Купить мерч «Эха»:

Театральная Москва 1941-1945 гг. - Дмитрий Родионов - Музейные палаты - 2010-04-24

24.04.2010
Театральная Москва 1941-1945 гг. - Дмитрий Родионов - Музейные палаты - 2010-04-24 Скачать

К. ЛАРИНА: Трефилова Анна.

К. ЛАРИНА: Ксения Ларина.

К. ЛАРИНА: Здравствуйте.

А. ТРЕФИЛОВА: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Сегодня у нас в гостях театральный музей имени Бахрушина, в гостях у нас директор музея Дмитрий Родионов. Дмитрий доброе утро, добрый день.

Д. РОДИОНОВ: Добрый день.

К. ЛАРИНА: И мы начинаем, у нас получается даже целый цикл наверно программ, посвящённых юбилею 9 мая, 65-ти летию со дня окончания великой отечественной войны. И вот выставка, посвящённая как раз этим событиям, открылась в музее Бахрушина. Называется она «Театральная Москва» да?

Д. РОДИОНОВ: 1941 - 1945.

К. ЛАРИНА: Вот мы сегодня об этом поговорим подробнее, и естественно пригласим вас на эту выставку, у нас есть билеты и кое-что ещё. Сейчас Аня всё расскажет.

А. ТРЕФИЛОВА: У нас естественно, есть билеты на эту выставку. Кроме того, у нас есть билеты ещё на несколько выставок, которые проходят в музее Бахрушина, вот например, театр образов и гримас, это Виктор Бердаков. есть замечательная, и я надеюсь, что мы тоже поговорим о ней в нашей программе, ещё отдельно посвятим по поводу сценического костюма выставку. Есть замечательные совершенно открытки, выпущенные к 65-ти летию победы. Это из фондов РГБИ, и Георгий Петрусов, фотограф.

К. ЛАРИНА: Это тоже уникальные?

А. ТРЕФИЛОВА: Это тоже набор открыток.

К. ЛАРИНА: Дайте посмотреть.

Д. РОДИОНОВ: Это российская государственная библиотека по искусству подарила нам к открытию выставки такие замечательные наборы открыток, которые они издали из своих архивов замечательного выдающегося военного фотографа Георгия Петрусова, уникальные фотографии, и вот мы с радостью конечно сделали этот подарок всем нашим гостям, которые приходили к нам на открытие выставки.

А. ТРЕФИЛОВА: И вам сделаем подарок. Уникальная совершенно книга, это словарь-справочник Валерий Листовский «В спектакле участвует техника». Дима, расскажите пару слов.

Д. РОДИОНОВ: Это издание, я считаю вообще для нас знаменательное в том плане, что эту книгу мы издали совместно с журналом «Сцена», она лежала почти три года в нашем портфеле, не было средств, но вдруг вот мы поднапряглись, и всё-таки эту книгу издали. Подобного издания не было в России более 20-ти лет, это справочник профессиональных терминов, связанных со сценическим пространством, техникой, сценой, архитектурой.

А. ТРЕФИЛОВА: Мне кажется, как зрителю, это тоже очень интересно на самом деле понять, из чего это всё делается.

Д. РОДИОНОВ: Да, содержание всех сценических терминов для самой широкой аудитории, от профессионалов до тех, кто интересуется театром.

А. ТРЕФИЛОВА: И у нас есть суперприз, для которого будет один супервопрос, это трёхтомник Николай Васильевич Гоголь, материалы, собранные Бахрушиным. Давай тогда с него начнём, вопрос скажем?

К. ЛАРИНА: Не надо, мы его отдельно скажем., потому что мы его только по телефону будем принимать, сейчас будут на него отвечать зря, совершенно бессмысленно.

А. ТРЕФИЛОВА: Хорошо, зажали. Но, тем не менее, у нас есть пять вопросов по теме нашей программы.

К. ЛАРИНА: На СМС, и на телефон.

А. ТРЕФИЛОВА: Да, на СМС, и на телефон., готовьтесь товарищи. Итак, в годы второй мировой войны Александр Вертинский не был призван в армию, но стал братом милосердия и работал в санитарном поезде. В поезде существовала специальная книга, в которую записывались все перевязки, Вертинский сделал их 35 тысяч. Много лет спустя ему приснился сон, который он описал в своей книге, даю подсказку, где ответ найти. Сон был такой: однажды Господь спросил у ангелов, кто этот Александр, который поёт песни. Ему ответили: «Это тот санитар, который в войну сделал тысячи перевязок». Чем, помноженным на 100 Господь решил вернуть Вертинскому эти перевязки.

