Выставка в Московском Кремле: "Сокровища Мальтийского ордена. Девять веков служения вере и милосердию" - Людмила Гаврилова - Музейные палаты - 2012-08-04
Л. ГУЛЬКО: У нас сегодня в гостях Людмила Михайловна Гаврилова – куратор выставки «Сокровища Мальтийского ордена. Девять веков служения вере и милосердию», которая проходит в Музеях Московского Кремля. Здравствуйте, Людмила Михайловна.
Л. ГАВРИЛОВА: Здравствуйте.
Л. ГУЛЬКО: Очень давно не было сокровищ Мальтийского ордена в России.
Л. ГАВРИЛОВА: Не только в России, выставка вообще в первый раз посвящена ордену, девяти векам истории ордена. Сокровища собраны по всему миру, по всей Европе. У 14 музейных собраний, 5 архивных собраний мира, включая Лувр, Музей Почетного легиона, это три музея – Морской музей, Художественный, Оружейная палата Великого магистра Валетта.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Некоторые произведения искусства приехали впервые из Мальтийского ордена, покинули Мальтийский орден, приехали в Москву, это абсолютно беспрецедентно.
Л. ГАВРИЛОВА: Да, действительно, орден является одним из организаторов этой выставки, и художественные собрания ордена участвуют в выставках вообще первый раз.
Л. ГУЛЬКО: Т.е. в этом состоит уникальном выставки.
Л. ГАВРИЛОВА: Да, уникальность, что мы показываем все 9 веков истории ордена, собрали из всех музейных собраний. После взятия Мальты Бонапартом, когда он беззастенчиво ограбил остров, выставил рыцарей с острова. Ценности рассеяны по всему миру, и очень многие уничтожены. В Оружейной палате хранятся сокровища ордена, об этом мало кто знает.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Это детективная история. Расскажите.
Л. ГАВРИЛОВА: В нашей коллекции хранится мальтийская корона и три старинных креста самых знаменитых Великих магистров ордена, преподнесенных Павлу во время церемонии посвящения его в протекторы ордена в 1797 году, когда орден был установлен в России.
Т. ОЛЕВСКИЙ: А потом что с ними случилось?
Л. ГАВРИЛОВА: Они хранились у нас, и мы точно не могли определить эти старинные кресты…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Александр отправил всё это назад.
Л. ГАВРИЛОВА: Нет, Александр отправил те регалии ордена, созданные для Павла, когда его посвящали в Великие магистры. Это корона, это кинжал веры и печать Великого магистра. Они были переданы вновь избранному Великому магистру Томмази в 1803 году. И с этого времени они хранились в художественном собрании самого ордена, сейчас на виа Кондотти в Риме. А в нашей коллекции по приказу императора Николая Первого в 1827 году появляется мальтийская корона и затем крест Великого магистра. Все эти старинные кресты, которые были преподнесены Павлу, уже появляются в нашем хранении после революции.
И вся завязка этой истории, почему мы начали сотрудничать с орденом, у нас установилось очень тесное сотрудничество, и они разрешили нам приехать и посмотреть их корону, изучить архивные источники? Дело в том, что начиная с 19 века в литературе вы увидите, иностранные историки писали, что в Оружейной палате хранится копия мальтийской короны, а мы же утверждали, что у них копия. И нужно было установить, что это за короны, когда и почему они были созданы. Вот эта история, она вся была раскрыта, изучена уже в ходе подготовки этой выставки.
Л. ГУЛЬКО: Как складывались отношения между орденом и Россией?
Л. ГАВРИЛОВА: Очень хороший вопрос. Обычно в литературе вы увидите, что точка отсчета – это миссия Бориса Шереметьева, поездка в составе великого посольства, когда он с грамотой, данной царем Петром (кстати, грамота тоже у нас на выставке), приехал на Мальту, чтобы орден участвовал в борьбе против турок, против неверных. Но на самом деле контакты установились гораздо раньше. Найдены архивные документы в архиве Национальной библиотеки Валетты об освобождении русских рабов. Мальтийский орден постоянно отстаивал свои территории и сражался с турецким флотом. И когда захватывали турецкие галеры, освобождали христианских рабов, которые были на галерах.
