Купить мерч «Эха»:

Ада Сванидзе - Не так - 2000-05-20

20.05.2000

20 мая 2000 года.

В прямом эфире радиостанции Эхо Москвы программа Не так!

В гостях историк Ада Сванидзе.

Ведущий программы Сергей Бунтман.

С. БУНТМАН - Добрый день! Будут традиционно вопросы для ответа в эфире и на пейджер. В призах вы получите книгу Жена Гоголя и другие повести - при ответе в прямом эфире, а также новейший номер журнала Знание-сила. Итак, вопросы для ответа в прямом эфире: в каком произведении итальянского гуманиста есть классический призыв к свободной любви на фоне куртуазных отношений? Далее: что означает термин инквизиция? И кто из инквизиторов вошел в историю как символ особой жестокости? Он был глава инквизиции в одной стране. И вопрос для ответа на пейджер: назовите имя и прозвище натурщицы Рафаэля, которая послужила художнику натурой для Сикстинской мадонны. За правильный ответ вы получите трехтомник Михаила Кузьмина. А мы продолжаем наш разговор о странностях любви.

А. СВАНИДЗЕ - Здравствуйте, дорогие слушатели! Сегодня мы переселяемся в эпоху Возрождения, Ренессанса. Это название из области культуры. В принципе, это действительно взлет культуры, который происходил в Европе в 16-17 веках, в Италии раньше - с 14 века. Если же говорить в общеисторическом контексте, то это переход от Средневековья к Новому времени. Эти 2 столетия и называются в современной историографии ранним Новым временем. Новые историки включают обычно этот период в свои курсы, и те, кто занимается средними веками, тоже включают этот период в свои курсы, как логическое завершение средневековой эпохи, без которого понять, чем дело кончилось, достаточно трудно. Но эту эпоху можно рассматривать и отдельно, т.к. вследствие ее переходности она была наполнена смесью таких противоречивых, бурных, необыкновенных событий, что она заслужила особого внимания. Время ускоряется. Мы говорим, что есть такие эпохи, когда оно особенно ускоряется, наполняется. Например, 20 век. Но если мы возьмем 16-17 века, мы убедимся, что такая наполненность - не новость под луной.

С. БУНТМАН - Просто мы больше знаем о 20-м веке.

А. СВАНИДЗЕ - Мы сами в нем как бы жили и проживали все это в своей жизни! А что было в 16-17 века? Начнем с того, что были великие географические открытия по всему миру, которые сопровождались захватами территорий, созданием ранних европейских колониальных империй, соответственно - работорговля, ограбление колоний, что порождало новую безумную жажду нового халявного обогащения и тягу к роскоши. Эта эпоха, когда пиратство было совершенно обычным образом жизни, и когда короли ставили пиратов себе на службу еще в большей мере, чем в средние века, когда это тоже было принято, т.к. пираты были прекрасные мореходы. Но тогда это был веселый Роджер, 15 человек на сундук мертвеца - все это было очень поэтично, судя по Стивенсону. Но дело не в этом. Ну, Дрейк - адмирал все-таки, как ни как.

С. БУНТМАН - Один из тех, кто разбил Великую Армаду.

А. СВАНИДЗЕ - Ну, ее и буря потрепала. Но пираты очень часто тогда бороздили океанское пространство в борьбе за океан, потому что океан - это дорога в колонии и торговая дорога. Далее - это зарубежные могучие компании, где было очень много служащих и товаров, и которые торговали так, что европейская торговля вышла за пределы континента. Она стала захватывать Америку, Азию, Африку, а вот к тому времени к Австралии она еще не подобралась. Но простор уже, конечно, огромный. Это - эпоха абсолютных монархий, людей, которые говорят о себе: Государство - это я, это короли-солнцы, короли, у которых сотни придворных и тысячи слуг, у которых туалет меняется несколько раз в день и ни один не повторяется. Это короли, которые, конечно, вытирали руки о скатерть, но роскошь, которой они себя окружали - женщины, мужчины, мальчики, слуги, конюшни, повара, лошади, павлины - все, чем они себя окружали, это превосходило все, что могло присниться средневековым и последующим монархам. И это - время, когда появились первые капиталистические мануфактуры наряду со средневековыми цехами. Это было время, когда разоряется масса народа, т.е. крестьян, и когда по улицам Европы пошли толпы нищих бродяг, против которых принимаются кровавые законы. Это время, когда пропасть между невероятной роскошью одних и крайней нищетой других настолько разверзлась, что не приходится удивляться, что это - время первых национальных революций. Это крестьянская война в Германии в начале 16 века, нидерландская революция конца 16 века, английская революция середины 17 века. И это время, когда происходили войны за передел Европы. Все время кто-то воевал! Апогея это достигло в середине 17 века - в 1618-1648 годах, 30-летняя война, в которую были втянуты все европейские государства так или иначе, и которая унесла такое количество жизней, что в Нюрнберге 1650 году был принят городской указ, про которому мужчина в течение ближайших 10 лет мог жениться на 2 женщинах. Это уже к нашей теме. Вот настолько была страшна убыль населения. Да, еще это время, когда проходила грандиозная реформа церкви.

