Новый сезон "Не так" на "Эхо Москвы" - конференция со слушателями - Не так - 2010-08-21
С. БУНТМАН: Добрый день, Сергей Бунтман у микрофона. Вспомните, какие у нас есть средства связи. У нас сейчас какие-то профилактические работы на сервере, поэтому я ничего не знаю о ваших вопросах в программу интернетских. Наверное, там что-то было. Тогда просто, друзья мои, те, кто имеют возможность, повторите свои вопросы или предложения (что наиболее ценно) для следующего сезона программы «Не так» очередного. Примерно программе столько же лет, сколько «Эху Москвы». Началась она практически одновременно, одна из первых идей. Вел ее Алексей Венедиктов, потом мы с ним так договорились, что я буду вести эту программу, что я и делаю с большим удовольствием уже много-много лет. И с журналом «Знание–сила» вместе, с Галиной Петровной Бельской мы также придумываем, изобретаем темы, приглашаем гостей. Но что-то надо делать новое, программа должна развиваться. И как по тематике, так и по форме. Я вам скажу, что у нас будет точно, а вы пока присылайте свои предложения, вопросы. В основном, действительно, я бы повторил, что акцент делается на предложениях и юбилеях, которые грядут, и неосвещенных проблемах, и, может быть, о формах передачи. +7-985-970-45-45 и телефон прямого эфира 363-36-59 с полагающимся кодом 495, если вы звоните не из Москвы. Ну так вот, а я скажу, что будет точно. Будет точно продолжаться наша серия, «Наше все 2». Это государственные деятели семи последних царствований Российской Империи от Екатерины Второй... мы начали с Потемкина вместе с Ольгой Елисеевой, продолжили Паниным Никитой Ивановичем, а потом уже внедрились в эпоху Павла, Александра. И сейчас мы остановились на Николае Первом вместе с Андреем Левандовским. И следующий наш герой будет Александр Христофорович Бенкендорф. Естественно, мы смотрим не только на человека, смотрим на явление государственное, которое он олицетворяет, воплощает собою и, может быть... и, может быть, то явление, которое он начал, как Сперанский во многом, один из наших героев. То есть это будет продолжаться, серия «Наше все 2», пока не дойдем до деятелей времен Николая Второго. Примерно раз в месяц мы будем это проводить. Еще есть у меня к вам тоже предложение: проводить раз в месяц дискуссию, такой вот «нетаковый» клинч. Проводить между историками, профессиональными историками, которые по-разному подходят к проблеме. Может быть, здесь... я бы не хотел явно спекулятивных вещей. Это, наверное, место... ну, как, например, там... очень любопытные представления о Рюриковичах, которые прозвучали и в нашем эфире тоже. Да. Может быть, критика теорий, только каких-нибудь забубённых теорий, может быть в нашем эфире в форме дискуссии. Но так, чтобы люди слышали друг друга, понимаете? Чтобы не было: почему у вас Ленин синий на пьедестале? А я так вижу, потому что я художник. История все-таки это немножко другое. Итак, предлагайте. У нас есть смски... 363-36-59 – это телефон прямого эфира. А смска: +7-985-970-45-45. Александр никак не может отойти, наверное, от рок-н-ролльных всевозможных эстетик, которые были в прошлом часе, и говорит мне: «Так Вы молодым парнем на радио начали лабать». Ну, отсчитайте от моих пятидесяти четырех, отсчитайте двадцать, и все у Вас получится, будет Вам счастье. «Сайт умер, - пишет. - В чем дело?» Сайт не умер, сайт даже не заболел. Он должен... с ним проводятся процедуры всевозможные сейчас, и все у нас будет с сайтом. «Сделайте передачу про «Философский пароход». Я думаю, что мы... конечно, о проблемах эмиграции и побуждения к эмиграции будут у нас передачи. Единственно, да, я еще хочу сказать, что, может быть, меньше у нас будет юбилейных и вот таких передач к датам, относящимся к 90-м годам. У нас было несколько передач, которые мы делали с Александром Черкасовым и с другими представителями «Мемориала». Например, мы делали о чеченских воинах. У нас будет отдельная передача об этом. Поскольку у нас, ну, закончили свое существование передачи «Именем Сталина» и «Дорогой наш Никита Сергеевич», тоже завершает свою жизнь эта передача в этой форме. А будет у нас и «Осторожно, история» в следующем году, может быть, будет другая.
