Должны ли музеи быть бесплатными? О будущем московских музеев - Марина Лошак, Сергей Капков - Музейные палаты - 2012-09-29
К. БАСИЛАШВИЛИ: Доброе утро. Открылись наши «Музейные палаты». Вас приветствуют ведущие Тимур Олевский...
Т. ОЛЕВСКИЙ: Доброе утро.
К. БАСИЛАШВИЛИ: И Ксения Басилашвили. А мы приветствуем нашего гостя Сергея Капкова, министра правительства Москвы, руководителя департамента культуры Москвы. Здравствуйте, Сергей.
С. КАПКОВ: Добрый день.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Сегодня наша тема – должны ли музеи быть бесплатными и будущее московских музеев. Я хочу напомнить структуру измененной программы «Музейные палаты». Действительно, в центре внимания тема – сегодня бесплатность музеев. Кроме того, в конце этой получасовки перед новостями вы услышите рубрику Станислава Анисимова, который водит вас за руку по очень странным музеям Москвы. Сегодня вы получите возможность отправиться в частный Музей пыток на Арбате. Во второй части вас ждет голосование по теме, короткая конференция. Как всегда, включение с выставки, организатор, куратор выставки после половины часа расскажет вам. На этот раз мы решили, что адекватным будет представить Марину Лошак с ее новым грандиозным, совместным с Сергеем Капковым проектом, оптимизация всех Манежей, да плюс еще «Рабочий и колхозница» тоже. Прежде чем мы приступим к бесплатности музеев, у меня три блиц-вопроса к Сергею Капкову. Я знаю, что вы про Москву и что у вас любимое или нелюбимое в Москве говорить не любите.
С. КАПКОВ: Всё любимое потому что.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Я знаю. Первый блиц-вопрос. В других городах, в других странах любимый ваш музей. И почему.
С. КАПКОВ: У меня есть гениальное воспоминание, как Пиотровский ночью в закрытом Эрмитаже мне и группе товарищей делал экскурсию по Эрмитажу. Это было огромное воспоминание. В Москве есть интересный… это уже даже не музей, а такое событие – «бункер Сталина», это на Таганке подземный бункер. Мне нравится шведский музей, связанный со шведскими сказками в Стокгольме.
К. БАСИЛАШВИЛИ: «Юнибакен».
С. КАПКОВ: Да. Где я узнал, что, оказывается, все шведские сказки совсем не добрые, как русские, а все пессимистичные, философские и очень сложные. Наверное, они даже не детские, а сказки для взрослых. И в Стокгольме мне понравился музей затонувшего корабля.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Ваза. Я был в этом музее.
С. КАПКОВ: Он произвел на меня впечатление.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Второй блиц-вопрос. Самая слабая сторона московских музеев. Вам, как менеджеру, этот вопрос понятен.
С. КАПКОВ: Самая слабая сторона московских музеев, как и других учреждений культуры, это работа с посетителем.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Не умеют работать?
С. КАПКОВ: Просто надо уметь различать, видеть, сегментировать своего посетителя, зрителя, горожанина. Предположим, наши московские музеи делят посетителей на четыре целевые группы – дети, инвалиды, пенсионеры, учащаяся молодежь.
К. БАСИЛАШВИЛИ: С инвалидами я бы поспорила, некоторые их не берут даже во внимание.
С. КАПКОВ: Московские делят, потому что в прошлом году еще Сергей Семенович Собянин выделил 200 млн. рублей на удобный доступ к учреждениям культуры.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Но это сегментирование, связанное исключительно с финансированием.
С. КАПКОВ: Именно так. А самый обычный манчестеровский музей делит своих посетителей на 120 групп – люди, которые хотят получить доступ к архивам, мамы с детьми… И каждому они пытаются найти услуги, зачастую эта услуга не только музейная, но и бытовая, начиная с того, чтобы попить кофе, заканчивая тем, чтобы иметь в туалете пеленальный столик, если мама пришла с ребенком. Это наша задача – видеть своего посетителя и знать его, вплоть до количества, сколько к тебе ходит и каких людей.
К. БАСИЛАШВИЛИ: И сильная сторона московских музеев? Что придает вам оптимизма?
С. КАПКОВ: В московских музеях уровень, качество знаний музейных работников зачастую выше, чем везде по России и намного выше, чем в Европе, потому что это большие, известные научные люди, которые сделали свою карьеру, свое имя не только на работе музея, но и на той тематике, которую музей представляет.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Спасибо.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Вопрос вот какой. Вы говорите про сегментирование, вы говорите про аудиторию, про посетителей музея. Мы уже тысячу раз говорили в этой аудитории, в этой студии как раз про посетителей. В музее, мне кажется, считают посетителей – галка, вошел-вышел. У вас есть в голове идея – зачем вошел и на сколько вошел, сколько времени провел в музее.
