Купить мерч «Эха»:

Открытие выставки "Загадочная Индия" - Герогий Аистов, Виталий Цветков - Музейные палаты - 2011-10-15

15.10.2011
Открытие выставки "Загадочная Индия" - Герогий Аистов, Виталий Цветков - Музейные палаты - 2011-10-15 Скачать

К. ЛАРИНА: Доброе утро. Мы погружаемся в мир музыки и красоты. Сегодня приглашаем вас на выставку «Загадочная Индия». В студии «Эхо Москвы» ведущие программу «Музейные палаты» Ксения Ларина и Стас Анисимов. Стас, приветствую тебя.

С. АНИСИМОВ: Доброе утро.

К. ЛАРИНА: И Георгий Аистов – генеральный продюсер выставки «Загадочная Индия», которая открылась на Ветошном, 13. Здравствуйте.

Г. АИСТОВ: «Намасте, намаскар» - так можно сказать «доброе утро» по-индийски для наших дорогих радиослушателей. Выставка открылась вчера, но сегодня она работает для всех посетителей, для гостей, для друзей. Будет много интересных событий.

К. ЛАРИНА: Чтобы вы понимали, это не обычная выставка. Я полистала культурную программу, которая опубликована на сайте самой галереи «Ветошный, 13». Во-первых, давайте сразу скажем, что Индия – это совсем новая сторона этого выставочного комплекса. Потому что основное – это самураи. На полном серьезе.

Г. АИСТОВ: Да. Дело в том, что Индия и Япония неразрывно связаны. Когда я путешествовал по Японии, я видел потрясающие исторические факты, которые явно прослеживаются в Индии. Японцы, они принимают всё индийское. Вообще, всё, что принимают японцы, становится японским, даже матрешки и Микки-Маусы. Поэтому японцы очень много приняли из индийской культуры, в особенности юг Японии. Наверное, об этом следует поговорить после того, как мы поговорим об Индии, что же все-таки они приняли. Безусловно, «Загадочная Индия», название выставки говорит о том, что это страна, в которой множество загадок, которую предстоит нам открыть. Интерактивное выставочное пространство – это музей третьего тысячелетия. Это не то что вы приходите с 9 до 17, там бабушки, которые говорят «не трогайте экспонаты». Наоборот, трогайте экспонаты, участвуйте в событиях, приходите на мастер-классы, слушайте, смотрите. Конечно, мы пригласили разных людей, в том числе летающих йогов. Но мы об этом поговорим позже.

К. ЛАРИНА: Ты посмотрел хоть что-то?

С. АНИСИМОВ: Да, я успел посмотреть то, что было на открытии, как раз йог. Мне даже уже написали «намасте».

К. ЛАРИНА: Это что такое?

Г. АИСТОВ: Это каллиграфия. Дело в том, что мы знаем не только японскую, китайскую каллиграфию. Каллиграфия родилась задолго до создания множества письменных языков в Индии. Потому что Индия – это первый письменный язык, который называется санскрит. В санскрите, кстати, 90 процентов русских слов. Но я бы сказал, что сейчас в нашем русском современном языке очень много санскритских слов, в украинском – еще больше. Например, ведать или неведение. Веда – это древнее духовное знание. Либо ты обладаешь ведением, либо ты в неведении находишься. Такой пример. Три состояния материи: саттва – это свет, просветление, раджас – это раж по-русски, мы в раж вошли, т.е. это страсть, и тамас, тамас гуна – это тьма.

Пожалуйста, наш язык, он пропитан древним санскритом. Мы все об этом знаем, но мы даже не представляем, насколько прекрасен этот язык. Например, такое слово, как карма, невозможно перевести обыкновенным материалистическим языком, больше 300 значений: и деятельность, и отсутствие деятельности, и последствия деятельности и так далее. И мы видим, что вот эта древняя культура, мы о ней совсем-совсем мало знаем. Естественно, мы пригласили из Культурного индийского центра разных преподавателей, чтобы они показали каллиграфию, разные искусства, йогу, музыку.

К. ЛАРИНА: А танцы? Танцы будут?

