Могут ли дети писать историю? - Кирилл Митрофанов - Не так - 2001-06-25
С.БУНТМАН: Наши исторические передачи продолжаются, и сейчас в эфире программа "Не так!" совместно с журналом "Знание сила". У нас сегодня в студии Кирилл Митрофанов, председатель оргкомитета 3-го Открытого конкурса школьных исследовательских работ по истории "Ребенок и история, облики детства". Он заведующий кафедрой методики преподавания истории Московского городского педагогического университета. Кирилл, добрый вечер.
К.МИТРОФАНОВ: Добрый.
С.БУНТМАН: Ну что ж третий конкурс. Дети пишут историю. То есть, дети на какое-то время становятся практически профессиональными историками, потому что подходы у них должны быть такие же, как и у исторической науки. Что вообще собой представляет этот конкурс? Насколько он широк, насколько он глубок?
К.МИТРОФАНОВ: Прежде чем я начну рассказывать о конкурсе, я бы публично в эфире хотел поблагодарить все тех, кто помог его провести. Пользуясь случаем, находясь в студии радиостанции "Эхо Москвы", я бы хотел поблагодарить радиостанцию за то, что она была в этом году официальным информационным спонсором и, более того, даже выделила специальный приз "За лучшее историческое публицистическое исследование". Этот приз получила ученица 7-го класса из Мончегорска Сюзанна Караваева. У нее интересная работа "Сентябрь 1939 года глазами очевидцев: воссоединение или оккупация Западной Белоруссии".
С.БУНТМАН: Отметим уровень тем.
К.МИТРОФАНОВ: Раз уж я начал выносить благодарности, не могу ни сказать о всех тех, кто нам помогал в проведении этого конкурса. Это, прежде всего, Государственная публичная историческая библиотека, куда складируются все работы, где существует архив работ всех трех конкурсов. Это Объединение преподавателей истории, проектом которого является конкурс. Это газета "Первое сентября" и ее приложение "История", которое 3 года публикует работы. Это Московский городской педагогический университет - в этом году трое победителей этого конкурса без экзаменов принимаются на истфак. Это, безусловно, наши немецкие партнеры, которые основали Европейскую ассоциацию под названием "Юстери". Кстати, Германия первая, кто подобный конкурс стал организовывать. И еще я бы хотел поблагодарить руководителя интересного не коммерческого и не государственного Института практической истории Сергея Козловского, который обеспечивал финал - три дня, когда мы принимали 33 лучших работы и выявляли победителей среди победителей. И плюс к этому, и "Учительская газета", и министерство просвещения, которое тоже весьма заинтересовано в подобного рода конкурсах. Это такая комплиментарная часть моего выступления. А теперь перейдем к содержанию. Я бы немного переформулировал вопрос "Какую историю видят школьники". Мы здесь обладаем уникальным материалом. Когда дается общая тема, на самом деле, можно писать о чем угодно. Выборка, фокусировка, на что они обращают внимание - это особый интерес, потому что это показательно что они выбирают. У меня сейчас на руках конкурсная статистика: всего на конкурс пришло 840 работ, больше тысячи реальных участников и более 2 с половиной тысяч тех, кто заявил и интересовался. Понятно, что до нас многие работы не дошли по разным причинам: кто-то не смог дописать, кому-то не хватило времени, кого-то просто задержали. Есть такая информация, что часть работ просто проходит некий фильтр на местном, провинциальном уровне. Но мы знаем, что участвовало в конкурсе более 2 с половиной тысяч человек. По такому охвату можно считать, что это один из наиболее популярных общественных конкурсов по истории. Что же они выбирают? Какие темы наиболее популярны? Наиболее популярной темой является тема "Военное детство".
С.БУНТМАН: Почему?