К. ЛАРИНА: Чем, помноженным на 100?

А. ТРЕФИЛОВА: Да, 35 помноженные на 100 Господь вернул ему эти перевязки. Кстати, он всю жизнь боялся, что счёт этот когда-нибудь закончится, опять подсказываю. Элина Николаевна Быстрицкая во время войны получила звание, которое по идее не вяжется с образом прекрасной дамы, но именно им она, по её же собственным словам, гордится больше всех остальных своих званий и наград, что это за звание. Третий вопрос. Лейтенант Кудряшов, он же Евгений Самойлов, и воспитательница детского сада Варя Панкова, Марина Ладынина, как известно, договорились встретиться в 6 часов вечера после войны. Назовите имя писателя, которого явно любили герои фильма и режиссёр Иван Пырьев, и роман, из которого взята эта фраза 6 часов вечера после войны. Четвёртый вопрос. Валентин Гафт посвятил Зиновию Гердту четверостишье:

«О, необыкновенный Гердт

он сохранил с поры военной

одну из самых лучших черт»...

Какую черту сохранил Зиновий Гердт с военной поры. И последний вопрос. За что 12 апреля 1942-го года после концерта в депо «Волхов» Клавдия Шульженко и Михаил Максимов получили уникальный по фронтовым меркам подарок, стакан клюквы и кусок торта.

К. ЛАРИНА: Когда тебя уволят с «Эхо Москвы», ты можешь писать викторины и книжки.

Д. РОДИОНОВ: Проводить вечера в музеях Москвы.

А. ТРЕФИЛОВА: Ну, друзья мои, спасибо, хоть есть куда придти. Возьмите меня.

Д. РОДИОНОВ: Безусловно.

К. ЛАРИНА: Я тоже себе работу нашла на всякий случай. Я знаю, что когда меня уволят с «Эхо Москвы», я буду писать поздравительные открытки в стихах, я очень хорошо это делаю.

А. ТРЕФИЛОВА: Ты стихи пишешь?

К. ЛАРИНА: Но вот эти поздравления, которые на открытках пишутся, сейчас же все с надписями открытки выпускаются, я просто мастер. Ну что, напомним, что во второй части программы, конечно же мы и по телефону будем слушать ваши ответы, и послушаем репортаж Тимура Олевского, как всегда с выставки, поскольку он нам обеспечивает в этой передаче полный эффект присутствия.

А. ТРЕФИЛОВА: Я хочу сказать, что Тимур, которого я утром тут застала, он сидел всю ночь, делал материал, я застала его практически плачущим. Он сидел, и сказал: «Я не думал, что меня это так зацепит».

К. ЛАРИНА: Давайте немножечко расскажем, из чего же собиралась эта выставка. Дмитрий, пожалуйста, вам слово.

Д. РОДИОНОВ: Выставка создана полностью на основе наших материалов.

К. ЛАРИНА: То, что у вас есть?

Д. РОДИОНОВ: Да, то, что в музее в наших фондовых отделах, в рукописном, в декорационном. Это конечно уникальные военные фотографии, в первую очередь рукописи, уникальные фронтовые дневники, которые музей Бахрушина вручал театрам и фронтовым бригадам в самом начале войны с просьбой ввести этот дневник в течение военного времени.

К. ЛАРИНА: И ввели?

Д. РОДИОНОВ: Ввели. У нас хранится большая коллекция этих дневников, вот некоторые из них мы представляем посетителям, в частности, например, дневник Большого театра, который вела замечательная артистка балета Соня Николаевна Звягина. К сожалению, прочитать мы не имеем возможности дать посетителям, мы показываем только обложки этих дневников, но я надеюсь, что мы когда-нибудь их издадим, и это конечно будет потрясающий материал, который можно будет понять, чем жили артисты на фронтовых линиях, афиши военных лет.

К. ЛАРИНА: Настоящие?

Д. РОДИОНОВ: Подлинные афиши. В основном конечно это московские театры, театральная Москва, но естественно эффект присутствия гораздо шире, потому что артисты выезжали гораздо дальше, чем рубежи около Москвы, и пути артистические, как пути солдат были по всем фронтам от начала до конца войны.