Так, «Будет ли передача к столетию смерти Льва Николаевича?» О чем, Константин, будем говорить? Понимаете, здесь вот столетие, вот Лев Николаевич, вот сто лет со дня смерти. О том, какое это было общественное явление, его жизнь и смерть? Объект поклонения, что? О чем мы будем говорить? Вот посмотрим с вами. «Про Зою Космодемьянскую можно передачу?» Аня, вообще персональные передачи, особенно персональные передачи – это немножко другое. Что Зоя Космодемьянская? Опять я говорю, есть... продолжается «Цена победы». И что, то ли партизанское движение, то ли образцы героев, которые делала во многом и пресса. Я думаю, что многие недооценили вот эту сторону фильма Жан-Жака Анно «Враг у ворот». Именно вот это... стар-систем, если можно так сказать, социалистической, коммунистической и прессы, и идеологии, которой тоже нужны были свои звезды, тоже примеры, и примеры героические. Вот здесь, наверное, было бы интересно поговорить и про явление Зои Космодемьянской. «Планируются ли передачи про морские сражения русско-японской войны? Антон». А почему бы не сделать? Все, это записываем. «О латышских стрелках так и не рассказали». Ну, Александр из Красного Села, ничто не потеряно. Ничто не потеряно, и я думаю, о латышских стрелках можно будет сделать передачу и вместе с нашими латвийскими коллегами из радио, с которым мы работаем вместе. Евгений, тут все хорошо, все замечательно, то, о чем Вы спрашиваете. Давайте попробуем еще и по телефону поговорить. 363-36-59. Я вам скажу, что еще одна традиция будет сохраняться, и ближе к 12-му году эта традиция будет у нас расширяться. Потому что 28-го числа мы традиционно встречаемся с организаторами реконструкции на Бородинском поле. Будем говорить в этот раз и о гвардии в войне 12-го года, в Бородинском сражении русской гвардии. Как она участвовала, как участвовали полки – будет об этом вестись речь. «Сделайте передачу...» Да, и если говорить о войне 12-го года, у нас грядет грандиозный юбилей, и мы придумали серию передач. Уже даже придумали темы на 12-й год. Но сейчас пока мы говорим о годе 11-м, о конце 10-го и 11-м годе. «Сделайте передачу непредвзято о Салавате Юлаеве, которого Пушкин называл вором, а сейчас он на гербе Башкортостана. Фарид из Уфы». Я думаю, непременно надо будет сделать передачу и о Салавате Юлаеве, и вообще об этих событиях. Тоже делание героев во многом. Похожая проблематика на ту, что связана с Александром Невским, например. Существует несколько Александров Невских, друг друга абсолютно не знающих и не понимающих, о чем мы говорили с Игорем Данилевским, например. «Сайт сейчас недоступен, он на профилактике. Виталий из Москвы». Телефон 363-36-59, и я включаю его. Алло, добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ1: Добрый день.
С. БУНТМАН: Добрый день, вернее.
СЛУШАТЕЛЬ1: Вас беспокоит Осипов Михаил Юрьевич. Я хотел бы сказать следующее. Вот когда идут передачи по историческим темам и касаются вопросов нормативно-правовых актов, пожалуйста, приглашайте не историков, а специалистов по истории права. То есть, это юридические дисциплины, понимаете?
С. БУНТМАН: Если специально мы говорим, например, о Соборном уложении или о каких-то документах...
СЛУШАТЕЛЬ1: Да-да-да-да-да.
С. БУНТМАН: Да, и так можно. Но мне кажется, что... Вы недовольны терминологией или чем недовольны?
СЛУШАТЕЛЬ1: Дело все в том, что, - я еще раз Вам хочу сказать, - что когда мы говорим об... во-первых, мы говорим о нормативно-правовых документах, необходимо также показать и эволюцию нормативно-правовых актов, а что же изменилось. Например, когда мы говорим о Соборном уложении, мы должны показать, что это акт, в общем-то, всеобщей кодификации, и чем он отличается от предшествующих документов.
С. БУНТМАН: Понятно, я Вас понял. Спасибо, я понял. Мы будем обращаться к специалистам, но, вы понимаете, всегда об это надо рассказать и точно, и доходчиво, и увлекательно. Между прочим, замечательные историки, - вот, как Вы говорите, историки права, - нужны здесь, естественно. Если мы, собственно, говорим о законодательных актах и нормативных документах, если мы говорим. Но это надо рассказать интересно. И, если вы заметили, вот за многие года, что существует программа «Не так», очень многие наши авторы и гости прошли... претерпели эволюцию. И они развиваются как... не просто как историки... Конечно, они пишут новые работы, проводят новые исследования, но они и по-другому выступают на радио. Они развиваются. Вот подумайте, послушайте, может быть, для интереса, старые передачи, первые передачи того или иного автора. И потом послушайте последующие, самые последние. Ведь это же тоже... происходит притирка. «Продолжите серию с Игорем Данилевским». Мы хотели бы сделать, знаете, не о мифических Рюриковичах, из, да, куб и каб, там, как у нас в испанском языке Рюриковичи называются, а о настоящих Рюриковичах. О настоящих Рюриковичах, об истории династии, о очень сложных родственных отношениях и том, как, кто, где княжил. Здесь надо выработать, наверное, какую-то схему по которой и какой-то подход. Точно так же, как в 13-м году, - я далеко в будущее заглядываю уже, есть у нас идея, и идея эта предложена Евгением Киселевым, - какой аспект. Потому что 400-летие дома Романовых, не забывайте. И как интересно посмотреть... но посмотреть не так, как вот, например, государь за государем, как у нас была серия Романовы. А как-то по-другому, чтобы было не совсем так. «Меня интересует история европейской культуры. Владимир из Казани». Слишком общо. Конечно, будем говорить... «О секретных операция ГРУ, КГБ в советское время. Евгений из Омска». Можно. «Давайте вместо «Дорогой Никита Сергеевич» «Дорогой Владимир Владимирович». Знаете, как говорил Ленин: а Вы к нам приезжайте, батенька, - как он Уэллсу говорил в спектакле, да, - лет этак через... Вот тогда у нас будет передача историческая на тему правления Владимира Владимировича, если Вы имеете в виду Путина. Звонок из Петербурга, судя по всему. Алло, добрый день. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ2: Алло, добрый день.
