Купить мерч «Эха»:

Ада Сванидзе - Не так - 2000-04-29

29.04.2000

29 апреля 2000 года.

В прямом эфире радиостанции Эхо Москвы программа Не так!

В гостях программы историк Ада Сванидзе.

Ведущий программы Сергей Бунтман.

С. БУНТМАН - Добрый вечер! Начнем с того, что зададим несколько вопросов: 3 вопроса для ответа в прямом эфире в 18:35 и 1 вопрос для ответов на пейджер. Итак, вопросы для прямого эфира: на фронтонах средневековых готических храмов делали прекрасные витражи в виде розы - значение этого символа с точки зрения христианства? Второй вопрос: каково значение термина куртуазный, одним словом? И третье: кто из русских поэтов и в каком произведении отразил сложное религиозно-эротическое отношение средневекового рыцаря к деве Марии впрямую? Если вы ответите правильно на эти вопросы, то получите Роман о влюбленном Вольтере издательства Аграф. Вопрос для ответа на пейджер: что значит слово миннезингер - буквальное значение слова? За правильный ответ получите книгу Жена Гоголя и другие истории, тоже издательство Аграф. А теперь мы переходим к нашей теме - любовь в рыцарской культуре. В прошлый раз мы остановились с вами на пороге куртуазной любви.

А. СВАНИДЗЕ - Добрый день! Я очень рада, что мы с вами снова встретились, тем более накануне замечательных весенних праздников - праздников обновления, начала новой жизни и, конечно же, это любовь. Итак, поговорим опять о странностях любви, любви в рыцарской культуре средневекового Запада 12-15 веков. Культуре, которой еще называют куртуазной, но я предпочитаю говорить - рыцарской, потому что это как-то шире обнимает понятия. В 12-15 веках, в южной Франции, в Провансе, еще раньше, в Западной Европе развилось течение, получившее название рыцарской культуры. Чаще всего, в обыденной жизни, его рассматривают как течение, где господствует культ женщины, Прекрасной Дамы. Но это не совсем так. На самом деле, это было гораздо более широкое культурное явление, которое сыграло огромную роль в духовной жизни средневековой Европы и в последующей истории. Хотя, действительно, любовь занимала в этой культуре, скорее всего, центральное место, все здесь было сложнее и, прежде всего, само понимание любви. Рыцарская культура - формирование образа идеального человека, элиты. Это идеальный рыцарь: самоотверженный, отважный воин, который заступается за слабых, женщин, детей, стариков, который покровительствует беднякам и гонимым. Он беспощаден ко злу. Он вернейший сторонник христианства, а потому беспощаден к ереси. Он одинаково непобедим и в бою, и в любви. Это - идеальная модель, и я буду говорить о ней, потому что в жизни идеальных рыцарей были единицы. Тем не менее, все пытались хотя бы соблюдать ритуалы, которые соответствовали этой модели. Рыцарской культуре, пожалуй, впервые в средневековой истории, мы обязаны тому факту, что женщина была поднята на почти недосягаемую высоту. Второе не так - обычно рыцарскую культуру считают явлением сугубо светским. На самом деле, она была глубоко пропитана религиозными идеями, и сама на них влияла. Надо ведь понимать, что религия была не одной из сторон средневековой жизни, а пропитывала эту жизнь. Здесь была полная неразрывность. Истоки рыцарской культуры надо искать в 3 явлениях: во-первых, в крестовых походах конца 11-15 веков, во-вторых - в росте образованности и просвещения западно-европейского общества, в том числе и женщин, что оказало влияние на изменение роли женщин и отношения к ним. Здесь решающее место занял рост городов и развитие национальных государств. В любом случае, светское образование было совершенно необходимо. Как известно, крестовыми походами мы называем те действа, которые развернулись в конце 11 века и продолжались в течение почти всех средних веков, во всяком случае, до конца 15 века очень активно, которые проходили под знаком креста. И первые походы были направлены на отвоевание у мусульман гроба Господня в Иерусалиме. Именно в ходе этих походов окончательно сформировалось европейское рыцарство - господствующего сословия средневекового общества, и окончательно сложился образ рыцаря, рыцарского поведения. Представление об этом дает литература того времени. Прежде всего, поэты: провансальские трубадуры, французские труверы, немецкие миннезингеры, а также многочисленные рыцарские романы и многая другая литература тех веков, которая очень хорошо рисует становление рыцарства - той морали, этических представлений, которые были характерны для этого круга. Здесь нужно напомнить, что, в соответствии с феодальными представлениями, господь был сеньором, а рыцари были его вассалами в общем и целом. Да и все остальные - это вассалы Господни.

