Купить мерч «Эха»:

Ежегодный проект "Ночь в музее" - Федор Павлов-Андреевич, Елена Пантелеева - Музейные палаты - 2012-05-19

19.05.2012
Ежегодный проект "Ночь в музее" - Федор Павлов-Андреевич, Елена Пантелеева - Музейные палаты - 2012-05-19 Скачать

К. БАСИЛАШВИЛИ: Доброе утро. Тимур Олевский, Ксения Басилашвили. Привет, Тимур.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Готовимся к ночи?

К. БАСИЛАШВИЛИ: В смысле?

Т. ОЛЕВСКИЙ: Рано встали. Надо еще поспать днем, чтобы ничего не прозевать.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Кто сегодня будет по бульварам гулять, кто во дворах тусовать. Посмотрим, как на всё это посмотрит наш ОМОН. Но это будет абсолютно санкционированная акция. Мы будем сегодня говорить о «Ночи в музее». А я сейчас задам вопрос к программе «Красная площадь». В ноябре 1918 года на Цветном бульваре был открыт памятник Достоевскому. Кто позировал скульптору?

К. БАСИЛАШВИЛИ: «Музейные палаты» открыли свои двери. Мы сегодня будем говорить о «Ночи в музеях» вместе с Тимуром Олевским. Я рада приветствовать в нашей студии Елену Пантелееву, директора фонда «Центр современного искусства «Винзавод».

Е. ПАНТЕЛЕЕВА: Привет, Ксения. Привет, Тимур. Здравствуйте, все слушатели «Эхо Москвы».

К. БАСИЛАШВИЛИ: «Винзавод» тоже подключился к «Ночи музеев»?

Е. ПАНТЕЛЕЕВА: Очень активно.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Там всё прямо ночью будет происходить?

Е. ПАНТЕЛЕЕВА: С шести до полуночи.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Потому что некоторые музеи объявляют – ночь. А я смотрю, там в 12 часов дня, в 10 утра.

Т. ОЛЕВСКИЙ: У нас уже на телефонной линии…

К. БАСИЛАШВИЛИ: Я рада приветствовать на линии Федора Павлова-Андреевича, комиссара проекта «Ночь в музее 2012». Здравствуйте, Федор.

Ф. ПАВЛОВ-АНДРЕЕВИЧ: Здравствуйте.

К. БАСИЛАШВИЛИ: И комиссары в красных шлемах. Куда вы нас поведете, Федор?

Ф. ПАВЛОВ-АНДРЕЕВИЧ: Так соблазнительно – хочется повести вас повсюду, но понятно, что повсюду невозможно успеть. Кстати, по поводу ночи. Мы вообще решили в этом году, что необходимо ограничить часы работы, потому что всегда была путаница: кто-то говорил, что ночь, а закрывался в 10, как вы справедливо заметили. 12 дня для кого-то тоже ночь, кто-то ночью спит, а днем бодрствует, и наоборот. Поэтому мы решили, что в этом году часы работы будут унифицированные, с 6 до полуночи. На сайте www.museumnight.org есть подробная программа того, как можно провести ночь прямо как ночь, т.е. до пяти утра в некоторых местах, например ARTPLAY, или до двух часов ночи, как в Парке Горького, или как у нас в Государственной галерее на Солянке – до трех утра.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Там спокойствие граждан будут охранять?

Ф. ПАВЛОВ-АНДРЕЕВИЧ: Я наблюдаю «Ночь в музее», с тех пор, как мы первый раз ее делали, по-моему, в 2008 году. Это один из спокойных возможных форматов, потому что люди, которые ходят по музеям, они ужасно миролюбивые и очень славные.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Федор, будут какие-то удобные способы добраться из музея в музей. Я знаю, что бывают даже специальные маршруты.

Ф. ПАВЛОВ-АНДРЕЕВИЧ: Конечно. Разработано 4 маршрута. Один из них перемещает по Садовому кольцу, по всем музеям Садового кольца, другой связывает между собой усадьбы. Например, у нас в «Кусково» будет фестиваль цыганского ретро, там цыгане будут петь романсы, которые они никогда не поют при людях, не романсы, а старинные песни 18-19 века.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Т.е. такой настоящий цыганский фольклор.