С. БУНТМАН - Не только 16, но и весь 17 век.

А. СВАНИДЗЕ - Шла невероятная война между этими ветвями западного христианства, которая завершилась появлением второй конфессии - протестантизма, которая потом, в свою очередь, разбилась еще на несколько конфессий. И страны севернее Альп: Англия, германские земли, Нидерланды, Скандинавия, северная часть Франции - они отошли от римско-католической церкви, вышли из подчинения Риму, и образовали группу протестантских стран, которые ничем не были связаны между собой, в отличие от католических. В каждой стране церковь подчинялась только своему королю.

С. БУНТМАН - Была только определенная идеологическая и политическая солидарность протестантских государств.

А. СВАНИДЗЕ - Да, против тех же Габсбургов. Это было огромное явление огромного значения, и политического, и социального. И, наконец, Возрождение, о котором мы говорили - гигантский взлет в области культуры, науки, общественной мысли, литературы, искусства и т.д. То есть, все это вместе взятое заставляет думать, что не могло не произойти каких-то изменений, и серьезных, в области, о которой мы уже полгода говорим - в области любви, семьи, брака, секса. Это неизбежно должно было произойти. И люди, рядовые, которые шли за моря, отваживались на гигантские многолетние путешествия по всему миру, они тоже должны были быть особыми людьми. И, казалось бы, в этих условиях все должно было измениться. Это, конечно, происходило. Но дело в том, что старое и новое смешивалось в таких интересных пропорциях, что в той области, о которой мы говорим, все происходило как бы парадоксально. И так и не так, и старое, и новое переплеталось. Можно так сказать - наименьшие изменения претерпели брак и супружество вплоть до начала 20 века, грубо говоря. Это по прежнему традиционный социальный институт, который, прежде всего, представляет собой договорную сделку между сторонами. Как и раньше, люди вступали в брак рано, в династических отношениях брак или помолвка заключались иногда с младенчества. Обязательной принадлежностью было приданное невесты. Это была часть имущества, которую женщина выносила из дома своего отца. А в большинстве стран это было все, что она уносила из дома отца. Недвижимое имущество, землю наследовали сыновья. В этом было ущемление женщин. Второе ущемление было в том, что даже этим имуществом, принадлежащим ей, во время супружества владел муж. И муж мог ее разорить.

С. БУНТМАН - А теперь - время отвечать на вопросы. Есть уже правильный ответ на пейджер. Первым был Андрей из Питера, номер начинается на 321. А правильный ответ - ее звали Маргарита, прозвище - Булочница. А теперь мы отвечаем на другие вопросы. Алло, добрый вечер!

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте. Лидер инквизиции - это был Торквемада.

А. СВАНИДЗЕ - Правильно!

С. БУНТМАН - Ой, только звонок перебили. Пожалуйста, позвоните по телефону 202-92-29 и оставьте свои координаты. А мы пойдем дальше. Алло, добрый вечер!

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте. Это Женя из Казани. Вот по поводу любви - это был Джованни Бокаччо.

С. БУНТМАН - Совершенно верно!

А. СВАНИДЗЕ - А произведение назвать можете?

СЛУШАТЕЛЬ - Наверное, Декамерон.

