Купить мерч «Эха»:

Аракчеевская артиллерия - Александр Валькович - Не так - 2012-04-28

28.04.2012
Аракчеевская артиллерия - Александр Валькович - Не так - 2012-04-28 Скачать

СЕРГЕЙ БУНТМАН: Ну, что же, друзья мои, мы продолжаем наш цикл, и у нас уже такой создается круг авторов, который мы, конечно, будем расширять, но уже мы знаем, наши есть привычные авторы такие как Александр Валькович. Добрый день!

АЛЕКСАНДР ВАЛЬКОВИЧ: Добрый день!

С. БУНТМАН: Добрый день! И сегодня мы поговорим об очень интересном явлении, таком как аракчеевская артиллерия, условно говоря, русская артиллерия к 12-му году, потому что это был долгий и очень непростой процесс реформы и модернизации русской артиллерии, которая сыграла свою роль, можно сказать, что это сыграло…

А. ВАЛЬКОВИЧ: Она решающую роль сыграла. Но отвечая формату передачи, я должен начать с того, что утверждение, что главным лицом и главные реформы были в лице Алексея Андреевича Аракчеева…

С. БУНТМАН: Алексей Саныча…

А. ВАЛЬКОВИЧ: Ой, Андрей Алексеевич уже! Алексей Андреевич Аракчеев.

С. БУНТМАН: Да.

А. ВАЛЬКОВИЧ: Я должен сказать, что это не совсем так. И совсем даже не так, потому что фактически главным вдохновителем реформ в русской артиллерии накануне наполеоновских войн был сначала цесаревич, а затем император Павел I. И именно все усовершенствования, все новации и в обучении, и в унификации калибра, и требовательном отношении к обучению, и подготовке артиллерийских расчетов, а также в обеспечении разработки пороха и прочее – это именно происходит во времена еще Павла Петровича, когда он…

С. БУНТМАН: Да, во времена Павла Петровича.

А. ВАЛЬКОВИЧ: Да. А учитывая, что его инспекту, то есть там возглавлял артиллерию Аракчеев, он продолжает это дело. Мы знаем, что в 3-м году возвращается из отставки и работает активно в комиссии, и плод его усилий, совместных вместе с другими артиллеристами, кроме Аракчеева в этом процессе участвовали генерал-майор Резвый, его племянник, граф Александр Иванович Кутайсов, Меллер-Закомельский и другие. В чем была система 5-го года? Именно реорганизация заключалась в том, что, первое: в облегчении веса, в унификации, в упрощении. И заключалось это в следующем, то есть помимо того, что стройная организация, делится артиллерия на роты, есть полевая, где тяжелые орудия – это 12-фунтовые, средней и малой пропорции…

С. БУНТМАН: Надо бы пользуясь случаем, кстати говоря, объяснить, когда мы говорим 12-фунтовые…

А. ВАЛЬКОВИЧ: Это калибр и вес.

С. БУНТМАН: Вот, вот.

А. ВАЛЬКОВИЧ: Фунт – это английский, то есть это мерило взяли из «английский фунт». То есть 12-фунтовые – это и калибр, и вес ядра. Соответственно облегчение, задача с тем, чтобы лучше маневрировала артиллерия во время боевых действий, уменьшается, то есть облегчают вес с помощью уменьшения длины ствола, уменьшают стенки, вернее их делают тоньше самих внутренних каморы. Дальше унификация. Вводятся одинаковые для всех орудий, для всех разновидностей орудий зарядные ящики, они только содержимым меняются. Он вводит кроме того все излишества, которые еще с 18 века отшивала и прочие какие-то украшения, дельфины, прочие, все это упрощается. Улучшается состав пороха. И мы превосходили даже… Тогда считался в Европе и даже в мире английский, мы превосходили по характеристикам. И фактически он вводит 5-недельные артиллерийские учения, в Петербурге они проходили на Волковом поле, где с участием всех родов войск и артиллерия особое место, то есть это и практические стрельбы. И кроме того, скажем так, он просвещает артиллерийских офицеров, хотя они и так элита, то есть издается, начинает, артиллерийский журнал с 8-го года. А свои реформы он проводил, будучи человеком, ну, Вы знаете, он и не скрывал этого, ему изменял инстинкт, то есть при звуке пушечной пальбы он, так сказать, очень терялся. И исходя из этого, он дал себе за правило, что он после кампании 5-го года, а именно в 5-м году мы апробировали новую систему, то есть под Аустерлицем и в кампании 5-го года, то есть не смотря на разгром, были и положительные примеры. И каждый из офицеров, командиров роты ему делал доклад, то есть он фактически на практике… 5-й год показал, что она достаточно совершенна. 7-й год показал, что она эффективна и сама система лафета, передка и прочая позволяла избегать потерь, потому что, например, отступая, отрезанная несколько конных рот, шли по пересеченной местности и проходили с крутого берега и шли по рвам и не потеряли ни одно орудие…

С. БУНТМАН: Что раньше было невозможно?

