Купить мерч «Эха»:

Эпоха Средневековья, продолжение темы - Ада Сванидзе - Не так - 2003-11-15

15.11.2003

15 ноября 2003 года

В прямом эфире "Эхо Москвы" Ада Сванидзе, историк.

Эфир ведет Сергей Бунтман

С.БУНТМАН: Итак, мы сегодня продолжаем цикл, который ведет Ада Сванидзе.

А.СВАНИДЗЕ: Только напомню, что в прошлый раз мы кончили говорить об эпохе Средневековья, и, в конечном счете, вывод таков, что помимо того, что она началась в 5 веке и кончается как бы в 15, она обязательно включает в себя оба переходных периода. Она включает в себя 15,16,17, а вероятно, и 18 век - до указа Наполеона 1801 г., имея в виду стойкое сохранение социально-экономических, социально-политических, властных, ментальных, бытовых, религиозных явлений и в это время. В разных странах по-разному, конечно, - не было единообразия не только между Западной Европой и Русью, но не было единообразия и в самой Западной Европе. И получается, что мы должны в известном смысле включить еще в эпоху, имея ввиду ее общественное наполнение как феодальной эпохи, включить, в известной мере, и 1-4 века. Потому что какой вы ни возьмете учебник Античной истории или просто истории Европы, вы увидите, что там история Средних веков начинается с развития в античном обществе дофеодальных отношений типа колоната, и т.д., а в варварском обществе разложение родоплеменного общества и развитие совершенно иной стратификации, иного членения, основанного не на кровном родстве, а на собственности и совершенно иных гражданских позициях. Поэтому мы можем весь этот период назвать дофеодальным, - это термин замечательного русского историка Неусихина, который применял этот термин к германцам он ими занимался, но по существу мы можем это применить и как тот период, который был пре-феодальным и в античном обществе. Это тогда, когда мы говорим об эпохе средних веков, имея ввиду ее социальное наполнение. А теперь мы поговорим о цивилизации. В прошлый раз я уже начала говорить о том, что термин "цивилизация" сейчас невероятно моден, упоминается применительно к любым историко-культурным обществам, которые и по вертикали - по времени, и по горизонтали географически, применительно к отдельным локальным, конфессиональным, этническим, политическим, - каким угодном группам, - т.е. говорят цивилизация сельская, кочевая, городская, славянская, греческая, вавилонская, кельтская, китайская, буддистская, мусульманская, компьютерная, и вообще земная. Т.е. таким образом в каждом случае говоря о цивилизации это очень гибкое понятие, - мы имеем ввиду определенный срез общественной жизни по тем направлениям, которые только что мной перечислены и могут быть умножены. Но есть и исторический подход к цивилизации другого рода, - как к этапу общественной истории. И этот подход первичен. Потому что и слово "цивилизация" происходит от латинского "цивис", т.е. "гражданин, граждане". Т.е. термин означает в первом своем значении стадию человеческого общества, когда оно становится гражданским. До этого оно не гражданское, а кровнородственное - семейно-общинное, родоплеменное, построенное на кровном родстве, и там все градации, - равенства все равно нет никогда, его нет и в обезьяньем стаде, и в стаде слонов, - но в человеческом обществе тогда членение шло, во-первых, по половому, возрастному принципу и по принципу личных достоинств - физических и умственных. Но вот общество превращается в гражданское. Когда на первое место выступает вопрос о собственности, о членении независимо от кровного родства. И границы здесь историками намечены - когда общество превращается в цивилизованное, т.