Усадьба Кусково - Наталья Погосян - Музейные палаты - 2009-08-22
К. ЛАРИНА: Начинаем программу «Музейные палаты», здесь в студии Ксения Ларина, здесь в студии Майя Пешкова, Майя, ещё раз приветствую тебя.
М. ПЕШКОВА: Добрый день.
К. ЛАРИНА: И сегодняшнее наше путешествие по усадьбе Кусково. Усадьбы XVIII века, и главная конечно её достопримечательность, это государственный музей керамики. Когда-то вообще-то это был по-моему единственный музей в России, да? Спрашиваю я нашу гостью, Наталью Погосян. Учебного секретаря государственного музея керамики. Добрый день Наташ, здравствуйте.
Н. ПОГОСЯН: Здравствуйте.
К. ЛАРИНА: Единственный был когда-то, да?
Н. ПОГОСЯН: Он никогда…
К. ЛАРИНА: Уникальный, то есть, до сих пор единственный?
Н. ПОГОСЯН: Да, на сегодняшний момент, это единственный специализированный музей керамики.
К. ЛАРИНА: Мы сегодня поговорим подробнее о коллекции, которая собрана в этом музее. Единственное, прогуляемся по Кусково с вашей помощью, поскольку вы будете отвечать на вопросы Натальи, и за правильные ответы, будете получать призы. Призы у нас сегодня потрясающие. С одной стороны есть книги замечательные от издательства «Росмэн», которые Майя назовёт.
М. ПЕШКОВА: Это современная школьная энциклопедия, «Российская история». Так называется том, которые получат сегодня те, кто ответят на вопросы.
К. ЛАРИНА: И Наталья принесла действительно уникальные призы, поскольку они такие пожизненные. Что это такое? Это такие маленькие волшебные карточки, Наташ?
Н. ПОГОСЯН: Да, совершенно верно, это карточки, карта даёт право на бесплатное посещение музея её владельцу, плюс один гость.
К. ЛАРИНА: Плюс один гость, так что, имейте в виду. Бесплатно можете, и передавать по наследству. Поскольку она не имеет срока окончания. Я надеюсь, что усадьба Кусково, если уж она пережила страшные годы большевизма, она и дальше будет жить вечно. Итак, Кусково. Кусково, для меня ассоциация в общем такая театральная, поскольку там, в своё время, традиционно проходила церемония вручения театральной премии «Хрустальная Турандот», но по разным причинам, пока премия переехала в другие Московские места, но я надеюсь, что всё вернётся на круги своя, и «Хрустальная Турандот», опять будет принимать своих гостей в усадьбе «Кусково». А сейчас, давайте мы Наталье слово передадим, с чего мы начнём наше путешествие?
Н. ПОГОСЯН: Наверное, путешествие надо начинать сначала. Я бы хотела сказать, что музей, сейчас он называется, «Государственный музей керамики и усадьбы Кусково XVIII века». То есть, из названия вы слышите, что это два музея в одном. Оба эти музея располагаются на территории уникального памятника садово-паркового искусства XVIII века. Кусково принадлежит Шереметьевам, точнее, первые упоминания о Кусково мы можем датировать ещё XVI веком, но нас больше интересует XVIII, когда это имение у своего брата купил Пётр Борисович Шереметьев, первый граф, фельдмаршал, сподвижник Петра I. К сожалению, ему просто не хватило времени, чтобы сделать из приобретённого имения то, что мы видим сегодня, и, собственно говоря, Кусковский ансамбль сложился уже при графе Петре Борисовиче…
К. ЛАРИНА: Ну, не путайтесь в именах, бог с ними со всеми. У нас сегодня будет ещё шпаргалка от Тимура Олевского, который подробно нам представит такой портрет эпохи, через усадьбу Кусково. Поэтому, я предлагаю всё-таки, Наталья, вам сосредоточиться на заведении, собственно, которое является главным, я имею в виду, музей.
М. ПЕШКОВА: Наверное, самое главное в нём дворец?
Н. ПОГОСЯН: Кончено. Жемчужина усадьбы Кусково – это дворец. Гости, которые приходят в дворец должны понимать, что они попали в совершенно уникальную обстановку.