А. ВАЛЬКОВИЧ: Да. Это говорит о том, что выдержано. В последствии он признал один недостаток – это руководствуясь, он всегда очень бережно хранил казенный… вернее относился к затратам казны, это то, что вместо цельной оси металлической, стальной, он ввел деревянную. И этим мы уступали французам. То есть у нас более уязвимая была система. Теперь по поводу говоря унификации. Значит, наши зарядные ящики сверху укрыты были стальным листом, и там отделения разделялись. Количество орудий в каждой… То есть к 12-му году мы имели следующее соединение, то есть мы имели бригады артиллерийские, которые состояли из 2-х рот полевой артиллерии, вооруженные, так сказать, наиболее эффективными тяжелыми орудиями, вернее одной роте тяжелой полевой артиллерии и 2 легкие артиллерии. Вся конная артиллерия, она в разряд резервных, и кроме того еще были запасные. Значит, система очень достаточно была стройная, то есть во многом руководствуясь примером французской армии. Но здесь я должен сказать, что только при Наполеоне отказались от ездовых. Раньше это обеспечивал частный сектор, как бы сейчас сказали, то есть это были вольнонаемные, которые при звуках выстрелов…

С. БУНТМАН: Аутсорсинг.

А. ВАЛЬКОВИЧ: Да. Он понимал, что требовать от них риска и прочее, поэтому появляются ездовые. У нас это естественно уже было давно на вооружении и, кстати, должен сказать, признавая тот факт, что мы не во многом, но уступали французской артиллерии Наполеона, должен сказать, что в действии конной артиллерии мы во многом даже превосходили, и опыт кампании 7-го года, и офицеры гвардейской артиллерии, в частности Дмитрий Столыпин писал, что… и Рахманинов, что конная артиллерия, русская артиллерия лучшая в мире. Это действительно так, потому что они на полном скаку… И здесь многое сделал и Кутайсов и Ермолов, когда они должны были двигаться, фактически переходя в галоп, то, что потом будет уже в последующие царствования и то, что лихие на майских парадах и прочее при последних императорах это будет происходить и впечатлять своей подвижностью конная артиллерия, то есть оттуда идут истоки ее эффективности. Заслуга Аракчеева и его сподвижников заключается в том, что мы отказываемся от свинцовых картечных пуль и, ну, картечный заряд, то есть это жестянка…

С. БУНТМАН: Так.

А. ВАЛЬКОВИЧ: … она изначально была с деревянной… туда связаны свинцовые пули и деревянный поддон. Опыт 5-го года показал, что, во-первых, свинцовые пули, они фактически слипаются с деревянным поддоном, ну, в общем итоге эффективность низкая…

С. БУНТМАН: От температуры, да?

А. ВАЛЬКОВИЧ: Да. Низкая эффективность. Тогда переходят на чугунные. Вот его еще одна заслуга, которая дает возможность действовать эффективнее с врагом. К примеру, когда большая дискуссия, был же создан еще артиллерийский комитет, где все ученые-артиллеристы, многие теоретики и боевые дискутировали, как должна раскрываться эта жестянка с картечью в виде распустившейся гвоздики или в виде устрицы раскрывшейся. Но эти дебаты…

С. БУНТМАН: Друзья, это, конечно, такая мрачная эстетика. Да?

А. ВАЛЬКОВИЧ: Да. Но очень живые большие отклики. И здесь я должен сказать, что вот действительно он, первое, он очень внимателен к… то есть он даже ведет журналы и требует от артиллерийских офицеров после той или иной кампании предоставлять отчет, то есть для него было важно, как претворяется в жизнь все усовершенствования в русской артиллерии. Должен сказать, что вот артиллерийский журнал, на его страницах много дельных и интересных вещей. Тогда всегда, ну, это исстари повелось, что утрата орудия является бесчестием, то есть рота расформирована, и всегда боясь потери орудия, всегда вместо того, чтобы выстрелить и потом отходить, либо, так сказать, жертвовать своим орудием, мы снимали с позиций, да и не только мы, и в других армиях, чтобы не потерять орудие.