С. БУНТМАН: Да, добрый день.
СЛУШАТЕЛЬ2: Я звоню вам из Петербурга. Меня зовут Михаил.
С. БУНТМАН: Да, Михаил.
СЛУШАТЕЛЬ2: Вот такое пожелание хотелось бы сказать. Знаете, вот и у Басовской в передаче с Венедиктовым, да, и у Вас вот в Вашей передаче совершенно нет... я, по крайней мере, не слышал передач о древних Кавказских государствах, в частности государств Древнего Азербайджана, Древней Албании и Древней Атрапатены. Это очень интересно.
С. БУНТМАН: Хорошо.
СЛУШАТЕЛЬ2: Очень интересно. Я Вас очень прошу. Я просто по образованию сам историк, сам делал радиопередачи на «Радио Балтика». Шло просто вот прекрасно. Жаль, что я не в Москве живу, я вам пришел бы, и сделал бы, и поставил бы хоть 15 минут, хоть на 5 минут.
С. БУНТМАН: Хорошо...
СЛУШАТЕЛЬ2: Это безумный, я Вас уверяю...
С. БУНТМАН: Согласен с Вами. Конечно, я думаю, что мы сделаем такие передачи. А Вы, если можно, на наш общий e-mail пришлите свои просто контактные или телефоны, или тоже mail свой пришлите. На наш общий, тот, который на сайте. И только напишите, что это для меня и для программы «Не так».
СЛУШАТЕЛЬ2: Хорошо, с удовольствием.
С. БУНТМАН: Хорошо, Михаил, спасибо Вам большое. Спасибо, хорошее предложение.
СЛУШАТЕЛЬ2: С удовольствием.
С. БУНТМАН: Да, спасибо
СЛУШАТЕЛЬ2: До свидания.
С. БУНТМАН: До свидания. Следующий звонок мы сейчас с вами примем. «Предлагаю цикл передач о Первой мировой войне». Гражданской был, Борис, Первой мировой было, но мало. «Наполеоновские войны» - обязательно. Война вот... через 12-й год мы пройдем вот просто годовую передачу. Здесь, вы знаете, начнем с... вот от Немана до Немана. Вот передачи, прямо с мая 12-го года, когда там это было, да? Просто с даты начнем вступления Наполеона. Естественно, нужно будет и предварительно, как пришли к этой войне. Там есть столько аспектов интереснейших, которые мы мало знаем, и многое там не так. «Завтра сто лет со дня аннексии Кореи и Японии. Хотелось бы передачу». Ну, завтра. Прямо вот завтра не сделаем. «Будете ли вы расширять круг историков в вашей программе?» Леха, круг историков в нашей программе расширяется за 20 лет постоянно. У нас есть наши любимые постоянные авторы. И не скажу, что другие нелюбимые... У нас... пересмотрите вот, когда сайт заработает, вот просто пересмотрите список авторов, которые у нас бывают в программе «Не так». Их достаточно много. Каждый раз, когда появляется или нужная тема и мы находим... бывает, что находим и нового, для нас неизведанного специалиста. Бывает так, бывает. Дальше мы слушаем ваши телефонные... «Дискуссию между ревизионистами типа Гетти и Жукова с их оппонентами возможно?» Саша, возможны только между теми... между всеми возможны, кто умеет друг друга слушать. Так, дальше. «О красноармейцах в польском плену 19-21-го годов». Николай, обязательно я сделаю, хотя была у нас передача о Польской войне. Вот сейчас, кстати, юбилей Польской войны. Может быть, нам осенью стоит сделать передачу. Или несколько. Там есть несколько аспектов. Собственно, военный аспект и сначала поход поляков на Киев, потом поход Красной армии на Варшаву, чудо на Висле. А судьба польский пленных – очень хочу, я бы связался с авторами той самой книги, о которой я вам часто говорю, и, к сожалению, часто это не доходит. Огромный том исследований красноармейцев в польском плену, огромное 900-страничное исследование, которое можно считать если не исчерпывающим, то ставящим... расставляющим практически все главные акценты этой эпопеи красноармейцев в польском плену. «Можно про Первую мировую?» Можно. «Возможная тема: Россия от поставщика зерна до его потребителя, сельское хозяйство в России». Замечательно. Знаете, я хотел, я страшно хотел «Не так» вот сейчас о мелиорации. Понимаете, о проблемах, которые вот у нас были и в первой половине века, и во второй половине века. И понять, что из решений этих проблем привело к той ситуации, - ситуации нынешнего лета в частности, - было бы очень важно. Я думаю, что мы сейчас, когда похолодало, мы не сразу забудем летнюю жару, пожары и смог. И, я думаю, и к сельскому хозяйству, и к проблемам мелиорации мы сделаем. 