Купить мерч «Эха»:

Литературный блокнот: какое отношение утилитарная вещь блокнот может иметь к культуре? Коллекция блокнотов, созданная по мотивам записных книжек русских писателей - Алексей Балакин, Юрий Прокопчук, Татьяна Власова - Музейные палаты - 2020-02-01

01.02.2020
Литературный блокнот: какое отношение утилитарная вещь блокнот может иметь к культуре? Коллекция блокнотов, созданная по мотивам записных книжек русских писателей - Алексей Балакин, Юрий Прокопчук, Татьяна Власова - Музейные палаты - 2020-02-01 Скачать

1 февраля 2020 года

В эфире радиостанции «Эхо Москвы» — Алексей Балакин

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, ученый секретарь Пушкинской комиссии РАН; Юрий Прокопчук, кандидат. исторических наук, заведующий экскурсионно-методической службой (Государственный музей Л.Н. Толстого (ГМТ)); Татьяна Власова, издатель, автор проекта Литератур, директор компании «Власта».

Эфир ведут Сергей Бунтман, Ксения Басилашвили.

С.Бунтман

Всем добрый день. 10 часов, 8 минут. У нас долгая инсталляция здесь. Потому что те, кто смотрит нас в YouTube, естественно, чатлане, которых я приветствую в чате, участвующие видят, что мы с вами устраиваемся. Во-первых, у нас приятное для каждого человека… Я себя чувствую, как дома…

К.Басилашвили

Вы в завале книг.

С.Бунтман

Это называется великое правило: есть горизонтальная поверхность, она тут же покрывается кипами книг, блокнотов. Сегодня у нас и книги и блокноты. Потому что у нас удивительная совершенно история: блокноты, записные книжки, которые вдохновлены записными книжками, блокнотами и произведениями писателей. Потому что писатели, как известно, писали и не только свои произведения, но еще и постоянно что-то где-то записывали. Я не знаю такого писателя, у которого не было записной книжки даже, может быть, и сейчас. Я всем рекомендую все-таки что-то рукою писать.

К.Басилашвили

Есть такие писатели, были, у которых не было записных книжек.

С.Бунтман

Были такие писатели? Ну, ладно, хорошо. Это Ксения Басилашвили.

К.Басилашвили

Доброе утро!

С.Бунтман

Я сначала гостей представлю. У нас в гостях Алексей Балакин.

А.Балакин

Здравствуйте!

С.Бунтман

Добрый день! Можно я оставлю вот эти все… кавалер… с бантиком? Пушкинский дом — самое главное. У нас Юрий Прокопчук в гостях.

Ю.Прокопчук

Здравствуйте!

С.Бунтман

Доброе утро. Это Государственный музей Льва Толстого. А который из них.

К.Басилашвили

В Хамовниках.

Ю.Прокопчук

В Москве есть один Государственный музей Толстого.

С.Бунтман

А всё остальное — филиалы.

И Татьяна Власова, издатель и автор проекта. Проект называется «Литератур». Директор компании «Власта». Это замечательные есть вещи. Я сразу покажу. Вот смотрите, каждый из нас, если преодолеет собственные комплексы, а так же приседания и пиетет, может взять такую книгу. Здесь написано «Записки охотника». Часть первая, причем. А дальше, пользуясь после титула и разобравшись очень во многих вещах, может, перечитав «Хоря и Калиныча», причем с гораздо большим удовольствием, чем это делалось в школе, когда почему-то в нас ввинчивали «Записки охотника», может продолжить, может свои, не стесняясь, какие-то записи…

К.Басилашвили

Умные мысли записать.

С.Бунтман

А может, и глупые. Какая разница? В чем идея, Татьяна? Я когда получил «Вторую масонскую тетрадь», я трепетал, до сих пор трепещу.

Т.Власова

Я знаю, что вы в ней еще не пишите.

С.Бунтман

Нет.

Т.Власова

Вот это для нас самое под дых.

Е.Бунтман

Нет, это ж надо вот… приступить. Но идея была в чем, скажите?

Т.Власова

Мы профессионально занимаемся блокнотами уже много лет. И 20 лет работаем с музеями. И мы это объединили. Я, например, много раз — для меня много — три раза была в Стальной комнате в Музее Толстого. И лет 10 назад я там увидела ежедневник, который подарили Урусовы Толстому в 1883 году, потому что этот ежедневник был на 84-й год привезен из Парижа. И Толстой в нем вел дневник. Я думаю, что Юрий про это скажет. И я в него влюбилась и хотела всё время издать, пыталась издать это вместе с музеем. Потом узнала, что у Пушкина было 18 тетрадей рабочих. Замахнулась на блокнот Пушкина. Мне сказали: «Этого не может быть никогда». Я говорю: «Ну, попробовать…».

