Фестиваль "Музейный гид" на Винзаводе - Георгий Никич, Михаил Гнедовский, Инна Прилежаева - Музейные палаты - 2011-08-27
К. ЛАРИНА - 10 часов 13 минут. Доброе утро, это радиостанция «Эхо Москвы», начинается программа «Музейные палаты», которую, как обычно, ведут, Ксения Ларина, Тимур Олевский. Тимур, приветствую тебя.
Т. ОЛЕВСКИЙ - Доброе утро.
К. ЛАРИНА - У нас сегодня много народу в студии. Но будем мы говорить об очень короткой выставке, которая продлится всего лишь 2 дня, 2-го и 3-го сентября. Так что обязательно послушайте сегодняшнюю программу и успейте прийти на Винзавод, где будут происходить события, о которых мы и будем говорить сейчас. Итак, в нашей студии… Называется фестиваль «Музейный гид на Винзаводе», сразу скажем, да? В нашей студии сегодня Георгий Никич, куратор выставочной экспозиции фестиваля. Здравствуйте, Георгий.
Г. НИКИЧ - Здравствуйте.
К. ЛАРИНА - Михаил Гнедовский, председатель Европейского музейного форума. Добрый день, Михаил.
М. ГНЕДОВСКИЙ - Доброе утро.
К. ЛАРИНА - И Инна Прилежаева, куратор событийной программы фестиваля «Музейный гид». Инна, приветствуем вас.
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Доброе утро.
К. ЛАРИНА - Билеты лежат в конвертах.
Т. ОЛЕВСКИЙ - Приглашения на выставку. Книги лежат в закромах.
К. ЛАРИНА - Давай, рассказывай про вопрос. А какие книги, кстати?
Т. ОЛЕВСКИЙ - А книги вот какие. Во-первых, книга «Небеса и окрестности Кинозерья».
К. ЛАРИНА - Ну, эту книгу мы представляли очень подробно.
Т. ОЛЕВСКИЙ - Известные проекты, расписные потолки, иконы, деревенские часовни, церкви, составляющие историко-культурный ландшафт национального парка «Кинозерский». Собственно, фонд Потанина выпустил это издание, об этом уже рассказывали мы в прошлый раз. Книга вторая, которую мы предлагаем – это «История русского балета – реальная и фантастическая. В рисунках, мемуарах, фотографиях из архива Михаила Ларионова». Да, вот, Дягилевская история. И мы еще обязательно дадим приглашения на выставку, которая открывается 2-го и 3-го сентября на Винзаводе. Хоть там вход и свободный, но с приглашением вы себя будете чувствовать…
К. ЛАРИНА - Надежнее.
Т. ОЛЕВСКИЙ - Увереннее, да. И, скорее всего, не забудете ее посетить, а она того стоит, судя по всему. Сейчас узнаем у наших гостей, почему.
К. ЛАРИНА - По поводу фонда Потанина. Надо сказать, что не случайно он сегодня звучит в нашей программе, потому что этот «Музейный гид» как раз под эгидой благотворительного фонда Потанина проходит. Так что имейте в виду.
Т. ОЛЕВСКИЙ - И в рамках проекта «Меняющиеся музеи в меняющемся мире». Давайте, я быстро вопросы задам? Вы уже начнете на них отвечать. Тут есть вопросы, по-моему, не очень простые. Какой музей называют музеем исчезнувшего вкуса? Вот такой вот вопрос. Думаю, будет много вариантов ответов.
К. ЛАРИНА - У каждого свой.
Т. ОЛЕВСКИЙ - Да, да, мне кажется, да. Какое имя получил скелет мамонта, прелесть какая, найденный недалеко от Новосибирска в 1940 году? И третий вопрос. В каком городе создается сейчас, просто непосредственно сейчас, в каком городе создается музей на роликах?
К. ЛАРИНА - Где, интересно, найти ответы на все эти вопросы?
Т. ОЛЕВСКИЙ - А вот, есть ответы на эти вопросы. Ну, нет у меня сомнений, что на эти вопросы ответов в голове у наших слушателей непосредственно так, влёт, нет. Но, наверное, найдут.
К. ЛАРИНА - Значит, мы на смс принимаем, да?
Т. ОЛЕВСКИЙ - На смс принимаем, да.
К. ЛАРИНА - Ну а номер кто-нибудь скажет, или все его знают?
Т. ОЛЕВСКИЙ - А номер мы скажем. +79859704545 – это наш смс-портал. Также @vyzvon работает в Твиттере. Если вы что-то напишете – мы тоже это прочитаем. Милости просим.
К. ЛАРИНА - Давайте сначала разберемся с жанром, все-таки, выставка и фестиваль – есть какая-то разница. Почему именно фестиваль? Кто ответит на этот вопрос? Пожалуйста, Георгий.
Г. НИКИЧ - И не выставка, и не фестиваль, конечно. У этого проекта есть довольно странное название, так сказать, для понимающих. Прислушайтесь – экспозиционно-дискуссионная платформа, вот что это такое. Но мы, поначалу придумав такое страшное сочетание, потом, все-таки, лицом к публике решили повернуть слово «фестиваль». Фестиваль – это, конечно, такое событие, в котором, как и на платформе, может базироваться, монтироваться все что угодно. И выставки, и разговоры, и встречи. Здесь в процессе этого двухдневного проекта даже создастся отдельный, собственный музей этого проекта.
