Выставка «Сокровищница Медичи» в Московском Кремле - Зельфира Трегулова - Музейные палаты - 2011-06-04
К. ЛАРИНА: Не напомнила средства связи. Конечно же, смс +7-985-970-45-45, телефон прямого эфира 363-36-59. Здесь, в студии, Зельфира Трегулова, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля. Здравствуйте, Зельфира.
З. ТРЕГУЛОВА: Здравствуйте.
К. ЛАРИНА: Стас Анисимов, мой коллега и партнер – привет.
С. АНИСИМОВ: Доброе утро.
К. ЛАРИНА: И знаете, с чего мы начнем? У нас сегодня день рождения очень интересного человека, которого все присутствующие знают, и Зельфира в том числе. Это Ксения Басилашвили!
З. ТРЕГУЛОВА: О…
С. АНИСИМОВ: Поздравляем.
К. ЛАРИНА: (смеется) Да, давайте поздравим Ксюшу с днем рождения. Очень скучаем… я лично очень скучаю по ее присутствию в наших «Музейных палатах»…
З. ТРЕГУЛОВА: Мы тоже.
К. ЛАРИНА: Вот в основном я на мальчиков перешла, да… (смеется) Но надеюсь, что еще поработаем вместе. Ксюша, поздравляю от всего сердца. Молодчина, всегда радуюсь, когда слушаю ее по радио. И вообще замечательный человек. Зельфир, скажите что-нибудь.
З. ТРЕГУЛОВА: Конечно, конечно. Помимо того, что она высочайшего класса профессионал, она еще и действительно чудное создание, совершенно ангелическое. И мы были всегда очень рады работать с ней и просто общаться и дружить.
С. АНИСИМОВ: Ксюша, привет.
К. ЛАРИНА: Ксюше привет от Стаса Анисимова. И от всех от нас, мы все тебя поздравляем и очень любим. Молодец. Цвети дальше. Всем привет. Ну, а мы отправляемся на выставку «Сокровищница Медичи», которая работает в Московском Кремле. Зельфира привезла какой-то совершенно неподъемный… даже это не каталог, наверное…
З. ТРЕГУЛОВА: Да, это трудно назвать каталогом…
К. ЛАРИНА: … это что-то… какой-то том, монография такая, да, которая так и называется: «Сокровищница Медичи». Об этой выставке мы будем говорить, но перед этим, конечно же, вопросы и призы.
С. АНИСИМОВ: Да, вопросы. Вот каталог мы разыграем особо по телефону тогда в конце один единственный, а все остальные наши победители получат билеты на выставку. Итак, вопросы у нас следующие, исправленные и дополненные. Назовите имя автора оформления фасада семейной церкви Медичи Сан-Лоренцо во Флоренции. Следующий вопрос. Кто изображен… кто из Медичи изображен на портрете Рафаэля? Два человека там должны обязательно ответить.
З. ТРЕГУЛОВА: Из знаменитых представителей династии Медичи.
С. АНИСИМОВ: Так, да. Кто расписал знамя для Джулиана Медичи? И последний вопрос: назовите режиссера фильма «Ларец Марии Медичи». Ну, то есть, это уже, в общем-то, практически подарок, да? Билет. И самый главный, вот который вот этот каталог, том, да – это вопрос, который касается того, что изображено на гербе у Медичи. Что означает 6 окружностей?
З. ТРЕГУЛОВА: Которые постоянно присутствуют на гербе Медичи.
С. АНИСИМОВ: Да, вот пусть, значит, наши слушатели подумают…
З. ТРЕГУЛОВА: По этому поводу существуют разные версии, вот хотелось бы хотя бы три.
К. ЛАРИНА: Знатоки геральдического искусства, да?
С. АНИСИМОВ: Да, и это будет вопрос последний по телефону, мы тогда в конце уже вот этот суперприз, супервопрос, пусть уже тогда…
К. ЛАРИНА: То есть, вот этот каталог роскошный мы разыграем отдельно по телефону.
С. АНИСИМОВ: По телефону, да. Все остальные, все вот первые вопросы, которые я задавал – это будут билеты.
К. ЛАРИНА: Итак, внимание, еще раз напомню смс: +7-985-970-45-45. Именно туда отправляйте ваши ответы. Кстати, можете, впрочем, и из «Твиттера» тоже отправлять, только обязательно оставляйте свои контактные телефоны. «Твиттер», напомню – аккаунт «Vyzvon». Ну, и телефон напомню прямого эфира: 363-36-59. Стас, ты побывал на выставке?
С. АНИСИМОВ: Да, я побывал…
К. ЛАРИНА: Ну, скажи несколько слов о своих впечатлениях.
