Купить мерч «Эха»:

Мария Стюарт: мифы и реальность - Наталия Басовская - Не так - 2005-06-25

25.06.2005

С.БУНТМАН - У нас программа еженедельная cовместная с журналом "Знание - сила", и мы продолжаем серию об исторических персонажах, о которых много написано, много сказано так или не так. Наталья Басовская в эфире. Наталья Ивановна, добрый день.

Н.БАСОВСКАЯ - Здравствуйте!

С.БУНТМАН - Итак, Мария СтЮарт или Мария СтюАрт, как нам больше нравится. Она все-таки была у нас какое-то время французской королевой.

Н.БАСОВСКАЯ - Была. 2 года.

С.БУНТМАН - Да. 2 года.

Н.БАСОВСКАЯ - Жена Франциска II.

С.БУНТМАН - Да, бедная девочка. Она же его выше была на полголовы, по-моему?

Н.БАСОВСКАЯ - И выше, и старше чуть-чуть.

С.БУНТМАН - Да.

Н.БАСОВСКАЯ - И сильней физически.

С.БУНТМАН - Да.

Н.БАСОВСКАЯ - И бедный чахлый мальчик пытался тянуться за ней.

С.БУНТМАН - И она была более продвинутая в человеческом смысле.

Н.БАСОВСКАЯ - Конечно. В образовании, во всем. И очень короткий этот был эпизод. Но прежде чем все-таки к нему прийти, мне хотелось бы сказать, что такое ее образ в литературе. Она как будто бы образцовый материал для литературы романической, психологической. Всю жизнь роман. О ней очень многие наслышаны: три короны, реальная шотландская, реальная французская, потенциальная, виртуальная, заявленная английская. Достается она потом ее сыну Якову VI, а в Англии Якову I Стюарту. Заточение, изгнание в течение почти 20 лет и голова на плахе. Ну, что еще можно представить? При этом писаная красавица. И вот с этих описаний я хотела бы начать. Она воспета при жизни как красавица. Сейчас современные люди, взглянув на ее портрет, прижизненный, той эпохи, ХVI века говорят: ну, чего тут такого. Действительно, идеалы красоты изменились. Это другая красота: утонченная и восхищавшая людей ХVI века. Вот знаменитый ее современник дю Белле. Вот несколько строк, переведенных, правда, видимо, негениально, не так, как потом Пастернак переведет Шиллера: "Чтобы как в зеркале, обворожая нас, явит нам женщина величие богини, жар сердца, блеск ума, вкус, прелесть, формы линий. Вас людям небеса послали в добрый час". И подобные стихи писал Пьер де Ронсар - ее современник, величайший французский поэт Средневековья. Надо сказать, он был ей еще и преданным другом. Это один из немногих, кто пытался возвысить свой голос в защиту ее, когда она была в плену в Англии. Он попробовал наивно, как свойственно поэтам, перед железной Елизаветой английской заступиться за эту прелесть, которую так он воспевал в юности. Ну, и затем она - идеальный образец, объект романтической литературы. Фридрих Шиллер, который жил на рубеже ХVIII-ХIХ веков, пограничный поэт. «Буря и натиск» в его лице приобрело, как вы знаете прекрасно, новое дыхание. Его идеалом эстетическим в поэзии и в драматургии была идеализация. Он сознательно идеализировал действительность, считая, что этим он приближает нас, читателей, к античности, которая всегда создавала идеальные образы. А вот она для идеализации оказалась, ну, просто образцовой. "Мария Стюарт" Шиллера - это что-то песенное, далекое от реальности, конечно, но переведенное Борисом Пастернаком с такой звучностью, с такой красотой, что я иногда думаю, наверное, в реальности, на немецком языке вряд ли это звучит так музыкально. Вот кусочек, маленький-маленький о том, как Марию выпустили на улицу погулять. Уже перед смертью, ей уже вынесен смертный приговор. И вот ее выпустили в сад. И тут просто песня. "Тучи, о, тучи, к югу держите. В край моей юности, за небосклон. Низкий поклон от меня отнесите. Путь в это царство мне прегражден. Я в заточенье, в цепях и на свете вестников нет у меня никаких. Вы не подвластны Елизавете, будьте гонцами бедствий моих". Чего-то мне прямо вспоминается из половецких сцена в половецком стане, песня девушек: "Улетай, ветер!". Это вот что-то такое. По-русски - идеально. Жаль, что не могу сравнить с образцом немецким. И еще две строчки. Влюбленный в Марию Мортимер сравнивает ее с Елизаветой и о Елизавете: "Куда тебе с твоей тупою спесью". Практичность и разумность Елизаветы обретает облик тупой спеси: "А той в глаза достаточно взглянуть, рванувшеюся птицей в поднебесье к ней сердце устремляется на грудь". Ну, куда прекрасней! И вот создан такой романтический образ, совершенно идеальный, который затем... Ну, многие писали о ней и писали разные авторы, но я вот возьму еще одного - Стефана Цвейга, очень любимого в нашей стране, очень читаемого. Человек другой эпохи. Он родился в конце ХIХ века, умер в 1942 году в изгнании, бежал от фашизма, не вынес разлуки, покончил с собой в Бразилии. Человек, склонный к психологизму. Видимо, его натура, вот покончил с собой от тоски по родине. Это о чем-то говорит. Он критически пытается мыслить, документы привлекать, источники, но при этом он так увлечен психологизмом, что-то такое в духе следования Фрейда, что он пытается залезть в самую душу, в самую голову Марии Стюарт и создает образ совершенно объемный, такой песенный. Но все равно и он не избежал романтизации ее, потому что все время показывает, что каждый извив ее судьбы, а она выходит замуж три раза, а потом в нее бесконечно влюбляются другие люди и гибнут из-за нее, что все это связано с ее удивительной женской натурой. Он пытается просто исследовать, как она развивается от детской наивности к женской зрелости, потом к страстности. Все очень убедительно, читается великолепно, но сколь это связано с реальной...