К. ЛАРИНА: Там кругом вода.
Н. ПОГОСЯН: Да. В обстановку XVIII века. Разумеется, дворец перенёс некоторое количество реставраций, но надо понимать, что вы стоите на полах, на которых, возможно, стояла Екатерина II. Вы смотритесь в зеркала, в которые смотрелись великие совершенно личности эпохи. Которые играли не последнюю роль, в истории России.
К. ЛАРИНА: То есть, там никакого новодела нет, там всё настоящее, всё подлинное, да? Все интерьеры?
Н. ПОГОСЯН: Да, совершенно верно. Единственное, что было утрачено в Кусковском дворце – это шелковое обитие стен. И то, они были утрачены в 1812 году, во время нашей войны с Французами, с Наполеоном. В Кусково базировался офицерский состав Наполеоновской армии, а обития на стенах были Леонские. И когда они уходили из Кусково, они посчитали это своей собственностью, и забрали все шелковые обития. Они были восстановлены уже…
К. ЛАРИНА: Как они, сдирали просто что ли? Со стен?
Н. ПОГОСЯН: Да, совершенно верно. Это же шелк, его можно было совершенно просто содрать. И уже в XX веке, они были воссозданы, по маленьким клочкам буквально, по ниточкам, их восстановили на жокардовых станках, это очень кропотливая работа, чтобы слушатели понимали, что по ширине, наверное, это где-то сантиметров 20, не более. И в день можно выткать 15 сантиметров. То есть, вот такой вот кусочек ткани за целый день. Если вы придёте в Кусково, и увидите то количество ткани, которое на стенах, можно представить, масштаб труда.
К. ЛАРИНА: Сколько времени. Да?
Н. ПОГОСЯН: Совершенно верно.
К. ЛАРИНА: А что касается, меня всегда интересовало, парковой скульптуры. Это тоже всё сохранено с тех самых времён, да?
Н. ПОГОСЯН: Да. Кусково, извините, я, наверное, через слово повторяю уникальный, да, это действительно так. Дело в том, что скульптура в регулярном Французском парке подлинная, это скульптура XVIII века, русских и европейских мастеров. Разумеется, имена не дошли до наших дней, но да, это подлинный мрамор XVIII века.
К. ЛАРИНА: Пруды, вода. Как она вообще, за ней ухаживать-то надо.
М. ПЕШКОВА: Как Вам удаётся сделать так, что она у вас не зарастает?
К. ЛАРИНА: Да вообще, просто всё такое зеркальное. Просто чудо какое-то.
Н. ПОГОСЯН: Прудами к счастью, или, к сожалению, занимаемся конечно не мы, не научные сотрудники музея, и даже не наши хозяйственные службы. Есть такая организация, Мосводоканал, если я ничего не путаю, они следят за состоянием прудов. Если вдруг, что-то зарастает, например, наш маленький итальянский прудик, мы пишем письмо, они присылают сотрудников. Потому, что посетителям всё равно, этот пруд принадлежит Кусково, или Мосводоканалу, но если он приходит в музей и видит заросший пруд, у него разумеется, осадок остаётся от музея.
М. ПЕШКОВА: Поскольку нас слушают ребята, то мне очень хотелось бы попросить вас рассказать что такое, регулярный парк?
Н. ПОГОСЯН: Регулярный французский парк, кстати, единственный сохранившийся в Москве до сегодняшних дней, он находится в Кусково, это парк, в котором всё построено по строгой симметрии. То есть, это чёткие линии аллей, чётко подстриженные шпалеры. Так называемые шпалеры, чтобы ребята понимали, это в принципе, кусты липы, но обработанные специальным образом, я думаю, если они вспомнят исторические фильмы, они поймут, о чём я говорю, такие квадратненькие из них делают как бы стеночки. Обязательно в регулярном Французском парке должны быть парковые павильоны, которые так же симметрично располагаются друг к другу. Что касается Кусковского парка, то в нём есть ещё совершенно уникальный партер, который простирается от дворца до большой каменной оранжереи, на нём специальным образом высажены растения, цветы. В этом году, у нас очень красивый парк, он сделан по моде XVIII века. Так называемые рабатки, это посаженные цветы. Но не как сейчас мы привыкли, что цветники очень плотно засажены, собственно говоря, ковром. В XVIII веке, это было не принято. Было принято разглядывать каждый цветочек. Поэтому, растения на некотором расстоянии друг от друга, чтобы человек мог полюбоваться каждым произведением природы.