С. КАПКОВ: Музеи, вы правы, считают посетителей по количеству билетов.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Потому что если нет пеленального столика и кофе, то он вошел и вышел – галка есть.
С. КАПКОВ: Билет уже куплен. Это правда. За 9 месяцев 2012 года московские музеи, а их 60, посетили 5 млн. 200 тысяч человек, это на 12% больше, чем в прошлом году. Мне кажется, это за счет того, что мы стали правильно рекламировать наши музеи, сделали бесплатный вход. Люди приходят в музей на сегодняшний момент – либо это школьники, которые приходят с классом или с родителями изучить какую-то конкретную тему. Это организованно. Либо люди, интересующиеся данной темой – творчеством Цветаевой, творчеством Булгакова, Маяковского. Либо люди, которые ощущают потребность в культуре в широком понятии, им хочется куда-то сходить, и музей – это достаточно недорогое удовольствие.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Вы сами сейчас упомянули это слово – недорогое удовольствие. А тогда зачем было вводить бесплатные дни? Потому что музеи недовольны. Там, действительно, билет по сравнению с театром или кино стоит недорого.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Это же технология гостеприимства. Нужно придумать, что они будут делать, помимо того, что они посмотрят экспозицию.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Зачем нужно было вводить эти бесплатные дни, на ваш взгляд?
С. КАПКОВ: Первые бесплатные дни в Москве появились со 2 по 9 января 2012 года, когда Департамент культуры, мы открыли всем музеи бесплатно и сделали буклет «50 поводов выйти из дома». Москва – сложный, агрессивный, динамичный город, и люди живут зачастую в модели дом-работа и 1-2 любимых места. То ли это ресторан, то ли это спортивная площадка, то ли это парк, у каждого своя, у кого-то это театр. Каждый школьник Москвы или большинство вместе с оценками и дневником за вторую четверть принесли домой этот буклет. Наш музей сразу посетили 800 тысяч человек. Мы потом делали исследование. Зачастую это произошло не от того, что у людей нет денег или они не хотят. По нашей же статистике, по исследованиям, которые мы проводим, средний москвич готов тратить на культуру и развлечения 7% своего дохода, а на образование средний москвич готов тратить 2% своего дохода.
Мы делаем такой вывод, что у нас была неправильная коммуникационная стратегия, у Департамента культура, у мэрии Москвы. И люди просто не знали, что этот музей буквально в двух кварталах от их квартиры. Потому что люди пришли и в Музей наивного искусства, и в Музей русской гармошки. Просто потребитель узнал, что есть музей, и ему интересно. Потому что в музее выставка создана профессиональными людьми, которые глубоко изучили эту тему, ее интересно посмотреть. Моя задача, чтобы в 2013 году, в 2014-м тот человек, который один раз сходил в музей, вернулся бы в этот музей снова, и ему опять было бы интересно, что там будет новая выставка, другая подача материала, там можно потрогать экспонаты.
Т. ОЛЕВСКИЙ: А кто расскажет, интересно, без снобизма в 2013 году посетителям, которые не заканчивали очень серьезных культуроведческих учреждений?
С. КАПКОВ: Если быть совсем объективным, это критика в адрес экскурсоводов. Но и посетитель, и потребитель музея тоже стал намного проще. И экскурсовод расскажет тем языком, который будет понятен.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Почему?
С. КАПКОВ: Почему посетитель стал проще?
К. БАСИЛАШВИЛИ: Да, это интересно.
С. КАПКОВ: Потому что объем общеобразовательной школы, который сейчас дается в литературе, в творчестве Пушкина, предположим, раз в 5 меньше, чем давался в моей школе.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Музей должен быть понятен для всех.
С. КАПКОВ: Если раньше приходили в Музей Пушкина, экскурсовод давал стихотворение, останавливался – и класс мог продолжить, то сейчас экскурсовод должен будет рассказать от и до всё стихотворение. Поэтому есть интерес и потребность в современном искусстве, потому что оно понятнее, проще, оно основано на визуальном контакте, на внутренних эмоциях. И там никто ничего объяснить не может, но всем нравится.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Младенцы, дети очень любят современное искусство. Еще и потрогать разрешат. Сергей Александрович, я поняла, что те самые бесплатные дни в музеях были введены прежде всего для рекламной пиар-акции.