500 дней... а «О программе «500 дней» Явлинского». Елизавета, я же говорил, что у нас будет про 90-е годы, у нас будет отдельная программа, и это очень интересно. «Сделать передачу по истории права собственно» - Константин говорит. Не знаю, здесь тоже надо придумать алгоритм этой передачи. Пока так... мы можем обращаться к документам, и вместе с юристами, и с историками права, и с историками просто, которые знают это. «200 лет со дня рождения Пирогова в ноябре». А-гаа. Так, «Мало честной информации о...» Замечательно. «... о Христосе, Мухаммеде, Будде и др.» Ну да. «Расскажите о расколе, но не с позиции Русской Православной Церкви. Елена из Волгограда». Мы вообще с позиции той или иной церкви ни о чем не рассказываем в программе «Не так». Это историческая программа. «Рассказать о расколе», Вы имеете в виду, Елена, о XVII веке? Конечно, у нас были передачи, мы с Игорем Андреевым говорили об этом. Но почему бы не сделать? Почему бы не сделать и о Никоне, и о Аввакуме, и не только о деятелях. О, собственно, о явлении. И чем оно похоже и чем не похоже на религиозные расколы другие в христианской церкви, в христианских церквях. Накидывайте мне смски в ближайшие 5 минут, пока у нас будут новости и реклама, а потом мы продолжим разговоры и по телефону, и ответы на ваши предложения с помощью смс.
НОВОСТИ
РЕКЛАМА
С. БУНТМАН: Продолжаем нашу передачу. Это наш давний и существующий уже почти 20 лет проект совместный с журналом «Знание–сила». Как будет... ваши предложения о темах программы «Не так», о формах программы «Не так», о циклах программы «Не так». О некоторых я уже рассказал. Я еще сказал, какие дополнительные будут исторические передачи. Что в следующем году мы займемся так называемыми «лихими 90-ми» и 52 темы у нас будут связанные тоже. Календарная такая передачка как «Осторожно, история» будет у нас посвященная 90-м годам. Это проект, и это необязательно передача одна, это будет и в других передачах на историческую и не только на историческую тему. Уж близко к нам достаточно, так что здесь и история, и жизнь. И, слава Богу, у нас есть многие люди, которые могут об этом рассказать как участники и организаторы событий 90-х и явлений 90-х годов. Это обязательно будет у нас. Дальше идем по «Не таку». «Предлагаю тему по истории исторической науки. Историки, течения, школы». Света, хорошая идея, отличная идея. «Память, историческая, культурная и социальная история, дискуссия о дискуссиях. Коммунизм и нацизм. Решитесь». А что тут решаться? Коммунизм и нацизм – сколько мы об этом говорили, сколько раз? И что здесь, здесь не дискуссия, здесь сравнительный анализ. Возьмите об ур-фашизме статью Умберто Эко гениальную. О том, что необязательно свастиками трясти, чтобы был нацизм у вас. «110 лет взятия Пекина. О боксерском восстании». Мама родная, хорошо. «Переломный XVII век в истории России, Англии, Франции, Германии». Рита, это как раз вот к тому, о чем мы говорили с Игорем Данилевским и с Александром Каменским, о подходах вот, неизолированных подходах к истории, которые они на своем факультете истории и собираются как раз... не то что проповедовать, а вводить в жизнь. Да. «Про опалу маршала Победы и Тамбовское училище поговорите. Костя». «Войны в Афганистане, СССР 20-х-80-х». Интересно. «Хочу знать, как живут и путешествуют пенсионеры, живущие на границе». Ну, Людмила, это же не программа «Не так». Так, «65 лет атомной отрасли». Ага. «Возможна ли передача?» Возможно. И были у нас атомные передачи, были. И атомный проект у нас в разных передачах... Я вам предлагаю еще, еще ко всему... я так просто навскидку могу и не помнить, что у нас было, но вы запомните одну вещь: оживет наш сайт, и не надо так сокрушаться. Все временно, временная неработа сегодня нашего сайта, а потом вы можете посмотреть очень многие передачи в наших архивах. Набирайте в поиске, шерстите наши архивы, читайте, распечатывайте, если хотите, или читайте с экрана. Некоторые можно и послушать. Так. Дальше. Нет, не по теме не будет... «Русская экспансия в Сибирь и Азию, XVII век». Очень много сейчас у меня наберется