас осталось 30 секунд. Пожалуйста, давайте поактивнее.
СЛУШАТЕЛЬ1: Да, да. И вот я боялась просто идти, потому что, если меня там заметят, то меня из комсомола исключат.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Кстати, Андрей Кураев там рассказывал тоже о своих впечатлениях. Он говорил, что в какой-то момент, когда он тоже боялся, что войдет кто-то, его увидит, он оборачивался, смотрел на каждого входящего. А потом однажды понял, что бояться стыдно, бояться стыдно. И он перестал бояться.
В. РОМЕНСКИЙ: 363-36-59, ждем еще ваших звонков. «А может, он крестился по заданию партии?» - спрашивает по смс Анна. Анна, ну, вот таких вот подробностей мы не знаем. А теперь еще один звонок. 363-36-59. Вы в эфире, представьтесь и рассказывайте, как вы в 80-х пришли к вере.
СЛУШАТЕЛЬ2: Меня Леонид зовут. Я пришел к вере, но это никак не связано с православием, потому что православие – это все-таки какая-то…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Бог с ним. Но вы тоже преодолевали какие-то запреты, опасность? У вас была, может быть, какая-то душевная работа, для того чтобы понять, что для вас вера много что значит, вот как случилось с Андреем Кураевым?
СЛУШАТЕЛЬ2: А, просто я услышал одну фразу человека, который там что-то рассказывал. Он произнес буквально одну фразу, я вам могу ее дословно повторить. Он сказал, что, ну вот человек помирает, и вот возникает вопрос: что после этого? Что-то она меня задела, я стал думать: а что после этого? Но, опять же, повторяю, христианство не имеет отношения…
В. РОМЕНСКИЙ: Спасибо за ваше мнение. Мне просто хотелось бы услышать того человека, который рассказал бы, что происходило в ту годину и как люди относились тогда к вере и к православию в частности. Здравствуйте, вы в прямом эфире, представьтесь и расскажите свою историю.
СЛУШАТЕЛЬ3: Але.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ3: Я в прямом эфире?
В. РОМЕНСКИЙ: Да, говорите, представляйтесь.
СЛУШАТЕЛЬ3: Здравствуйте, меня зовут Ольга, я крестилась в 80-м году, когда мне было 30 лет. Вначале я не собиралась креститься, но я… у меня был четырехлетний ребенок, и я хотела вначале… у меня возникла потребность его крестить. А когда я пришла к батюшке, которого мне рекомендовала подруга (неразб.), он сказал, что это бессмысленно, крестить ребенка, если у него некрещеные родители…
В. РОМЕНСКИЙ: А как отреагировали ваши близкие, может быть, друзья, знакомые на вот такой ваш шаг?
СЛУШАТЕЛЬ3: Они нормально отреагировали совершенно. Единственно, на работе, естественно, приходилось скрывать…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Скрывать. А почему вдруг с ребенком так получилось, что вы решили его крестить? Боялись за него? Или что произошло?
СЛУШАТЕЛЬ3: Нет, я не боялась ничего, просто я как-то не чувствовала себя еще готовой, а, тем не менее, понимала, что, в общем, это… ну, это вообще самое важное в жизни. Но потом…
Т. ОЛЕВСКИЙ: В 30 лет в Советском Союзе с этой идеологией атеистической вы вдруг поняли, что это самое важное в жизни. Спасибо большое, спасибо за ваш звонок.
В. РОМЕНСКИЙ: Ну, еще одна смска от Диггера, он нам пишет: «Меня ребенком крестила бабушка, а в старших классах в конце 70-х я носил крестик в память о ней, и меня разбирали на классном собрании». Вы понимаете, что тогда этот шаг, он за собою влек вот такие вот даже последствия. Но теперь давайте двинем дальше. И как же диакон Кураев стал таким вот популярным человеком? Но перед этим одна короткая эпиграмма.
(звучит запись)
О. ЧИЖ: «Позавидуешь судьбе: лезет в грязь – выходит чистым. Видно, Богом он себе выбрал тоже атеиста».
Т. ОЛЕВСКИЙ: Алексей Гилеин прислал на наш конкурс эпиграмм эту эпиграмму, вот она прозвучала в нашем эфире. И другие вы услышите…
В. РОМЕНСКИЙ: В исполнении Оксаны Чиж, спасибо ей большое за это.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Эпиграмма – штука колкая.
В. РОМЕНСКИЙ: Это еще не все. Эпиграммы будем цитировать и приводить всю нашу программу, так же, как и заявления самого диакона Кураева.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Смотрите, мы сейчас двигаемся дальше и узнаем, что закончивший... получивший фундаментальное образование на философском факультете, крещеный Андрей Кураев начинает писать в диссидентский журнал свои статьи. И это все происходит вот в 80-е годы. Потом печатается в «Московских новостях», а потом…
В. РОМЕНСКИЙ: Знаешь, я беседовал с разными людьми, и вот тот момент, когда Кураев выстрелил, когда он стал действительно таким спикером от РПЦ… Но, с другой стороны, он не священник, он не официальное лицо, но к нему прислушиваются. И вот даже я как, да, там, журналист, когда происходит какое-то событие, связанное с Русской Православной Церковью…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Интересуешься, что скажет Андрей Кураев.
В. РОМЕНСКИЙ: Всегда звонят сначала чаплиным, легойдам. Раньше звонили Вигилянскому, теперь звонят новому представителю и официальному пресс-секретарю Патриарха…
Т. ОЛЕВСКИЙ: В одной редакции это называется «скорая православная помощь».
В. РОМЕНСКИЙ: Да. А потом всегда звонят именно Кураеву, чтобы услышать его мнение, поскольку оно зачастую очень сильно отличается от официальной позиции Русской Православной Церкви.
Т. ОЛЕВСКИЙ: И никогда не проходит незамеченным чинами Русской Православной Церкви, что бы он ни сказал.
В. РОМЕНСКИЙ: Но здесь тоже важная позиция, потому что иногда в Русской Православной Церкви от него открещиваются и говорят: это как бы не наша позиция.
Т. ОЛЕВСКИЙ: А как же он начинал?