К. ЛАРИНА: Я хочу просто прочесть список, который включает в себя архитектурный ансамбль усадьбы. Итак, Дворец, Павильон грот, Итальянский домик, Павильон Эрмитаж, Голландский домик, Большая каменная оранжерея, Барьер для птиц, Минажереи, что это такое?
Н. ПОГОСЯН: Минажереи – это такие не большие домики, на берегу Итальянского прудика, в которых в XVIII веке жили птицы.
К. ЛАРИНА: А, всего-то. Церковь и Колокольня, Кухонный флигель, Каретный сарай и сушилка, Американская оранжерея, Швейцарский домик, Воздушный театр, Домик управляющего. И всё сохранено.
Н. ПОГОСЯН: Совершенно верно. Всё сохранилось до сегодняшнего дня, и о каждом из этих павильонов, можно многое рассказать.
К. ЛАРИНА: Мы попробуем это сделать во второй части нашей программы, и естественно, разыграть для вас призы. Напомню, что сегодня мы путешествуем по усадьбе Кусково. Сейчас слушаем новости, а потом возвращаемся в программу «Музейные палаты».
(Идут новости).
К. ЛАРИНА: Ну что, продолжаем наши «Музейные палаты», продолжаем наше путешествие по Кусково. Здесь в студии Ксения Ларина, Майя Пешкова. И наша гостья сегодня, учёный секретарь государственного музея керамики усадьбы Кусково, Наталья Погосян. Давайте, мы сейчас не большой розыгрыш сделаем, но перед тем, как разыграть наши призы, я хочу передать слово нашему корреспонденту Тимуру Олевскому, который такой небольшой портретик усадьбы специально для наших слушателей сделает. Наташа внимательно послушает, может быть, добавит или поправит.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Боярин Шереметьев выменял кусок ещё в XV веке. С тех пор, подмосковная деревенька связала свою судьбу с его потомками. Дохода от хозяйства большого не было, зато на славу удавались охотничьи забавы. Так что, поставленные на престол хитроумные вельможи Романовы, не раз бывали в здешних лесах. Во всём своём блеске, усадьба засияла, когда за дело взялся сын легендарного фельдмаршала образованный граф, Пётр Борисович Шереметьев. Военная карьера его не прельщала. Он смог послужить отчизне и на более деликатных заданиях. А Кусково стало превращаться в грандиозный веселительный проект. Такой «Дисней Лэнд» золотого века, со временем переманивший к себе всю Москву. Шереметьев порой срывал балы Генерал-губернатора. Вся публика подчистую, собиралась на премьерах его театра. Одних сцен было выстроено 4 штуки. Самая известная театральная труппа, начиналась именно здесь. Среди всех своих угодий, Петр Борисович выделил усадьбу не случайно. Она как нельзя лучше расположилась вблизи села «Перово», летней резиденции императрицы Лизаветы Петровны. Соседство с царственной особой, возможно и решило будущее Кусковских земель, которые застраивались 40 лет к ряду и превратились в летнюю резиденцию с роскошным дворцом и обширным парком, наполненным разными затеями. Но первым сооружением будущего ансамбля, стал Голландский домик, созданный в память эпохи Петровской, и для сохранения Голландских памятников. А трапеция пруда перед ним, шутила с прохожим. С одного берега, домик казался дальше, а с другого, парк уютнее. Вода в Кусково – это отдельная история. 17 прудов на искусно осушенных болотах, Шереметьев приказал рыть как раз во время голода и засухи. Занял работой крепостных, как сейчас сказали бы, в кризисные годы. На берегу стояли рыбачьи домики, а по воде ходил собственный флот. Золочёные яхты, китайские джонки, и лодки, которыми управляли свои же крепостные, одетые в особую форму. Усадьба превращалась в парк. До наших дней, он целиком не дошёл. А тогда делился на две доли. Приближённую к дому регулярную, и более удалённую, пейзажную, на которую попадались искусно сделанные фигуры – обманки, в виде прогуливающихся