XVII век, и будет для нас для всех от Игоря Андреева с русским XVII веком для многих других историков, которые занимаются веком XVII в Европе и не только в Европе. Дальше. «Иван Грозный, его мнимые победы. Цикл». Прямо вот мнимые победы вот будем, а потом цикл «истинные победы», там, «истинные зверства, мнимые зверства». Об Иване Грозном тоже посмотрите, что у нас есть. «Раскол церкви во времена Ивана Грозного». Да, говорили, но стоит повторить, снова поговорить. «О проблемах малого бизнеса». Понятно, в программе «Не так». «Освоение дальнего Востока». Так. Угу, угу. Это уже скорее о штрафбатах рассказать тем, кто остался жив еще из ветеранов штрафбатов, рассказать. Но это, скорее, «Цена победы». Никуда не уйдет, такая передача замечательная. Так, «История русской промышленности XVII-XVIII вв.» Очень хорошо, с Александром Каменским можно будет сделать. «60 лет вступления СССР в Корейскую войну». Тоже немножко не наше, но можно, можно. Атомные все вот, вот идет. «Про Маркса и Энгельса. Валера». Что это отдельные не четыре человека, Фридрих Энгельс и Карл Маркс, а вовсе два. Так, «О молодежных неформальных движениях 80-х годов, о влиянии на события того времени». Интересно. Так, «Русская колонизация Средней Азии». Вот видите, набирают Сибирь, Дальний Восток, Средняя Азия. Так. «Судя по предложениям, «Эхо» должно из политического радио стать полностью образовательным, что означает заменение на «университетское Эхо». «Н», дорогой или дорогая «Н», итак у нас очень во многом радио и просветительское тоже. Это не означает... передача ровно одна. Мы сегодня говорим о передаче «Не так», которая идет по субботам и будет продолжать идти с 14 до 15. «Поддерживаю о Первой мировой. Причины русско-японской войны». Говорили, но стоит дальше идти. Так. Господи, «О русско-армянской дружбе». Замечательно. И вражде, да, тоже поговорим? Что значит о дружбе передача? Передача о дружбе – это, знаете, в таких сиропно-мармеладных тонах о чем бы то ни было говорить в истории, мне кажется, не стоит вообще. Слушаем телефон. Алло, добрый... а, тут же «добрый день» у меня как-то сорвался. Алло, здрасьте, добрый день.
СЛУШАТЕЛЬ3: Алло.
С. БУНТМАН: Да, здрасьте.
СЛУШАТЕЛЬ3: Здравствуйте. Игорь из Подмосковья.
С. БУНТМАН: Да, Игорь.
СЛУШАТЕЛЬ3: А вот интересно было бы узнать о бытовых проблемах простого народа вот на протяжении исторического периода просто. Вот неужели нет спорных моментов?...
С. БУНТМАН: Я не понимаю Вас. Это гигантская по охвату тема. Что такое бытовые проблемы простого народа?
СЛУШАТЕЛЬ3: Ну, не проблемы я имею в виду, а как жили простые люди, например, там, в XVII веке, в XVI...
С. БУНТМАН: Чудесно. Это как раз, знаете, это в духе истории, чем история занималась и продолжает заниматься, начиная, может быть, с первой половины XX века. Это малая история, бытовая история. Например, тот же Александр Каменский очень много писал о быте XVIII века. И у нас и выступали, и будут выступать... Знаете, повседневная жизнь – это не только повседневная жизнь, там, в Версале...
СЛУШАТЕЛЬ3: Да, да, да...
С. БУНТМАН: А вот именно повседневной жизнью история мировая занялась в XX веке очень и очень серьезно. Об этом, конечно, неизмеримо меньше документов настоящих. Это, то есть, те люди, которые, скажем так, неизмеримо меньше писали и неизмеримо меньше оставили свидетельств. Но это безумно интересно. Конечно, конечно. Обязательно. Отлично.
СЛУШАТЕЛЬ3: Если можно, на сайте вот фотографии... тогда только появились дагеротипы. Например, я собираю альбом, у меня есть Санкт-Петербург, Москва старая. Там вот всякие города такие. Интересно, все, что осталось...
С. БУНТМАН: Это безумно интересно. Я тоже очень часто брожу по сайтам со старыми фотографиями, и увидел здешнюю фотографию начала XX века, вот здешнего Гагаринского переулка. Просто место, которое я прекрасно знаю, и на мостовой стоят... сейчас скажу: три мальчика, одна девочка. Видно, что девочка одна из какой-то... очень прилично одета. Мальчик тоже в матроске. И два простых таких паренька. И вот так интересно, вот что они, откуда они вышли...
СЛУШАТЕЛЬ3: Вот, вот...