Г. АИСТОВ: Конечно. Когда мы говорим об этой стране, об этой культуре… Нам всем нравится античность. Индийская тряпка, женщина может одеться в нее в сари и быть прекрасной, женственной, красивой, и это можно попробовать прямо на выставке.

С. АНИСИМОВ: Я начну с загадок. У нас же был «Битлз» в начале. Поясните.

Г. АИСТОВ: Я бы сказал так. Ведь мы понимаем, что Индия неразрывно связана с мировой культурой не только исторически, но если говорить о современной культурной истории, это страна, которая сыграла глобальную роль в духовном развитии многих культурных людей, я бы даже сказал культурологических феноменов, что уж говорить о «Битлз». Ведь «Битлз» поехали в Индию, они встретились с великими учителями. Прабхупада жил в доме Джона Леннона. Это была целая эпоха открытий. Западный мир построен на очень многих комплексах, в особенности американский, политонических комплексах восприятия через такую проевропейскую… Индия по-другому смотрит на мир, на мир бессмертия, на мир красоты.

К. ЛАРИНА: У вас в культурной программе, которая сопровождает выставку, есть и фильм «Индия. Beatles».

Г. АИСТОВ: Конечно. И не только этот фильм, есть масса других замечательных фильмов, которые мы пока еще не анонсировали. Причем фильмы феноменальные. Например, мы говорили о фильме, который снял русский режиссер, это известный «Мост Рамы», который был во время «Рамаяны», т.е. то, что фактически является индийским эпосом. Оказывается, мост существует по-прежнему, он скрыт водой. Два русских путешественника по этому мосту фактически прошли. Т.е. они нашли его остатки и физически показывали, что мы стоим на середине океана, а здесь какое-то движение. Т.е. они фактически дошли до Шри-Ланки. В Индии это восприняли с бешеным восторгом: два русских путешественника прошли по этому мосту. Для индусов это был культурный шок. Разные интересные моменты об Индии не только для нас, для европейцев, для западных людей, но и для индусов самих. Потому что раскрыть глубину своей собственной культуры, истории, мировой культуры и истории…

К. ЛАРИНА: Хочу сказать нашим слушателям, тем, которые не смотрят нас в Сетевизоре, что Георгий Аистов… Напомню, он является продюсером этой выставки, идеологом, инициатором ее проведения, креативным продюсером в том числе…

Г. АИСТОВ: Креативным грузчиком еще.

К. ЛАРИНА: Он еще соответствующим образом одет, не просто так он принес свое тело в нашу студию.

Г. АИСТОВ: Тело большое.

К. ЛАРИНА: Он его задрапировал специальными тканями.

Г. АИСТОВ: Его нужно драпировать специальными тканями.

К. ЛАРИНА: Расскажите, что это за ткани.

Г. АИСТОВ: Это просто ткань. Давайте начнем с того, что когда англичане оккупировали Индию, Ганди сказал им: ребята, нам не нужна ваша цивилизация, ваши железные паровозы, ваши машины, вы так гордитесь всем этим, мы тысячи лет пахали на коровах, делали себе сами одежду, мы этим и займемся. Ганди прекрасно выбрал стратегию: он стал просто игнорировать такую западную техногенную цивилизацию.

Естественно, он не был фанатиком, он просто понимал: чтобы сохранить какую-то свою естественную культуру, нужно чем-то пожертвовать. И он первый человек, который делал сам себе одежду, мужчина, который делал сам себе одежду. Эта одежда называется «кади», то, что вы видите. Кади – это просто ткань. А ткань эта сделана вручную, та самая ткань, из которой в древние времена еще на ткацких станках в деревнях делали одежду. И вот англичане стали такую ткань подделывать, потому что они поняли – ага, мы будем подделывать такую ткань. Тогда Ганди сделал еще хитрее – от открыл Кади-ассоциацию, он открыл сеть магазинов Кади, где только из деревень ручная одежда.

Удивительным образом он бойкотировал целую цивилизацию. И смотрите, такой интересный момент. Мы сейчас вернемся в историю русской деревни. Недавно я был на Украине, и люди говорили: вот газ, нефть. Я говорю: ну посмотрите, ваши бабушки и дедушки жили в мазанках, еще сто лет назад газ и нефть вообще никого не интересовали, потому что в каждом селе был огород, все ездили на лошадях, не было вот этих пробок ужасных, не было загазованности.