К.МИТРОФАНОВ: Во-первых, в прошлом году был юбилей, и я думаю, что во многих школах остались материалы. Но кроме этого, есть еще одна особенность. Ведь наш конкурс ориентирован на микроисторию и на собственные исследования. А для того, чтобы написать исследование, нужно собрать материал, материал оригинальный, который чем-то удивит ребенка. А основным поставщиком такого материала являются бабушки и дедушки - не поколение отцов, а именно бабушки и дедушки. А это поколение военного детства, поэтому наиболее яркие впечатления, наиболее яркие воспоминания о детстве военном. Где-то порядка 18 % всех работ - это работы о войне. Следующая по статистике тема "История собственной школы". Сейчас пошла такая волна: школы начинают вспоминать собственную историю. Я сейчас оказался на выпускном вечере в 31-й гимназии на Никитском бульваре. Это еще дореволюционная гимназия, и они говорили о том, что им 109 лет. Ее основали на средства московских купцов, по-моему, Копцовых, и одновременно членов Московской городской думы. Это заведение было организовано на частные средства, это было училище для мальчиков, а потом оно стало гимназий. У нее много раз менялся номер, но для нас она 31-я английская школа. И это не единичный случай, когда школы начинают копать собственную историю. Этот интерес к корням сейчас для школ характерен: вспоминать людей, которые участвовали в становлении школы и так далее. Следующая тема, которая оказалась очень значимой, "История собственной семьи". Причем здесь несколько подпунктов: и воспоминания о детстве собственных родственников, и история в чисто генеалогическом плане. Понятно, почему: два года до этого у нас была тема, связанная с историей семьи. Она так и называлась "Прошлое России в истории моей семьи". И это некий второй вал тех работ, которые не успели доделать к прошлому году. Большое количество ребят писало на тему "Репрессированное детство", и это тоже понятно. Здесь мы, в некотором смысле, выступаем в тандеме с конкурсом "Мемориал". Это очень интересный конкурс, "Человек в 20 веке", и здесь многие работы приходили параллельно - и к нам, и к ним. На мой взгляд, здесь ребята совершенно грамотно подходят и посылают свои работы на разные конкурсы. Это правильно. И отдельная тема это история разных атрибутов детства. Это история кукол, история игрушек, история школьных учебников и анализ школьных учебников. Кстати, из финалистов, которые у нас были, у нас было 2 работы на эту тему. Одна работа победителя, занявшего первое место. Это работа Юли Титовой из Владимира. Она сделала удивительную вещь, она провела работу, которая зачастую не под силу даже дипломников исторических факультетов. Она провела контент-анализ учебников истории, анализ по принципу частоты упоминания тех или иных исторических персонажей и вывела некий список наиболее часто упоминаемых имен, соответственно предполагая, что частота упоминания напрямую влияет на запоминаемость и на формирование образа - кто есть герой истории. Но мало того, что она сделала такую работу она провела эту работу по учебникам 60-х, 80-х и 90-х годов, то есть, она провела динамику. Она предположила, что учебники влияют, прежде всего, на массовое историческое сознание, прежде всего, на тех, кто не будет уже никогда в жизни больше заниматься историей. Это те 98% людей, которые, кроме учебников истории, больше историей никогда не интересуются.
С.БУНТМАН: Ну, это справедливое предположение.
К.МИТРОФАНОВ: Она потом проверила - она провела социологический опрос. У нее выборка была более 100 человек. Она сделала рейтинг исторических персонажей, кого ставят на первое место, и выявила абсолютное совпадение.
С.БУНТМАН: Кирилл, у меня сразу параллельный вопрос. Откуда у нее такие инструменты и знания, как социологический опрос?
К.МИТРОФАНОВ: Вообще идея конкурса это идея работать в тандеме. История вообще вещь странная, самому что-то выдумывать очень трудно, тем более, для ребенка, поэтому рядом с ним должен быть взрослый. Поэтому для нас очень важно, что у каждого ребенка есть научный руководитель или почти у каждого. К нам приходят работы, когда ребенок пишет о том, что он писал самостоятельно, потому что в какой-то момент его научный руководитель от него отказался. Есть несколько таких случаев, и эксперты к этой работе относятся по-особому. Но в идеальном случае рядом с ребенком должен быть взрослый.
С.БУНТМАН: Это учитель?
К.МИТРОФАНОВ: Необязательно. Очень часто это родители, это библиотекари, это архивисты. Например, есть целый ряд работ, связанных с историей детских организаций. Скажем так, это педагоги дополнительного образования, которые работают в таких организациях сейчас. У нас порядка трех десятков таких работ: и про пионерскую организацию, и про бойскаутов, и даже есть несколько работ про толкиенистов. Анализ этих организаций и тех ребят, которые этим занимаются. Это аналитические работы. Вообще, зачем нужен взрослый? Дело в том, что у нас конкурс исследований, и когда приходят хорошие рефераты по истории, мы вынуждены уменьшать оценку, потому что это реферат, а не исследование.
С.БУНТМАН: А что такое строго реферат это обобщение исследований других?
