Один - 2016-12-06
М.Шевченко
―
Доброй ночи! С вами Максим Шевченко. И это программа «Один». Ест, на «Один» мы выходим под «Полет Валькирии» Вагнера. Это первый мой эфир. Я прошу вас быть ко мне построже. Звонить, разговаривать, писать. Буду предельно откровенен. Сразу напомню телефоны, по которым вы можете присылать свои сообщения для того, чтобы мы их обсуждали. Телефон для sms: +7 (985) 970 45 45, телефон прямого эфире (495) 363 36 59. аккаунт vyzvon в Твиттере.На самом деле у меня, конечно настроение нерадостное, буду с вам откровенен, это все-таки мой час в прямом эфире. Ушел из жизни мой очень близкий друг и мой учитель, мой брат Гейдар Джемаль, великий русский, азербайджанский, мировой – какой угодно назовите – мыслитель, поэт, философ, политик, человек, который никогда в жизни не лгал, которые всегда в жизни говорил то, что думает, человек, который создал такую точку мышления в современном нашем мире, которые отвык от мышления как такового; вокруг которого закипала жизнь и с которым интересно было всем.
Я вот изучаю эти два дня интернет – Твиттер-ленту, Фейсбук-ленту и другие социальные сети полны реакции на уход Гейдара Джемаля. Пишут те, кто его любил. Таких людей очень много. И тут уже пришла масса сообщений. Допустим, Зафар пишет: «Максим Леонардович, примите слова соболезнования в связи с кончиной вашего учителя и друга Гейдара Джемаля. При случае также передайте слова соболезнования Орхану». И, очевидно, вдове, к сожалению, Гейдара и дочери его тоже передам обязательно от всех адекватных слушателей радиостанции «Эхо Москвы».
М.Шевченко: С Гейдаром можно было соглашаться, не соглашаться, но он был безумно, бесконечно интересен для каждого
Таких очень много сообщений пришло, и все о Гейдаре пишут примерно то, что написал Дима Быков, за что ему огромное спасибо, на сайте «Эхо Москвы» - о том, что с ним можно было соглашаться, не соглашаться, любить или не любить, но этот человек был безумно, бесконечно интересен для каждого, то давал труд с ним поговорить, кто давал труд открыть свой слух для того, чтобы его слышать. А те, кто открывал еще и сердце, еще и начинали понимать Гейдара.
И, конечно же, мне хочется вспоминать этого человека. Меня попросили - вот я почитал вопросы перед эфиром – попросили рассказать о нем не с точки зрения его биографии, которую, наверное, многие уже прочитали: Южинский переулок, дружба с Головиным, с Мамлеевым, изотерический кружок, Исламская партия возрождения, движение «Память», его поиски, его ислам, в котором он был безупречен, на мой взгляд, потому что он был мусульманином от мозга костей. Но он был уникальным мусульманином, он был мусульманином, родившемся в центре Москвы в районе Арбата, проживший там свою юность, учившийся в одной из элитных московских школ, свободно владевший английским, французским, персидским, турецким языками. Владел Гейдар арабским, итальянским языком. Понимал он людей со всего света. И люди старались его понять.
Так вот этот человек, он был еще и прекрасным поэтом. Поэтому я начну эту передачу, - которую я не буду всю ему посвящать, я буду также отвечать на ваши вопросы, но рефреном, уж простите, сегодня будет рассказ о Гейдаре Джахидовиче, - с его стихотворения, которое он посвятил своей жене.
Когда придёшь — и если ты придёшь
Как знак, что самый страшный сон не вечен
Всего в двух метрах от твоих подошв
Внизу
Я потянусь к тебе навстречу
Я буду знать, что это твой привет
Меж нами держит приоткрытой дверцу
И твои слёзы
Лёгкие как свет
Прожгут песок к исчезнувшему сердцу
Ты шёпот мой услышишь из-под плит
О том, что там
Мне неотвязно снится
Какое небо надо мной горит
Какой простор в моих пустых глазницах!
И в этой ровной необъятной мгле
Мой смертный тлен охватывает ужас
Когда тебя не будет на земле
Я под землёй
Себе
Не буду нужен.
Сейчас Гейдар лежит на кладбище в прекрасном города Алма-Аты в предгорье Алатау. Я еще не был на его могиле, но обязательно там буду в ближайшие дни. К сожалению, я не был на его похоронах, за что себя очень горько корю. Сегодня такой вечер абсолютной правды, собственно, как и всегда. Я всегда старался не лгать в эфире «Эхо Москвы». От его могилы открывается вид на величественные горы Азии Алатау, родину тюркского народ, тюркского этноса. И в каком-то смысле даже провинциально, что, уехав туда после тяжелейшей болезни, с которой он боролся четыре года – об этом знали только близкие друзья, и другого, может быть, эта болезнь съела достаточно быстро… он сопротивлялся ей… Не просто сопротивлялся, а он работал.