К. ЛАРИНА: И были счастливы люди, и жили дольше.

Г. АИСТОВ: Да. Дело не в этом. Никто же не зависел от цены на нефть и так далее. Т.е. люди жили естественным, экологическим образом, не покупали голландские помидоры, которые не портятся месяцами в холодильниках, и всё было прекрасно. Мы говорим – «Битлз» и Индия. А вообще, что такое счастье и как его достичь? Ведь это главный вопрос философии. В чем счастье? Мы говорим – у нас прекрасный город Москва, мы ездим по 5 часов в пробках на работу.

С. АНИСИМОВ: Есть метро.

Г. АИСТОВ: Да, есть метро еще, в котором боятся люди ездить время от времени. А вообще, что такое счастье? Если у нас будет больше пробок, больше метростанций…

К. ЛАРИНА: Это к счастью вряд ли имеет хоть какое-то отношение.

Г. АИСТОВ: Конечно.

К. ЛАРИНА: А у вас там есть ощущение счастья, когда попадаешь? Есть специальный отсек, для того чтобы погрузиться в нирвану?

Г. АИСТОВ: Вы должны это чувствовать. Слово нирвана – это там, где нет ничего.

К. ЛАРИНА: Йога же у вас будет, занятия, мастер-класс.

Г. АИСТОВ: Обязательно. Смотрите, интересный момент. Нирвана – это промежуточное состояние между горем и счастьем. Потому что нирвана – там нет ничего, это пустота, по сути дела. Поэтому нам сначала хочется убежать с работы, побыть в нирване часок.

К. ЛАРИНА: В нир-ванне.

Г. АИСТОВ: Но когда мы пришли в себя, что нам хочется? Нам хочется праздника. Поэтому Индия – это страна, где каждый шаг – это танец, каждое слово – это песня. Это праздник, праздник души. Поэтому там всё празднично. Богослужение праздничное, обряд погребения праздничный. Индусы собираются, даже когда они сжигают кого-то из родственников, они при этом поют и танцуют. Т.е. это страна постоянного праздника. Но какого праздника? Лицом в оливье – нет, конечно, не такого праздника. Праздника, когда обмен чувств. И вот на этом построена индийская духовность, на способности обмена чувствами.

Это самая уникальная философия и религия, которая говорит о том, что с богом можно дружить. Поэтому он там Кришна, он пасет коров, он Говинда, он пастух и тот, кто похищает сердца. Представляете, он похищает что-то. В этом мире столько много похитителей. Кто-то похищает деньги, бабушкины пенсии, кто-то похищает недвижимость, приватизирует. Поэтому в этом нет шарма. Но Кришна похищает сердца, он похищает цветы – вот о каком похищении идет речь. И вот в этом идея индийское философии. Когда мы говорим о том, что божественное обладает всеми человеческими качествами, но совершенными человеческими качествами. Все наши тенденции, всё, что в нас есть, можно направить в совершенное русло.

К. ЛАРИНА: А у вас можно жить, просто эмигрировать туда и жить?

Г. АИСТОВ: Многие ребята, которые делали эту выставку… Например, послы не верили, что мы построили за две недели.

К. ЛАРИНА: Там большое помещение?

С. АНИСИМОВ: Огромное.

Г. АИСТОВ: 1400 метров. Никто не знает, что ее строили ребята 24 часа, энтузиасты. За деньги такое не сделаешь. Это была команда, несколько команд людей, и каждый делал свою площадку, свой проект. Люди это делали с большой любовью. Очень интересный видео-арт, эти сферические мультиэкраны.

С. АНИСИМОВ: Это то, с чего начинается.

Г. АИСТОВ: Начинается с большого зала маха-мандалы, когда в одном сферическом экране 8 млн. 400 тысяч форм жизни – атомы, насекомые, всё, а в другом – земля, стремление к вечности. Т.е. ты понимаешь: ты попадаешь в мир, и ты смотришь – вот этот мир, в котором круговорот рождений и смертей, а второе – это мир чего-то божественного, сакрального. И ты стоишь между ними. Очень интересно. Хотя мне говорят, что надо написать, надо рассказать об этом. Но мы еще не до конца, может быть, доделали экскурсию, потому что сама по себе экскурсия должна быть, а с другой стороны, главное – это переживания человека.