С. КАПКОВ: Не только. Для того чтобы люди меньше сидели у телевизора, чтобы люди меньше выпивали перед телевизором в новогодние дни. Если бы это была пиар-акция, у нас есть все возможности рекламировать это через СМИ. Мы пошли через детей. И дети говорили: папа, смотри, в школе дали, можно сходить в музей, он бесплатный, и это близко к дому. И папа вставал, и тянулся, и шел, и стоял в очереди, и ругался, но считал, что долг перед семьей он выполнил.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Есть статистика британских музеев, в которых сделали бесплатное поседение, что там пришли в музей как раз те, у кого доходы позволяют платить за билет.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Тут вопрос заключался именно в том, что они узнали. Когда происходит какая-то массовая акция – например, бесплатный день, – просто это повод, чтобы узнать еще раз об этом и придти. Интересно придти, когда все приходят. В этом смысле Ночь музеев…
С. КАПКОВ: Мы проводили социологический опрос по поводу Ночи музеев. Делали и в Берлине так же. Люди не идут посмотреть выставку. Там такое столпотворение в музеях, что шансов нет.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Они идут, просто потому что люди там.
С. КАПКОВ: Они идут пообщаться, причем пообщаться в очереди. Там огромное количество людей знакомятся, женятся, начинают потом встречаться. Это почти как митинг. Люди идут увидеть своих. В последнюю Ночь музеев за ночь, с учетом того, что был футбол вечером, 900 тысяч человек пришло. Это фактически пришло 70% людей от 20 до 30 лет. Т.е. это целое поколение пришло в музей. Люди хотят увидеть своих. Город большой, город без центра. Людям важна сопричастность, соучастие.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Вот эта бесплатность, она сохранится?
С. КАПКОВ: Да. Более того, мы ее развили. У нас теперь будут в дни новогодних каникул также бесплатно, со 2-е по 9-е. Сейчас новогодние праздники изменили, поэтому, я думаю, мы начнем с 30-е по 8-е. Каждое третье воскресенье – Сергей Семенович Собянин подписал это распоряжение – бесплатный вход во все наши музеи. На майские праздники, на День города, на День герба и флага Москвы, а также в Дни исторического и культурного наследия, которые 18 апреля и 18 мая происходят. Так как Москва – большой и работающий город, у нас есть единый четверг, каждый четверг музеи работают до 21-00, чтобы работающие люди успевали.
К. БАСИЛАШВИЛИ: А как же музеи теперь зарабатывают? Вы отменили плату. Это же огромный провал в бюджетах, в зарплатах.
С. КАПКОВ: В зарплатах провала нет, потому что зарплата – это деньги бюджета. И провала-то такого нет, потому что, во-первых, музеи научатся (и уже учатся) по-другому зарабатывать, организовывая экскурсии для школьников, организовывая различные выставки, за которые они могут брать деньги. Т.е. суммарно бюджет не уменьшился.
Т. ОЛЕВСКИЙ: А музей может открыть кафе на балансе? Не кого-то нанять, а сам зарабатывать деньги?
С. КАПКОВ: Конечно. Если так смотреть, то наш московский зоопарк, который у нас тоже проходит по отделу музеев, у него до 18 лет вход бесплатный, у детей, у студентов. Но еще они продают 4,5 млн. билетов для взрослых людей, и тоже у них за счет этого экономика. Потому что, как мы знаем, дети одни в зоопарк не ходят, родители платят, что-то покупают. Это вопрос стратегии каждого учреждения. Все музеи разные. Есть же музеи-усадьбы, а есть литературные музеи, маленькие, музеи-квартиры.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Там кафе не откроешь. Как таким музеям зарабатывать?
С. КАПКОВ: Такие музеи фактически не зарабатывают, их полностью содержит бюджет. Т.е. они зарабатывают 3-5% от бюджета, продавая какие-то книги, имея возможность дать какие-то архивные материалы. Но музеи-квартиры сейчас, наверное, мы будем объединять по отраслям с другими музеями.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Мы продолжим беседу про бесплатные музеи, как их вписать в туристическую карту Москвы, и о перспективах московских музеев вместе с Сергеем Капковым. А сейчас мы приглашаем вас в Музей пыток.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Он вернулся хоть оттуда?
К. БАСИЛАШВИЛИ: Я видела. Но какой-то странный.
РЕПОРТАЖ ИЗ МУЗЕЯ ПЫТОК
С. АНИСИМОВ: Виселицы, гильотины, электрические стулья – и всё это на Старом Арбате. Музей пыток, он же истории телесных наказаний, обосновался здесь не так давно, но уже сумел приобрести определенную популярность. Казалось бы, зачем в наше и так непростое время, когда все эти ужасы и на экране, и в жизни, еще и в музей за ними идти. Об идеологии своего детища рассказывает директор музея Валерий Переверзев.
ВАЛЕРИЙ ПЕРЕВЕРЗЕВ: Протест против жестокости, протест против злости, протест против лицемерия, против зверства какого-то, против необоснованного насилия и так далее, против фундаментальных вещей, которые делают человека хуже. Против этих вещей протест. Желание, как и любого художника, сделать человека лучше или – простите за пафос – сделать мир лучше. Каждый вносит своего такое зернышко. Это в своем роде игра в войнушку. Добро и зло, они между собой воюют, соприкасаются, и ты выбираешь, на чьей ты стороне. Вот я выбрал, что я воюю на стороне добра, но трофейным оружием.