В. РОМЕНСКИЙ: Он начинал – все говорят по-разному. Кто-то отмечает, что он выехал на том, что очень выступал с такими интересными и необычными трактовками самых известных, может быть, таких событий популярной культуры. То есть, например, он находил религиозные мотивы в «Титанике», в других фильмах. Мы, конечно же, помним, как он даже вот в «Гарри Поттере» обнаружил что-то от Русской Православной Церкви, от православия. При этом мы помним, как тот же самый Ватикан этого «Гарри Поттера» распинал и говорил, что за ужас и как вообще о таком можно говорить.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Смотри, в одном из своих выступлений, когда ему задали вопрос, он объяснил суть миссионерства. Так вот, по его словам, суть миссионерства как раз заключалась в том, что нужно обнаружить в любом художественном произведении какие-то христианские начала и правильно их истолковать человеку, чтобы он понял, что эти правильные христианские начала и есть суть православия, через художественную культуру, через какие-то намеки, которые оставил автор, но они не поняты читателем. А если их и нет, то их можно объяснить, просто придумать, можно привести людей в Церковь, потому что в тот момент, кажется, он уже выбрал для себя стезю миссионерства.
В. РОМЕНСКИЙ: Ну, ты знаешь, надо отметить…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Но это будет чуть позже, с Алексием Вторым там очень сложная история.
В. РОМЕНСКИЙ: … очень важный момент. Вот с Алексием Вторым…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Если помнишь, Алексия Второго возвели, да, на престол… неправильно сказал. Он стал предстоятелем Русской Православной Церкви.
В. РОМЕНСКИЙ: Он был избран Патриархом.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Он был избран, да, 7 июня 1990-го года.
В. РОМЕНСКИЙ: Ну, кстати, вот как раз с 90-го по 93-й год диакон Кураев работал референтом Патриарха Алексия Второго…
Т. ОЛЕВСКИЙ: И говорят…
В. РОМЕНСКИЙ: И я тебе даже скажу, кто говорит. Об этом заявил мне протоиерей неканонической Российской православной автономной Церкви Михаил Ардов. Он сказал, что тогда уже Патриарх… для Патриарха диакон Кураев писал речи, то есть он был его официальным спичрайтером. И Алексий Второй эти речи зачитывал, после чего Кураев аккуратно шел и комментировал их, говорил: «Посмотрите, что предстоятель Русской Православной Церкви сказал». И фактически хвалил свои же слова.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Таким образом, автор хвалил свои тексты. Ну, на самом деле, я думаю, что отношения между Патриархом и диаконом, который получил чин протодиакона (это высокая награда), получил из рук Алексия, он, конечно же… наверняка отношения были более сложными, чем просто написал бумажку и отдал. Но мы помним, что некоторые пытливые умы замечали, что в то время у Алексия Второго в текстах…
В. РОМЕНСКИЙ: Да-да-да, это очень интересный момент.
Т. ОЛЕВСКИЙ: … появлялись, например, цитаты из Марины Цветаевой, из поэтов Серебряного века. То есть, речь Патриарха была очень очеловечена, она изобиловала искрометными какими-то афоризмами, отсылами. А потом, когда Кураев перестал быть его спичрайтером, куда-то это все делось.
В. РОМЕНСКИЙ: Нам пишет Алексей Землянин на +7-985-970-45-45: «У вас, ребята, крыша поехала. Кому нужен ваш Кураев? Какая вера? Вы с головой поссорились? Какое православие?» Я вам скажу, какое. Тема «Pussy Riot», которая сейчас одна из топовых, она непосредственно связана с православием, и именно поэтому мы говорим о том человеке, который преподносит позицию Церкви не официально, но он является владыкой умов. Его мнение слышат и слушают. И поэтому диакон Кураев, по моему мнению, является одним из трендсеттеров, если хотите. Если не хотите, скажу по-русски: он является тем человеком, который задает тон тем событиям, которые происходят в нашей стране.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Более того, это человек…
В. РОМЕНСКИЙ: И мы не поссорились с головой. А если поссорились, то давно.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Это человек, который придумал термин «агрессивное миссионерство». И мы постепенно переходим к еще одной важнейшей ипостаси Кураева. Но я думаю, что мы это сделаем…
В. РОМЕНСКИЙ: Ты знаешь, я…
Т. ОЛЕВСКИЙ: … через голосование.
В. РОМЕНСКИЙ: Через голосование. Ну, а пока я хотел бы, наверное, привести еще одно заявление Михаила Ардова. Он как раз вспоминал о том, как сейчас…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Они ведь хорошо общались в то время. Я думаю, и сейчас общаются.
В. РОМЕНСКИЙ: Они не то чтобы хорошо, они беседовали, и всегда у них, наверное, был некий… знаешь, это как такие два противника, поскольку Михаил Ардов к официальной Русской Православной Церкви никакого отношения не имеет. И он выступает таким оппозиционером в религии. И Михаил Ардов говорил, что сейчас диакон Кураев не всегда лицеприятно отзывается о бывшем Патриархе Алексии. Как сказал сам Ардов, «он его мочит не в сортире». Хотя потом подумал и сказал: «И в сортире тоже». Потому что, по словам Ардова, именно диакон Кураев первый упомянул о том, что Алексий Второй скончался, прости пожалуйста, в уборной.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Да-да-да, было такое, был такой факт. Ну, собственно, за Андреем Кураевым такие вещи водились. Но надо еще вспомнить, что Андрей Кураев очень редко что делает случайно. Вот, например, если посмотреть многочисленные записи его выступлений в Ютьюбе, особенно дискуссий, когда кто-то из зала пытается задавать ему вопросы, у диакона Андрея Кураева мгновенно из головы выскакивает огромное количество фамилий ученых, ученых-религиоведов, ученых-историков, исследователей Древней Руси…
В. РОМЕНСКИЙ: Мы говорим об очень умном человеке, очень начитанном.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Который оперирует… И, знаешь, он так собеседнику говорит: «Вы говорите о язычестве на Руси? А ну-ка приведите-ка мне пример, на кого вы ссылаетесь? А? На кого?» А он мгновенно ссылается на двух, трех известных, маститых ученых. И, например, может легко пробросить: «Я-то знаю, что письменных памятников истории языческой Руси нет. А вы, наверное, не знаете. Вы что, на Ника Перумова ссылаетесь? С ним очень трудно спорить, потому что это действительно очень образованный человек.