С. БУНТМАН: И причем… Я хочу понять: и снимали с позиций раньше, чем можно было еще держаться?

А. ВАЛЬКОВИЧ: Да. И один из первых, кто вот как раз в полемике 8-10-й год… Фактически благодаря реформам Аракчеева появляется военная литература. И Артиллерийский журнал вот один из таких рупоров, скажем, где обмениваются мнениями, делятся своим опытом, и сообщество офицеров все больше изучает военные науки. И фактически, опять же говоря об Аракчееве, там есть критика в его адрес, но он на это, когда… ну, естественно тот же девиз, что не ошибается тот, кто ничего не делает, и он готов услышать, но если это не конструктивно, если там нет доводов в пользу пересмотра усовершенствований, то он это не принимал во внимание. Так вот здесь очень отличился на страницах этого журнала, несколько статей интереснейших Дмитрия Александровича Столыпина, в родстве с будущим нашим поэтом Михаилом Лермонтовым, где он опыт 5-7-го года вот обобщает и, будучи конным артиллеристом гвардейской артиллерии, он как раз о значении конной артиллерии и как раз о том, что на полном скаку, что это резерв, что благодаря тому, что она находится в резерве, командующий может вовремя реагировать относительно того… о принципах действия артиллерии. Вопреки всем сложившимся канонам он пишет, и это будет признано в 12-м году, что роль артиллерии первоначально, когда если мы в наступлении, мы должны поразить, прежде всего, артиллерию неприятельскую, а в оборонительном положении мы должны поражать пехотные колонны, ибо артиллерия, как он пишет, выражается образно, никогда не может взять батарею противостоящую. Затем о размещении, то есть здесь идет, с одной стороны, это и полемика, с другой стороны, обмен мнениями, но вот, скажем так, складывается та плеяда конных и полевых пеших артиллеристов, которые вот уже имеют представление и опыт действия против неприятеля. Возвращаясь к годам мира, в Тильзите и мы, и французы изучают, то есть могут пощупать, потрогать и увидеть. И прославленный генерал артиллерийский ла Буасьер, который являлся генералом-инспектором всей артиллерии при Наполеоне, в данном случае я вижу здесь не столько комплимент, а он очень хотел увидеть роту артиллерийскую русскую и передает отзыв, что она столько совершенна, что они… главное не вводить никаких перемен. И я все-таки думаю при всей то, что есть, в годы мира обменивались комплиментами… Помните Наполеон сказал Беннигсену: «Вы были злы при Прейсиш-Эйлау». Тот расцвел, хотя это двусмысленность некая. И в итоге просто фактически получается, что мы на равных вступаем в войну. Но в то же время мы должны признать, что вес наших орудий при всем том, что мы их облегчали, уступает наполовину, то есть вес 18-фунтового, 8-фунтового орудия мы в 2 раза все равно тяжелее общей системы с передком и лафетом, тяжелее французского. Если мы тяжелое орудие 12-фунтовое, их везут 6 лошадей, то у Наполеона 4 иногда даже 2, а маневрировать, когда шестеркой…

С. БУНТМАН: Шестеркой…

А. ВАЛЬКОВИЧ: … это сложнее, поэтому…

С. БУНТМАН: Это знали все на тогдашней гражданке, знали все…

А. ВАЛЬКОВИЧ: Безусловно.

С. БУНТМАН: … владельцы больших экипажей.

А. ВАЛЬКОВИЧ: И вот здесь, получается, как раз и есть источник того, что французская артиллерия, помимо того, что сам Наполеон свободно распоряжался и мог вмешаться в корпусное или, так сказать, в резерв… сам своим приказом отдавал, то они быстрее маневрировали, лучше, и заправляли. Хотя Ермолов….

С. БУНТМАН: За счет чего они добились?

А. ВАЛЬКОВИЧ: Ну, во-первых…

С. БУНТМАН: За счет материалов?

А. ВАЛЬКОВИЧ: За счет… Могу сказать, ну, то есть мы знаем, что реформа 74-го года, 1774 года, Жан-Батист Грибоваль, артиллерийский офицер, вот он ее совершил, Наполеон ее развил. Но здесь еще речь идет о том, что и навык, и опыт постоянный фактически, и то, что не столь громоздко, то есть они могли все маневры, повороты гораздо быстрее составить. Ермолов изменил… Обычно же шло колонной русская артиллерия в одном руте, он на маневрах заставил, и когда уже возглавлял артиллерию гвардейскую, действовать двумя и там были строго установления, что вот идущее первым орудие должно быть, находиться на правом фланге, а он эту систему разрушил, кто быстрее заедет, потому что все происходило с правой стороны. Движение с правой стороны, кстати, и правостороннее движение благодаря ездовым, они сидели как раз с этой стороны движения, что вот так разворачиваются и важно, это еще одно из нововведений Аракчеева, это каждый пехотный полк должен был подготовить определенное количество солдат, которые были обучены артиллерийскому делу.

