Князь Николай Юсупов и его коллекция живописи - самое крупное частное собрание XVIII века - Любовь Савинская - Музейные палаты - 2007-11-24
К.ЛАРИНА: Ну что, мы начинаем программу «Музейные палаты». Здесь, в студии «Эха Москвы» Ксения Ларина и Ксения Басилашвили. Ксюша, добрый день!
К.БАСИЛАШВИЛИ: Добрый день.
К.ЛАРИНА: Ксюша рассматривает какие-то потрясающие подарки. У вас сегодня такой шанс есть, дорогие друзья! Там такие альбомы вы получите, если правильно ответите на вопрос, который мы вам зададим – что-то такое невообразимое!
Наша гостья сегодня Любовь Савинская, старший научный сотрудник Музея изобразительных искусств имени Пушкина, добрый день, Любовь, здравствуйте.
Л.САВИНСКАЯ: Добрый день.
К.ЛАРИНА: А наш сегодняшний герой – князь Николай Юсупов вместе со своей коллекцией живописи.
К.БАСИЛАШВИЛИ: И наш сегодняшний музей – это Музей изобразительных искусств имени Пушкина.
К.ЛАРИНА: Ну, понятное дело, конечно, конечно.
Ну, давай уже, расскажи, что же это такое ты листаешь?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Ну, я, к сожалению, предпоследний раз пролистываю эти альбомы, но и рада их отдать нашим радиослушателям, которые получат такой прекрасный подарок.
Сегодня мы предоставляем вам, во-первых, билеты в Музей изобразительных искусств имени Пушкина. У нас есть входные билеты на два лица, вы можете парой отправиться посмотреть выставки. А новые выставки откроются в рамках «Декабрьских вечеров», это будет очень интересная экспозиция, посвященная путям земным, - над этим много размышляли русские, и не только, художники. В декабре добро пожаловать! Потом еще откроется новая экспозиция. Обо всем об этом я расскажу более подробно после половины часа.
Итак, билеты в Музей изобразительных искусств имени Пушкина, и, конечно, альбомы. Это двухтомный каталог-альбом «Ученая прихоть», коллекция князя Николая Борисовича Юсупова, в котором подробно рассказывается и о том, как складывалась эта коллекция, естественно, с прекрасными репродукциями, и графики, и живописных произведений в двух томах – и тексты, и репродукции, прекрасное издание. И, кроме этого, собрание живописи, каталог Государственного изобразительного музея изобразительных искусств имени Пушкина, «Франция – ХУ1 – первая половина Х1Х века». Ну все замечательные имена!
К.ЛАРИНА: Дай, я хотя бы подержу это в руках, пожалуйста!
К.БАСИЛАШВИЛИ: Завершается чем? – Там и Давид, там и Делакруа, и Каро, и Курбе. Ну, в общем, шедевры.
К.ЛАРИНА: Качество какое! Потрясающее, просто потрясающее!
К.БАСИЛАШВИЛИ: Вопрос, на который вам нужно…
К.ЛАРИНА: Посложнее вопрос-то какой-нибудь. Сложный, я надеюсь?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Да ладно! Наши радиослушатели знают все, поэтому здесь уже отдадим в руки любящие, как говорится.
В каких музеях России и мира, кроме Музея изобразительных искусств имени Пушкина, хранятся произведения из собраний Николая Борисовича Юсупова? Ответьте, пожалуйста, нам на наш sms: +7 (985) 970-45-45. И затем, уже во второй части нашей передачи мы примем один ответ по телефону прямого эфира. Постарайтесь, пожалуйста, как можно полнее этот список нам перечислить.
К.ЛАРИНА: Ну что же, ждем ваших ответов, а мы начинаем нашу экскурсию по коллекции живописи Николая Юсупова. Правильно я понимаю, нашу задачу, да?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, конечно. Наверное, сначала нужно сказать, что это за коллекция, и потом перейти к этой легендарной личности замечательной.
Л.САВИНСКАЯ: Абсолютно верно, но я хочу начать с небольшой преамбулы, потому что именно вот в такие ноябрьские дни в 1924 году первые посетители увидели первую экспозицию картинной галереи в Музее изящных искусств на Волхонке. Тогда были открыты первые два зала – нидерландской и голландской живописи, а на следующий год – залы французской и итальянской живописи ХУП-ХУШ века. И, таким образом, картинная галерея начала существовать в залах Цветаевского музея. Причем, организатором этой экспозиции, первой экспозиции музея был директор – Николай Ильич Романов. И он был также хранителем Художественной коллекции в Румянцевском музее, знаток, и основы картинной галереи, которые были заложены тогда им, они продолжали и развиваются по сей день в экспозиции нашего музея.