дам и кавалеров. Зелёные лабиринты оканчивались щитами с изображенной перспективой, продолжавшей границы усадьбы. От этой части парка, сделанной на английский манер, и так же названного Гай, осталось название нескольких улиц. Так что и сейчас можно представить, размах графских владений. По всему парку были разбросаны экзотические павильоны. Они как будто переносили прохожих из страны в страну, из сказки в сказку. Итальянский домик, Китайская и Персидские палатки, Пещера Дракона, Индейская беседка, дошедший до нас грот, и произведения выписанного из-за границы Вали, сделанные в Мавританском стиле Эрмитаж. Он совершенно оправдывал своё название. Непринуждённой беседе и вправду, никто не мешал. Еда и напитки прибывали сами, на механических столиках, прямо на второй этаж. Говорят, когда Екатерина II, гостившая у графа, увидала эту механику, тотчас, распорядилась построить у себя в Петергофе такую же. Впрочем, принимать царственных особ, хозяин умел. Иностранные послы, бывало, удивлялись после фейерверков, как один человек, ради своего увеселения, может в раз, столько пороха сжечь? Не понимали широты души русского барства. Многие затеи работы известного архитектора Аргунова, который дал начало династии Шереметьевских зодчих. Что-что, а таланта этой земле не занимать. Оформление дворца, задуманного в стиле русского классицизма, решено было заказать в Париже. Но на здешней земле, проект претерпел значительные изменения, с учётом местных вкусов. Ещё добавить к этому оранжерею, годную для фруктовых деревьев, и для приёмов в зеркальных залах, а так же то, что парк был открыт для всех желающих, по четвергам и воскресеньям, и проявляется портрет XVIII века. Где люди, словно боги в своих раззолочённых дворцах, сознавали чету всего земного. Но надев маску покорности, противопоставляли всему миру свою волю. Расцвет Кусково был не долог. В 1799, усадьба опустела. Актёры и декорации перекочевали в Останкино, подальше от кузницы отца Прасковьи Жемчуговой, барышни – крестьянки, на которую слишком часто указывали гости Шереметьевских праздников. С тех пор, театр стоял запечатан. И хотя ежедневные рапорты доносили графу, что всё обстоит благополучно, целы печати, стоят статуи, и в зверинце не охотятся, красивый спектакль окончился, и декорации стали разрушаться.
К. ЛАРИНА: Вот такой рассказ от Тимура Олевского, Наталья внимательно выслушала. Что-нибудь не так? Или всё правильно?
Н. ПОГОСЯН: Нет, всё замечательно, всё так, я бы хотела только немножечко, может быть добавить, что в XVIII веке, вся территория усадьбы Кусково, это была примерно 330 гектар. И состояла она из 3-х частей. Из запрудной, где как раз находились охотничьи угодья, зверинец, и так далее. Из центральной, это как раз та часть усадьбы, с регулярным Французским парком, которая дошла до наших дней, И сейчас это примерно 30 гектар. То есть, в 10 раз меньше. И совершенно верно, ещё был английский пейзажный парк, Гай. Он до наших дней не сохранился, и те диковинные павильоны, о которых говорил Тимур, они как раз были в Гай парке. Это всё пещера дракона, и так далее. И они были не в регулярном. И по поводу размаха Шереметьевских гуляний. Действительно, это были самые настоящие гулянья, Собиралось до 30-35 тысяч человек. И действительно, на это как мы сейчас бы сказали мероприятие, мог прийти любой совершенно человек, единственное требование к нему было, чтобы он был прилично одет, и достойно вёл себя.
К. ЛАРИНА: То есть, происхождение, социальный статус, не имел значения?
Н. ПОГОСЯН: Совершенно верно. Единственное, более простые гости принимались просто в парке, для них было даже какое-то угощение, а 100 самых знатных гостей графа, принимались во дворце.