С. БУНТМАН: Для замены?

А. ВАЛЬКОВИЧ: Для замены. Так же как и запасные лафеты, кузницы, то есть каждая рота имеет естественно запасные. И вот возвращаясь к устоявшемуся стереотипу, что мы должны… вернее во всех армиях не терять орудий, первые об этом говорят, что мы должны последний выстрел особенно из картечи, самый губительный, и мы должны его сделать даже с опасностью для захвата орудия. И мы помним, что накануне Бородинского сражения граф Александр Иванович Кутайсов, который в это время уже начальник артиллерий обеих армий соединенных, он отдает приказ, что даже если садятся на орудия, делать последний выстрел, жертвовать собой. И вопреки всем, хотя мы знаем, что Александр приписывал не награждать тех, кто потерял в бою, артиллерийских офицеров, орудие, тем не менее, вопреки этому они их для эффективности действия с врагом.

С. БУНТМАН: Ну, что же. Александр Валькович. Мы продолжим программу через 5 минут.

С. БУНТМАН: Мы продолжаем. Александр Валькович у нас в студии. Мы говорим о реформе русской артиллерии, и с чем русская артиллерия пришла к войне 12-го года, и как в ней участвовала. Я хочу немножко назад. А много ли было первоначально противников реформы артиллерии? Ведь из затеи Павла очень многие, считай, и здравые затеи Павла считались причудами императора, который хотел сделать из нас …ков и так далее. И как же так? Наша артиллерия, наши пушки, которые…

А. ВАЛЬКОВИЧ: На красных лафетах…

С. БУНТМАН: … на прерывнике при Фокшанах наши пушки…

А. ВАЛЬКОВИЧ: Да.

С. БУНТМАН: … там все. Как же мы с ними? Вот побеждали и будем побеждать.

А. ВАЛЬКОВИЧ: При Ларге и Кагуле, добавлю.

С. БУНТМАН: Да.

А. ВАЛЬКОВИЧ: Но могу сказать, что противодействие было огромное, оппозиция среди генералитета была, и голос ее раздавался. Но дело в том, что считали, что все, что есть, оно достойно, потому что вот мы действительно в сражениях отличались. Но благодаря своему положению императора естественно эта оппозиция, голос ее не принимался во внимание. Многие были уволены в отставку. А в 3-м году, когда…

С. БУНТМАН: Вот могло же быть в 801-м, чтобы было все как при бабушке? Вот бабушкина артиллерия.

А. ВАЛЬКОВИЧ: Вот здесь получилось… бабушкина артиллерия. Уже Александр, участник тех же всех гатчинских маневров, уже естественно не мог к этому вернуться, и он возвращает из опалы и отставки Аракчеева не случайно. И могу сказать, и здесь оппозиция в лице гвардейского генералитета, именно артиллеристов, очень не хотели, чтоб вернулся, помимо того, что он администратор, но еще достаточно строг, взыскателен. Тоже пытались интригами не допустить его возвращения, и чтобы он принял должность на… генерал-инспектор артиллерии. Но здесь уже воля Александра все превозмогла. Но могу сказать опять же справедливости ради, что все основные положения артиллерии, вернее ее способ применения, ее разделение – это заслуга Петра I. И даже тот зарядный ящик, который он утвердил и ввел, он используется и в это время. Говоря опять же об изменении в психологии офицеров артиллерийских, что держаться до последнего и самый выстрел последний в атакующего неприятеля, они уже буквально в 10-ти шагах, потому что это самый эффективный способ и оправдать потерю своих орудий уроном, принесенным неприятелю. Один из примеров это кампания уже 13-го года, и получилось так, что в одном из сражений, по-моему, это был первый день под Куймом, прапорщик конной артиллерии Пистерковс докладывает, что получилось так, что пока он отражал действия с фронта, с тыла его обошла пехотная колонна и отрезала, и тогда он с передками и с людьми, спешно покидая, но оставляет 2 орудия. Тогда разделение взвод из 2-х орудий, из 12-ти вот все это разделение, а когда нет офицеров, то командовал расчетом, расчет обычно это фейерверкер, и он очень сокрушается, докладывая своему командиру, что он утратил, а командовал там Бистрам, глава, вернее командир лейб-гвардии гренадерского… ой, егерского полка. Он сказал, что ничего, завтра мы отобьем. Так и было. Главное, что французы не могут использовать пушки и увезти, ты же снялся с передками и с лошадьми, так что мы все… Так и произошло. Так что вот опыт боевой показывал… И Константин Павлович также много ввел для усовершенствования действий артиллерии. Он ввел, чтобы отъезжали на отвозах, то есть на канатах. Времени нет, он учил их сниматься на отвозах, то есть на конной тяге, но накидывали не на передок, а просто с лошадьми. Упрощало, побыстрее… Заменяемость номеров артиллерийских расчетов. Опять же в новой форме Аракчеева целый комплекс, то есть тщательно следить за отливкою. Ну, да напомним нашим слушателям, что тогда вся полевая артиллерия была из бронзы, ну, тогда ее называли, то есть сплав меди и олова, а крепостная – это чугунная. Каждый при отливке он отправляет и заставляет офицеров прежде беспечных и прочих дожидающихся, чтобы они присутствовали, определяли состав, сплав достаточный ли при отливках, то есть…