Первые картины поступали из наших собраний, из Румянцевского музея, из Эрмитажа, но основные поступления были из частных коллекций. Вот как раз в 24 году в музей поступили первые картины из коллекции Брокара, Дмитрия Ивановича Щукина, и знаменитого юсуповского собрания. И, может быть, это было значимо, потому что Юсуповы были одними из жертвователей на создание Музея изящных искусств в Москве. И они жертвовали деньги на Римский зал, в первоначальном названии, он имел еще и второе название: «Памяти Николая Борисовича Юсупова». Таким образом, правнучка увековечила память о своем знаменитом предке и знаменитом коллекционере.
И вот в 24 году, уже в советское время, картины из юсуповской коллекции пришли в стены этого не чужого для Юсуповых музея.
А коллекция удивительная, потому что Юсупов был очень значимый для российской истории личностью – человек, которой пережил многие царствования: родился во времена Елизаветы Петровны, юность его и расцвет деятельности государственной приходятся на правление Екатерины Второй и Павла Первого. Он был коронационным маршалом трех императоров при коронации здесь, в Москве: Павла Первого, Александра Первого и Николая Первого.
Коллекционировал более шестидесяти лет, и собрал одну из крупнейших художественных коллекций России. Это была типичная для ХУШ столетия коллекция, где были представлены не только живопись, скульптура, но и прикладное искусство. Собственно, все те произведения художественных мануфактур, которые создавали художественную среду бытования богатого вельможи. И он принадлежал к удивительному поколению русских коллекционеров – любителей искусства, «просвещенных вельмож», как их называли в то время любители искусства. И очень точно дал определение князя как личности первый историк юсуповской коллекции Адриан Прахов. Он писал о том, что
Юсупов был человеком, которому от рождения была вложена вера в культуру, и он тоже очень точно заметил, что «Будь князь еще президентом Академии художеств, он был бы министром искусств и художественной промышленности в России». Потому что на рубеже веков он занимал очень высокие государственные посты. Ему Павел доверил Эрмитаж, руководство Эрмитажем в свое правление. Ему подчинялись, и он руководил шпалерной стеклянной, фарфоровой мануфактурой императорской. Он был президентом Мануфактур. коллегии, возглавлял императорские театральные зрелища, а на закате своей жизни он был и директором кремлевской экспедиции и мастерских Оружейной платы, то есть, в его ведении были очень крупные мастера.
К.БАСИЛАШВИЛИ: И интерес был не только к живописи, не только к изобразительному искусству, но еще и к книжному делу, он был книжник такой настоящий.
Л.САВИНСКАЯ: Причем, книжник, которого очень ценили даже его учителя. Ведь образование он получал в Лейденском университете в начале семидесятых годов семнадцатого столетия. Там была очень интересная русская колония. Его сокурсниками были: князь Бриллиантовый – Александр Борисович Куракин и его брат Алексей; братья Румянцевы, Николай Алексеевич Голицын, первый строитель Архангельского, основатель этой знаменитой усадьбы подмосковной. И он изучал очень многие науки. Там изучалось очень углубленно право, филологические науки, самостоятельно он изучал физику, химию и математику для развития ума, и, как ни странно, он очень увлекся языками. Прежде всего, языками древними. И его учитель греческого языка Волькинас затем посвятил одно из изданий античных авторов князю в 1779 году с его гербом, большим посвящением. И князь славился как знаток старинных книг. И во время своего путешествия по Европе, которое последовало…
К.БАСИЛАШВИЛИ: О! Это мы еще расскажем об этом легендарном путешествии!
Л.САВИНСКАЯ: Он как раз очень увлекался посещением библиотек.
К.БАСИЛАШВИЛИ: И, чтобы заинтриговать наших радиослушателей, давайте просто пару слов скажем: а все-таки к кому ведет генеалогическое древо Юсуповых, если вспомнить?
Это же невероятная история!