И вот на выставке мы представили потрясающий документ, когда после битвы при Дарданеллах были освобождены 7 тысяч христианских рабов и 2,5 тысячи были привезены на Мальту. Они прошли карантин, их подлечили, накормили, выдали новую одежду, выдали деньги и выдали охранные свидетельства. Документ как раз перечисляет каждого человека, который получил охранное свидетельство, подписанное Великим магистром, свидетельство, обращенное к христианским государям Европы, – защитить, накормить, чтобы они дошли до своей родины. И в этом списке потрясающее перечисление наших соотечественников. Это московиты и православные руситы, 1200 человек.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Максим, сын Ивана из Астрахани.
Л. ГАВРИЛОВА: В том числе
Т. ОЛЕВСКИЙ: По-латыни написано.
Л. ГУЛЬКО: Мы сегодня разыгрываем каталог выставки «Сокровища Мальтийского ордена. Девять веков служения вере и милосердию». Я в Сетевизоре покажу этот документ.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Документов много на выставке.
Л. ГАВРИЛОВА: Исключительной ценности документы, в том числе их архива внешней политики МИДа.
Т. ОЛЕВСКИЙ: А что хранилось в архиве внешней политики МИДа?
Л. ГАВРИЛОВА: Ратификационная грамота об учреждении российского великого приорства 1797 года и прокламация о провозглашении Великим магистром императора Павла. Это государственные документы, которые никогда не участвовали на выставках.
Л. ГУЛЬКО: Давайте мы поговорим о художественной ценности. Может быть, вы расскажете детально об экспозиции.
Л. ГАВРИЛОВА: Достаточно дерзкий проект – девять веков истории представить. Период Иерусалим и Родос. Вы знаете, что рыцари были вынуждены оставить Святую землю, и они завоевывают Родос в 1306 году. В 1523 году 1 января вынуждены были покинуть после ожесточенных боев. И вот период Родоса мы показываем двумя старинными крестами, принадлежавшими Великому магистру д'Обюссону и Вилье де л'Иль-Адаму, это герои защиты Родоса, кресты хранятся в Оружейной палате. На Родосе начинают чеканить монеты, это подтверждение суверенитета ордена государства. И на нашей выставке можно увидеть монеты, начиная с Родоса до Мальты, золотые монеты из коллекции Эрмитажа. Из Музея Почетного легиона памятники, великолепные работы, принадлежавшие Великому магистру де л'Иль-Адаму. Это потир и тарелка с его гербом. И даже подсвечник, который мы из Рима, из ордена, это не музей, в ордене во дворце эти памятники находятся просто как часть интерьера.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Идут кураторы выставке: «Ой, подсвечник».
Л. ГАВРИЛОВА: Так и было. Я обратила внимание, что в углу стоит подсвечник, запыленный, из бронзы. Оказалось, период Родоса, с гербом д'Обюссона. Удивительно создавалась экспозиция, действительно, памятники дополняли друг друга. И даже «Портрет мальтийского рыцаря» Караваджо впервые вывезен из галереи Палатина.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Барабанная дробь, внимание – опять в Москве Караваджо, да еще тот, которого не видели никогда.
Л. ГАВРИЛОВА: Да.
Л. ГУЛЬКО: Ну зачем ты? Сейчас народ туда повалит толпами. Я бы не стал рекламировать.