К. ЛАРИНА: Т.е. на эмоциональном уровне идет погружение в такое состояние.

С. АНИСИМОВ: Медитативное.

Г. АИСТОВ: Да, медитативное состояние. Музыка… У меня есть один из моих учителей в категории драматургии. Это Вячеслав Полунин. Мы с ним ездили в Индию, путешествовали вместе. Естественно, я ему показывал духовные части Индии, он мне рассказывал о своем восприятии. Очень тонкий человек. И вот он говорит: понимаешь, клоун – это самая трудная работа, в опере, еще где-то, в каком-то спектакле, там есть декорации, движения, а у клоуна нет ничего, кроме самого себя. И вот когда ты приходишь к нему на «Снежное шоу», первое – ходят алкоголики зеленые и тебя не замечают, а ты заплатил три тысячи рублей, ты возмущаешься – где? Первая задача – это человека опустить до уровня, когда он говорит: дай-ка, дай, быстро мне всё расскажи, быстро о вечности. А ты, наоборот, говоришь: успокойся, помедитируй, посмотри, ты еще ничего не понял, но ты уже почувствовал, это самое главное. И когда мы человека подготовили…

К. ЛАРИНА: Расслабление, подготовка.

Г. АИСТОВ: Когда подготовили его, вот тогда выходит клоун…

К. ЛАРИНА: Выходит Марина Максимова в эти минуты. (СМЕЕТСЯ).

Г. АИСТОВ: И начинает читать новости. А все уже расслабленные.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА: Я напомню, что сегодня мы говорим о выставке «Загадочная Индия», которая открылась в Арт-центре «Ветошный, 13». У нас в студии генеральный продюсер выставки Георгий Аистов. Бой Джордж начал свою песню, а Георгий нам стал переводить. Давайте переведем для людей, что он поет.

Г. АИСТОВ: Устранить невежество и освободить всех праведников, я прихожу сам из века в век, так что не переживайте, всё будет хорошо. Когда будет всё плохо, я приду сам. Поэтому, с какой-то точки зрения, Бой Джордж говорит о том, что в этом мире существует так много разных представлений о божественном, одни поют об этом, другие говорят о другом, но Бой Джордж говорит о том, что те, кто прославляют всевышнего, они всегда счастлива. Харе – это счастье.

К. ЛАРИНА: Давайте послушаем.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ

К. ЛАРИНА: Давай вопросы зададим людям, а то они заслушались, хотят что-то получить за то, что они нас слушают.

С. АНИСИМОВ: Получат шесть пар билетов на выставку. Вопросы следующие. Вопрос первый. Назовите божество, которое предстает в образе большого животного, символизирующего силу, царственность, которое устраняет препятствия. И это божество покровительствует всем торговцам и всем людям, которые имеют отношение к капиталу. Второй вопрос. Скажите название традиционной индийской еды, которая выглядит следующим образом: на одном большом подносе расставлены все возможные варианты вкусов – кислое, сладкое, специи. Как это блюдо называется? Последний вопрос, самый простой. Расшифруйте слово «Болливуд». Из каких двух слов оно состоит? В Болливуде, как мы тут выяснили, снимается больше тысячи фильмов в год.

Г. АИСТОВ: Да. Есть фильмы хорошие, есть фильмы плохие, есть фильмы индийские.

К. ЛАРИНА: «Миллионер из трущоб» какой замечательный фильм.

Г. АИСТОВ: Это потрясающий фильм.

К. ЛАРИНА: Получил «Оскара» этот фильм. Великолепный.

Г. АИСТОВ: По сути дела, такое небольшое проникновение в индийскую культуру, менталитет. Всегда стоит вопрос совмещения взгляда восточного и взгляда европейского. Вы знаете, что в Индии в «Кока-Колу» даже больше сахара добавляют, потому что все-таки специи и сахар – немножко другие чувства, другое восприятие, больше рафинированного они понимают, а мы все-таки более холодные, литовские парни…

К. ЛАРИНА: А вы погружались в Ганг?