Л.САВИНСКАЯ: Если вспомнить, то сами они – чуть ли не потомки Магомета, есть такая легендарная история. Ну, а если обратиться к истории реальной, документированной, то знаменитый хан Юсуф, о котором все знают. Это ХУ1 век, современник Ивана Грозного, собственно, от него идет фамилия, а крестился уже в православие прадед Николая Борисовича – Абдул Мурза, как Дмитрий Сиюшевич.
К.БАСИЛАШВИЛИ: В общем, с Золотой ордой пришли к нам Юсуповы.
К.ЛАРИНА: Давайте, пока на этом остановимся – сейчас у нас Новости. А потом продолжим нашу передачу «Музейные палаты».
НОВОСТИ
К.ЛАРИНА: Ну что ж, напомним, что сегодня мы встречаемся с Музеем изобразительных искусств имени Пушкина, говорим о коллекции князя Юсупова. А в гостях у нас Любовь Савинская, старший научный сотрудник Музея изобразительных искусств имени Пушкина.
Сейчас вы отвечаете на вопрос, на который вы еще не ответили. Можно еще раз, Ксюша, повторить?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, конечно. Мы просим вас назвать музеи России и мира, кроме Музея изобразительных искусств имени Пушкина, где хранятся произведения из собраний Николая Борисовича Юсупова. Уже есть правильные ответы, я вижу.
К.ЛАРИНА: Да. Мы чуть позже объявим победителей, и я думаю, что еще один телефонный звонок мы примем. Да? Мы так решили.
Ну, а сейчас наша традиционная рубрика «Стрелка музейная».
К.БАСИЛАШВИЛИ: Что посмотреть в Музее изобразительных искусств?
МУЗЕЙНАЯ СТРЕЛКА. ДАЕМ МАЯЧОК:
К.БАСИЛАШВИЛИ: Музей изобразительных искусств имени Пушкина набирает воздух в свои выставочные легкие перед открытием новых проектов. Пока к просмотру доступна только постоянная выставка, и то с ограничениями – часть залов готовится к переэкспозиции, появится больше античных экспонатов, специальное пространство отведено для залов Рембрандта и галереи старых мастеров.
Премьера новой экспозиции намечена на 18 декабря. А ближайшее событие это, конечно, «Декабрьские вечера» - международный фестиваль искусства и музыки. Тема сезона: «Перед распутьями земными», то есть, проблема материальная – дороги в России, которыми ой, как давно недовольны, переведена в духовную область: какой путь выбирает витязь на земном своем распутье.
Диапазон представленных авторов и направлений широкий – от живописи ХУШ столетия до полотен ХХ века.
В музыкальной программе «Вечеров» обратила бы ваше внимание на выступление австрийского «Хаген-квартета», он традиционно открывает фестиваль 1 декабря, а 3 декабря концерт совместный: пианист Жан-Ив Тибоде, оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета и драматические артисты: Сергей Юрский и его коллега Лоран Натрелла из театра «Комедии Франсез».
В Музее личных коллекций последние два дня открыта выставка хорошего художника, мужественного человека с трагической судьбой Владимира Баранова-Россине. Авангардист в 44-м погиб в Освенциме.
8 декабря в Личных коллекциях откроется выставка знаменитого ленинградского графика, иллюстратора
Шолома-Алейхема, певца еврейских местечек, ныне бесследно исчезнувших, художника Анатолия Каплана.
Если соберетесь в музей с детьми, не забудьте, что в Центре эстетического воспитания «Муссейон» выставлены коллекции детского рисунка, как и что рисовали во времена докомпьютерного мышления. Выводы неожиданные.
К.ЛАРИНА: Есть чего добавить, я так понимаю, да?
Л.САВИНСКАЯ: Ну, я могу добавить, что, если касаться коллекции Николая Борисовича Юсупова, то в новой экспозиции, прежде всего, в французских залах, у нас прибавятся произведения французских жанристов: Буальи, Жерара. Мы впервые смогли показать парные произведения ранних французских романтиков – Прюдона и его ученицы Констанц Майер.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Здесь интересно очень: здесь в частных коллекциях, в самой коллекции как складывалось? С чего все началось?
Л.САВИНСКАЯ: Ну, собственно говоря, все началось с Лейдена, где князь увидел первые частные небольшие коллекции богатых бюргеров, профессоров, и первые картины, книги, рисунки он приобрел именно в Лейдене, еще совсем молодым человеком, ему было лет 25, не больше.
