Купить мерч «Эха»:

Дары Государственному музею А.С. Пушкина. Коллекция работ художника Евгения Куманькова с видами старой Москвы - Евгений Богатырев - Музейные палаты - 2011-02-26

26.02.2011
Дары Государственному музею А.С. Пушкина. Коллекция работ художника Евгения Куманькова с видами старой Москвы - Евгений Богатырев - Музейные палаты - 2011-02-26 Скачать

К. ЛАРИНА: Начинаем программу «Музейные палаты». Сегодня мы с вами отправляемся в Государственный музей имени Пушкина. Имени или просто «Пушкина»?

Т. ОЛЕВСКИЙ: Музей Пушкина. Александра Сергеевича Пушкина.

К. ЛАРИНА: В музей Александра Сергеевича Пушкина. В нашей студии директор Государственного музея Пушкина Евгений Анатольевич Богатырев. Здрасьте.

Е. БОГАТЫРЕВ: Доброе утро.

К. ЛАРИНА: Здесь же Тимур Олевский.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Добрый день.

К. ЛАРИНА: А выставка у нас называется «Коллекция работ художника Евгения Куманькова с видами старой Москвы».

Т. ОЛЕВСКИЙ: «Москва!.. Святая Родина моя…», как он сказал…

К. ЛАРИНА: Тимур сказал, что это трагическая выставка.

Т. ОЛЕВСКИЙ: По-моему, да. По-моему…

К. ЛАРИНА: Потому что это то, чего больше нет и никогда не будет.

Е. БОГАТЫРЕВ: А вы знаете, мы ее даже определили, этот жанр, как Москва не уходящая, а Москва ушедшая.

К. ЛАРИНА: Ушедшая…

Е. БОГАТЫРЕВ: И в этом и своеобразная прелесть, и ценность. Ну, во-первых, для нас, музейщиков, ценность иконографическая той Москвы, которую мы уже никогда не увидим. Да, что-то запечатлено на старых фотографиях, что-то осталось в произведениях художников. Ну, то, что Евгений Иванович ежедневно практически занимался тем, что с этюдником утром или вечером приезжал в район Старого Арбата, Пречистенки, Остоженки и каждый вечер оставлял вид того или иного дома, той или иной перспективы, того или иного московского воздуха, или состояния эмоционального: осени, весны, зимы, жаркого лета… Вот это, на самом деле, удивительно. И то, что мы сегодня имеем не одну, не две работы, а целую коллекцию его работ, посвященную ушедшей Москве – это, я думаю, просто для нас большая радость, удача. Это для Евгения Ивановича, как он сформулировал очень правильно… это его желание, которое он долго не мог вот определить, как, в какой форме и когда это произошло. Он сказал: «Да, вот именно… я этого и хотел»…

К. ЛАРИНА: Сколько работ?

Е. БОГАТЫРЕВ: 125 работ с видами старой Москвы.

К. ЛАРИНА: И в каком помещении эта работает выставка?

Е. БОГАТЫРЕВ: Это не выставка. Мы ее обозначили как экспозиция, потому что эти работы будут постоянно в этом доме. И этот дом, который знают все, дом «Муму», Остоженка, дом №37, дом Тургенева, Варвары Петровны, его матушки, где полтора года назад мы открыли новый музей, музей, которого в Москве не было. Вот и…

К. ЛАРИНА: Мы как раз про него говорили, когда открывался…

Т. ОЛЕВСКИЙ: Надо, конечно, объяснить, что Музей Пушкина раскидал свои щупальца по всей… по всему городу.

К. ЛАРИНА: Филиалы…

Е. БОГАТЫРЕВ: На музейном языке это называется головной музей и его филиалы. На самом деле, у нас сегодня немало таких вот объектов-филиалов. Мы… какие-то уже открылись, какие-то мы готовим к открытию. Это касается и музея Василия Львовича Пушкина на Старой Басманной. Мы надеемся, что в самое ближайшее время москвичи, Москва сделают все, чтобы этот дом был отреставрирован, мемориальный пушкинский дом. Вот, мы сегодня начали говорить о том, что… как Пушкин после возвращения из ссылки и после того самого разговора с новым императором Николаем Первым, Николаем Павловичем, приехал именно на Старую Басманную к Василию Львовичу, к его «Парнасскому отцу», и, так сказать, вслед за достаточно недолгим разговором прилетел друг Пушкина Соболевский, и забрал его к себе, и увез на Собачью площадку, где они, так сказать, так вот бесхлопотно и очень весело прожили три месяца такой холостяцкой жизни. Но это были три месяца триумфа Пушкина, который приехал в Москву после ссылки великим русским поэтом.