С. АНИСИМОВ: Впечатления, конечно, удивительные, потому что она камерная, и при этом создается такое вот ощущение погружения в эпоху непосредственное. По крайней мере, это получилось у меня. Посетителей там было достаточное количество на самом деле. То есть, там просто люди идут, идут и идут и приходят…
З. ТРЕГУЛОВА: Людей на выставке очень много. Я могу сказать, что она работает 14 дней, и за это время ее посетило 25 тысяч человек. То есть, примерно у нас приходит около двух тысяч человек в день. В выходные, конечно, гораздо больше. Так что те, кто выиграют билеты, приходите пораньше с утра, для того чтобы иметь возможность….
К. ЛАРИНА: Чтобы в очереди не стоять.
З. ТРЕГУЛОВА: … нормально насладиться вещами, а не смотреть на них из-за спин других посетителей.
К. ЛАРИНА: Ну, давайте немножечко расскажем, из чего выставка складывается.
З. ТРЕГУЛОВА: Эта выставка – часть нашей известной выставочной программы «Королевские императорские сокровищницы в Кремле». И на самом деле, может быть, с нее бы и стоило начинать в свое время осуществление этой программы, потому что сокровищница Медичи, то собрание, которое мы представляем в Москве – а эти вещи из собрания Медичи представляются в России впервые – она послужила моделью и образцом для крупнейших королевских и императорских собраний Европы, тех, которые мы уже представляли московскому зрителю. На это собрание ориентировался Людовик Четырнадцатый, создавая свою коллекцию сосудов из драгоценных камней, оправленных лучшими ювелирами своего времени. На эту же коллекцию ориентировались Габсбурги, составляя свою кунсткамеру. И на эту же коллекцию ориентировался курфюрст Саксонии Август Сильный, чье собрание, самое, наверное, богатое собрание ювелирных украшений, сохранившееся в Европе, мы показывали в 2006-м году. Судьба этого собрания, собрания Медичи, довольно драматичная. И, в отличие вот от тех коллекций, которые мы представляли ранее, оно сохранилось в гораздо меньшей степени в силу достаточно бурной истории Флоренции, в силу того, что это собрание было первым. На самом деле первым, кто стал коллекционировать произведения искусства – мы можем сказать, что это действительно первый пример коллекционирования – был Козимо Старший, с которого как бы и начинается наша выставка. А заканчиваем мы первой третью 18-го века и такой известной представительницей рода Медичи Анной Марией Луизой Медичи, которая подписала, умирая бездетной и умирая последней в династии Медичи, подписала так называемый семейный пакт, по которому она передавала все сокровища, принадлежавшие династии, городу Флоренции и государству Тоскана, но с одним условием: чтобы это никогда не вывозилось за пределы Флоренции, что, впрочем, было нарушено немедленно после ее смерти, потому что довольно большое количество вещей… а середина 18-го века – это эпоха, когда Италия находилась и итальянские государства находились под очень большим влиянием империи Габсбургов. То есть, очень много было привезено в Вену и составило самую, пожалуй, блестящую страницу коллекции Венского музея истории искусства. Что-то было потом возвращено, что-то было уничтожено. Действительно, пропало очень многое. То, что мы показываем – на самом деле, это то, что осталось от этой коллекции. И я не случайно употребляю слово «коллекция», потому что действительно Медичи были первыми, кто стали собирать просто прекрасные произведения искусства, для того чтобы услаждать свой взор, развивать свой ум и показывать эти раритеты своим самым близким друзьям.
К. ЛАРИНА: То есть, просто коллекция, коллекция искусства?
З. ТРЕГУЛОВА: Коллекция, да.
К. ЛАРИНА: Без всяких прикладных функций?
З. ТРЕГУЛОВА: Да, совершенно верно. Хотя эти предметы, которые мы показываем, они, к сожалению, в России называются образцами или произведениями декоративно-прикладного искусства…
К. ЛАРИНА: Ужасно…
З. ТРЕГУЛОВА: … я ненавижу это слово, оно ужасно звучит. Сразу вспоминаются народные промыслы…
К. ЛАРИНА: Да-да-да, рашн деревяшн (смеется).