Ф. ПАВЛОВ-АНДРЕЕВИЧ: Нет, наоборот, то, что они не поют в ресторанах. Еще один корневой фестиваль будет в Коломенском, там Людмила Дмитриева, культурный центр «Дом», делает потрясающий проект с Сергеем Старостиным, Сергеем Клевенским и другими специалистами по русской этнической музыке, тоже настоящей, то, что отвечает в мире за world music с русской стороны. А в провиантских магазинах на Зубовской Катя Бочевар делает свой фестиваль, и там академические музыканты, которые занимаются современной и барочной музыкой, встречаются с артистами, с Александром Петлюрой, еще с разными другими современными художниками.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Это потрясающе. Это будет на улице, как я поняла, во дворике.

Ф. ПАВЛОВ-АНДРЕЕВИЧ: На улице, конечно. Мы пытаемся двигаться в сторону Парижа. Нам, кстати, в этом очень помогают наши партнеры из группы компаний (неразборчиво). Мы сделали целую программу уличных мероприятий, надеемся, что уже в следующем году Москва будет напоминать (неразборчиво) парижскую, когда и канатные плясуны на улицах, и оркестры уличные и так далее. У нас всё более скромно пока, но мы очень стремимся к этому.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Павел, считаете ли вы своим, одобряете ли вы то шествие, ту инициативу, о которой заявили известные художники, о такой контрольной прогулке по бульварам? Они хотят вписаться в «Ночь музеев».

Ф. ПАВЛОВ-АНДРЕЕВИЧ: Никто совершенно не мешает им. Капков даже сказал на пресс-конференции, что он придет помочь им запустить этот процесс и так далее. Тут вопрос в следующем. Вообще говоря, акционизм – это вполне самостоятельный жанр современного искусства, и он довольно часто бывает окрашен в разные краски. И если говорить о каких-нибудь футуристах, которые сто лет назад начинали, у них это всё было очень активно… Но то, что произойдет сегодня, я надеюсь, будет представлять собой то, что Франсис Алюс, бельгийский художник, живущий в Мексике, сделал в Нью-Йорке несколько лет назад, когда музей МОМА переезжал на склад временно из-за того, что надо было ремонтировать здание. И они пронесли вещи из музея, всякого рода знаменитые произведения искусства по улицам. Десять тысяч нью-йоркцев несли произведения искусства из Манхэттена в Лонг-Айленд-Сити, во главе процессии ехала на прекрасной человеческой колеснице прекрасная художница Кики Смит, неся в руках копию «Черного квадрата» Казимира Малевича. Поэтому, знаете ли, бывают разные форматы. Но нести произведения в руках никто никому никогда не запрещал.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Федор Павлов-Андреевич, комиссар проекта «Ночь в музее 2012». Федор, я знаю, есть еще инициатива, которая упростит передвижения москвичей, желающих принять участие в акциях этой ночи. Объясните, что нужно сделать, чтобы максимально везде успеть.

Ф. ПАВЛОВ-АНДРЕЕВИЧ: Надо, пока не поздно, забраться на сайт www.museumnight.org и зарегистрироваться в тех музеях, куда вы хотите попасть без очереди. Это еще пока можно сделать. Схема такая. С 6 вечера и до полуночи, когда вы хотите попасть в музей, в это время вы сможете подойти к выбранному вами музею, там на сайте указаны 10, в которые в прошлые годы всегда стояли очереди. Подчеркиваю, речь идет только о музеях московского подчинения. Потому что, к сожалению, это очень сложная и не очень френдли схема для москвичей, которая касается разделения музеев на федеральные и городские. Она всё еще, увы, существует. Тем не менее, там 10 популярных музеев, выбираете время, кликаете соответствующий уголок, и вам выходит уникальный номер. С этим номером вы приходите на ресепшен ночью в музей, которые установлены в этих 10 музеях, нажимаете красный квадрат, на котором написано «Жертва эксперимента», потому что это всё же в этом году эксперимент, и заходите без очереди в то время, в которое вы захотели. Там также выскакивает специальная карта, тот маршрут, который вы себе выбрали, и по этому маршруту можно очень легко сориентироваться, как можно скорее вам из одного музея попасть в другой.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Федор, насколько я понимаю, откроют двери экспозиции и музеи не только художественного толка, но и научно-популярного: и Дарвиновский музей, и Политехнический музей. У них какие-то специальные программы?