К.МИТРОФАНОВ: Да, это обобщение исследований других, чаще всего это некоторый конспект на чужих исследованиях. А для исторического исследования очень важно найти свой собственный материал, свои новые источники. Кроме того, это всегда некоторая работа, связанная и с фокусировкой темы (какие темы выбирают), и с выбором инструментария (как с этим материалом работать). Ребенок не просто пересказывает историю, потому что есть такой жанр как мемуары - полевое исследование. Это тоже возможно часть исследования, но не только. Возможна историческая эссеистика, есть блестящие такие работы. Нам в этом году второклассница прислала стихи о том, как она понимает историю. Это, на самом деле, удивительная вещь. Я начал рассказывать про работу из Владимира, так вот из Владимира пришла еще одна работа, которая называется "История России в зеркале молодежной танцплощадки 50-х годов". Работа уникальная. Катя прошлась по дворам Владимира, спрашивая людей о том, какие танцы они танцевали, когда были молодыми, что для них эта танцплощадка, как они одевались, как знакомились, каковы были отношения. То есть, параллельно идет разговор о жизни. Там гениальный финал: она говорит о том, что, по сути, она обязана своей жизнью танцплощадке, потому что там познакомились ее папа и мама.
С.БУНТМАН: Замечательно. Вот мы говорим, что пришло 840 работ, а что это такое в статистике этого поколения по всей России? Плюс, у вас ведь не только Россия принимала участие в конкурсе?
К.МИТРОФАНОВ: Да, у нас где-то порядка 20 работ пришло из Белоруссии, Украины, Казахстана и Латвии.
С.БУНТМАН: Я это говорю к тому, что это поколение читает книжки, где история предстает в таком свете, что и вообразить себе нельзя. У этого поколения представление о прошлом и настоящем России совершенно безумное, и, может быть, это капля в море. Сейчас мы порассуждаем на эту тему, и я бы хотел, чтобы наши слушатели ответили на такой вопрос: нынешнее поколение выпускников для понимания России - это потерянное поколение или непотерянное? Если вы считаете, что это потерянное поколение, звоните 995-81-21. Если вы все-таки считаете, что это непотерянное поколение, звоните 995-81-22. Голосовать можно в течение 5 минут. Кирилл, ребята с помощью взрослых в своих семьях, в своих школах, в архивах занимались исследованием документов, говорили с людьми, но на каком фоне это проходит? Какие трудности их преследуют? С какими представлениями они начинают свои работы? Как это поколение подходит к узнаванию истории в ее реальности?
К.МИТРОФАНОВ: Вы знаете, изначально история их мало интересует. В основном, по нашим данным, они начинают такую работу, чтобы доказать, что они могут что-то сделать. Это чисто подростковая проблема самоутверждения, и это совершенно нормальная потребность подростка. Но в процессе работы возникает очень интересная вещь по их же собственным воспоминаниям и по суждениям их руководителей. Ситуация первая: они вдруг неожиданно узнают, опрашивая своих близких людей, что-то, что выходит за рамки их ценностных вещей. Ну, например, они узнают, что дедушка по одному направлению родственников был в коммунистической партии, а по-другому направлению дедушка был заключенным. Как это совмещается в голове? Это очень серьезный конфликт. То есть, чаще всего это запретная тема в семье, и вдруг ребенок узнает такую вещь. И таких работ много, когда они узнают что-то, что выходит за рамки их понимания.
С.БУНТМАН: А из работ видно, что они при этом ощущают?
К.МИТРОФАНОВ: Они пишут об этом. Они пишут, что через это надо пройти. И когда в голове совмещается, что по одной линии, условно говоря, он цыган, а по другой немец, или еврей, или татарин, у него возникает вопрос, кто он. Ведь это же для каждого вопрос. Классическая работа, где на форзаце был мандат делегата 19-го съезда, это дедушка по папиной линии, а мама делегат 1-го съезда Саюдиса. Это же гражданская война в семье! Что делать ребенку? Он должен совместить это в голове. Он доложен признать, что его дедушка хороший человек, которого он очень любит, и мама хороший человек, которую он тоже очень любит. И эта гражданская война в голове решается. Такой конкурс это способ решения нашей вечной проблемы, проблемы гражданской войны в семьях, которая уже идет полтора века. Пойдем дальше. В какой-то момент у ребенка наступает кризис, когда он или перестает верить, что он закончит работу вовремя, или он не знает, что делать дальше. Для любого серьезного исследователя, когда он честен перед самим собой, возникает такая проблема. И как он проходит этот кризис, во многом, зависит от взрослого. Ведь, на самом деле, очень многие ломаются именно в этот момент. Возникает чувство стеснения и одновременно неполноценности, вариантов здесь может быть множество.
С.БУНТМАН: Хотя это необязательная ситуация это не школьная контрольная и не экзамен.