Затем было традиционное путешествие по Европе, так называемый «Гранд тур», и здесь Юсупов посетил Англию, где ему в альбом Друзей написал послание приветственное Бомарше. И, если вспомнить, что венчала муза Пушкина последние годы жизни Юсупова, то как бы эти два великих поэта, драматурга, писателя они как бы обрамляют жизнь этого знаменитого коллекционера.
Затем у него была Испания, Португалия, Франция, Италия, Австрия. И именно в эту поездку были приобретены первые картины европейских художников, скульптура, резные камни. И, когда они были показаны во дворце на Английской набережной в Петербурге, первый раз, когда он привез все это в свой родной город, это был еще дом его отца на Английской набережной, уже тогда отмечали, что это одна из интереснейших коллекций.
Упоминаются уже тогда работы Рембрандта. Возможно, тогда были куплены знаменитые портреты – Мужской и Женский портреты Рембрандта, которые, к сожалению, сейчас ушли из страны и представлены в зарубежном музее. Может быть, наши радиослушатели скажут где.
Затем…
К.БАСИЛАШВИЛИ: У меня как раз есть вопрос: вы говорите, о том, что он действительно путешествовал по Европе, он покупал не только старых мастеров, как Рембрандта, уже мастеров с репутацией установившейся, но и, скажем так, тех художников, которые работали в его время. Это же безумно сложно, потому что еще нет устоявшегося мнения. Это современное искусство, к которому неоднозначное отношение – которое и ругают.
К.ЛАРИНА: Как мы видели сегодня, да!
К.БАСИЛАШВИЛИ (продолжает): и арестовывают, и снимают. Это было всегда.
Л.САВИНСКАЯ: И вот здесь, видимо, князь имел какое-то удивительное чутье. Недаром Пушкин писал: «Влиянье красоты ты живо чувствуешь». И, может быть, он очень еще умело заводил знакомства и потом поддерживал длительную переписку с художниками, у него было масса личных контактов с живописцами.
К.БАСИЛАШВИЛИ: С кем?
Л.САВИНСКАЯ: В Италии он познакомился, например, в первую свою поездку, с немецким художником Якобом Филиппом Хаккертом, пейзажистом очень известным, художником, который работал для многих европейских дворов, в том числе и для русского. И они как бы параллельно создавали карьеру – один художник, а другой – коллекционер. Хаккерт был его агентом и первым, кто написал пейзажи заказные специально.
А затем поездки очень длительные как уже дипломата, как человека знающего и знатока в искусствах, сопровождавшего Великого князя и Великую княгиню – Павла Петровича и Марию Федоровну, вообще князь был близок вот этому малому двору, и был агентом не только Екатерины Великой в европейских странах для приобретения произведений для Эрмитажа, но он много приобретал по заказам Павла Петровича. И как раз большое значение для Юсупова было пребывание в Италии в восьмидесятые годы ХУШ столетия – он попал в удивительную атмосферу Рима, в международную колонию художников, где, собственно говоря, складывались основные художественные приоритеты, и складывалось новое искусство неоклассицизма – в семидесятые и восьмидесятые годы работали крупнейшие художники. Там он познакомился с Батони, там он познакомился с Анжеликой Кауфманн, с многими художниками немецкой колонии. Почему немцы? – Да потому, что советником по приобретению произведений искусства для русского двора, человеком, с которым тесно общался Юсупов, был Фридрих фон Райхенштейн, саксонец, и он, собственно говоря, как бы направлял вкусы и задавал художникам заказы. Он немножечко регулировал отношения между заказчиками и художниками, был посредником.
И как раз интересно отметить, что Юсупов очень тонко почувствовал вот это вот новое, сложение нового искусства – неоклассического. Он помогал вместе с Райхенштейном приобретать картины Менкса после смерти художника для русского двора, для Екатерины. Сейчас мы имеем там блестящую коллекцию работ Менкса, именно в Эрмитаже.
И он много покупал для себя. Причем, важно отметить, не отдельным произведением, а целыми сериями произведений. Более 20 картин Хаккерта было в его коллекции, семь произведений Кауффманна, он пытался приобрести еще тогда картины Давида и Венсана, художников французской школы.
К.БАСИЛАШВИЛИ: В ранние годы? Когда еще не было понятно, кто такой Давид.
