Суд над группой женщин из деревни Надьрев по обвинению в массовых убийствах, Венгрия, 1930 - Не так - 2017-06-04
Сергей Бунтман
―
12 часов 9 минут. Все в сборе. Светлана Ростовцева, Алексей Кузнецов…
Алексей Кузнецов
―
Добрый день!
С. Бунтман
―
… Сергей Бунтман. Ужасы сегодня будут.
А. Кузнецов
―
Будут.
С. Бунтман
―
Будут. Сегодня ужасы будут. Это в следующий раз у нас ужасов…
А. Кузнецов
―
Не будет.
С. Бунтман
―
… не будет.
А. Кузнецов
―
Не будет.
С. Бунтман
―
Потому, что мы вам собираемся предложить мошенников. Давненько у нас не было мошенников классических таких, замечательных. А сегодня суд над группой женщин из деревни Надьрев по обвинению в массовых убийствах. Венгрия. Ну, одно утешение, что это хортистская Венгрия.
А. Кузнецов
―
Хортиская. 29-31-й годы. Да.
С. Бунтман
―
Да. И давайте приступим к нему уже.
А. Кузнецов
―
Давайте приступим. Я сразу должен сказать, признаться, что разобраться в том, что там произошло чрезвычайно трудно.
С. Бунтман
―
Давайте… Давайте концовку…
А. Кузнецов
―
Практи… Практически – да, – невозможно. Поэтому я сегодня буду озвучивать версии и варианты, но действительно таким вот совершенно непреодолимым препятствием для любого человека, который будет этим делом интересоваться, является венгерский язык. И вот если Вы не знаете венгерского языка, а знать венгерский язык – это, сами понимаете, отдельное искусство. Вот у нас… у меня на курсе была группа ребят, изучавших венгерский. И я вот помню, как в курилке на переменах они периодически высказывались нелицеприятно там о полутора десятках падежей, об особенностях произношения…
С. Бунтман
―
Да.
А. Кузнецов
―
… написания и всего прочего.
С. Бунтман
―
Ну, я думаю, что большинство из нас венгерский язык… знакомились с ним по Ярославу Гашеку…
А. Кузнецов
―
Ну, разумеется.
С. Бунтман
―
Ну, да. Потому, что смотрели примечания, там было написано: «грубое венгерское ругательство». Да.
А. Кузнецов
―
Да. И без упоминания Гашека нам сегодня не обойтись, поскольку все, о чем мы будем говорить, – это в известном смысле, в том числе и последствия 1-й мировой войны. Вот. Но разобраться действительно очень сложно. И много совершенно взаимоисключающей информации вплоть до того, что главная загадка, на которую я сегодня попытаюсь свою, так сказать, точку зрения осветить, но окончательной уверенности у меня нет в том, что я прав. Это вопрос о том, главное действующее лицо этой истории, это один человек или два. Вот выяснить это однозначно не удалось.
С. Бунтман
―
Ну, да. Как чудесный ходил по интернету плакат: матч Австрия – Венгрия и портрет государя-императора Франца-Иосифа с вопросом «Против кого?»
А. Кузнецов
―
Вот. Ну, Вы знаете, я попытался припомнить, по-моему, у нас сегодня впервые мы говорим об отравлениях. Вот как-то у нас в среде насильственных…
С. Бунтман
―
Да.
А. Кузнецов
―
… преступлений…
С. Бунтман
―
… было слабенько.
А. Кузнецов
―
… как-то обхо…
С. Бунтман
―
Много довольно…
А. Кузнецов
―
Много. Мы предлагали на самом деле не мало, но вот как-то все время их обходили. Поэтому сегодня поговорим в том числе о судебной токсикологии. Значит, ну, сначала место преступления. С ним более или менее понятно. Это две деревушки, расположенные примерно в 100 километрах к юго-востоку от Будапешта на берегах реки Тиса. Вот у нас было одно с Вами венгерское дело до сегодняшнего дня, тоже оно было связано с деревушкой и тоже на Тисе. Это вот кровавый навет в деревне Тиса-Эслар.
С. Бунтман
―
Ну, да.