К. ЛАРИНА: А вот традиции каких-нибудь развлечений, в то время какие были в Кусково, я так думаю, что музыка, прежде всего, да?
Н. ПОГОСЯН: Кончено.
К. ЛАРИНА: То, что сохранилось, как я понимаю, до наших дней. Потому, что концерты в Кусково до сих пор идут.
Н. ПОГОСЯН: Концерты в Кусково идут, этой традиции уже дольше 10. а то я думаю, и 15 лет, у нас в белом зале дворца, ежегодно, с мая по сентябрь, проходят концерты. Как правило, это вторник четверг, ещё бывают дополнительные. В этом году, в сентябре, у нас будут два очень интересных концерта, которые мы делаем совместно т нашими постоянными партнёрами, нашими друзьями – музыкантами из Москонцерта. Мы у них заказали эту программу, и называется она, «Шереметьевский Дивертисмент». 1 и 5 сентября она будет представлена нашим зрителям, это ария и музыка из Шереметьевского репертуара. Там будет немножечко истории, то есть это будет не просто концерт, он будет сопровождаться интересным историческим рассказом. Разумеется, расскажут о Ковалёвой-Жемчуговой Прасковьи, и будут арии из её репертуара. Я думаю, что будет очень интересно.
К. ЛАРИНА: А воздушный театр?
Н. ПОГОСЯН: Воздушный театр наши посетители могут увидеть, в прошлом году ко дню города он был открыт.
К. ЛАРИНА: Почему он так называется?
Н. ПОГОСЯН: Потому что это очень интересное сооружение. Это, чтобы наши слушатели понимали, не архитектура, это не архитектурное сооружение, это скорее ландшафтный дизайн. Всё в воздушном театре из зелёных насаждений. Сценой служит подстриженная поляна, газон, кулисами служат шпалеры, высаженные определённым образом, еловые шпалеры. Также нет и кулис, зрительный зал это холмы. В 18-м веке прямо на этих холмах с подушечками сидели зрители и смотрели спектакли.
К. ЛАРИНА: Наша крыша – небо голубое, да?
Н. ПОГОСЯН: Совершенно верно. Наша просто заветная мечта устроить представление на воздушном театре, возможно из того же самого Шереметьевского репертуара, вот этот «Шереметьевский Дивертисмент» можно, но есть некоторые проблемы, сейчас непосредственно вблизи от воздушного театра проходит наша улица Юности, которая достаточно шумная. Поэтому со звуком будут большие проблемы, это же открытое пространство. Наши шпалеры ещё, к сожалению, не доросли, прошёл всего год. Может быть, лет через 5 уже можно будет что-то проводить, или надо придумывать какие-то технические сооружения. Мы ещё над этим думаем.
М. ПЕШКОВА: Свыше 100 представлений было в театрах Шереметьева в Москве, и я думаю, что, наверное, какие-то представления было бы реально перевоплотить.
Н. ПОГОСЯН: Совершенно верно, будет программа, о которой я рассказывала, это такой первый шаг к постановке полноценного выступления.
М. ПЕШКОВА: Ещё хотелось узнать герб Шереметьевых, на котором написано «Бог сохраняет всё». Где этот герб расположен в вашей усадьбе?
Н. ПОГОСЯН: В усадьбе герб можно увидеть много где. Во-первых, во дворце, если вы зайдёте в парадные сени дворца, и обратите свой взор немножечко назад наверх, там вы увидите этот герб в уникальной технике Гризайль. Это живопись теней и полутеней, которая создаёт впечатление выпуклости. Там вы можете увидеть герб. Потом вы его можете увидеть в Большом танцевальном зале, выполненный уже совершенно в другой технике, это уже роспись, он цветной и красивый, золочёный, со знаменитой Графской короной.
М. ПЕШКОВА: «Бог сохраняет всё, особенно слова прощенья и любви, как собственный свой голос». Именно так писал Иосиф Бродский, имея в виду герб Шереметьевых. Но есть ещё одно, написанное Анной Ахматовой: «Шереметьевские липы, перекличка домовых». Вы слышите перекличку домовых, когда приходите в то место, где вы служите?