З. ТРЕГУЛОВА: Есть прекрасное французское слово «objet d’art». И вот то, что мы показываем – это действительно великие objets d’art. И я неслучайно использую это слово. Великие, потому что в экспозиции в Одностолпной палате присутствуют совершенно невероятные памятники, аналогов которым трудно найти в других музеях мира. Да, Людовик Четырнадцатый в 17-м столетии собирал чаши и вазы из драгоценных камней, оправленные знаменитейшими ювелирами, но таких древних предметов в его собрании нет. Мы показывает две совершенно уникальные чаши, которые входили в собрание Пьера Медичи, сына Козимо Старшего и отца Лоренцо Великолепного, и которые потом перешли по наследству Лоренцо Великолепному, который, как, впрочем, и на всех других предметах, принадлежавших ему, выгравировал свое имя. Причем выгравировал он его очень интересно. Ведь Медичи на самом деле по происхождению банкиры, а до этого они были просто ростовщиками. То есть, их богатство опирается на то, что в течение длительного периода времени они давали деньги в рост. Профессия ростовщика, в общем, не считалась престижной и была несколько даже презираема в свое время. Потом они стали банкирами. И вот они были на самом деле, помимо того, что первыми коллекционерами, они были первыми, кто осознал роль меценатства в репрезентации собственной власти. И вот в том явлении меценатства…
К. ЛАРИНА: Тоже очень актуальная тема…
З. ТРЕГУЛОВА: … которое, действительно, очень актуально сегодня, они были первыми. И мне кажется, этот пример тоже очень интересен. И именно в связи с этим столь монументален и каталог, потому что по поводу этих предметов есть много очень интересных исследований. И они рассказывают очень интересную историю, которая, мне кажется, интересна и актуальна сегодня. Мы в каждой из своих выставок такого рода стараемся сделать какой-то акцент, который актуален для современного зрителя или для современного сознания. Так вот, возвращаясь к Лоренцо Великолепному и к его имени, выгравированному на этих великолепных вещах… это монументальные сосуды из кроваво-красной яшмы или из цельных огромных кусков аметиста, выполненные где-то в 13-м – 14-м веке, где – до сих пор не ясно: может быть, на Востоке, может быть, все-таки в Италии. Он выгравировал свое имя, и это звучит так… латинский… давайте я по-английски проспеллингую: LAV.R.MED. В центре… это Лорентиус Медичи. В центре буква «r» выделена с двух сторон двумя точками – это аллюзия на слово «рекс», «король». И это оговорка по Фрейду. Это то, что… как они себя мыслили, представляли и соотносили. Они соотносили себя с великими героями и цезарями прошлого. Правильное название – рекс, король. Вот это… таким образом он на самом деле обозначил свое присутствие и обозначил принадлежность себе величайших произведений декоративно-прикладного искусства, часть из которых сохранилась. Вазы сохранились, почти все камеи – а у него была фантастическая коллекция камей, и мы на выставке показываем много камей, которые принадлежали Козимо Первому, которые принадлежали правителям Флоренции в 17-м – начале 18-го века. Собрание Лоренцо Великолепного было одним из лучших, но от него не сохранилось ничего…
К. ЛАРИНА: А куда все это исчезает?
З. ТРЕГУЛОВА: Вы знаете, это… что-то исчезало…
К. ЛАРИНА: … нельзя проследить вообще?
З. ТРЕГУЛОВА: Можно, и как раз вот этим занимались итальянские исследователи, писавшие статьи по каждому из произведений для этого каталога. Что-то ушло в силу определенных династических связей. Например, собрание гемм, в числе которых и были камеи и геммы Лоренцо Великолепного, после смерти трагической Алессандро Медичи в 1537-м году отошло к его вдове, которая вышла вторым браком замуж за представителя рода Фарнезе. И все, что ей принадлежало, в качестве ее наследства слилось с собранием Фарнезе и сейчас составляет основу фантастического собрания гемм и камей Национального археологического музея в Неаполе, поскольку все собрание Фарнезе оказалось в Неаполе. Какие-то вещи из собрания Медичи пропадали бесследно в силу очень сложных политических событий. Вы знаете, что в 1494-м году Медичи в очередной раз были изгнаны из Флоренции, а все их собрание было конфисковано, в том числе и те вазы, о которых я говорю. И это все поступило в ведение синьории. То есть, национализация, конфискация – это не изобретение большевиков в 1917-м году (смеется). Это все происходило на протяжении всей новой, новейшей истории. И интересно, что родственник покойного к тому времени Лоренцо Великолепного Лоренцо Торнабуони выкупил римский банк Медичи, в котором находился огромный долг синьории. И он уступил синьории этот гигантский долг в обмен на то, что синьория отдаст ему те вещи, которые принадлежали в свое время Медичи. Понимая, что во Флоренции они не находятся в безопасности, он их переправил в Рим, и там они оказались в руках представителей рода Медичи, которые потом стали римскими папами. И не буду называть их имен, потому что это часть, наверное, вопросов. Но потом в 1537-м году эти вещи вернулись во Флоренцию, но для того чтобы они были в полной безопасности, их поместили в церковь Сан Лоренцо и поместили внутрь этих сосудов драгоценные христианские реликвии. Так в одном из этих сосудов хранился череп Святого Варфоломея. Вот мы показываем два этих сосуда. Я неслучайно так об этом много рассказываю, потому что это уникальные предметы с уникальной истории…
К. ЛАРИНА: Это впервые? Впервые показано?