С. БУНТМАН: Военная приемка, самая настоящая.

А. ВАЛЬКОВИЧ: Он ввел военную приемку. Он как раз вводит новые более совершенные, я имею в виду, чуть не сказал приборы ночного видения, в данном случае вот эта как бывает… Я имею в виду, что более эффективный прицел.

С. БУНТМАН: Да.

А. ВАЛЬКОВИЧ: И мы там во многом даже превосходили французскую. А говоря о том, что мешало нам фактически быть на равных с французской артиллерией, хотя в известной степени благодаря мужеству, стойкости и, конечно, самоотверженности мы, но с большими потерями, выходили на… с французами, это то, что организация, то есть система была такая: артиллерийские роты передавались дивизиям, корпусам, ну, еще была резервная. Получалось так, что если во время сражения, это пишет Липранди, человек… то есть он постарался быть объективным тем более, что он не артиллерист, а он штабной офицер, в кампанию 12-го года он был обер-квартирмейстером 6-го пехотного корпуса, знающий, до этого опыт имел в Финляндской кампании. Иван Петрович Липранди. Кстати, именно он послужил прообразом во многом того Сильвио в «Выстреле» описанном Пушкиным. Хладнокровен под огнем, он писал, что мешала вот эта двойная подчиненность и артиллерийскому и дивизионному… то есть он подчиняется, командир бригады, одновременно начальнику естественно артиллерии, но он же подчиняется командиру корпусному.

С. БУНТМАН: А как технически она мешала?

А. ВАЛЬКОВИЧ: А мешало следующее, если, например, дивизия…

С. БУНТМАН: Противоречие приказов.

А. ВАЛЬКОВИЧ: … получается таковой, что вот он просит, на позиции стоит дивизия и выстроила всю свою дивизионную артиллерию, против нее сосредоточено большее число орудий. Если он, рядом с ним находится дивизия его корпуса, он может это усилить, а если это из другого подразделения, на это могут не пойти. И вот эта косность мешала.

С. БУНТМАН: То есть это наличие границ…

А. ВАЛЬКОВИЧ: Наличие границ. Поэтому здесь получается, Наполеон, который повелитель, он принимает распоряжение, он может смешивать и брать, и бросать артиллерию резервную, из других корпусов, дивизий, не влияя. Здесь есть вот эта иерархия и двойное подчинение, оно влияло. А говоря вот… то есть это отсутствие, здесь не то, что воли, а возможностей. Так. И пример неэффективности действий сказался еще в кампании 6-7-го года в сражении под Прейсиш-Эйлау. Граф Остерман-Толстой, командир корпуса, отражая атаки неприятеля, совершенно забыл, что рядом с ним стоит батарея из 40 орудий, и французы ее были… Не было распоряжений, не было начальника, и вот это мешало. И только подход из резерва конных артиллерийских рот позволил сокрушить атаку неприятеля, и выйти из положения. В итоге вот постепенно, то есть ценой потерь и крови мы приобретали необходимый навык, и естественно числом артиллерии мы брали, и напомним, что Бородинское сражение, превосходство 640, в других источниках 648 даже, против 540, но получается, что… И мы выдерживали огонь, например, на обороне Багратионовы флеши максимально у Багратиона было 100 орудий, против него действовало 300. В 2 раза превосходство. Мы гибли, отражали, но огромные мы потери несли, хотя мы были в обороне. И это благодаря тому, что Наполеон умел концентрировать… и опять же легче орудия, меньше сложностей их с числом лошадей, то есть это вот парадоксально, но действительно. И все это приводило к тому, что мы выстаивали, отражали неприятеля, наносили урон, но и ценой большой крови.