Н. ПОГОСЯН: Конечно.
К. ЛАРИНА: Вообще чувствуется присутствие теней прошлого? Мы начали с этого, и вы так Наташа красиво сказали, что вы смотритесь в зеркала, в которые смотрелись, может быть, придворные Екатерины, и сама она. Вот вы это сами ощущаете?
Н. ПОГОСЯН: Конечно ощущаю, ауру Кусковского дворца невозможно не почувствовать, мы сотрудники музея имеем некую привилегию перед посетителями, потому что мы можем побыть в этом замечательном месте, когда там никого нет. Это абсолютно потрясающее чувство, когда уже в полумраке, когда все посетители расходятся, пройти по дворцу, пройти по Анфиладам дворца.
М. ПЕШКОВА: Анфилады сильное впечатление оставляют, тогда когда распахивается дверь за дверью?
Н. ПОГОСЯН: Да, и ведь Кусковские Анфилады все заканчиваются зеркалом. Поэтому если правильно встать по центру, и посмотреть в зеркало, то у вас будет эффект бесконечности, то есть Анфилады кажутся бесконечными. Там есть ещё один хитрый приём, люстры повешены не по центру Анфилады, а чуть сбоку справа.
К. ЛАРИНА: Смещены?
Н. ПОГОСЯН: Совершенно верно, чтобы не мешали взору.
К. ЛАРИНА: Что же, давайте мы теперь поспрашиваем наших слушателей, хорошо ли они усвоили уроки сегодняшней передачи. Напомню что у нас сегодня в розыгрыше «Школьная энциклопедия по русской истории» от издательства «Росмэн», и вечные билеты-вездеходы от Кусково, куда вы можете приходить вдвоём. То есть вы можете взять с собой, и пойти в любое время посетить музей, посетить ансамбль Кусковский. Наталья, давайте, первый вопрос.
Н. ПОГОСЯН: Назовите имя первого графа, сподвижника Петра I.
К. ЛАРИНА: Пожалуйста, 363-36-59, назовите имя первого графа, сподвижника Петра I. Вот наш первый вопрос. Алло, здравствуйте, говорите, пожалуйста. Так, ещё пробуем, алло, здравствуйте.
Слушатель: Здравствуйте. Это граф Шереметьев.
Н. ПОГОСЯН: Совершенно верно, имя если можно?
Слушатель: Михаил.
М. ПЕШКОВА: Это ваше имя Михаил.
К. ЛАРИНА: Вас зовут Михаил?
Слушатель: Да.
К. ЛАРИНА: А Шереметьева как звали?
Слушатель: Не могу так сразу сказать.
К. ЛАРИНА: Не принимаем, нельзя, нехорошо. Алло, здравствуйте.
Слушатель2: Здравствуйте. Это Меньшиков.
К. ЛАРИНА: Нет, неправильный ответ. Мы же уже подсказали, что Шереметьев. Назовите имя человека, да и с отчеством хотелось бы услышать. Пожалуйста.
Н. ПОГОСЯН: Мы его сегодня произносили.
К. ЛАРИНА: Алло, здравствуйте.
Слушатель3: Здравствуйте. Наверное, это был Борис Петрович Шереметьев.
К. ЛАРИНА: Это правильный ответ, совершенно верно. Как вас зовут?
Слушатель3: Артём.
К. ЛАРИНА: Телефон 8 962?
Слушатель3: Совершенно верно.
К. ЛАРИНА: Хорошо, записала ваш телефон. Спасибо, ответ верный, и Артём у нас первый победитель. Следующий вопрос.
Н. ПОГОСЯН: Вспомните романтическую историю графа и крепостной актрисы. Назовите её имя и фамилию.
К. ЛАРИНА: Тоже подсказки уже сегодня прозвучали. Назовите, пожалуйста, эту актрису. Пожалуйста, 363-36-59, телефон прямого эфира, можно тут звонить. Сейчас я попробую сбросить телефонные звонки, чтобы наши слушатели проявили инициативу. Пожалуйста, ещё раз телефон напомню, 363-36-59. Алло, здравствуйте.