К. ЛАРИНА: Новости, потом продолжим нашу программу. Напомню, что сегодня мы с вами посещаем выставку «Театральная Москва 1941-1945 год» в музее Бахрушина.

ИДУТ НОВОСТИ.

К. ЛАРИНА: А вот интересно Дмитрий, ведь большинство театров было эвакуировано из Москвы в годы войны, да?

Д. РОДИОНОВ: Да.

К. ЛАРИНА: Я обращаюсь к Дмитрию Родионову, напомню он директор музея имени Бахрушина.

Д. РОДИОНОВ: Да, осень 1941-го это сплошная эвакуация, естественно не только театров, а всех организаций, учреждений, фабрик, заводов из Москвы, но в Москве, тем не менее, решением правительства остался один театр, ныне он называется музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Именно в 1941-м году этот театр был объединён в один из оперного театра Станиславского и музыкального театра Немировича-Данченко, из двух театров сделали один, этот театр остался единым.

К. ЛАРИНА: Он работал?

Д. РОДИОНОВ: Он работал.

К. ЛАРИНА: А драматических спектаклей вообще не играли во время войны в Москве?

Д. РОДИОНОВ: Официально нет, естественно, какие-то представления были маленькими группами артистов, которые на общественных началах проводили эти мероприятия, официально театры не работали.

К. ЛАРИНА: А что было в театральных зданиях, вот театр Вахтангова, мы знаем, сохранился там даже след от бомбы.

Д. РОДИОНОВ: Театры были закрыты, заколочены, запечатаны.

К. ЛАРИНА: То есть никак не использовались эти помещения?

Д. РОДИОНОВ: Это вопрос к военным, а не ко мне.

К. ЛАРИНА: Вот театр Советской Армии, представьте себе, вот звезда, которую, она с неба видна, она как мишень.

Д. РОДИОНОВ: Насколько мы знаем, по той информации на сегодняшний день, что вот такие стратегические важные объекты общественные были, как вы знаете, заминированы. Была подготовлена целая система минирования и взрыва на час икс, если это потребуется. Поэтому естественно в этих зданиях никого не было, была обеспечена минимальная охрана соответствующими органами, но вот театр Станиславского и Немировича-Данченко работал. Солдат, которых отправляли на фронт, привозили в театр, для них проводились концерты, спектакли, и они прямо из зала уезжали в ближайшее Подмосковье защищать рубежи Москвы.

К. ЛАРИНА: А вот интересный ещё один вопрос, а если театры были эвакуированы, мы знаем куда, Ташкент, Алма-Ата, Куйбышев. А фронтовые бригады из кого формировались, там же много профессиональных актёров принимало участие.

Д. РОДИОНОВ: Из артистов, артисты также добровольно могли выразить желание не уезжать с коллективом, остаться в составе Москонцерта например, так как Москонцерт формировал такие бригады в большом количестве, и направлял их по всем фронтовым линиям, это была работа для артистов, понимаете, только работа естественно военная.

К. ЛАРИНА: А бронь предоставлялась мужчинам-актёрам?

Д. РОДИОНОВ: Не всем. Опять же некоторые артисты добровольно уходили на фронт, некоторые продолжали свою повинность через свою артистическую деятельность, но на фронтовых рубежах. Кто-то работал в тылу, кто был официально эвакуирован из Москвы. У каждого человека своя судьба.

А. ТРЕФИЛОВА: Кстати, тот же Гердт, он же ушёл добровольцем, он к этому моменту уже был артистом, актёром, и за все годы войны он даже не участвовал в самодеятельности, он был на войне.

Д. РОДИОНОВ: Если обратить внимание, то в старых академических московских театрах в фойе, как правило, висят таблички, гранитные или мраморные «Они погибли». И перечисляются артисты этих театров, которые во время войны ушли на войну, и не вернулись.

К. ЛАРИНА: Мы знаем уже и достаточное количество актёров, выдающихся артистов, народных артистов Советского Союза, которые практически прошли всю войну, которые воевали, и ещё многие из них, слава богу, живы. Это и Владимир Абрамович Этуш, который фронтовик, это и Пётр Ефимович Тадаровский.