Ф. ПАВЛОВ-АНДРЕЕВИЧ: Большинство музеев что-то придумали в эту ночь, все в рамках своих форматов и в рамках своей фантазии. У каждого человека свои приоритеты – кому-то захочется академическую музыку слушать, а кому-то захочется диджеев. Например, сегодня мы запустили проект, который называется «Памятники одной ночи», в рамках которого московские и петербургские художники объединились с детьми, в том числе с детками с ограниченными возможностями, и сделали целых три памятника. Один перед Дарвиновским музеем, там прекрасный художник Дмитрий Цветков, скульптор, сделал скульптуру мамонта с детьми. Перед Музеем космонавтики арт-группа Professors сделала памятник «Белка и Стрелка». Наконец, еще один прекрасный памятник – перед частным музеем ретро-автомобилей, который, кстати, абсолютно бесплатно открыт для всех желающих до ночи. Роман Ермаков, очень талантливый молодой скульптор, сделал скульптуру ультрафиолетового автомобиля. Всё это на одну ночь. Попытаются протестировать мою личную мечту о том, что в городе должны появиться памятники, сделанные актуальными художниками. Сами понимаете, какого рода скульптуры обычно заказываются городом.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Федор, а что это за лисенок, который будет вместе с нами путешествовать по музеям? Какой-то лисенок, которого запустили в Национальную галерею. Он там ночевал, я так понимаю?

Ф. ПАВЛОВ-АНДРЕЕВИЧ: Это тот самый Франсис Алюс – я уже упоминал, – который сделал шествие в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

К. БАСИЛАШВИЛИ: А-а, это он и есть.

Ф. ПАВЛОВ-АНДРЕЕВИЧ: Это один из пяти главных художников мира сейчас, хотя сложно так судить… Этот художник несколько лет назад запустил живого лиса по кличке Бандит, уличного лиса, потому что на улицах Лондона лисы живут, как у нас крысы примерно, помойки ворошат. И этого лиса он запустил ночью в Национальную галерею в Лондоне. То, что снимали камеры внутреннего слежения в музее, это и есть произведение искусства. Там 8 экранов, и видно, как лиса, совершенно пришибленная, в ужасе, замороченная, бегает из зала в зал, прижимается к полу.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Т.е. вы нас сравниваете с лисам, да?

Т. ОЛЕВСКИЙ: Одно отрадно, что с лондонскими. Федор, последний вопрос. Я так понимаю, что «Ночь музеев» уже переливается через край музеев. Я знаю, что Библиотека имени Тургенева участвует, еще какие-то совершенно не музейные, на первый взгляд, пространства. Это как-то продолжаться будет?

Ф. ПАВЛОВ-АНДРЕЕВИЧ: Мы вообще надеемся, что продолжаться это будет всё лето. Потому что в планах, чтобы современное искусство и вообще искусство перелилось, как вы заметили, за край, оказалось на бульварах, на улицах. Не поймите меня сейчас неправильно, ради бога.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Мы поймем вас правильно.

Ф. ПАВЛОВ-АНДРЕЕВИЧ: Мы в Галерее на Солянке делаем проект, который называется «Контрольный осмотр». Люди должны придти, сдать экзамен по Тарковскому. Короче говоря, у всех, кто активно и внимательно ходит по улицам, будем возможность заметить, что уже начиная со следующих выходных Москва начинает немного оживать. Это действия, направленные на День города, когда, мы надеемся, люди не убегут из города, а в нем останется. Поэтому планов очень много. И современное искусство, оно придет к вам, если вы не идете к нему.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Спасибо. Федор Павлов-Андреевич - комиссар проекта «Ночь в музее 2012». Я хотела обратить внимание, что здесь огромный путеводитель, вы можете зайти и распечатать его на сайте «Ночь в музеях».

Т. ОЛЕВСКИЙ: Давай мы успеем Лену допросить.

Е. ПАНТЕЛЕЕВА: Я готова к допросу.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Лена представляет «Винзавод», там тоже сегодня огромная программа. Пожалуйста, расскажите.

Е. ПАНТЕЛЕЕВА: Да. И мы включены в тот маршрут автобусов, которые курсируют по Садовому кольцу. Мы находимся в районе метро «Курская». У нас большая программа. «Винзавод» – это такой мини-артгород, там много арт-площадок. Первое, куда я вас зову, – на нашу стратегическую, важную, одну из главных моих любимых площадок – это «Платформа». Это театральный проект Кирилла Серебрянникова. Сегодня с 8 до 10 там будет представлен спектакль «Восстание машин», совместный проект Кирилла Серебрянникова и Энно Попе из Германии. А в 23-30 и до часу ночи покажут документальный фильм «Гражданин поэт. Прогон года», и даже сама режиссер Вера Кричевская обещает придти под финал и поговорить со зрителями, ответить на вопросы. Дальше я вас зову обязательно в наш главный зал, выставочный цех красного, на выставку «Ретроспектива» Александра Виноградова и Владимира Дубосарского. Вчера был вернисаж для профессионалов, сегодня первый день открытия для всех зрителей. Выставка замечательная, там даже есть работа, которая называется «Ночь в музее». Один из главных художников мира Илья Кабаков однажды сказал, что в будущее возьмут не всех. Так вот я уверена, что Виноградова и Дубосарского обязательно возьмут в будущее.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Они его практически сами делают.