С. АНИСИМОВ: В Музее пыток и немецкая «железная дева», и гильотина, и колесо для колесования, а также кол, воровской трон и ведьмино кресло. Всё это либо подлинные вещи, либо умелая реконструкция. Над созданием подлинных экспонатов трудится бригада мастеров единомышленников. Всё это в инфернальном свете и соответствующем оформлении. Т.е., оказавшись в Музее пыток, вы полностью проникаетесь атмосферой основной темы.
В. ПЕРЕВЕРЗЕВ: Форма доведения информации до слушателя или до зрителя Музея телесных наказаний, она более агрессивная, она более страшная, она более неприятная, потому что всегда о пытках, о казнях, вроде бы темная сторона луны. Но это форма более честная. Говорить о темных сторонах луны или о своих темных сторонах может себе позволить только честный человек, который не боится говорить о себе, критиковать и себя в том числе. У любого человека есть темные пятна в биографии. Такие пятна есть и у любого государства.
С. АНИСИМОВ: Есть в музее и русская пыточная. Здесь дыба и шипованные ошейники. Благодаря экскурсоводам, каждый из которых проводит свою собственную, авторскую экскурсию, можно не только поразиться чьей-то фантазии, но и глубоко погрузиться в историю отечества. Например, вспомнить о роли Преображенского приказа, о формировании внутренней и внешней политики России. Местные экскурсии не похожи на те, что проводят в обычных музеях. Это скорее дискуссии, живое общение с экскурсоводом, заинтересованным человеком.
В. ПЕРЕВЕРЗЕВ: Человек, попадающий в музей, он понимает, что он пришел не на склад занафталининных вещей, где они хранятся, и бабушка-смотритель зорким взглядом за тобой следит, они попадают не просто в этот склад – хотя мы хранением тоже занимаемся, это функция любого музея, даже частного, – у музея есть вектор. Т.е. мы всегда раскапываем что-то еще не просто в земле, а еще у себя в мозгах, всегда пытаемся отвечать на какие-то вопросы, всегда ставим перед собой какие-то задачи и пытаемся их решать.
С. АНИСИМОВ: Музей истории телесных наказаний. Арбат, дом 25, дробь 36. Для лиц старше 18 лет.
НОВОСТИ
К. БАСИЛАШВИЛИ: Продолжаем «Музейные палаты». Наш гость сегодня – Сергей Капков, руководитель департамента культуры Москвы. Мы говорим о бесплатных музеях, пока бесплатных днях в музеях. Полностью бесплатных музеев у нас в Москве нет?
С. КАПКОВ: Полностью бесплатных музеев у нас нет.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Вопрос такой пришел: «А как музеи будут регулировать посещаемость в бесплатные дни?» Имеются в виду очереди и желание попасть, несмотря ни на что.
С. КАПКОВ: Когда мы делали это в период зимних каникул, мы раздавали билеты, просто они были бесплатные, чтобы мы могли считать, сколько людей прошло.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Не считать. А вот когда не хватает вешалок в гардеробе, гигантские очереди выстраиваются, потому что не надо платить. Вот с этим как?
С. КАПКОВ: Не будет такого уже в следующий год. Когда люди знают, что это всегда бесплатно, с учетом того, что у нас есть один день сейчас бесплатный, то такой очереди, чтобы насладиться искусством не будет. Можно придти в следующий день и заплатить, в конце концов, за билет, потому что билеты стоят недорого.
К. БАСИЛАШВИЛИ: А какая средняя цена за билет сейчас?
С. КАПКОВ: 200-300 рублей за билет – есть такие цены. Но есть и 30 рублей. Поэтому средняя будет рублей 60-80.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Меня уже обругали слушатели: «200-300 рублей – это, по-вашему, недорого?»
С. КАПКОВ: 200-300 рублей – это стоимость музеев федеральных и таких больших музеев, как Музей фотографии Ольги Свибловой, Музей современного искусства, Музей Тропинина дорогой, но там и дорогие коллекции, эти деньги правда нужны для того, чтобы содержать эту коллекцию, содержать эти здания, там отдельная система вентиляции, охраны, страховка.
Т. ОЛЕВСКИЙ: А есть в Москве неинтересные музеи, которые требуют немедленного изменения концепции?