К. ЛАРИНА: Ну что, это такое вступление. Вы поняли уже, дорогие друзья, что на эту выставку (или на эту экспозицию) необходимо попасть, необходимо придти. Для того, чтобы туда придти, можно просто купить билет и приехать…

Е. БОГАТЫРЕВ: А, вы знаете…

К. ЛАРИНА: Подождите…

Е. БОГАТЫРЕВ: Это очень легко. Все-таки Остоженка – это улица, по которой, несмотря на то, что у нас еще зима, но все равно, очень приятно гулять…

К. ЛАРИНА: Холодно.

Е. БОГАТЫРЕВ: Рядом очень много музеев. И так получилось, что Москва совершенно, может быть, даже спонтанно, обрела в виде вот небольшого такого участка от Пречистенки до Остоженки… сегодня на этой миле, которую называют наши олигархи «Золотой милей», но мы ее называем еще и «Музейной милей», потому что там очень много сейчас сосредоточено музеев. В том числе, музей Ивана Сергеевича Тургенева, туда очень удобно придти. Вы покупаете билет, вы знакомитесь с экспозицией, посвященной Ивану Сергеевичу Тургеневу и его московскому периоду жизни, и вы знакомитесь с экспозицией дара Евгения Ивановича Куманькова, которая называется «Москва!.. Святая Родина моя…»

К. ЛАРИНА: И мы должны еще одарить наших слушателей.

Т. ОЛЕВСКИЙ: О, да. И мы одарим наших слушателей. Сегодня у нас совершенно великолепные призы. Я, наверное, сперва о них расскажу. Во-первых, у нас есть приглашение на совершенно удивительную выставку, которая откроется 3 марта, на открытие выставки фотографии Юрия Роста.

Е. БОГАТЫРЕВ: 2 марта.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Наверное, официальное открытие 3 марта. Вернее, 2 марта – официальное открытие, 3 марта – для посетителей…

Е. БОГАТЫРЕВ: 2 марта мы официально открываем…

К. ЛАРИНА: А где? Там же?

Е. БОГАТЫРЕВ: Нет.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Нет. Она откроется в главном здании.

Е. БОГАТЫРЕВ: Она откроется недалеко от Остоженки, тоже можно прогуляться по Левшинскому переулку, по Денежному переулку. Она откроется рядом с мемориальной квартирой Пушкина на Арбате в Денежном переулке, выставочные залы в доме № 55. Это здание, которое известно москвичам как дом, где находится мемориальная квартира Андрея Белого – тоже наш филиал.

К. ЛАРИНА: Так.

Т. ОЛЕВСКИЙ: А также у нас есть замечательное издание «Мир сказок Пушкина» с рисунками, которые, в том числе, есть в коллекции музея, и с текстами, такое очень красивое дорогое подарочное издание. И замечательная книга, которая называется «Дары и дарители». Книга, собственно, в том числе и о подарках, которыми пополнялась коллекция Музея Пушкина и которыми продолжает она прирастать. И в музее, кстати, Белого, где откроется выставка Юрия Роста, тоже было недавно пополнение, в сентябре. Туда привезли саквояж Белого, в котором сохранились все вещи, даже та шапочка, в которой он фотографировался обычно. Ну, которая самая известная, да? Нетронутые, там… это отдельная история, я думаю, мы сегодня еще успеем про это поговорить. Как он попал в Россию, как он путешествовал во Франции, скрывался в ссылке, потом где-то его возвращали…

Е. БОГАТЫРЕВ: Да, коллекция в ссылке, это очень интересно.

К. ЛАРИНА: Давайте успеем, Тимур, дорогой, задать вопросы до новостей.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Да, вопросы задаем.

Е. БОГАТЫРЕВ: Вы знаете, я несколько слов хотел бы…

К. ЛАРИНА: Подождите.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Давайте я сейчас вопросы задам, и мы будем дальше…

К. ЛАРИНА: Да, а то не успеем.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Что было написано на экслибрисе книги… книг из библиотеки Гиляровского? Первый вопрос. Где у черта кулички?

К. ЛАРИНА: (смеется)

Т. ОЛЕВСКИЙ: Да. Почему Пушкин венчался в церкви Святого Вознесения? И вопрос совершенно в тему передачи: что такое Собачья площадка и почему она так называлась?

К. ЛАРИНА: На смс пока: +7-985-970-45-45. Но Тимур уверил меня, что у нас много призов, поэтому можем даже и телефоном воспользоваться во второй части, когда получим правильные ответы на смс. Давайте так: Евгений Анатольевич, то, что вы хотели сказать, видимо, уже после новостей…

Е. БОГАТЫРЕВ: Я…

К. ЛАРИНА: … вы скажете.

Е. БОГАТЫРЕВ: Хорошо.

К. ЛАРИНА: Потому что у нас сейчас время поджимает. Вот пришли новости. Сейчас слушаем новости, а потом уже продолжим нашу программу. Напомню, что мы сегодня в гостях у Государственного музея Пушкина.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА: Я все-таки хочу поправить этот волшебный голос, который анонсировал программу «Культурный шок». Все-таки, Василий Церетели, может быть, он тайный фалерист, да? Но на самом деле он, конечно же, известный галерист, в первую очередь (смеется).