В. РОМЕНСКИЙ: А давайте мы сейчас попросим звукорежиссера включить нам Гейдара Джемаля. Он у нас был запланирован в другом месте программы, но мне кажется, что Гейдар Джемаль, который является представителем Исламского комитета России, здесь будет как нельзя к месту. Например, он… Почему спрашивали именно человека, который представляет ислам? Дело в том, что как-то вот наш герой программы диакон Кураев позволил себе сказать в отношении другого представителя, да, Духовного управления мусульман азиатской части России Нафигуллы Аширова. Он сказал: «На фига такой Нафигулла?» Это цитата. Ну, а теперь мнение Гейдара Джемаля о диаконе Кураеве.
(звучит запись)
Г. ДЖЕМАЛЬ: Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. И вот Кураев – это такой пьяный от имени РПЦ, условно, конечно, в кавычках «пьяный» от имени РПЦ, поговаривающий то, что у РПЦ на уме. Даже в каком-то очень уменьшенном формате статус такого интеллектуального Жириновского от РПЦ. То есть, отсутствие харизмы и постмодернистская деконструктивность, которая, несомненно, присуща Кураеву, несмотря на его интеллектуальный дискурс, вот этот вот подбитый ветерком постмодернизм, он негативно влияет на религиозные чувства и вот на сверхзадачи религии.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Вот что сказал Джемаль, господин Джемаль. А мы вот сейчас вот…. смотри, Андрей пишет смску: «Большевики тоже любили готовые события изворачивать на свой лад». Вы знаете, не знаю… Он не изворачивает на свой лад… а может быть, и изворачивает, но, безусловно, то, что делает Андрей Кураев – это в определенном смысле пиар Православной Церкви. Я хотел вам задать вопрос…
В. РОМЕНСКИЙ: Он популист. И, ты понимаешь…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Он миссионер.
В. РОМЕНСКИЙ: … он говорит о тех вещах, которые, в общем-то, действительно многие для себя сформулировали, но, поскольку как ты будешь…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Но он…
В. РОМЕНСКИЙ: Если, понимаешь, вот у…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Вова, Вова, он работает на положительный образ.
В. РОМЕНСКИЙ: Есть теория креационизма, да? О том, что весь мир создал Бог за шесть дней, на седьмой отдохнул. Это все очень хорошо и очень понятно. Но ты же понимаешь, что есть молекулы, есть бактерии, есть эволюция.
Т. ОЛЕВСКИЙ: И на это Кураев говорит, что… и на это Кураев говорит, что никто не доказал, что, если теория эволюции верна и Бог создавал человечество и задумал создавать тысячи лет, а не шесть дней, это каким-то образом исключает волю Божию. Значит, он так задумал, в этом Бога не меньше, чем в теории шести дней.
В. РОМЕНСКИЙ: Еще один момент позволь мне…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Все-таки я хочу запустить голосование. Просто я хочу сказать, что все, что делает Кураев, так или иначе, работает на пиар Церкви. И я хочу спросить вас: а как вы считаете – будем сейчас голосовать…
В. РОМЕНСКИЙ: «Пиар» – это иностранное слово. Он…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Ты знаешь…
В. РОМЕНСКИЙ: … популяризатором…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Он общается…
В. РОМЕНСКИЙ: Он добавляет…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Он общается со светскими людьми, поэтому я предлагаю использовать светский термин «пиар». Вы считаете, что для христианской Церкви, вообще для христианской Церкви, пиар полезен, пиар полезен для христианской Церкви – ваш телефон 660-06-64.
В. РОМЕНСКИЙ: А если вы считаете, что пиар Церкви не нужен, то вы звоните по другому номеру.
Т. ОЛЕВСКИЙ: 660-06-65. 660-06-64 – для тех, кто считает, что пиар для христианской Церкви полезен, и 660-06-65 – для тех, кто считает, что христианской Церкви пиар не нужен.
В. РОМЕНСКИЙ: Я попрошу также звонить, наверное, не тех, кто придерживается, да, является верующим…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Запустилось. Слава Богу, пошло. Я разволновался…
В. РОМЕНСКИЙ: «Слава Богу» сейчас звучит как никогда актуально.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Кстати.
В. РОМЕНСКИЙ: Кстати.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Кстати!
В. РОМЕНСКИЙ: Вот смотри, еще один момент, который бы я хотел упомянуть вот именно в том самом пиаре, о чем говорит Кураев. Он, например, публично усомнился в чудесности происхождения Благодатного огня, который сходит на Святой земле. Ну, тогда он сказал, что просто проще поверить в то, что там зажигалка…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Не, он не так сказал. Он сказал, что та витиеватая фраза, которую использовал священник для объяснения сути нисхождения Благодатного огня… просто, другими словами, по-другому он и не мог сказать, что у него в кармане зажигалка. Что, опять же, мгновенно после этого он объяснил, что совершенно не… что не имеет отношения к истинной вере в Бога, о чем он всегда говорит. Люди, как вы голосуете?..
В. РОМЕНСКИЙ: Я просто…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Я просто схожу с ума от вашего голосования. Я напоминаю, 660-06-64 – для тех, кто считает, что ДЛЯ христианской Церкви пиар нужен, и 660-06-65 – для тех, кто считает, что пиар для христианской Церкви не нужен.
В. РОМЕНСКИЙ: Ну, вот такой вот человек как диакон Кураев также говорил: «Атеисты размножаться не умеют». Это тоже, мне кажется, достаточно интересный момент. Про себя он рассказывал вот какой момент: «Так вот, я мечтаю о том, чтобы меня наградили правом использовать два кадила. Представляете, как красиво это смотрелось бы? Выходит диакон на амвон, в каждой руке по дымящемуся кадилу, и он машет ими, как китаец нунчаками. Просто супердиакон!» Говорим про супердиакона Андрея Кураева, голосуем. И пока голосование продолжается, давайте послушаем еще одну эпиграмму.
(звучит запись)
О. ЧИЖ: «Таких он взглядов, что и Даль там, и Федоров досадно чмокнут, И едких слов шальное сальто дубасит мозг. Ужель я чокнут?»
В. РОМЕНСКИЙ: Чокнут или нет – будем определять сами. Пишите нам смски на +7-985-970-45-45.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Мы сейчас подведем итоги голосования. А я сейчас, знаешь, что тебе напомню? Давай посмотрим, кто такой протодиакон, вдруг не все знают. Я, кстати, тоже это не знал до того, как начал изучать этот вопрос. Титул белого духовенства – ну, в смысле, не монах, человек, который получает чин протодиакон – это главный диакон в епархии при кафедральном соборе. Титул протодиакона жаловался в виде награды за особые заслуги, а также диаконам придворного, придворного, Володь, ведомства.