С. БУНТМАН - Правильно! У него есть несколько других произведений, но в этом это ярче всех. Не отключайтесь, оставьте ваш телефон. Итак, остался один вопрос. Алло, добрый вечер!

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте. Инквизиция - это церковный суд, это борьба.

С. БУНТМАН - Нет, дайте просто перевод! Алло, добрый вечер!

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте. Это Николай. Вообще-то с латыни это переводится как изыскание.

А. СВАНИДЗЕ - Совершенно верно!

С. БУНТМАН - Вы выигрываете книгу, я поздравляю вас. Только оставьте свои координаты. Ну, вот и все. а мы с вами продолжаем разговор о странностях любви в раннее новое время. Итак, мало поменялся брак. И что, реформация тоже его не изменила?

А. СВАНИДЗЕ - Да нет, ужесточила. Ведь протестанты были еще более нетерпимыми, чем католики. Но изменения были. Дело в том, что в эту эпоху было очень мало мужчин, не количественно, а потому что они уходили из сферы брачных отношений. Они ездили по всему миру, торговали, воевали, погибали. Поэтому это время некоторые называют борьбой за штаны. Нужно было обязательно выйти замуж, холостяков и особенно старых дев презирали. Считалось, что женщина, которая не имеет своих детей, будет нянчить в аду обезьян. Но чтобы иметь детей, женщине из приличного общества надо было все-таки выйти замуж. Поэтому зачастую женихи были случайные люди, первый подвернувшийся человек мог высватать себе женщину. И требования, которые предъявлялись этим первым встречным проходимцем, были очень высокие: обязательно красота, юность и движимое-недвижимое имущество. Это из тогдашней формулы. Надо сказать, что протестанты, как и католики, считали, что женщина равна мужчине, но только в одном - она тоже создание Господа, и поэтому в духовном смысле она ему равна, она тоже может получить спасение через веру. Но во всех прочих отношениях она ему не ровня и ровней быть не может, ибо она греховна по определению, по вине своей праматери Евы. Поэтому как к ней можно было нормально относиться? Надо было за ней как следует следить. Поэтому в проповедях женщина - коварная соблазнительница, ворчливая мегера, расточительница. Ну, а положительный идеал - скромная, хозяйственная, непорочная. Поэтому муж по всем канонам - глава семьи, как и прежде. Вот, живопись - прекрасный источник для понимания нравов того времени. И вот картина 17 века, где муж публично сечет свою жену, и вся публика - семья, гости, не то, что внимания на это не обращают, а это просто обыденное явление в супружеских отношениях. Но надо сказать, что в это время распространяются другие картинки под названием Кто носит брюки, где женщина бьет своего мужа палкой, зонтиком, скалкой - чем угодно. На некоторых картинках дьявол с удовольствием наблюдает за этой сценой. Известна сатирическая картинка французского брака - муж под башмаком жены. Но, однако, это все вроде бы так происходит, но в то же время, по законам немецкого города Бланкенберга в 16 веке, если жена побила мужа, то оба должны были подвергаться штрафу: жена - за то, что била, а он - за то, что терпел.

С. БУНТМАН - А если муж жену - то ничего?

А. СВАНИДЗЕ - Безусловно! Женщину надо было бить для того, чтобы она свое место знала. Смертность была очень высока, поэтому часты были повторные браки - 20% от всех браков. Интересно, что судьба детей при этом, даже в крестьянской среде, оказывалась печальной. Дети от предыдущего брака не находили места в новой семье, они были никому не нужны, они разбредались, теряли связи с семьей. Таким образом, вот эта сказочная мачеха, это не только мачеха, но и отчим, потому что вдовы очень стремились выйти замуж и иногда жертвовали детьми от первого брака, это уже доказано.

С. БУНТМАН - Существенная разница между детьми вдовца или вдовы?