Т. ОЛЕВСКИЙ - А что же там будет?
Г. НИКИЧ - Давайте, Инна, я думаю, в двух словах может описать рамку, из чего это все состоит.
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Да. Ну вот, нам, во-первых, очень важно, чтобы люди могли не только посмотреть. Но, вообще-то, фестиваль рассчитан как на профессиональную публику, так и на широкую интересующуюся, в общем, «умную» публику.
Т. ОЛЕВСКИЙ - Что будет с музеями, да? Куда они идут.
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Тут, собственно, не только что будет с музеями, а наша идея – в общем, очень несложная. Она, в общем, давно уже в европейском таком тренде. Вот, я думаю, что Михаил Гнедовский про это чуть позже скажет. О том, что музей – это место интересного досуга. Кроме того, что там сохраняется наследие, вообще-то это место интересного современного досуга.
Г. НИКИЧ - Я бы сказал, музей постепенно превращается в место интересного досуга.
К. ЛАРИНА - То есть, скорее, как клубная культура должна быть, да?
Г. НИКИЧ - Ну, она постепенно туда входит. Хотя, конечно, еще не всюду и не везде, и традиции…
К. ЛАРИНА - Очень консервативно. Мы привыкли, да? Пришел к витрине, посмотрел, послушал экскурсовода и ушел домой одухотворенный.
Т. ОЛЕВСКИЙ - И забыл все.
Г. НИКИЧ - И главное, что мы знаем о музее – это то, что в нем есть подлинные вещи. А когда мы уходим из музея, мы уносим с собой ВВП некоторое, а именно – впечатления, воспоминания, переживания.
Т. ОЛЕВСКИЙ - Такая трактовка!
Г. НИКИЧ - И эта выставка, которая является частью проекта «Музейный гид» - она есть как раз впечатление и переживание вместе с воспоминанием. Мы это сделали, зная, что там чудесного сделали удивительные музейщицы в селе Аромашево Свердловской области. Потрясающе восстановили роспись так называемую уральско-сибирскую роспись. Представляете, кисточку берешь, вы знаете, кисточку берем, макаем в краску и красим. Получается полосочка. В этой технике берешь кисточку, макаешь в краску, потом в белую краску кончик кисточки, проводишь – и у тебя сразу получается цвет с белым контуром. И из этого целый мир вырастает дальше, символический. Но вот этот прием – он удивительно выразительный. Другое – в Московском Музее света что происходит? У нас есть впечатления и знания о том, что там делалось благодаря проектам, которые сделали музейщики в рамках грантового конкурса фонда Потанина «Музеи в меняющемся мире». И вот это все пространство – это пространство инсталляций, связанных с тем, как мы могли вспомнить, представить себе и сделать какую-то такую параллельную жизнь этих проектов. Гид – главное слово. Ведь, когда вы читаете, есть же слово «бедейкер», некоторые знают другие разные, «Мишлен», да? Разные гиды, и сами по себе они ценны. Вот, хочется, чтобы такое событие стало одновременно, как вы правильно сказали – клубной историей, клубной площадкой, а с другой стороны – провокацией или вдохновением, или движением в сторону того, что можно поехать по этой карте, действительно, и увидеть другую Россию.
К. ЛАРИНА - То есть, правильно ли я понимаю, чтобы наших слушателей сориентировать. Потому что Винзавод – он все время ассоциируется с современным искусством, а в данном проекте речь идет не о современном искусстве, а о современной музейной культуре, если так разделить. Да?
Г. НИКИЧ - Да, совершенно верно.
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Да.
К. ЛАРИНА - Ну, мы про рамки-то начали. Инну-то все прервали, перебили. Вот, интеллигентный человек. Пожалуйста.
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Про рамки, да. Я хотела сказать, вот опять же, чтобы сориентировать, может быть, и публику, которую мы очень ждем, о том, что в течение 2 дней, кроме выставки, у нас идет программа нон-стоп в первый день для профессионалов, в пятницу, куда мы пригласили европейских экспертов. Это у нас, собственно, из Голландии и из Великобритании.
Т. ОЛЕВСКИЙ - И их можно послушать, да?
К. ЛАРИНА - Они будут выступать, типа мастер-класса будет, или что?
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Это будут разные форматы, начиная с каких-то небольших, в общем-то, лекций, которые представляют современное положение музеев и каких-то тенденций в Великобритании. Это будет Джейн Уикс, советник Британского совета по музеям и архивам представлять. Мы будем говорить о технологиях, о новых маркетинговых коммуникационных технологиях в музеях. Так, например, Бьерн Стенверс – это директор по маркетингу музея истории Амстердама будет представлять новую маркетинговую программу этого музея, потому что пару лет назад они поняли, что надо что-то менять. И сейчас разработали эту программу, где есть уже определенные результаты, и, в общем…
Т. ОЛЕВСКИЙ - Это то, чего, кстати, не хватает, мне кажется, российским музеям. Очень здорово.
И. ПРИЛЕЖАЕВА - В общем, да.
Т. ОЛЕВСКИЙ - Не очень умеют это делать. Не все, конечно, но многие.