Г. АИСТОВ: Погружались в Ганг неоднократно. Но тут в другом дело. У нас немножко другая модель восприятия.

К. ЛАРИНА: Мы закрытые очень, да?

Г. АИСТОВ: Я бы не сказал, что мы закрытые. Просто мы немножко другие. Например, наши художники, у них полутона, всё такое пасмурное, серое.

К. ЛАРИНА: Посмотрите, какая погода. Когда мы сидели в студии, к нам пришли люди и сказали, что там уже снег.

Г. АИСТОВ: Да.

К. ЛАРИНА: Т.е. начали нашу передачу осенью, а закончили ее практически зимой.

Г. АИСТОВ: Я пописываю в своем блоге, у меня есть блог avadhut.ru.

К. ЛАРИНА: Давайте по этому поводу и скажите. Потому что я вижу, что у вас есть второе имя – Свами Авадхут.

Г. АИСТОВ: Свами – это духовный такой титул.

К. ЛАРИНА: Вы от кого-то его получили, кто-то вам его присвоил. Расскажите, как это произошло.

Г. АИСТОВ: Это долгая история. Я в свое время жил в Америке, уехал туда еще в конце 80-х, получил там фактически образование, прожил там около 10 лет в общей сложности. Впервые с индийской духовностью я познакомился там. Потому что, когда я приехал в Америку, мне казалось, что Нью-Йорк – это такой огромный город, где все тебя обнимают, рады тебе. Оказалось, что примерно так же, как Москва, большой город одиноких занятых людей, которые просто совместно сосуществуют. Как иммигрант, человек из постсоветского пространства, который ожидал какой-то сказки от Америки, а увидел достаточно прагматическую страну, естественно, я стал искать общения и за пределами русского социума, Брайтон-бич и так далее. И попал в разные сферы общения, поскольку занимался искусством. Как раз через музыку, через искусство я познакомился с духовными людьми, встретил своего духовного учителя, который приехал из Индии.

К. ЛАРИНА: Это всё в Америке произошло.

Г. АИСТОВ: Да, это произошло в Америке. А потом мой духовный учитель сказал мне: «А что ты вообще здесь делаешь? Почему бы тебе не вернуться в Россию и не заняться какими-то позитивными проектами?» Вот я приехал в Россию еще в 90-е.

К. ЛАРИНА: А в Индию когда попали?

Г. АИСТОВ: Естественно, приехал я через Индию. После жизни в Америке мне посчастливилось путешествовать по всему миру: Латинская Америка, Мексика, Индия. Я в прошлом году практически 8 месяцев прожил в Индии. Запустил проект «Самураи» и отъехал в Индию, чтобы как раз собирать коллекцию для этой выставки и делать другие проекты.

К. ЛАРИНА: А брат ваш самурай.

Г. АИСТОВ: Да, отчасти он самурай.

К. ЛАРИНА: Его путь шел через Японию.

Г. АИСТОВ: У него свой путь. Я индуист, а он буддист. У нас вся семья одни по индийской линии, а другие – по буддистской, одни самураи, а другим больше нравится праздник, жизнь.

К. ЛАРИНА: Совмещаются две философии?

Г. АИСТОВ: Конечно, можно всё привести к гармонии. Когда мы говорим о том же Стиве Джобсе, он, конечно, интересовался буддистской философией.

К. ЛАРИНА: Георгий просто встречался с ним.

Г. АИСТОВ: Я бы не сказал, что я сердечно с ним обнимался. Но один из моих друзей, он работал с ним еще в начале 70-х, очень хорошо знал его. Стив Джобс, я считаю, потрясающий человек, его карьера началась с того, что он, будучи еще студентом, ходил в Америке в храм «Харе Кришна» кушать вегетарианскую еду. У его жены своя сеть магазинов здорового питания, кстати. Т.е. он очень непростой человек. А в доме у него какое-то время был один только стул для медитации. Т.е. у него черная футболка и джинсы Levies… Простая жизнь, возвышенное мышление. Этот человек понял, что нужно накапливать внутренние богатства. И он не был привязан, по сути дела, к деньгам, хотя он был миллиардером. Но сама карьера Стива Джобса, она, безусловно, связана с Индией. Когда его спросили - чем ты отличаешься от Билла Гейтса?.. Вы знаете, что они с Биллом постоянно друг друга подзуживали. Стив, он язвительный, он считал, что многие его идеи украл Microsoft, он сказал: «Вот если бы Билл Гейтс побывал бы в Индии, может быть, ему хватило бы мозгов создать то, что делаю я».