С. КАПКОВ: Честно, когда я не работал ни в Департаменте культуры, ни в Парке Горького, просто был жителем города Москвы, обычным обывателем, мне казалось, что есть много неинтересных музеев. А сейчас, когда я вижу статистику, когда я сам объехал в будни или в выходные, выглядит так, что у каждого музея и объекта города Москвы есть свой потребитель. Потому что Москва – 14-миллионный город, здесь есть потребитель у всего. Если ты качественно делаешь услугу для своей целевой аудитории, она будет востребована.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Т.е. усредненный аттракцион делать не нужно.
С. КАПКОВ: Именно так. Поэтому наша задача – развить количество социальных групп, которым будут интересны эти площадки. Но для этого надо взять еще и новых людей, которые разговаривают с ними не через газету управы, а через FaceBook. И люди тогда узнают – о, есть Музей Маяковского. И люди приходят, мы с вами уже сошлись во мнении, не только за знаниями, люди приходят и пообщаться. Музей Маяковского построен в 70-е года, но он построен в стиле футуризма, туда просто интересно ходить. Я видел, какое количество детей туда приходят, потому что даже визуальный ряд, как раскрашены стены, как сделаны скульптуры, какие гигантские буквы и какой у него рубленый, понятный для детей слог. И детям это тоже интересно.
К. БАСИЛАШВИЛИ: А музеев в Москве хватает? Ощущение, что их очень много. Но город-то гигантский.
С. КАПКОВ: В Москве 353 музея, из которых 60 финансируются Департаментом культуры, 60 финансируются Министерством культуры, а все остальные музеи – это ведомственные, частные, музеи академических институтов, музеи заводов и предприятий, музеи учебных заведений, так называемые народные, общественные музеи. Поэтому их очень много, они все разные.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Вы, кстати, на частные музеи не засматриваетесь, с предложением им влиться?
С. КАПКОВ: Мы, наоборот, надеемся, что в течение трех лет появятся в Москве новые музеи.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Частные.
С. КАПКОВ: Сейчас, вы знаете, Давид Якобашвили открывает Музей музыкальных инструментов и бронзы, скоро открытие. Я думаю, что Шалва Бреус, Виктор Феликсович Вексельберг и Роман Абрамович откроют года через три музеи в городе Москве. И мне важно, что это будут инвестиции, это будет построено за их деньги, и это будет интересно москвичам.
К. БАСИЛАШВИЛИ: А почему вдруг сейчас они решили открыть эти музеи? Потому что коллекции давно собираются. Сейчас что, какая-то обстановка для этого сложилась?
С. КАПКОВ: Им сейчас стало проще общаться с городом. Потому что любому департаменту города Москвы мэр Москвы поставил задачу искать инвесторов в той отрасли, которую мы представляем. Мы заинтересованы, чтобы музеи строили частные люди, строили и содержали.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Планы по объединениям, по слияниям, по разделениям, по перемене руководителей?
С. КАПКОВ: Наши планы по объединению. Есть несколько планов по укрупнению музеев по принципу одного времени. Т.е. литературные музеи могут быть объединены по принципу музеев серебряного века, поэтов. Это одна из идей музейных объединений. И у нас еще есть ряд музеев – предположим, Музей подводной лодки, военно-морского флота, он находится на территории парка «Северное Тушино». Нам логичнее объединить в одно юрлицо, все работники также останутся, музей останется, подводная лодка останется, но это будет единое юридическое лицо.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Это что, появляются какие-то единые билеты для посетителей?
Т. ОЛЕВСКИЙ: Они могут распоряжаться территорией, что-то строить.
С. КАПКОВ: Они и так находятся на территории парка. Т.е. если вы приходите в парк Горького и там есть кинотеатр, заходя в кинотеатр, вы покупаете билет, но это подразделение парка. Вы приходите в Царицыно, вход бесплатный, но чтобы войти в какой-то памятник, вам надо купить билеты.
К. БАСИЛАШВИЛИ: В связи с этим пришел очень интересный вопрос от Любови: «Почему в музеях нет билетов на день? Можно выйти и поесть. Или кафе внутри».
С. КАПКОВ: Мы знаем, что это наша недоработка. Мы отдельно прорабатываем систему и единых билетов, чтобы можно было иметь какой-то музейный пасс, чтобы с одним билетом попасть в пять музеев общей логики. Мы работаем. Думаю, в течение года мы это представим.
К. БАСИЛАШВИЛИ: В течение года может появиться такой билет.