С.БУНТМАН - Да, с реальностью. Давайте решим один вопрос. Мне слушатели говорят: "Во французском языке ударение падает на последний слог, почему же вы ударяете на первом слоге?" Во-первых, Стюарт - это не французское имя, и хотя и пишется двумя вариантами, в двух вариантах пишется через "ua", если по-английски, и через "ew". Это должность, ставшая родовым именем. Это великий Стюарт.

Н.БАСОВСКАЯ - Это, в общем-то, управитель дворца.

С.БУНТМАН - Управитель. У нас же есть "стюард" и "стюардесса" - это то же самое, абсолютно.

Н.БАСОВСКАЯ - Да, да, управитель дворца в Шотландии, а не во Франции.

С.БУНТМАН - В Шотландии.

Н.БАСОВСКАЯ - И оттуда пошло название этого рода. Один из этих Стюартов затем женился на дочери легендарного Роберта Брюса - великого Брюса, шотландского короля. И так Стюарты стали королевским родом. Счастья им это не принесло. Об это речь впереди.

С.БУНТМАН - Причем они долго правили, но на английском престоле у них что-то было странное всегда.

Н.БАСОВСКАЯ - Все кончилось на английском...

С.БУНТМАН - Итак, обстановка у нас все-таки...

Н.БАСОВСКАЯ - Что породило эту фигуру? Что породило эти легенды вокруг нее, эти литературные искания? Вот мне хотелось бы обратить внимание на то, что вся эта эпоха: ХVI век в Англии, Франции, связанных очень тесно борьбой, противоречиями, и Шотландии, которая, в общем-то, игрушка между ними. В Шотландию играют: кому достанется. С Францией у Шотландии союз, потому что Англия - ближний сосед, но временами и Англия заигрывает с Шотландией. Это удобная разыгрываемая карта. Так вот в это время, в целом я бы его назвала временем мучительного расставания со Средневековьем. Это рождающееся новое время, оно трудно расстается с громадным, тысячелетним наследием средневековых представлений, ментальных представлений, как мы сегодня скажем, образа мыслей, традиций. И оно осенено в этом европейском небольшом регионе, но центральном, безусловно, центральном в те времена, тремя королевами. Не двумя, а тремя. И они все три воплощают разность, нюанс в этом расставании. Мария воплощает рыцарственный век, уходящий век и вся ее жизнь идет сквозь призму этого понимания. Екатерина Медичи, при дворе которой она выросла во Франции, происхождением она из Италии, замужем за французским королем Генрихом II Валуа, и при их дворе растет маленькая Мария, увезенная от опасностей...

С.БУНТМАН - Но она связана еще и с Францией. Она связана еще с тем, что она принадлежит вот тому же самому лотарингскому дому, она ведь еще родственница Гизов, да?