К. ЛАРИНА: По поводу «пожил бы, побыл бы». Хочу успеть на эту тему поговорить, поскольку тренд этого сезона, очень популярный среди среднего класса, те, которые могут себе это позволить, - это на какое-то время уехать в Индию. У нас даже есть места, куда паломничества русских с семьями, с детьми, на полгода, на год. Что это за увлечение? С чем это связано?

Г. АИСТОВ: Тут, наверное, в первую очередь надо сказать, что Индия – это страна, где ты чувствуешь себя абсолютно свободным. Я не знаю, многие зрители, наверное, разделяют мое ощущение – когда я приезжаю в Россию, я не чувствую себя свободным. Я не ношу с собой паспорт, документы, но я понимаю, что здесь такой дух, такая энергетика… Когда ты приезжаешь в Индию, ты понимаешь, что ты свободен. Поиск свободы, солнца, наверное, это первое, что движет людьми, чтобы приехать в Индию. Ты понимаешь, что жить можно совсем по-другому. В Индии можно жить совсем не копейки и при этом быть счастливым.

К. ЛАРИНА: Там снимают какое-то жилье, дома.

Г. АИСТОВ: Где-то в Гоу. По сравнению с нашими суперпереоцененными ценами… Если ты счастливчик, у тебя есть московская квартира, ты можешь сдать ее за тысячу долларов, в Индии ты будешь жить как король. Наверное, это, конечно, вдохновляет. И потом море солнца.

К. ЛАРИНА: Там круглогодично хорошая погода.

Г. АИСТОВ: Я бы не сказал, что хорошая круглогодично. Если ты как птица… Садху, которые путешествуют, они же летом в Гималаях, где похолоднее. Как похолодало в Гималаях – на юг Индии. Т.е. они как птицы мигрируют. Раньше в древней Индии были целые дороги паломников, и все люди принимали гостей, не было гостиниц. Вообще не было такого понятия, что кафе, продажа еды. Любого человека должны были накормить. По-прежнему в индийской деревне, если ты придешь, тебе предложат место ночлега и тебя накормят как гостя. Потому что гость – это посланник божественного. И домохозяева, они служили гостям. Представляете, целая культура. И благодаря вот этому происходили новости, духовное общение. Потому что садху – это люди, которые встали на духовный путь. А в Индии по-прежнему 8 миллионов садху, 8 миллионов разных святых.

К. ЛАРИНА: Надо съездить.

С. АНИСИМОВ: Обязательно. Я не был ни разу.

Г. АИСТОВ: В особенности в святых местах. Они не в Бомбее, не в Дели. Вот эти садху, они движутся. В принципе, считалось так, что они приходят в дома домохозяев и общаются с ними. Таким образом, новости, духовное общение переносилось. Вот человек жил в деревне, он принимал гостей, и гости с ним общались. Он служил гостям, кормил их.

К. ЛАРИНА: Как часто вы там бываете?

Г. АИСТОВ: Я постоянно там бываю. Во-первых, зима на меня очень негативно действует, я все-таки привык к более теплому климату. Но климат – это не сверхзадача. Просто Индия, Юго-Восточная Азия – это искусство, духовность, культура, я глубоко потрясен этим. Каждый раз я открываю для себя что-то новое.

К. ЛАРИНА: Написали что-нибудь сами? Открылись у вас возможности внутренние для творчества?

Г. АИСТОВ: Я писал с детства. Но буквально недавно стал вести свой блог avadhut.ru. Там я пишу о своей жизни в Америке, о том, как я пришел к духовности. Он сленговый, я пишу современным языком. Я могу писать теистические статьи, научные, духовные, искусствоведческие, но я решил, что не будет интересно такой нафталин читать. Я думаю, что там более альтернативный блог, я пишу о своей жизни, о своем миропонимании, как я пришел к духовной жизни. Естественно, я пишу о своих приключениях. Вот начал писать. К сожалению, не всегда хватает времени, потому что в основном работаю по ночам, в особенности в Москве, часа в четыре ложусь спать, часов в 10 встаю, а днем масса событий, людей, арт-проекты. Поэтому приходится писать по ночам. Когда я буду с компьютером в какой-нибудь индийское пещере…

К. ЛАРИНА: Пока это блог. А когда это в книгу соберется?