В. РОМЕНСКИЙ: Ну, а сейчас давайте оживим нашу программу заявлением самого диакона Кураева, как он и что он увидел в фильме «Матрица» - прямо сейчас.
(звучит запись)
А. КУРАЕВ: Преподобный Максим говорит удивительно, что главное дело монаха – это отличать мысли от помыслов. То есть, отличать вот эти вот логосы как замыслы Божии, отличать от наших примышлений, наших фантазмов. Так что, вот сама по себе эта идея, что человек для обретения истины должен разорвать с привычной для него средой обитания (психологической средой обитания, не с людьми, а с психологической средой, с привычными реакциями, стереотипами, иллюзиями) – эта идея является общерелигиозной, и поэтому, конечно, трудно эту идею не узнать в фильме «Матрица».
Т. ОЛЕВСКИЙ: То, о чем мы говорили. Вот так вот просто объяснив христианскую идею, христианскую терминологию, христианскую мораль, он объяснил, что, оказывается, ее можно найти в фильме «Матрица». Это то, чем обычно… то, как умеет диакон Кураев использовать обычный текст, для того чтобы найти в нем христианскую мораль и отмиссионерить аудиторию по самое не балуй.
В. РОМЕНСКИЙ: Петр из Екатеринбурга пишет нам, что: «Чувака заслали в РПЦ от конторы. Казачок», - считает Петр из Екатеринбурга. Ну, а теперь давайте подведем итоги голосования. Тимур, как аудитория «Эхо Москвы»?
Т. ОЛЕВСКИЙ: Так вот, я удивлен, потому что я думал, что все будет наоборот. Так вот, христианской Церкви нужен пиар – считают 20,5% позвонивших нам. Христианской Церкви пиар не нужен – 80%, несложно было посчитать, 80% позвонивших нам.
В. РОМЕНСКИЙ: Мне на самом деле странны такие итоги голосования. Вы поймите, если вы что-то любите… Ну, вот как я это считаю, да? Я люблю, там, девушку, я готов об этом кричать на каждом углу: «Я люблю Алю Кириллову!» И мне от этого как бы хорошо, потому что я об этом рассказываю, я готов делиться своими положительными эмоциями. Если я люблю, не знаю, сыр такой-то, я рассказывают…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Но, понимаешь…
В. РОМЕНСКИЙ: Тимур, ты знаешь, вот этот вот сыр купил в этом магазине – ну просто объеденье!
Т. ОЛЕВСКИЙ: Может быть, именно это и ставят в вину Андрею Вячеславовичу Кураеву, потому что он общается на слишком мирском языке, разрушает некоторую сакральность, понимаешь? Разрушает некоторую сакральность, принижая тем самым вот это вот человеческое особое чувство, когда он приходит в Церковь – все то…
В. РОМЕНСКИЙ: Святость, то есть, теряется.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Святость, да. Все то, из-за чего на самом деле – сейчас скажу страшные слова – все то, из-за чего разразился скандал с РПЦ. Ой, с РПЦ, простите… с «Pussy Riot», с РПЦ и «Pussy Riot», да. Ведь это же тоже был момент такого вот оскорбления святости, определенного низвергания догм. Андрей Кураев догмами оперирует, как жонглер. Для него вообще догмы – это лишь только способ привлечь новых людей, которые иногда в его блогах пишут: «Андрей Кураев, - пишут ему, - (там, или «святой отец», или как угодно), только благодаря вам я пришел в Церковь». Вот так вот.
В. РОМЕНСКИЙ: Ты знаешь, есть вещи очевидные, о них надо говорить. Если есть эволюция, мы ее видим, ну, Дарвин о ней нам рассказал, почему мы не можем о ней?..
Т. ОЛЕВСКИЙ: И на это Андрей Кураев говорит: «Если вы не понимаете, как православие сочетается с психологией, сходите вот в такую церковь, там батюшка-психолог, профессор психологии. А если вы не знаете, как сочетается с теорией Большого взрыва, сходите, там вот физик-батюшка, и он вам расскажет».
В. РОМЕНСКИЙ: Но про эволюцию тоже так же говорит, что теория креационизма не опровергает эволюцию, по мнению Кураева. То есть, смотри, есть какая штука. Мы спорим о том разве, что Бог создал Землю за шесть дней или он создал ее за сто миллионов лет? Вот в этом-то вся и штука. И самый, наверное, главный вопрос сейчас – это диакон Кураев, он действует самостоятельно вот так вот или же все-таки он получает некие санкции от РПЦ?
Т. ОЛЕВСКИЙ: Это голосование, это не просто заданный Володей Роменским вопрос. если вы считаете, что диакон Андрей Кураев действует самостоятельно, по собственной воле все он это пишет, то ваш телефон 660-06-64. А если вы считаете, что нет, все вот эти вот хитрые заходы в блогах своих он совершает, исключительно получая санкции от руководства РПЦ, тогда ваш телефон 660-06-65. Стартуем. Кураев действует самостоятельно – 660-06-64. Нет, получает санкции от руководства РПЦ – 660-06-65 телефон.
В. РОМЕНСКИЙ: Вован, Саратов, пишет нам: «Бога нет». Вован, сегодня говорим не о том, кого нет, а говорим о том, кто есть. У нас есть диакон Андрей Кураев…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Давай короткую эпиграммку вот прямо сейчас послушаем.
В. РОМЕНСКИЙ: Давай.
(звучит запись)
О. ЧИЖ: «Как тяжело мечтать и чтить традиции; как тяжело судить и ждать прощенья; как трудно жечь костер для Инквизиции, мечтая об эпохе Просвещенья».
В. РОМЕНСКИЙ: Это был кто, чья это эпиграмма?
Т. ОЛЕВСКИЙ: Это был Михаил Эрперт. А предыдущая, предыдущая эпиграмма… я виноват перед Сергеем Трушиным, я его не представил, сейчас представляю. Сергей, извините.
В. РОМЕНСКИЙ: Ну, в следующий раз у нас, по всей видимости, будет обсуждаться господин Милов, известный…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Милонов.