З. ТРЕГУЛОВА: В России – да. И оба… на самом деле то, что мы показываем – это не собрание одного определенного флорентийского музея. Рассредоточение шло не только по городам и весям, но и по музеям. Потому что в 19-м веке на основе собрания Медичи было сформировано несколько музеев, и то, что мы показываем в Москве, привезено из шести флорентийских музеев. В первую очередь это Музей серебра, куда поступила большая часть сокровищницы Медичи, в том числе и драгоценные вазы, и часть камей… часть камей, в особенности античных, или тех, которые в 19-м веке считали античными, хранится в Национальном археологическом музее Флоренции, доспехи хранятся в музее Барджелло, и несколько еще уникальных вещей там же. Произведения, выполненные в жанре флорентийской мозаики, хранятся в Музее флорентийской мозаики, а портреты семейства… представителей семейства Медичи, начиная с Козимо Старшего и заканчивая Анной Марией Луизой, хранятся в Галерее Уффици, в галерее Платина, в Палаццо Питти, где находится также и Музей серебра. Хочу еще также воспользоваться этим эфиром, чтобы сказать, что этот проект у нас отменный. Он происходит в рамках года России в Италии и года Италии в России. И в обмен на эту выставку из Флоренции мы неделю назад с большим успехом открыли во Флоренции выставку «Сокровищницы Кремля». Это две составных части одного и того же проекта. Мы обменялись сокровищницами.
К. ЛАРИНА: Ну, как они? Как там идет выставка?
З. ТРЕГУЛОВА: Она идет прекрасно. На самом деле, я могу сказать, что никогда раньше во Флоренции не показывали такого великолепия. И с гордостью могу отметить, что сокровищница великих князей московских, русских царей и императоров, несмотря на все наши невероятные и трагические политические события, сохранилась гораздо лучше, чем сокровищница Медичи. Наверно, еще разница и в том, что разным было понимание сокровищ. Если в России по византийской традиции это все-таки золото, драгоценные камни как отражение божественной красоты, то здесь два ключевых слова: природа и искусство. То есть, красота природного камня, в вазах ли, в камеях, и величайшее искусство мастера. То есть, уже осознание индивидуальности художника и ценности его труда.
К. ЛАРИНА: Это Зельфира Трегулова, заместитель директора Музеев Московского Кремля. Мы говорим о выставке «Сокровищница Медичи», которая работает в Московском Кремле. Сейчас новости, потом продолжим нашу экскурсию.
НОВОСТИ
К. ЛАРИНА: Возвращаемся в программу «Музейные палаты». Напомню, что сегодня мы приглашаем вас на выставку «Сокровищница Медичи» в Московском Кремле. И наша гостья – Зельфира Трегулова, зам генерального директора Музеев Московского Кремля. Программу ведут Ксения Ларина и Стас Анисимов. У нас уже есть первая порция победителей…
С. АНИСИМОВ: Да.
К. ЛАРИНА: … можем их назвать…
С. АНИСИМОВ: … билеты, получают билеты. Сначала ответы на вопросы, да?..
К. ЛАРИНА: Да, да. Один вопрос оставим для телефонного победителя.
С. АНИСИМОВ: Да, я его напомню на всякий случай, а то мало ли. Первый, значит, вопрос, который по билетам: назовите автора оформления фасада семейной церкви Медичи Сан-Лоренцо во Флоренции. Это Микеланджело.
З. ТРЕГУЛОВА: Но фасад не реализован.
С. АНИСИМОВ: Да.
З. ТРЕГУЛОВА: Поэтому то, что мы видим сейчас – это отсутствие фасада.
С. АНИСИМОВ: Именно. Значит, второй вопрос: Рафаэль написал портрет Папы Льва Десятого с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси, да? То есть, соответственно, Лев Десятый, Джулио Медичи…
З. ТРЕГУЛОВА: Да, Джулио Медичи, который потом стал Папой Климентом Седьмым, и тот самый Папа Климент Седьмой из рода Медичи, который вернул во Флоренцию в церковь Сан-Лоренцо вот эти потрясающие сосуды, принадлежавшие Лоренцо Великолепному.