Т. ОЛЕВСКИЙ: Что, в общем, не исключает одно другое.

К. ЛАРИНА: Да, да-да-да (смеется).

Е. БОГАТЫРЕВ: Мой коллега, директор Музея современного искусства города Москвы.

К. ЛАРИНА: Да, да. Ну, а мы возвращаемся в программу «Музейные палаты». Напомню, что здесь в нашей студии директор Государственного музея Пушкина Евгений Анатольевич Богатырев. Мы вас приглашаем ознакомиться с экспозицией, коллекцией работ художника Евгения Куманькова с видами старой Москвы. И вот как раз про призы, пока вы отвечаете на вопросы, про один приз хотел Евгений Анатольевич сказать несколько слов. Как раз вот каталог даров, что называется.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Да, книга «Дары и дарители»...

Е. БОГАТЫРЕВ: Вы знаете, эта книга, когда мы ее готовили к выпуску, то определили ее жанр как книга-памятник всем тем дарителям, которые за всю нашу историю… а наша история – это 55 лет в этом году нашему музею будет. То есть, мы совсем молоды как музей. И за эту историю из двухсот тысяч единиц хранения, которые сегодня находятся на учете в нашем музее, одна треть… вы можете себе представить? То есть, около семидесяти тысяч единиц – это дары. Это на самом деле уникальная с… вот…

Т. ОЛЕВСКИЙ: В музейном деле - довольно беспрецедентное количество наполнения…

Е. БОГАТЫРЕВ: Беспрецедентное…

Т. ОЛЕВСКИЙ: … коллекции даров…

Е. БОГАТЫРЕВ: Каждый музей получает дары, но мы, наверное, по количеству даров стоим, наверное, на одном из первых мест в России, и понятно почему. Во-первых, наш музей, который начинался с нуля… и вот Александр Зиновьевич Крейн, первый директор музея, так сказать, в начале своей директорской карьеры сформулировал дары как, так сказать, именно отношение дарителей к… их любовь к Пушкину, их любовь к нашей российской культуре, к поэзии. И дары до сих пор продолжают приходить. И вот если эта книжка, которая весит около пяти килограммов и насчитывает порядка… так сказать, иллюстраций хотя бы, там… несколько тысяч иллюстраций. А на самом деле здесь мы начинаем от коллекций, которые мы получали, и заканчиваем отдельными какими-то предметами и экспонатами, и в этом… в этой связи… и она была подготовлена нами два года назад, но сегодня, я так чувствую, придется… придет время, когда мы будем издавать и готовить второй том, потому что дары в наш музей не прекращаются. Вот один из примеров: Евгений Иванович Куманьков, выдающийся русский художник, подаривший Москве, музею, всем нам свою удивительную московскую коллекцию.

К. ЛАРИНА: Ну, давайте мы уже слово дадим Тимуру как человеку, который уже по этой выставке погулял, по этой экспозиции, и у него есть некоторые свои впечатления.

Т. ОЛЕВСКИЙ: И выставка, я вам хочу сказать, оставила светлые и тягостные впечатления. Евгений Иванович говорил: «Я спешил запечатлеть то, что исчезает, потом я понял, что это все равно, что бежать за уходящим поездом – не догонишь». И тогда он стал писать старую Москву по памяти, ту, которую он, собственно, помнил. А он родился в 20-х годах. И это, по-моему, как бы ни говорили, что город должен развиваться, это, по-моему, просто свидетельство преступления, уничтожения старого города, которое началось вовсе не сейчас и не при Лужкове, как мы думаем… может быть, многие. Я думаю, что москвичи, которые живут в городе давно, прекрасно помнят, как разрушенные, наверное, такие рыдающие, полуубитые трупы домов старых стояли в Москве еще, в общем-то, при Советах, и там они…

К. ЛАРИНА: Ну, о чем ты говоришь?! Мы находимся на улице, которая просто разломила город под названием… улица под названием «Новый Арбат».

Т. ОЛЕВСКИЙ: Вставная челюсть Москвы…

К. ЛАРИНА: Ну. О чем ты говоришь?..

Т. ОЛЕВСКИЙ: … которая снесла, да, все арбатские дворики.

К. ЛАРИНА: Да.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Собственно…

Е. БОГАТЫРЕВ: И уничтожила ту самую…

Т. ОЛЕВСКИЙ: Собачью площадку.

К. ЛАРИНА: Собачью площадку.

Е. БОГАТЫРЕВ: … Собачью площадку, где было средоточие культурной жизни Москвы всего 19-го века. Ее просто нужно было, так сказать, в какой-то стеклянный колпак, так сказать, забирать и делать там уникальный музей нашей культуры, нашей цивилизации. Так сказать… там жили, на Собачьей площадке и в ближайшем окружении практически весь цвет России и Москвы 19-го и 20-го века.