В. РОМЕНСКИЙ: Милонов, прошу прощения…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Депутат Милонов. От «Единой России.
В. РОМЕНСКИЙ: … от «Единой России», который предложил вот закон по защите детей от информации, связанной с гомосексуализмом. И эпиграммы на этого персонажа вы можете присылать на kniga@echo.msk.ru
Т. ОЛЕВСКИЙ: А мы возвращаемся к личности и жизненному пути, трудовому пути диакона Андрея Кураева.
В. РОМЕНСКИЙ: И, знаешь, вот пока мы голосуем, я бы хотел привести еще два мнения.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Как мы голосуем, Володя, ты сейчас удивишься, как мы отлично голосуем…
В. РОМЕНСКИЙ: Да? Ну, давай тогда подкинем и подбросим дров в этот пылающий костер спора. Давайте послушаем, что говорит о диаконе Кураеве Максим Шевченко, который с ним спорил (и довольно-таки остро) по «Pussy Riot», но потом примирился.
(звучит запись)
М. ШЕВЧЕНКО: Он не является официальным спикером Московской Патриархии, я ничего не слышал о том, чтобы его назначали официальным спикером. Более того, мне трудно представить отца Андрея официальным спикером. Мне кажется, что если он будет официально излагать чью-то позицию, то он утратит свой блеск мысли, ему было бы это крайне тяжело, противоречило бы его свободному такому духу, интеллекту исследователя. Думаю, отец Андрей говорит от себя, у меня вот такое есть ощущение ясное, потому что я четко совершенно вижу, когда свободная мысль, она рождается, живет. И мне кажется, все-таки он сам отвечает за то, что говорит.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Сам отвечает, - ответил на наш вопрос Максим Шевченко, - сам, сам все это пишет.
В. РОМЕНСКИЙ: Сам пишет. Но есть и другое мнение. Давайте послушаем Нафигуллу Аширова...
Т. ОЛЕВСКИЙ: Того самого человека, которого он...
В. РОМЕНСКИЙ: Про которого было сказано, что он «на фига такой Нафигулла?» Председатель Духовного управления мусульман азиатской части России, сопредседатель Совета муфтиев России считает, что просто так диакон Андрей Кураев навряд ли бы стал делать такие острые заявления.
(звучит запись)
Н. АШИРОВ: Конечно же, несомненная связь с руководством той организации, или той сферы, которую он представляет, ясно проглядывается. Ну, такие люди, как я уже сказал, есть и в политике, озвучивают те или иные сомнительные инициативы, которые потом обкатываются, обсуждаются. Если они как-то принимаются обществом, то пытаются их претворить в жизнь. А если категорически не принимаются обществом, то говорят: «Ну, это личное мнение». Иногда ведь такие высказывания, они не спонтанны, они запускаются в общество, для того чтобы изучить обстановку и выяснить отношение широкой общественности к той или иной проблеме. И когда вызывает такое неприятие и негатив, тогда всегда можно сказать, что это его личное мнение, к нам это не относится.
В. РОМЕНСКИЙ: Вот так вот. То есть, это человек, которого, может быть…
Т. ОЛЕВСКИЙ: С которым в Крыму, да, об истории крымских татар здорово поспорил Андрей Кураев.
В. РОМЕНСКИЙ: Ну, смотрите, здесь интересный момент. Действительно есть человек, который озвучивает не официальную, но популярную позицию. И он, с одной стороны, является представителем Церкви в данном ключе, но неофициальным, и от него всегда можно откреститься. То есть, если эта мысль у него есть, то он ее, соответственно, вот так вот приводит.
Т. ОЛЕВСКИЙ: У Кураева только репутация, пиар тот самый, становится все больше и больше количество людей, которые читают его, возможно, да, он многим нравится из-за этого, вот из-за этих своих спорных высказываний. Как бы Кураеву плюс бонусы, и РПЦ, в общем-то, небольшой вред наносится, он даже если сказал что-то такое, что в обществе воспринимают слишком остро.
В. РОМЕНСКИЙ: Ну, что значит, вот о чем говорил как раз Нафигулла Хазрат… он отмечал, что есть моменты, которые просто используются для обкатки. То есть, к примеру, ты запускаешь это, вот такой тренд – оп, и смотришь, сработало – не сработал, есть – нет. Оп, как люди отреагировали? Плохо отреагировали? Слушайте, так это Кураев сказал, Кураев такого наговорить может… А если нет, то, соответственно, если пошла штука, если люди реагируют…
Т. ОЛЕВСКИЙ: А с другой стороны, вот с другой стороны, смотри, Андрей Кураев, он соединяет светскую, критически настроенную часть общества… и сам ведь тоже об этом говорил, что «я работаю с теми самыми критиками Церкви». Работать ведь надо с этими людьми, кто-то должен это делать. Он выходит к интеллигенции, к сомневающимся, к таким высоколобым агрессивным дилетантам, как он сам говорит, выходит и убеждает их, что на самом деле мы с вами понимаем все примерно одинаково, но только вот больше веры, друзья мои, больше веры…
В. РОМЕНСКИЙ: Ты знаешь, еще один момент…
Т. ОЛЕВСКИЙ: И тем самым привлекает людей. Он действительно миссионерствует.
В. РОМЕНСКИЙ: Когда мы обсуждали, казалось, что диакон Андрей Кураев – это единственная такая личность в Русской Православной Церкви, которая дает вот такую простую, человеческим языком позицию. Я вспомнил еще одного человека. Это известный…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Ну, хорошим русским языком позицию, я бы так сказал.
В. РОМЕНСКИЙ: … известный актер Иван Охлобыстин. То есть, понимаешь, с одной стороны, это такой шут, которому – простите пожалуйста нас, Андрей Кураев – которому все позволено. Его сравнивали уже у нас в эфире с Жириновским. С другой стороны, да, он имеет возможность как шут говорить королю все то, что все думают. И над этими словами смеются, но…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Ты знаешь, Володь…
В. РОМЕНСКИЙ: В колоде даже карточной, ты помнишь, кто такой Джокер и что именно эта карта бьет практически все. То есть, это человек, который действительно владеет вот этим всем, и он может это запускать. По неофициальным данным, некоторые его заявления… это неофициальные данные, человек, который мне это рассказал, под запись отказался вот это рассказывать. То, что некоторые вещи он даже чуть ли не до формулировок обсуждает с Патриархом. Ты понимаешь. И мы помним, как себя диакон Кураев вел в то время, когда шли выборы последнего Патриарха, Кирилла. И знаешь, что мне рассказали?