Н.БАСОВСКАЯ - Гизов, де Гизы. И это французские принцы, ее мать Мария де Гиз, и она растет при французском дворе не как чужая, а как своя. Вот это ренессансный двор, двор Екатерины Медичи - это двор ренессансный, не рыцарственный. Конечно, в Ренессансе есть наследие рыцарства, в их приемах, балах, турнирах. В конце концов, Генрих II погиб на турнире от неловкого движения копья его соперника. Ему проткнули глаз, и так и не смогли спасти ни глаз, ни самого Генриха.

С.БУНТМАН - Да.

Н.БАСОВСКАЯ - Это как бы предсказал Нострадамус. Как много вокруг этого рассуждений.

С.БУНТМАН - Ой.

Н.БАСОВСКАЯ - Потому что это единственное, что можно в Нострадамусе подогнать под ответ.

С.БУНТМАН - Ой, да.

Н.БАСОВСКАЯ - Итак, Екатерина Медичи. Красавица, умница, ярчайшая женщина, мать 11 детей, из которых 7 остались в живых, но именно при ней угаснет род Валуа и придут к власти Бурбоны. И эта женщина - Ренессанс. Она обожает музыку, она обожает живопись. Она живет какими-то новыми эстетическими идеалами. И вместе с тем, это двор вот такого, переходного очень характера. А третья королева - это Елизавета английская, великая Елизавета I, английская. Она носительница уже совсем нового здравого смысла. Хотя корнями, своим происхождением она, конечно, там где-то, в конце Средневековья, но в силу исторической судьбы, о личной судьбе которой, я надеюсь, еще сказать, она воплощает век рождающегося буржуа, здравый смысл. Вот почему поэтам-романтикам, писателям-романтикам она не нравится. О ней часто говорят некрасивая. Да, красивая она была. Прижизненные портреты показывают, что она была вполне красивой.

С.БУНТМАН - Рыжей.

Н.БАСОВСКАЯ - Рыжая. С роскошными рыжими волосами. Зато как они были прекрасны! И она была красива. Им не нравится ее облик другого человека, не рыцарственного. Она поддерживает развитие буржуазных отношений, безусловно, накапливает деньги в Англии. Она понимает, как важна торговля шерстью. Она поощряет пиратов, которые в Англию привозят даже ворованное золото, лишь бы в Англию. Она прекрасная хозяйка. И здравый смысл часто заставляет идти на компромиссы. Да, потом, создав свой имидж, она его лепит. Мария тоже лепит свой имидж. Создав свой имидж королевы-девственницы, которая живет только своей страной и своим народом. Она даже запретила художникам изображать ее как-либо, кроме как она велит. И потому она в последующих портретах статичная, выражение лица мертвое. Она так хотела. Она не хотела выглядеть пылкой Марией. И вот их прямое столкновение, оно известно в литературе и в истории. А между ними - Екатерина Медичи как яркий переход. Вообще, какая-то эпоха женщин на престоле. Но прямое столкновение - это, конечно, Стюарты и Тюдоры. Ну, что можно сказать о Стюартах? Прямо скажем, проклятый род. Наверное, долго занимаясь Средневековьем, начинаешь верить в силу этих проклятий, мифов, мистику какую-то. Мы только что говорили в предыдущей своей передаче, беседе о серии Мориса Дрюона "Проклятые короли".

С.БУНТМАН - Да, конец прямых Капетингов, да.

Н.БАСОВСКАЯ - Да, безусловно, там тоже было свое проклятие, причем произнесенное генералом Ордена Тамплиеров Ги де Моле из пламени костра.

С.БУНТМАН - Жаком. Жак де Моле.

Н.БАСОВСКАЯ - А Стюарты - проклятый род каким-то другим образом. Я просто вот приведу несколько реалий, которые показывают, как плохо все у них складывалось. Вот они были управителями дворца на рубеже II-III веков в Шотландии, затем удачный брак. Граф Вальтер Стюарт женился на Майории - дочери шотландского короля Роберта Брюса, Роберта I. И с 1370 года Роберт II - его сын - король Шотландии. Т.е. они на престоле с ХIV века. Сплошные злосчастья! В их роду бесконечные пленения королей, заточения, смерть от голода заточенного короля, зверское убийство баронами в ХV веке, веке Якова I, убийство в спину короля в сражении с баронами, смерть от разрыва пушки внезапно разорвавшейся рядом с правителем. Какое-то вот, действительно, зрелище проклятья. В конце ХV века они породнились с английскими Тюдорами при Генрихе VII, почему потом Мария заявила свои права на английский престол.

С.БУНТМАН - На английский престол.

Н.БАСОВСКАЯ - Это злосчастье ее жизни. Если бы она этого не сделала, наверное, ей не так пришлось бы в этой жизни.