Л. ГАВРИЛОВА: Действительно, очень интересно. Портрет Великого магистра Виньякура. Известен хранящийся в Лувре портрет Караваджо Виньякура в полных доспехах, с пажем. Полные доспехи Великого магистра встречают всех, кто заходит на нашу выставку. Это из Оружейной палаты Великого магистра с Мальты, 1580 года. У нас доспехи Великих магистров Виньякура, ла Валетта, великолепная коллекция шлемов, которые совершенно редкие, они встречаются крайне редко, так называемые савойские, рапиры. Они настолько прекрасно вписаны у нас в экспозицию. Кстати, у нас дизайнер выставки Натали Криньер, французский дизайнер, которая делала Диора в Пушкинском музее. Стоит даже придти и посмотреть, как можно показать эти сокровища.
Л. ГУЛЬКО: Я слышал разговор в метро двух дам: «Надо сходить на выставку. Там, наверное, такие драгоценности…» Там что-нибудь есть для дам посмотреть?
Л. ГАВРИЛОВА: Драгоценности для дам тоже есть. Великолепная подборка знаков орденских, украшенных бриллиантами и драгоценными камнями рыцарственных дам ордена в том числе. Это, наверное, лучшая коллекция орденов в мире, это коллекция (неразборчиво) из Музея Почетного легиона. Понятие сокровища… Конечно, множества драгоценных камней они там не увидят. Но каждый памятник – это сокровище. Согласитесь, этот документ – это сокровище. И мы хотели на выставке показать основное сокровище ордена – это милосердное отношение к людям. Он был основан как братство госпитальеров еще во время крестовых походов, чтобы помогать паломникам, невзирая на веру, невзирая на цвет кожи. В Иерусалиме в госпитале готовили пищу для иудеев и мусульман согласно их вере. Эта была традиция, и эта задача стояла всегда во главе угла в ордене. До сих пор орден занимается именно благотворительной деятельностью и помощью самым страждущим людям, до которых иногда, к сожалению, правительствам государств нет дела.
Л. ГУЛЬКО: Наверное, в этом тоже связь между художниками, не только живописцами, художниками в широком смысле слова и рыцарями. Какая связь существует? Вот эта духовная?
Л. ГАВРИЛОВА: Да, духовность прежде всего. Потому что авторитет ордена был настолько высок… Мальтийский крест, он символизировал не только высшую знатность – вся аристократия Европы была объединена в этом ордене, – но символизировал милосердное отношение к людям, помощь страждущим. Я скажу, что открытие нашей выставки, которому мы сами изумились, это то, что реальной мальтийской короны, которая была введена в ордене в 1741 году Великим магистром Пинто…
У нас на выставке картина Фавре «Портрет Великого магистра Пинто», где он реально правую руку положил на драгоценную корону, украшенную камнями. И вот эта закрытая корона, она не была создана в ордене, только Павел создал две короны, которые были созданы в России, т.е. реализованы. Они существовали как символ суверенитета, венчали гербы Великих магистров, чеканились на монетах, изображались на портретах, но это не было осуществлено в реальности.
И мы понимаем, когда изучаем историю ордена, что всё объясняется не только финансовым кризисом ордена, а тем, что они для себя не создавали для украшения какие-то драгоценные предметы. Все святые предметы, меч веры например, которые присутствовали во время избрания Великого магистра всегда, они были подарены, например, королем Испании Филиппом II, который был сражен героизмом рыцарей, которые защитили остров во время великой осады. И вот этот подарок – кинжал веры, потом меч веры – Великому магистру ла Валетту, они были вывезены Бонапартом, долго их разыскивали. Слава богу, они оказались в Лувре. И настоящий кинжал веры у нас тоже на выставке, созданный лучшими испанскими художниками.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Т.е. они придумывали символы, а богатые государства их реализовывали.