А. Кузнецов
―
Вот. Это, правда, довольно далеко от этих мест. Значит, это равнинная Венгрия. Это вот венгерские степи, самые западные степи Евразии. Вот благодаря чему собственно там и в IX веке селятся кочевники-венгры, последние кочевники Европы. Вот. И это такой уже в 20-е годы ХХ века совершенно в экономическом плане упадочный район. Вот. Потому, что Венгрия вышла из 1-й мировой войны в числе держав, ее проигравших. И по Трианонскому договору с победителями Венгрия, хотя и стала самостоятельным, независимым государством, но ее историческая территория была довольно здорово сокращена. Да? Там кусочки перепали Чехословакии…
С. Бунтман
―
Кусочки Румынии.
А. Кузнецов
―
Кусочки Румынии. Большой достаточно…
С. Бунтман
―
Трансильвания.
А. Кузнецов
―
Трансильвания собственно – да, – перепала Румынии. И вот две деревушки Надьрев и Тисакурт, и несколько хуторов между ними, вот они стали и на протяжении полутора десятков лет являлись местом совершения многочисленных, достаточно однотипных преступлений. Преступления эти заключались в том, что группа женщин, речь безусловно идет о нескольких десятках женщин, не все, видимо, были привлечены к суду, но даже к суду были привлечены 26 дам из этих деревень, занимались тем, что отправляли при помощи яда на тот свет своих родственников и знакомых по разным причинам, по разным основаниям. Ну, сначала давайте с яда начнем. Значит, что это за яд? Чье это изобретение не очень понятно. Но вот называют в качестве главной фигурантки этого дела некую Юлию Фазекаш, которая поселила в Надьреве в девятьсот… 1911 году. Она по профессии акушерка. Трудно сказать, было ли у нее какое-нибудь там профессиональное образование, но вот в Надьреве она занималась тем, что, значит, оказывала вот эти услуги. Они приехала в деревню, будучи по документам замужней женщиной, но еще до того, как она поселилась в Надьреве, ее муж пропал без вести. Куда-то делся. Вот. Можно только предполагать – да, – с учетом всего дальнейшего. И вот она, видимо, используя какие-то свои…
С. Бунтман
―
Ну, это не выяснили?
А. Кузнецов
―
Нет. Используя свои медицинские познания, она каким-то образом набрела на идею изготовления яда на основе, судя по всему, 2-х все-таки компонентов. Значит, один компонент, совершенно несомненный – это мышьяк.
С. Бунтман
―
Так.
А. Кузнецов
―
Это традиционный яд, который как только в разных странах не называли, но все названия его, в общем, крутятся вокруг одного, что это женский яд, вот яд, который женщины дают, когда хотят избавиться там от богатых наследодателей и от нелюбимых мужей, и там от нудных свекров и так далее. Яд этот она получала достаточно бесхитростным способом из одного источника – из ленты от мух, которая продавалась в местной лавочке. Вот эта клейкая лента, в которой вот состав… значит, помимо того, что мухи прилипали, они еще и травились. Соответственно она просто-напросто покупала эти ленты в большом количестве. На суде давая показания, владелец лавочки так образно сказал, что вот за эти годы в Надьреве было куплено этой ленты от мух больше, чем во всей остальной Венгрии. Ну, разумеется, никакой статистики на этот счет не имелось. Поэтому это его предположения, но тем не менее понятно, что ее закупали в промышленных масштабах. Значит, она вываривала эту ленту. И соответственно получившийся раствор мышьяка использовала в качестве яда. По некоторым данным 2-м компонентом вот этого состава, который, значит, они использовали, была белладонна, точнее ее производная, которая, в общем, известна любому человеку, имеющему проблему со зрением – атропин. Алкалоид растительного соответственно происхождения, получаемый из растения, которое у нас называется красавкой.
С. Бунтман
―
Да.
А. Кузнецов
―
Вот. Ее есть несколько разновидностей. Вот эта красавка европейская, она чрезвычайно широко распространена в местностях, ну, скажем так, несколько южнее вот Москвы, где мы с Вами сейчас находимся. Она растет на Кубани, на Украине, в Венгрии, в Закарпатье. Причем это такое достаточно… оно может быть достаточно большим, до 2-х метров роста отдельные экземпляры достигают. Такое напоминающее внешне куст травянистый многолетнее растение, которое лечебные… ну, скажем так, не лечебные, а медицинские свойства которого были известны еще в средние века. И собственно итальянское название белладонна – прекрасная дама, – происходит от того, что итальянки закапывали сок красавки в глаза, поскольку содержащийся там атропин расширяет зрачок, чем собственно…
С. Бунтман
―
… такие таинственные, загадочные. Да.