С.БУНТМАН - Но ей еще другие подсказали.

Н.БАСОВСКАЯ - Конечно. Ее толкнули на это. Молоденькую, неопытную в жизни. И отец ее - Яков V, вот на нем мы и остановимся, как завершении этого проклятья. Женат на французской принцессе Марии де Гиз, разбит в бунте баронов, в гражданской войне, потерял обоих сыновей, сошел с ума и умер. За несколько дней до рождения Марии он был уже безумен, не принимал пищу, никого не понимал, ни с кем ничего внятного не говорил после краха своей жизни. И все-таки ему сообщили, что родилась девочка. После гибели двоих сыновей он ждал сына. Родилась девочка. И последнее, что он сказал в своей жизни: "Женщина принесла нам корону, с женщиной мы ее потеряем". Отвернулся к стене и еще дня три вообще не подавал никаких признаков жизни, пока не умер. Вот под таким знаком она рождается. А вот Цвейг, например, пишет: "Счастливая с рождения. - Но какая же счастливая? Да, на ней корона, через несколько дней жизни на ней уже корона. - Боже мой, если на младенце корона, то это уже знак злосчастья". И под этим знаком она и родилась. 6 лет ее отправили во Францию от бунтующих баронов против Марии де Гиз. Мария - хорошая мать, любящая мать, Мария де Гиз. И Мария Стюарт хранила ее портрет всю жизнь, до самой смерти. Виделись они потом только один раз, когда Марии Стюарт было 8 лет. Ее мать приезжала во Францию. Вот с 6 лет она во Франции растет при том дворе, о котором вот я упоминала. 17 лет она становится королевой Франции - вторая корона. Пусть не на младенческую, но очень юную голову красавицы, умницы, говорящей на нескольких языках. Генрих II еще при своей жизни отмечал ее образованность, беседовал с ней. Это отражено все в письмах современников. Прекрасно танцует, легко скачет на лошадях, любит светскую жизнь. И ее выдают замуж за Франциска II - сына и наследника Генриха II, за того мальчика, которого мы упоминали. А в 19 лет - она вдова. Завидная судьба? Нет. Роковая. Т.е. проклятье Стюартов продолжается. Но я, в общем-то, говоря об их проклятье, пока не сказала о самом страшном: Мария сложит голову на плахе. И сложит голову на плахе ее внук - Карл I, сын Якова VI в Шотландии и I в Англии. Две отрубленные головы.

С.БУНТМАН - Правнука выгонят из Англии потом.

Н.БАСОВСКАЯ - Да. Совсем трагическая судьба. И вот она в 19 лет вдова. И поддается тем, кто предлагает ей заявить права на английский престол. Большая трагическая ошибка. Но она правнучка Генриха VII английского и она права заявила, и возвращается после смерти своего мужа, мужа-ребенка в Шотландию. Добровольно? Нет. Екатерина Медичи, та самая Екатерина Медичи отправляет ее туда. Никто не знает точно, почему. В общем-то, из девочки былой выросла какая-то соперница. Красавица Екатерина не хотела при дворе такой соперницы.

С.БУНТМАН - У нее уже был печальный опыт соперницы - Ариадны, Дианы де Пуатье. У нее был печальный опыт...

Н.БАСОВСКАЯ - Причем прямой возлюбленной...

С.БУНТМАН - Возлюбленной ее мужа. И она этого не терпела, судя по всему.