К. ЛАРИНА: Но вы пока не отвечайте на вопрос, мы еще должны ответить на этот вопрос, поскольку мы задавали слушателям…

Е. БОГАТЫРЕВ: Я не отвечаю на вопрос.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Да, что же это такое.

К. ЛАРИНА: Да.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Вы понимаете, надо понять, что в работах Куманькова создается та самая атмосфера вот этого вот провинц… это не провинциально…

К. ЛАРИНА: У нас есть где-нибудь его работы в каталоге? Куманькова.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Наверное, только на сайте сейчас пока каталог Куманькова…

К. ЛАРИНА: Это я поняла, это я видела.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Как большой раритет продается в некоторых интернет-магазинах и в киоске музея. Это, действительно, очень редко изданная книга…

К. ЛАРИНА: А у вас есть каталог, продается?

Т. ОЛЕВСКИЙ: … книга, да, и небольшим тиражом. Надеюсь, она будет переиздаваться и дальше. И, кроме того, что по памяти воспроизведены церкви, храмы и улицы, которых вообще нет сейчас, потому что они были уничтожены еще до войны, там есть, например, вот те самые дома, которые стояли с трещинами, прекрасные, шикарные барокко…

К. ЛАРИНА: А как можно по памяти? Ведь … насколько это все соответствует действительности?

Т. ОЛЕВСКИЙ: Я думаю, что там… по ощущениям, на самом деле… там ведь все работы, они несколько… ну, это все равно взгляд художника, это видно. И вид… на самом деле, мне кажется, несложно догадаться, где рисовались… где Евгений Иванович рисовал…

К. ЛАРИНА: С натуры?

Т. ОЛЕВСКИЙ: … с натуры, а где нарисовал свое впечатление о том, что было. При этом дома, которые он выбирал, они не всегда очень красивы, но они обычно имеют какое-то отношение к истории Москвы. Потом, там есть перспективы кварталов и улиц. Начиная от тех… того самого магазина «Консервы», который был здесь недалеко и который все прекрасно помнят, и заканчивая... и очень интересно, например, посмотреть, что стало с Гагаринским и Хрущевским переулком тогда… какой он был тогда и что с ним стало сейчас. И вот это вот… вот эта вот удивительная атмосфера, она сохраняется. Но самое странное, что, приходя и пропитываясь вот этим ощущением Москвы с тополиным пухом, понимаешь, собственно, какой город, с туристической точки зрения и с точки зрения вот именно атмосферы, атмосферы жизни, ушел безвозвратно. Вот поэтому она создает очень светлое и при этом удивительно грустное впечатление.

Е. БОГАТЫРЕВ: «Печаль моя светла», как Александр Сергеевич…

К. ЛАРИНА: Вот я здесь открыла в «Яндексе», да, здесь выскочили… вывалилась целая куча репродукций Евгения Куманькова…

Т. ОЛЕВСКИЙ: «Город встреч», «Атланты умирающие»…

К. ЛАРИНА: Кстати, и проспект Калинина у него тут есть. Называется «Проспект Калинина к вечеру». Это тот самый проспект Калинина, который был еще в советское время (смеется).

Т. ОЛЕВСКИЙ: Помните фильм «По семейным обстоятельствам»?..

К. ЛАРИНА: Да, да…

Т. ОЛЕВСКИЙ: … где Евстигнеев…

К. ЛАРИНА: Мы с тобой вспоминали. А вы помните этот фильм, да? Там, где Евгения Ханаева играет, совершенно замечательная. Когда она достала план реконструкции Москвы, чтобы ее сын понимал, что будет уничтожено в ближайшее время, и скорее бежал рисовать уцелевшие уголки Москвы.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Но там-то это был юмор и ирония, на самом деле это очень грустная история.

Е. БОГАТЫРЕВ: Вы знаете, дело в том, что, конечно… ну, надо отдать должное, Евгений Иванович все равно делал зарисовки. И, с одной стороны, это ассоциации, с другой стороны, это все равно… так сказать, основа – это взгляд и память художника, которую он запечатлел. Ну, а потом, не надо забывать, что Евгений Иванович был еще и талантливейшим художником театра и кино. И вот этот… эта особенность художника, работающего в театре и кино, где особый взгляд на… фантазии, так сказать, творческие должны были каким-то образом в нем проявляться. Вот это проявлялось на основе…

К. ЛАРИНА: Печатников переулок я тут посмотрела…

Е. БОГАТЫРЕВ: … на основе именно вот хроники, на основе его эскизов он еще включал свою яркую фантазию, цвет, впечатления…

Т. ОЛЕВСКИЙ: Это у него в работах есть ведь и, мне кажется, совершенно детские впечатления. Ну, это просто видно, например, по Остоженке, которая стоит… на которой стоят еще столбы телеграфные. А с тысяча, там, не знаю… с десятками, десятками ребер для проводов, со старыми трамваями и с храмами, которые были уничтожены…

К. ЛАРИНА: А вообще можно узнать вот эти вот какие-то конкретные места, вот если ты не читаешь подпись под картиной, что это такое за улица или переулок – можно узнать?