е. начинается цивилизация. С чего она начинается? Многие все-таки начинаются с письменности. Я уже говорила о том, что информация и коммуникации, способ сохранения и передачи информации и связи, - эти способы должны стоять всегда на одном из первых мест, когда мы говорим о стимулах развития общества и факторах, что определяют развитие общества. Дальше возникновение городов как центров гражданской жизни, общественной, публичной жизни, одновременно не аграрных занятий всякого рода политических центров, культурных, торговли и ремесла, - всего того, что уходит от сельского хозяйства и образует главные центры данного общества. Далее возникновение государства, с его совершенно иными властными структурами, которые стоят над обществом. И возникновение классов, или, если угодно, обширных страд, слоев, если кто-то не любит слово "классы". И место этих слоев определяется, конечно, прежде всего, местом общественного разделения труда кто правит-воюет, кто молится, кто работает. Но также и отношением к собственности, правообязанностями и доступом к власти. Иногда к таким же принципам относят и возникновение малой моногамной семьи - отец, мать и неженатые дети. Но ее складывание не завершилось окончательно в Средние века. И.е. в этом случае, прежде всего, речь идет о широком культурном срезе, который касается всего общества пусть он в пространстве какого-то региона или субрегиона, но на достаточно длинном временном отрезке и недостаточно большом пространстве. Если говорить о средневековой цивилизации в Западной Европе, то для части она была второй - для Средиземноморской античной цивилизации, для всех этих мест, которые были охвачены античностью. Средневековая цивилизация для германцев, славян, балтов, угро-финнов она первая. И для тех кельтов, которые жили на территории Британии или не кельтов, которые там жили, - в конечном счете, она была первой. Рим большое наследие оставил, и все-таки как цивилизация. И здесь мы очень близки нашим двоюродным братьям балтам и германцам - они этнически наши двоюродные братья по происхождению, т.е. славяне. У нас в этом смысле общее отношение к Средневековью, она наша первая цивилизация, - именно в Средние века мы обрели и государства, и города, письменность, и христианство, т.е. единобожие, о котором я сейчас буду говорить. Средневековая цивилизация, как мы знаем, основана на феодальных общественных отношениях, охватывает гораздо более широкий круг вопросов, чем эпоха, или собственно феодализм. Она охватывает помимо экономических, политических, правовых, организационных общественных моментов - включает все духовное и материальное, что касается данной эпохи - в целом. Охватывает культуру эпохи, все ее социально-поведенческо-бытовые моменты, ментальные, знаковые, идеологические, политико-художнические моменты, обязательно религиозные и этнические, - о чем мы не говорим, когда говорим о феодализме. Когда мы говорим о цивилизации, мы обязательно должны иметь ввиду и этнические моменты складывания народов и наций, как один из моментов цивилизации. Короче говоря, цивилизация, это то, что образовывает силу всей нации как бы изнутри именно на этом отрезке времени. И когда я начинаю говорить о средневековой цивилизации, то хочу или не хочу, но важнейшее свойство этой Средневековой цивилизации, я ставлю христианство. Как вероучение, которое стало основой идеологии, философии, общей культуры и ментальности европейцев. И их скрепило определенным образом этой ментальностью таким образом, что Европа стала выступать как единое целое с точки зрения своего сознания, с точки зрения своего отношения ко всему. Мы знаем, конечно, что христианство берет свое начало с Античности, с 1 в. н.э., кстати, 1 век это уже начало предыстории средневековой феодальной эпохи, и это не случайно. Но христианство, унаследованное Средними веками, это не то христианство, которое Средневековая цивилизация оставила нам в наследство, закончившись. Что же произошло в Средние века? Во-первых, в Средние века происходит доработка и очень принципиальная разработка конфессионально догматических, процессуально-служебных и институциональных параметров Средневековья. Обычно это происходило на соборах, сопровождалось огромной борьбой. Например, именно в Средние века вводится в небесные круги Чистилище.