А. ТРЕФИЛОВА: До Эльба дошёл по-моему.

К. ЛАРИНА: Да. Это Павел Комский, который в совсем юном возрасте тоже принимал участие в боях, главный режиссёр театра Моссовета. Что, может, давайте дадим слово Тимуру Олевскому для того, чтобы он нас погрузил в выставку «Театральная Москва 1941 - 1945 год», которая проходит в музее Бахрушина, потом продолжим наш разговор, прокомментирует эту плёнку и Дмитрий Родионов, и может быть что-то добавит. Итак, Тимуру Олевскому слово.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Музей, светомаскировка, окна забиты досками, чтобы взрывной волной не вынесло рамы, мешки с песком, мимо которых граждане спешат поскорее пробежать опасный участок улицы, а на углу стоит старая афишная тумба. Она повидала всякое, только теперь, казалось бы, не время для спектаклей, но объявлений полным-полно, везде дают премьеры, и только репертуар изменился. К многочисленным пьесам Островского и операм Большого добавились новые спектакли, «Фронт», «Парень из нашего города», «Нашествие». «Жаль, что эти постановки забыты» - рассказала театровед Майя Фалькенштейн: «Это всё спектакли масштабные, огромные, и не халтурные. Поражает, что в такое трудное время люди могли и эскизы нормальные делать, и костюмы. Поражает, то, что жили и работали, и не ставили то, что вот совершали что-то такое особое. Конечно, это подлинная любовь, но что ещё нравится, то, что такие фотографии. Вот, например, Качуевская Наташа, совершенно легендарная личность, она училась, по-моему, вместе с Гончаровым Сергеем Александровичем в ГИТИСе. Просто я никогда не думала, что была такая реальная девушка. Это приятно, что её вспомнили. Понимаете, видимо это единственное, что осталось у нас».

Т. ОЛЕВСКИЙ: Кто-то может подумать: «Да что там, вокруг война, а эти лицедеи наряжаются и на подмостки». Да. Но только после рытья окопов, и бутафорам порой не приходилось строить, руины театра и сами были частью этих декораций. Неправда, когда говорят пушки, музы должны молчать. Вы только вглядитесь в лица этих зрителей, это очень просто, каждый застревает в памяти, кто-то из них и в кино-то никогда не был, пришёл в зал в первый раз, и в последний. Артистка малого театра Татьяна Еремеева помнит много таких историй. Её сын, наш коллега Владимир Ильинский рассказал одну о той поре, когда его мама служила в маленьком провинциальном театре: «В Тамбове, вообще весь город жил войной естественно, и театр жил войной. Как раз в тот день у женщин, у актрис были занятия, их учили перевязывать раненых, а все актёры были заняты на улице, они рыли бомбоубежища и занимались военной подготовкой. Мама вдруг услышала сперва какой-то дальний взрыв, и потом очередная бомба попала прямо в здание театра. Она говорит: «Я бежала, и здание шаталось так, что меня всё время бросало». Надо было пробежать через сцену, она видела, что с потолка сыпется битое стекло, обломки. Её все пытались привести в чувство, и тут только она увидела, что целое крыло театра вообще абсолютно разрушено, то есть, там нет стен, они осыпались. В это время спектакли шли на сцене, и в зале было холодно, зрители сидели в валенках и шубах, на сцене лежал снег. Она играла Джульетту, выходила в открытом лёнком платье, как Джульетта должна быть одета при морозе под 20 градусов. Тем не менее, такого ощущения, как она говорит, единения со зрительным залом, потом уже спустя долгие годы, когда она уже в Москве работала, она уже не чувствовала никогда. То есть это видимо было что-то особенное. Вот люди понимали, что война, непонятно, когда она кончится, чем закончится война. Но ощущение всё-таки было у всех, что это единственное, что людей отвлекает от этого ужаса, театр был как свет в окошке. Военных очень много на спектаклях было, то есть они шли на спектакль целыми подразделениями, потом уходили на фронт и писали ей письма с таким адресом: «Артистке, игравшей роль такую-то». У матери до сих пор лежит письмо дома, которое прислал какой-то молодой военный, который написал, что сейчас через полчаса мне в бой, я пойду в бой с воспоминанием о вас, ваше лицо стоит у меня перед глазами, я надеюсь, что я после войны смогу вас увидеть». И потом через какое-то время мама получила письмо от его товарища, который написал, что этот молодой офицер погиб в этом бою, в который он собственно и уходи»