А. Кузнецов
―
И получался вот этот загадочный такой вот бездонный… эффект бездонных очей, назовем его так. Вот. Значит, как большинство алкалоидов атропин не безопасен для здоровья. И смертельная доза, вот я посмотрел в справочнике, смертельная доза начинается от 100 миллилитров. То есть полстакана сока красавки может для взрослого человека быть смертельной дозой, ну, а для ребенка, а в этом деле будут и отравленные дети тоже, соответственно нужно еще меньшее количество. Судя по всему, по легенде по крайней мере, вот эта комбинация мышьяка и белладонны входила в состав знаменитой «Аква тофана», вот того состава, которыми представители рода Тофана – это целая династия изготовителей такого рода снадобий, значит, которые они предлагали своим клиентам, в основном женщинам, которые при помощи этого снадобья избавлялись от, значит, не нужных им людей. В чем смысл? Зачем добавлять к мышьяку еще и белладонну? Тут есть разные точки зрения. Я посмотрел, значит, несколько версий. Есть версия, что это несколько смазывает эффект достаточно хорошо знакомого уже в средние века… эффект отравления мышьяком. То есть симптомы получаются смазанные, а действие получается пролонгированным.
С. Бунтман
―
Дольше мучается?
А. Кузнецов
―
Не сразу умирает, скажем так. То есть когда нужно обеспечить себе алиби…
С. Бунтман
―
Ну, да.
А. Кузнецов
―
… нужно обеспечить определенный временной промежуток. Дело в том, что на самом деле мышьяк – один из 1-х ядов, которые научились… его следы определять. Ну, во-первых, это металлический яд, и поэтому его можно обнаружить в организме через значительное время. Собственно поскольку мышьяк широко применялся уже в Средневековье еще до того, как появились строго научные методы определения наличия мышьяка в организме, у врачей, у судебных медиков тогдашних уже были некоторые способы. Ну, например, экстракт, который изготавливался из желудка человека, погибшему по подозрению от отравления мышьяком, соответственно делался такой экстракт, им плескали на раскаленные угли. И появлялся на короткое время характерный запах. Да? Один из симптомов отравления мышьяком – это запах горького миндаля.
С. Бунтман
―
Да.
А. Кузнецов
―
Правда, это не очень зафиксируешь. Да? Вот нужно было что-то более такое, скажем так, оставляющее следы. И в 40-е годы XIX века была разработана проба Марша, названная так по имени соответственно человека, который эту методику разработал. Идея основывается на возможности восстановления соединений мышьяка до арсина, то есть до мышьяковистого водорода с помощью сильных восстановителей. Значит, берется проба, помещается в пробирку с соляной кислотой, к данной смеси добавляется металлический цинк и небольшое количество сульфата меди в качестве катализатора, который активирует цинк. А дальше выделяется вот этот самый газ – мышьяковистый водород, арсин. Его пропускают через раскаленную стеклянную трубку. И если в пробе есть мышьяк, то на месте нагрева наблюдается образование так называемой бляшки, такого зеркальца небольшого металлического мышьяка. Вот это можно уже предъявить, что называется, в суде.
С. Бунтман
―
НК и Владимир в бане, это не инструктаж как делать яды, а как их определять.
А. Кузнецов
―
Да, разумеется.
С. Бунтман
―
Вы не понимаете.
А. Кузнецов
―
Да. Нет, как делать мы не сказали ни слова сейчас.
С. Бунтман
―
Нет, конечно. В самых общих чертах.
А. Кузнецов
―
В самых общих чертах. Да. Это можно прочитать…
С. Бунтман
―
Так что даже и не думайте.
А. Кузнецов
―
… где угодно. Да. Вот. И это одна версия, что белладонна, она несколько, так сказать, позволяет запутать следствие, что называется. Другое мнение, что наоборот она усиливает эффект, но опять-таки не дает вот таких четких симптомов отравления мышьяком.
С. Бунтман
―
А опыты что показывают?
А. Кузнецов
―
Опыты… Опыт венгерский показывает, что в любом случае то, что чем они травили свои жертвы, оно хорошо работало. Значит, теперь вот о загадке, скажем так, главных фигурантов этого дела или главного фигуранта. Значит, в разных источниках высказывается… называется два имени. Называется, значит, уже мной названная Юлия…
С. Бунтман
―
… горький миндаль и чеснок. Запах чеснока. Горький миндаль – это не цианистый калий?