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Но там ведь тоже, что любопытно, потому что вот этот Бьерн, когда мы с ним говорили, в общем, люди из бизнеса приходят в музеи. Вот он, в общем, человек, пришедший из бизнеса в культуру. Это довольно любопытно, потому когда мы задаем вопросы: «Почему? Почему вы вот так вот пришли в культуру?» И он уже, наверное, лет 10 занимается именно этой сферой, в свое время сделав ребрендинг публичной библиотеке амстердамской, вот сейчас занимается этим музеем. Он говорит: «Ну, вы понимаете, вот интересно». Там появляется какая-то ценностная мотивация.
М. ГНЕДОВСКИЙ - Ну, кстати, если уж вы об этом заговорили, Инна, то из бизнеса в культуру начинают приходить люди, когда культуры, в частности, музеи, становятся независимыми. Пока музеи являются государственными организациями – никакой бизнес в эту культуру не пойдет, потому что им там делать нечего.
Г. НИКИЧ - Могут заставить, кстати.
К. ЛАРИНА - А у нас много негосударственных музеев? Михаил, вы наверняка знаете. Вообще, в России?
М. ГНЕДОВСКИЙ - У нас пока очень мало негосударственных музеев.
К. ЛАРИНА - Частные какие-нибудь?
М. ГНЕДОВСКИЙ - Вот, сейчас уже много лет идет, каждый год говорят, что уж в следующем году точно будет завершена реформа.
Т. ОЛЕВСКИЙ - Наше законодательство готовится к тому…
М. ГНЕДОВСКИЙ - Да, то есть музеи, как и другие организации культуры, возможно, станут… перейдут на новую юридическую форму, станут автономными и получат, с одной стороны, меньше гарантий, а с другой стороны – больше свобод. Идет совершенно смертельная дискуссия о том, что, все-таки, лучше – стабильность или свобода?
К. ЛАРИНА - Свобода, свобода.
М. ГНЕДОВСКИЙ - Как во всем обществе, так и в этой профессии идет такая же точно дискуссия.
Г. НИКИЧ - 80% людей выбирает стабильность.
М. ГНЕДОВСКИЙ - Да, да, при этом, пожалуй, 80% людей склоняются к стабильности и бьются сейчас за то, чтобы оставаться государственными организациями. Но если они остаются государственными организациями, то никакие Бьерны Стенверсы, никакие люди из бизнеса туда не пойдут, потому что никто не может работать в рамках бюджетного кодекса и в рамках вот такой монополии государственной на финансирование, с одной стороны, и на принятие всех решений – с другой.
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Да, в данном случае я говорю, что Бьерн как профессионал пришел. Принеся технологии маркетинга.
М. ГНЕДОВСКИЙ - Да, потому что 20 лет тому назад в Голландии произошла ровно та реформа, которая готовится сейчас у нас.
К. ЛАРИНА - Давайте, мы потом вернемся к этому разговору, он очень важен. Но я бы хотела, чтобы мы, все-таки, успели до перерыва, Инна, сказать о том, что предлагается для обычной публики, чтобы наша аудитория могла, все-таки, понять, что ей там искать.
И. ПРИЛЕЖАЕВА - И, собственно, в субботу публичный день, опять же, профессиональная программа в пятницу, в субботу мы ждем широкую интересующуюся публику. Здесь, с одной стороны, будет возможность познакомиться в легких, почти публицистических, я не боюсь этого слова, форматах с музейными проектами как в России, так и в Европе. Потому что у нас есть и форматы интервью, когда авторы проектов будут представлять.
К. ЛАРИНА - Как презентация, да?
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Это как презентация, но это, в общем-то, личный разговор о том, что это такое, про что проект. И европейские эксперты будут представлять свои личные переживания, и европейские, и российские, последнего времени, от посещения музеев. То есть, здесь уже такой личный опыт, почему стоит туда или туда поехать. Какой музей стоит посмотреть, какие переживания можно получить вот собственно от посещения.
К. ЛАРИНА - Какие ВВП, да?
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Да. И в этом смысле, ну, это как бы разговор от первого лица. Я думаю, что может быть любопытно.
К. ЛАРИНА - Увидеть что-нибудь можно будет, кроме того, что услышать людей?
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Конечно. То есть, вот работает выставка, у нас работает студия «Музей детских открытий»…
Г. НИКИЧ - Ну, надо сказать, что когда человек выступает, там ни один человек не будет выступать всухую.
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Конечно.
Г. НИКИЧ - Потому что у всех будет кино, картинки, и это будет длиться, соответственно, с 11 утра до вечера.
Т. ОЛЕВСКИЙ - То есть, это будет энергичный форум?
Г. НИКИЧ - Это будет энергичнейший форум. Там нет ни секунды свободного времени, потому что в нескольких местах зала происходит активность. В одном углу выгорожено пространство, которое абсолютно пустое вначале, и на протяжении времени будет создан музей проекта «Музейный гид». И сделают это дети, или те взрослые, которые смогут прикинуться детьми. Ну, то есть, смогут… это большое искусство.
К. ЛАРИНА - Это поиски клада, так называемые?
Г. НИКИЧ - Это – нет. Про клад – это отдельная история. Сейчас не скажу, после перерыва. Это настоящий музей, потому что – что такое искусство? Вы в курсе, что такое искусство – это что-то достигнуть, критически отнестись, переработать и выразить свое. Вот это будут делать дети, и там создастся действительно, всего за 2 дня, настоящий музей. Это единственное подлинное пространство этой выставки, которое будет работать в достаточно традиционном режиме музейного строительства. Но скорость этого музейного строительства будет гиперсовременной.