С. КАПКОВ: Единый музейный билет, да. Здесь вопрос в том, что мы же еще должны работать и на туристов, приезжающих в Москву. А они хотят посещать и федеральные музеи. Им сложно понять, что это московские музеи, это федеральные. У них ощущение, что это всё московское. Поэтому мы должны договориться и с федеральными музеями тоже.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Я хотела запустить голосование. Вопрос мы сформулировали следующим образом. От посещения выставки музея вас скорее остановит необходимость платить за билет или длинная очередь? Очереди были во время Ночи музеев, куда-то можно было не попасть, а где-то нужно было отстоять, подождать, пока тебя пропустят. Или в Музей изобразительных искусств порой такие очереди. Тимур, я помню, отстоял часов пять.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Там, действительно, бывают очереди. Там отдельный вопрос, опять же, к сожалению, это не к вам…
С. КАПКОВ: Такие музеи, как Пушкинский, если мое мнение кого-то интересует (я имею в виду не эту аудиторию), то можно продавать билеты по сеансам. Иначе там всегда будет очередь. Очередь не только потому что люди долго наслаждаются искусством, но очередь и в гардероб…
Т. ОЛЕВСКИЙ: А можно ставить теплый павильон для людей, которые ждут? Это технически возможно?
С. КАПКОВ: Технически возможно всё, главное – захотеть.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Давайте я запущу голосование, а мы продолжим обсуждение. От посещения выставки вас скорее остановит необходимость платить за билет – тогда телефон 660-06-64, скорее длинная очередь - 660-06-65.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Музей памяти Петра Фоменко, Музей-кабинет Любимова – это всё реальные планы?
С. КАПКОВ: Это всё реальные планы. Музей-кабинет Любимова, там есть отдельный вход, мы обсуждали буквально вчера с Юрием Петровичем, это музей и гримерка Высоцкого будут объединены в один блок, но это также будет внутри театра. Я думаю, что туда желающие попасть днем тоже будут. По Фоменко работы намного больше, мы будем делать архив его материалов, архив его работы. Часть останется в театре, а часть мы передадим в студию на Поварскую, которой Анатолий Александрович Васильев будет управлять. Часть архива Любимова мы тоже туда передадим.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Как сделать архивы музеев доступными, чтобы с ними можно было работать не только специалистам, знакомым с руководством музеев?
К. БАСИЛАШВИЛИ: Архивы и библиотеки.
С. КАПКОВ: Здесь надо тогда шире развивать вопрос. Это наша общая тема с коллегами в мэрии. Задача же не только музейная – архивы сделать доступными, задача просто архивы сделать доступными, начиная от городского архива, архива общества «Мемориал». И мы работаем с этой темой. У нас есть партнеры как в виде российских информационных компаний, так есть партнеры в лице западных больших поисковых систем.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Это программа не сколько? Горизонт какой?
С. КАПКОВ: Это же не программа. Это надо создать программу, которая решит проблему прошлого и будет обновляться в ежегодном режиме, потому что архивы появляются каждый год.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Приходят вопросы про новые музеи. Спрашивают, будет ли открыт Музей жертв политических репрессий.
С. КАПКОВ: Будет. Это Музей ГУЛАГа. Мэр Москвы Сергей Собянин выделил нам отдельное большое помещение, в четыре раза больше площадь, чем та, которая сейчас находится на Дмитровке. И мы переезжаем туда. Это будет большой культурный центр политических репрессий, будет называться Музей ГУЛАГа, мы также под него объединим квартиры, которые связаны с репрессированными либо с авторами, писавшими об этой большой трагедии.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Дом на набережной?
С. КАПКОВ: И Дом на набережной, возможно, тоже, но сейчас у нас есть другие идеи, сейчас не могу сказать. А если уж совсем честно, то хотелось бы, наверное, из московской тюрьмы «Бутырка» сделать отдельный большой музей, отдельный комплекс.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Серьезно?
С. КАПКОВ: Это серьезно. Мы проговаривали это с культурной и либеральной общественностью. Я думаю, когда-нибудь нам удастся уговорить и службу исполнения наказаний, просто даже чисто из гуманистических позиций. Это уже не тюрьма, это Бастилия в центре города.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Господа, у нас завершилось голосование. Высокая цена мало кого останавливает – 18,5%. А вот 81% остановит очередь перед музеем или выставкой.
Т. ОЛЕВСКИЙ: А кто должен развивать инфраструктуру вокруг музея, чтобы в этой очереди было чем заняться?
С. КАПКОВ: Это развивает музей, потому что он заинтересован в своем посетителе. Если люди приходят к вам в гости, то вы встречаете и предлагаете кофе, иначе они к вам приходить не будут.
Т. ОЛЕВСКИЙ: А если кофе мы физически предложить не можем, потому что кофе-машину негде поставить, кофейни нет около входа.
С. КАПКОВ: Давайте быть объективными. Музеи города Москвы находятся либо в исторических особняках, либо в исторических местах. Возможность работы с посетителем и за пределами территории стен музея, конечно, есть. Вопрос только в том, чтобы захотеть.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Мы сегодня много говорили про оптимизацию, о том, что надо объединять малые музеи в управленческий единый комплекс. Как раз мы уже можем начать звонить Марине Лошак, которая стала арт-директором музейно-выставочного объединения «Манеж» и выставочного зала «Рабочий и колхозница».