Т. ОЛЕВСКИЙ: Я как раз вчера этим занимался. Можно узнать. На самом деле, идешь и смотришь: а вот этот дом еще остался, а этих уже нет. А этот помнишь? Он был, когда еще ребенком здесь, например, гулял, да? И, действительно, помнишь, как эти атланты и кариатиды держали балконы. Вот был, теперь - нет. А этот дом перестроили, и теперь в нем шесть этажей. Вот в таком смысле можно узнать. Атмосферу – нет, атмосфера вообще иная, совершенно. Нет этой атмосферы, этой Москвы нет. Забудьте, нет. Жаль, очень. Вот то, что рисовал Евгений Иванович, вот этот Арбат превратился, на мой взгляд, по сравнению с тем, что было, из жилого, из жизненного места, живого, места с душой и с историей – ну, превратился в целлулоид. По крайней мере, по контрасту. Может быть, это не так, но по контрасту с тем, что было, создается именно такое впечатление. То есть, это настолько бездарно и жестоко уничтожалось, не понимая ценность… вот ценность в поколениях… но это видно как раз на тех работах. Я говорю еще раз: очень здорово, что… понятно, что это не сейчас все это исчезло, а это исчезало десятилетиями, один за другим дома уходили. Просто сейчас это все… ну, как… последние годы это ускорилось, произошло это все значительно быстрее. Но это длительный процесс умирания старой Москвы, которую все равно на этих работах… можно понять, что это был за город.

К. ЛАРИНА: Евгений Анатольевич, такое же щемящее чувство испытываете, да, когда смотрите на эти работы?

Е. БОГАТЫРЕВ: Вы знаете, я вот… вот я абсолютно…

К. ЛАРИНА: Чувство потери.

Е. БОГАТЫРЕВ: … с вами согласен, потому что какое-то ощущение, все равно, света, которое пробивается через… через обиду, где-то, может быть, злость оттого, что мы никогда этого не вернем, не увидим. Но доброта, радость и ощущение какого-то вот забытого детства и вот тех самых…

Т. ОЛЕВСКИЙ: Да-да-да-да-да.

Е. БОГАТЫРЕВ: … прекрасных ощущений счастья, оно в этих работах присутствует. Я хочу еще вот что сказать. Конечно, Евгений Иванович очень… многое так симптоматично в течение всей его творческой биографии происходило, в составе коллекции две потрясающих работы, где он изобразил своего сына Антона. Москвичи очень многие знают Антона Куманькова, сына Евгения Ивановича и Марианны Владимировны. И вот его уход, полгода назад он умер… он талантливейший был художник, художник-анималист, художник, который рисовал прекрасно детей. Мы делали в нашем музее при его жизни еще выставки…

К. ЛАРИНА: Сколько лет ему было?

Е. БОГАТЫРЕВ: Антону было пятьдесят… пятьдесят лет…

К. ЛАРИНА: Заболевание какое-то, да?

Е. БОГАТЫРЕВ: Вы знаете, он умер от сердечного приступа. Это произошло именно в те, так сказать, жаркие душные….

К. ЛАРИНА: Да что вы!..

Е. БОГАТЫРЕВ: … дни августовские, когда вот даже вот такие вот случаи для молодых, так сказать, людей бывали. И поэтому для Евгения Ивановича, для Марианны Владимировны это огромнейшая утрата. Но то, что он смог ощутить и оставить память об Антоне еще на фоне московских пейзажей… так сказать, эти работы тоже у нас в коллекции, это можно увидеть. Так сказать, это на самом деле прекрасно. Это и наша с вами биография, это биография художника, это и та самая уходящая и ушедшая Москва, которую мы обязательно должны знать. И это можно увидеть в нашем музее на Остоженке.

К. ЛАРИНА: Скажите, пожалуйста, а вот, разброс во времени какой? Вот датируются самые ранние работы каким временем, которые представлены на этой экспозиции?

Е. БОГАТЫРЕВ: Вы знаете, он начал писать старую Москву в 60-х годах…

Т. ОЛЕВСКИЙ: Я нашел работы, старше меня значительно (смеется).

К. ЛАРИНА: Да?

Т. ОЛЕВСКИЙ: Да.

Е. БОГАТЫРЕВ: Ну, вот так… уже, что называется, системно начал писать Москву. Первая работа там обозначена как 56-го или 57-го года, и он ее посвятил своей супруге Марианне Владимировне. Да, она там, так сказать, тоже есть в составе этого собрания. И последние его работы датируются где-то началом уже 21-го века, 2000-ми годами.