Л.САВИНСКАЯ: Да, в ранние годы. И смог осуществить это
уже, когда Давид был первым живописцем императора Наполеона, уехав во Францию в небольшой промежуток – замирение отношений между Россией и Францией, а в то время послом русским в Париже был его друг Александр Куракин. И он сделал очень многие заказы художникам уже позднего классицизма, раннего романтизма – Давиду, Гроа, кстати картина Гроа находится в экспозиции нашего музея – портрет его сына Бориса Юсупова. Это заказы хдожникам-ученикам Давида: Герену; ранним романтикам, Прюдону, Майер; и жанристам: Буальи, Маргирит Жерар, Демарну. И покупки салонов, которые тогда проходили в восьмом и в десятом году, которые он видел.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Как воспринимали Юсупова, когда он ездил по Европе? Есть же потрясающая картина Канолетта, дебютиста итальянского, то есть художника, который рисовал виды Венеции, этим он и известен, на которой изображено путешествие графа и графини Северных, они путешествовали под псевдонимом.
К.ЛАРИНА: Это Юсуповы?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Это Юсуповы. Там какой-то в мавританском стиле…
Л.САВИНСКАЯ: Нет.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Не Юсуповы, нет?
Л.САВИНСКАЯ: Нет, это Великий князь. Екатерина послала и своего сына в такой вот обязательный гранд тур, образовательный гранд тур, а князь входил в свиту как человек знающий, там же был его друг Куракин, то есть, тот малый двор, который направлял интересы. И тогда князь действительно смог познакомить Великого князя с очень многими художниками.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Как воспринимала Европа эти путешествия?
Л.САВИНСКАЯ: Европа воспринимала и ценила князя как знатока, как человека светского, который себя абсолютно свободно чувствовал в европейском обществе. Это был человек уже новой культуры, человек, который стремился познать, и был контактен и восприимчив для всего нового, и человек, которого отличало очень высокое знание самого предмета, о котором он общался с художникам и, скульпторами и мастерами, специалистами в шпалерных мануфактурах и фарфоровых производствах.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Мне бы хотелось перейти к истории приобретения известных картин у известных художников, потому что это было, мне кажется, не всегда легко, не всегда однозначно.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Шла борьба за многие работы.
Л.САВИНСКАЯ: Это было не всегда однозначно, не всегда легко. Здесь я просто приведу пример: последнее путешествие князя, это достоверно известно из его записной книжки 808-810 годы, перед самыми наполеоновскими войнами. Это заказы целой группе французских художников, очень знаменитых, это все первые имена, и еще Давид. Сложно было, но были контакты, которые были заложены в процессе переписки. И плюс еще то, что всегда работало: это большие деньги, это очень высокие цены, которые князь всегда платил, и это действительно были очень большие деньги, несравнимые с тем, что запрашивали художники с других заказчиков европейских.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Ставки покрывались ценой – перекупали.
Л.САВИНСКАЯ: Абсолютно.
К.ЛАРИНА: У меня есть победители. Могу поделиться. (Перечисляет имена и номера телефонов победителей). Ну что, мы телефон должны включить?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Да.
К.ЛАРИНА: Будьте добры, последний раз вопрос повторите, пожалуйста, Ксения.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, с удовольствием.
В каких музеях России и мира, кроме Музея изобразительных искусств имени Пушкина, хранятся произведения из собрания Николая Борисовича Юсупова? Так уж получилось, что они разошлись по многим собраниям.
К.ЛАРИНА: Напомним телефон: 363-36-59. И можно начинать звонить. Я сейчас звонки сбросила, и начинаем жизнь сначала. Так, ну что? Давайте вот этот телефонный звонок послушаем.
Алло, здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте!
К.ЛАРИНА: Здравствуйте, как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Меня зовут Елена. Это, конечно, Эрмитаж, где основная, так сказать, коллекция находится.
К.ЛАРИНА: Так.
ЕЛЕНА: По-моему, это еще Лувр и Прадо.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Нет, нет, нет!!!
К.ЛАРИНА: Не так, далеко уехали, нет, нет...
ЕЛЕНА: Дрезденская галерея.
К.ЛАРИНА: Нет! Не принимаем.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Нет, нам нужно, все-таки один музей назвать мало. Давайте попробуем назвать еще несколько.
К.ЛАРИНА: Алло!
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Алло!
К.ЛАРИНА: Пожалуйста!
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Алло, здравствуйте. Это Музей имени Пушкина, Музей-усадьба Архангельское, Эрмитаж и Национальная галерея в Вашингтоне.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Принимаем!