А. Кузнецов
―
Да, конечно. Я прошу прощения. Извините. Совершенно верно. Да. Цианистый калий – это горький миндаль, а мышьяк – это чеснок. Совершенно верно.
С. Бунтман
―
Давай накапаем им в ручеек. Да?
А. Кузнецов
―
Так вот, значит, эта самая Юлия или Юлиана Фазекаш. И другое имя, которое называют, – это Жужанна Олах. Вот в одних источниках это два разных человека. А в некоторых источниках утверждается, что Жужанна Олах – это девичья фамилия Фазекаш, что на самом деле…
С. Бунтман
―
Похоже на то…
А. Кузнецов
―
Нет. Но дело в том, что в, скажем, выложено в интернете несколько заметок в американских газетах, и там в некоторых есть даже соединение этих 2-х имен, то есть Жужанна Фазекаш. Есть определенные за и против и той, и другой версии. Кстати говоря, я пробежался, значит, вооружившись «Google.Переводчиком», я пробежался по нескольким «Википедиям». Дело в том, что статья об отравительницах из Надьрева существует в восьми, по-моему, «Википедиях», ну, пару случаев…
С. Бунтман
―
Ну, венгерская естественно.
А. Кузнецов
―
Пару случаев я отмел, потому что там был арабский и, по-моему, армянский. Вот. А вот с языками, которые используют латиницу и кириллицу, я поработал с помощью переводчика. Значит, вот венгерская «Википедия» ровно как русская и английская склоняются к тому, что это один… одна женщина. Итальянская «Википедия» категорически против этого. Значит, теперь, если отвлечься от «Википедий» и смотреть уже, собственно говоря, какие-то работы, которые посвящены этому вопросу, тут тоже разногласия имеются. Вот, например, в энциклопедии отравлений… Есть такая англоязычная книга. Там совершенно однозначно говорится как о 2-х разных совершенно персонажах, причем с достаточно разной судьбой. Фазекаш покончила с собой при попытке ее арестовать. И достаточно подробно описывается, что когда полицейские вломились в ее дом, они обнаружили ее мертвое тело со следами отравления и вокруг… в окружении большого количества сосудов, в которых замачивалась вот эта самая лента от мух. А что касается Жужанна Олах, то она была арестована. Она была одной из обвиняемых на процессе. Была приговорена к смертной казни в числе восьми важнейших обвиняемых, и, судя по всему, незадолго перед казнью покончила с собой, повесившись в камере. Вот эти два, два одинаковых, почти одинаковых финала – самоубийство, конечно, тоже вносят определенную путаницу. Но тем не менее одной на процессе несомненно не было. Фазекаш не было. Она не дожила до процесса. А другая вроде как была. Значит, я подумал, что могут помочь фотографии и полез в картинки, и обнаружил фотографии и той, и другой. Но фотографии такого низкого качества… Они тоже из газетных заметок. Такого низкого качества, что понять, идет речь об одной женщине или о 2-х разных невозможно. То есть сомнений по-прежнему остаются. Но у меня все-таки сложилось впечатление вопреки большинству «Википедий», в том числе и венгерской, что речь идет о 2-х разных женщинах. Почему? Значит, во-первых, все источники сходятся на том, что Фазекаш появилась в Надьреве уже без мужа. Что касается Жужанны Олах, то описывается, как она отравила своего пожилого мужа вот там в деревне. И он умер там. Кроме того…
С. Бунтман: А 3
―
я версия, она его у околицы отравила. И…
А. Кузнецов
―
При входе в деревню?
С. Бунтман
―
Ну, естественно.
А. Кузнецов
―
Кроме того, достаточно по-разному описывается их modus operandi, образ действий. Значит, Фазекаш не использовала никаких, ну, судя по всему, никаких там… магической никакой обстановки. А Жужанна Олах выдавала себя за ведьму и даже на суде вроде бы хвасталась, рассказывала о том, что вот она помимо всего прочего дрессировала змей ядовитых, ну, гадюк, видимо, для того, чтобы их подбрасывать вот предметам своей ненависти. В общем, я склоняюсь к той точке зрения, что речь идет все-таки о 2-х разных дамах, хотя и занимались они примерно одним и тем же. Значит, существует специальное исследование американского автора венгерского происхождения Белы Боде, который написал исследование о социальных причинах вот всего произошедшего. А что собственно произошло? По разным данным от 45 до 300 человек за 15 лет было отравлено. 45 – это данные вот самого Белы Боде, 300 там называют… называется в различных других источниках. Где-то называется 150, где-то называется 170. В общем, где-то между вот этими цифрами. В любом случае понятно, что…
С. Бунтман
―
Да.