К.МИТРОФАНОВ: Да, можно просто прекратить и не участвовать. Но если есть это преодоление, это колоссальный опыт для ребенка, для его жизни. Вернемся к первой позиции. Конкурс, во многом, для того и существует, чтобы история была не одномерной. История вообще, в этом плане, вещь опасная когда ты не знаешь, кто прав, кто виноват, где белые, где красные. Это из серии: "Василий Иванович, ты за большевиков или за коммунистов?"
С.БУНТМАН: "Я за Интернационал".
К.МИТРОФАНОВ: Да. Проблема в том, что нет однозначности. И такое усложнение картины, во многом, решает проблему, о которой шел разговор несколько недель назад в программе "Ищем выход". Учебник не может быть неавторизованным, на мой взгляд. А кроме всего прочего, я ярый противник простоты решения исторических вопросов. Простота ни к чему иному, как к фашизму, не приводит.
С.БУНТМАН: Простые ответы на сложные вопросы классическое определение.
К.МИТРОФАНОВ: Или вспомните, что написано у Гитлера в его воспоминаниях, какие панегирики учителю истории, который рассказал ему, кто прав, кто виноват.
С.БУНТМАН: Но этого хотят очень многие люди. Давайте сейчас подведем итоги, потому что опрос окончился. Я спрашивал: нынешнее поколение выпускников потерянное или нет для понимания России в перспективе? 73 % считают, что это поколение непотерянное, и 27 % считают, что поколение все-таки потерянное. Не такой уж однозначный ответ, тем более что нужно учитывать, что звонков было 461. Спасибо всем, кто участвовал в этом опросе. Мы говорили о том, что многим людям нравится растить убежденных патриотов, убежденных людей, которые будут работать на благо своей страны, гордиться ее прошлым. А не скорбеть о ее невзгодах.
К.МИТРОФАНОВ: Я бы здесь сформулировал очень жесткую позицию: для меня очень важно, чтобы были не убежденные, а убедившиеся.
С.БУНТМАН: Чем они отличаются?
К.МИТРОФАНОВ: Тем, что они сами сделали это. Они сами сделали некоторую работу и убедились. Вопрос о патриотизме очень сложный, потому что простой патриотизм вещь очень опасная. И, на самом деле, я рад, что 73 % сказали, что это поколение непотерянное, и рад потому, что эти ребята делают свою историю. Это новое поколение сейчас будет писать собственную историю, которая, на мой взгляд, лучше, чем то, что знаем мы, и что мы изучали по учебникам. Потому что они это делают сами, и у них есть выбор. И получается, что история вещь субъективированная, и здесь важно не то, что правильно и неправильно, что истина или не истина, а то, что наиболее аргументировано, менее аргументировано и совсем не аргументировано.
С.БУНТМАН: Будет ли четвертый конкурс "Облики детства, ребенок и история"? Если будет, то когда?
К.МИТРОФАНОВ: Мы сейчас публикуем материалы во всех газетах, которые нас поддерживают. И сейчас как раз идет публикация в журнале "Знание сила" у Галины Петровны Бельской, где идет разговор о следующем конкурсе. Следующий конкурс будет шире в рамочном плане, чем 3 предыдущих, потому что он предполагает расширение исторического предмета до гуманитарного. Мы предполагаем междисциплинарный конкурс на тему "Друг и другой в русском языке, истории и традициях". Игра на этой почве для нас очень важна. Понятно, что здесь возможны не только чисто исторические исследования - здесь могут быть историко-лингвистические исследования, историко-филологические, этноисторические и этнопсихологические исследования. Одно из рабочих названий "Мой сосед, на меня не похожий". Его история, его язык, его культура, его традиции. Это человек другой культуры, другого исторического времени, другого поколения, другого языка, другой веры, другой этнической принадлежности. Его значение для меня. И второе расширение - мы расширяем жанровую рамку. Мы теперь будем принимать работы и отдельно хотим оценивать эссеистику, отдельно исследования и отдельно материалы. Причем, мы хотим сделать это на три года с подведением итогов каждый год. Конкурс начинается с сентября месяца.
С.БУНТМАН: Это здорово. Я думаю, что мы будем следить за этим конкурсом, тут сомнений быть не может. Давайте надеяться, что это принесет пользу и большую.
К.МИТРОФАНОВ: Я тоже надеюсь.
С.БУНТМАН: Кирилл Митрофанов, председатель оргкомитета 3-го Открытого конкурса школьных исследовательских работ по истории. Это была программа "Не так!", которую мы проводим совместно с журналом "Знание сила".