С. БУНТМАН - Замечательный жест, молитвенный жест, сложенные руки - это же еще и оммаж - вкладывание рук в руки своего сеньора, да?

А. СВАНИДЗЕ - Да, это клятва верности сеньору, которая сопровождается тем, что сложенные 2 руки вкладываются в раздвинутые ладони сеньора, он прижимает их - это, извините, так же, как собака, которая в знак своей верности человеку, сует свою голову ему подмышку.

С. БУНТМАН - Полное доверие!

А. СВАНИДЗЕ - Да. Извините за сравнение, но это говорит о том, что человек как бы полностью отдается на милость этого лица. И литература, а литература всегда отображает проблемы своего времени, иначе кто бы ее читал, в средние века литературу создавали представители грамотных кругов, главным образом, это были аристократические круги, где литература была не профессией, а была способом модного, интересного высокого времяпровождения и выражением талантов людей. Много реже среди этих поэтов и трубадуров были представители горожан, и уж совсем единицы известны как выходцы из крестьян. Все остальное - люди высшего круга, которые были представителями рыцарства и принадлежали к королевским семьям. Первые крестовые походы конца 11 века - начала 12 века совпали с бурным развитием в этих странах литературы на национальных языках. Не случайно 12 век некоторые ученые называют средневековым возрождения. Старофранцузское жест или гест - это деяние или подвиг. И вот возникает знаменитый шансон де жест - песни или рассказы о подвигах. Середина 12 века, наверное, - появляются так называемые крестовые песни, в которых поэты воспевают крестовые походы. Такие песни создавали почти все певцы и поэты того времени, такие как Марк Брюн, или Серкамон и др. Известны изумительные плачи по павшим героям, например, очень талантливого Рюкбефа. Многие поэты и трубадуры сами были известными крестоносцами, ходили неоднократно в крестовые походы, принадлежали к высшей знати, к королевским домам. Крестовый поход рассматривался в чисто феодальном духе: поскольку Господь сеньор, а рыцарь - его вассал, рыцарь обязан в соответствии с вассальской присягой оказать ему поддержку и проявить рыцарскую доблесть. Так рыцарственность стали как бы соединять со служением богу в ходе крестовых походов, и выражением этого стали развившиеся в то время духовно-рыцарские ордена, в частности, где рыцари, люди светские, подобно монахам давали обет безбрачия и служения только богу. Крестовый поход трактуется в рыцарском сознании и в произведениях поэтов того времени как акт любви - любви к Господу, которая реализуется в ходе его защиты. И это вошло в церковную догму того времени. Надо сказать, что здесь выражаются определенные черты католической религиозности, где служение Христу, но особенно деве Марии, было очень проникнуто эротикой. Если в восточной церкви, в православии, Мария это, прежде всего, мать Христа, Богородица, то в западной церкви это, прежде всего, дева Мария, наша госпожа, нотр дам, ма донна, символ неувядающей, возвышенной духовной и телесной красоты.

С. БУНТМАН - Есть уже правильный ответ на вопрос на пейджер. Была масса ответов, один гениальный неправильный ответ: Миннезингер - это заминированная швейная машинка.

А. СВАНИДЗЕ - Прелесть какая!

С. БУНТМАН - Но на самом деле, миннезингер - певец, поющий о любви. И первым был Армен, чей телефон начинается с цифр 211. А теперь - время отвечать на вопросы в прямом эфире. Алло, добрый вечер!

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте! Куртуазный - рыцарский.

А. СВАНИДЗЕ - Нет.

С. БУНТМАН - Нужен буквальный перевод, буквальный термин. Алло, добрый вечер!

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте! Куртуазный - это учтивый.

А. СВАНИДЗЕ - Это уже толкование.

С. БУНТМАН - Да, это то, чем он стал потом, ну, а первоначальное-то? Алло, добрый вечер!

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте! Меня зовут Александра. Я хочу ответить на третий вопрос. Я предполагаю, что это Пушкин со стихотворением Жил на свете рыцарь бедный...

А. СВАНИДЗЕ - Умница!

С. БУНТМАН - Конечно, вы все абсолютно правильно предположили. Оставьте ваш телефон и вы получите книгу. А мы ждем ответов на другие 2 вопроса. Алло, добрый вечер!