С.БУНТМАН: Но это уже в высокое Средневековье оно вводится.

А.СВАНИДЗЕ: Да. Оно водится под влиянием, как считается, народных масс, которым было не совсем понятно и не совсем приятно сразу такое распределение у Врат Небесных сразу вниз или вверх, и вводится Чистилище как последняя возможность очиститься и все-таки обеспечить себе место среди блаженных. Дальше - Непорочное зачатие Богоматери. С.БУНТМАН: Непорочное зачатие Богоматери?

А.СВАНИДЗЕ: Непорочное зачатие Христа Богоматерью.

С.БУНТМАН: Да, потому что Непорочное зачатие Девы Марии это Первый Ватиканский собор, 19 век.

А.СВАНИДЗЕ: Совершенно верно. По определению в Средние века считали, что это было непорочное зачатие, но не было особого постановления по этому поводу. И третий момент это троичность божества.

С.БУНТМАН: Это основная борьба, и победа на Западе над арианством, - это ключевой момент формирования общеевропейской цивилизации. Потому что германский вариант христианства который подходил для такого недоформировавшегося общества.. арианства.. то здесь.. и вот формирование понимания Троицы, как единого божества, и окончательный, кстати, раздел догматический Востока и Запада в понимании Троицы.

А.СВАНИДЗЕ: Понимаете, в чем дело - умирающий и воскрешающий бог, Господь, который близок к людям, принимает облик человека или облик любого другого земного существа античному миру был очень понятен. Потому что в Античном мире, который был очень связан с Востоком там умирающий и оживающий Господь, можно казать, альфа и омега восточных религий. Что касается бога, который принимает вид человеческого существа - это Лебедь, который имел дело с Ледой, это Дождь, который сыпался на Данаю, Бык, который уволок Европу, который хотел с ней соединиться соединиться с человеком, с женщиной. Но в античной мифологии происходит это зачатие все-таки некоторым путем прикосновения, все-таки. В христианстве только святой дух проникает в женщину, - то есть это нечто невидимое.

С.БУНТМАН: И важнейшая была революция - это определение понимания механизма, как это происходит что такое Сын и что такое Святой Дух. Вот определить это огромнейшая работа.

А.СВАНИДЗЕ: Проходившая веками.

С.БУНТМАН: А без этого христианство как умонастроение и идеология была бы одной из религий.

А.СВАНИДЗЕ: Но не могла бы стать мировой

С.БУНТМАН: И несущей конструкцией всей европейской цивилизации.

А.СВАНИДЗЕ: А сегодня, как мы знаем, и американской.

С.БУНТМАН: Тут вечный вопрос - встает в Страсбурге американский или канадский посол, говорят - мы тоже европейцы, - а где у вас границы с Европой? Это вечный спор.

А.СВАНИДЗЕ: Хочу просто сказать, что для германцев, людей, воспитанных еще к этому времени на язычестве, для них понимание Непорочного зачатия, воплощения Господа в человека и потом наоборот было непонятно. И поэтому должна была пройти огромная философская работа - для того, чтобы варвары восприняли, в конце концов, эту точку зрения. А потом она возрождалась не раз, и против нее Церкви приходилось не раз бороться против ереси но это в дальнейшем.

С.БУНТМАН: Александр считает, что немного есть людей, которые интересовались бы проблемами развития человеческой цивилизации. Мне кажется эта позиция манерная и пессимистическая. Мне кажется, что очень много людей интересуются у нас проблемами даже не теоретически - развитие человеческой цивилизации, а применительно еще и к нашей жизни. И интересный вопрос задает Николай "Осталось ли что-нибудь после переработок, о которых вы говорили от учения Иисуса Христа"? Да, осталось. Осталось все. И я бы сказал так то, что делали соборы, и вплоть до последнего времени это не переделка и не создание новых догматов, это то, понимание чего все христиане называют Откровение. Но оформилось это в стройную, при этом и общественно несущую доктрину в Средние века. Иначе мы бы так их не называли, иначе не было бы той эпохи, было бы нечто совсем другое.