Слушатель4: Здравствуйте. Это Елена. Это Ковалёва-Жемчугова.
К. ЛАРИНА: А как зовут?
Слушатель4: Прасковья.
К. ЛАРИНА: Правильно Елена. Ответ верный, я ваш телефон записываю, 8 964?
Слушатель4: Да.
К. ЛАРИНА: Откуда вы звоните?
Слушатель4: Москва.
К. ЛАРИНА: Спасибо вам, телефон записали. Ответ верный. Следующий вопрос.
Н. ПОГОСЯН: Следующий вопрос немножечко посложнее. Мы об этом сегодня не говорили, но я думаю, что внимательные слушатели догадаются. Как вы думаете, в каком году усадьба Кусково стала музеем?
К. ЛАРИНА: Пожалуйста, в каком году усадьба Кусково стала музеем. У нас же юбилей получается, юбилейный год?
М. ПЕШКОВА: И мы говорили об этом.
К. ЛАРИНА: Да, я подсказываю, и мы ждём правильного ответа. Пожалуйста, 363-36-59. алло, здравствуйте.
Слушатель5: Здравствуйте, доброе утро. Я думаю, что в 1919-м году.
К. ЛАРИНА: Это верный ответ. Как вас зовут?
Слушатель5: Гульнара.
К. ЛАРИНА: Телефон 8 916 712, верно?
Слушатель5: Да.
К. ЛАРИНА: Да, всё правильно я записала, ответ совершенно верный.
Н. ПОГОСЯН: Следующий вопрос. Назовите другие усадьбы Шереметьевых.
К. ЛАРИНА: Тоже кстати мы об этом говорили во многих передачах, и даже у нас бывали в гостях представители других Шереметьевских усадеб. Назовите их, пожалуйста, 363-36-59. Алло, здравствуйте.
Слушатель6: Здравствуйте. Останкино.
К. ЛАРИНА: И это правильный ответ. Как вас зовут?
Слушатель6: Никита.
К. ЛАРИНА: А сколько Никите лет?
Слушатель6: 10 лет.
К. ЛАРИНА: Никита, ты был когда-нибудь в Останкино или в Кусково?
Слушатель6: Да, и там, и там.
К. ЛАРИНА: И как тебе там?
Слушатель6: Великолепные усадьбы, чудесные парки.
К. ЛАРИНА: Молодец, какой. Никита, спасибо тебе большое, конечно же, мы тебя награждаем подарком. Никита правильно назвал. Может быть ещё, назвать?
Н. ПОГОСЯН: Да, мне хотелось бы назвать ещё менее известные усадьбы, в отличие от Кусково и Останкино. Это Астафьево, Михайловское, и Вороново. Это уже подмосковные усадьбы, и их меньше ассоциируют с родом Шереметьевых.
К. ЛАРИНА: Но это тоже Шереметьевские усадьбы?
Н. ПОГОСЯН: Да, совершенно верно.
К. ЛАРИНА: Так, следующий вопрос.
Н. ПОГОСЯН: Назовите самый известный адрес в Санкт-Петербурге, связанный с графским родом Шереметьевых.
К. ЛАРИНА: Итак, самый известный адрес в Санкт-Петербурге, связанный с родом Шереметьевых. Пожалуйста, 363-36-59. кто догадался. Алло, здравствуйте, только радио сделайте потише, тогда мы вас услышим. Нет, этого невозможно, простите ради бога, вынуждена с вами расстаться несмотря ни на что. Пожалуйста, ещё один звонок, здравствуйте.
Слушатель7: Здравствуйте. Это Петергоф.
К. ЛАРИНА: Нет, к сожалению, ответ неверный. Алло, здравствуйте.
Слушатель8: Здравствуйте. Дома на Мойке Шереметьевых.
К. ЛАРИНА: К сожалению, нет, вы ошиблись. Может быть, Петербург нам сам позвонит, и сообщит об этом. Алло, здравствуйте.
Слушатель9: Здравствуйте. Это Шереметьевский дворец на Невском.
М. ПЕШКОВА: Нет, он на набережной Фонтанки, но вы совершенно верно сказали.