М.Шевченко: Понимал Гейдар людей со всего света. И люди старались его понять
Я был у него за десять дней до его смерти на его дне рождения, за две недели примерно. И он одновременно диктовал три книги, стараясь успеть. Он чувствовал, что скоро он уйдет. Старался, работал, диктовал, диктовал… И до последней секунды его разум был чистый. И ушел он, как и подобает мусульманину, прошептав шахаду, (исповедание исламское). И был похоронен на этом кладбище. Фотографии и видео похорон есть в сети.
Что поражало в Гейдаре. Вот я читаю воспоминания левых, правых, либералов, читаю воспоминания людей, которые связаны были с властью, так или иначе, самых разных взглядов, православные и мусульман. Есть воспоминания иудеев, даже сионисты вспоминают о Гейдаре, как о человеке, с которым было бесконечно интересно, и с которым, несмотря на разницу взглядов, возникало некое единение диалога. В этом диалоге с Гейдаром ты всегда выходил на какое-то свое личное понимание истины.
Одна великолепная православная журналистка Анна Данилова даже написала, что она в свое время искала книгу в Париже, которую он ей заказал. Нашла. Они говорит, с ним было потрясающе интересно. Другой человек, тоже православный, написал, что именно беседуя с Гейдаром Джемалем много-много лет, он пришел к православию, он пришел к вере, пришел к религии. Кто-то пришел к исламу.
Мы потеряли удивительного и уникального человека. Его политические взгляды были достаточно очевидны для тех, кто его знал. Он был принципиальным противником угнетения и тирании во всех ее формах. Под тиранией, под угнетением Гейдар Джахидович понимал государство, которое относится к человеку, как просто к материалу, нужному для функционирования этого государства. Он ненавидел смертельно все такое. И неважно, какой облик принимало государство, которое называл тагут – «угнетение» по-арабски, принимало ли оно облик государства коммунистического или антикоммунистического, или государства либерального, или государства какого-то консервативного - во всех смыслах, - Гейдар говорил, что человек - это главная тема, которая существует сегодня в мире.
Его антропология философская была антропологией человеческого сознания, которое вброшено в этот огромный мир, как в темницу. И человек ищет свободу как возможность уникальной самореализации. Это бытие, это окружающее нас благо - для Гейдара это были такие слова философские достаточно значимые – то, чему человек обязан оппонировать, или он просто превратиться в часть этой антологии, часть этого бытия, исчезнет, растворится как пыль на ветру, как искорка в огромной и ледяной тьме.
Давайте я буду читать и отвечать на ваши вопросы. Вот соболезнования. «Максим. Я Расул Муслимов. Хочу спросить, почему не дают народу Дагестана и в остальных республиках всенародно избрать главу?» Потому что боятся, очевидно, народа. Я думаю, что не доверяют народу, полагая, что в Дагестане, как и во многих других регионах, не народ будет, на самом деле, избирать главу, а какие-то местные экономические или криминально-экономические группировки.
Я понимаю так логику власти, что власть полагает, что во многих регионах народ просто придет и проголосует безмолвно или как ему скажут работодатели, потому что во многих регионах правят финансово-промышленные группы, так или иначе, лоббирующие свои интересы в местной региональной власти. И в силу этого существует такое мнение, насколько я понимаю, что выборы главы будут не выборами главы, собственно говоря, а будут выборами ставленника той или иной финансово-промышленной группы.
На мой взгляд, так везде в мире происходит. Я практически не знаю демократической страны, где люди с чистым, освобожденным от государства, его пропаганды и любого вида иной пропаганды оппозиционные сознанием, выбирали себе какого-нибудь политика. Так или иначе, политик всегда в современном развитом обществе является лоббистом интересов какого-то крупного бизнеса или какого-то крупного капитала. Потому что современная демократическая политика – это спектакль очень дорогостоящий, который стоит очень больших денег. Практически невозможно без денег сейчас выйти и провести кампанию.
У меня была такая попытка в Дагестане. Кстати, попытка была вполне удачной. Я уверен, если бы не определенные коллизии с подписями и со снятиями меня, потому что Дагестан – это такая специфическая территория. Но в целом, могу сказать, что если у вас нет денег, то на выборы вы даже и не суйтесь. Бесплатно вам мало кто предоставит места в СМИ, как государственных, так и в оппозиционных. Вам мало кто предоставить возможность каким образом вести свою агитацию.