Т. ОЛЕВСКИЙ: Пройдя немного по залу, попадаешь на передний край, там, на поляне уже сколочены наспех из берёзы скамейки, к бойцам приехала фронтовая бригада. Кто это будет, Жаров или Целиковская, ещё не титулованный Рыбников, а может Аркадий Райкин выступит перед матросами. Какой это был концерт всё понятно без слов. Гимнастёрки и тельняшки висят прямо над сценой, светятся сотни глаз, которые ненадолго забыли о смерти. Прославленная Элина Быстрицкая тогда ещё нигде не снималась, делала перевязки, и радовалась депортированным москонцертовцам. Прошлой ночью она поделилась этим с Майей Пешковой: «Приезжали фронтовые бригады, я помню первые песни, которые я услышала, это «В лесу прифронтовом», «Соловьи», «На солнечной полянке». Помню, что приезжал красивый молодой человек, передвижной, он вслед за армией шёл. Сначала на восток уходили, потом когда уже наступали, то уже на запад. Я сначала была готова просто как угодно помогать, я там читала раненым газеты, письма. Потом уже, поскольку я знала лабораторное дело, папа был начальником лаборатории, а в мирное время я там пропадала, потому что там были свинки морские, мышки. Я-то думала, что это для того, чтобы играть с ними. Мне было 13 лет, когда началась война. Это были фронтовые бригады, но никого из известных актёров я там не видела».

Т. ОЛЕВСКИЙ: Самые ценные свидетельства это дневники артистов: «Ночью добирались в товарном вагоне, сильно бомбили, на станции нас никто не встретил, в городе паника» выставка в Бахрушинском музее получилась честная и тихая. Для тех, кто потрудится понять, свидетельства общего горя и общей победы, нет ничего искусственного. Вот так Утёсов почти взлетал над своими музыкантами, празднуя победу. И добавить нечего, лучше послушать медсестру Рагнеду Огнёву, которая прошла всю войну до Берлина, а на Валдае однажды повстречала Константина Симонова, он писал в землянке свои корреспонденции: «Там уже затишье такое было, 1943-й год был, я сижу на крылечке в пилоточке, у меня так волосы немного отрасли тогда, сижу, и там дымился разбитый фашистский танк с этими знаками, такой зловещий. Вот сижу, рисую этот танк, и вдруг: «Здравствуйте, это что тут дети делают». Я так встала и говорю: «Товарищ Симонов, я не дети, я красноармеец Огнёва». Он говорит: «Ах, красноармеец Огнёва, вот война кончится, будешь мне книги оформлять». Я потом с ним встречалась, я ему одну обложку делала контрольную. Он пришёл в нашу часть, он тоже корреспондент, его как бы прикомандировали. К нам приезжала Дронина Юлия, она была такая хорошая, она тоже была со мной. Я только что пришла с передовой мокрая, холодная, усталая, а в землянке нет никого, и печка конечно затухает. Я выбегаю из землянки, а за мной рванулись те, кому я должна помочь спокойными руками. А ещё сияющий комбат, руки мне пока жмёт после боя, и скажет: «Ах, сестричка, как я рад, что осталась ты живой». Это прямо про меня, я, когда читала: «Я не могу, я плачу».

К. ЛАРИНА: Вот такой пронзительный получился материал у Тимура Олевского на фоне выставки, которая сейчас проходит в Бахрушинском музее «Театральная Москва 1941 - 1945 год». А какие экспонаты Дмитрий, вызывают наиболее такие чувства тяжёлые, есть вещи, от которых плачешь, когда комок в горле?

Д. РОДИОНОВ: Я сначала два слова хотел сказать после репортажа. На открытии выставки выступала народная артистка России, артистка МХАТа имени Горького, Маргарита Юрьева, которая сказала с моей точки зрения глубокую и такую тонкую мысль: «С одной стороны был фронт, с другой стороны были мы» - она говорила про себя. «Чем мы могли помочь. Мы ждали, но как мы ожидали, и как этот процесс был, наверно он был очень важен. Недаром знаменитое стихотворение Симонова стало одной из важных тем жизни того времени. Ждать, это же тоже очень важно, как ты ждёшь.