С. БУНТМАН: Ну, да. И здесь, конечно, это все… Наполеон очень часто, конечно, выигрывал за счет большей гибкости в управлении, управлении боем непосредственно и управлением войсками вообще.

А. ВАЛЬКОВИЧ: Это так. Но в то же время тот же Наполеон признал, когда началась кампания с русскими в 6-м году, неожиданно для него, никто не думал, что разбитая русская армия под Аустерлицем вступится за Пруссию, и под Голымином он впервые сталкивается с русскими. И как обычно сосредоточенный огонь его орудий не дает эффекта, русские отражают, отбивают и тут наносят потери, эффективен огонь русской артиллерии. Это уже 6-й год, уже усовершенствования введены, и тогда он вынужден был признать. Ворчливо он сказал: «Прошли те времена, когда 40 орудий решали успех боя».

С. БУНТМАН: Все.

А. ВАЛЬКОВИЧ: Так что если говорить объективно, оценивая русскую артиллерию накануне войны, мы еще уступали, но я бы не сказал, что в значительной степени, но зато мы превосходили все остальные европейские армии, кроме французской. Ну, и то, что вот все эти усовершенствования, реорганизация артиллерии, той системы 5-го года, аракчеевские реформы были, тут практическое применение доказало их эффективность, это говорит о том, что только… я, видимо, не сказал читателям… слушателям, оговорка по Фрейду, что гладкоствольная, дульнозарядная тогда артиллерия…

С. БУНТМАН: Конечно, да.

А. ВАЛЬКОВИЧ: И до реформ, уже которые меняются с казенной частью и прочие, и только в 30-м году спохватились, убрали этот недостаток, который он сам признавал, вильнер и стальную ось, ну, а в остальном она дальше развивалась и эффективно действовала. И с каждой кампанией все лучше действовали русские артиллеристы. И тот же генерал Рач, который многое посвятил истории русской артиллерии, и в частности гвардейской, в своей публичной критике признавал, что в 28-м году против турок Николай, подражая Наполеону, сумел против вылазки под Шумлой сосредоточить такую батарею, которая опрокинула, то есть снесла…

С. БУНТМАН: Это уже… Это практическая…

А. ВАЛЬКОВИЧ: Да. И 30-й год в польской уже кампании, так сказать, также столь эффективно все действует, поэтому могу сказать еще раз, что реформы были нужны, они были оправданы, усовершенствования проявили, то есть доказали свою жизнеспособность именно в горниле этих битв. И могу еще сказать, что фактически парк артиллерийский накануне войны во многом превосходил даже соединенные силы Европы, которыми располагал Наполеон, и это превосходство в артиллерии мы сохраняли фактически на протяжении всей кампании.

С. БУНТМАН: Александр Валькович. Несколько вопросов у меня, потом вопросы от слушателей здесь любопытные есть. Вопрос от меня: снабжение боеприпасами насколько было…

А. ВАЛЬКОВИЧ: Снабжение боеприпасами. На самом в действительности… опять же благодаря реорганизации, очень эффективно. Были запасные парки артиллерийские. И сказать так, что во время сражений мы испытывали недостаток… то, что было потом бичом для русской армии в 1-й мировой войне, этого нет. Единственное, что после Бородинского сражения, после этого ожесточенного… и артиллерийской дуэли, которая продолжалась до глубокого вечера, Кутузов требует от Ростопчина, главнокомандующего Москвы, привезти заряды и пополнить. Но в целом могу сказать, что та система, которая выстрелила и ответственность чиновников, отвечающих за это, которые вот приучены были еще от Павла, что строго взыщут, обеспечено было, то есть достаточно эффективно. И еще раз, я говорил, что состав пороха превосходил даже лучший английский…

С. БУНТМАН: Это тоже качество…

А. ВАЛЬКОВИЧ: Да.

С. БУНТМАН: Это именно о качестве, мы об этом говорили. И второе: конная артиллерия. Что за лошади? Кто их заводил?

А. ВАЛЬКОВИЧ: Лошади все были строевые. Они обеспечивались от казны. Были несколько в империи заводчиков и казенных заводов, и покупали и у владельцев частных, которые были приучены к действию парами. Они получали все также довольствие от казны, то есть это, скажем так, что ремонт артиллерийских лошадей и кавалерийских полков, ну, естественно более тяжелые и крупные масти и… Как бы назвать? Тяжеловозы. Но в данном случае, на самом деле, уже это и участники кампаний, что различия большого между армейскими, то есть конским запасом кавалерийских полков и артиллерии мало, чем уступал. И в этом заслуга опять же и Кутайсова и Ермолова накануне кампании.