К.ЛАРИНА: Ах, как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Меня зовут Наталья.
К.ЛАРИНА: Откуда вы звоните?
НАТАЛЬЯ: Я звоню из Подольска.
К.ЛАРИНА: Откуда ж вы все это знаете?
НАТАЛЬЯ: Ну, просто я интересуюсь – я историк.
К.ЛАРИНА: Ну что же, в хорошие руки действительно уходит наш сегодняшний приз. Спасибо вам большое.
НАТАЛЬЯ: Спасибо вам!
К.ЛАРИНА: Телефон ваш записали. После программы вам позвоним.
НАТАЛЬЯ: Благодарю.
К.БАСИЛАШВИЛИ: В Подольск уходят альбомы французского искусства.
К.ЛАРИНА: Давайте мы сделаем так, простите, ради Бога! Может быть, вы приедете за альбомом сюда к нам в Москву?
НАТАЛЬЯ: Да, да, да. Я приеду, конечно.
К.ЛАРИНА: Отлично.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Потому что по почте опасно немного.
К.ЛАРИНА: Опасно, да – уж слишком роскошный подарок!
НАТАЛЬЯ: Обязательно приеду в Москву.
К.ЛАРИНА: Спасибо вам большое еще раз за правильный ответ.
К.БАСИЛАШВИЛИ: И здесь можно, наверное, продолжить этот список. Потому что кроме Эрмитажа, Архангельского - музея, бывшей усадьбы и Музея изобразительных искусств и Вашингтонской галереи еще можно перечислить музеи.
Л.САВИНСКАЯ: Да, вот здесь абсолютно точно назвали Вашингтон, потому что именно туда ушли довольно сложным путем – они были вывезены самими владельцами, портреты Рембрандта, (он сейчас находится в постоянной экспозиции Вашингтонской Национальной галереи), они как раз приезжали к нам в Москву впервые после того, как покинули Россию на выставку «Ученая прихоть», где было представлено более 400 произведений искусства из коллекции Николая Борисовича Юсупова.
И стоит продолжить, этот, в общем, немножечко печальный список, потому что эта коллекция все-таки не существует как единое собрание. Она существовала очень недолго в двух основных дворцах перед самой революцией, перед 17-м годом. Это: знаменитый дворец на Мойке, в Петербурге, куда основная часть собрания была перевезена потомками князя, и, конечно, в подмосковной усадьбе Архангельское. Собственно, в той усадьбе, которую князь обустраивал для себя, где действительно он жил в неге, праздно уже, в последние годы семидесятилетним старцем, и продолжал пополнять свои коллекции здесь, в Москве.
Но при национализации…
К.БАСИЛАШВИЛИ: И там нужно посмотреть, в частности, руины, знаменитые руины на картине Роббера.
Л.САВИНСКАЯ: Да, там можно посмотреть целую серию пейзажей Гебера Роббера. Вообще, князь владел произведениями лучших пейзажистов своей эпохи: Топанини, Роббер, Верне и Хаккерт – это первые имена, те, кто создал, собственно говоря, классический и неоклассический пейзаж ХУШ столетия.
И, когда национализованы были дворцы юсуповские, основная часть была во дворце на Мойке, там был музей очень недолго – до 1924 года, а затем вот эта огромная, если брать только картины, там было более 1100 произведений живописи, их стали делить. Большая часть – где-то более 250 произведений ушла в Эрмитаж, примерно…
К.ЛАРИНА: То есть, делить между музеями что ли?
Л.САВИНСКАЯ: Между музеями, и не только музеями. Примерно, 130 вещей получил Музей изобразительных искусств, 93 картины попало в Архангельское, а вот все остальное – это довольно большая цифра – около 600, ушло в Государственный музейный фонд, и попало в различные провинциальные музеи. Это: и Саратов, это большая часть картин ушла в Омск, в Сибирь; в Хабаровск, на Дальний Восток. Попали отдельные произведения в Сумы, в Одессу, то, что теперь уже является заграницей.
К.БАСИЛАШВИЛИ: А история с Вашингтонской Национальной галереей какова?