А. Кузнецов
―
… о массовых отравлениях. Значит, 1-я мировая война. Во время 1-й мировой войны радом с Надьревым располагался лагерь для военнопленных. Значит, в основном, видимо, это были военнопленные русской армии. Вот. Ну, возможно потом начнут поступать некоторое количество румын, когда Румыния соответственно вступит в войну. Значительная часть молодых мужчин из Надьрева были забраны в австро-венгерскую армию. Соответственно вместо них в окрестностях деревни появились военнопленные. Режим содержания в лагере был не тюремный. Военнопленных отпускали на дневные подработки в качестве бортаков и так далее. Ну, и неизбежно начало происходить то, что в этой ситуации должно было начать происходить, о чем мы расскажем после новостей.
С. Бунтман
―
Через 5 минут.**********
С. Бунтман
―
Так, так. Продолжаем. Продолжаем отравления.
А. Кузнецов
―
Ну, вот собственно говоря, и начались естественно связи между женщинами деревенскими и вот этими самыми пленными. Значит, судя по всему, не сразу Фазекаш пришла вот к мысли начать зарабатывать продажей яда. До этого она зарабатывала тем, ну, чем акушерка в деревне, практически лишенной какой бы то ни было квалифицированной медицинской помощи, естественным образом зарабатывает – абортами, криминальными абортами. И ее несколько раз во время войны и после войны привлекали… полиция, значит, по этому поводу, но ей как-то каждый раз удавалось отвертеться. А потом, может быть, в связи с этим, может быть, еще каким-то образом, в общем, возник спрос вот на эти самые яды, которые чрезвычайно широкое распространение получили в деревне. Значит, травили сначала мужей. Мужья возвращались с войны…
С. Бунтман
―
Не вовремя.
А. Кузнецов
―
Мужья возвращались с войны. Многие из них были искалечены. Многие из них были озлоблены. Работы они найти не могли. Значит, естественно начиналось пьянство. Естественно начиналось домашнее насилие. И вот, видимо, кто-то, как это обычно бывает, кто-то, что называется, подал пример, а дальше остальные его подхватили. И травят… Начинают с мужей, дальше травят и детей. И…
С. Бунтман
―
Их-то за что?
А. Кузнецов
―
Нелюбимые, нежеланные, ненужные. Ну, вот пример: одна из приговоренных к смертной казни, некая Мария Кардос… Кардош, Кардос. Я не знаю, как правильно по-венгерски читается ее имя.
С. Бунтман
―
Смотря, как пишется.
А. Кузнецов
―
Да. Ну, просто «с» в латинском варианте. Обычная… Кардош, да?
С. Бунтман
―
Кардош, по-моему.
А. Кузнецов
―
Ну, вот она отравила, значит, мужа, любовника, и она отравила своего 23-летнего сына-инвалида. Причем вот это произвело на присяжных особенно сильное впечатление. Значит, на суде она рассказала о том, что она уже дала ему яд. Он уже был отравлен. И она на последок попросила его ей спеть.
С. Бунтман
―
Ой, здорово.
А. Кузнецов
―
Он спел и умер. Да? И вот это произвело на нее сильное впечатление, такое, знаете, умилительное. Вообще есть…
С. Бунтман
―
Но трогательное.
