Музей утонувшего корабля - Матиас Андерссон - Музейные палаты - 2015-06-06
В.Нечай
―
Мы продолжаем путешествовать по различным интересным музеям. Сейчас я нахожусь в одном из самых известных шведских музеев — Музее Корабля Васа и путешествовать по этим музейным палатам или даже музейным каютам нам поможет Маттиас Андерссон, сотрудник этого музея. Здравствуйте!
М.Андерссон
―
Здравствуйте.
В.Нечай
―
Если вы не против, я бы хотел начать с истории. В различных путеводителях встречается фраза, что Корабль Васа — это эдакий шведский “Титаник”. Так ли это? И до какой степени?
М.Андерссон
―
Действительно, это в некотором смысле так. Как и “Титаник”, Васа затонул в ходе своего первого плавания — 10 августа 1628 года. Он проплыл меньше морской мили — всего около 20 минут и затонул фактически в Стокгольмской гавани. Прямо на глазах тех людей, которые пришли посмотреть за тем, как его спускают на воду. Это, наверное, чрезвычайно шокирующее зрелище — видеть, как за несколько минут корабль опрокидывается и начинает тонуть.
В.Нечай
―
Кстати, это всё-таки был военный корабль.
М.Андерссон
―
Да, это был военный корабль, построенный в Стокгольме между 1626 и 1628 годами и, насколько нам известно, это был самый большой корабль, когда либо построенный к тому времени в Европе. Тогда в Швеции не было достаточного количества умелых корабелов и множество людей были приглашены на эту стройку из-за рубежа: из Германии, Голландии, Италии и других стран. Так что это можно было бы назвать интернациональным проектом для Стокгольма, который в то время был очень маленьким городком на окраине Европы.
В.Нечай
―
Сколько времени понадобилось для того, чтобы вернуть корабль на поверхность? Насколько мне известно, порядка 300 лет ушло только на то, чтобы подумать об этом.
М.Андерссон
―
Ещё когда он только затонул в 1628 году, было предпринято несколько попыток его поднять, но это были невыполнимые задачи. Швеция была бедной и постоянно воюющей страной и, наверное, на то время были гораздо более важные дела, чем этот корабль, лежащий на дне гавани Стокгольма. Так что люди забыли о нём до 50-х годов прошлого века, когда обычный швед Андерс Франсен начал изучать древние записи и документы и обнаружил сведения о корабле, который затонул где-то неподалёку от Стокгольма. И он был настолько настойчив в своих попытках обнаружить и поднять со дна этот корабль, что потратил на это несколько лет. Много времени ушло в попытках убедить соотечественников в необходимости обнаружить, достать его и создать музей. На самом деле, никто особенно не был заинтересован в финансировании этого проекта и никто не знал, как поднять корабль со дна. У него было очень много препятствий, которые ему пришлось преодолеть, чтобы в конце 1961 года Васа был всё-таки обнаружен.
В.Нечай
―
Это, действительно, пример чрезвычайной приверженности идее истории страны. Ведь, на самом деле, Васа — это не музей одного единственного экспоната, он рассказывает историю того, что происходило в то время. И с его помощью мы можем понять, что, к примеру, тогда ели люди и много много всего другого.
М.Андерссон
―
Да, это так. Сейчас у нас одновременно открыты 11 выставок и все они имеют отношение или к кораблю, или к тому времени, когда он был построен. Из них можно узнать о жизни на борту, Стокгольме того времени, мы даже можем узнать о людях, которые погибли в кораблекрушении, так как были обнаружены останки тех, кто был на борту в тот трагический день. Мы смогли определить состояние их здоровья, чем они питались и мы даже попытались реконструировать их внешний облик, их лица. Так что вы сможете даже их увидеть лично. Это музей истории и культуры. Вы можете узнать больше о том времени, политике и многом другом. Уникальность Васы в том, что это как будто “капсула времени”, это застывший момент времени, мы знаем точное время, когда всё на борту остановилось: это 10 августа 1628 года. И точное время, когда он был поднят заново — спустя 300 лет после этого. Всё было на своём месте. Так что это уникальное свидетельство из той ранней истории Швеции.
В.Нечай
―
Главный вопрос — как сохранить всё это? Интересно, как много усилий потребовалось для этого?