Л.САВИНСКАЯ: Это связано уже с новым персонажем из семьи Юсуповых. Это Феликс Юсупов, который имел возможность, еще перед Февральской революцией, посетить свой дворец на Мойке, понимая, что они едва ли вернутся для постоянной жизни в Петербург, он постарался увезти самое ценное, самое лучшее с собой, когда семья переезжала в Крымские имения – в Кариисов Кокос. Затем оттуда они эмигрировали в Европу, морем, кораблем, и вещи попали в Париж.
Картины Рембрандта были тривиально заложены, потому что семья нуждалась в средствах для жизни. И затем они просто не смогли их выкупить обратно.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Что кроме Рембрандта в Вашингтоне?
Л.САВИНСКАЯ: Только Рембрандт. От Николая Борисовича – только Рембрандт.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Но это вывез сам Николай Борисович, это не продажа Хаммеру.
Л.САВИНСКАЯ: Это вывез Феликс Юсупов, потому что была часть произведений, которая поступала в антиквариат для продажу за границу и для продажи на внутреннем рынке. И эти вещи тоже существуют в частных коллекциях до сих пор.
К.БАСИЛАШВИЛИ: На черном рынке есть отдельные вещи.
Л.САВИНСКАЯ: Есть они в частных собраниях – французских, американских, отдельные вещи из юсуповской коллекции.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, вот нам добавляет Галина, что блестящая часть коллекции Юсупова находится в Омском Музее изобразительных искусств, наверное, я так понимаю, что Галина… А! Галина из Челябинска.
Л.САВИНСКАЯ: Да, и бывала.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Ну что, продолжим, да? Ксюша, у тебя вопрос какой-то?
К.ЛАРИНА: Нет, я тут смотрю, просто хотела посмотреть на самого Юсупова, пытаюсь найти.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Портреты?
К.ЛАРИНА: Да, да, да.
Л.САВИНСКАЯ: К сожалению, у Музея изобразительных искусств нет портрета Николая Борисовича Юсупова живописного, а самые лучшие портреты князя принадлежат Эрмитажу, где он изображен в испанском костюме, как испанский гранд, работы австрийского художника Фюгера, и портрет, который мне очень нравится, это портрет, написанный Лампе, австрияком и Хаккертом, немцем, его другом, где князь изображен на руинах одного из античных городов на юге Франции в виде такого путешествующего господина, знатока древностей. Это, кстати, портрет, который на обложке каталога «Ученая прихоть», где он сидит на обломках античных руин, с книжкой в руке, как подлинный знаток древностей, в путевом костюме, и рядом с ним собака. Причем, вот такая же деталь: тот, кто смотрит и хорошо знает картины Хаккерта и его портреты, поймет, что собака белая, которая у ног князя изображена, это та самая собака самого художника Хаккерта, который писал пейзаж, и, собственно говоря, фон этого портрета юсуповского. То есть, очень характерное изображение такого путешествующего знатока на развалинах античного города, такая типичная фигура просвещенного европейца, светского человека, знатока искусств, ученого человека. Таким, собственно, и предстает князь, хотя в то же время он был жизнелюб, о нем есть масса баек, анекдотов.
К.ЛАРИНА: Каких?
Л.САВИНСКАЯ: Знаменитая байка про гуся, над которой всегда подтрунивала Екатерина над самим князем. Она связана с его предком – Абдул Мурзой, - Дмитрием Сиюшевичем, который, собственно говоря, и принял первый христианство. Еще не очень разбирался во всех ограничениях, которые связаны с постом, и однажды на званном обеде угощал митрополита Московского гусем. Тот отведал, но затем покаялся царю, и Юсуповы были жестоко наказаны, потому что были отобраны земельные угодья, а Юсуповы всегда были очень крупными землевладельцами. И, когда Екатерина подтрунивала: знает ли князь, как разделывать гуся? Он говорит: «Ну, как же? – Это стоило нам больших имений». Так что, вот есть масса баек.
К.БАСИЛАШВИЛИ: А мне интересно, как привозились эти произведения, эта гигантская коллекция, многотысячная, как она перемещалась? Это по морю все было, это же безумно опасно!
Л.САВИНСКАЯ: Были пути транспортировки произведений искусства, уже проложенные в Европе к тому времени, и в то же время уже проложенные в Россию. Самый распространенный путь – это был путь морской, потому что Петербург – это порт. И чаще всего собрания отправлялись из морских обычно городов.
Из Италии это был порт в Ливорно, где были наши российские советники, в том числе советник Сантини, который руководил отправкой и юсуповских вещей для Эрмитажа, императорского собрания. И был сухопутный путь через Триест, на Вену и далее с выходом на Ригу, либо на Киев, Петербург, или Москву.