Т. ОЛЕВСКИЙ: Нынешнего Патриарха Кирилла.
В. РОМЕНСКИЙ: Нынешнего, да, нынешнего Патриарха Кирилла.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Что рассказали? В. РОМЕНСКИЙ: И мне рассказали, что там вопрос стоял достаточно остро, потому что могла победить та сила, которая была более консервативной. Даже… ну, а Кирилл представлял интересы, может быть, консервативные, но не фундаментализм…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Считался более либеральным, чуть более, может быть, западным. В то время говорили такое. Более западный, прозападный Патриарх. Начиналось все довольно… ну, вот именно так, на такой волне некого реформаторства даже в какой-то момент. Правда, это быстро сдулось.
В. РОМЕНСКИЙ: Ну, вот, Вован из Саратова продолжает: «Кураев такой же опиум, как любая религия и зомбоящик». Другие призывают нас быть осторожнее в своих высказываниях, касающихся Церкви и веры. Мы не хотим никого обидеть. Поймите, здесь речь идет, конечно же, о вере и о Церкви как об институте. И именно этот институт мы обсуждаем. И здесь важно упомянуть два момента. Я вам приведу вот такие вот статистические данные. Сейчас, одна секунда, у меня пропала бумажка. Треть всех российских четвероклассников будет учиться с этого года по…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Учебнику…
В. РОМЕНСКИЙ: … учебнику Андрея Кураева. Вы понимаете, насколько этот человек влияет на умы? Треть всех российских четвероклассников, это больше четырехсот детей, да? Которые вырастут, и у них уже…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Четырехсот тысяч.
В. РОМЕНСКИЙ: Четырехсот тысяч детей-четвероклассников, которые вырастут, и они будут это нести с собой всю жизнь.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Давай я остановлю голосование…
В. РОМЕНСКИЙ: Давай.
Т. ОЛЕВСКИЙ: … и мы продолжим. Так вот, я останавливаю голосование, смотрите, что у нас получилось. 49.4%, пятьдесят процентов считает (ровно половина), что диакон Андрей Кураев, протодиакон Андрей Кураев действует, когда высказывается, исключительно самостоятельно. И вторая половина (ровно пополам) считает, что нет, по велению, по указанию предстоятелей Русской Православной Церкви это делает.
В. РОМЕНСКИЙ: Смотри, интересный момент, с другой стороны, что мне говорили, опять же, те, с кем я беседовал по поводу отца Андрея. Они говорили то, что есть такой класс людей, которые достаточно умны, и поэтому им далеко не всегда нужно говорить, что и когда делать. Они сами понимают это, чувствуют, и если после этого в их адрес звучит критика… Причем это, понимаешь, если Кураева критикует Чаплин – это одно. Но Кураев когда встречается с Патриархом, и тогда может происходить какой-то другой разговор. О Патриархе Кирилле тот же самый Максим Шевченко отзывался как о человеке, который любит поспорить, побеседовать и подискутировать.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Андрей пишет: «Хочется верить в то, что РПЦ не имеет отношения к Кураеву и Охлобыстину, и что пиарят они Церковь по собственному желанию». А мне, кстати, хочется верить наоборот, Андрей. Ну, по крайней мере, про Кураева точно. Просто Кураева с Охлобыстиным трудно сравнивать, Володь. Просто сразу заметно, ну совсем разный уровень. Разный уровень, ну конечно, совсем разный уровень. И, честно говоря, и гуманистические идеи, на мой… это мое особое, это мое вот такое оценочное суждение: гуманистические суждения Кураева, безусловно, здорово отличаются от таких же суждениях Охлобыстина.
В. РОМЕНСКИЙ: Ну, и на самом деле самая главная тема, на которую происходят сейчас самые ожесточенные баталии – это же, конечно, ситуация с «Pussy Riot» и те заявления, которые именно диакон Андрей Кураев, в отличие от официальных представителей РПЦ, делал.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Давай я напомню, это совсем несложно. Когда случился вот этот панк-молебен в Храме Христа Спасителя, сперва в своем блоге Андрей Кураев написал: «Если бы я был ключарем этого храма, - имеется в виду Храма Христа Спасителя, - я бы их (девушек) накормил блинами, выдал по чаше медовухи и пригласил бы зайти вновь на Чин Прощения». Помнишь эти слова? Он добавляет: «А если бы я был мирянином-старостой, то на прощанье еще бы и ущипнул их малость по-отечески, для вразумления». Казалось бы, такой примирительно-добрый дедушка, практически Дед Мороз. Но! Но, чуть позже он в своем интервью, когда его спросили: «Зачем ты это сделал, Андрей Кураев?» Он сказал: «Да просто потому, что если бы мы их накормили блинами, это бы принесло позитивный имидж для нашей Русской Православной Церкви и возвысило ее в глазах других людей. А так они воспользовались этой ситуацией с судом и жестким приговором, и, таким образом, они стали популярны». То есть, то, что могла получить Православная Церковь, мы отдали этим девушкам. Поэтому их надо было накормить блинами, а вовсе не потому, что ему так хотелось «Pussy Riot» блинами накормить. Миссионер, миссионер…
В. РОМЕНСКИЙ: То есть, опять же, ты смотри, опять шаг, который играет на руку РПЦ, Церкви, вере.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Конечно. Но как расчетливо, как умно.
В. РОМЕНСКИЙ: Сколько людей вспоминало о том, что всегда христианство призывает к миролюбию, к прощению…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Агрессивное миссионерство Андрея Кураева воплощается в довольно тонких технологиях манипулирования сознанием, но делает он это из исключительно – в своем представлении, да и, в общем, в представлении большинства людей – из лучших побуждений.
В. РОМЕНСКИЙ: И сейчас еще одна эпиграмма, которую давайте послушаем на Андрея Кураева.
(звучит запись)
О. ЧИЖ: «Сей блог завис уже давно, и нет достойней эпиграммы. Зачем высмеивать того, кто есть слуга церковной драмы?»
Т. ОЛЕВСКИЙ: Инна Воронина написала эту эпиграмму.