К. ЛАРИНА: А вот как раз я нашла, в одном из интервью как раз Евгений Иванович говорил: «Не помню, при каких обстоятельствах это произошло, но хорошо знаю год: 1959-й. В Хрущевском переулке, на том месте, где теперь стоит маловыразительный куб посольства Люксембурга…» Кстати, тоже недалеко от нас Хрущевский переулок, да?

Т. ОЛЕВСКИЙ: Да.

К. ЛАРИНА: «… я однажды разглядел одинокий флигелек, затаившийся во дворе, этакую усадебку столетней примерно давности на фоне кирпичного брандмауэра более поздней поры. Обнаружил ее и вздрогнул: вот оно, настоящее».

Е. БОГАТЫРЕВ: Удивительно…

К. ЛАРИНА: Это важно еще увидеть! Е. БОГАТЫРЕВ: Удивительным образом все соединяется в нашей жизни, потому что Хрущевский переулок – это, в том числе, и наш адрес, адрес нашего музея на Пречистенке. И вот это как раз тот самый дом, который был разрушен в то самое время, когда наш музей только-только начинал, так сказать, развиваться и рождался.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Кстати, у Евгения Ивановича есть… одна из работ – это вид с балкона как раз квартиры Белого, того самого, где сейчас дом-музей Белого, да?

Е. БОГАТЫРЕВ: Тоже вот очень интересное сближение, так сказать, историй и судеб людей. Ведь, совершенно случайным образом, когда мемориальная квартира на Арбате 25 лет назад была открыта для посетителей, а до этого музей очень тщательно и достаточно долго готовил этот удивительный и единственный мемориальный пушкинский музей в Москве к открытию, то, спустя какое-то очень короткое время, дом угловой, тот, о котором вы говорите, так сказать, встал на капитальный ремонт. И вот время немножечко другое было. Сейчас бы вряд ли кто-то из реконструкторов старых домов и памятников озаботился о том, что надо, так сказать, вот… меморизировать, так сказать, тот или иной дом, пространство. И вот этот дом был отдан министерству иностранных дел. Но, понимая значимость квартиры на третьем этаже, где родился и провел первые 26 лет жизни Борис Николаевич Бугаев, Андрей Белый, так сказать, эта квартира была передана нашему музею для организации там мемориальной квартиры Белого. С того времени мы, так сказать, начав с нуля, этот музей готовили. В 2000-м году этот музей открылся своей постоянной экспозицией, стал одним из, собственно, наверное, крупнейших международных центров по изучению жизни и творчества величайшего нашего русского писателя, философа. И сегодня, благодаря и той коллекции, которую нам удалось собрать, и благодаря тем самым дарам, о которых вот сегодня тоже было сказано, тот самый заветный саквояжик, который проделал, так сказать, какую-то невероятную… невероятное путешествие, потому что после смерти Белого его супруга передала… боясь за сохранность этих вещей, она передала этот саквояж самым близким своим друзьям, для того, чтобы они этот чемодан хранили. Это было в 30-х годах! И представьте себе, что уже в 21-м веке Богуславские, семья Богуславских (именно в их руки попали эти вещи), передают… уже третье поколение тех, кому были переданы эти мемории, дарят, дарят сохраненный ими, пронесенный через войны, через эмиграции, через желание сохранить эти вещи. И где-то вот после войны эти вещи уезжают во Францию, чтобы быть сохраненными. Потому что имя Белого в то время произносить, в общем-то, было, так сказать, не вполне безопасно…

Т. ОЛЕВСКИЙ: У саквояжика был риск быть арестованным, и он уехал во Францию…

Е. БОГАТЫРЕВ: Потом они возвращаются, и сорок предметов первого ряда – мы так называем в музее те самые мемории, которые, так сказать, принадлежат именно… ибо связаны с энергетикой, с жизнью, с творчеством нашего персонажа, будь то Пушкин, Тургенев, или Белый. И вот они возвращаются…

К. ЛАРИНА: Когда можно увидеть?..

Е. БОГАТЫРЕВ: Они находятся сегодня уже в постоянной экспозиции, поэтому… Старый Арбат, дом 55, мемориальная квартира Андрея Белого – мы ждем вас по этому адресу с удовольствием!

К. ЛАРИНА: Давайте, уже телефон включим. Нам нужно ответить на эти замечательные вопросы. Кстати, можно назвать победителей, которые правильно ответили на смс. Тимур, скажи нам, пожалуйста.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Я только одно слово скажу по поводу Белого…

К. ЛАРИНА: Давай, а то у нас времени мало.