А.СВАНИДЗЕ: Поехали дальше. Именно в Средние века разрабатывается религиозная философия, то есть философия соединяется с богословием в некое единое, слитное такое религиозно-богословско-философское, а философия отделяется гораздо позднее от богословия, - они потом снова разделяются. Но в это время философская мысль невероятно интенсивно работает, и благодаря во многом этой философской мысли богословие и получает разработку своих таинств и многого другого того, что входит в понятие христианской религии, скажем, сегодня. И дальше - именно в ту эпоху разрабатывается и очень расширяется культ святых. Потому что Средневековая эпоха такого обширно разработанного культа святых не получила, конечно, а оставила после себя очень большое наследие в этом смысле. Далее - разрабатывается, распространяется и даже вводится в практику некоторые таинства, которые до того, по существу, не имели такого вида. Например, таинство венчания супружеского довольно поздно в Европе оформляется, где-то в 13 веке, если не позднее. Таинство исповеди, причащения, даже венчания на царство при Карле Великом, когда в Риме на него надели корону, имело не такой вид, какой получает в более позднее время..

С.БУНТМАН: Когда почти приравнивается к таинству миропомазания.

А.СВАНИДЗЕ: Совершенно верно. И разрабатывается их процедура, равно как разрабатывается процедура церковной службы, которая должна проходить в определенном порядке. Разрабатывается и внедряется институт властной стороны Церкви, институт власти Церкви, возникает Папская область как отдельное государство. В Средние века возникает понятие о верховенстве и непогрешимости Папы, Римская Курия, которая ведает очень многими вопросами общественной жизни. Плюс в это время возникает иерархия церковных должностей и представление, как надо назначать. Возникает повсюду сеть монастырей, впервые возникают ордена - как монашеские, - особенно было важно здесь возникновение нищенствующих орденов, и духовно-рыцарские ордена, воины-монахи, которые возникают во время Крестовых походов. И, наконец, возникают повсюду духовные братства, когда вокруг имени и почитания определенного святого концентрируется группа людей светских совершенно, не имеющих отношения к монашеству, и не клириков, светских людей, и эти ордена, эти духовные братства были очень важны, потому что в них осуществлялось, если можно так выразиться, в средневековом обществе единение по вертикали ибо в это братство мог войти и крестьянин, и богатый дворянин, и городской бюргер. Некоторые братства были привилегированными, и в них попасть было очень трудно, и попасть туда означало подняться на более высокую ступень на лестнице престижа.

С.БУНТМАН: Это своего рода был если не социальный лифт, то это своего рода некоторый такой обменник социальный, очень интересный.

А.СВАНИДЗЕ: Очень важный для динамики социальной.

С.БУНТМАН: Который необходим для всякого развития сильно расслоенного и стратифицированного общества.

А.СВАНИДЗЕ: Совершенно верно. Это все было, как правило, в городах. Церковь становится богатой, обрастает огромным землевладением, владеет крестьянами, имеет огромные пожертвования, к ней стекается огромное количество наличных денег. Она имеет свои лавки, корабли, свою торговлю, получает громадные доходы и даже дает в рост. Но поскольку ростовщичество было Церковью запрещено по определению, то обычно Церковь давала в кредит под залог собственности, недвижимости и других вещей она давала, как правило, зерно обедневшим крестьянам для нового урожая, например. Но она становится очень крупным собственником. Далее - Церковный суд отделяется от суда светского, и появляется, в конце концов, Инквизиция, расследование, которое ведут против всех, кто нарушает церковные правила, нарушает, как кажется Церкви, чистоту религиозного духа, и так далее. Все это вместе взятое определяет огромную политическую роль Церкви в средние века. И дело не только в том, что канцлеры в разных странах очень долго были епископами, были церковными людьми, потому что лучше всех знали грамоту тогда, - не только поэтому, а в том, что большие претензии выдвигаются Церковью на светскую, политическую власть вообще. Церковь как тело Христово претендует на то, чтобы быть выше монарха, выше короля. И в известных случаях Церкви удавалось смещать императоров и королей, подвергать интердикту, - т.е. церковному отлучению целые страны. Не мне вам говорить, как некоему император..

С.БУНТМАН: Генриху Четвертому, германскому

А.СВАНИДЗЕ: пришлось стоять в Каноссе на коленях сутками в рубище для того, чтобы получить прощение Папы и получить обратно, по существу, свое королевство. И как иногда меняли веру некоторые короли ради того, чтобы войти в Париж.