С. БУНТМАН: По качеству именно породы, по качеству… по своим физическим качествам…

А. ВАЛЬКОВИЧ: А дело в том, что…

С. БУНТМАН: Это что были за породы?

А. ВАЛЬКОВИЧ: Ну, в данном случае здесь менее прихотливые – это и донские, ну, это и то, что в Малороссии. Но могу сказать, что когда Наполеон привел уже из Европы, они большую часть – падёж, а наши достаточно сохраняли, хотя они и гибли. Стремление офицеров и это как раз в статьях и Сеславина Александра Никитича, который потом известный будет партизан, и Столыпина Дмитрия Александровича, они писали, что первоначально артиллерия должна быть не видна неприятелю, она должна появляться неожиданно и постепенно. Но иногда из-за той тактики – стоять и умирать, то есть выставляли внушительные эти и, конечно, гибли еще, не вступая в сферу огня. И те же современники пишут, что мы сменили разбитые уже, так сказать, и орудия, и лафеты, и, так сказать, выбитую прислугу, вот как раз это, когда французы захватили Бородино и Семеновские флеши, перекрестный огонь на батарею Раевского, то есть там этот ад, и они не более четверти держались. Добавлю, что тот же Липранди о недостатках говорил, что вместо того, чтобы резерв вышел максимальным, мы всегда частями как будто пополняли застрельческие цепи, и это был большой вот недостаток действий артиллерии тех или иных сражений. И это проявилось особенно ярко, конечно, при Бородино.

С. БУНТМАН: Вопрос теперь литературный. Константин спрашивает: «Вот описание батареи Тушина – это выдумка Толстого или правдивая картина?»

А. ВАЛЬКОВИЧ: Дело в том, что говоря об этом… Из документов, из описания Михаила Станилевского, кампании он при Шенграбене выяснил, что вот была рота, а остальное он все создал, но благодаря своему боевому в Севастопольской кампании, он естественно все это вдохновил и оживил, поэтому батарея была, и именно выстрелы из этой батареи подожгли Шенграбен, занятый французами, и достаточно долго они действовали эффективно, то есть это не вымысел, это правда, но благодаря гениальности, детальности…

С. БУНТМАН: То есть вот в детали он вдохнул вот в данном случае вот здесь именно опыт у Толстого…

А. ВАЛЬКОВИЧ: Опыт, знания и любовь…

С. БУНТМАН: И внутреннее знание и ощущение…

А. ВАЛЬКОВИЧ: Конечно. И любовь своего офицера к своим подчиненным. Любовно он называл там дядюшка и прочее, и вот запыхтело…

С. БУНТМАН: Да, да.

А. ВАЛЬКОВИЧ: То есть вот здесь все это же… Ну, возникает сразу образ. Ну, должен сказать, что отношение в артиллерии, ну, во-первых, всегда завидовали им пехотные, потому что у них все на лафетах, и выпивка, и закуска…

С. БУНТМАН: Да уж, конечно. А они все с собой, да?

А. ВАЛЬКОВИЧ: Да. Ну, конечно, здесь и талант, и знание позволило вот создать этот незабываемый образ капитана Тушина.

С. БУНТМАН: Еще особенности артиллериста, как и солдата, и офицера вот в те времена. Это что? Вот, чтобы нам ощутить и отношение к артиллеристам, и самоощущение артиллериста тогдашнего.

А. ВАЛЬКОВИЧ: Ну, безусловно, хоть это уже и банально – это боги войны. И естественно забота и отношение других родов войск даже пусть и снисходительное кавалеристов, артиллерия – это всегда мощь и защита, поэтому могу сказать, что и подготавливались, лучше всех образованные в то время именно артиллерийские офицеры, ну, это и требовалось спецификой их специальности, скажем так. А в гвардию отбирали самых рослых артиллеристов, то есть крепких, надежных. По всем воспоминаниям мы говорим, как жертвуют друг другом и как заботятся и офицеры, и… то есть здесь при всей палочной муштре, при всем здесь совсем другой дух царит, и это так. То есть они и гордятся, и сообщество офицеров наиболее образованных, и вот это… Ну, действительно это семья, хоть… то есть получаемся так, что мы в роте имеем 12 орудий. Да? В общей сложности там 300 с лишним человек, ну, скажем, несколько… сотня с небольшим там лошадей, обученных, причем также Аракчеев ввел, что и номера должны были знать функции других при потерях…

С. БУНТМАН: Вот эта вот взаимозаменяемость.