С. АНИСИМОВ: Значит, следующий вопрос: кто расписал знамя для Джулиана Медичи? Это Боттичелли. И режиссер фильма «Ларец Марии Медичи» - Рудольф Фрунтов. Итак, наши победители: это Юля 700 с телефоном, Василий 292, Андрей 515, Кирилл 941 и Надежда 276. Все они получают билеты на выставку.
К. ЛАРИНА: Которая продлится до?..
З. ТРЕГУЛОВА: 1-го августа.
К. ЛАРИНА: Прекрасно. Ну, и вопрос, за ответ на который мы даем суперприз, во всех смыслах супер… (смеется)
С. АНИСИМОВ: Да, это касается того, что изображено на гербе Медичи, да? Что означают шесть окружностей? Вот поясните.
К. ЛАРИНА: Вот подумайте еще. И напомню телефон еще раз: 363-36-59. Ну, а сейчас, наверное, мы послушаем небольшой репортаж Стаса как раз из залов Музеев Московского Кремля, а потом продолжим наш разговор.
С. АНИСИМОВ: Перекрестный год Италии в России представлен в Московском Кремле масштабной выставкой «Сокровища Медичи» из произведений искусства, составлявших коллекцию могущественного флорентийского клана. Великолепная коллекция Медичи со временем рассеялась по разным флорентийским музеям: что-то досталось галерее Уффици, Музею флорентийской мозаики, однако самая большая ее часть хранится сейчас в Музее серебра Палаццо Питти. Все экспонаты выставки, которые сейчас представлены в Москве, расположились в хронологическом порядке, так что получается осмысленный сюжет, не столько о вещах, сколько о стоящих за ними людях, о возвышении и угасании рода и вкусах его неординарных представителей, портреты которых представлены тут же. Причем начинается этот сюжет без разгона – сразу с коллекции Лоренцо Великолепного, самого харизматичного из Медичи. Однако некоторые посетители, например, Татьяна, почувствовали недостаток своих знаний, стоя перед этими экспонатами.
ТАТЬЯНА: Честно сказать, историю очень плохо знаю, поэтому, конечно, побольше бы знать, интересно просто очень. Замечательная выставка.
С. АНИСИМОВ: Это семейство недаром прозвали крестными отцами Ренессанса: выходцы из простонародья, они обладали почти безграничной властью над Флоренцией, сажали родню на папский престол и даже дотягивались до трона Франции. Для тех, у кого под рукой богатейший банк Европы, ничего невозможного нет. Но столь же решительно они отсчитывали флорины на меценатство и спонсирование гениев. Страстные коллекционеры, Медичи оставили родному городу одно из величайших собраний живописи и скульптуры, Уффици, не говоря уже о бессчетном количестве предметов декоративно-прикладного искусства. Часть этой коллекции, камеи и вазы, монеты и медали, предметы из хрусталя, бронзы и слоновой кости, собиравшиеся столетиями, сейчас привезли в Москву. Все это поразило посетительницу Валентину.
ВАЛЕНТИНА: Впечатления очень хорошие. Надо всем прийти и посмотреть, понимаете? И прийти, между прочим, из шкурного интереса. Когда будете в Италии, не будете тратить столько денег и времени, для того чтобы пойти и посмотреть это там. Это совершенно потрясающая выставка. Я наконец-то увидела портреты всех Медичи, которых мы учили когда-то. И потрясающее, конечно, декоративно-прикладное искусство здесь представлено, то, что сопровождало их царствование как правление.
С. АНИСИМОВ: Особого внимания, - отмечают организаторы проекта, - заслуживают драгоценности последней представительницы рода Медичи. Анне Марии Луизе принадлежали украшения и подвески, напоминающие миниатюрные скульптуры из жемчуга, золота, эмали и драгоценных камней. На них можно увидеть целые сцены из античной мифологии, эпизоды из комедий дель арте и анималистические фигурки. Особо трогательно выглядит золотая колыбелька, в которой жемчужина символизирует укутанного в одеяльце младенца. Это был подарок Анне Марии Луизе от супруга, мечтавшего о рождении сына и наследника, что, к сожалению, так и не сбылось. В общем, есть на что посмотреть и о чем вспомнить. В ответ на эту выставку Музеи Московского Кремля в Палаццо Питти организуют «Сокровищница Кремля».
К. ЛАРИНА: Ну, вот смотрите, там кое-какие экспонаты называл Стас. Может быть, Зельфира добавит еще? Вот для вас наиболее ценные. Традиционный наш вопрос, вот вы знаете. Мимо чего нельзя пройти, на что следует обратить внимание?