К. ЛАРИНА: Как вас зовут?
Слушатель9: Ирина.
К. ЛАРИНА: 916-077?
Слушатель9: Да.
К. ЛАРИНА: Ирина, спасибо, телефон записали.
Слушатель9: До свидания, с праздником вас.
К. ЛАРИНА: Спасибо большое. И вас тоже с праздником.
Н. ПОГОСЯН: Этот дворец ещё называют Фонтанный дворец, собственно говоря, по месту расположения на Фонтанке.
К. ЛАРИНА: Так, ещё.
Н. ПОГОСЯН: Следующий вопрос. Какое учреждение сегодня располагается в Москве на садовом кольце в старо-приёмном доме Шереметьева. Мы сегодня об этом не говорили, но если наши слушатели вспомнят Сухаревскую площадь, и очень красивое здание, которое выходит прямо на садовое кольцо, они смогут догадаться.
М. ПЕШКОВА: Или Цветаевскую строку?
Н. ПОГОСЯН: Совершенно верно.
М. ПЕШКОВА: Москва, какой огромный старо-приёмный дом.
К. ЛАРИНА: О чём же мы говорим, давайте вспомните. 363-36-59, алло, здравствуйте.
Слушатель10: Здравствуйте. Это Склифосовского.
К. ЛАРИНА: Да, красота необыкновенная, сейчас его отреставрировали, и я каждый раз, когда мимо проезжаю, голова сама поворачивается, потому что очень красивое конечно здание невероятной красоты. Как вас зовут?
Слушатель10: Зинаида.
К. ЛАРИНА: Вы москвичка, это видно и по ответу, и по телефону.
Слушатель10: Да.
К. ЛАРИНА: 162 первые три цифры?
Слушатель10: Правильно.
К. ЛАРИНА: Спасибо. Записали вас, ответ совершенно верный. Ещё?
Н. ПОГОСЯН: Последний вопрос. Какой музей с 1932-го года и по настоящее время находится в усадьбе Кусково.
К. ЛАРИНА: Об этом тоже говорили, с этого собственно начали. Давайте вспомним название этого музея. Ещё раз телефон напоминаю, 363-36-59. Алло, здравствуйте.
Слушатель11: Здравствуйте. Я думаю, что это музей керамики.
К. ЛАРИНА: Правильный ответ. Как вас зовут?
Слушатель11: Наталья.
К. ЛАРИНА: Наталья, вы были в Кусково?
Слушатель11: Да.
К. ЛАРИНА: И вот как вам там нравится?
Слушатель11: Очень нравится, у меня ассоциация с Питером, не знаю почему, с верхним парком Петергофа.
К. ЛАРИНА: Тоже хорошо. Так, телефон ваш проверю, 550 первые три цифры?
Слушатель11: Да.
К. ЛАРИНА: Спасибо вам, записали ваш телефон. Теперь самое время задать последний вопрос Наталье. Как собиралась коллекция музея?
Н. ПОГОСЯН: Музея керамики вы имеете в виду?
К. ЛАРИНА: Да. Из чего она состоит?
Н. ПОГОСЯН: Музей керамики был создан в Москве на основе национализированного в 1918-м году собрания русского фарфора Морозова. Собственно говоря, это положило начало музею керамики. Затем была сложная история у этого музея, и в 1932-м году, наконец, музей керамики нашёл свой приют в усадьбе Кусково. Собственно говоря, своим переездом в Кусково он поднял статус и музея усадьбы. Она получила статус государственного музея, что тоже во многом спасло, и помогло сохранить всё в целости и сохранности. И собственно говоря, эти два музея с 1938-го года носят название, которое мы используем и по сегодняшний день.
К. ЛАРИНА: Что же, спасибо большое, мы на этом завершаем нашу небольшую экскурсию, Наталья Погосян, наша сегодняшняя гостья, которая так любезно согласилась неожиданно провести нас по Кусково, огромное вам спасибо за то, что спасли положение, мы понимаем, о чём мы говорим. До встречи здесь, и до встречи в Кусково, и всего вам самого доброго. Счастливо.
Н. ПОГОСЯН: До свидания.