С.Бунтман

Почему, не может быть?

Т.Власова

Вы знаете, мы сами иногда себе строим преграды, которые, в общем-то… У меня такой принцип в жизни: спросить можно было? Можно. Короче, я спросила. Да, безусловно, это полгода работы. В итоге пушкинский блокнот и толстовский притянули еще, другие темы. И сформировалась целая коллекция. Она необычна тем, что внутри очень серьезный анализ и информация в сжатом виде, но настолько интересная для обычного человека, что, мне кажется, провоцирует интерес к русской культуре.

С.Бунтман

Ну, конечно.

Т.Власова

Кстати говоря, наши менеджеры пришли ко мне как-то дней пять назад, говорят: «Слушайте, мы решили по всем нашим блокнотам начать заново читать». Кто-то первый раз. Вот сейчас они, значит, Булгакова, потом они сидят на «Одноэтажной Америке» Ильфа и Петрова.

К.Басилашвили

Такая справочная, очень профессиональная информация, которая вложена в каждый альбом. Как сейчас я держу из «второй масонской тетради». Рисунки, автографы Пушкина. И здесь профессиональный филологический рассказ.

Т.Власова

Я согласна, это не мы сами. Потому что это было очень нахально с нашей стороны делать такие записки. Мы, естественно, привлекаем музеи.

С.Бунтман

Дело в том, что Ксюша, например, все время отстаивает, и правильно делает, позицию, что, вообще-то, определенному и очень большому кругу писателей было все равно, где помечать, на чем писать, а потом уже это становится ценностью. Вот как это происходит? Вот для Льва Николаевича был важен этот ежедневник или важно было где-то на чем-то писать?

Ю.Прокопчук

Толстой иногда делал свои записи в блокнотах, иногда на отдельных листках. Дневники и записные книжки Толстой вел всю свою жизнь практически. Он начал вести дневник весной 1847 года, когда находился в Казани, а последняя дневниковая запись Толстого — 3 ноября 1910 года буквально за 4 дня до смерти. Толстой написал свою французскую поговорку любимую: «Делай, что должно и пусть будет то, что будет». Конечно, дневник — это важный источник для изучения и творчества Толстого, для понимания его личности. Там очень много интересного. И, безусловно, это чтение, которое понравится любому, не только специалисту по истории русской литературы, культуры, но и любому читателю.

С.Бунтман

Толстой зачем-то как-то над собой молодым подсмеивался, если я не ошибаюсь. Вот, что я писал…

К.Басилашвили

Он себя просто не любил молодым, насколько я вспоминаю, боролся с ним всю жизнь.

Ю.Прокопчук

Это не совсем так.

С.Бунтман

Он был заносчивый.

Ю.Прокопчук

Толстой сформировался под влиянием Жан Жака Руссо, своего любимого французского философа, просветителя. В молодости Толстой даже носил на шее медальон с портретом Руссо. Он буквально преклонялся перед Жан Жаком. А для Руссо характерна исповедальность, предельная искренность, самобичевание, стремление идти по пути самосовершенствования. И вот всё это мы находим в молодых дневниках Толстого. Одна из первых страниц толстовского дневника называлась «Правила жизни». Толстой формулирует для себя правила, которым необходимо следовать. Толстой всегда себя в чем-то упрекал. Он постоянно писал о своих недостатках, которые необходимо преодолеть. Это характерно и для молодого Толстого и для Толстого последних лет жизни. Это отличительная черта и Толстого как личности и Толстого художника.

С.Бунтман

Да, и он как-то даже себя иногда… если я не ошибаюсь, разоблачал свои благие намерения. Это чтобы самому считать себя лучше, чем я на самом деле — примерно так. Искренность неискренности в себе видел и какую-то гордыню видел иногда в себе молодом.

К.Басилашвили

Я уточняющий вопрос можно задам? Вот про Стальную комнату Татьяна сказала. Стальная комната в доме Толстого. Я ничего о ней не знаю.

Ю.Прокопчук

Находится в здании Академии художеств. Она принадлежит музею с 20-х годов. Вообще, Государственный музей ведет свою историю с 1911 года. Одно время он функционировал на общественных началах. В 1920 году он стал государственным. И так получилось, что именно в этой комнате находятся рукописи Толстого. Все рукописи Толстого, в том числе, его дневники, записные книжки, в том числе, этот дневник — всё это хранится в этой Стальной комнате. Это здание Академии художеств на Пречистенке.

Т.Власова

Называется Бронированная комната.