Л. ГУЛЬКО: Включая Бонапарта. С одной стороны, Бонапарт нес прогресс…
Л. ГАВРИЛОВА: Это был период египетского похода, и он нуждался в средствах. Конечно, на рынки Александрии попали все драгоценности из сокровищницы ордена. Мы располагаем документами о том, что эта посуда для госпиталя – поильники, тарелки, подносы, на которых приносили больным пищу – была изготовлена из серебра, переплавили тоннами буквально. Что парадоксально – я не ожидала от Бонапарта такого, – богатейшие архивы ордена, по его приказу все документы, только владетельные должны были быть сохранены, т.е. право на владение землями в Европе, это он сказал не трогать, а остальные – отдать артиллеристам, чтобы они использовали их как пыжи. Слава богу, случилось восстание мальтийского населения и этого не произошло, архивы уцелели, они сейчас в ордене.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Я представляю себе, население встает на дыбы и устраивает бунт из-за того, что кто-то архивы на пыжи отправляет.
Л. ГАВРИЛОВА: Нет, не архивы. Ограбили все церкви, вынесли оттуда все ценности. Вы знаете, Бонапарт прежде всего все монархические символы уничтожал.
Л. ГУЛЬКО: Я тут самый главный монарх, других нет.
Л. ГАВРИЛОВА: Да. И такое полное пренебрежение к истории славного ордена.
Л. ГУЛЬКО: Что потом и аукнулось самому же Бонапарту.
Л. ГАВРИЛОВА: Очевидно.
Т. ОЛЕВСКИЙ: У нас есть главный приз – это фундаментальный каталог «Сокровища Мальтийского ордена. Девять веков служения вере и милосердию», в котором всё, что есть на выставке, мне кажется, даже немного больше, и приглашение на выставку. Одному человеку, счастливчику, который ответит по телефону, мы отдадим каталог, другие получат приглашение на два лица, у нас их четыре. И мы отдаем за что? Нужно ответить на вопрос, в гербах каких российских городов присутствует изображение мальтийского креста.
Л. ГУЛЬКО: Я видел, девушки носят изображение, сейчас очень модным стало почему-то – как кулончик носить.
Л. ГАВРИЛОВА: Это модно не только сейчас. У нас коллекция мальтийских крестов, в том числе орлеанское украшение из Франции. Т.е. начиная где-то с 14 века там, где было первое приорство Мальтийского ордена Сен-Жиль, девушки, дамы украшали себя стилизованными мальтийскими крестами с бриллиантами.
Л. ГУЛЬКО: Мы на этой позитивной ноте закончим первую часть, обратимся к самым свежим новостям в исполнении Ирины Меркуловой, а затем продолжим разговор.
НОВОСТИ
Л. ГУЛЬКО: Мы продолжаем «Музейные палаты». Людмила Михайловна Гаврилова – куратор выставки «Сокровища Мальтийского ордена. Девять веков служения вере и милосердию». Тимур Олевский, Лев Гулько. Цитата: «Хотя дипломатический интерес к ордену проявляли и Петр I, и Екатерина II, та даже пыталась привлечь госпитальеров на свою сторону в Турецкой войне, все-таки никому из них не приходило в голову сделать Мальту российской губернией. Может, и Павлу тоже бы не пришло, но ситуация с наполеоновским вторжением на остров подтолкнула под руку: вспомнились мальчишеские игры, рыцарские романы, взыграли потаенные амбиции – вот в Петербург потянулись бесприютные иониты, в один голос славящие Павла Петровича как спасителя орденских идеалов. Сюжет закрутился нешуточный – император не только короновался Великим магистром, но и перенес мальтийскую резиденцию к себе в столицу, объявив о создании Великого российского приората. Предполагалось изменить герб империи путем включения в него восьмиконечного мальтийского креста и других рыцарских атрибутов. Существует даже версия, что истинная цель Павла I состояла в конвергенции православия и католичества».