Е. ПАНТЕЛЕЕВА: Их ирония, помноженная на оптимизм, она дорогого стоит.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Это живопись?

Е. ПАНТЕЛЕЕВА: Да.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Это потрясающая история, я видел.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Расскажи.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Это очень большая, серьезная выставка.

Е. ПАНТЕЛЕЕВА: 750 квадратных метров выставочный зал, огромные полотна 3 на 4. Это в высшей степени оптимистичная и ироничная…

Т. ОЛЕВСКИЙ: Глубокая. Тонкая ирония, которая только у Виноградова и Дубосарского бывает. Фирменная ирония, совершенно замечательная. Туда придти – это праздник.

Е. ПАНТЕЛЕЕВА: Плюс там еще демонстрируется фильм о них, их речь от первого лица. Они ходят по улица и рассказывают про себя, про свое искусство. Снял фильм Евгений Митта.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Классная выставка. Мне кажется, для вечернего просмотра он подходит как никогда лучше, потому что он очень формирует настроение.

Е. ПАНТЕЛЕЕВА: А еще мы хотели бы показать, что искусство идет к зрителям. Мы придумали интерактивные проекты.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Это я люблю.

Е. ПАНТЕЛЕЕВА: Ксения, приходи, порисуем вместе. На большой площади у нас Art jam live-show, проект «Поиски во тьме», молодые московские и самарские художники оформляют скульптуры «Винзавод» в стиле стрит-арт. Также на большой площади с 6 часов интерактивный фотопроект Школы визуальных искусств «Я like «Винзавод». Нас очень часто спрашивают – как выглядят ваши зрители? Нарисуйте нам портрет вашего посетителя. Мы тоже решили узнать это, и все желающие смогут сфотографироваться на баннере «Винзавода», и потом мы с удовольствием разместим эти фотографии на нашем сайте.

К. БАСИЛАШВИЛИ: А порисовать дадут?

Е. ПАНТЕЛЕЕВА: Обязательно. Особенно мы ждем всех на площадке «Стена», потому что там интерактивный граффити-проект, он называется «Прежде чем умереть», там нужно будет написать, что ты хочешь успеть сделать за время своей жизни, прежде чем умереть.

К. БАСИЛАШВИЛИ: А что мы хотим сделать?

Т. ОЛЕВСКИЙ: Знаешь, есть такие списки – «Сто дел, которые необходимо сделать».

К. БАСИЛАШВИЛИ: Сто городов, которые необходимо увидеть. А вот ты сделаешь эти сто дел – и всё?

Т. ОЛЕВСКИЙ: Это очень важно. Потому что когда делаешь 101-е, это уже бонус.

Е. ПАНТЕЛЕЕВА: У нас есть один народный, можно сказать, проект, он называется «CD-холмы», это инсталляция молодого художник Николая Деренкова, это инсталляции сложенные из CD-дисков. Где-то за полторы недели до «Ночи музеев» мы бросили клич – дорогие друзья, приносите нам использованные диски, мы из них сложим скульптуру. Поставили специальный ящик на нашем информационном стенде. Действительно, набралось достаточно, чтобы сложить целых три довольно больших CD-холма. И они так хорошо вчера сверкали в лучах заходящего солнца. Я надеюсь, сегодня в прожекторах они будут также оптимистично подмигивать всем нашим посетителям.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Лена, от вас тоже можно проложить маршруты. Рядом находится площадка ARTPLAY, там тоже своя большая программа – и дизайнерская, и музыкальная, на улице много всего будет.