Ю.Прокопчук

Там хорошие условия для хранения рукописей. Там соответствующий температурный режим. И там есть небольшое помещения для исследователей. Как правило, работают там только текстологи, те толстоведы, которые изучают рукописи….

С.Бунтман

Ты спрашиваешь. Я начинаю волноваться, потому что криминальные подробности ты спрашиваешь.

Т.Власова

Там же место для хранения. Там не дверь. Там такое колесо огромное. Его открываешь — и вот эта дверь отъезжает бронированная.

Ю.Прокопчук

Но значительная часть отдела рукописей находится у нас, конечно, в здании музея на Пречистенке дом 11. Кстати, приглашаю всех потенциальных посетителей. Там есть литературная экспозиция, которая посвящена жизни и творчеству. И там вы можете увидеть рукописи Толстого и прижизненные издания толстовских сочинений.

К.Басилашвили

На Пречистенке же это никто его не видел, правильно? Он никогда не экспонировался?

Ю.Прокопчук

В том-то и дело. Понимаете, читатели толстовских дневников, они имеют дело уже с напечатанным текстом. Никто же рукописи не читает кроме текстологов. И особенно интересно узнать, как выглядит первоисточник в своем подлинном виде. И, конечно, это издание, оно чем хорошо — что любой человек, взяв его в руки, сможет как бы окунуться в ту эпоху, почувствовать себя человеком той эпохи.

Т.Власова

А, кстати, язык французский сохранен тоже. Он же был французский изначально.

К.Басилашвили

Вот я его держу в руках. Собственно говоря, это ежедневник во вполне современном…

Т.Власова

Да, а справочник французского был на французском, но мы взяли тоже раритетное издание «Мюр и Мерилиз», такого дома и справочник оттуда взяли. Но, правда, он 1898 года и поставили туда. Интересно, какие были города в Российской империи. Какие были страны. Там сейчас русские теперешние. Вообще, там были другие.

К.Басилашвили

Чины и титулы здесь.

С.Бунтман

Да, это замечательная вещь. Когда мы читаем календари… плюс календари еще замечательные есть — губернские календари, где есть и адреса нужные.

Т.Власова

Они все справочники, как правило, были.

С.Бунтман

Справочник календарь, как у нас был. Я хочу сказать, что те, кто сейчас пытался нас посмотреть в YouTube и переключился на радио, что здесь никакого умысла нет. Просто у нас сейчас проблемы с подключением к YouTube. Вы знаете, что у нас всё последнее время идут определенные проблемы. И, как правильно написали здесь. Да, Этьен, вы правы, что слушаете радио — остальное видимость. Видимость видимости. Извините, мы постараемся поправить все это дело.

Т.Власова

Напомните, а мы будем разыгрывать?

С.Бунтман

Да будем. Всё, включилось. Ура! Я не виноват, это оно само.

К.Басилашвили

Тут справочная как раз страница ежедневника, которым пользовался Лев Николаевич Толстой. Там отмечено, какими великими державами по своему политическому влиянию: Россия, Германия, Великобритания, Австро-Венгрия, Франция и Италия. 84-й год.

С.Бунтман

Абиссиния не считалась. Еще раз я напомню, что у нас трое гостей с Ксюшей. Алексей Балакин, он представляет Пушкинский дом. У нас Юрий Прокопчук представляет Государственный музей Толстого. Здесь был вопрос: который музей Толстого? Я задал. Вот тот, что в Хамовниках. Остальное всё — филиалы.

Ю.Прокопчук

Основное здание — Пречистенка, дом 11. А улица Льва Толстого — там музей-усадьба.

С.Бунтман

Для нас все-таки Пречистенка главное. Ну, и она ближе к Стальной комнате, которая так заинтересовала Ксюшу. Ксюша, не надо вот это… Есть хороший фильм «Медвежатник», где всё сказано об этом. Не надо пытаться… Это не обогащает.

К.Басилашвили

Хорошо.

С.Бунтман

И у нас Татьяна Власова в гостях. И мы говорим сейчас о тех чудесных и совершенно замечательных и в чем-то безумных изданиях. Это такое предложение вам приобщиться к календарям, к ежедневникам, к записным книжкам. И мы еще поговорим о совершенно удивительной «масонской тетради» Пушкина, которая существует теперь в уменьшенном виде и предназначена и для нашего участия. И трепет надо бы отставить. А как отставить трепет? Ну, не могу я там написать ничего.

А.Балакин

Она не только для масонов, хочу заметить.

С.Бунтман

И это здоровью не вредит, всё в порядке.