Картины, например, отправка, опять же, если вернуться к произведениям Герена, кто помнит произведения Герена, Гроу, висящие в залах нашего музея, это большие картины…
К.БАСИЛАШВИЛИ: Там портрет Наполеона?
Л.САВИНСКАЯ: Как раз Бориса Николаевича, князя, написанный Грона, конный портрет, в таком восточном костюме, театрализованном под такие национальные – татарские, ногайские одежды. И это вещи очень большие – почти три метра в высоту. Их перевозили, конечно, без подрамников, свернутые на специальные основы в рулонах и в специальных таких контейнерах перевозили. Затем, натягивали вещи на подрамники и уже выставляли в залах.
Рамы иногда специально заказывали для картин. Как, например, с пейзажем Хаккерта, князь предпочитал заказывать рамы специально в Италии. И картины доставлялись уже с рамами специально для них родными.
Но очень многие картины юсуповской галереи, а галерея к концу жизни князя насчитывала более 550 картин – это внушительная цифра даже по сравнению с другими собраниями его современников: Строгановых, Голицыных и так далее.
Очень многие рамы изготавливались, например, в Архангельском местными мастерами, столярами. И до сих пор некоторые картины живут в этих своих архангельских рамах.
К.ЛАРИНА: Сколько, получается, он ее собирал эту коллекцию?
Л.САВИНСКАЯ: Около шестидесяти лет – с семидесятых годов, с середины семидесятых и до конца двадцатых годов.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Вплоть до салонов, вплоть до революционной ситуации в Париже.
Л.САВИНСКАЯ: Вот абсолютно, почему? Как раз именно французская коллекция, вот интерес к Франции, видимо, был особый у князя, и эта школа лучше всего представлена в его собрании крупными именами, очень ценными произведениями. Взять хотя бы один из шедевров в залах нашего музея. Это «Похищение Европы» Клода Лорена, и парные картины «Битва на мосту», картины, которые были написаны в 1655 году для кардинала Кидже, и проданы фактически князю наследниками заказчика этих произведений, одни из лучших полотен классического французского пейзажа в экспозиции нашего музея.
К.ЛАРИНА: Я понимаю, тот самый случай редкий, когда потомки все-таки благодарными оказались.
Спасибо большое! Любовь Савинская, наша гостья, старший научный сотрудник Музея изобразительных искусств имени Пушкина, которая познакомила нас с коллекцией князя Юсупова, которую можно увидеть в залах Пушкинского музея.
К.БАСИЛАШВИЛИ: А я хотела представить еще нашу рубрику, которая сейчас, напоследок прозвучит – Анна Сулимова расскажет о шедевре коллекции, о шедевре Музея изобразительных искусств имени Пушкина – картине Буше «Геракл и Амфалла».
В НАШЕМ ФОКУСЕ:
А.СУЛИМОВА: Шедевром музейного собрания является картина французского мастера рококо Франсуа Буше «Геркулес и Амфала». Это раннее произведение занимает уникальное место в творчестве художника. Отличается свободной манерой исполнения – так необычной трактовкой мифологического сюжета.
Художник изображает страстную любовную сцену на картине, что было нетипично для ХУШ столетия. На картине мы видим Лидийскую царицу Амфалу в объятиях античного героя Геркулеса.
В Х1Х столетии сложилась легенда, по которой мадам Помпадур, любовница и фаворитка короля Франции Людовика ХУ, специально заказывала Буше картины такого эротического содержания. Но это только легенда, потому что картина написана для известного французского коллекционера Радуна де Буасе.
Пройдя несколько французских коллекций, картина была куплена Голицыным через посредников, и потом уже поступила в собрание Николая Борисовича Юсупова.
Конечно, она выделяется среди других работ Буше на мифологический сюжет. Потому что тот же Александр Бенуа даже про эту вещь писал, что «Как-то даже не верится, что Буше мог написать столь бурную эротическую сцену». Вещь близка по духу таким, наверное, барочным произведениям, которые мог написать Рубенс, но не Буше.
Если бы не фигурки античных (неразборчиво), один из которых держит шкуру немейского льва, а другой – веретено, современные зрители и зрители той эпохи, возможно, не догадались бы, что художник изобразил героев античного мифа.