А. ТРЕФИЛОВА: «Ожиданием своим ты спасла меня».

Д. РОДИОНОВ: Да. Вот я думаю, что это ожидание через творчество наших замечательных актёров и помогало, в том числе приближать этот день победы. А экспонаты, понимаете, они все такие монументальные и значительные. Каждый останавливает, и если ты немножко начинаешь размышлять, проникать внутрь смысла этого предмета, то можно так и остановиться и дальше не идти, потому что всё это, как я сказал, с одной стороны, это радость, что победа, что это остановилось наконец-то, но с другой стороны ощущение, что такое колоссальное количество людей ушло ни за что.

К. ЛАРИНА: Сколько несостоявшихся судеб.

Д. РОДИОНОВ: Да, и война, как мне кажется, она до сих пор нам дышит в спину, и мы от этого никуда не уйдём, потому, что слишком это страшное наследие, эта последняя война.

К. ЛАРИНА: Давайте мы вернёмся к вопросам, и я думаю, что сейчас нам нужно разыграть суперприз.

А. ТРЕФИЛОВА: Гоголя?

К. ЛАРИНА: Да, тот самый, и супервопрос задать.

А. ТРЕФИЛОВА: Я забыла. Это трёхтомник, Николай Васильевич Гоголь, Бахрушинская серия, материалы, собранные самим Бахрушиным.

К. ЛАРИНА: А что там, письма или что?

Д. РОДИОНОВ: Это уникальное собрание материалов, которые Алексей Александрович собирал вместе с женой Верой Васильевной Носовой. Это вырезки из тогдашних СМИ, от Варшавы до Владивостока, так как царская империя простиралась именно так, с запада на восток. Это вырезки, связанные с отмечанием 100-летия со дня рождения Николая Васильевича Гоголя в России, и 50-ти летаем со дня его смерти. И вот это хроника, как Россия отмечала эти две даты, и собрана в этих материалах, уникальная подборка материалов, кстати, интересная именно сегодня после того, как Россия отметила 200-т летие Николая Васильевича Гоголя. Можно посмотреть, как за 100 лет после последнего 100-го юбилея изменилось общество, люди, оценки, восприятие Гоголя, и так далее. В этом смысле этот материал никогда не публиковался в таком составе, как сказал Игорь Петрович Золотуский, наш известный Гоголевед: «Для меня это один из лучших подарков в юбилейный год Николая Васильевича». И для нас это высшая похвала, что вот так оценили это наше издание.

К. ЛАРИНА: Давайте вопрос, и подарок для наших слушателей.

А. ТРЕФИЛОВА: Вопрос шуточный. Чтобы получить этот трёхтомник, вам надо подумать и сказать, с чем приходил в дом Ивана Сергеевича Аксакова Николай Васильевич Гоголь, и страшно этим раздражал хозяев. Это есть в воспоминаниях Аксакова.

К. ЛАРИНА: Давай, направь нашу мысль в правильное русло. Итак, ещё раз, с чем приходил Гоголь в гости к Аксакову, и страшно раздражал этим хозяев.

А. ТРЕФИЛОВА: Если я направлю, то вы уже отгадаете.

Д. РОДИОНОВ: Можно маленькую подсказку.

К. ЛАРИНА: Да.

Д. РОДИОНОВ: Но деликатную. Это связано с римскими, итальянскими ощущениями Николая Васильевича Гоголя.

А. ТРЕФИЛОВА: И отсутствием этих ощущений у Аксакова, поэтому он был в бешенстве… Он приходил с этим изо дня в день, это действительно не может не раздражать.

К. ЛАРИНА: Алло, здравствуйте.

Слушатель: Алло, здравствуйте. Я хотела бы ответить на вопрос о Гердте.

К. ЛАРИНА: Нет, мы сейчас отвечаем только на вопрос, который Аня задала, с чем приходил Гоголь к Аксакову, с чем-то своим в гости приходил.

А. ТРЕФИЛОВА: Римским, итальянским.

К. ЛАРИНА: Да, чем страшно раздражал хозяев, прежде всего, и наверно остальных гостей тоже. 363-36-59, кто знает ответ на этот вопрос, тому будет счастье. Пожалуйста, алло, здравствуйте.

Слушатель2: Алло.

К. ЛАРИНА: Да, пожалуйста.