М.Шевченко: Гейдар говорил, что человек - это главная тема, которая существует сегодня в мире
Были примеры, я знаю, что в Москве Маша Баронова, по-моему, собирала деньги на свою избирательную кампанию, и что-то у нее, по ее словам, получилось. Я думаю, что что-то подкидывал ей Ходорковский и другие, потому что политика в стране небогатой, которой является Россия, к сожалению, является уделом богатых, стоящих за спинами тех, кто изображает демократические процедуры. Когда-нибудь, может быть, мы и доживем до момента, когда появиться большой, устойчивый, так называемый средний класс, который будет выдвигать своего народного кандидата независимо от того, как ему это указывают те люди, от которых этот средний класс или как современные многие люди зависят финансово.
Пойдем дальше. «Если сейчас перестать платить дань Чечне, то они войну начнут?» - это вопрос, спрашивает «Владимир в бане». Я думаю, что это абсолютно дурацкий вопрос, не побоюсь этого слова. Потому что Чеченская республика при всей критике ее руководства со стороны оппозиции и не только оппозиции, между прочим, притом, что она смотрится в нашей многонациональной стране, она смотрится как особый регион – на мой взгляд, она и является особым регионом в силу истории последних 15 лет – войну точно не начнет.
На территории Чеченской республики находится огромная группировка российской армии, базирующаяся на Ханкалу, исчисляющая десятками тысяч военнослужащих. И в целом Чеченской республики достаточно комфортно в России.
С другой стороны, вопрос: этот комфорт в Российской Федерации должен ли обуславливаться какими-то специальными соглашениями, договорами по типу как между Москвой и Казанью. И лично сторонник распространения федеративных договорных отношений, подобных отношений с Татарстаном, и на другие регионы Российской Федерации. Я считаю, что это было бы правильно. Это не должно оставаться только эксклюзивом. Кстати, в следующем году будет очередная пролонгация возможная договора с Татарстаном. И уже есть те, кто говорит, что этот договор совершенно не нужен.
Но я вернусь к Гейдару Джахидовичу и буду вспоминать о нем через его великолепные стихи. Каким еще был Гейдар Джемаль, мой друг? Вы знаете, он был очень спокойным и терпеливым человеком. Радиослушатели «Эхо Москвы» его прекрасно знают. Гейдар никогда не повышал голос и никогда не нервничал. Я вот за собой знаю эту слабость. Когда я не уверен в себе… Я сегодня абсолютно честен с вами – когда я чего-то не понимаю или у меня какая-то слабая позиция, я поневоле начинаю интонировать. Вот никогда я не замечал это за Гейдаром Джемалем. Он использовал голос, он использовал интонацию как инструмент такого холодного интеллектуального поединка, фехтования. И вот его стихотворение 2000-го года:
На том конце
Слепом конце луча
Стоит мальчишка со щитом и в латах
Я вижу блеск фанерного меча
Сквозь пурпур век
Внезапной болью сжатых
Сквозь пурпур лет, сощуренных на свет
Что нестерпимо бьёт из-за ограды
Из глубины
Которой больше нет
Из тёмной влаги сгинувшего сада
Я знаю,
Мальчик смотрит на меня
Сквозь этот свет черты не различая
С той стороны сегодняшнего дня
В каких-нибудь полусотне лет отчаянья
Он смотрит в догорающий закат
Прикрыв щитом разбитое колено
Туда
Где ждёт невидимый солдат
На пять минут
Отпущенный из плена
В свое время Гейдар Джемаль создал интеллектуальный клуб «Флориан Гайер». Много писали всякой грязи и клеветы про «Флориан Гаер». Якобы это в честь дивизии Ваффен СС «Флориан Гайер». Это, конечно, абсолютная чушь. Это так же, как сказать, что если Гегель писал по-немецки, то когда вы говорите по-немецки, то Гегель фашист, понимаете, нацист. Флориан Гайер был немецкий рыцарь, который в годы крестьянской войны перешел на сторону народу – войны в Германии, которая была в 16-м веке, войны известной как война реформаторская или восстание крестьянское под руководством Томаса Мюнцера.
Два рыцаря перешли на сторону народа. А быть рыцарем в те времена, это быть человеком особой породы. Это были люди реально голубой крови, и Флориан Гайер был не простой какой-то заштатный рыцарь. В частности, он содействовал мирному договору между Речью Посполитой и Священной Римской империей по поручению императора. Он был допущен к высочайшим эшелонам имперской власти. Но когда встал вопрос о том, с кем быть, с народом или со знатью, Флориан Гайер встал на сторону народу. Именно этим руководствовался Гейдар, когда создавал Флориан Гайер.
М.Шевченко: Если у вас нет денег, то на выборы вы даже и не суйтесь
И сейчас я бы хотел в память Гейдара Джемаля поставить песню группы «Rammstein» «Флориан Гайер» Это перепев песни, написанной в конце 19-го века в левой немецкой среде в честь, собственно, героя этой крестьянской войны, которого, между прочим, упоминал достаточно подробно в своей работе, посвященной этой войне, Фридрих Энгельс. Итак, слушаем «Rammstein».
Звучит «Florian Geyer», группа «Rammstein».