Т. ОЛЕВСКИЙ - А, кроме того, что будет еще?
И. ПРИЛЕЖАЕВА - И, конечно, вечерние… на самом деле, вечер пятницы и вечер субботы – это, в общем, мы в таких современных форматах, когда есть формат «Печа-Куча», когда 23 музейных проекта будет представлено в пятницу.
Г. НИКИЧ - По 3 минуты каждый.
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Да, по 3 минуты каждый.
Г. НИКИЧ - Клип. Клип, такая технология.
И. ПРИЛЕЖАЕВА - И в субботу мы в партнерстве с проектом Тедекс делаем конференцию «Непрерывное пространство коммуникации город – музей – социум», где 12 спикеров будут раскрывать эту тему. Там в формате 18 минут будут высказывания, собственно, идеи от первого лица. Идеи, которые уже воплощены, сделаны. И до 10 вечера, в общем, там вот так вот нон-стоп.
К. ЛАРИНА - Я смотрю, здесь еще написано «интеллектуальное караоке».
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Ну, это мы обозначаем формат «Печа-Куча», да. Это вот так вот, потому что ведь еще что важно? Важно найти современный язык разговора с публикой про наследие. И это одна из таких вот сквозных тем, собственно, и конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», потому что в какой-то момент, когда конкурс только начинался, было понятно, что, в общем, не умеют музеи говорить с публикой на понятном языке.
Ну что вы, Михаил, да.
М. ГНЕДОВСКИЙ - Об этом через передачу говорим в этой студии, мне кажется.
К. ЛАРИНА - Давайте мы сейчас остановимся, послушаем новости, потом вернемся в программу и поговорим о том, что такое современный музей, в контексте нашего сегодняшнего разговора, и есть ли шанс вообще у России свое музейное пространство каким-то образом перестроить и интегрироваться в европейскую культуру. То, как я понимаю, чем занимается Михаил Гнедовский, да?
НОВОСТИ
К. ЛАРИНА - Продолжаем программу «Музейные палаты». Напомню, что сегодня мы говорим о фестивале-платформе «Музейный гид», которая пройдет на Винзаводе 2-го и 3-го сентября. Инициатива принадлежит благотворительному фонду Потанина. У нас сегодня в студии, еще раз напомню состав наших гостей, куратор выставки Георгий Никич, председатель Европейского музейного форума Михаил Гнедовский и куратор событийной программы фестиваля Инна Прилежаева. Пока шли новости, нам принесли уже список победителей и оказалось, что такие сложные вопросы наши слушатели очень быстро расщелкали, нашли правильные ответы. Как мы говорим – кубок Яндекса у нас, как обычно?
Т. ОЛЕВСКИЙ - Возможно, что и вместе с Гуглом. Ну что, давайте я быстренько отвечу, и мы поговорим про клады. Потому что интересно, что это такое, про Интеллектуальное караоке уже выяснили.
К. ЛАРИНА - Я не выяснила, что такое Интеллектуальное караоке.
Т. ОЛЕВСКИЙ - Не выяснили, а вот сейчас выясним. «Пече-Куча» это. Сейчас мы…
К. ЛАРИНА - Ну, давай на вопросы ответим.
Т. ОЛЕВСКИЙ - Так вот, какой музей называют «Музеем исчезнувшего вкуса»? – Музей коломенской пастилы, отвечают наши слушатели, и совершенно правильно. Я, кстати, не знал этого.
К. ЛАРИНА - А почему? Кто знает?
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Я знаю.
К. ЛАРИНА - Ну-ка, Инна, скажите, или Георгий.
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Ну, это да, это, конечно же, очень уже известный проект, это в Коломне пару-тройку лет назад был создан музей, когда 2 девушки решили восстановить этот вкус пастилы, которым была знаменита Коломна в XIX веке. Они просто вручную нашли технологию изготовления этой пастилы из яблок. И на сегодняшний день это действующий, очень популярный проект.
К. ЛАРИНА - То есть, вкус в буквальном смысле этого слова? В физиологическом?
И. ПРИЛЕЖАЕВА - В буквальном, в физиологическом.
М. ГНЕДОВСКИЙ - Он был и исчез, но они его возродили.
Г. НИКИЧ - Абсолютно. Они возродили всю технологию. А, кроме того, мне кажется, что пример очень интересного явления – они сделали эту технологию, поскольку они сделали музей про то, как они делают эту пастилу – они добились такой, я бы сказал, технологической прозрачности процесса изготовления пастилы. Потому что кто нам вообще рассказывает, как делают пастилу, которую мы покупаем в магазинах? Мы понятия не имеем, из чего, кто и как ее делает.
К. ЛАРИНА - Уже не говоря про зефир.
Г. НИКИЧ - Здесь абсолютно полная прозрачность – это раз. Чего, в принципе, вообще стоит добиваться и в других областях нашей жизни.
Т. ОЛЕВСКИЙ - О да. Так вот, знаете, я тогда сразу на третий вопрос отвечу, и я надеюсь, что вы его тоже прокомментируете. В каком городе создается музей на роликах? А музей на роликах создается в Находке. Расскажите то, что вы нам сейчас рассказывали. Что это за музей такой?