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте! Это Татьяна. Куртуазный - придворный.

А. СВАНИДЗЕ - Конечно.

С. БУНТМАН - Именно. Это потом стали толковать как учтивый и прочее, это уже другое значение. Не кладите трубку, мы запишем ваши координаты. Остался 1 вопрос, о символе розы. Алло, добрый вечер!

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте! По-моему, роза - символ заката, умирания.

А. СВАНИДЗЕ - Нет, дорогая, как раз наоборот.

С. БУНТМАН - Алло, добрый вечер!

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте! Роза - это символ жизненной красоты.

А. СВАНИДЗЕ - В древности это был символ Венеры и любви, но не совсем так близко.

С. БУНТМАН - Конкретнее, пожалуйста! Алло, добрый вечер!

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте! Это символ человека искусства и культуры.

С. БУНТМАН - Нет-нет, это символ христианской культуры. Алло, добрый вечер!

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте! Возможно, это символ поклонения?

А. СВАНИДЗЕ - Нет, милый.

С. БУНТМАН - Алло, добрый вечер!

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте! Мне кажется, это символ божественной любви.

А. СВАНИДЗЕ - Это тепло-тепло, но это не так. Очень коротко можно ответить!

С. БУНТМАН - Алло, добрый вечер!

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте! Мне кажется, это символ рождения человека.

С. БУНТМАН - Нет, не совсем так.

А. СВАНИДЗЕ - Не думала я, что с розой такая сложность будет!

С. БУНТМАН - Алло, добрый вечер!

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте! Может быть, это символ преданности?

С. БУНТМАН - Нет. Алло, добрый вечер!

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте! Мне кажется, что это символ венца - кольца.

А. СВАНИДЗЕ - Нет-нет, какая уж тут роза!

С. БУНТМАН - Алло, добрый вечер!

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте! Это символ любви к Христу.

А. СВАНИДЗЕ - Нет-нет.

С. БУНТМАН - Алло, добрый вечер!

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте! Может быть, это символ вечной жизни?

А. СВАНИДЗЕ - Нет. Видимо, это надо просто знать.

С. БУНТМАН - Да нет, дело в том, что мы только что говорили об этом! Ну, примем самый последний звонок. Алло, добрый вечер!

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте! Это - символ Богородицы, она же - белая роза, символ чистоты.

А. СВАНИДЗЕ - Совершенно верно! Умница!

С. БУНТМАН - Не забудьте оставить ваш телефон.

А. СВАНИДЗЕ - В христианстве роза - символ Богородицы, непорочная белая роза. А у масонов еще и символ бесконечности, вечности, но об этом мы говорить не будем.

С. БУНТМАН - Во всяком случае, не сегодня. А мы продолжаем нашу тему.