Т.Власова

Это основная наша проблема, что люди говорят: «Ой, это так хорошо, давай я поставлю на полку и буду как бы созерцать». Наша песня лебединая, если все будут этим активно пользоваться. Не знаю. Я, если можно, вам месяца через три позвоню, узнаю, вы пользуетесь или нет.

С.Бунтман

Хорошо. Но надо принимать решение. Я не знаю, как поступать с «Записками охотника». Наверное, это не для меня. А вот с пушкинской тетрадью — я там напишу где-нибудь цитату из «Ревизора»: «С Пушкиным на дружеской ноге…». Поставлю отточие. Где-нибудь набросаю церковь Большого вознесения, где Пушкин венчался. И дальше можно плотную каким-то образом включаться в это. А иногда бывает просто жалко. Она такая чудесная. Жалко, что-нибудь писать даже. Пронумерованная жандармами.

Т.Власова

Да, кстати.

С.Бунтман

Вот Алексей, расскажите про «масонские тетради», начните.

К.Басилашвили

Во-первых, почему «масонские» — вот это название?

А.Балакин

В 1822 году, когда Пушкин был в Кишиневе, там закрылась местная масонская ложа Овидий. И один из членов этой ложи, приятель Пушкина подарил ему три тетради, которые до нас дошли. И надо сказать, что это был ценный подарок, потому что тетради переплетены, они из очень хорошей зарубежной бумаги, они переплетены в плотную, очень толстую, хорошую, качественную черную кожу. До сих пор тетрадь, несмотря не то, что столько лет, столько людей ее держало в руках, она очень хорошо сохранилась. То есть она не рассыпается. И такая тетрадь стоила довольно дорого. Сейчас-то понятно.

Т.Власова

Нет, кожаная если. С филигранью и с сюжетом.

А.Балакин

Это полная кожаная тетрадь. И Пушкин к тому времени привык работать в таких тетрадях. И ему было удобно работать именно не на отдельных листах, а в тетрадях, потому, что он вел достаточно кочевой образ жизни. Он переезжал с места на место. Удобнее было возить тетради, а не отдельные листки. И в отдельные поездки он брал все свои тетради, потому что он иногда работал параллельно в нескольких тетрадях. Это не так что она заканчивалась — он начинал другую, как дневник. Обычно тетрадь он начинал, когда задумывал какое-нибудь новое произведение. Как это установлено сейчас, следовательно, он начинал новую тетрадь.

Надо сказать, что в случае со второй масонской тетрадью, она была выбрана не просто так, потому что среди 18 рабочих тетрадей Пушкина она, наверное, самая интересная, потому что там наибольшее количество рисунков и наибольшее количество самых известных рисунков, которые многократно воспроизводятся везде и автопортретов Пушкина. И там основные произведения Пушкина, которые мы знаем. Например, в этой тетради написано Письмо Татьяны Онегину. Черновик. «К морю», там «Разговор книгопродавца с поэтом», там основная работа над «Цыганами» велась. И вот, скорей всего, она была заведена для того, чтобы продолжать уже работу над «Цыганами», начало которой в «первой масонской тетради».

С.Бунтман

Это замечательно, когда так достаются очень… Это совершенно изумительная тетрадь. И Пушкин не боится в ней черкать. Потому что, она, конечно, представляла собой замечательное произведение типографское. И переплет, и бумага замечательная.

Т.Власова

А самое главное, что она была масонской все-таки.

С.Бунтман

Это шутка.

А.Балакин

Это шутка, это потом исследователи назвали масонской.

К.Басилашвили

Там же был треугольник на обложке, и он его тщательно замазывал.

А.Балакин

Он не замазывал. Там выскоблено название. Находится сейчас на задней стороне обложки. То есть он начал ее писать, перевернув.

Т.Власова

Но в вашем факсимильном издании нет этого треугольника я не увидела.

А.Балакин

Есть, я покажу.

К.Басилашвили

А тетрадь какого размера была?

А.Балакин

Чуть больше, чем вот эта.

С.Бунтман

И страницы здесь воспроизведены чуть меньше, чем они в этой огромной тетради.

Т.Власова

Тетрадь была 36 сантиметров по высоте и 24 по ширине. Огромная тетрадь.

К.Басилашвили

То есть это именно для работы за столом, когда ты уже туда можешь переносить какие-то мысли.

С.Бунтман

Это не в кармане…

А.Балакин

Пушкин в Михайловском очень любил писать лежа в постели. И сейчас текстологам доставляет большие проблемы. Потому что, соответственно, почерк был не очень хороший. Мы, в принципе, когда внимательно смотрим тетрадь, мы можем понять, когда он писал… почерк меняется, когда он писал за столом и когда он писал… И потом есть легенда, что Пушкин писал… вот у него гусиное перо в руках. Но это тоже неправда, потому что такими перьями вообще никто не писал. А Пушкин писал, как говорили современники, обглодками, которыми едва можно было держать в руках.