М.Андерссон
―
С самого начала, с 1961 года, вопрос консервации был основным для нас и по началу было непонятно, каким образом это можно сделать. Поэтому в первое время корабль смачивали водой, чтобы он оставался под воздействием влаги. В противном случае, он бы высыхал и постепенно разрушался. Помимо этого нам пришлось обеспечить сохранность мелких элементов корабля — их порядка 40 тысяч. Наша задача сейчас - придумать способ, как сохранить его на тысячелетия. И именно сейчас пришло время об этом подумать.
В.Нечай
―
Да, конечно. И сейчас это самый посещаемый музей в Скандинавии. Сколько человек посещают его?
М.Андерссон
―
Каждый год у нас около 1 миллиона 200 тысяч посетителей. В этот понедельник мы встретили своего 35-миллионного посетителя — с момента открытия музея в 1962. Мы обычно говорим, что наш музей - это такая точка притяжения людей со всего мира, так как около 80 процентов посетителей — иностранцы.
В.Нечай
―
И, конечно же, много туристов из России. Что, на ваш взгляд, самое интересное для них здесь?
М.Андерссон
―
Насколько я понимаю из того, что я услышал, в России существует неподдельный интерес к искусству и культуре, желание вовлечь в их изуение детей. И, конечно же, у нас общая история. Балтия всегда была местом активных действий: иногда это были войны, иногда торговые маршруты. Так или иначе, но у нас общая история, и нас объединяет Балтийское море. Так что в этом смысле — у нас много общего, что мы и показываем в нашем музее.
В.Нечай
―
Есть такая фраза: “История — не учительница, а надзирательница, которая жёстко карает за невыученный уроки”. Какие уроки дала нам история корабля Васа?
М.Андерссон
―
Этот корабль, он как зеркало. И то, что меня очень поражает, это то, что мы можем стоять лицом к лицу с такой махиной из прошлого. Васа, который был слишком большим для своей эпохи и слишком перевооруженным, почему и затонул, сохранился на 98 процентов: это 70 метров в длину и 20 в высоту и украшен всеми этими резными скульптурами. Это чрезвычайно огромный уникальный исторический объект, который не каждый имеет возможность видеть ежедневно.В то же время, когда вы начинаете изучать экспозицию, вы видите многое из того, что принадлежало, скажем, членам экипажа: их одежду, личные вещи, ящички, в которых они хранили всё, что нужно было для ремонта обуви и одежды и многое другое. И тогда это уже превращается в очень личную встречу с людьми, которые точно такие же, как мы, но только старше нас почти на 400 лет.
Посетители могут много раз сюда возвращаться и находить что-то новое. Это может быть какая-то деталь, на которую вы раньше не обращали внимание или выставка, или вновь появившаяся экспозиция. Кстати, нам об этом часто говорят, люди приходят и каждый раз находят что-то чего раньше не видели.
Последняя по времени выставка, которую я нахожу довольно любопытной, называется “Тем временем” и она рассказывает о том, что происходило в мире, когда затонул Васа: что происходило в Москве, в Париже, Голландии, Корее и так далее. Эта выставка помещает корабль в глобальный контекст, и как посетитель из другой страны вы можете посмотреть на Васу с другой стороны, так как это рассказывает историю вашей страны.
В.Нечай
―
А что было самое интересное для вас из этих историй?
М.Андерссон
―
Мне очень понравилась история из Исландии. Страну атаковали пираты с Ближнего Востока, они захватили заложников, которых увезли с собой и превратили в рабов. Из них только один человек вернулся — это женщина, которая провела в рабстве около 50 лет. Эта история мне показалась довольно интересной.
В.Нечай
―
А мне, как русскому было интересно посмотреть на корабль, который был построен ещё до того, как появился первый русский флот.
М.Андерссон
―
Это небольшие истории со всего мира. Мне кажется, что когда вы их читаете или слушаете (так как мы попытались показать реконструкцию некоторых из них), это приводит к мысли, что этот тот же самый мир, который всегда был таким же и нисколько не изменился.
В.Нечай
―
Да, действительно. Спасибо большое, Маттиас Андерссон, сотрудник Музея Корабля Васа в Стокгольме. Спасибо!
М.Андерссон
―
Спасибо Вам!