А. СВАНИДЗЕ - Богородица стала прекрасной дамой, символом возвышенной духовной, но и телесной красоты. В трактате О похвалах святой Марии монаха аббата Ричарда из Сен-Лоренского аббатства автор совершенно нарушает границы теологически допустимого, поскольку он описывает с восхищением физическую красоту девы Марии, и при этом он последовательно со вкусом описывает красоту отдельных частей ее тела. И таких произведений было немало. Дева Марии все больше рассматривается как персонификация красоты и любви. А женщины-монашки, с другой стороны, рассматривают свое пострижение как брак с Христом. Они - христовы невесты. И в видениях того времени, чаще всего женских, наряду с огромным количеством мистики, все больше занимают место элементы своеобразного оргазма. Это касается и отношения к деве Марии монахов, и отношения к Христу монашек. Таким образом, как бы происходит слияние 2 начал: физического и духовно-мистического начала - именно в этой рыцарской культуре. И так культ Прекрасной Дамы развивался в рыцарской поэзии в отношении девы Марии в связи с религиозными мотивами крестоносного движения. Но те же поэты и трубадуры, те же люди, которые шли под знаком креста освобождать гроб Господень, они одновременно писали стихи и о деве Марии, и о земных женщинах. И здесь пора вспомнить о роли образованности и просвещения средневекового общества тех столетий, которое было во многом связано и с изменением роли женщины, и ее отношением к себе. В 12-13 веках растет просвещенность в Европе: повсеместно появляются университеты, практика частных учителей в богатых семьях. Возникает огромная сеть не только церковно-приходских школ, которая охватывает городское и сельское население, но и светских школ в городах. Все это стало приносить свои плоды. Особенно возрастает грамотность знати и горожан. Конечно, некоторые рыцари едва могли написать свое имя, а некоторые господа могли божиться весьма богохульным образом. Например, у графа Суассонского любимая божба была - клянусь шляпой Господней! Но вместе с тем знатные люди собирают библиотеки, покровительствуют поэтам, артистам, ученым. Появляется светская литература - рыцарские романы, плутовские бюргерские произведения, новеллы, школярские вольнолюбивые, часто - совершенно непристойные песни, появляются хроники 12,13,14 веков. Женщины этого времени обо всем осведомлены, во всем участвуют. Женщина может дать великолепный совет, принять трудное решение, принять на себя, между прочим, руководство обороной замка. Нередко женщины сопровождали мужа или возлюбленного в походы. Они очень решительны, очень далеки от показного благочестия 17 века, они презирают малодушие. Их учат грамоте, учат играть на музыкальных инструментах, танцевать, вести беседу. Их учат языкам, умению играть в шахматы. И часто главными книгочеями и грамотеями были женщины. Вот, в аббатстве Фонтерве во Франции в начале 13 века сохранилось 4 надгробные скульптуры. Они изображают членов могущественного Анжуйского рода, из которого вы очень хорошо знаете имя Ричарда Первого - Львиное Сердце. Там же надгробие мраморное Генриха Второго, Изабеллы Ангулемской и Элеоноры Аквитанской, которая была внучкой первого известного нам трубадура Гильома Девятого Аквитанского и сама покровительствовала поэтам. Так вот, в надгробии 13 века она изображена читающей книгу! Авторы того времени много времени уделяют созданию стихотворных и прозаических произведений для дам. Хороший тон для дам создает поэт Робер де Блуа, где он говорит о том, как они должны вести себя в свете и дома - пристойность, целомудрие, скромность во всем - в одежде, в манерах, благородный тон, умеренность в еде, не раздавать любовь без разбора, но и отказывать претендующему на любовь очень тонко, чтобы не было обиды. Очень много отсюда сочетается с тем, что говорил Пушкин своей жене, когда призвал ее всегда и во всем быть комильфо. Итак, в рыцарской поэзии мы видим решение конфликта между духом и плотью, которым церковь занималась давно, который вначале в церковной литературе решался в пользу духа. Теперь, благодаря этой всеобъемлющей рыцарской культуре, это решается по-другому. В этой культуре земная любовь реабилитируется. Ее воспевают поэты, объединяя земное и духовное. Уже с 12 века любовь становится одной из главных тем средневековой лирики. Стихи пишутся от имени человека, обычно безнадежно влюбленного в некую совершенно недоступную прекрасную даму, зачастую замужнюю. Поэт к ней стремится, восхваляет ее, горюет потому, что между ними стоят неразрешимые трудности: она либо замужем, либо гораздо выше его по рождению, либо далеко живет, наконец, он просто очень робок, но ради этой дамы он готов на подвиги и смерть. Очень часто поэт намеренно отождествляет любовь к женщине с любовью к богу, к Богородице, а крестовый поход описывает как подвиг во имя этой любви. Идеи рыцарской поэзии очень противоречивы. С одной стороны, как писал Блок, там очень часто воспевается любовь к замужней женщине, и рыцарь настоятельно просит даму ответить на его чувства - это есть какое-то восхваление супружеской измены. Но с другой стороны, там очень