А. ВАЛЬКОВИЧ: Взаимозаменяемость, здесь и отношения… То есть на самом деле отношение к делу, профессионализм, жертвенность, стойкость и, ну, видим, взаимное уважение. И неслучайно целая плеяда артиллерийских офицеров прославилась в эту… молодых офицеров. А портрет, то, что вот Дмитрий Александрович Столыпин называл, который начинал обер-офицером и закончил, вступил в Париж полковником, его портрет украшает залы войны 12-го года в Артиллерийском музее.

С. БУНТМАН: Что готовит, кстати говоря, я хотел спросить, что-нибудь особенное в этом году готовит Артиллерийский музей?

А. ВАЛЬКОВИЧ: Артиллерийский музей в этом году открывает экспозицию, посвященную Кутузову, и там много будет раритетов. Думаю, что будет ряд еще изданий. Сейчас у них конференция в середине мая будет, посвященная новым открытиям, новым проблемам и вооружения, и освещения деятельности как знаменитых артиллеристов. Артиллерийский музей же обладает уникальным архивом артиллерийским, то есть фонд генерала-фельдцейхместера, где очень много формулярных списков тех или иных, фактически уникальные вещи, которые не можем найти в других местах. И беда в другом, что сейчас вот эти… целая какая-то лихорадка на реформы, сейчас происходит небывалая вещь: крупнейшее в мире собрание артиллерийского музея, специально вытроенное здание при Александре – вот это в виде крепости – указом, приказом Министра обороны переводится в разряд филиалов Центрального музея вооруженных сил, то есть он перестает быть самостоятельным и перестает той быть единицей, которой… Ну, то есть наше достояние как-то нивелируется, и все сводится…

С. БУНТМАН: А всегда статус у него был отдельный?

А. ВАЛЬКОВИЧ: Он был самостоятельным. Сейчас все эти реформы приходят к тому, что во время либо дождя, либо протечки, они должны обращаться к управляющей компании, а не самостоятельно решать, то есть… Ну, неблагополучие эти реформы приводят к ухудшению ситуации и об этом и Пиотровский говорил, встревожено музейное сообщество, и надеюсь, когда сейчас естественно время ожидания прихода новой команды, я думаю, что вопрос будет стоять и все-таки отстоим, а ничто… Артиллерийский музей будет самостоятельной…

С. БУНТМАН: Ну, это возможно сделать. Дело даже не в новой команде, а это просто с точки зрения разумности…

А. ВАЛЬКОВИЧ: Безусловно.

С. БУНТМАН: … это надо… То есть это вполне возможно.

А. ВАЛЬКОВИЧ: Опять же, если говорить о том, что себе берет под крыло Министерство Обороны, они еще берут свою студию у Грекова, мы можем… Я могу сказать с прискорбием, что школа художника-баталиста, советская школа, она уходит, и с прискорбием должен признать, вот сейчас выставка в Манеже, посвященная 12-му году, там очень много живописных полотен огромных размеров, но ужасного содержания и ужасного качества. Увы!

С. БУНТМАН: Но это особая здесь… вообще батальная живопись – это особая и здесь нельзя с теми же подходить мерилами, что к… Это особое искусство.

А. ВАЛЬКОВИЧ: Безусловно.

С. БУНТМАН: Это особое искусство, и я думаю, что вот в мире, кстати, очень интересно проследить эволюцию батальной живописи. Я думаю, что мы когда-нибудь этим займемся и в связи с войной 12-го года и не в связи с войной, потому что с одной стороны представление, когда появился историзм, представление это далеко не сразу, потому что мы видим и средневековый и 15-го века, когда все как 15-й век, любая баталия, когда мы видим фантазии 19-го века на темы давних сражений…

А. ВАЛЬКОВИЧ: И либо каноничность в 18-м веке…

С. БУНТМАН: Да, да. Да, удивительно. Кстати, тоже это вот предмет для отдельного разговора. Ну, и о музеях мы будем говорить, и о музеях, и выставках, и проблемах, с этим связанным. Спасибо большое за рассказ об артиллерии русской в войне 12-го года.

А. ВАЛЬКОВИЧ: Спасибо за внимание и за…

С. БУНТМАН: Александр Валькович. Мы продолжим, обязательно продолжим нашу серию до конца года. Не забудьте.