А. СВАНИДЗЕ - По правам - да, а фактически внутри семейной ячейки, конечно, мачеха очень часто изживала этих детей. В принципе, дети были в цене, и плодовитость женщин очень ценилась. И если девушка до брака рожала ребенка, то в целом ряде сословий и стран это не считалось позорным. Хотя, как говорится, зависит от среды. Например, в бюргерской среде, если девушка выходила замуж, потеряв целомудрие, ей привязывали соломенную косу, не разрешали одеть венок - она венчалась в вуали и сразу весь город знал, вот она нечестная. Если она потеряла невинность в близости со своим женихом, с которым она потом венчается - казалось бы, это должно покрыть грех - ан нет. Их подвергали публичному поношению за растление невесты. Но при всем почтении к семье, это была эпоха свободы нравов 16-17 века, вплоть до прямой разнузданности как у простолюдинов, так и у знати. Очень много было непристойностей, и даже брачные обряды соблюдались, и их сакральный смысл соблюдался, но одновременно свадьба сопровождалась огромным количеством непристойных шуток, даже больше, чем в средние века, тостов, песен. И даже сама брачная ночь становилась предметом публичного рассмотрения. Такая обнаженность интимной жизни была очень характерна для этого времени. Тема супружеской неверности - она всегда была на слуху и у писателей, и у художников. Но в это время она становится одной из самых популярных в литературе, в пьесах, в сатирических рисунках. Правда, прелюбодеяние в семье имеет разную цену. Если этим занимается муж, жена не считается обиженной стороной, и не может считаться таковой, а если наоборот, то женщине грозит развод, штраф, публичное наказание вплоть до закидывания камнями. Тема неравенства в этот период в браке - брак по расчету, юная со стариком и наоборот - очень частый сюжет разных живописных произведений самого разного характера. И отношение к браку как к чему-то тяжелому, принудительному, прелестно выражено в одном рисунке 1504 года, где символически брак изображается так: обнаженные мужчина и женщина распяты на 2-х стволах дерева, которое внизу единое. Это - символ брака.

С. БУНТМАН - Суровый символ. Вы его еще где-нибудь видели?

А. СВАНИДЗЕ - Да. Это у Фукса в его Истории нравов увидела и была потрясена. Не всякое прелюбодеяние каралось - об этом мы поговорим в следующий раз, когда речь пойдет о продажной любви. Но хочу сказать, что в принципе, женщина в это время свою роль усилила, потому что мы видим, что практически до 10% вкладчиков огромной немецкой Равенсбургской торговой компании в 16 веке были женщины. Было очень много женщин, которые сами участвовали в операциях с акциями, добиваясь очень большого приращения своего богатства, и в то же время женщина не может путешествовать одна, без сопровождения мужчины. Отсюда - бесконечные переодевания в мужчину, которые стали признаком театра эпохи Возрождения. Интересно, что в 16 веке начинается и продолжается в 17-м дискуссия о природе женщины - не о биологической природе, а о том, насколько женщина сильна и могуча для самостоятельной жизни. Начало идеологии феминизма, в принципе, исследователи относят к 17 веку, но хочу напомнить, что еще в 16 веке была великая королева английская Елизавета, которая принципиально не выходила замуж. Она делала вид почти половину своей жизни, что она ищет жениха и вот-вот с кем-то сочетается - это было нужно политически, а на самом деле, она играла в эту игру и не собиралась выходить замуж. Почему? Потому что она не хотела делить власть с мужчиной, зависеть от его советов, вмешательств в дела, от его власти, во-первых. Но, во-вторых, Елизавета говорила это, она хотела доказать, что женщина сама может быть достойной государыней, вершить дела целой страны, что она блистательно и делала. Одновременно с идеалом этой деловой, хозяйственной, целомудренной, домовитой женщины, развиваются другие женские идеалы. С одной стороны, культ женщины-матери в живописи Ренессанса необыкновенно распространен - это бесконечные прекрасные мадонны с младенцем. Причем мадонна обычно срисовывается не с каких-то отвлеченных образов, а с земных женщин, нередко - с содержанок художника, как это было у Рафаэля. Это было абсолютно неприемлемо в классическое Средневековье, чтобы образцом богоматери служила женщина свободных нравов. Но сейчас это стало обычным. Связано это было с тем, что в гуманистической культуре - это была не вся культура, а ее элитная часть, на первый план выходит живая земная красота. Это, конечно, в какой-то мере наследие куртуазной культуры классического Средневековья, знак преемственности от нее. Сохраняется куртуазный стиль, игра в отношениях полов в высших слоях общества, однако отношения с женщиной рассматриваются, прежде всего, как источник наслаждения. Прекрасное обнаженное женское тело, обильная, живая, чувственная женская плоть начинает господствовать в живописи, в том числе в аллегорическом описании любовных сцен, где используются исторические, мифологические, библейские темы. И абсолютно обнаженная эротика этих картин не вызывает негативного отношения, потому что это призыв к цельности и гармонии человеческого облика, прославление цветущего человеческого вещества, привлекательности тела. Идеал здесь, конечно, чувственная красота. Причем характерно, что если в 16 веке были в моде в живописи совершенно раздетые женщины, то в 17 веке это уходит, и считается более эротичным полураздетая женщина, т.е. чуть-чуть одетая. Так видоизменяется куртуазная игра, и в эпоху Ренессанса, соответственно, изменяется и идеал мужчины. Он уже не рыцарь теперь, идеальный мужчина, а придворный, наездник, охотник, галантный кавалер. Образ прекрасной дамы тоже преобразуется, потому что, конечно, эротическое содержание выходит на первое место. Арс аманди - искусство, наука любви, как тогда говорили, остается. Но это подступ к классическому веку женщин, который достигнет своего расцвета в 18 веке, но в ренессансной культуре это вполне проявляется. В соответствии с культом прекрасного женского тела, культом любви, эротики и секса, в эпоху Возрождения появляются и первые руководства по сексу. В Индии, Китае - на востоке - они были бог знает еще когда, но вот в Европе появляются первые публичные руководства по сексу. Таким были, так называемые Позы Аретино - это был термин, который обозначал серию сонетов поэта Аретино или также называли гравюры любимого ученика Рафаэля Джулио Романо, которые имели очень большое распространение, были очень популярны, но они были запрещены, и папа велел их все уничтожить. Скорее, ничего от подлинных гравюр его не осталось, но через 2 века по описаниям и воспоминаниям художники попытались реконструировать. Одной из проявлений такой подчеркнутой сексуальности в то время были детали рыцарского костюма в ту эпоху, которые в некоторых частях этого костюма можно считать образцом фаллического культа.