Н.БАСОВСКАЯ - Ей было трудно, конечно. Всем королевам, у которых были эти соперницы, было нехорошо. Но она отправила ее в Шотландию тут же, потому что в 19 лет это не тот ребенок, который резвился во дворце и не очень-то мешал Екатерине Медичи. И, кроме того, совершенно никто не знал, как сложатся сложнейшие отношения, противоречивые отношения между Францией и Англией. И Шотландскую карту всегда будет можно разыграть, воспринимая королеву Шотландии или как родную, близкую по линии Гизов, выросшую во Франции, или как королеву шотландскую, которую с французского двора отправили и отправили, надо сказать, без особенной поддержки, без войска какого-нибудь, богатства. Ее бросили. И при отплытии корабля из Франции произошел эпизод, конечно, опять мистический. На глазах у отплывающего корабля Марии в гавань входит французскую некий французский корабль. И столь стремительно тонет. Сегодня мы бы сказали: теракт. В те времена не знали этого слова. Никто не понял, что случилось, и никогда уже не поймет. На глазах у массы людей он так стремительно погрузился в воду, с грузом каким-то, что ни один матрос не спасся, ни один моряк не успел убежать с этого корабля. Какая-то очередная тайна. Все, кроме Марии, впали в транс, говорили о дурном знаке, но у нее был довольно сильный характер. Когда еще 6-летней ее везли во Францию, на корабле, как говорится, всех укачало, кроме этой 6-летней девочки. Это отразили все современники. Она бегала, резвилась, переносила качку хорошо. И вот ей 19 лет, юная вдова. Вдовья одежда - это белая одежда во Франции для королев, только для королев и королей. Она вся в белом, он навстречу неизведанной судьбе плывет, ей должно быть страшно, ужасно, и такой знак. И опять современники пишут: "Подавлены все, кроме Марии. Сохраняет спокойствие, мужество, и так отплывает в Шотландию". Что ее там ждет? Да никто не знает. И никакой реальной поддержки со стороны Франции она не получила ни в этот момент, ни потом. Потому что, в сущности - Шотландия, союзник на случай. Я очень внимательно занималась изучением франко-шотландского союза, тем, как он рос. Он рос очень естественно из идеи общего врага. Общий враг в лице Англии. Шаг за шагом, но мучительно. Французы и шотландцы очень не нравились друг другу. И это существенно, то, что мы скажем сегодня: этнические отторжения, ментальные отторжения. Они очень не любили друг друга. Французы говорили: эти маленькие, дикие, кривые, косые шотландцы. А шотландцы писали: эти вечно пьяные, спесивые французы. И в том, и в другом есть маленькая доля истины.

С.БУНТМАН - Наталья Басовская. Мы продолжим разговор о Марии Стюарт после кратких новостей в программе "Не так!".

НОВОСТИ

С.БУНТМАН - Наша совместная программа с журналом "Знание - сила". Сегодня Мария Стюарт у нас героиня. С Натальей Басовской мы говорим. Итак, Мария Стюарт высаживается в Шотландии. Там ее ждет миллион интриг. Вот сразу вопрос, я не знаю, можно ли задавать такой вопрос, который задает Александр. Конечно, можно, но насколько это важно: "Кто имел больше прав на английский престол - Мария Стюарт или Елизавета?" Здесь это такой клубок.

Н.БАСОВСКАЯ - Это хороший вопрос.

С.БУНТМАН - Клубок очень серьезный.

Н.БАСОВСКАЯ - Он мучил и тех современников, очевидцев.

С.БУНТМАН - Да.

Н.БАСОВСКАЯ - Потому что ответить очень сложно. Все зависит оттого, как рассматривать брак матери Елизаветы Анны Болейн с Генрихом VIII - ее отцом. Генрих VIII прославился тем, что он казнил массу народу, в том числе несколько своих жен, Томаса Мора заодно. Это был такой, ну, как бы Иван Грозный английской истории. И когда он... когда мы сейчас два слова скажем о Елизавете, когда он решил развестись со своей первой женой - Екатериной Арагонской, католичкой, которая совершенно законным образом, по католическому обряду была венчана с Генрихом VIII, а ему очень хотелось развестись и жениться на этой самой Анне Болейн. Анна Болейн, судя по всему, была знатного рода английского, дама, которая ставила цель - соблазнить этого Генриха VIII. Была опытной, умелой соблазнительницей. Развратным поведением в жизни при дворе отличались и ее мать, и ее сестра. Потом Елизавета, тут ее можно понять, сделала все возможное, чтобы обелить облик своей матери, но в реальности все-таки сохранилось. Она ставила цель - соблазнить этого Генриха VIII. Он был очень расположен. Католическая церковь, Папа наотрез отказались развести его с Екатериной Арагонской. У них была дочь - Мария, которая потом вошла в историю со страшным прозвищем "кровавая". Вполне справедливым.

С.БУНТМАН - Ну, как сказать. Елизавета не меньше народу казнила, если не в два, в пять раза больше.