С. БУНТМАН: ... из какого дома, что они делали, во что играли.
СЛУШАТЕЛЬ3: Когда разглядываешь... вот, например, выход царской семьи – а там смотришь, на крыше кто-то сидит чинит крышу. Вообще такие моменты...
С. БУНТМАН: Здорово, да. И чем он чинит, что у него: молоток, киянка или что-то еще? Вы знаете, эти детали, они могут быть необычайно интересными и необычайно вкусными.
СЛУШАТЕЛЬ3: Да-да-да.
С. БУНТМАН: В ремеслах. Отлично, спасибо большое. Спасибо, очень хорошее предложение. «ООН, из перспективы в XX век». Так, дальше. Замечательно: «Что вы копаетесь черте где, расскажите, как живем и как собираемся выживать». Великое, прекрасное заявление, чудесное. То есть, существует только сегодня. Вы понимаете, что даже уже первая часть нашей передачи – уже глубокая история. И даже помнить ее не надо. А вот сейчас, сегодня – это другие передачи. Так, «Арабо-израильские войны. Глеб». Интересно. «Покорение Кавказа». Так, «Завоевание Кавказа. Соня». Вот параллельно мне пришли две смски от разных людей. Опять русская колонизация, хорошо. «Если еще не было, о Столыпине цикл». Ха, ха, Наташа, о Столыпине будет, конечно, отдельная передача. Куда же мы от Столыпина денемся? И не собираемся мы деваться никуда. Это будет одна из последних передач, я думаю, цикла «Наше все 2», которое мы делаем о семи последних царствованиях Романовых. Конечно. Так. «ВАЗ, его история». Ну да. От 70-го года, да? Так, предложение: «Вместе с распечаткой в передаче выставлять краткий фотоотчет». Сергей из Екатеринбурга, вот то, что вот сейчас мы с Игорем говорили из Подмосковья, вот тоже. Иллюстрации – конечно, потрясающая вещь. И иллюстрации к передачам. В некоторых передачах у нас есть... ну вот каким-то образом подбирать иллюстрации, может быть, это и стоит... и как это сделать... Подумаем. У нас сейчас и сайт будет изменяться коренным образом, и все то хорошее, что в нем накоплено, мы будем сохранять и развивать и какие-то предлагать новые вещи, в том числе, может быть, и эти. «О Золотой Орде нигде нет информации». Слава, ну Вы клевещите просто на информацию. Как это нет информации о Золотой Орде? Написаны тонны книг. Я думаю, что какие-то, я не знаю, даже как эти... количество байтов с нулями, сколько называется информации. Только самое главное, научиться, - тоже, о чем мы говорили в одной из предыдущих наших передач, и даже на «Родительском собрании» мы говорили, что самое главное, чему нам надо научиться, - научиться ориентироваться в этом безумном количестве информации. Научиться понимать, на основании каких документов пишет историк. Где он предполагает, а где он перестает быть историком и начинает фантазировать и свои идеи, и свои сновидения превращать в исторические факты, что дурно, я бы сказал. А так, Слава, ведь очень много. И даже наши передачи посмотрите на сайте, с Игорем Данилевским и с другими, то, что у нас было. Но из того, что Вы говорите, - вот если отвлечься от Вашего заявления, что нет нигде информации, - что интересует, даже если это было, стоит, может быть, по-новому подойти и освежить подходы к тем или иным историческим периодам или явлениям. Алло, добрый день. Алло, здрасьте.
СЛУШАТЕЛЬ4: Добрый день.
С. БУНТМАН: Как Вас зовут? Откуда Вы?
СЛУШАТЕЛЬ4: Меня зовут Екатерина, я из Москвы. Здравствуйте, Сергей Александрович.
С. БУНТМАН: Да, Екатерина, добрый день.
СЛУШАТЕЛЬ4: Скажите пожалуйста, вот я как-то не совсем могу сейчас сообразить и вспомнить: мы XX век ведь тоже обсуждаем?
С. БУНТМАН: Ну естественно!
СЛУШАТЕЛЬ4: Ага. У меня есть такое предложение, - не знаю, понравится оно Вам или нет, - В Москве в 60-е, 70-е, 80-е годы было несколько таких идееобразующих точек, где люди встречались, обсуждали, где жизнь была совсем не советская. Или не совсем советская. Они жили как-то своей жизнью. Вот, например, (неразборчиво). У меня просто там работал отец, и я туда с 14 лет ходила на всякие лекции. Например, там впервые выступал Дельмар.
С. БУНТМАН: Да.
СЛУШАТЕЛЬ4: Например, там Якобсон рассказывал о Мандельштаме и Надежда Яковлевна сидела в зале. Вот. Ну, вот (неразборчиво) и, я знаю, что было еще.
С. БУНТМАН: Я Вас понял. И мне очень нравится вот это определение «идееобразующей точки».