Л. ГАВРИЛОВА: Почему попытка? Мальтийский крест был введен в государственный герб, когда он стал Великим магистром. Это очень распространенное мнение о том, как орден появился в России. На самом деле гораздо сложнее. Во-первых, это не забава Павла, что он их пригласил и стал Великим магистром. Дело в том, что когда Бонапарт выдворил рыцарей с острова, ни один из католических монархов, которые заискивали перед орденом и всегда дорожили отношением с орденом, не смог помочь ордену, потому что все были озабочены тем, чтобы сохранить свою монархию, свои страны. Вы знаете, продвигались войска Бонапарта по всей Европе и у всех была угроза существования. И только император Павел – да, действительно, и его романтические чувства имели здесь какое-то значение…
Но представьте на минутку, Великий магистр всегда возглавлял европейскую аристократию. Тем самым Павел также возглавил всю аристократию Европы и возвысил авторитет не только дома Романовых, но и Российской империи. И появление ордена не случайно. Было великое польское приорство, созданное в 1774 году. А затем в результате раздела Польши эти земли оказались в составе Российской империи. Поэтому переговоры шли с Екатериной о том, чтобы воссоздать это приорство. А ведь денежные отчисления шли, и они оказались в российской казне. И поэтому этот щедрый жест…
Многие говорят – он обездолил российских подданных. Павел отдал ордену, в 1797 году имеется в виду, и практически спас орден от финансового краха в то время. Это были как раз отчисления от бывшего польского приорства. И создается более масштабное приорство, великое российское, для католиков. А когда уже Павел становится Великим магистром, он создает приорство для некатоликов, т.е. для православных. Павел действительно считал, что объединение христиан – и католиков, и православных – поможет борьбе с Французской революцией.
Т. ОЛЕВСКИЙ: А как они отреагировали на гибель Павла?
Л. ГАВРИЛОВА: Гибели Павла предшествовало то, что избрание Павла нарушало все законы ордена. И многие приорства – Испании, европейские приорства, австрийское и сам Римский папа не признал это избрание, потому что всегда Великие магистры избирались из монархов, которые давали три обета – целомудрия, послушания и веры католической. Православный император, дважды женатый, конечно, не соответствовал этим статутам ордена. Тем не менее, орден до сих пор благодарен ему. Вот этот шаг, этот жест Павла спас орден как организацию и затем как государство.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Вопрос про выставку. Насколько я понимаю, орден всегда стремился собрать свои сокровища обратно, хотя бы частично, по всему миру они рассеяны. Сейчас у вас на выставке многие собраны. Как сам орден отнесся к этой выставке?
Л. ГАВРИЛОВА: Орден прекрасно отнесся к нашей выставке. На открытие выставки впервые приехал Великий магистр, впервые после Павла в России посещение Великого магистра этого ордена, и рыцари приехали.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Бренча доспехами.
Л. ГАВРИЛОВА: Они были просто очарованы тем, что у нас получилось, и страшно горды, потому что история ордена представлена на нашей выставке. Должна сказать, что у ордена нет никаких претензий, они же дают обет бедности, те монахи, их где-то 300 человек, а 13 тысяч 500 человек, членов ордена, это те, которые не дают обед безбрачия.
Л. ГУЛЬКО: А орден сейчас находится в Риме?
Л. ГАВРИЛОВА: Штаб-квартира находится в Риме с 1834 года как экстерриториальная организация. Территории небольшие. Это виа Кондотти, дворец магистрата 17 века, и на Авентинском холме дворец Великого магистра. Обычно туристов любят возить, показывать в замочную скважину, как выглядит Собор Святого Павла, это такой оптический эффект, это как раз через сад Великого магистра. С 1996 года ордену отдали на Мальте форт Сент-Анджело. Там рыцарь резидент Фра Джон Критьен, который как раз был куратором выставки со стороны ордена.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Фактически иностранный агент.
Л. ГУЛЬКО: Членом орденом может стать кто? Любой человек?
Л. ГАВРИЛОВА: Нет. Членом ордена может стать католик, тот, который представляет документы о четырех поколениях… На самом деле родословные древа, которые собраны у нас на выставке из архивов ордена, показывают, что 3-4 века такого славного рода, где и короли, и венецианские дожи в роду, и рыцари в том числе. Можно вступить в орден, дав обеты. Три обета – послушания, целомудрия и веры – также открывают путь в орден.