Н.БАСОВСКАЯ - Вот числом ли тут определяется. У Марии просто была такая цель: истребить протестантов. А Елизавета все-таки цель истребительную не ставила. А если подсчитать по головам, будут ужасные цифры. Мы же говорим о достаточно страшной эпохе. В разводе было отказано, и тогда Генрих VIII совершил то, что он совершил. Он провозгласил себя самого главой английской церкви, фактически совершил таким образом сверху реформацию, великий революционный духовный переворот. И тогда уже по другому обряду женился на этой Анне Болейн. И вот как-то говоря о Елизавете, упускают такую вещь: что именно ее рождение - Елизаветы, и это знали все, было началом охлаждения Генриха VIII к Анне Болейн. Ну, он тиран, дикий такой сумасбродный тип. И он хотел сына. Анна Болейн родила дочь. Все. Для него этого было достаточно, чтобы к ней охладеть. Но кроме того, она не оставила своего достаточно беспутного поведения, это тоже все знали. Ее очень легко было обвинить в поведении недостойном, но прежде... Вот родила бы сына, он бы потерпел. Т.е. у Елизаветы первая зацепочка в ее характере сложнейшем: она причина охлаждения отца к ее матери. Елизавете было меньше 3 лет, когда ее мать была казнена. Здесь тоже отрубленная голова, в этом семействе. Голова матери отрублена в Тауэре, казнь королевы. Потом это становится чуть-чуть более привычным, потому что Генрих VIII ввел это в норму. И тут же Елизавету обвинили рожденной в незаконном браке. Когда ей исполнилось, ну, это вообще уже жизнь совершенно жалкая, ее как бы терпят, живи, но ты никто. В 11 лет, ей было 11 лет, она получила права. Ей вернули права законной наследницы, но очень призрачные. С такими оговорками: в случае отсутствия детей у ее брата Эдуарда - будущего короля Эдуарда VI, который умер очень молодым, и детей у него не было, и ее старшей сестры Марии, вот той самой кровавой. Вот если у них двоих не будет детей, тогда Елизавета. Т.е. поверить в реальность того, что она станет королевой, было нельзя. И она жила опять очень жалко, очень в тени, но вот мы сказали бы сегодня: "Какая молодец!" При этом сосредоточилась на образовании. Она очень много занималась своим образованием. И вот, насколько мне удалось выяснить, ну, все данные немножко приблизительные. Если Мария Стюарт владела точно 3 языками, то про Елизавету определенно говорят о 6 языках, на которых она говорила свободно, и два древних языка: греческий и латынь. В 21 год - ей 21 год, Елизавете, при правлении ее сестры Марии. Почему кровавой: она решила восстановить насильственно, резко, сразу католическую церковь, позиции католической церкви в Англии. Насильственными методами. Самое страшное, что может быть в религиозных распрях. Это коснулось и Франции этой же эпохи: знаменитая "Варфоломеевская ночь". Т.е. всюду были... Костры инквизиции пылали в Испании вполне в духе времени. Но при Марии на два месяца Елизавета была даже заточена в Тауэр. И, в общем-то, каждый день на рассвете она могла думать о том, что ее ждет плаха и топор палача. Но в 25 лет - Елизавете исполнилось 25 в 1558 году, она стала английской королевой. Те призрачные права, которые казались такими нереальными, воплотились: бездетными умерли и Эдуард, и ее сестра Мария. И вот она королева, и королева она на долгие годы: она будет править до 1603 года. Невероятно, конечно. Она будет жить до 70 лет и править до 1603 года. В 70 лет она уйдет своей смертью из жизни. Она, ожидавшая смерти, можно сказать, в своей жизни много-много раз. А ей противостоит та самая Мария, сегодняшняя наша главная героиня. Что она делает в своей жизни? Значит, Елизавета учится, прячется в тень, молчит в смутные времена. В ней вырабатывается скрытность, дипломатичность, умение ничего не сказать, когда это опасно. В письмах, это видно в ее письмах, она умеет о любом сложном вопросе сказать так, что ответ неясен. А Мария в духе того рыцарства, о котором я говорила, в духе рыцарской эпохи, с которой она не рассталась, ищет все эти годы своего рыцаря. Вот я пришла к мысли, что она, в сущности, всю свой жизнь искала рыцаря, который провозгласит ее своей Дамой сердца, спасет ее от всех бед, над ней свой меч и щит он расправит, и она будет защищена как женщина, как королева. Ищет, и поиски эти достаточно трагичны. Ну, кого она... В лице Франциска II - ребенка, она рыцаря не видела и не искала.

С.БУНТМАН - Нет, конечно.