З. ТРЕГУЛОВА: Конечно. Я уже говорила об этих двух невероятных вазах. И вообще надо сказать, что Музей серебра, с которым мы очень тесно работаем над этой выставкой, сказал, что такого количества драгоценных предметов и шедевров (в полном смысле этого слова) одновременно из Флоренции не вывозили. Только представление о сокровище и о шедевре в ту эпоху было несколько иным, чем это было на Руси, о чем я уже говорила перед началом перерыва. Вы не увидите на этой выставке… ну, по крайней мере, до той ее части, которая касается Анны Марии Луизы, которая уже как ретроспекцию собирала ренессансные украшения и украшения эпохи барокко. Так вот, вы не увидите там тех великолепных знаменитых украшений, которые запечатлены на портретах представительниц в первую очередь династии Медичи. Так, например, там есть замечательный портрет Екатерины Медичи, коронационный портрет с огромным количеством жемчуга, нашитого на корсаж ее платья, включая 7 великолепных каплевидных жемчужин, которые ей были подарены Папой Климентом Седьмым, ее дядей, который, в общем, и сосватал за сына французского короля. Так вот, она подарила эти жемчужины своей невестке Марии Стюарт, после того, как Мария Стюарт была обезглавлена, это перешло к Елизавете и еще в 1911-м году числилось в описях сокровищ британской короны. Это я говорю к тому, что драгоценности в ту эпоху не рассматривались как предметы коллекционирования. Их не собирали, их носили, передавали по наследству…
К. ЛАРИНА: Прятали в коробочки…
З. ТРЕГУЛОВА: … это было предметом, ну, моды, и это было то, что грабили в первую очередь. Потому что это огромная ценность. Увезти очень легко, и простому сознанию понятно, что это ценно. А вот понять, почему можно отвалить полцарства за невероятной красоты и сложности камею, в которой нет никаких драгоценных материалов, ни золота, ни бриллиантов, ни изумрудов, сегодня, может быть, иногда довольно сложно. Так вот, камеи как раз оставались предметом интереса Медичи начиная с первых Медичи и заканчивая последними. И нам трудно сегодня, наверное, оценить, сколь сильной была эта страсть к собиранию камей, как за ними охотились по всей Европе, как Медичи рассылали агентов, пытаясь купить или перекупить у знаменитых обладателей тех или иных камей их сокровища. Причем интересно, что камеи собирались и античные, причем в античных камеях ценилось, конечно же, величайшее мастерство создавших их авторов, но также и интересен был сюжет. В частности в эпоху Козимо Первого… мы показываем, это великий герцог Тосканский, правивший в середине 16-го столетия, с именем которого связан второй, там, великий расцвет Флоренции, когда Флоренция становится действительно столицей искусства общепризнанной в Европе и все европейские монархи смотрят на Флоренцию и учатся у нее, как репрезентировать власть. Так вот, в его собрании было много камей с изображением Геркулеса. Они же репрезентируя собственную власть, обращались не только как бы к высоким образцам искусства, они обращались к каким-то знаковым фигурам. И Геркулес, он считался как бы основателем Флоренции и при этом таким величайшим образцом доброго и мудрого правителя. Изображение Геркулеса высечено на огромной инталии, которая украшала печать Козимо Первого и которую мы показываем на выставке. Это инталия из изумрудной плазмы. Очень много камей с изображением Геркулеса. В комнате Козимо Первого стояло несколько статуэток Геркулеса. Одну мы показываем на выставке. И вот когда мы подбирали вместе с итальянскими коллегами экспонаты для этой выставки, мы также старались еще и раскрыть вот как бы символическую программу, которая стояла за этим собирательством. Собирали же не просто так. Были серьезнейшие резоны, почему приобретался тот или иной предмет, та или иная камея в том числе. Мы показываем, конечно, совершенно уникальные вещи, относящиеся к эпохе Козимо Первого. Это фантастические камеи с изображениями его современников: например, Филиппа Второго Испанского и его сына Дона Карлоса. Потрясающая камея с изображением триумфа Филиппа Второго, которую Козимо очень долгие годы пытался приобрести. Она была приобретена уже после его смерти его сыном Франческо Первым. Интересно, что существуют документы, что рекомендовал один из советников подправить немножечко голову Филиппа Второго и сделать из него Козимо Первого. Слава богу, это сделано не было. Многие из этих камей оправлялись в изысканнейшие драгоценные оправы. И вот, пожалуй, только по этим оправам можно судить о том, как могли выглядеть реальные драгоценности. Хотя на выставке есть два кольца… в период, предшествующий Анне Марии Луизе. Одно кольцо – это абсолютно уникальное кольца, это обручальное кольцо, которое Козимо Первый, великий герцог Тосканский, подарил своей жене, будущей жене Элеоноре Толедской в момент обручения. Это довольно простое кольцо с античной камеей с греческим символическим изображением. Это было ее любимое кольцо, она изображена с этим кольцом на знаменитом портрете в Пражской национальной галерее. И с этим же кольцом на пальце она была похоронена. И это кольцо происходит из гробницы Элеоноры Толедской, которая была вскрыта в середине 19-го столетия. Другое кольцо – это кольцо с изображением Кристины Лотарингской, внучки Екатерины Медичи, вышедшей замуж за второго сына Козимо Первого Фердинанда Первого. И вместе с Кристиной Лотарингской во Флоренцию вернулись многие вещи Медичи, которые покинули ее в 30-е годы 16-го века вместе с приданым Екатерины Медичи.