М.Шевченко
―
Вот такой марш был от черного отряда Флориана Гайера, лучшего отряда повстанцев, восставшего народа эпохи крестьянской войны в Германии. Те, кто понимает немецкий, понял. Я переведу некоторый смысл. Там такие куплеты: «Мы черный сброд Гаера и мы хотим бороться с тиранами. Штыки вперед. Посадим «красного петуха» на крыши монастырей». Имелось в виду, конечно, католические монастыри, потому что они были символом угнетения и тирании. «Когда Адам пахал и Ева пряла, где были тогда дворяне? Господи помилуй», - пели повстанцы Флориана Гайера.И в жизни Гейдара Джемаля его борьба против тирании во всех смыслах – тирании государственной, тирании общества, тирании так называемого общественного мнения, тирании личностной – составляла важнейшую часть его жизненного пути. Поэтому, я думаю, что крайне адекватно было бы услышать именно эту песню.
В заседаниях «Флориана Гайера», интеллектуального клуба, приняли участие самые разные люди самых разных взглядов: правые, левые, консервативные, либеральные, оппозиционные, провластные.
Клуб ставил свои вопросы по инициативе Гейдара не в конкретной политологической плоскости, а, допустим, что есть тирания, что есть власть, что есть насилие, что есть свобода, что есть жизнь? – вот философское, концептуальное осмысление. Потому что Гейдар полагал, что всякая вещь, прежде чем начать о ней говорить, нужно понять, вообще, философский базис, антологию, из которой мы говорим об этом вещи, что мы подразумеваем – договориться о понятиях.
Философию он считал второй наукой, а первой наукой он считал богословие, поскольку только в Боге он находил подлинную свободу.
Итак вопросы продолжаем слушателей… Очень адекватно они ложатся на тему сегодняшней программы. «Максим, здравствуйте. Когда в российских колониях перестанут пытать людей? Поднимаете ли вы этот вопрос на встречах с президентом? Спасибо. Дмитрий». Дмитрий, у нас в Совет по правам человека входят замечательные правозащитники. Игорь Каляпин, например, Евгений Бобров, Андрей Бабушкин и другие, которые занимаются пытками, в том числе, и пытками в тюрьмах.
В случае Ильи Дадина, о чем говорил недавно Каляпин на встрече с Сергеем Владиленовичем Кириенко, с которым мы встречались тем, что он не чрезвычаен. Дадин сообщает не о каких-то эксклюзивных пытках, не о каких-то эксклюзивных ужасах конкретной колонии, а о норме отношения с заключенным, о норме, что заключенного можно унизительно поставить в позу Ку, раздвинуть ему ноги дубинкой, что с утра до вечера можно включить в коридоре или в тюрьме, в СИЗО песню «Прорвемся, опера», орущую на всю зону; что человека можно бросить в ШИЗО, в штрафной изолятор. Это страшное место. Мы посещали тюрьмы, я видел эти ШИЗО. Многие там не выдержали, поверьте, и нескольких минут, как правило. За то, что, допустим, у него шапка неправильно надета или шнурок не завязан на ботинке. Ну, короче, придирки.
То есть Дадин сообщил не о том, что лично его пытают, а Дадин просто, попав туда впервые, со свободы, рассказал о норме жизни, которая для сотен тысяч людей является настолько обыденной, это унижение и насилие, что они его даже не замечают. Поэтому, конечно же, на встрече с президентом этот вопрос будет подниматься. Не конкретно о Дадине, хотя спасибо большое этому храброму человеку за то, что он поднял этот вопрос, - а вообще, о том, что российская тюремная система, к сожалению, пыточной была и пыточной остается просто по формату пребывания в ней человека.
Наверное, нам сейчас надо сделать перерыв. Нет, не надо. Я спрашиваю режиссера. Простите. Я тут первый раз. Мне наш прекрасный режиссер даст знак, когда у нас будет перерыв какой-то. Поэтому продолжаю отвечать на ваши вопросы.
М.Шевченко: Российская тюремная система, к сожалению, пыточной была и пыточной остается
Так. «Приветствую, доброй ночи!» Спасибо И вам, конечно, доброй ночи. «Максим, вас конечно, с премьерой. Однако, ответьте честно, подсиживать никого не собираетесь?» - спрашивает меня Игр. Очевидно – Игорь. Конечно же, нет, ни в коем случае я не собираюсь. Здесь была прекрасная Оксана Чиж, на этом месте. Когда Алексей Алексеевич предложил заменить Оксану, я, безусловно, поблагодарил его, хотя с огромной ответственностью подошел к этому прямому эфиру, потому что я, вообще, с огромной ответственностью отношусь к «Эхо Москвы», с большим пиететом. И, безусловно, если Оксана вернется и захочет занять это место, я, безусловно, как джентльмен, с поклоном это место ей уступлю.