много говорится о верности в любви, о чувстве собственного уважения - не бесчестить мужа изменами, да и любовника не бесчестить наличием других любовников. Если для рыцаря главное - честь, то для дамы главное - честь ее рыцаря. В книге Алена Шартье 4 дамы, которые оплакивают судьбы своих рыцарей после битвы при Азенкуре в 1415 году - во время Столетней войны между Англией и Францией. Один пал, но храбро, другой тяжело ранен, и судьба его неизвестна. Третий - надолго в плену. Но самой несчастной признают четвертую, ибо ее возлюбленный позорно бежал с поля боя. Она несчастна, она опозорена. Такова модель идеальной женщины, которая создана трудами рыцарской литературы. Такой женщине, которой поклоняется рыцарь, считает за честь носить шарф ее цветов на рукаве, с ее именем сражаться на турнирах и войне - создается своего рода культ такой живой, земной прекрасной дамы. И любовь к ней, и самих этих дам воспевают поэты. Это отношение высоких чувств рыцаря и дамы имеют, в основном, элитарный характер - в основном, они процветают в придворной среде, поэтом и называют эту культуру куртуазной. Этот пласт культуры, тем не менее - очень важное знамение всего культурного движения в средневековой Европе. Итак, прекрасная дама - это уже земная, светская женщина. Ей поклоняются как богине, для нее жертвуют жизнью. Куртуазная культура 12-14 веков пришла в упадок в известной мере с упадком самого рыцарства к 16 веку, но ее след и наследие сохраняются до сих пор. Отмечу только, что, конечно, во многом, здесь присутствовала так называемая игра. Во всяком случае, когда речь идет о целомудренных отношениях, о том, что никто не претендует на слияние тел - только на слияние душ, здесь очень часто имеет место светская красивая игра, потому что из произведений той эпохи видно, что рыцари добивались от дам вполне плотских доказательств любви. Что касается женщин - они этого же хотели. А если говорить о женах рыцарей, то их и поколачивали, и держали в отдаленных поместьях. Но роль этой культуры была очень велика в связи с повышением позиции женщины. И в художественном творчестве десятки известных авторов, чьи произведения вводят нас в мир этой красивой игры, они читаемы и сегодня. Между прочим, в числе этих поэтов были и женщины. Так, одной из зачинателей рыцарской поэзии была Мария Французская во второй половине 12 века, которая жила при английском дворе. Она писала любовные стихи, которые назывались ле. И у нее есть Ле о жимолости, основанное на древних кельтских преданиях и является древнейшей в Европе разработкой знаменитой легенды о Тристане и Изольде. Или провансальская поэтесса Беатриса Дедиа, это 13 век, с ее любовными кансонами. Она была замужней дамой, графиней. Объектом ее чувств был, по преданию, трубадур Ромбал третий - граф Оранский. Очень много было и замечательных мужчин-поэтов: в 13 веке - Бертран Деборн со своим знаменитым плачем и другими вещами, чуть раньше - Марко Брюн или Тибо Шампанский - граф Шампанский. Он в 1234 году стал, между прочим, королем Наварры. Он был великолепный поэт. Потом еще Гильом де Лорис с его знаменитым романом о розе - символе как Богородицы, так и одновременно и прекрасной женщины. Или Кретьен де Труа с его романом Рыцарь льва. Все они вошли в мировую классику и читаются и сегодня. Вот, например, что пишет своей возлюбленной граф Шампанский - говорят, он был влюблен в Бланку Французскую, потому что они никогда в своих стихах имен не называли, этого требовали правила куртуазии, но современники знали примерно, о чем идет речь. Он пишет: О, если бы мог позабыть я о ней, с чарующим образом этим расстаться, не видеть исполненных неги очей, я мог бы здоровым назваться. Но сердцу не сладить со страстью своей, но все же безумие думать о ней. С мыслью о милой сбираюсь я с силой, и жизнь мне милей, так как же могу позабыть я о ней, с чарующим образом этим расстаться, не видеть чарующей неги очей? Уж лучше больным оставаться! И он тут же пишет Песнь о крестовом походе: Будь милостив, Господь, к моей судьбе, на недругов твоих я рати двину, воззри - подъемлю меч в святой борьбе. В свою очередь существуют и женские песни, которые называются шансон де фем. Например, песни-жалобы: девушка жалуется на несчастную любовь, ее выдают за немилого, а возлюбленный далеко. Есть песня одной поэтессы Гвье Дижонской, это около 1190 года, где девушка черпает силы в эротических мыслях о своем любовнике. Все это - рыцарская куртуазная поэзия. Одновременно развивается жанр столь любимый всеми до 18 века сонета, на котором учился стихосложению наш Пушкин. Это уже знаменует рубеж куртуазной культуры и культуры Возрождения, о чем мы будем говорить в следующий раз.

С. БУНТМАН - Спасибо Вам большое! К Вам тут есть частный вопрос с пейджера - Вы когда-нибудь преподавали в 329 школе?

А. СВАНИДЗЕ - Я именно там и преподавала.

С. БУНТМАН - Так вот, Вам большой привет от Ваших бывших учениц.

А. СВАНИДЗЕ - Бесконечная спасибо. Я была бы счастлива встретиться с вами, мои дорогие! Это - первые, любимейшие мои ученики, это 1952 год.

С. БУНТМАН - Ну что же, спасибо Вам большое! До следующей встречи!