К. ЛАРИНА: Скажите пожалуйста, а вот искусство камеи, вообще насколько оно древнее? Вот первые камеи когда появились?
З. ТРЕГУЛОВА: Ну, это Греция и Рим. Интересно, что и в 16-м, и в 17-м…
К. ЛАРИНА: Особый какой-то… технология особая?
З. ТРЕГУЛОВА: Это резьба по полудрагоценным камням. Причем самыми сложными и совершенными считались камеи, вырезанные, например, из оникса, когда использовались, использовалась и... художник тщательно просчитывал работы с камнем, как будет выглядеть цвет того или иного слоя. Поэтому… разные слои оникса обладают разным цветом. И на выставке есть огромная античная камея, вот диаметр, наверное, сантиметров 25. «Император, приносящий жертву Надежде», одна из самых знаменитых камей, опять же, принадлежавшая Франческо… Козимо Первому, где вот прекрасно использованы разные цвета слоев оникса: одежда у них из темных слоев оникса, а лица вырезаны в менее высоком рельефе, это уже следующий светлый слой…
К. ЛАРИНА: Без красителей.
З. ТРЕГУЛОВА: Нет-нет-нет. И это, конечно, было невероятным искусством, которое очень высоко ценилось. И надо сказать, что в 16-м и 17-м столетиях возник круг современных итальянских мастеров, которые прекрасно овладели этой техникой. Причем овладели столь хорошо, что иногда многие их произведения еще в 17-м – 18-м веках считались работами античных авторов, и лишь в последнее десятилетие, уже когда серьезнейшие исследования этих памятников, стало понятно, что это…
К. ЛАРИНА: Новодел (смеется).
З. ТРЕГУЛОВА: … камеи не античные, а камеи 16-го – 17-го столетия.
К. ЛАРИНА: А мастера известны какие-нибудь? Вот даже вот по этой выставке…
З. ТРЕГУЛОВА: Вы знаете, да, конечно. И если говорить об известных мастерах и о диалоге между художниками 16-го столетия и 17-го, то на выставке есть абсолютно уникальная вещь, одна из моих самых любимых. Это камея, остаток античной камеи с изображением колесницы и возничего. Сохранилось, может быть, процентов 25 от этой камеи, тем не менее, она была отдана величайшему ювелиру 16-го столетия Бенвенуто Челлини, для того чтобы он включил этот фрагмент камеи в композицию, сделанную в форме камеи, но выполненную из золота. Красоты и совершенства эта работа невероятной. И опять же, нам показалось очень важным иметь этот предмет в экспозиции, потому что мы говорим на этой выставке о диалоге, о диалоге между Медичи и прошлым, о диалоге между художниками прошлого и мастерами 16-го – 17-го столетия, о диалоге между природой и искусством. И вот эта волшебная, невероятная по красоте вещь Бенвенуто Челлини – конечно же, один из шедевров этой выставки. Надо сказать, что имя Челлини упоминается еще в связи с одним исключительным по совершенству произведением, которое представлено на этой выставке. Это восковой портрет Франческо Первого, женатого первым браком на Иоанне Австрийской. Франческо Первого, которому брак не помешал буквально через 2-3 года после свадьбы завести нежные отношения со знаменитой Бьянкой Каппелло, дом которой на Виа дель Мадджио до сих пор один из самых роскошных палаццо во Флоренции. И после смерти Иоанны Австрийской – злые языки говорили, что неслучайно она умерла – он женился на Бьянке Каппелло и умер с ней в один день, видимо, от малярии. Он заболел, умер, на следующий день умерла она. Так вот, это уникальный портрет, выполненный из воска, невероятной красоты и совершенства, а внизу в золотой оправе под стеклом маленький листочек бумажки, как бы письмо Франческо Первого: «Дорогая Бьянка, посылаю тебе портрет мой работы нашего великого мастера Челлини. В нем мое сердце, остаюсь всегда твой». Хотя к тому моменту, когда был выполнен этот портрет, Бенвенуто Челлини уже лет 20 как не было в живых. Это оказалась подделка 18-го столетия, хотя еще до середины или до конца 18-го века многие считали эту работу работой Бенвенуто Челлини…
К. ЛАРИНА: Мистификация…
З. ТРЕГУЛОВА: Вот все подобные мифы, легенды или неверные гипотезы, вот они развенчиваются в статьях для каталога выставки нашей. Коллеги итальянские отнеслись к работе над каталогам с невероятной серьезностью. Они сказали, что уровень знаний об искусстве Ренессанса в России и в Советском Союзе был столь велик, специалисты столь высокого класса, что они должны подготовить специальные тексты, которые представляют всю историю атрибуции и гипотез, которые существовали по поводу тех или иных вещей. Поэтому он столь фундаментален и внушителен.