Т. ОЛЕВСКИЙ: Можно еще один вопрос до звонка? Уличные выставки – это музей? И кому он будет принадлежать?
С. КАПКОВ: Это музей. Мы сейчас сделали и лето прожили с проектом «Переход», когда Музей фотографии, Музей современного искусства в переходе выставлял свои работы.
Т. ОЛЕВСКИЙ: У такого музея есть администрация?
С. КАПКОВ: У него есть бюджет, который финансируют наши музеи и выставляют. Т.е. мы это делаем в подземных переходах города, но делают наши учреждения культуры. Вообще, наш принцип – чтобы культура из-под крыши своей вышла в город.
Т. ОЛЕВСКИЙ: В парках появится что-то новое?
С. КАПКОВ: Появится, я надеюсь, летом выставка скульптур различных современных и классических скульпторов. Это большой проект, его будет делать много различных людей.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Здесь есть еще вопрос насчет «Гараж». Я думаю, можно поделиться новостью о том, что там откроется новый музей.
С. КАПКОВ: В ноябре появится временный павильон «Гаража», который будет в Парке Горького. Со временем, я думаю, коллегам удастся отремонтировать брошенный ресторан, который находится на территории Парка Горького «Времена года», и там тоже будет выставочный культурный центр современного искусства.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Нам не удается дозвониться до Марины Лошак. Мы заявили эту тему – новая концепция развития центрального «Манежа». Так что, липкого от меда пола в «Манеже» больше не будет?
Т. ОЛЕВСКИЙ: Вроде как вы говорите – манежи не нужны, шубы и мед не нужны. Но это же не значит, что он весь переходит в область выставочной деятельности. Потому что Fashion Week всё равно остается…
С. КАПКОВ: Нет, Fashion Week не остается, а, наоборот, переходит.
Т. ОЛЕВСКИЙ: А зачем в «Манеже» Fashion Week? Вроде бы это не имеет непосредственного отношения к выставочной деятельности?
К. БАСИЛАШВИЛИ: Неделя моды – я перевожу.
С. КАПКОВ: Мода давно уже стала разновидностью современного искусства. Организаторов Недели моды мы пускаем, мало того, что за деньги, так они еще делают выставки в зависимости от разных модельеров и показов, как развивалась мода на протяжении десятилетий. Это тоже важно, у этого тоже есть зритель и потребитель. У нас большое количество людей учатся, чтобы стать закройщиками, модельерами, в зависимости от того, где они учатся, в текстильном институте или в училище.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Говорят, что в том числе в «Манеже» будут еще корпоративы проводиться на Новый год. Как вы относитесь к тому, чтобы в музеях проводились коммерческие мероприятия?
С. КАПКОВ: Коммерческие мероприятия в музеях и в объектах культуры можно проводить. Это не корпоративы. Но это в логике этих учреждений надо проводить. Корпоративы были до того, как город назад не получил свое имущество «Манеж». Сейчас будет выставка столетия Военно-воздушных сил России. Корпоратив это? Нет. Это выставка, мероприятие, съедутся различные военные, офицеры, не только из России, но из мира, из Европы. Дальше мы проводили совместно с Минфином на нашей базе собрание всех руководителей департаментов финансов региона. Это общественное пространство, это территория города, мы пускаем на нее всех, если это не нарушает выставочный процесс самого центра.
Т. ОЛЕВСКИЙ: А если кто-то захочет провести День рождения в музее, это можно попытаться организовать, привести детей?
С. КАПКОВ: Уже и сейчас проводят. Это один из заработков что зоопарка, что Музея Дарвина. Есть кафе, приходит экскурсия, а потом артисты, клоуны, шарики и торт.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Друзья, по-моему, у нас все-таки есть Марина Лошак на линии прямой связи. Марина, доброе утро.
М. ЛОШАК: Доброе утро.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Мы приветствуем вас. Это Ксения Басилашвили, Тимур Олевский и Сергей Капков.
С. КАПКОВ: Доброе утро.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Мы хотели, чтобы вы рассказали более подробно о том, что за новые площадки, объединенная концепция развития МВО «Манеж». Чего ждать москвичам? Открылся пока только центральный «Манеж» в обновленном виде.
М. ЛОШАК: Оба Манежа – и большой, и малый в новом своем качестве ждут зрителей, и зрители идут уже довольно продолжительное время.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Нужно платить за вход? Сегодня это была тема нашего эфира.
М. ЛОШАК: Нужно платить за вход, но цена билета в малый Манеж, она очень маленькая, это 80 рублей, а цена в большой Манеж очень дифференцирована, она более существенна для человека зрелого – 300 рублей, но она абсолютно отсутствует (ПРЕРЫВАЕТСЯ СВЯЗЬ), для пенсионеров это практически бесплатно.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Для пенсионеров и для людей с ограниченными возможностями практически бесплатно.