Вопрос гораздо шире. Потому что награжденных, т.е. тех лиц, которые награждены мальтийским орденом, гораздо больше. Существует знак ордена почета, т.е. орден награждает и высказывает свою признательность перед людьми, которые много делают как раз согласно их законам, оказывают помощь людям, оказывают большое содействие благотворительным акциям, гуманитарным акциям ордена. Там награждаются все – и православные, и не христиане.
Л. ГУЛЬКО: Как вы сказали, они даже пищу готовили для католиков, мусульман и иудеев.
Л. ГАВРИЛОВА: Кстати, госпитали славились тем, что они разработали и владели самыми передовыми научными методами лечения людей. Медицина развивалась. То, что вошло сейчас в медицину, например борьба против эпидемий, первые достижения были сделаны госпитальерами.
Л. ГУЛЬКО: Людмила Михайловна, что делал орден, что с ним происходило в годы Второй мировой войны?
Л. ГАВРИЛОВА: Очень любят задавать этот вопрос именно в России. Орден всегда оказывал помощь самым нуждающимся. Т.е. были санитарные поезда, госпитали, развернутые по всей Европе, там, где орден мог помочь людям, умирающим на поле боя, независимо от того, на чьей стороне они сражались. Согласитесь, что молодой мальчишка, который оказался на поле боя и умирает…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Всё равно под каким он флагом, это правда. Давайте расскажем, что еще на выставке, на что стоит обратить внимание.
Л. ГАВРИЛОВА: На выставке у нас подобраны выдающиеся памятники, которые свидетельствуют о непобедимом морском флоте мальтийцев. Екатерина II шесть морских офицеров отправила на службу в мальтийский орден, для того чтобы их обучили всем достижениям. Модели кораблей мальтийской галеры из Военно-морского музея Санкт-Петербурга, которые вообще не вывозятся, модели очень хрупкие. Впервые привезена с Мальты модель галеры «Святой Иоахим», созданной для Великого магистра Пинто, это единственная уцелевшая модель корабля середины 18 века. Знаменит этот корабль тем, что, когда спускали на воду, присутствовал первый русский поверенный как посол России на Мальте маркиз Кавалькабо. Даже есть сведения о том, что на этом корабле тайно Великий магистр встречался с Алексеем Орловым во время Русско-турецкой войны, когда он инкогнито посетил Мальту, потому что там ремонтировался боевой корабль «Саратов».
ОТВЕТ И ПОБЕДИТЕЛИ ПРОГРАММЫ «КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ»
Л. ГУЛЬКО: У нас есть победители и в «Музейных палатах», приславшие правильные смс-сообщения.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Мы сейчас примем один звоночек. А вопрос вот какой. В гербах каких российских городов присутствует изображение мальтийского креста?
Л. ГУЛЬКО: 8-495-363-36-59 – телефон прямого эфира. Доброе утро.
СЛУШАТЕЛЬ1: Здравствуйте. Татьяна, Москва.
Л. ГУЛЬКО: Вы еще не видели выставку?
СЛУШАТЕЛЬ1: Нет.
Л. ГУЛЬКО: А пойдете?
СЛУШАТЕЛЬ1: Пошла.
Л. ГУЛЬКО: Сейчас вы претендуете на каталог.
СЛУШАТЕЛЬ1: Я думаю, Гатчина.
Л. ГУЛЬКО: Городов.
СЛУШАТЕЛЬ1: Больше не знаю.
Л. ГУЛЬКО: Спасибо вам большое. Гатчина тоже ведь правильно, да?
Л. ГАВРИЛОВА: Да.
Л. ГУЛЬКО: Значит, вы кому-то помогли. Выставка продлится…
Л. ГАВРИЛОВА: До 9 сентября.
Л. ГУЛЬКО: Еще можно вполне успеть попасть. Кроме четверга. В четверг закрыты музеи Московского Кремля.
Л. ГАВРИЛОВА: Кремль закрыт, да.
Л. ГУЛЬКО: На профилактику. 8-495-363-36-59. Доброе утро.