Так. «Ночь перестает быть доброй», - пишет Евгений из Пензы. Ну, Евгений, для меня эта ночь не очень добрая, потому что умер мой друг. А так, я хочу, чтобы она для всех на земле была добрая. «А что, вы теперь всегда будете на этом месте?» Нет. «Друг, брат, учитель… А вот Гейдар на «Марши несогласных ходил», а вы, Максим, за Путина «топили» и сейчас «топите». Как же так? Или он тоже за печенки?» - Евгений тот же самый спрашивает из Пензы».
Во-первых, я за Путина не «топил». Я «топил» против либеральной оппозиции. И по этому поводу мы с Гейдаром многократно дискутировали, о чем, наверное, мы поговорим после короткого перерыва.
РЕКЛАМА
М.Шевченко
―
Программа «Один», в которой один Максим Шевченко в эфире «Эхо Москвы». Напоминаю, мы продолжаем наш прямой эфир и активное общение со слушателями «Эха», которых уже очень много. Очень много пришло эсэмэской, постараюсь на большинство их ответить. Большинство из них посвящены, к сожалению, соболезнованию в связи с уходом из жизни, смертью – он не боялся этого слова – выдающегося нашего современника философа, мыслителя, поэта, политика мусульманина Гейдара Джемаля, который позавчера скончался после продолжительной тяжелой болезни в Алма-Аты, болезни, с которой он боролся всей силой своего духа, до последнего мгновения диктуя книги своим ученикам. И эти книги мы обязательно все издадим. Я напомню телефон прямого эфира, по которым вы можете звонить и писать. Телефон для sms: +7 (985) 970 45 45, (495) 363 36 59 – телефон прямого эфира. И аккаунт vyzvon в Твиттере.А я отвечаю на вопрос о «Марше несогласных», на которых ходил Гейдар, и о том, что я «топил» и «топлю» за Путина. Я считаю, просто в 11-м году полагал, что вожди того либерального протеста меня абсолютно не устраивали, честно вам скажу. Со многими из них у меня принципиальные расхождения. Я не считал, что эти люди принесут России добро. Я полагал, что их протест против власти во многом оправдан – и тогда это считал и сейчас считаю, и можете посмотреть мое выступление на Поклонной, где я сказал, что Россией правит криминальная квадрига: криминальной бюрократии, криминальных силовиков, криминальных олигархов и чистого криминала.
Но при этом я полагал, что не этим людям, как говорится, заявлять право на власть; что те, кто должны заявить право на власть, еще не созрели; и что власть сама способна меняться, потому что в целом Россия, несмотря на широко распространенную коррупцию, произвол, беззаконие, является страной огромных возможностей, в том числе, возможностей демократических, мирных, конституционных перемен. Всякое свержение власти здесь, сейчас, в этой ситуации приведут просто к тому, что будет ротирована… как бы другая группировка придет к власти. Вот сейчас у власти силовая группировка, а к власти придет, допустим, либеральная группировка, взяв реванш у силовой, которая отодвинула ее в начале 2000-х. Мне бы хотелось, чтобы появилась какая-то третья сила.
Поэтому мы с Гейдаром это много обсуждали. Он понимал мою позицию, он полемизировал с моей позицией. И сейчас давайте послушаем в прямом эфире, кто к нам дозвонился. Представьтесь пожалуйста.
М.Шевченко: Я за Путина не «топил». Я «топил» против либеральной оппозиции
Слушатель
―
Я в Москву попал?
М.Шевченко
―
Да, представьтесь, пожалуйста.
Слушатель
―
Я Чивиков Олег Васильевич.
М.Шевченко
―
Вы попали на «Эхо Москвы». Вы на «Эхо Москвы» звоните? Может быть, вы в какое-нибудь другое место звоните.
Слушатель
―
Да. Какое другое место…
М.Шевченко
―
Пожалуйста, мы слушаем вас. Что вы хотели спросить или высказаться?
Слушатель
―
Что тут сказать? Гейдар Алиев…
М.Шевченко
―
Нет, не Гейдар Алиев. Гейдар Джемаль…
Слушатель
―
Гейдар Джахидович Джемаль…
М.Шевченко
―
Да, умер Гейдар Джемаль, и у человек, очевидно, слов просто не хватило, чтобы даже… как говорится, сформулировать свою мысль.
Слушатель
―
Нина Павловна. Москва. Я хочу вам выразить соболезнование в связи с кончиной вашего близкого человека. И второе: хочу, во-первых, поздравить вас с первым эфиром. Я давно как бы за вами… наблюдаю не могу сказано, но я давно вас приметила, еще с тех моментов, когда вы вели очень интересные дискуссии с Кариной Орловой.
М.Шевченко
―
Спасибо Карине за это, кстати.
Слушатель
―
Нет, не надо ей говорить спасибо. Потому что я ее считаю одним из самых слабых журналистов на «Эхо Москвы».