М. ЛОШАК: И студенты.
К. БАСИЛАШВИЛИ: И что там, что в Манеже?
М. ЛОШАК: Там современное, настоящее, адекватное всему тому, что происходит в мире, искусство во всем его разнообразии, рассчитанное на всех – и на умных, и на не очень образованных, и на впечатлительных, и на флегматиков, и на молодых, и на старых. Это тяжелая задача, но мы поставили ее себе именно таким образом, стараемся ее решать. (ПРЕРЫВАЕТСЯ СВЯЗЬ). Мы планируем там открыть музейный магазин, интересный, для всех, с большими возможностями, кафе и ресторан, где можно посидеть и поработать. Wi-Fi будет всюду, он уже и сейчас есть, можно будет пообщаться с друзьями. Безусловно, детское место, образовательные программы…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Т.е. вы позовете кого-то, кто будет читать лекции? Или это будет постоянное учебное заведение?
М. ЛОШАК: Это постоянное заведение (ПРЕРЫВАЕТСЯ СВЯЗЬ).
К. БАСИЛАШВИЛИ: К сожалению, прерывается связь с Мариной. Я боюсь, что связь уйдет совсем. Я знаю, что в Манеже еще площадки для других музеев, что это не просто выставочные помещения, где проходит выставка группы AES+F, видео, фотоинсталляция, но также там могут разместиться и другие музеи.
М. ЛОШАК: Уже в ноябре откроются самые разные музеи, которые будут показывать искусство, связанное с разным временем.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Марина, к сожалению, связь уходит. Мне очень жаль. Я думаю, мы с Тимуром устроим специальный эфир, позовем вас живьем к нам в студию, потому что вопросов много, а связь не позволяет нам качественно пообщаться. Мы тогда попросим, чтобы Сергей рассказал. Спасибо большое. Это была Марина Лошак - арт-директор музейно-выставочного объединения «Манеж» и выставочного зала «Рабочий и колхозница». А теперь Сергей дополнит.
С. КАПКОВ: В «Манеже» появится Музей советского дизайна, Музей книги. В здании и выставочном центре «Рабочий и колхозница» вместе с Русским музеем из Санкт-Петербурга мы делаем большую выставку «Советская Венера». Будет много выставок, от классического искусства до выставок современных художников, таких как Бэнкси.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Бэнкси приедет в Москву. Но он не будет рисовать на стенах Кремля.
С. КАПКОВ: Его никто не видел.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Бэнкси нет, как Шолохова.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Может ли музей гастролировать, один музей в другом?
С. КАПКОВ: Совместные выставки – обязательно.
Т. ОЛЕВСКИЙ: У кого-то мало места, но большой фонд, его хочется показать, для этого нужна другая площадка.
С. КАПКОВ: Совместные выставки мы обязательно будем делать. Больше того, музеи могут гастролировать, в зависимости от своей экспозиции, не только в другие музеи.
Т. ОЛЕВСКИЙ: А как учитывать количество посетителей?
С. КАПКОВ: В этой ситуации нам не нужно учитывать количество посетителей. Культура в таком городе, как Москва, это отношения между людьми. Наша задача, чтобы культура была везде: культура взаимоотношений, политическая культура, любая культура. Искусство для этого и создано.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Есть несколько вопросов. «Есть ли возможность для московских школьников бесплатно посещать музей?»
С. КАПКОВ: Есть такая возможность в большинстве музеев. Больше того, у нас будет отдельная программа с Департаментом образования. Мы хотим, чтобы каждый московский школьник во время учебного года два раза в год посетил музей.
К. БАСИЛАШВИЛИ: «Есть единый сайт, где были бы указаны дни бесплатного или льготного посещения?» – Алексей спрашивает.
С. КАПКОВ: Такого сайта нет, но я могу озвучить. Каждый четверг музеи работают до 21 часа. И каждое третье воскресенье бесплатно.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Алевтина отмечает, что вы гений и должны баллотироваться в президенты: «Я давно за ним наблюдаю».
Т. ОЛЕВСКИЙ: А можно создать, действительно, единый портал?
С. КАПКОВ: Мы пытались и думали, обсуждали вместе с Высшей школой экономики. Это невозможно, потому что есть традиционные порталы, такие как «Афиша.ру», портал «Эхо Москвы». Т.е. наша задача – быть представленными на ваших порталах.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Спасибо большое. Сергей Капков, руководитель департамента культуры Москвы, был сегодня в нашем эфире. Я благодарю Тимура Олевского. Эфир с ним провела Ксения Басилашвили. До встречи в «Музейных палатах».