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Да, это музейно-выставочный центр «Находка», который является постоянным участником конкурса «Меняющиеся музеи в меняющемся мире», уже несколько проектов они реализовали, начиная от палео-деревни, заканчивая музеем «Два капитана». А этот музей, ну, скорее всего тут ролики – это как метафора такого современного мобильного пространства.
Т. ОЛЕВСКИЙ - Но ролики там есть?
И. ПРИЛЕЖАЕВА – Но ролики там есть. К сожалению, не в самом музее, потому что там мало места, а вокруг. То есть, благодаря этому проекту сначала была построена, в общем-то, это уже была инициатива подростков, была построена площадка для катания на роликах рядом с музеем. Сейчас создается пространство вот этого детского мобильного музейного центра, где дети сами могут…
Т. ОЛЕВСКИЙ - И что, подростки поехали в музей?
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Вы знаете – да.
Г. НИКИЧ - Они въехали в музей во всех смыслах этого слова.
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Во всех смыслах, потому что сейчас это абсолютно самоогранизующееся сообщество, дети стали снимать видео, они создали сообщество в Интернете. Они бесконечно приходят в музей, и фактически вот это волонтерское движение, которое вот там существует, оно родилось благодаря удачно найденной метафоре. Музейщики стали говорить со своей аудиторией на понятных им вещах.
К. ЛАРИНА - И сразу им захотелось туда приходить и самим что-то там организовывать.
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Да, да. Они там, и уже они являются теми людьми, которые тормошат.
К. ЛАРИНА - Это, кстати, отдельная тема для нас – школьный музей, то есть, как бы, дети и музей. Потому что мы-то все воспитаны в советском обществе и прекрасно помним, как нас волоком тащили в эти музеи, как мы все это ненавидели. И никогда не допускали до какого-то сотрудничества, а это, наверное, самое главное.
Т. ОЛЕВСКИЙ - Давайте. Ну и о мамонтах, собственно, после советских школьных музеев. Какое имя получил скелет мамонта, найденный недалеко от Новосибирска в 1940 году?
К. ЛАРИНА - Имя потрясающее.
Т. ОЛЕВСКИЙ - Матильда звали этого мамонтенка, мамонта или мамонтиху, я не знаю. Но у нас есть 4 победителя. Кирилл, номер которого заканчивается на 954, Елена – номер заканчивается на 399, Андрей 574 и Даша 393. Вот, собственно, эти победители наши уважаемые получат книжки, приглашения на выставку.
К. ЛАРИНА - Про «Печа-Куча»-то скажите. Я не поняла, что это такое. Скажите, ну?
И. ПРИЛЕЖАЕВА - «Печа-Куча», ну, вообще в молодежной среде это довольно популярный формат, такой клубный формат очень быстрого концентрированного представления своей идеи. Самое главное, что здесь есть… здесь, конечно, важна харизма оратора и его способность донести за короткий промежуток времени какой-то там проект. Но дальше существует публика, которая может в очень короткий же период задать вопросы. На самом деле, в итоге «Печи-Кучи» появляются, конечно же, лидеры, появляется возможность быстрой концентрированно…
К. ЛАРИНА - Инна, откуда этот термин появился?
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Вообще это, по-моему, японский термин.
М. ГНЕДОВСКИЙ - Или папуасский, или какой… Это слово из-за какого-то экзотического языка.
К. ЛАРИНА - Ну, это слово из международного определения?
М. ГНЕДОВСКИЙ - Это очень модный формат сейчас.
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Это международный формат, когда у тебя есть 10 слайдов, 3 минуты 30 секунд. Начинается отсчет, и ты должен за эти 3 минуты 30 секунд, или, простите, 40 секунд очень внятно, ярко рассказать…
Т. ОЛЕВСКИЙ - 460 знаков фейсбук и 120 Твиттера
К. ЛАРИНА - Это для наших политиков очень хорошее предложение.
М. ГНЕДОВСКИЙ - Фактически это то, что заменяет сейчас академический формат.
К. ЛАРИНА - Формат академического доклада.
М. ГНЕДОВСКИЙ - Потому что если бы это было пару десятилетий тому назад, мы бы собрали конференцию научную…
Т. ОЛЕВСКИЙ - И ну говорить.
М. ГНЕДОВСКИЙ - И люди бы говорили доклады по 40 минут, и так далее. Но, наверное, если мы обсуждаем то, как должны меняться музеи, то мы и обсуждать музеи должны каким-то новым способом. Вот этот фестиваль, поиск нового способа говорить об инновациях.
К. ЛАРИНА - А где-нибудь этому учат, вот этому жанру? Это же, просто так с этим не рождаются.
Г. НИКИЧ - Нет, этому не учат нигде.
К. ЛАРИНА - Нет?
Г. НИКИЧ - Нет.
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Нет, этому не учат, но, конечно, существуют сейчас тренеры. Ну, как тренеры, то есть наш модератор этого формата – конечно он будет встречаться со всеми участниками, проводить тренинг, потому что это вообще-то очень стрессовая ситуация. Очень трудно, очень.
Г. НИКИЧ - То же касается и субботнего формата «Тедекс».
К. ЛАРИНА - Это что такое?
Г. НИКИЧ - Это вечер первого дня заканчивается «Печей-Кучей», вечер второго дня заканчивается «Тедексом». Там другой формат, где человек может говорить 16 минут.
И. ПРИЛЕЖАЕВА - 18.