С.Бунтман

Представьте себе по размерам икеевский карандаш. Примерно такой же.

К.Басилашвили

Он сидит, полулежит или сидит?

А.Балакин

Это мы не знаем, конечно.

С.Бунтман

Он Пушкин. Как хотел, так и делал.

Т.Власова

Мне кажется, по почерку могут понять, лежит он или сидит. Тогда можно такой вывод.

С.Бунтман

За столом он или не за столом.

Я задам сейчас быстро вопрос. Скажите, пожалуйста, изобилует рисунками… И вот Пушкин сам говорил… все записи изобилуют рисунками, маргиналиями… посреди листа — вот в какой момент этот рисунок появлялся? Пушкин об этом сам говорил. +7 985 970 45 45. Получите подарок замечательный, «масонскую тетрадь», в которой можно писать, мы вам дадим. А сейчас — новости.

НОВОСТИ

С.Бунтман

Ксения Басилашвили, Сергей Бунтман, звукорежиссер у нас Александр Смирнов. Трансляция идет, всё в порядке. Мы сегодня говорим о записных книжках, о блокнотах, о тетрадях писательских, о которых можно рассказывать и провоцировать и стимулировать, чтобы человек, во-первых, узнавал, а, во-вторых, начинал пользоваться. Потому что записывать — это замечательное дело. Никогда не надо стесняться этого делать. Литератор вы или нет — это абсолютно не важно.

У нас в гостях Алексей Балакин, который представляет Пушкинский дом, Юрий Прокопчук представляет у нас Государственный музей Льва Толстого в Москве. И Татьяна Власова, издатель, автор проекта «Литератур», директор компании «Власта», которая издает эти вещи. И здесь у нас лежат и блокноты, и образцы и издания.

Т.Власова

Букинистические всякие примеры.

С.Бунтман

Антикварные даже. Вопрос мы задавали: Когда Пушкин начинал рисовать, когда он писал. И здесь разнообразные описательные конструкции у нас были. Но ответ достаточно частный, но абсолютно правильный первый пришел у нас от Людмилы. 339 эсэмэска. Как частый случай, когда подбирал рифму и не только. Когда не шло, когда прерывались стихи, когда дальнейший ход был не совсем ясен и начиналось…

К.Басилашвили

А Елена даже нам цитату прислала пушкинскую.

С.Бунтман

Но первой была Людмила. Очень хорошо, пишите сами, Руслану не давайте, Черномору тем более.

К.Басилашвили

Здесь целая дискуссия по поводу чернил.

С.Бунтман

Так вот, если писать пером или этим самым обглодком, какова же чернильница? Ведь не было тогда непроливаек. Вообще, вспомнили такое слово — «непроливайка».

К.Басилашвили

Всё будет в чернилах.

А.Балакин

Возможны разные варианты. Я еще хотел сказать, что у Пушкина в какой-то момент в Михайловском был чернильный кризис. У него не было чернил, и он вынужден разбавлять. И именно во «второй масонской тетради» видно от листа к листу чернила все бледнее и бледнее. И только потом, когда ему в декабре прислал брат из Петербурга чернила, там снова начинаются нормальные чернила. А до этого… На факсимиле это не так видно. А вот, когда смотришь подлинник, там еле-еле читается, бледные-бледные…

К.Басилашвили

А карандаш не появляется?

А.Балакин

Есть карандаш тоже. Но карандаш он не очень любил, в частности, потому что карандаш, конечно, очень трудно читается.

С.Бунтман

Ну, и тогдашний карандаш. Тогдашний карандаш, что представлял? Это что?

К.Басилашвили

Потому что ведь есть писатели, которые только карандашом…

А.Балакин

Некрасов, например, очень любил писать карандашом. Карандаш осыпается.

Т.Власова

Набоков.

С.Бунтман

Дело в том, что это не те карандаши, которые сейчас.

А.Балакин

Почти те же.

С.Бунтман

Почти те же. Ну да, у меня был химический карандаш.

А.Балакин

Нет, химический — это более поздний.

С.Бунтман

Это более поздний. И от этого фиолетовые губы. Ну да, это мы помним. А это все черные руки от ручек, которые проливались.

А.Балакин

Там были не химические еще чернила — орешковые.

С.Бунтман

Такой естественный вопрос: а никто не писал — там в Тригорское сходить попросить, нет?