В. РОМЕНСКИЙ: Ну, и давайте, пока мы ждем, пытаемся связаться с самим диаконом Кураевым, послушаем еще сразу одну эпиграмму, поскольку, мне кажется, это действительно жемчужины и украшения нашей программы.
(звучит запись)
О. ЧИЖ: «Гарри Поттер божьих дел, всех Кураев одолел: и Мадонну, и Пуссей, и порядочных людей».
Т. ОЛЕВСКИЙ: Да, кто же это писал? Это писал пользователь со странным ником кустеп1961. Наверное, это год рождения. Вы знаете, я бы поголосовал.
В. РОМЕНСКИЙ: Давай запустим голосование, конечно.
Т. ОЛЕВСКИЙ: У нас есть вопрос, который мы запустим перед тем, как мы поговорим с Андреем Вячеславовичем Кураевым в прямом эфире. А вопрос у нас будет вот такой: как вы считаете, Андрей Кураев скорей – в лоб вопрос – скорей приносит Русской Православной Церкви пользу или наносит ей вред тем, что он говорит и что он делает? Если вы считаете, что Андрей Кураев скорее приносит Русской Православной Церкви пользу, то ваш телефон 660-06-64, код 495. Если считаете, что скорее приносит вред, ваш телефон 660-06-65. Ну, вопрос в лоб: если вы считаете, что Андрей Кураев приносит скорее пользу Русской Православной Церкви своими действиями, своими словами, своими поступками, блогами и сообщениями - 660-06-64, всей своей деятельностью. Если нет, если вы считаете, что наносит вред, ваш телефон 660-06-65. Код Москвы +7 495.
В. РОМЕНСКИЙ: Здравствуйте, и у нас сейчас уже на прямой связи Андрей Кураев. Здравствуйте, вы нас слышите?
А. КУРАЕВ: Да, добрый вечер.
В. РОМЕНСКИЙ: Спасибо, что вы согласились с нами поговорить. У вас, я знаю, поздний вечер, совсем поздний.
А. КУРАЕВ: Да нет, московское время, нормально.
В. РОМЕНСКИЙ: Ну, и вот нам приходят смски, я зачту две из них: «Кураев – пиарщик. Религия намного чище», - пишет Артем Валерьевич. И другая смска, которая также нам пришла от Вовы Пыжова: «Кураева в патриархи!» Как вы расцениваете их?
Т. ОЛЕВСКИЙ: Вообще вы понимаете, что вокруг вашей фигуры?..
А. КУРАЕВ: С первой смской всецело согласен, со второй столь же не согласен.
В. РОМЕНСКИЙ: Понятно, спасибо вам большое. Скажите, пожалуйста, а правда вы Цветаеву упоминали, когда писали речи для Алексия Второго?
А. КУРАЕВ: Да, конечно.
Т. ОЛЕВСКИЙ: А, скажите пожалуйста, а вы понимаете ведь наверняка, что вокруг вашей фигуры в обществе часто всевозможные споры и даже, ну, нет единого мнения. Вы сами как к этому относитесь? Вы это считаете нормальной совершенно частью вашей деятельности миссионерской, или может, вам бы хотелось, чтобы больше людей всегда вас поддерживало?
А. КУРАЕВ: Ну, хотелось бы, естественно, поддержки. Но то, что есть разномыслие – это нормально, потому что вера в правоту диакона Кураева не является догматом православного учения.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Трудно всю жизнь доказывать людям какие-то… ну, открывать какие-то дороги, просто вот ходить и миссионерствовать? Это тяжелая работа?
А. КУРАЕВ: Не знаю, я не считаю, что я миссионерствую. Я просто, с одной стороны, делюсь тем, что мне дорого, с другой стороны, стараюсь, по мере сил, снимать лапшу с ушных раковин.
В. РОМЕНСКИЙ: Скажите пожалуйста, а вы часто встречаетесь с Патриархом? Как, ну, вот происходит ваше общение?
А. КУРАЕВ: Нет, к сожалению, редко.
В. РОМЕНСКИЙ: Редко. А он вас ругает за ваши заявления? Или хвалит? Какие наставления он вам дает?
Т. ОЛЕВСКИЙ: Ну, если это, конечно, не очень интимный…
А. КУРАЕВ: Нет, я думаю, что не хвалит, скорее… Я очень рад от Святейшего слышать критические замечания, советы.
В. РОМЕНСКИЙ: А говорит ли он вам, что сейчас полезно для Русской Православной Церкви? Вы же часто довольно-таки идете вразрез с официальным мнением.
А. КУРАЕВ: Вы знаете, мне вот ваш вопрос, который я слышал, он совсем не соответствует моему самоощущению. То есть, с одной стороны, я не чужд Церкви. И я с радостью озвучиваю ее позицию, в том числе официальную, просто потому, что я с этим согласен. Не потому, что мне кто-то позвонил и сказал: «Скажи это». А потому, что это вполне соответствует моим убеждениям. И есть христианская совесть, христианские убеждения, которые не прописаны где-то там в Чистом переулке, в Даниловом монастыре, они прописаны в моей совести. И я очень рад, что в подавляющем большинстве случаев моя позиция вполне совпадает с позицией официальных спикеров иерархов нашей Церкви. Вот. А есть ситуации, где есть разномыслие. Это совершенно естественно.
В. РОМЕНСКИЙ: Ну, вот сейчас я попрошу вас остаться с нами на связи. Мы послушаем историю, которую как раз рассказал Михаил Ардов. Я так понимаю, что вы с ним периодически встречаетесь, как он упоминал, в аэропортах. И он рассказал ту историю, которую ему рассказали вы.
М. АРДОВ: Он мне рассказывал совершенно замечательную историю. Что он как катехизатор приехал в какую-то приволжскую епархию. Там, значит, его принимал местный епископ, при котором был еще гость, епископ соседней области. Был такой обед, где кто-то рассказал такой анекдот: «Карабас-Барабас приходит в помещение своего театра и видит совершенно ужасную картину: в камине догорают какие-то деревянные остатки Буратино. Пьеро лежит в какой-то просто блевотине, также валяется Мальвина с юбкой, которая у нее задрана. И Карабас-Барабас смотрит на это и говорит: «Разве о таком театре я мечтал?» После этого Кураев, как он мне рассказывал, сказал: «Вот если бы сейчас Господь пришел бы на Землю и увидел всех нас, он бы сказал: «Разве о такой Церкви я мечтал?» На что один из этих архиереев сказал: «Отец Андрей, мы все об этом подумали, но только вы один сказали это вслух».