Г. НИКИЧ - Иногда даже 18. И это идея, общий слоган – это идеи, которые могут вдохновлять, идеи, которые вы можете разделить. Это достаточно внятно. Там даже презентации выстраиваются вместе с тренерами. Это, так сказать, фундаментальный формат по той причине, что это потом запускается в сети, и потом вы эти ролики тедексовские можете смотреть, и это целая библиотека идей.
К. ЛАРИНА - Слушайте, а вот способны наши старые музейные работники работать в таком формате?
Г. НИКИЧ - Это не зависит от возраста. В старом музейном сообществе есть люди, которые могут работать.
К. ЛАРИНА - Да? Их не раздражает вот это, они не проклинают этот новый вид общения?
Г. НИКИЧ - Но, пока что я их в этом формате не встречал.
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Простите, а я вот не соглашусь. Потому что хочу сказать о нашей же бабушке из Аромашево, из деревни Аромашево. Деревня, в которой нет даже Интернета. Для того, чтобы поехать и снять почту, то есть всякий раз мы им звоним, они едут в районный центр и снимают почту.
Г. НИКИЧ - Потом строго отвечают.
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Да, потом строго отвечают. Но, вот вы говорите – способны ли. И эти бабушки, у нас есть такой формат – «Дневник проекта». Каждый музейщик, собственно, автор проекта, начиная его реализовывать, он пишет свои какие-то мысли, общается с коллегами…
Г. НИКИЧ - И на выставке у каждого проекта самые въедливые могут читать дневники.
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Да, это мы тоже публикуем.
Т. ОЛЕВСКИЙ - По-моему, это очень интересно.
К. ЛАРИНА - Так, вот эти бабушки из Аромашево – они сначала страшно сопротивлялись и говорили: «Какой дневник проекта, какой Интернет, о чем вы говорите?» Потом они в результате собственной деятельности настолько втянулись в эту Интернет-коммуникацию, что их Дневник проекта стал самым популярным, самым содержательным с точки зрения…
К. ЛАРИНА - То есть, это они сами всё освоили?
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Они сами все освоили, это такая система, как бы блогов, на сайте конкурса «Меняющиеся музеи в меняющемся мире».
Т. ОЛЕВСКИЙ - Ну, фактически короткие статьи и заметки, да, они пишут?
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Это даже не статьи, а это действительно дневник, который другие коллеги комментируют, отвечают. Понимаете? То есть, это фактически блог. И они сейчас не могут остановиться. Проект уже запущен 1,5 года назад, а они до сих пор, в общем, в этом Интернете, и говорят «Ура, мы открыли для себя новое».
Г. НИКИЧ - То же касается и пермского проекта.
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Да, да. Где пенсионеры были привлечены в музей. Простите, я вот еще короткую мысль. Вы говорите, старые музейные сотрудники. Дело в том, что очень много молодых людей сейчас приходят работать в музеи. Мы это видим, и по конкурсу, и по участникам. У нас порядка 500 заявок, каждый год мы получаем со всей России.
Г. НИКИЧ – А посмотрите на Политехнический музей, что там происходит.
К. ЛАРИНА - Да, но это уже отдельная тема. Потому что, напомню, в начале сентября должны уже результаты конкурса быть оглашены.
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Они уже есть.
К. ЛАРИНА - Есть, да?
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Они уже существуют, и на сайте мы это опубликовали. Собственно, мы сейчас вот на этот фестиваль привозим всех этих авторов, победителей авторов проектов.
К. ЛАРИНА - Напомню, что речь идет о новой концепции Политехнического музея.
М. ГНЕДОВСКИЙ - Это вы про разные вещи говорите. Вы не пересеклись.
К. ЛАРИНА - Нет, не то? А, подождите. Тогда скажите, про что я говорю, и про что Инна говорит?
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Я говорю про то, что вот эти 23 музейных проекта, которые получили поддержку фонда Потанина в этом году в рамках конкурса – они будут представлены в формате «Печа-Куча» 2-го сентября, и они будут представлены лично авторами проекта.
К. ЛАРИНА - А я-то про что говорю?
Г. НИКИЧ - А вы – про Политехнический музей, это совершенно отдельная история.
М. ГНЕДОВСКИЙ - Про Политехнический музей там тоже будет.
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Да, да, да. Проект будет представлен.
Г. НИКИЧ - И это будет очень крупным открытием.
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Безусловно.
Г. НИКИЧ - Можно, в это время я что-то добавлю? Дело в том, что вся история Музейного гида связана с двумя словами. Это, так сказать, прямой текст куратора в этом месте полминуты. Дело в том, что, приходя в музей, вы что-то открыли. До того, как вы пришли в музей, музейщики, замечательные научные сотрудники, хранители, исследователи, все, тоже что-то открыли. И вот это понятие об открытии – оно как бы пронизывает насквозь и музейную жизнь, и, строго говоря, оно делает и любую жизнь интересной. Ну, это для первого проекта музейного гида было началом той метафоры, начало того образа, на котором базируется весь проект. А что можно открыть? Ну, естественно, да? Клад.
К. ЛАРИНА - Можно достать парочку амфор из воды.