А.Балакин

Почему-то не было такой мысли.

С.Бунтман

Попросить там взаймы: «Отлейте чернил». Или как это так тогда говорили. Вот вспомни, из поршневой стрелять можно было чернилами… А когда появилась шариковая ручка BIC разделенная, лучшей трубочки для жеванной промокашки не было никогда.

А.Балакин

Конечно, да.

К.Басилашвили

А в какой тетради — в третьей уже или во второй появляются навязчивые портреты декабристов, виселица?

Т.Власова

Виселица в третьей, да?

К.Басилашвили

Виселица, Пестель — вот это вот.

А.Балакин

Но не в этой, да. Пестель есть и здесь.

К.Басилашвили

Пестель — во второй, да? Это тоже, когда стихи не идут?

А.Балакин

Вы знаете, у него же очень много… Пестель же, насколько я помню, карандашом нарисован. То есть у него есть и карандашные рисунки, портреты и чернильные. И то, что эти многочисленные маргиналии, которые испещрены рисунками, они разные. Да, это декабристы: Кюхельбекер, Пущин.

С.Бунтман

Вот как это выглядит именно в тетради, которой и вы можете пользоваться. Татьяна, у вас здесь образцов очень много всевозможных книжек. Вот, например, из чего получился двухтомный блокнот «Записок охотника». Замечательно, видите.

Т.Власова

Это реплика с первого издания «Записок» 1852 года. Они на букинистическом рынке очень дорого стоят. Мне не по карману. Я пошла в Ленинку, заказала. Сначала у меня была идея один том сделать. Смотрела, как они выглядят. Прихожу, мне приносят два тома. Видно, у меня на лице было такое написано… Она мне говорит: «Брать будете?». Я говорю: «Буду, конечно». Пришла, села, думаю: «Что мне с двумя томами делать». Потом думаю: «Ой, правда — сделаю-ка я две части. Часть первая и часть вторая, как у Тургенева».

С.Бунтман

Ну, это чудесно.

Т.Власова

Я сфотографировала — это же можно — из этого издания «Хорь и Калиныч», начало и «Бирюк». Там очень много ошибок было, кстати. Их Тургенев только сам исправил где-то в 79-м году. Потом публикация была. Это же была запрещена книга. То есть царь не только запретил, вот этого князя Львова, который пропустил, лишил не только… выгнал с работы, по-моему, насколько я помню, но он ее еще и пенсии лишил за выход этого двухтомника.

С.Бунтман

Да, часть первая здесь. Это в университетской типографии напечатано. И да, действительно, это Румянцевский музей и их собрание.

Т.Власова

Я хотела, чтобы мы, может быть, остановились, вернулись к Пушкину и сказали о факсимильном издании, которое было к 200-летию Александра Сергеевича.

А.Балакин

Нет, немножко раньше.

Т.Власова: 96

й год уже вышла.

А.Балакин

Нет, немножко раньше. В 94-м началось уже, в 95-м, 96-м оно выходила. Это издание, где факсимильно напечатаны все 18 рабочих тетрадей.

Т.Власова

Да, 8 томов.

А.Балакин

в 8 томах. 1-й том — это описание полистное каждой тетради, каждого листа. А следующие 7 томов — это воспроизведение.

С.Бунтман

Да, понятно. Здесь еще есть история с принцем Чарльзом.

Т.Власова

Да, да. Я именно к этому и подвожу. Я позволю себе включиться в эту тему. Естественно, никогда я не видела ни одну рабочую тетрадь Пушкина. Они за семью печатями. И это моя такая мечта… Кстати, Алексей мне тут вчера сказал, что он только вчера держал в руках.

А.Балакин

Я специально… перед эфиром. Я ответственно подхожу, что вот специально освежить, посмотреть.

Т.Власова

Пушкинских тетрадей есть бессменный хранитель Татьяна Ивановна Краснобородько. Я с ней не знакома лично, но знаю о ней. Это специалист очень высокого уровня. Она так интересно рассказывает вообще. А Музей Пушкина — Татьяна Георгиевна главный хранитель. Мы думали, что она придет, но у нее сегодня юбилей.

Ю.Прокопчук

Музей Толстого,

Т.Власова

Музей Толстого, да. И вот про факсимильное. То есть, если бы не было этого факсимильного издания, естественно, я бы не издала эту тетрадь Пушкина, потому что она мне просто недоступна. Если здесь я попала в Стальную комнату и как в музей, то здесь немножко всё по-другому. И когда я начала раскапывать историю, я узнала, что Лихачев был инициатором этого издания. А деньги он попросил у принца Чарльза.