СЛУШАТЕЛЬ4: Да, да. Там же кристаллизовалось.
С. БУНТМАН: Да, и вот когда я смотрел вот этот чудесный сотый том НЛО, он как раз был... там было явление закрытых обществ, закрытых городов. Ведь это были потрясающие явления разные. Например, какое кино смотрели и что об этом думали, иностранные фильмы смотрели в закрытом городе Днепропетровске, например.
СЛУШАТЕЛЬ4: Да, да.
С. БУНТМАН: Или как вот, вот эти идееобразующие точки – мне очень нравится вот как раз само определение...
СЛУШАТЕЛЬ4: Я Вам его дарю (смеется).
С. БУНТМАН: Да, спасибо, спасибо, спасибо Вам большое.
СЛУШАТЕЛЬ4: И Вам огромное спасибо.
С. БУНТМАН: Да, хорошее действительно, хорошее предложение. Идееобразующие точки в ту или иную эпоху, в то или иное десятилетие. В 50-е они были одни... а что, в 30-х не было идееобразующих точек? При всей чудовищности и сложности этого, этого времени. Как, что было. Это смыкается, кстати говоря, и с тем, что Игорь говорит. Как жили простые люди. А что такое простые люди? Это очень интересно. Ладно, ладно. Сразу уже начал думать и размышлять. «Про армянский геноцид 15-го года» - Айрат пишет. Ну, мы и говорили, но можно и вернуться к этому. «Были американцы на Луне?» Давайте так мы... я помню изумительную совершенно передачу... это что, Вы считаете, что нужно здесь продолжать дискутировать с Юрием Мухиным, например? Можно, конечно. И я видел телевизионные тому подтверждения, когда абсолютно блестящий и спокойный, изумительный Алексей Архипович Леонов вот так пункт за пунктом вот так вот уничтожал из аргументации Мухина... Слушать будут друг друга? Понимаете? Опять же, повторяю: дискуссия возможна тогда... слушать будут друг друга? Не то что кто-то кого-то раздавит или переубедит, а слушать будут друг друга? Аргументы будут приводить? Будут пытаться выслушать контраргументы на свои аргументы? Тогда пожалуйста. Дальше. «92-93-й год, Грузино-Абхазская война. Хотя, возможно, время для этого еще не пришло». Пришло, но, наверное, в нашем проекте 90-х годов. Вполне, вполне. «По берестяным грамотам передачу провести и шире археологов позвать». Владимир, замечательно. Конечно, еще раз археологов. Бывали у нас археологи, и о берестяных грамотах мы говорили. Конечно. «О преступлениях Ярофея Хабарова против аборигенов». Так узко, да? Хабаров только тем, чем Вы говорите, отличился? «Параллель... сделать подпро...» Да, так, смотрите: параллель. Мы делали, начинали делать. Хочу продолжить. Может быть, и по-другому, немножко не так продолжить. «Параллель: XVII век в России и Европе». Мы делали Средние века. И мы не по всей проблематике прошли с Игорем Данилевским и с Павлом Уваровым. Например, там, монашеская жизнь. Жизнь деревни. Город. Мы только так вот, прилетели, крылом обмахнули эти проблемы. Параллели? Замечательно. Мы будем продолжать. Мы же начинали это вместе с журналом «Знание–сила». Их идея была. И с Галиной Петровной мы говорили по этому поводу. Так. «Анархисты в СССР. Ольга». Сколько Вы замечательных вещей... Попрошу распечатать все смски. «История национа...» «Что такое национальный вопрос в России? Откуда стереотипы и так далее. Снежана». Так, так-так-так-так. Дальше. «Барон Унгерн, коммунизация Монголии». Ха-ха, «зверства Ламм. Костя». Костя все... если это тот же Костя, то про, про зверства – это замечательно. «Поздравляю со 150-летием Владимира Александровича Михельсона». Замечательно. Спасибо большое. Я думаю, что мы это отметим, если это тот Михельсон, то мы в «Метеоскопе» обязательно это отметим. Еще я хочу послушать телефонный звонок. А тут я все распечатаю. Алло, добрый день. Алло, только радио, радио убейте только, пожалуйста.
СЛУШАТЕЛЬ5: Да, убил, убил.
С. БУНТМАН: Хорошо, как Вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ5: Сергей, меня зовут Александр.
С. БУНТМАН: Да.
СЛУШАТЕЛЬ5: Сделайте, пожалуйста, передачу... вот я бы хотел очень услышать про жидов-пидорасов...
С. БУНТМАН: Замечательно. Обязательно с Вашим участием только, с Вашим участием. Телефончик-то есть у нас... Вот мы Вас позовем на эту передачу и специально для одного слушателя сделаем. Алло, добрый день. Алло, здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ6: Добрый день.
С. БУНТМАН: Да. Как Вас зовут, откуда Вы нам звоните? Явно из Петербурга.
СЛУШАТЕЛЬ6: Да. Меня зовут Борис.