М.Шевченко
―
Но дискуссии-то были интересные.
Слушатель
―
Дискуссии были очень интересные. Я, естественно, болела за вас. Я очень жалела, что в этот момент не была вместе. Интересно было посмотреть. Потому что человек иногда забывал, какие вопросы задавать…
М.Шевченко
―
Ну, значит, она сильный журналист. Поймите, это же технология радиоэфира. Если вам интересно, значит, интервьюер хороший.
Слушатель
―
Вы знаете, мне интересна была другая позиция, потому что, в общем, в них порой выражаете просто мои мысли. Я, естественно, в силу своего образования не могу порой выразиться так, как вы можете выразиться, но я с вам во многом солидарна. Поэтому я вам желаю, как говориться, большому кораблю большого плавания, извините…
М.Шевченко
―
Спасибо.
Слушатель
―
И чтобы у вас все было хорошо. И поменьше поддавайтесь на провокации, потому что, в общем, я часто слушаю эту программу, очень часто бывают не то что глупые вопросы, а очень провокационные. Поэтому вы человек вспыльчивый, человек эмоциональный и берегите себя.
М.Шевченко: Я противник оправдания господства денег и господства капитала над человеком
М.Шевченко
―
Спасибо большое. Ну, на провокации я буду стараться не поддаваться, хотя, скорей всего, буду поддаваться периодически, особенно на провокации в эфире. На самом деле, ведь в этом деле всегда две стороны. С одной стоны, вроде как ты не должен ничего рассказать, как на допросе, ничего лишнего. С другой стороны, хочется же рассказать, наоборот, чтобы было интересно. Ведь по большому счету даже самое яркая интеллектуальная политическая программа – это все равно шоу. Если она будет скучно представлена, ее никто не будет ни слушать ни смотреть.У нас есть еще звонок. Мы вас слушаем. Представьтесь, пожалуйста, здравствуйте!
Слушатель
―
Максим Леонардович, это Наталя Андреевна. Я уже старый человек, но я тоже всегда слушаю ваше особое мнение. Я бываю согласна, не согласна. Но за сегодняшний эфир я вам настолько благодарна. Вот, знаете, сижу и плачу, потому что настолько вы сделали проникновенную передачу. Я вам очень-очень благодарна. Спасибо большое!
М.Шевченко
―
Спасибо вам большое за эти слова. И тогда хочу еще одно стихотворение Гейдара сразу прочитать.Мы постигаем правду в меру смерти
Как горечь в послевкусии молитвы.
Пока живём, ещё не смеем смерить
Свои сердца с её могучим ритмом.
Но существуем как её изнанка.
Как негатив любительского снимка,
Что щелкнут на перроне полустанка,
Возникшего минутною запинкой.
Мы думаем о ней как о запинке,
Об остановке где-то в чистом поле,
О превращениях трепетной былинки
В круговороте жизни — и не боле.
Но существуем только в эту меру
Бесследности, безмолвия, забвения.
Непостижимый миг рождает веру
Из вечности выковывая звенья..
Вот так писал Гейдар Джемаль. Его стихотворные сборники можно купить. Они несколько раз переиздавались покойным Ильей Кормильцевым, с которым Гейдар был очень близок, очень дружен. Илью Кормильцева вы, наверное, многие помните по песням великой группы «Наутилус Помпилиус», которая создала просто фон 80-х, 90-х годов, вырастила просто целое поколение. И Илья тоже ушел от нас несколько лет назад, тоже умерев, кстати, от этой болезни, от быстротечного рака. Очень подозрительна, правда, была его смерть для меня. Уж очень быстро умер Илья тогда.
М.Шевченко: Даже самое яркая интеллектуальная политическая программа – это все равно шоу
- «Читали вы статью Азара в «Медузе» про чеченских беженцев в Бресте?» Нет, не читал. Видел. Но обязательно прочитаю, и надеюсь, что в четверг в «Особом мнении», если будет «Особое мнение», если после этого ночного эфира меня не выгонят с «Эхо Москвы», мы обсудим эту статью.
- «Здравствуйте, Максим. Скажите, считаете ли вы, что после громких высказываний госпожи Памфиловой может быть пересмотр итогов выборов? Является представительство в парламенте Дагестана легитимным?» Ну, про легитимность представительства я говорить не буду. Суд должен решать, легитимно или не легитимно. Но я считаю, что всякая фальсификация выборов, всякий подлог или подозрение в этом подлоге, конечно, снижают легитимность представительства.
Мне непонятно, зачем, в принципе, достаточно достойные люди, успешные в бизнесе, в жизни, уважаемые многими, соглашаются участвовать в том, что может поставить под сомнение легитимность их политического статуса. То ли это их несерьезное, наплевательское отношение к этому статусу – ну, тогда и о статусе это говорит, к сожалению, соответствующим образом как о не вполне серьезном, - то ли они просто заведомо соглашаются, тогда они просто участвуют в преступлении, потому что, на мой взгляд, фальсификация выборов – это уголовное преступление.