Г. АИСТОВ: Анна Ахматова сказала: «Если вы можете не писать стихи, не пишите». Сейчас столько всего написано… Надо, чтобы родилось что-то истинное. Вообще, людей только истина привлекает, больше ничего их не привлекает.

К. ЛАРИНА: Или то, что они принимают за истину.

Г. АИСТОВ: Каждого ведь на своем этапе что-то вставляет внутренне, как прозрение. Для первоклассника это одно – может, когда он палочку научился рисовать. Для академика Перельмана это что-то другое. Поэтому мы понимаем, что на каждом этапе у человека пробуждаются уровни восприятия.

К. ЛАРИНА: Товарищи, я открыла расписание культурной программы, которая сопровождает выставку «Загадочная Индия». Сегодня у нас 15 октября. В 12.30 – «Йога. Теория и практика». Показательные выступления, мастер-класс. 13.30 – Торжественная церемония открытия выставки «Загадочная Индия». 13.50 – Танцевальный номер в стиле катхак. 14.00 – Мастер-класс по традиционному индийскому танцу катхак. Т.е. можно научиться. 16.00 – Лекторий «Загадочная Индия». Встреча с Филипом Мёрфи, американским писателем. Будет?

Г. АИСТОВ: Да. Очень интересный дяденька.

К. ЛАРИНА: Тема: «Глубины ведический философии». 15.00 – Болливудские танцы в исполнении коллектива «Devi Dance». Выступления и мастер-класс. 16.00 – Индийское боевое искусство калари-паятту.

Г. АИСТОВ: Это очень интересное древнее искусство.

К. ЛАРИНА: 17.00 - Праздничный концерт. В 18.00 встреча с Георгием Аистовым, с которым мы уже встречаемся.

С. АНИСИМОВ: И расскажите обязательно про йога, который у вас там есть. Левитирующий йог. Можно всё это посмотреть.

Г. АИСТОВ: Левитирующего йога давайте оставим на закуску.

К. ЛАРИНА: А ведическая кулинария?

Г. АИСТОВ: После ведической кулинарии давайте закусим левитирующим йогом. Все-таки давайте сконцентрируемся на главных аспектах. Понятно, что мы идем на ярмарку, нам нужны чудеса. Какая ярмарка без драки?

К. ЛАРИНА: Каждый день чудеса тут.

Г. АИСТОВ: Поэтому давайте говорить, что это праздник для всей семьи, а левитирующий йог – это подарок.

К. ЛАРИНА: Про ведическую кулинарию скажите. Что, там есть специальная еда?

Г. АИСТОВ: Ведическая кулинария – это потрясающая кулинария. Что такое кулинария? Это наука о вкусе. Сейчас был вопрос для радиослушателей – какое блюдо обладает всеми вкусами? Считается, что кислое, сладкое, горькое, соленое. Человек, чтобы удовлетворить себя, должен попробовать все вкусы. Но еще есть такая система йога приема пищи, это должно еще быть с любовью приготовлено, духовно. Оказывается, пища – это очень важный аспект. То, в каком состоянии сознания мы ее готовим…

К. ЛАРИНА: Всё это передает настроение. Т.е. можно отравить силой мысли.

Г. АИСТОВ: Я думаю, что в этом уже никто не сомневается. В некоторых музеях бабушки-смотрители так тебе скажут, что силой мысли… Поэтому я говорю нашим смотрителям: улыбайтесь, скажите людям, что они могут трогать, фотографироваться, сидеть с этим. Ведь когда мы говорим о музее, что мы хотим? Мы хотим ощутить, для нас это очень важно. Если всё это от нас закрыть, посыпать нафталином, такой запах времени…

К. ЛАРИНА: Да, в этом смысле мы отстаем от мира. К сожалению, консервативно, очень трудно. Но вашими молитвами, что называется.