Т. ОЛЕВСКИЙ: … насколько я понимаю, наш коллега Николай Александров, собственно, приложил самое деятельное участие в создании этой квартиры. Так что ему тоже огромное спасибо…

Е. БОГАТЫРЕВ: Да, да, Коля, Коля… на самом деле, он просто один из авторов, так сказать, этого музея. И для нас он, прежде всего… это для вас он ваш коллега и журналист, для нас он, прежде всего, музейщик. Мы его ценим за это.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Спасибо. Давайте, я вам теперь назову победителей, которые ответили правильно на смс на вопросы. Первые номера цифр у Екатерины в телефоне – 443, у Людмилы – 614, Мария – 496, и Настя – 936. Победителям мы дозвонимся и обязательно выясним, куда они предпочитают сходить или получить книги…

К. ЛАРИНА: Давай, вопросы еще раз повторим, а Евгений Анатольевич возьмет наушники, чтобы слышать ответы. Там есть у вас какие-нибудь? Давайте. А ты быстренько, Тимур, давай повторим вопросы…

Т. ОЛЕВСКИЙ: Что было написано на экслибрисе книг библиотеки Гиляровского? А написано было известное…

К. ЛАРИНА: Не рассказывай!

Т. ОЛЕВСКИЙ: А!..

К. ЛАРИНА: Мы же сейчас будем принимать, привет!

Т. ОЛЕВСКИЙ: Даа! Ну, как обычно, я спешу…

К. ЛАРИНА: Повтори, повтори… (смеется)

Т. ОЛЕВСКИЙ: Я не успел. Спасибо, Ксения. Что было написано на экслибрисе книг из библиотеки Гиляровского? Где у черта кулички? Почему Пушкин венчался в церкви Святого Вознесения? И что такое Собачья площадка и почему она так называлась?

К. ЛАРИНА: 363-36-59. Выбирайте вопрос и давайте нам ответ. Але, здравствуйте. Але?

СЛУШАТЕЛЬ1: Кулички – это белый хлеб.

К. ЛАРИНА: Чего?

Т. ОЛЕВСКИЙ: Это был… неверный ответ (смеется).

К. ЛАРИНА: Это был неверный и какой-то… вообще неверный, по всему: по обращению… Значит, вы дозваниваетесь в прямой эфир, говорите: «Здравствуйте, это, там, Катя из Тулы»…

Т. ОЛЕВСКИЙ: «Мы рады вас слышать»…

К. ЛАРИНА: Или «Марья Петровна из Москвы. Хочу ответить на такой-то вопрос»… Ну, будьте вежливыми, мы же все-таки в «Музейных палатах» находимся, а не в каком-нибудь, там, «Развороте». Вот там – пожалуйста, кричите. А здесь можно… давайте соблюдать приличия. Але, здравствуйте. Але? Але?

СЛУШАТЕЛЬ2: Добрый день.

К. ЛАРИНА: Здрасьте. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ2: Меня зовут Ирина.

К. ЛАРИНА: Да, Ирина.

СЛУШАТЕЛЬ2: Мне хотелось бы сказать, что когда вас приглашают посетить черта на кулички, значит, вас приглашают на болото.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Ну, я имел в виду, конечно, не совсем это, а конкретное географическое место в Москве.

К. ЛАРИНА: Так. Знаете?

Т. ОЛЕВСКИЙ: Знаете такое место в Москве?

К. ЛАРИНА: Нет, к сожалению, не знаем. Але, здравствуйте. Але?

СЛУШАТЕЛЬ3: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Здрасьте. Пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ3: Это Виктор из Подмосковья.

К. ЛАРИНА: Да, Виктор.

СЛУШАТЕЛЬ3: Я хочу про Пушкина ответить.

К. ЛАРИНА: Давайте.

СЛУШАТЕЛЬ3: Значит, Пушкин родился 26 мая, а это как раз был праздник Вознесения. Поэтому он очень любил эту дату, свой день рождения, и поэтому венчался с Гончаровой в церкви Святого Вознесения.

К. ЛАРИНА: Браво! Просто не придерешься. Спасибо вам, Виктор. Все, записали ваш телефон. Следующий ответ, пожалуйста. Але, здравствуйте. Але? Господи. Але, здравствуйте. Але? Боже мой. Что такое сегодня?

Т. ОЛЕВСКИЙ: Там кошки какие-то…март скоро…

К. ЛАРИНА: (смеется) Але, здравствуйте. Простите (смеется).

СЛУШАТЕЛЬ4: Але, добрый день.

К. ЛАРИНА: Да.

СЛУШАТЕЛЬ4: Дмитрий, Подмосковье.

К. ЛАРИНА: Да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ4: Если не ошибаюсь, в книгах Гиляровского было написано: «Эта книга украдена из библиотеки Гиляровского».

Е. БОГАТЫРЕВ: Прекрасно.

К. ЛАРИНА: Браво! Отлично, спасибо большое, записали и вас. Але, здравствуйте. Але?