К. ЛАРИНА: Бесценен, прямо так скажем. Значит, давайте мы его сейчас отдадим в хорошие руки. Вопрос еще раз повторим про окружности, да?
С. АНИСИМОВ: Да. Что они означают на гербе, эти шесть окружностей? Там на самом деле у нас как… у нас вроде как есть несколько вариантов ответа, да?
З. ТРЕГУЛОВА: Да, да, да, да…
К. ЛАРИНА: … давайте попробуем.
З. ТРЕГУЛОВА: … потому что существует несколько гипотез.
К. ЛАРИНА: Итак, наш телефон – 363-36-59. Смело врываемся в эфир и пробуем ответить на этот вопрос. Але, здравствуйте. Але?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый день.
К. ЛАРИНА: Здрасьте.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Але?
К. ЛАРИНА: Да-да, слышим, говорите пожалуйста.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый день, меня зовут Наталья…
К. ЛАРИНА: Да.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Ну, существует несколько версий ответа на этот вопрос…
К. ЛАРИНА: Так.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Предок династии Медичи был врачом по одной из версий, и, соответственно, эти пять шаров означают… ну, можно сказать, что это изображение пилюль, которые он продавал и этим нажил себе большое состояние. А можно сказать, что это просто символ врача в то время. Это был шар, не крест, как сейчас, а… ну, врача, аптекаря. Это вот вторая версия. А кроме того еще существует такая легенда, что предок – более красивая (смеется) – предок этой династии, он победил некоторого великана, который угрожал Флоренции, и эти шары означают, либо, там, его капли крови тоже, либо… по одной еще версии. По другой – это на его щите остался след от удара, палицы вот этого прародителя династии Медичи. Ну, вот…
К. ЛАРИНА: Потрясающе…
З. ТРЕГУЛОВА: Совершенно верно. Есть еще третья самая такая приземленная версия, что просто это монеты, поскольку Медичи были банкирами и ростовщиками и их деятельность была тесно связана с монетами.
К. ЛАРИНА: Наталья, это ваш такой…
З. ТРЕГУЛОВА: Да, вы заслужили этот каталог.
К. ЛАРИНА: … праздный интерес или вы этим увлекаетесь?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Ну, вы знаете, мы просто с мамой вот несколько лет назад были во Флоренции и, в общем, там, собственно говоря, вот эти истории нам тоже рассказывали, было очень интересно… (смеется)
К. ЛАРИНА: Ну что же, прекрасно. Наташ, ну, действительно…
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: … мы собираемся обязательно на эту выставку пойти.
К. ЛАРИНА: … действительно в хорошие руки попадает этот уникальный каталог. Спасибо вам большое, записали ваш телефон, позвонят после передачи. Спасибо.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Спасибо большое.
С. АНИСИМОВ: Про аптекаря вот интересно. Аптека действительно… был символ шар?
З. ТРЕГУЛОВА: Вы знаете, вот тут я не осмелюсь комментировать. А что касается пилюль – да, что касается следов, оставленных палицей, там, мифического великана Муджелло (Муджелло – это название того местечка, от которого происходили предки Медичи), то это совершенно точно. Ну, и третья версия…
К. ЛАРИНА: Дорогие друзья, мы уже должны заканчивать, у нас еще «Ну и денек» впереди, да? Спасибо большое нашей гостье. Напомню: Зельфира Трегулова, замдиректора Музеев Московского Кремля. Выставка «Сокровищница Медичи» продлится до 1-го августа, так что спешите посмотреть. А вам еще раз поклон, спасибо.
З. ТРЕГУЛОВА: Спасибо, приглашайте еще.