Я не рассматриваю в России позицию или оппозицию, потому что это большой спектакль, и я считаю, что подлинная оппозиция в России не созрела. Я-то сторонник национально-патриотической оппозиции, которую я считаю в перспективе носителем демократических ценностей.
Кстати, о моих взглядах, чтобы не было вопросов. Я человек, придерживающийся взглядов абсолютной свободы. Я считаю, что человек сам ответственный в полной мере за свои дела и поступки. За все, что мы делаем, мы будем отвечать, в следующей жизни – точно, в этой жизни – возможно, вероятно, скорей всего. На этот счет были разные концепции. Маркиз де Сад, например, полагал, что миром правит зло и Бог, и что злые люди торжествуют. А были люди и писатели, которые полагали, что все равно в сердце каждого человека наступит раскаяние и придет добро. Как Федор Михайлович Достоевский верил это своим романом «Преступление и наказание». Я тоже в это верю – что зло, к сожалению торжествует в этом мире, но что раскаяние имеет путь в сердце каждого человека.
Вот я стою на позиции такой антропологии. Поэтому я не сторонник ни путинского режима, ни путинской оппозиции. Я верю в народ, я верю в его творческие силы – тут я практически цитирую Путина в его интервью Ларри Кингу (он, правда, сказал не «народ», а «человека») – в 2000-м году: «Я верю в человека, в его творческие силы». А я вот верю в народ, я верю в эволюцию народа, в развитие народа, в развитие самосознания народа; в то, что через обретение самоуважения к себе. И религия является – пусть в меня кидают камни многие слушатели «Эхо Москвы» - одним из форматов человеческой свободы.
М.Шевченко: Подлинная оппозиция в России не созрела
Когда человек становится верующим в Бога, в единого Бога – не важно, православный он, мусульманин или иудей – если он верит в единственность трансцендентной истины, то он соотносит себя с таким уровнем свободы, с такой точкой отсчета, когда никто - ни палач, ни судья – не имеет над ним власти. Ни клерикал ни антиклерикалы, никто не может ему рассказать, как ему быть, поскольку своим сердцем он будто обретает связь с тем единственным источником. Поэтому я всегда выступал за диалог авраамических религий – религий которые стоят на позиции монотеизма.
Что касается моей позиции про израильско-палестинскому конфликту, хочу сказать сразу, что я никакой ни антисемит. И не считайте меня антисемитом. Вот я заявляю в эфире «Эхо Москвы»: я считаю израильский народ одним из выдающихся народов, давшим миру огромную культурную сокровищницу, открывшим просто миру.
И для России евреи сделали очень много. Мало того, что консерваторию в Москве построили братья Рубинштейны; мало того, что лучший русский поэт, на мой взгляд, 20-го века – это Иосиф Мандельштам и Иосиф Бродский, писавшие на русском языке… Ну, и просто я вообще не отношусь к людям, исходя из их национальности. Для меня национальность вообще не имеет никакого значения. Просто я противник того, чтобы национальность подверстывалась под империалистические или какие-то иные замыслы.
Я противник оправдания господства денег и господства капитала над человеком. Вместо того, чтобы приехать на Святую землю, договориться с местными людьми по-хорошему, жить там, создать одно государство, их выгнали и стали создавать государство, куда стали со всего мира свозить людей. Имели на это право? Конечно, я считаю, что евреи имеют право жить на Святой земле. Имели ли они право выгонять палестинцев, объявляя их какими-то неправильными? Конечно, не имели права. Имеют ли право палестинцы желать уничтожения евреев и Израиля? Конечно же, не имеют права.
Конечно же, я сторонник договоренностей. И эта война должна прекратиться. Я влезаю в эту войну, потому что она отзывается на моей родине – на России. Очень много людей там говорят на русском языке. И та ненависть, которая там существует на русском языке через стену, окружающую Израиль и Палестину – это ненависть транслируется сюда, в Россию.
А я, в принципе, хочу, чтобы моя страна, населенная 192 народами с разными языками, культурами, народами, историей, религиозными традициями, нашла общий язык, заключила общий договор о намерениях. Поэтому, кстати, я поддерживаю одну из концепций закона о российской нации. Только полагаю, что это должен быть не закон, на некий формат общественного договора. Но все эти темы, я надеюсь, мы еще будем неоднократно обсуждать.
Давайте пройдемся еще по вопросам. Звонков в эфир нет. Есть звонок? Давайте послушаем звонок. Мы вас слушаем, пожалуйста. Здравствуйте!