Г. НИКИЧ - Клад, клад. Смотрите, когда вы пойдете. Ксения, для вас. Мячик я принял, и отвечаю. Вы входите на выставку, перед вами маленький экранчик, на котором с огромной скоростью нарезкой по 10 секунд идут сюжеты телевизионные, их множество. В Йошкар-Оле рытье канала, бульдозерист нашел клад, во время путешествия к археологам Владимир Путин нашел две амфоры, во время рытья котлована под фонтан в Южно-Сахалинске было обнаружен сундук с тем-то, в Индии в штате таком-то обнаружен клад 25 миллиардов долларов… И вот эта нарезка бесконечная – она встречает вас, она иногда смешна, если в нее всматриваться. Но она есть некоторый такой ключ к этому проекту, потому что дальше в экспозиции вы можете открывать ящички, заглядывать куда-то. И, в частности, есть… можете переполучить наши впечатления о проекте «Тверские клады». Сколько всего найдено было на территории Тверской области, сугубо материальных ценностей, начиная от вилок, ложек со всякими чудесными монограммами загадочными, и об этом есть история, и кончая монетами, в том числе фальшивыми монетами XIX века Константиновскими рублями, или древними достаточно, XV-XVI века подделками. И вот про это есть целая… множество историй. То есть, вот это те истории, которые мы запомнили про клады, они перенеслись и, собственно, на проект «Тверские клады», и на то, каким удивительным кладом оказалась книжка из программы «Первая публикация: 100% Иваново», которая на раскроечном столе лежит в трех экземплярах. И, наконец, мы догадались в этот момент, что замечательный дизайнер этого проекта Женя Корнеев сделал эту книгу как раскройку ткани. Что она раскрывается в три стороны и занимает огромную площадь, и зрители комфортно могут рассматривать эти чудесные вещи. Или, пройдя сквозь длинный коридор, где сначала еле теплится свет, потом светлее, светлее, светлей. Про что то? Вдруг мы понимаем, что вы прошли за 6 шагов, или за 6 огромных шагов прошли историю лампадного света, свечного, керосинового, и так дошли до электричества.
К. ЛАРИНА - Это вот Музей света – то, что вы говорите?
Г. НИКИЧ - И это такой короткий пересказ про Музей света, причем с какими-то очень многими… подчеркиваю, вы на этой выставке не только то, что в музеях, но и то, что мы вспомнили дополнительно. Мы вспомнили, я не знаю, там, думая о свете, что Яблочков был масоном. Но не в том смысл, что Яблочков был масоном, а в том смысл, какой он был замечательный, я не побоюсь этого слова – патриот. Он хотел собрать всех здравомыслящих людей, которые могут что-то новое сделать для России в начале XX века, и ложу назвал свою, собственную ложу, назвал Космос. А другой, когда лампочка – мы говорим «Яблочков», а другой, мы второе слово говорим – «Ладыгин». А Ладыгин больше всего на свете любил летать. Ну, и так далее. Вот, какие-то такие метафоры, уводящие в сторону…
К. ЛАРИНА - Ассоциации.
Г. НИКИЧ - Да. И ассоциации – этим выставка наполнена, и мы думаем, что здесь есть пространство для зрителя очень большое. Он может включаться в самых разных сюжетах. На выставке больше 30 видеоэкранов.
К. ЛАРИНА - Давайте, Михаил.
М. ГНЕДОВСКИЙ - Ну я, вот, может быть, к этому добавить хотел бы, что вообще вся эта история начиналась как конкурс, как конкурс грантов. Фонд Потанина захотел поддерживать музеи по всей России. Уже много, сколько…
И. ПРИЛЕЖАЕВА - 8 лет конкурсу.
М. ГНЕДОВСКИЙ - Да, 8 лет. И вот этот конкурс необходимость выбирать, как сказал один, из 500 проектов 20 каждый год – он заставил задуматься о том, а вообще кого мы выбираем и вообще, по каким признакам? По каким критериям? И за эти 8 лет выработалась определенная система отбора этих музеев и конкурс стал не только механизмом поддержки музеев, но и рейтинговым механизмом. Поэтому вот сегодня мы обсуждаем 6 музеев, которые сегодня считаются самыми яркими.
К. ЛАРИНА - Которые принимают участие в фестивале Музейный гид?
М. ГНЕДОВСКИЙ - Да. Вокруг которых, собственно, этот фестиваль весь и сфокусирован. И благодаря тому, что работает жюри, обсуждаются критерии, сравниваются проекты – делается на самом деле огромная работа по выявлению современных каких-то тенденций по обнаружению инноваций в этой музейной области. И, собственно, вот этот фестиваль, или эта платформа – это очередной следующий шаг по осмыслению этого огромного опыта. И выясняется, что на самом деле яркими и заметными музеями далеко не всегда являются те музеи, которые у нас на слуху, крупные столичные музеи, а музеи наоборот маленькие, музеи, которые как-то ближе к своим посетителям, к зрителям.
Т. ОЛЕВСКИЙ - И там даже обходится без интерактивных плазменных экранов.
М. ГНЕДОВСКИЙ - Да, и как-то даже без интерактивных плазменных экранов они ухитряются стать нужными своему сообществу. Я думаю, что это вообще ключевая вещь. Музей, если он является нужным, то это и есть хороший музей.
Т. ОЛЕВСКИЙ - Но нужным он становится не потому, что там какие-то экспонаты. А нужным он становится по смыслам, которые придумывают его организаторы.
М. ГНЕДОВСКИЙ - Конечно, конечно.
К. ЛАРИНА - Ну, я бы хотела все равно, чтобы были плазменные экраны. Все равно.