В. РОМЕНСКИЙ: Отец Андрей…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Действительно была такая история?
А. КУРАЕВ: Да, совершенно верно. Спасибо Михаилу, что он напомнил ее. Я уже забыл.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Андрей Вячеславович, скажите, пожалуйста, а вот вы представляете себе, у вас есть свои соображения на тему того, должна ли меняться в какую-то сторону Русская Православная Церковь? Ну, достаточно радикально должна? И если должна, то в какую сторону, как вы себе это представляете? Реформироваться, развиваться?
А. КУРАЕВ: Церковь должна меняться в той же степени, что и я сам, и каждый из нас. Надо стараться быть поближе к Евангелию. Это не означает идти вперед или назад, не ориентироваться на какие-то внешние системы ценностей. Дай бог свое собственное пережить и соответствовать ему.
В. РОМЕНСКИЙ: Какие самые большие недостатки у Русской Православной Церкви сейчас? Назовите три.
А. КУРАЕВ: Ну, во-первых, диакон; во-вторых, Андрей; в третьих Кураев.
Т. ОЛЕВСКИЙ: (смеется) Я почему-то думал, что вы так ответите.
В. РОМЕНСКИЙ: А какие шаги должны быть изменены, для того чтобы вот Церкви избавиться, наверное, от своих самых страшных недостатков?
А. КУРАЕВ: Я не могу советовать моей Церкви. Я у нее в послушании, а не управляю ею.
В. РОМЕНСКИЙ: Но вы же понимаете, что порой Церковь бывает достаточно жестока. И, судя по вашим заявлениям, вы не всегда согласны с официальной позицией.
А. КУРАЕВ: Это немножко преувеличено. У Церкви очень мало официальных позиций. И очень важно помнить, что… потому что есть мнения отдельных людей, которые занимают иерархические посты, но это не… они же никогда не говорят, что все обязаны думать так, как я. Такого нет. И мой пример это как раз и показывает, то, что я позволяю себе не соглашаться, говорить иначе, и никаких санкций по этому поводу не следует.
В. РОМЕНСКИЙ: Андрей Вячеславович…
А. КУРАЕВ: И очень важно помнить, что в Церковь пришли те, кто пришли, да? Пришли не для того, чтобы получать инструкции, за кого голосовать, или по политическим мотивам осуждать, что думать о каком дресс-коде, как относиться к тем или иным явлениям культуры или музыки, не за этим пришли в Церковь. И по этим вопросам вполне уместны разногласия.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Да. Скажите, пожалуйста, Андрей Вячеславович, вы возлагаете надежды на учебник, который вы написали и который сейчас принят к преподаванию в школе? И какой результат был бы для вас благостным и вот очевидно хорошим? Что вы ждете? Что бы вы хотели, чтобы получилось от преподавания этого предмета «Основы православной культуры» вашего авторства?
А. КУРАЕВ: Нет, ни на что никогда не надеюсь, потому что, собственно говоря, он уже есть, я его написал. Мои надежды связаны скорее с миром учителей. Я надеюсь, что педагоги, независимо от своих личных отношений к религии, они смогут как специалисты, как педагоги, психологи, историки, они смогут понять человеческую, пусть даже не божественную, но хотя бы человеческую красоту, которая присутствует во многих гранях православной культуры. И смогут влюбить детей в них, как нормальный педагог влюбляет детей и в Достоевского, и в Толстого, и в Маяковского, и в Пушкина, хотя это очень разные поэты, у них очень разные миры. Но педагог должен уметь влюбить в каждого из них своих учеников.
В. РОМЕНСКИЙ: Давайте сейчас подведем итоги голосования, которое мы проводили.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Лобовой вопрос мы задавали. Андрей Кураев скорее приносит пользу Русской Православной Церкви – так ответило 60% позвонивших нам. Андрей Кураев приносит скорее вред Русской Православной Церкви – ответило 40% позвонивших нам. В общем, ну, собственно, что доказывает, что Андрей Кураев…
В. РОМЕНСКИЙ: Все-таки больше положительная фигура, по мнению слушателей «Эха Москвы».
Т. ОЛЕВСКИЙ: Очень спорная фигура, очень спорная фигура. И, кажется, Андрей Кураев об этом прекрасно знает (смеется).
В. РОМЕНСКИЙ: Вам нравится вообще возбуждать в людях вот этот вот эпатаж, спорность?..
Т. ОЛЕВСКИЙ: Дискуссию, может быть?
В. РОМЕНСКИЙ: И дискуссию?
А. КУРАЕВ: Нет, совершенно не нравится.
В. РОМЕНСКИЙ: А почему? А почему вы тогда выступаете с такими заявлениями, которые приводят к спорам?
А. КУРАЕВ: Я просто выступаю с теми заявлениями, которые соответствуют моим убеждениям, вот и все.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Простой человеческий вопрос: вы правда ездите на скутере иногда летом?
А. КУРАЕВ: Правда.
В. РОМЕНСКИЙ: Спасибо большое. У нас сегодня был…
А. КУРАЕВ: Не всем же на Мерседесах ездить.
В. РОМЕНСКИЙ: Но на Мерседесе тоже ездите?
А. КУРАЕВ: Когда присылают – да.
В. РОМЕНСКИЙ: А кто присылает?
Т. ОЛЕВСКИЙ: Кто надо присылает, Владимир.
А. КУРАЕВ: Когда зовут на эфир, на лекцию и так далее. Бывает всякое. Иногда я за день 3-4 машины меняю. Не знаю, что думают соседи по подъезду, когда видят такой автопарк за один день.
В. РОМЕНСКИЙ: Вот такой у нас был сегодня персонаж, определенно с человеческим лицом. Мы говорим «спасибо» диакону Андрею Кураеву. И ваше мнение мы тоже услышали. 60% аудитории «Эха Москвы» считает, что это скорее позитивный персонаж для Русской Православной Церкви.
Т. ОЛЕВСКИЙ: А 40% считает, что это скорее негативный персонаж, который приносит Русской Православной Церкви вред.
В. РОМЕНСКИЙ: Спасибо большое. Мы вернемся через неделю. Это был Тимур Олевский и Владимир Роменский. До скорых встреч.