Слушатель2: Это Наталья из Перми. Мне кажется, что это макароны.

А. ТРЕФИЛОВА: Да, конечно.

К. ЛАРИНА: Браво Наталья, молодец.

А. ТРЕФИЛОВА: Он приходил всё время с кастрюлей. Аксаков пишет: «Он приходил всё время с макаронами, приносил кастрюлю с макаронами, шёл на кухню и выгонял повара, и это было изо дня в день».

К. ЛАРИНА: Наталья, ждите посылку из Москвы, мы вам посылаем это уникальное издание специально для вас. Спасибо.

Слушатель2: Спасибо огромное.

К. ЛАРИНА: А теперь остальные вопросы поехали. Итак, 363-36-59. Аня, быстренько повтори.

А. ТРЕФИЛОВА: Чем Господь, по воспоминаниям Вертинского, решил вернуть ему сделанные во время войны 35 тысяч перевязок, и умножить это количество на 100, чем Господь решил вернуть Вертинскому эти перевязки. Какое звание есть у Элины Николаевны Быстрицкой, и она особенно им гордится. «В 6 часов вечера после войны», это известный наш фильм советский. Назовите имя писателя, и роман, из которого взята эта фраза. Какую черту сохранил с военной поры Зиновий Гердт. За что Клавдия Шульженко и Михаил Максимов получили в 1942-м году в апреле уникальный по фронтовым меркам подарок, стакан клюквы и кусок торта.

К. ЛАРИНА: Давайте, 363-36-59, быстренько отвечаем на эти вопросы. Алло, здравствуйте.

Слушатель3: Здравствуйте. Элина Быстрицкая очень гордилась званием сын полка.

А. ТРЕФИЛОВА: Да, она и сейчас им гордится.

К. ЛАРИНА: Я даже этого не знала, я вам клянусь. Потрясающе. Как вас зовут?

Слушатель3: Это Гульнара.

К. ЛАРИНА: Спасибо, записали. Следующий звонок, пожалуйста. Алло, здравствуйте.

Слушатель4: Здравствуйте, доброе утро. Я бы хотела ответить на вопрос по поводу стихотворения Гафта про Зиновия Гердта, что он коленонепреклоненный.

К. ЛАРИНА: А с чем это связано?

Слушатель4: Это связано с тем, что он получил травму ноги, которая доставляла ему массу неудобств, которые он старательно старался преодолевать, эту боль даже до последнего дня, но я даже где-то слышала, что это придавало ему некую своеобразность его образу, вот та хромота, и наверно он это очень умело использовал.

К. ЛАРИНА: Но как здорово Гафт, какой двойной смысл в этом определении сказал потрясающий, настолько характеризует человека, абсолютно он негнущийся человек во всех смыслах.

Слушатель4: Да, у нас даже замечательная книжка есть о Гердте, одна из самых наших любимых.

К. ЛАРИНА: Спасибо вам большое, телефон ваш записали, ответ верный. Следующий звонок, пожалуйста, кто готов, алло, здравствуйте.

Слушатель5: Добрый день, Марфа меня зовут. Я хотела бы ответить на вопрос про 12 апреля 1941-го года. За что получила Шульженко, за песню «Синий платочек».

А. ТРЕФИЛОВА: Совершенно верно, правда, 1942-й год, да, они впервые спели её.

К. ЛАРИНА: Спасибо Марфа, записали и вас, ответ верный. Следующий звонок, алло, здравствуйте.

Слушатель6: Алло, я хочу предположить, что Вертинский в награду получил песнями, которые приходили к нему.

А. ТРЕФИЛОВА: Близко, но не песнями.

К. ЛАРИНА: Да, чуть-чуть, ещё попытка. Алло, здравствуйте.

Слушатель7: Алло, здравствуйте. По поводу Вертинского. Умножить на миллион, и вернуть аплодисментами.

К. ЛАРИНА: Браво, совершенно верно. Как вас зовут?

Слушатель7 Ольга.

К. ЛАРИНА: Ольга, спасибо, ответ совершенно верный. Что у нас там ещё осталось?

А. ТРЕФИЛОВА: У нас осталось про 6 часов вечера после войны, откуда взята эта фраза.

К. ЛАРИНА: Алло, здравствуйте.

Слушатель8: Я хотел ответить на вопрос. Фраза 6 часов вечера после войны это из романа Гашека.