С. БУНТМАН - И не только рыцарский, и бытовой костюм подчеркивал очень многое.

А. СВАНИДЗЕ - Подчеркивал мужскую плоть. И украшалась всячески та деталь туалета, которая для этого предназначалась. Если это была металлическая деталь в рыцарском костюме, она расписывалась, чеканилась, украшалась головкой какой-то. Но открытый дух этой эпохи не был абсолютно господствующим, хотя он и был всепроникающим, потому что и права мужа в семье, и так далее - все это церковью поддерживалось. И вот этот дух свободы формально отрицался. И в 16 веке сохранилось и порождение крестовых походов - пояс целомудрия, который 12-летним девочкам надевали матери, женихи дарили невестам, а мужья - женам, уходя в поход. Но те же мастера, которые делали пояс целомудрия, изготавливали и дополнительные ключи к нему и за большие деньги продавали их любвеобильным женщинам, которые дарили их своим возлюбленным. И существуют картины на эту тему, которые называются Волшебный ключ к наслаждению. И последнее, что я хочу сказать - все знают, что такое инквизиция и процессы ведьм. Вот это - оборотная сторона. С одной стороны - женщина-мадонна, прекрасное женское тело, предназначенное для наслаждения, с другой стороны - женщины, которых сжигают. Почему женщины? Потому что наследницы греха Евы. Но и потому, что существовала погоня за имуществом. Это очень интересный факт. В Англии, где доноситель не получал ничего за донос, за все время инквизиции было сожжено не более 1000 ведьм. В германских странах, где доноситель получал часть имущества несчастной ведьмы, было сожжено до 100000 за это время! Причем некоторые гуманисты составляли руководство по ведьмачеству, по изысканию ведьм, их наказанию и пыткам. Таким образом, отношение к женщинам в эпоху Ренессанса символизируется множеством образов: мадонна с младенцем, сварливая жена, непорочная дева или дама в поясе верности, обнаженная аллегория любви и ведьма, задыхающаяся от дыма костра под улюлюкание праздной толпы.

С. БУНТМАН - Спасибо Вам!

А. СВАНИДЗЕ - Спасибо Вам большое! До встречи.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024