С.БУНТМАН: Все-таки это другая эпоха, и связана с Реформацией.

А.СВАНИДЗЕ: Я перехожу к тому, что в Средние века, кроме того, развиваются религиозные войны именно в Средние века в Европе начинаются религиозные войны. Они ведутся как против язычников - в Прибалтике, Финляндии, с насильственным крещением тех, кого завоевывали, - так и внутри Церкви, - против еретиков. Знаменитые Альбигойские войны 200 лет, на юге Франции, которые велись против еретиков, которые продолжали придерживаться арианства

С.БУНТМАН: Нет, они не придерживались арианства, они не были ариане. Если разобраться, на самом деле они не еретики они вовсе даже не христиане практически.

А.СВАНИДЗЕ: Вы так думаете?

С.БУНТМАН: Скорее все-таки катаризм это такая дуалистическая форма, это совсем другая религия. Она отошла настолько далеко от христианства все-таки сейчас выходит примерно так. Но это было уничтожение целой цивилизации на юге Франции.

А.СВАНИДЗЕ: Но это были люди, которые вышли из христианства. Они же были крещеными. И против них шла борьба. Я не думаю, чтобы тогда Церковь понимала, насколько это другая религия, она также точно понимала это как очень сильную ересь.

С.БУНТМАН: Т.е. фактически уже отступничество.

А.СВАНИДЗЕ: Конечно. В 16 веке, когда началась Реформация и страшные кровопролития - Варфоломеевская ночь знаменитая в Париже, когда делятся конфессии, и не только разделяется католицизм, выделяет из себя протестантизм, или наоборот, протестантизм отделяется от католицизма, но уже тогда в протестантизме возникает целый ряд течений, и новое время унаследовало с того времени. Великая Крестьянская война в Германии в начале 16 в., Нидерландская революция, в 17 веке, 30-летняя война, Английская революция, - все они шли под знаменем борьбы вероучений. Всюду на знамени этих и войн и революций было написано: "Борьба протестантов и католиков". Грандиозные войны, грандиозные кровопролития происходят. Я уже не буду говорить о том, какое кровопролитие было во время насильственного крещения, скажем, в Америке в колониальный период, когда местных индейцев загоняли в христианскую церковь в начале колониальной эпохи. Одновременно именно в Средние века не только складываются таким образом различные конфессии в католицизме, и отделяется от католицизма протестантизм, в нем складываются разные конфессии, в конце концов, но происходит и разделение западной и восточной церквей, - важнейшее событие, которое происходит в середине средневековой цивилизации. Оно уже раньше наметилось, конечно, наметилось очень рано.

С.БУНТМАН: Но непосредственно случилось не в 1054 г., а столетнюю историю раскола мы можем проследить уже практически документально сейчас.