К. ЛАРИНА: Совершенно верно. И как вас зовут?

Слушатель8: Валентин.

К. ЛАРИНА: Спасибо дорогой Валентин.

А. ТРЕФИЛОВА: В самый разгар боевых действий он назначал встречу в 6 часов вечера после войны.

К. ЛАРИНА: Остальных назовёшь победителей?

А. ТРЕФИЛОВА: Их много, я думаю, что всем уже позвонили.

К. ЛАРИНА: Дмитрий, несколько слов о сценическом костюме, раз уж мы собрались сегодня, это параллельная выставка, которая проходит...

Д. РОДИОНОВ: Сначала два слова, я хотел бы поблагодарить Лидию Осиповну Постникову, Александра Михайловича Рубцова, это наши сотрудники, которые готовили эту выставку, а также ещё персонально поблагодарить артиста оркестра Большого театра Вадима Носенко, который помог нам сколотить вот эти берёзовые скамейки, образ фронтового театра, фронтового концерта, о котором Тимур говорил в своём репортаже.

К. ЛАРИНА: До какого числа выставка пройдёт?

Д. РОДИОНОВ: До 30 мая.

К. ЛАРИНА: То есть весь май можно будет ходить?

Д. РОДИОНОВ: Да, весь май можно.

К. ЛАРИНА: Она в основном здании?

Д. РОДИОНОВ: В основном главном здании на улице Бахрушина.

К. ЛАРИНА: А сценические костюмы это в филиале каком-то?

Д. РОДИОНОВ: Это в театральной галерее на Малой Ордынке, это проект союза театральных деятелей, который мы вместе с ними проводим в этом году, это уже третья выставка сценического костюма, она проходит раз в 5 лет, выставка крайне интересная с моей точки зрения для всех, от детей до взрослых, потому, что костюм всегда всем интересен, а тем более театральный, который имеет множество секретов, всяких штучек и тайных устройств.

К. ЛАРИНА: Там всё настоящее?

Д. РОДИОНОВ: Там всё подлинное. Выставка очень яркая, широкая, удобная, и очень много хороших замечательных театральных художников представили свои работы на эту выставку.

А. ТРЕФИЛОВА: Буквально на полсекунды, нам Людмила Васильевна пишет, она жила неподалёку от театра Красной армии, советской армии, и говорит, что в годы войны он был прикрыт маскировочной зелёной сеткой, и сливался с парком, который вокруг. Вот к вопросу о том, что прятали, а что минировали.

Д. РОДИОНОВ: Кстати, эту сетку мы также повесили по стенам нашего зала. Командование московского военного округа нам безвозмездно выделило эту сетку, и вот для атмосферы этого военного времени мы используем как раз оформление маскировочной сеткой.

К. ЛАРИНА: А как, кстати, ваш музей пережил годы войны?

Д. РОДИОНОВ: Слава богу, без потерь, коллекции не пострадали.

К. ЛАРИНА: Не уезжали, не вывозили ничего?

Д. РОДИОНОВ: Нет, не вывозилась наша коллекция. Были конечно времена без тепла, без света, но, тем не менее потерь в коллекциях не было. Это заслуга наших хранителей, которые естественно дневали и ночевали в этих зданиях, несмотря на отсутствие всяческих условий, и берегли наше культурное наследие.

А. ТРЕФИЛОВА: Дима, но дневники эти надо издать как-то, хотя бы альманахом.

Д. РОДИОНОВ: Да, это уже в планах.

А. ТРЕФИЛОВА: Это уникальные документы вообще.

К. ЛАРИНА: Помимо того что это художественная ценность, они ещё и уникальны по содержанию, и очень интересны.

Д. РОДИОНОВ: Мы издадим обязательно эти дневники, планы есть такие.

К. ЛАРИНА: Ну что же, большое спасибо. Напомню, что сегодня у нас в гостях Бахрушинский музей в лице его директора Дмитрия Родионова. Напомним, что выставка, которая посвящена юбилею победы «Театральная Москва 1941 - 1945 год» идёт в основном здании в Бахрушинском музее, и продлится до 30 мая, так что у вас есть возможность увидеть всё своими глазами. Спасибо большое и с наступающими праздниками.

Д. РОДИОНОВ: Спасибо, вас также всех поздравляю с праздниками.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025