Г. АИСТОВ: Музейщики – это особая категория людей, их задача – сохранить экспонат. А наша задача – это то, что экспонат должен говорить.

К. ЛАРИНА: Он должен быть интересен сегодня, он должен работать сегодня.

Г. АИСТОВ: Да, он должен быть актуален. Если он с тобой не разговаривает, если он не рассказывает… Ведь каждый экспонат – это история, это событие. Поэтому на нашей выставке мы сделали по таким мирам, залам, и ты идешь по экскурсии, ты видишь каждый зал. Например, зал Ганеша, зал Шивы, мир Будды, дворец Махараджи, двор, когда махараджи выезжает, фотографии старинные, эти махараджи, их «Роллс-ройсы» украшенные, автомобиль-лебедь, лодка-птица. Махараджи же не просто ездили на каких-то лодочках, там всё было интересное. Зал капитана Немо, например. Кто такой капитан Немо? Ведь мы мало знаем о древних науках, о металлургии, о виманах, о летательных аппаратах. И мы решили сделать зал капитана Немо. С одной стороны, это стимпанк, с другой стороны – это древние чертежи, изображения разных мистических летательных аппаратов, которые назывались виманы. Конечно, сама среда, в которой капитан Немо строил «Наутилус». Очень интересный зал.

С. АНИСИМОВ: Отличный. Нам уже принесли победителей.

ОБЪЯВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

С. АНИСИМОВ: Все перечисленные товарищи получают по паре билетов на выставку «Загадочная Индия». Теперь ответы. Давайте в формате блиц прокомментируйте. Это божество в виде большого животного, которое символизирует силу, царственность и устраняет препятствия. Как оно называется?

Г. АИСТОВ: Это, конечно, всеми любимый Ганеш. Вообще, Ганеша скупают все. Нет, наверное, квартиры в Москве, где нет Ганеша. Потому что все очень любят маленького пузатого слоника, который написал все веды. Но главное, что он устраняет препятствия на пути. Вообще, считается, что всё, что ты пожертвуешь Ганешу, в тысячу раз тебе вернется. Поэтому все индусы кидает ему монетки. Лучше, чем Сбербанк.

С. АНИСИМОВ: Ганеш, кстати, есть на выставке.

Г. АИСТОВ: Целый зал. История его рождения и так далее.

С. АНИСИМОВ: Традиционная индийская еда, когда на одном подносе представлены все вкусы.

Г. АИСТОВ: Эта еда называется тали. Потому что тали – это типичная еда раджастанская. В Индии она распространена, но лучше всего в Индии ее делают в Раджастане. Нужно, конечно, попасть в хорошую раджастанскую кухню. Даже если это пустыня, даже если это деревня, вам всё равно вынесут минимум 7-8 блюд. Очень простые – горошек, сметана, какие-то сладости. Но настолько это прекрасно. И все эти 7 вкусов, они полностью тебя удовлетворяют. Если это еще сделали какие-то духовные люди, если это храмовая пища – потому что это предлагается божествам, – это вообще нектар бессмертия.

С. АНИСИМОВ: И расшифруйте слово Болливуд. Это Бомбей и Голливуд. Без комментариев.

К. ЛАРИНА: Господа, мы должны уже закончить эфир. До какого числа продлится выставка?

Г. АИСТОВ: Мы планируем, что она будет как минимум до новогодних выходных. Тут очень важно ловить программу, потому что будет много известных людей, связанных с Индией.

К. ЛАРИНА: Я так понимаю, что на сайте обновления постоянно идут, там можно познакомиться с программой каждого дня. Ветошный, 13, где это находится?

Г. АИСТОВ: Прямо за ГУМом по центру здание Ветошный, 13, в трех шагах от Красной площади. Я думаю, кто ищет, тот всегда найдет. Спасибо.

К. ЛАРИНА: Приходите, дорогие друзья. Напомню, Георгий Аистов, генеральный продюсер выставки «Загадочный Индия». Ветошный, 13 вас ждет.

Г. АИСТОВ: Я благодарю «Эхо Москвы» за прекрасную передачу и за то, что люди Москвы могут ее послушать.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024