Слушатель
―
Здравствуйте, Максим! Предельно не ожидал такого успеха, что я вам дозвонился. Жалко, что такой дорогой ценой, драгоценнейшей ценой, смертью такого великого человека, как Джемаль…
М.Шевченко: На мой взгляд, фальсификация выборов – это уголовное преступление
М.Шевченко
―
Представьтесь пожалуйста, только, если вам не трудно.
Слушатель
―
Да-да. Я Дмитрий. Москва. Мне казалось, что вы человек диаметрально противоположный каких-то конструкций, воззрений… И вот только сейчас – жалко, что только такой драгоценной ценой – для меня открылось, что вы цельный человек… Я плакал, когда вы читали его стихи… Я лет 5-6 назад по телевизору смотрел в прямом эфире… Джемаль был в прямом эфире. Короче говоря, философская тема. Я тогда знал понаслышке, что есть такой, безусловно, такой образованнейший Джемаль… И тема была философская была: Что такое истина?И вот он говорит НРЗБ взгляды. И ведущая – не помню, к сожалению, фамилию – говорит: «А что такое истина?» И Джемаль говорит: «Истина объективна по форме, но субъективна по содержанию. Вот мы с вами сидим за этим большим столом. Камера. Вот микрофон. Вот мы тут беседуем. А что же такое истина? Для нас вот этот стол и так далее, - и дальше он потрясающе… у меня все перевернулось… - А давайте поместим муравья сюда, на этот стол. Это же тот же самый стол. Но субъективное понимание для муравья – это какое-то безбрежное поле гигантское». Не хочу сейчас даваться… Но я просто возвращаюсь к тому, что вы для меня, Максим, были каким-то страшно противоречивым человеком. Иногда я с вами руками и ногами был за, соглашался. Иногда мне казалось, ну как же!..
М.Шевченко
―
Давайте просто разговаривать. Давайте разговаривать в прямом эфире. Вот Алексей Алексеевич дал такой нам шанс поговорить. Если этот шанс будет не последним, то, я думаю, мы еще сможем обсудить многие темы. Просто сегодня такая программа. Она, к сожалению, подходит к концу. Этот эфир часовой. Я с вами прощаюсь, спасибо вам за теплые слова о Гейдаре Джемале.Тут еще прочитаю несколько эсэмэсок: «Может стоить прекратить приглашать сепаратистов и путинских пропагандонов на радио? По-моему им и так хватает федеральных СМИ». Вы знаете, честно говоря, я был всегда сторонником свободы слова. Никто никогда не упрекнет меня в том, что я не защищал журналистов, даже тех журналистов, с которыми я полемизировал. Я, например, терпеть не могу Юлию Латынину из-за ее позиции, - потому что считаю ее просто человеком достаточно радикальных взглядов - по ближневосточному конфликту. Но, когда на нее напали, я безусловно, встал, и встал бы на защиту Юлии Латыниной.
Поэтому я на федеральных СМИ… честно говоря, меня «Первый канал» только иногда зовет изредка. Я нигде не работаю ни на каких федеральных СМИ уже достаточно давно, скажу вам откровенно. Поэтому, где вы меня там видите, я не знаю. На телеканале «Россия», как говорится, запрет с 14-го года, на НТВ, я думаю – тоже. Особенно после фильма «Мемориал» я и сам туда, если честно, не пойду. Потому что я к «Мемориалу» отношусь с огромным уважением. «Мемориал» - это единственная практически организация, которая помогает семьям заключенных, тем, кого пытают, тем, кого мучают. Не нравится – ну, что делать. Слушайте. Я готов выслушивать вашу критику и всегда обещаю вам отвечать на нее. Говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву – как писал Булат Шалвович Окуджава.
Очень много вопросов. На все их не ответишь. Но сегодняшняя программа все-таки, к сожалению, получилась тематической, посвященной памяти великого философа, мыслителя, поэта, мусульманина Гейдара Джемаля.
И мы будем, наверное, завершать уже постепенно. У нас еще в конце будет тоже песня. Еще вот мне подсказывает редактор, что у нас есть какое-то время. Я еще хотел прочитать стихотворение Гейдара, с которого мы уйдем как раз на песню, которую споет великая греческая певица Харис Алексиу «Танго Нефелис». А сейчас стихотворение Гейдара Джемаля:
Женщины — зеркала,
В которые смотримся мы,
Могучие как скала,
Ласкаем тела немые
И лижем их горький мёд,
В них погружая губы.
Мы — брошенный в мир народ,
Чувственные и грубые…
Мы рвём их прозрачные нервы,
Свирепо стуча по гитарам,
И каждый становится первым,
Прежде чем стать старым…
Остывшие наши тела
Потом забирает ночь,
И женщины-зеркала
Ничем не могут помочь.
Пусть Всевышний упокоит Гейдара Джахидовича в мире, пусть будет к нему милостив в день Суда. Аминь.