Е. ПАНТЕЛЕЕВА: Весь город будет одной большой арт-площадкой сегодня ночью.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Рядом, пешком перейти через мост – и вы окажетесь в Музее Андрея Рублева. Там будут показывать фильмы. А после показа фильма выступит сестра режиссера Марина Тарковская и расскажет, как фильм снимался в пределах Андронниковского монастыря, где сейчас музей расположен. Это тоже очень интересно. Там будет классический концерт и фольклорный концерт, при свечах, на улице. Я была несколько лет назад, это очень красиво.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Надо очень внимательно заранее составить маршрут, потому что вы везде опоздаете, если не знаете, куда идти.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Три точки, которые более-менее рядом, я сейчас определила. Кроме этого, что новость и этого не было раньше, мы об этом не успели спросить Федора Павлова-Андреевича, это театральные площадки. Театр же открывается. Вот это интересно. Ты знаешь, Лена.

Е. ПАНТЕЛЕЕВА: Я знаю всё про наш театр, про то, что делает Кирилл Серебрянников.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Кириллу Серебрянникову не привыкать работать с современным искусством. А здесь же открываются театры: театр «На досках», Театр имени Вахтангова, Московский драматический театр имени Пушкина, в 22-00 экскурсия по зданию театра.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Это интересно. Потому что когда еще побываешь за кулисами?

К. БАСИЛАШВИЛИ: За кулисы и по зданию Театра сатиры. На чаепитие в 21-30 до 23-00 приглашает Студия Олега Табакова. Пожалуйста, приходите на улицу Чаплыгина. Московский театр «Эрмитаж», Мастерская Петра Фоменко. Они даже устраивают обсуждения, дискуссии, круглые столы.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Кстати, в Тургеневке на Бобровом переулке будет выставка «Идея Небесного Города в истории Москвы». Я видел этот проект, как он начинается, довольно интересный. А вот новый музей, который присоединился в последний момент к «Ночи музеев» и впервые в нем участвует, – Музей истории евреев в России, там выставка, открылся совершенно новый зал – история горских евреев. Я был там. Очень интересная, необычная, страшно познавательная этнографическая история.

Е. ПАНТЕЛЕЕВА: Меня сегодня подвозил человек на «Мерседесе», машине уже 26 лет. Он говорит: «В ночь музеев все пойдут. Сходят в музей и больше не будут». А мне кажется, наоборот, такие акции как раз провоцируют интерес к музеям, к новым площадкам, люди узнают, что есть какие-то новые места.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Или, наоборот, в старых местах что-то новое.

Е. ПАНТЕЛЕЕВА: Такое музейное движение должно, наоборот, развиваться.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Мне кажется, москвичи не ходят в музеи – это уже не актуально. Москвичи уже ходят в музеи, и это очень заметно.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Я бы хотела проанонсировать еще одну акцию. Я не знаю, есть ли она в официальной программе. Я знаю, что будет встреча также еще и с художниками, в том числе с художниками старшего поколения. Сегодня будет встреча, например, с Дмитрием Жилинским в Институте русского реалистического искусства, ходят шаттлы от «Павелецкой», можно сесть, добраться, посмотреть на сайте музея, когда эта встреча состоится, поговорить с художником, попросить подписать его новый альбом, это тоже дорогого стоит.

Е. ПАНТЕЛЕЕВА: Такие проекты дают возможность не только увидеть работы художника, но увидеть самого художника, поговорить с ним, взять автограф, получить каталог из его рук. Сегодня, например, в галерее «Pop/off/art»специально они приурочили вернисаж художника, замечательного живописца Виталия Пушницкого.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Не только же в Москве проходит «Ночь музеев».

К. БАСИЛАШВИЛИ: В Петербурге огромная программа.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Какая?

К. БАСИЛАШВИЛИ: Большая.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Т.е. основные музеи работают.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Там есть сайт «Ночь в музеях», наберите, пожалуйста. Можете сесть на «Сапсан», ходят дневные поезда, еще успеете, или на самолет.

Е. ПАНТЕЛЕЕВА: Кстати, хорошая идея – встретить «Ночь музеев» в двух столицах.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Что на бульварах, то, что с шести часов? Вам не кажется, что хватит замыкаться в пределах музеев, надо, действительно, глобально выходить на улицы, чтобы современное искусство маршем прошло по улицам Москвы, как это было при футуристах.

Е. ПАНТЕЛЕЕВА: Никто не против маршей, я за шествие. Поскольку «Винзавод» в принципе арт-город, то мы в этот вечер выходим на улицы, у нас вся площадка в едином порыве… Сейчас команда «Винзавода» занимается последними оформлениями. Мы ждем всех. Спасибо за внимание. Приходите. Будет очень интересно.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Елена Пантелеева - директор фонда «Центр современного искусства «Винзавод». Я благодарю также Тимура Олевского.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Мы пошли на прогулку.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024