СЛУШАТЕЛЬ2: Здравствуйте. Александр, Москва. Это Павловск и Гатчина.
Л. ГУЛЬКО: Правильно. А откуда вы знаете?
СЛУШАТЕЛЬ2: Нашел.
Л. ГУЛЬКО: И правильно сделали. А заинтересовались темой?
СЛУШАТЕЛЬ2: Конечно.
Л. ГУЛЬКО: Пойдете на выставку? Тем более с каталогом.
СЛУШАТЕЛЬ2: Постараюсь сходить, конечно.
Л. ГУЛЬКО: Вы чем занимаетесь в жизни?
СЛУШАТЕЛЬ2: Я научный сотрудник в институте.
Л. ГУЛЬКО: Секретно сказали.
СЛУШАТЕЛЬ2: МИСиС.
Л. ГУЛЬКО: Спасибо вам большое. Каталог ваш, приезжайте, забирайте. И приходите на выставку.
Л. ГАВРИЛОВА: Кстати, впервые каталог у нас еще на английском языке.
Л. ГУЛЬКО: Двуязычный.
Л. ГАВРИЛОВА: Он не двуязычный, а отдельно. Это первый раз в музее.
Л. ГУЛЬКО: А для кого на английском? Для гостей столицы?
Л. ГАВРИЛОВА: Очень большой интерес со стороны не только туристов, но и специалистов, хранителей музеев. Например, у нас должен приехать хранитель коллекции Елизаветы II Стефан Паттерсон именно на нашу выставку. Очень много интересуются не только историки, искусствоведы, а те люди, кто интересуются историей ордена.
Л. ГУЛЬКО: Каталог можно приобрести?
Л. ГАВРИЛОВА: Да, каталог можно приобрести в Кремле на выставке и в «Подкове» в Александровском саду, и на английском языке, и на русском.
Л. ГУЛЬКО: Сколько стоит, если не секрет?
Л. ГАВРИЛОВА: Очень щадящая цена для такого каталога – 1100 рублей.
Л. ГУЛЬКО: Для такого каталога это вообще ничего.
Л. ГАВРИЛОВА: К сожалению, тираж не такой уж большой. Я сама очень волнуюсь. Разбирают очень интенсивно.
Л. ГУЛЬКО: Для тех, кто приобретет, уже не к сожалению, что тираж небольшой. Это библиографическая редкость.
Л. ГАВРИЛОВА: Но для меня «к сожалению». Коллеги по всему миру просят после выставки - пожалуйста, пришлите.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Великий магистр, когда приезжал, подписывал кому-нибудь каталоги?
Л. ГАВРИЛОВА: Он очень скромный. Он ведь не автор. Автор каталога имеет право подписать.
Т. ОЛЕВСКИЙ: А кто автор? Я видел очень много статей, они довольно серьезные.
Л. ГАВРИЛОВА: Ваш покорный слуга, как говорят.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Значит, нам подпишете.
Л. ГАВРИЛОВА: С удовольствием.
Л. ГУЛЬКО: Спасибо вам огромное. Мы рассказывали о выставке «Сокровища Мальтийского ордена. Девять веков служения вере и милосердию». Эта выставка проходит в музеях Московского Кремля до 9 сентября.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Где проходит?
Л. ГАВРИЛОВА: В Одностолпной палате.
Л. ГУЛЬКО: У вас есть возможность, дорогие друзья, посетить выставку. Кроме четверга, сразу напомним. Людмила Михайловна Гаврилова, куратор выставки, была у нас в прямом эфире. Спасибо. До новых встреч в нашем эфире.
Л. ГАВРИЛОВА: Спасибо. Я скажу, что видеозапись моей лекции «Мальтийский орден и Российская империя» у нас на сайте и в YouTube.
Л. ГУЛЬКО: А я скажу победителей, которые выиграли приглашения на выставку. ОБЪЯВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ. Спасибо всем большое. До свидания.