А.СВАНИДЗЕ: Но истоки можно найти еще раньше, даже где-то в 7-8 веке, когда поднимаются византийские города, и Византия уже переходит к 8 веку через свой период кризиса, - вот тогда уже можно найти первые истоки того, что православие то, что потом назвали православием, Восточная Церковь, начинает отделяться от Западной по очень многим параметрам, и бороться с ней. И в Восточной церкви происходит все то же самое, что происходит в Западной т.е. идет разработка, идут конфессиональные, теоретические разработки, идут очень большие размышления, появляются мыслители, которые разрабатывают церковные вероучения, идет разработка и институциональная. Я могу перечислить далеко не все - церковные школы, где учили грамоте, философия церковная, лечебные травы, которые специально сажали в своих огородах в монастырях для того, чтобы лечить больных и госпитали, которые строились при монастырях, где больных держали и лечили, и даже родильные дома возникают в Средние века для бедных рожениц при этих госпиталях. Улучшение пород животных путем скрещивания, - это начали монастыри еще в Средние века, переписка и размножение книг, писание книг, ведение летописей этих наших исторических документов Средневековой эпохи, создание произведений на самые разные темы, которые касаются, прежде всего, конечно, религии, и первые театральные представления, если хотите, - мистерии, которые устраивались на городских площадях на темы Жития, Ветхого и Нового Завета это были первые театральные представления, которые узнали европейцы это были мистерии, которые устраивались на темы религиозные. И некоторые праздники религиозные, в частности, Крещение, Рождество, - они и в церквях, соборах оформлялись иногда как некое действо, где выстраивалась пещера, в которой родился Христос, иногда люди, живые персонажи изображали все это. Церковные праздники, которые были очень важным элементом организации повседневной жизни человека, его переживания времени, переживания года, приурочивание к церковному празднику очень важных событий в своей жизни, в частности, брака или посевных кампаний, или урожая, или купаться или не купаться после Покрова. Это все очень важно было для повседневной жизни. И в отличие от античных и языческих идеалов, которые выражены были в произведениях искусства, где все-таки на первом месте очень здоровое тело прекрасное, красивое здоровое тело. Если мы видим произведение скульптуры, например, средневековой, и страсти, которые там бушуют, то совсем другое мы видим в произведениях искусства изобразительного христианского, где на первое место выходит душа, духовность, и отсюда совершенно новое восприятие как бы таких основ человеческого отношения к мирозданию, как отношение человека к Богу, отношение друг к другу, отношение к обществу. Т.е. совершенно иная возникает трактовка основных вопросов, то, что мы называем основные вопросы философии, основные вопросы морали и этики. Это сказалось как в архитектуре романской и готической Церкви, так и в живописи. Впоследствии в эпоху Возрождения, при всем возврате и любви гуманистов к античным языческим радостям бытия, лучшие все-таки образцы произведений изобразительных того времени - это образцы, которые несут высокую духовность, и на первое место ставят человеческую душу. Это было характерно и для Запада, и для Руси, это роднит Русь и Запад. Но, конечно, были и известные отличия здесь, - я, правда, не уверена, что успею сегодня рассказать об отличиях, о рыцарской культуре в связи с христианством

С.БУНТМАН: Думаю, что рыцарская культура это нам еще предстоит.

А.СВАНИДЗЕ: В связи с христианством я хотела сказать. О влиянии христианства на рыцарскую культуру, особенно во время Крестовых походов.

С.БУНТМАН: Я думаю, что это отдельный фрагмент темы. Посмотрите, какие у нас есть вопросы, которые открывают нам темы отдельных передач, даже отдельные циклы передач - "Расскажите подробнее об арианах", "Не посвятить ли духовным орденам отдельную передачу?", и изумительный вопрос от Александра Владимировича "Что есть Кровь Святого Грааля, кто его наследует?"

А.СВАНИДЗЕ: Тут можно сказать сразу.

С.БУНТМАН: Сразу не скажешь, - смотря что для вас Грааль: или чаша, или камень, может у вас антропософское понимание Грааля откуда мы знаем? Рассказать о Граале в две минуты не получится. Вот как раз в связи с рыцарской культурой можно об этом рассказать.

А.СВАНИДЗЕ: Я немножко не туда хотела повернуть рыцарскую культуру.

С.БУНТМАН: А мы повернем рыцарскую культуру в очень важные вещи - рыцарство как отдельный элемент цивилизации и рыцарская культура..

А.СВАНИДЗЕ: Я хотела рассказать о Прекрасной Даме, и о том, что здесь христианского.

С.БУНТМАН: куртуазность и ее связь с христианством здесь очень важно. А также о философии можно сделать отдельную передачу. Так что из одной нашей сегодняшней передачи можно сделать несколько.

А.СВАНИДЗЕ: И спасибо, дорогие слушатели за то, что вы слушаете, обогащаете нас новыми идеями хотя бы в отношении тем, и спасибо за то, что интересуетесь этим. Я вслед за своим любимым Пушкиным считаю, интерес к прошлому это признак культурного человека.

С.БУНТМАН: И нас гораздо больше, чем думает Александр. Всего вам доброго, это была программа "Не так" , совместная с журналом "Знание Сила". До следующей субботы.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024