Н.БАСОВСКАЯ - И там при французском дворе это не нужно было. А вот в Шотландии первый, кого она видит своим рыцарем, это, конечно, ее первый муж Генри Стюарт, лорд Дарнли. Он второй муж, первый в Шотландии. Второй муж по счету у нее. Ибо надо кого-то противопоставить ее сводному брату - Джеймсу, графу Мюррею - сводный брат Марии, кто реально держит власть в своих руках. Мария вырвать ее сама не может у него из рук. Он реалист, он, скорее, похож на Елизавету. Сводный брат, незаконный сын ее отца. И вот она ищет, кого противопоставить. Ей показалось, что это тот самый лорд Дарнли. Он красив. Портреты сохранились. Он несколько женственно красив. Но она к этому привыкла: мальчик Франциск II был такой же. У него немножко слащавая внешность. Он всем понравился. Он приехал таким обходительным, с теми самыми манерами, которые любит она. Он католик. И вот она романтически восторженно выходит замуж за него, хотя многие были против. В протестантской стране ей бы лучше найти мужа протестанта. Самой пусть оставаться католичкой, но это ее частное дело. Она в этом деле правильную позицию занимала: лично я католичка, но не навязывала. Но когда она избирает и мужа католика, Шотландия недовольна. А самое главное, что оказалось, что лорд Дарнли вовсе не тот. Вот средневековая эпоха рыцарственная, она склонна к вымышленности.

С.БУНТМАН - Ну да.

Н.БАСОВСКАЯ - Я тебя придумала.

С.БУНТМАН - Да, но он не тот. Но Дарнли какой-то...

Н.БАСОВСКАЯ - Она его сотворила.

С.БУНТМАН - ...персонаж такой... сомнительный.

Н.БАСОВСКАЯ - Ей показалось, что он хорош. Ровно до свадьбы. Сразу после свадьбы он как будто бы снял маску. До этого он покорил весь Эдинбург своими манерами, склонностью к музыкальным занятиям: ровно тот, кто нужен был романтической Марии. Свадьба, венчание, и он - по кабакам, по всяким сомнительным женщинам. Мария у него так - одна цель: может быть, она его все-таки сделает реальным правителем, а может быть, даже королем. Это было в ее власти. Но она сразу от него отшатнулась. Супруги абсолютно отдалились. И происходит знаменитое событие: убийство лорда Дарнли. Темное, смутное, как все политические убийства. Сохранился потрясающий рисунок с того времени, когда Мария уже в плену у Елизаветы и там было устроено следствие. Такие все знакомые нам реалии. По тому былому убийству. И вот есть рисунок, сделанный человеком ХVI века, кем-то из суда, где он попытался нарисовать вот этот домик, который взорвался почему-то. Вот садик, в котором нашли предварительно удушенного Дарнли. Его выбросило взрывом, но как показало следствие, он уже был удушен. И вот в духе детского рисунка. Сегодня рисуют. Баллистические эти какие-то экспертизы проводят, рисуют, куда могла полететь пуля, где гильза.

С.БУНТМАН - Ну да, да, да.

Н.БАСОВСКАЯ - И все это страшно напоминает и наводит на те самые грустные мысли, что новостей, по крайней мере, в худших сторонах человечества, не так много. А в лучших, хочется верить, что есть. Убийство произошло, удушенный выброшен взрывом, мужа нет. Над ней тень причастности к этому убийству. Никогда не доказано, что причастность была. Ей нужен следующий рыцарь, нужен немедленно. Она не умеет жить без этой мысли, что вот тот, кто ее спасет. И она находит его в лице, ну, какого-то антипода лорда Дарнли, знаменитого, во всех романах по-разному расписанного, в кино показанного - Джеймса Хэдберна, графа Босуэлла. Его везде называют Босвэлл. Некрасивый. Как сегодня скажут: корявый мужик, на жаргоне. Наверное, это была попытка увидеть рыцаря и в таком. Зато: полководец, воин, отважен, решителен, но, наверное, она уже умом, разумом понимает: теперь пусть будет рыцарь такой. Ни музыка, ни живопись - это ничего не волнует. Его волнует война, меч и цель: стать королем. Он тоже хочет королем. Все, кто рядом с ней, все хотят стать королями. Она вступает с ним в быстрый, необдуманный брак. Почему необдуманный: Шотландия - маленькая страна. И особенно в Средние века, она и сейчас невелика, а тогда в смысле численности населения, она совсем небольшая. И центры цивилизации: города немногочисленны, в деревнях этим не интересуются, а во всех немногочисленных шотландских городах, как говорится, люди знают, что убийца - Босвэлл. По крайней мере, он выполнял. А был ли заказ Марии, это уж шепчутся по-разному. Венчалась с убийцей. Ну, она как будто все время движется к своему смертному приговору, она как будто все время его готовит, думая, что находит защитника, рыцаря, теперь все будет хорошо. Босвэлл действительно собирает войско, защищает ее против восставших против этого брака баронов, сражается, подавляет смуту. Шотландия - страна смут. Все свое Средневековье и начало нового времени она живет в смутах. Почему, тому много причин. И прежде всего очень длительно сохранявшаяся клановая система. Вот эти знаменитые, восходящие к началу цивилизованной истории кланы: Дугласы, прочие - они все связаны друг с другом кровными узами. Идея кровной мести очень могуча и не отмирает никак, потому что цивилизация, повторяю, в отдельных центрах. В целом это - раннесредневековая страна. И вот опять: клан на клан, все разделились. Теперь только католические кланы и протестантские. И в этом месиве, конечно, Мария не годится, потому что она королева католическая. Как бы отказаться от нее? Да она вышла замуж за убийцу своего мужа! Прекрасно, все идеально. Ее это губит окончательно, потому что они с Босвэллом терпят поражение дважды, сражаясь со своими баронами. И деться им некуда. Им только форсировать маленькую речку, и они в Англии. Босвэлл бежит в неизвестном направлении, а Мария бежит в Англию. Ей просто больше некуда деться. Доплыть до Франции нет ни кораблей, ни людей, которые с ней поплывут.