А. Кузнецов
―
… около десятка фотографий вот этих обвиняемых женщин и на суде, и в тюрьме. Вы знаете, это все женщины средних лет или пожилые. На суде будут те, кому уже к 70 было. И вот они все такие крестьянки… Если бы не знать, что они венгерские крестьянки, их запросто можно было бы принять за украинских или русских крестьянок. В глухих платках, в темных платьях таких вот. Вот с совершенно ничего не выражающими лицами. Вот они нашли простой способ избавления. Значит, вот в этой… в этих статьях, о которых я говорил, где исследуется социальная природа, здесь, видимо, правильно говорится и о том, что экономический кризис подействовал, и то, что рушились традиционные ценности, и то, что пример оказался заразителен. В деревне это особенно проявляется как в любом более или менее спаянном коллективе. И вот получилось так, что, значит, эта эпидемия приобретает… Ну, то есть эти явления приобретают масштабы эпидемии. Как на них вышли? Значит, на самом деле поразительно не то, что в конце концов вышли, а поразительно, что так долго это все продолжалось. То есть, видимо, существовала такая определенная женская круговая порука, которая не выпускала информацию за пределы вот этого небольшого сельского округа. Плюс надо сказать, что, значит, это все было бы невозможно, если бы не двоюродный брат Фазекаш, который отвечал в деревне за выдачу свидетельств о смерти. И соответственно когда потом начнется эксгумация трупов, и естественно начнут разбираться, а какие были первоначальные диагнозы. Кто-то якобы умер от пьянства, кто-то – от сердечного приступа, кто-то, значит, там потерял сознание, ударился головой. Одна женщина, например, ее отравили, потом тело бросили в реку для того, чтобы имитировать, что она туда… Пожилая уже женщина. Ее дочь родная отравила. Вот что она шла по тропинке над рекой и там упала сама туда. Да? Вот. Конечно, если бы делалось нормальное судебно-медицинское вскрытие, вот уж что, к этому времени уже давно и хорошо умели, это определять в каком состоянии тело попало в воду: живым или мертвым. Да? Ну, вот не делалось. Просто хоронили и все. Существует несколько версий того, с чего началось полицейское расследование. Значит, по одной версии одна из дам, некая госпожа Шабо попыталась отравить, но неудачно отравить одного из мужчин, который выжил и на нее пожаловался. Полиция ее арестовала. А она, значит, сразу начала показания, показала на свою односельчанку, некую госпожу Букеновески. Та, будучи соответственно тоже арестована, уже показала на Фазекаш. Но, правда, Фазекаш и Олах, будем все-таки исходить из того, что это разные люди, сначала арестовали, но они очень уверенно себя вели на допросах. И полиция не имела доказательств и решали их выпустить, видимо, уже с умыслом присмотреть за ними. И дальше полиция стала свидетелем того, как они пошли, что называется, от двери к двери по односельчанкам, уговаривая их хранить молчание. Ну, а дальше совсем феерическая история. Я не смог проверить, не выдумка ли это. Но я встретил в нескольких местах, причем похоже, что источники не друг у друга переписывали ее. Такую историю, что вот эта слежка за женщинами привела к тому, что полицейских ночью женщины привели на кладбище, и на кладбище, значит, полиция, притаившись, наблюдала, как они начали производить какие-то операции с могилами. Сначала у полицейских возникло ощущение, что они сейчас будут выкапывать тела, но выяснилось, что задумка была гораздо более хитроумной, они переставляли надгробия. Они переносили могильные камни на могилы тех… с могил тех, чья смерть была подозрительной, на могилы тех, кто несомненно умер от естественных причин. То есть они понимали, что будет эксгумация, и рассчитывали, что найдут останки… Естественно через несколько лет останки идентифицировать будет при обычном, значит, исследовании невозможно, и не будет обнаружено никаких следов мышьяка. Но полиция их за этим делом собственно и захватила. Ну, и понятно, что это стало вот окончательным таким моментом, который вскрыл все это дело. Тем более что вроде бы в нескольких захоронениях обнаружили где-то бутылочку с вот этим раствором, зачем-то туда положенным прямо в гроб. А в несколько гробов зачем-то положили отравленную пищу. То есть явно совершенно, что здесь такой вот… Мы имеем дело, безусловно, с каким-то массовым помешательством. Вот. Ну, и дальше в течение 2-х лет велось следствие. В общей сложности сначала было арестовано более ста человек, затем потихонечку выпускали тех, чью вину доказать было сложно. В конечном итоге, значит, обвинение было предъявлено 35 человекам. 26 были осуждены. Ну, вот, значит, согласно вот этой энциклопедии отравлений к смертной казни была осуждена Жужанна Олах, ее сестра, которая вот я…
С. Бунтман
―
А там еще и сестра?
А. Кузнецов
―
Да, сестра, причем весьма пожилая. Ей около 70 лет было. Мария Кардош, которую я уже назвал. Две женщины Розалия Себастиян и Роза Хоеба были обвинены в том, что они отравили наскучивших мужей. Некая Лидия Черси убила своих родителей. Мария Варга созналась в том, что она купила у Фазекаш яд и отравила своего мужа, который вернулся с войны ослепшим. Она при нем приводила в хату любовников, а он вроде как по этому поводу возражал. Некая Юлиана Липки, которая отравила 7 человек: мачеху, тетушку, брата, жену мужа и, наконец, в Сочельник с особым, можно сказать, цинизмом отравила самого мужа. И некую Марию Шинди, которая вообще призналась суду, что она совершила убийство мужа, потому что из таких общих философских соображений, что вот это был ее протест против того, что в этом мире заправляют мужчины, и, так сказать, женщинам остается только подчиняться. Вот она…
С. Бунтман
―
Модненько.