А.Балакин

Там не совсем такая история.

С.Бунтман

Это упрощенный вариант.

Т.Власова

Упрощенный. Такой бытовой вариант.

А.Балакин

На самом деле идея издать факсимильные Тетради Пушкина, она еще с 30-х годов была. Потом в 80-е годы пытались издать у нас, в издательство «Аврора» обращались. И вроде как там даже сказали, что да, это идея неплохая, но, естественно, все в тот момент развалилось. А в начале 90-х был такой форум лидеров рынка, который под патронажем принца Уэльского. И он обращался в различные страны Восточной Европы, какие есть идеи культурных каких-то мероприятий.

И вот когда они обратились к нам, мы предложили несколько проектов, в том числе, и этот. И заинтересовались руководители этого форума. Потом уже были подписаны бумаги. Потом приехал принц Чарльз. Ему показали тетради. Причем это был не официальный визит, это было частное приглашение. Собчак приглашал. И вот есть знаменитая фотография по интернету разошедшаяся, как Чарльз с Лихачевым сидят и смотрят эти тетради.

К.Басилашвили

И даже обнаружили, какую тетрадь они смотрят.

С.Бунтман

И какую страницу.

Т.Власова

Да, долго копалась я в интернете. И мы, естественно, Пушкинский дом отблагодарили. Мы подарили 40 тетрадей, которыми сотрудники могут пользоваться. И у меня тоже была идея как бы отблагодарить принца Чарльза за то, что все-таки его вклад в это дело тоже есть. И я давно хотела написать ему письмо и передать тоже тетрадь. Она, правда, с русским текстом. Но, я думаю, что у него там переводчики нормальные.

С.Бунтман

Ничего, может, утешится. У него такие семейные проблемы.

Т.Власова

Да. Мы, пользуясь случаем, принесли на передачу это письмо. И вот там как раз заставка, когда он с Лихачевым сидит. А еще он сидит в этой комнате-сейфе, и перед ним раскрыта тетрадь, но поскольку она очень большая, то не остается сомнений, что это тетрадь, естественно, масонская. Если внимательней присмотреться, то левая страница — это вот эта. Это 3-й лист, оборот этой второй масонской тетради.

С.Бунтман

У нас же есть еще один вопрос.

К.Басилашвили

Игровой вопрос, да.

С.Бунтман

Есть еще один вопрос. Давайте его зададим.

К.Басилашвили

Вопрос: В 1884 году известный русский художник, друг Толстого, разделявший его религиозные воззрения, создал портрет писателя. На портере мы видим автора «Войны и мира», который сидит за письменным столом хамовнического дома и сосредоточенно работает над трактатом «В чем моя вера?» Назовите, пожалуйста, этого художника. Телефон-СМС: +7 985 970 45 45. Присылайте ваши ответы.

С.Бунтман

А что мы разыгрываем, Татьяна? Что мы можем подарить.

К.Басилашвили

Что-то толстовское тогда.

Т.Власова

Ежедневник толстовский. 20-й год.

С.Бунтман

Замечательный, кстати говоря. +7 985 970 45 45. И сразу вышло вторым номером от Кати мгновенно — 398-я эсэмэска. Катя написала.

К.Басилашвили

Есть правильный ответ? Ну да, это Ге. Николай Николаевич Ге автор этого портрета.

С.Бунтман

Ге изумительный художник, и это очень здорово. Нет, рукопись, Богдан, мы не подарим Толстого.

Скажите, пожалуйста, здесь еще одна у нас дискуссия. А вот у Пушкина это рабочие тетради. У Толстого бывали дневники. Толстой все-таки перечитывал иногда дневники. Бывало ли у кого-нибудь — Ну, у Толстого вряд ли, — чтобы как-то править свои старые дневники? Потому что бывало у людей — правили, вырывали…

Ю.Прокопчук

Иногда Толстой занимался такой самоцензурой. Но он прекрасно понимал, что он пишет о людях, которые являются его родными, близкими, знакомыми, друзьями, а дневники его будут читать. Толстой это прекрасно понимал, поэтому иногда он обозначал тех или иных личностей инициалами. Иногда он зачеркивал написанное. И толстоведы текстологи долго спорят, а вот что там было написано, то есть что зачеркнул Лев Николаевич. Такое бывало.

К.Басилашвили

Это же безумно откровенные, разоблачительные дневники по отношению к самому себе, прежде всего.

Ю.Прокопчук

Нет, себя Толстой не щадил.

С.Бунтман

Себя-то что щадить. А вот другое дело…

К.Басилашвили

В семье. Сыновья, отношения со Львом Львовичем — вот это всё.