С.БУНТМАН - Да там особо никто и не хочет ее видеть.

Н.БАСОВСКАЯ - Не хочет. Но может быть, ее не заточили бы, а так держали в стране.

С.БУНТМАН - Там своих проблем полно.

Н.БАСОВСКАЯ - Проблем полно и главная проблема, что крепнущая власть Елизаветы наводит на мысль: не бороться прямо с англичанами. А у Англии в это время вырастает свой враг в лице католической Испании, которая становится, является владычицей морей, а Англия претендует на то же самое. И вот она в Англии. Ее заточают сначала в мягкие условия, потом все хуже, хуже, хуже. А поиск рыцарей продолжается. Знаменитый сюжет с герцогом Норфолком, который пытался составить заговор, чтобы вырвать ее темницы, жениться на ней и тогда рассчитывать на английский престол. Норфолк казнен, еще голова слетела с плеч из-за Марии. Знаменитый, так называемый заговор Бабингтона. Считается, что тайная полиция Елизаветы устроила этот заговор специально, чтобы Марию можно было обвинить. Казнены заговорщики, и эти головы, летящие с плеч в поисках ее рыцаря, делают ее роковой женщиной и тем самым, - идеальным объектом для романтической идеализации в литературе. А на самом деле, и она, и Елизавета, и даже Екатерина Медичи - все три знаменитые королевы пришли из Средневековья с большим наследием Средневековья. Но особенно Англия этого времени. Ведь она не так давно, меньше 100 лет назад вырвалась из "войны роз", так называемой, 30-летней бойни, где знать английская истребила друг друга. Йорки и Ланкастеры почти истребили друг друга. К власти пришли Тюдоры - дальние родственники Ланкастеров. Они вышли из моря крови, жестокости, невероятных внутренних противоречий и несли на себе отпечаток этого времени. Елизавета, наверное, и в силу характера, и в силу особой судьбы, о которой я сказала, раньше других поняла: отъединить себя от этого и заниматься не только казнями, вполне все это осталось. Но и смотреть вперед: как обогатить свою страну, как выдвинуть ее в первые. Это маленькая островная страна, по сравнению с гигантской Испанской империей, с могучей Францией, и это в ее правлении выдвинулось вперед. Она ушла из жизни действительно обожаемой свои народом. Справедливо, несправедливо - в конечном счете, справедливо. Пышные похороны Елизаветы как бы ознаменовали последний относительно блистательный момент в надвигающейся английской революции, которая будет ужасна.

С.БУНТМАН - Ирония судьбы еще состояла в том, что Елизавету похоронили в одной могиле с сестрой, рядом с сестрой Марией Тюдор, а Яков VI, Яков I английский при этом, он мать свою - Марию Стюарт похоронит в Вестминстерском аббатстве. Необычайной красоты могила. Мария - королева шотландцев. Она там до сих пор и находится. Все перемешалось, все соединилось, но беды продолжаться будут еще достаточно долго.

Н.БАСОВСКАЯ - Самым страшным образом при ее сыне Якове, а ее внук Карл I сложит голову на плахе. Как ее жизнь? Удивительный случай? Пожалуй, нет. Ее жизнь - яркое проявление вот этой эпохи мучительного расставания со Средневековьем.

С.БУНТМАН - Спасибо! Наталья Басовская. Программа "Не так!" И сегодня мы говорили о Марии Стюарт. Спасибо, всего доброго!