А. Кузнецов
―
Да, совершенно верно.
С. Бунтман
―
Да.
А. Кузнецов
―
Вот она таким вот образом… Ее собственно вот энциклопедия, которая передо мной лежит отрывочек, и называет true liberationist. То есть истинный борец за женское освобождение.
С. Бунтман
―
Да, да. Освобождение. А был ли у них какой-нибудь идейный кто-нибудь… был ли идейным центром? Вот понятно, что вот эти Фазекаш, Олах, они изготовительницы яда…
А. Кузнецов
―
Они изготовительницы, но, видимо, они и идейный центр. Вот они, судя по всему, занимались и занимались очень квалифицированно тем, что мы сейчас называем продвижением товара на рынок. То есть они не просто его предлагали, а вот они объясняли, как это сделать. Подливали, как правило, в вино это все. Поэтому несколько свидетельств о смерти, значит, констатировали смерть от пьянства. Да? Вот ночью сидит человек, пьет. Пьет, видимо, много, в глухую. У него начинается рвота. У него начинаются судороги. Ну, вполне по представлениям… тогдашним медицинским представлениям венгерского крестьянства это, видимо, ничего в этой смерти особенного…
С. Бунтман
―
Ну, да. Но надо же было придумать, особенно вот эту какую-то странную историю с переменой надгробий. Это ведь тяжелое такое… тяжелая работа.
А. Кузнецов
―
Вот Дима, не Дмитрий Мезенцев, а из Свердловской области подписавшийся Дима говорит: «Не совсем ясно причем здесь военнопленные?» Ну, военнопленные при том, что в деревне, в которой практически не осталось мужчин, они ушли на войну, рядом были поселены, видимо, без особенной там надзора и всего прочего несколько сот молодых мужчин, которые естественным образом привели к оживлению, скажем так, личной жизни этих женщин.
С. Бунтман
―
Да, произошла другая жизнь. И старая жизнь, когда вернулась в виде сильно потрепанных войной мужей, она показалась уж совсем отвратной. Вот это такой катализатор, может быть, был. Просто умонастроение.
А. Кузнецов
―
Вот Ира спрашивает, блюдут ли венгры христианские традиции. Да понимаете, в любой стране… У нас – что ль? – этого мало? Вот в таких вот замкнутых, бедных сообществах, там так перемешаны и официальная религия, и какие-то местные поверья, зачастую языческие. И вот не случайно одна из главных инициаторов всех этих отравлений выдавала себя за ведьму, потому что, конечно, в крестьянской среде представление о людях со сверх естественными способностями, о нечистой силе чрезвычайно распространены.
С. Бунтман
―
Ну, да. Ведь это… это действительно это дебрь такая достаточная. Если и правда… Я напомню, просто, когда произошла реформация, потом началась контрреформация, уже спустя 16 веков после установления христианства вообще на земле в некоторых странах, где произошла реформация, например, во Франции стали как-то проверять путем опроса, практически социологическое исследование, во что люди верят. Оказалось, Бог знает, во что. В самые разнообразные штуки верят.
А. Кузнецов
―
Кстати, о социологии. Одна из версий того, как, почему вот все происходящее привлекло внимание властей, заключается в том, что в 29-м году, как раз когда вскрывается все это дело…
С. Бунтман
―
Да.
А. Кузнецов
―
… был завершен обсчет венгерской переписи населения. И вот по этому пункту населенному, по Надьреву значительное превышение смертности над рождаемостью показало, что было совершенно не характерно для деревень этого района. И вот это якобы заставило полицию попристальнее присмотреться к тому, что происходит. Ну, еще по одной из версий студент-медик, которого привлекли в качестве практики к вскрытию, значит, он обнаружил в трупе значительное количество мышьяка. И вот с него вроде бы начала разматываться эта история.
С. Бунтман
―
Ну, да. Да, да. Вот устраиваем посиделки с соседями. Да.