Г. НИКИЧ - Какие плазменные экраны, если, вот например, есть Изборский проект. Изборск – старинный город, Крест Трувора, Рюрик, какие-то такие…XII-XIII век там, где-то, брезжит. А из этого музея проект, который исследует огромную площадь Псковской области. И они находят, фанатично, я бы сказал, во все времена года, по картам 1930-1940-х гг. они находят укрепленные точки, доты, из которых создалась так называемая оборонительная линия Сталина, которая не вошла в строй, или которая почти. Но которая невероятные трагические истории… и вот они эти памятники, один за другим, цепью, из которых складывается музей, он же маршрут, он же потенциальная невероятная активность для зрителей. Не в том смысле, что они должны в войну там играть, а в том смысле, то это удивительное ощущение первооткрытия, когда ты просто оказываешься в этом районе, и беспредельные совершенно горизонты расчищения, узнавания, понимания…
Т. ОЛЕВСКИЙ - Своей же собственной истории.
Г. НИКИЧ - Своей собственной истории, новой истории. И я не буду сейчас это рассказывать. Множество сложнейших сюжетов, которые там возникают, вокруг этого. Там есть, вплоть до того, в одном из дотов, известно, что на дне этого дота до сих пор лежит 23 тела, они засыпали мусором на какую-то невероятную высоту. И вот эти исследователи сейчас могут сказать, кто это там есть. Ну, представляете, дальше какие вокруг этого разворачиваются сюжеты. И так далее.
Т. ОЛЕВСКИЙ - Михаил, и как вот такие музеи могут стать «АНО» так называемыми? Новая форма управления.
М. ГНЕДОВСКИЙ - Нет, это не «АНО». АНО – это совсем независимая, а им предлагается другая форма, автономная, ну как бы полугосударственная организация, но обладающая большей свободой. Ну, знаете, это вообще длинный разговор. Могут они или не могут. Я думаю, что здесь просто надо пробовать и искать, и надо быть готовым к тому, что этот процесс будет сложным.
Т. ОЛЕВСКИЙ - Почему на Западе это получилось?
М. ГНЕДОВСКИЙ - На Западе во всех странах европейских практически эта реформа произошла, и всюду она была дико сложной. Она всюду была очень тяжелой.
К. ЛАРИНА - Сопротивлялись, да?
М. ГНЕДОВСКИЙ - 20 лет назад в той же Голландии просто музейщики ходили на демонстрацию против этой реформы.
К. ЛАРИНА - А почему? Чего боялись?
М. ГНЕДОВСКИЙ - Боялись, что государство их бросит, и они погибнут. А сейчас они вообще не понимают, как можно было жить иначе.
К. ЛАРИНА - То есть, они все равно живут в основном на частные инвестиции?
М. ГНЕДОВСКИЙ - Нет. Они живут и на государственные, и на спонсорские, и на собственные честно заработанные. Все вот три…
К. ЛАРИНА - Всевозможные варианты.
М. ГНЕДОВСКИЙ - Всевозможные варианты в разных пропорциях. И, конечно, есть. Ну, эти пропорции разные всюду. И, конечно, это длинный процесс, и те же голландцы, ну, если уж мы взяли голландцев, говорят, что этот процесс еще далеко не закончился, это длинный переговорный процесс между музеями и государством.
К. ЛАРИНА - Ну, в принципе, то же самое с театрами происходят, такие же процессы.
М. ГНЕДОВСКИЙ - И длинный законодательный процесс. Это законодательство все время корректируется, потому что выясняется, что музеи этого типа вот так не могут, зато они могут по-другому, и так далее.
Т. ОЛЕВСКИЙ - Не растерять по дороге.
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Ну, кстати, я должна заметить, что в профессиональной программе мы как раз эти вопросы поднимаем. Мы пригласили директора Ассоциации независимых музеев Великобритании Сэма Ханта, который как раз будет представлять этот опыт. Что делает независимо успешный музей, музеи без государства, какие есть, как это происходило в Великобритании, как это… какие могут быть применимы опыты у нас. В общем, предложения, разговор и диалог с российскими коллегами. И то же самое, простите, мы будем говорить о механизмах фандрайзинга и об эндаументе – это тоже в профессиональном блоке, опыт Великобритании представляется.
К. ЛАРИНА - Это что такое?
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Это тоже большая…
Г. НИКИЧ - А теперь поговорим об эндаументе.
К. ЛАРИНА - Нет, мне «Печи-Кучи» хватит на сегодня.
И. ПРИЛЕЖАЕВА - Ха-ха-ха.
К. ЛАРИНА - Ну, что, мы должны заканчивать уже. Давайте еще раз напомним, где, когда, чего. Второго числа – для профессионалов, да?
Г. НИКИЧ - Нет, нет, нет. Второго и третьего – Музейный гид открыт, на Винзаводе.
К. ЛАРИНА - Для всех?
Г. НИКИЧ - Для всех. С утра до вечера, в цехе Красного. Это большое пространство, и туда можно приходить начиная с 12 часов дня.
И. ПРИЛЕЖАЕВА - До 9 вечера.
Г. НИКИЧ - И до 9 вечера приходить.
К. ЛАРИНА - Спасибо большое нашим гостям. Мы на этом завершаем нашу программу «Музейные палаты», которую провели Тимур Олевский и Ксения Ларина.
Т. ОЛЕВСКИЙ - Вот так сезон стартовал!