СЛУШАТЕЛЬ5: Але, здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Да, здрасьте.

СЛУШАТЕЛЬ5: Меня зовут Ирина.

К. ЛАРИНА: Да, Ирин.

СЛУШАТЕЛЬ5: Я хотела ответить на вопрос про Собачью площадку.

К. ЛАРИНА: Так.

СЛУШАТЕЛЬ5: Она… это была площадь, которая находилась на месте современного Нового Арбата, и названа была так в честь царских псарен.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Правильно.

Е. БОГАТЫРЕВ: Прекрасно.

К. ЛАРИНА: Отлично! Спасибо.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Там были великолепные псарни для царской охоты.

Е. БОГАТЫРЕВ: Спасибо вам большое.

К. ЛАРИНА: Так, еще что-то у нас осталось, Тимур?

Т. ОЛЕВСКИЙ: Ну, у нас еще был вопрос: где у черта кулички? В принципе, конкретный географический… хотя бы название улицы, где у черта в Москве кулички…

К. ЛАРИНА: Але, здравствуйте. Але?

Т. ОЛЕВСКИЙ: Я думаю, что несложно ответить.

СЛУШАТЕЛЬ6: День добрый.

К. ЛАРИНА: Здрасьте.

СЛУШАТЕЛЬ6: Сергей Борисович, Москва.

К. ЛАРИНА: Да, Сергей Борисович.

СЛУШАТЕЛЬ6: Ксения, Тимур и ваш гость, переулок у нас Хрущевский, извините, не Хрущёвский. Вот только и всего.

К. ЛАРИНА: Да что вы!

Т. ОЛЕВСКИЙ: Спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ6: Да…

К. ЛАРИНА: Слушайте, правда?

Е. БОГАТЫРЕВ: Вы знаете, позволю с вами не согласиться, потому что…

К. ЛАРИНА: Никогда не знала этого.

Е. БОГАТЫРЕВ: … этот переулок назван в честь первого послепожарного владельца нашей усадьбы, так сказать… именно вот Хрущёв, гвардии прапорщик Хрущёв построил на пепелище, так сказать, старой усадьбы, сгоревшей во время войны 12-го года, свою усадьбу. И с того времени этот переулок стал называться… называться Хрущёвским.

К. ЛАРИНА: Сергей Борисович, я думаю, что вряд ли вы здесь оспорите такое авторитетное мнение. Так что пусть будет Хрущёвский. Я никогда по-другому и не говорила, Хрущевский… Але, здравствуйте. Где кулички-то? Але.

СЛУШАТЕЛЬ7: Это на Славянской площади.

(смех)

К. ЛАРИНА: Это правда?

Е. БОГАТЫРЕВ: Да. Спасибо.

К. ЛАРИНА: И вас зовут?..

СЛУШАТЕЛЬ7: Нина.

К. ЛАРИНА: Нин, спасибо большое, ответ совершенно верный. Все?

Т. ОЛЕВСКИЙ: Да.

К. ЛАРИНА: Распределили подарки и призы. У нас остается буквально минутка с небольшим до конца передачи еще раз проанонсировать ближайшие выставки. Мы сказали про Юрия Роста, он открывается 2 марта в помещении в Денежном переулке, как я понимаю…

Е. БОГАТЫРЕВ: Да.

Т. ОЛЕВСКИЙ: 3-го – для посетителей.

К. ЛАРИНА: Саквояж Андрея Белого можно увидеть уже… и его содержимое уже…

Е. БОГАТЫРЕВ: Уже можно увидеть.

К. ЛАРИНА: … можно посмотреть.

Е. БОГАТЫРЕВ: Да.

К. ЛАРИНА: Так.

Е. БОГАТЫРЕВ: Так же, как можно увидеть в мемориальной квартире Пушкина на Арбате, там же рядом, по соседству с… дом 53 – это мемориальная квартира Пушкина, а дом 55 – это мемориальная квартира Белого. Так вот, празднуя наш 25-летний юбилей и 180-летие со дня свадьбы Пушкина и Гончаровой, так сказать, у нас появились новые дары и новые удивительные, уникальные экспонаты в мемориальной квартире Пушкина. Так сказать, среди них портрет Николая Борисовича Юсупова, одного из легендарных москвичей-аристократов пушкинского времени. Портрет этот подарен правительством Москвы. Великолепный рояль, который подарен Владимиром Палихатой, нашим новым дарителем. И бюст Натальи Александровны Пушкиной с младшей дочерью Александра Сергеевича Пушкина, который привезла праправнучка Александра Сергеевича Пушкина Клотильда фон Ринтелен из Висбадена, из Германии.

К. ЛАРИНА: Приходите в Музей Пушкина и в его филиалы. Напомню, что сегодня нашим гостем был директор музея Евгений Анатольевич Богатырев. Программу провели Ксения Ларина и Тимур Олевский. Спасибо.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024