А. Кузнецов
―
Ну, в общем, да. Ну, надо сказать, что случай, когда в сельской местности ядами пользовались для того, чтобы сводить там счеты или решать свои семейные или наследственные проблемы, таких случаев очень много. Этот случай из ряда вон выдающийся именно масштабами и количеством тех, кто убивал. Ну, потому, что только те, кого… в отношении кого было вынесен приговор…
С. Бунтман
―
Это вам не Катерина Измайлова. Это…
А. Кузнецов
―
Конечно! Что там Катерина Измайлова дилетанта грибочками. Да?
С. Бунтман
―
Да. Да.
А. Кузнецов
―
Ну, поел свекр грибочков. Что это за… за уровень?
С. Бунтман
―
А тут такие…
А. Кузнецов
―
А тут 26 человек…
С. Бунтман
―
… Да.
А. Кузнецов
―
… получили и либо смертную казнь… Ну, казнено было всего двое. Там остальным заменили пожизненным заключением. Ну, плюс Олах, судя по всему, вот покончила с собой в тюрьме. И от 10 до 5 лет соответственно тюрьмы получили остальные.
С. Бунтман
―
Да. Не правда ли, веселую историю мы вам рассказали?
А. Кузнецов
―
Ну, не веселую, конечно, но вы сами выбрали.
С. Бунтман
―
Да. Да. Вот мы говорили об убийствах, в том числе и детей. Ну, а сейчас давайте перейдем к веселым мошенникам. Давайте. И не всегда это было очень весело, конечно. Люди и разорялись, и это обидно, но…
А. Кузнецов
―
Вот здесь… здесь, чтоб ы вы ни выбрали, здесь смертей не будет. Здесь будет именно изобретательное мошенничество.
С. Бунтман
―
Суд над Фердинандом Лессепсом, Александром Эйфелем и другими руководителями Компании Панамского канала по обвинению в обмане акционеров. Слово «Панама»…
А. Кузнецов
―
Безусловно, нарицательное обозначение крупного, очень крупного мошенничества.
С. Бунтман
―
Да. Это Франция, 1892 год. Суд на Вильгельмом Фойгтом, сапожником, под видом капитана германской армии захватившим на короткое время город Кёпеник.
А. Кузнецов
―
И естественно воспользовавшись тем, что он его захватил.
С. Бунтман
―
Ну…
А. Кузнецов
―
В финансовом плане.
С. Бунтман
―
Конечно. Да.
А. Кузнецов
―
Ради чего все это делалось.
С. Бунтман
―
Да, он захватил денежный поток еще ко всему. Да. Или пруд денежный. Чуд над Чарльзом Понци, одним из авторов идеи «финансовой пирамиды» в Соединенных Штатах, 20-й год. Сразу после войны это все…
А. Кузнецов
―
Да. Дело в том, что с «финансовыми пирамидами» невозможно точно сказать, кто изобрел 1-ю…
С. Бунтман
―
Ну, о! Да.
А. Кузнецов
―
Там в Средневековье были похожие схемы, но вот современная такая вот идея «финансовой пирамиды», хорошо памятная всем, кто жил в 90-е годы, это вот, похоже, Понци…
С. Бунтман
―
Ну, да, там все относят к Лоу, к XVIII веку…
А. Кузнецов
―
Ну, да. Ну, если вы выберете это дело, мы, конечно, Лоу тоже вспомним.
С. Бунтман
―
Ну, конечно.
А. Кузнецов
―
Обязательно.
С. Бунтман
―
Вообще принципиально, что такое «финансовая пирамида». Так. Дальше у нас суд над Виктором Люстигом, сумевшим дважды продать Эйфелеву башню.
А. Кузнецов
―
Правда, 2-й раз неудачно. Получилось у него один раз. Деньги он получил один раз.
С. Бунтман
―
Деньги получил только в 34-м, да?
А. Кузнецов
―
Да. Но получал дважды.
С. Бунтман
―
Да. И суд над Вениамином Вайсманом, инвалидом, лже-дважды героем Советского Союза. Вот это 47-й год.
А. Кузнецов
―
Это наш. Да. Это СССР. Если выберете это дело, поговорим в том числе о послевоенной судьбе инвалидов.
С. Бунтман
―
Да. Вот, пожалуйста, голосуйте. Уже давно должно быть…
А. Кузнецов
―
Давно – да – есть… идет голосование.
С. Бунтман
―
… на сайте. Так что можете… Пожалуйста, приглашаем вас к голосованию и прощаемся до следующего воскресенья.
А. Кузнецов
―
Всего хорошего!
С. Бунтман
―
До свидания!