С.Бунтман

Здесь дилемма всегда есть: писать, как ты считаешь — тогда это дневник; если ты пишешь, как не считаешь, если ты что-то переделываешь, — то это не совсем дневник. А другое дело, это у тебя, может быть, минутное чувство или день такой настал. Ты можешь быть несправедлив к кому-то — а потом это останется навсегда.

А.Балакин

Есть такая легенда, что он писал как бы два параллельных дневника. Один оставлял на столе, зная, что его прочтут, а второй носил в сапоге, прятал.

Ю.Прокопчук

У Толстого был дневник для самого себя, для одного себя. Поскольку он понимал, что дневник будут читать, вот он решил завести тетрадь дневника, который прятал от своих близких. Это иногда в сапоге прятал, но это уже отдельная история.

По поводу Льва Львовича есть запись в дневнике. Толстой обозначил своего сына, который то ли завидовал отцу, то еще была какая причина, — вот Толстой написал, что есть эта зависть со стороны Льва Львовича, который, действительно, очень часто вступал в полемику с отцом.

Т.Власова

Это же не запрещено — вступать в полемику.

Ю.Прокопчук

Не запрещено, конечно.

К.Басилашвили

В доме Толстого?

Ю.Прокопчук

Нет, это речь идет о печатной полемике, критике толстовских воззрений. Одно время Лев Львович разделял их, потом он, наоборот, резко критиковал.

Т.Власова

Можно я скажу? Этот ежедневник — это 84-й год. Для Толстого это очень сложное время. И мы так решили с музеем, что нам нужно поместить туда рукописи 6 страниц. И было очень непросто выбрать такие, которые, может быть… все-таки тяжелое было время, и мы Лао-Цзы вставили в начале, какие-то такие, может быть, бытовые сцены. Кстати, мы там и переводим их в приложении, потому что читать сложно, хотя можно. Достаточно понятно написано, можно разобрать. То есть вот непросто…

С.Бунтман

Татьяна, скажите, пожалуйста, где-то можно достать, купить ваши вещи?

Т.Власова

Пока еще нет, пока все еще готовим. Может, с марта появится в магазинах.

С.Бунтман

Вы обязательно скажите, потому что, конечно, мне кажется, это еще обязательно должно быть в музейных лавках.

Т.Власова

Обязательно, конечно. Мы с ними работаем.

С.Бунтман

И вот когда мы думаем «Записки охотника»… и не только в Спасское-Лутовиново, а здесь, на Остоженке должны быть.

Т.Власова

В Литературный музей, я надеюсь, поставят наш.

С.Бунтман

И в Остоженке должны быть, и в Литературном это должно быть, потому что это замечательно. Сразу надо сказать, что это еще переплетного дела просто образцовые совершенно есть вещи. Это, конечно, штуки не дешевые и не должны быть дешевыми. Но это очень здорово. Я понимаю, писать-то надо на всем, и никогда не думаешь, что ты сразу великое создашь. Но такое ощущение, что ты или пишешь или зарисовываешь какие-то вещи в хорошо сделанной вещи. Это еще и ответственность такая.

Т.Власова

Кстати говоря, мне хранительница Музея Толстого говорила, что этот ежедневник французский стоил 4 рубля золотом.

С.Бунтман

Ай-яй!

Т.Власова

Это лет 10 назад. Я потом переспрашивала. Она говорит: «Я такого не помню». Но я-то помню. Я говорю: «А где, вообще, обычно Толстому покупали тетради?». Она говорит: «Ну, ходила в «Мюр и Мерилиз». Там была лавка итальянца. И они обычно туда ходила покупала блокноты для себя и для Толстого, попроще, естественно, тетрадки». То есть это такой ежедневник — это вообще единственный. А мы пришли туда в Стальную комнату, делали рисунки: Толстой, грибы и гербарий. А я у Татьяны Георгиевны спрашиваю: «А есть у вас что-нибудь такое, про блокноты? Я блокнотами интересуюсь». Она говорит: «Сейчас». Пошла и приносит этот блокнот 84-й год. Я когда его увидела, я думаю: «Боже! Я теперь понимаю, откуда слизал Moleskine». Потому что на самом деле это было предтечей еще Moleskine. И это было и здание для знати очень дорогое, конечно.

С.Бунтман

Это прекрасно. Спасибо вам большое. Алексей Балакин, Юрий Прокопчук и Татьяна Власова у нас были.

Т.Власова

Всё уже?

К.Басилашвили

Всё уже, да. Всё стремительно.

Т.Власова

Я хотела еще про будущее сказать.

С.Бунтман

В другой раз.

На правах рекламы


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024