С. БУНТМАН: Да. У Вас есть какое-то предложение или вопрос к «Не так»?
СЛУШАТЕЛЬ6: Нет, у меня есть предложение. Понимаете, вот по всем передачам и тематикам очень много идет по разным темам, а вот тема социализма. Ведь Социнтерн существует, существуют социалистические партии в государствах. Один приходит к власти... Вот об этом рассказать как. И какие цели они ставят, для того чтобы решать вопросы вот этого социального... социальной направленности.
С. БУНТМАН: Угу.
СЛУШАТЕЛЬ6: Потому что про либералов вы много говорите, про нацизм тоже, а вот про социализм? Нынешний.
С. БУНТМАН: Нынешний? То есть... нынешний.
СЛУШАТЕЛЬ6: Да.
С. БУНТМАН: Здесь, здесь стоит рассказать и об истории, и социалистических и движений, и партий, которые не всегда превращались в коммунистические. Почему, а вот почему у нас, вот почему у нас... вот интересный вопрос. Несколько раз пытались сделать партии такого вполне европейского социал-демократического толка.
СЛУШАТЕЛЬ6: Да, и почему-то не получается.
С. БУНТМАН: Не получается. Посмотрим, да. Огромный кризис... вот смотрите, куда пошла... и кризис большой в соцпартии, Франции в той знаменитой. Как-то после смерти Миттерана это все, да, это все ушло. Хорошее предложение и в историческом плане, и в синхронном.
СЛУШАТЕЛЬ6: Да, и в настоящее время... тут много можно о чем говорить. И о вопросах, связанных именно с развитием и нашей страны где-то.
С. БУНТМАН: Ну конечно. И, может быть как... вот роль именно... потому что сейчас происходит смещение вот в спектре...
СЛУШАТЕЛЬ6: Да, да.
С. БУНТМАН: ... политическом. Очень многие смещения. А что такое...
СЛУШАТЕЛЬ6: Даже «Справедливая Россия» пытается что-то найти социалистическое, но у нее ничего не получается.
С. БУНТМАН: А мне кажется, что здесь определенно есть идеологическая наивность у этих новых партий. Или... вот, я бы сказал, какая-то непроясненность. Потому что они неукорененные ни в чем партии. Вот в чем дело.
СЛУШАТЕЛЬ6: Да.
С. БУНТМАН: Это такие создание.
СЛУШАТЕЛЬ6: Разговор может быть глубоким.
С. БУНТМАН: Ну смотрите, мы уже с Вами минуты 3-4 проговорили. А что можно сделать, если подойти по-настоящему к этому?
СЛУШАТЕЛЬ6: Да.
С. БУНТМАН: Хорошая идея вот именно... Спасибо Вам большое, до свидания. Хорошая идея, именно социализм как набор идей и инструментов для решения общественных проблем. Но что это такое? Мы привыкли, наверное, такие вот крайние его выражения, которые сами по себе преображались, и стали от экстремистско-пролетарских, стали такими государственно-репрессивными, как большевизм в России. А новый социалистический... правильно Вы говорите, Социнтерн есть, и это чрезвычайно интересно. Так, так-так. «История религиозных войн и конфликтов. Хронология, причины раскола, агр...» Знаете, какой-то гипер просто серия. Это уже даже не подсерия никакая в программе «Не так», тут всех «нетаков» не хватит, но поговорить об этом можно. «Сахалинская каторга». Так, «Передача о принятии христианства на Руси. Михаил из Тольятти». Да, хотя и было у нас. Вот, вот. Татьяна Николаевна, вот, наконец-то, Вашими устами. Образовалась очень интересная штука вот. Как только появилась уже из высочайших уст идея переименования милиции в полицию, и вышел законопроект, оказалась такая вот странная вещь: о существовании полиции в России до 17-го года как-то мало оказалось... широко известно. Конечно, люди знают, есть специалисты, есть те, кто изучали историю серьезнейшим образом - те об этом знают. Но рассказать об истории полиции и организации полиции именно как таковой, какая она была разная, чтобы... Мы, конечно, никогда не победим высказывания, что до революции были одни жандармы. Ну, это так, это в стиле, ничего с этим не сделаешь. Но, я думаю, что многие с удовольствием и интересом узнают, какова именно была полиция. Так, «Пригласите Фоменко». Мы говорим о передаче об истории, а не о других вещах. А это совершенно другое явление, это не история. И уже все, все, что могли, все сказали. Ну если б сам Фоменко пришел... или хотя бы Носовский. В любую передачу – хоть в «Особое мнение», хоть включением в новости. Пожалуйста. Это было бы удивительно. Знаете, это была бы штука посильнее нашего Рюриковича, я так думаю, еще сильнее. Спасибо большое за ваши предложения. Сейчас бегу и попрошу распечатать все ваши смски, которые пришли за этот час. Речь шла о новом сезоне программы «Не так».