Иван Микиртумов - Особое мнение в Петербурге - 2021-11-10
В. Нечай
―
Добрый день! В эфире «Особое мнение», у нас в гостях доктор философских наук - Иван Микиртумов.
И. Микиртумов
―
Добрый день.
В. Нечай
―
Я не могу начать с другого. Давайте поговорим про дело Сергея Зуева. Сегодня весь номер «Новой газеты» посвящен ему. У меня вопрос только один. Что можно сказать о государстве, в котором сажают за решетку академиков?
И. Микиртумов
―
Я изменил бы формулировку. Смотря, что академики совершили. Ни академики, ни народные артисты не имеют санкции совершать всякие противозаконные вещи, поэтому в вашей формулировке этот вопрос плохо звучит. Давайте лучше посмотрим, что происходит по существу. То дело, которое инкриминируется: преступления и что-то еще, это те вещи, за которые обычно в СИЗО не помещают. Тем более не помещают человека, которые болеет. Его отвозят в больницу, делают операцию. Очевидно, что это не пойдет ему не пользу. А потом мы знаем кучу инцидентов. Людей, которых обвиняли в хищении гораздо более крупных сумм. Хотя бы ту же Васильеву знаменитую.
В. Нечай
―
Я тоже о ней сразу подумал. Но она что делала? Она когда сидела под домашним арестом, снимала всякие клипы.
И. Микиртумов
―
Рисовала картины.
В. Нечай
―
Мы за это ее осуждать не будем. Наоборот, молодец, что хорошо держалась. Конечно, мы за развитие культуры.
И. Микиртумов
―
Очевидно, что это какое-то персональное давление на Зуева. Ему за что-то кто-то мстит. Зуев блестящий интеллектуал, прекрасный ректор, человек исключительно порядочный. По-видимому, какой-то счет к Шанинке как таковой. На нее не первый раз уже нападают. Либо что-то такое он совершил, с точки зрения начальства, что совершенно недопустимо и требует личного изничтожения. Потому что фактически он сейчас попадает в такую ситуацию, где он может умереть. Мы же знаем, какие там условия. Все это ставит его в опасное положение. Я желаю ему мужества и здоровья. Это таинственная история. Что касается вашего вопроса по поводу роли академиков, знаний и науки, то это вообще сложный вопрос. И на него вообще можно зайти со стороны антипрививочного движения.Что мы думаем про науку? Что наука для нас? Шанинка - это университет, в котором процветают науки социальные. В социальные науки россияне верят еще меньше, чем в естественные. Они, как выясняется, и естественным-то не очень доверяют, считая, что ученые - это какие-то существа, занятые неизвестно чем, готовые сфальсифицировать любую информацию, для того, чтобы обогатить фармкомпании и государство. А бедных граждан используют, как подопытных кроликов. Вот это странное фантасмагорическое представление о науке, как об элементе всеобщего заговора, оно архаично, вполне соответствует представлениям XIX века. И то, что сейчас это получает такое распространение, причем не только в России. Америка, голосовавшая за Трампа, примерно мыслит в ту же сторону.
В. Нечай
―
А вышки 5G поджигали не только у нас.
И. Микиртумов
―
Энтузиасты есть везде. Людей много и совершать глупости, это одна из наших человеческих способностей. Поэтому мы не должны удивляться тому, что в 5-миллионном городе кто-то поджигает вышки 5G. Какое-то количество чудаков всегда наберется. Но вот проценты, к сожалению, отказывающихся от вакцинации, операции по покупке этих справок, это свидетельство того, что недоверия к знанию является отражением недоверия к социально-политическому устройству. А что говорить о социальных науках, то тут все хуже. Потому что политические власти к физике и математике уже претензий не предъявляют, не пытаются руководить ими, исходя из своих идеологических представлений. Но вот то, что в любом авторитарном государстве начальство считает экономическую теорию изобретением заграничных разведок, что политическую науку и социологию никак не хотят учитывать и признавать, считая, что общество будет таким, каким мы захотим, это как раз и есть та установка, из-за которой бомбят несчастную Шанинку.Надо сказать, что в России есть много хороших и сильных ученых специалистов по социальным наукам, экономистов, правоведов, политологов. И они не только в Шанинке есть, но так уж сложилось, что Шанинка явилась неким лидером. И еще, как назло, люди, которые там работают, занимают определенные политические позиции и не боятся их озвучивать. Ну, вот за что, видимо, все это учреждение и получает. Мы могли бы удивиться, что вообще влияние этого небольшого университета оценивается, как значительное, но, видимо, это так. Закон о просветительской деятельности уже показал, что власти видят опасность в распространении знаний. Если это так, то это показательно, потому что мы находимся на таком цивилизационном распутье здесь.
О том, что до сих пор культивирование знаний, науки, образования выливается в технологии, развитие, придает нам большую устойчивость в жизни и способность справляться с самыми разными проблемами и затруднениями. И в перспективе мы надеемся, что та же наука избавит нас и от каких-то экологических проблем, ну а социальные науки скажут нам, как организовать свою жизнь, в связи с перспективами ограничения потребления, которые, видимо, неизбежны в связи с экологическим кризисом. Ну, вот до сих пор успех и счастье, они сопутствуемы и обеспечиваемы расширением знания. И попутно эта же вещь сопутствует расширению свобод и прав. Если удастся добиваться части успеха без прав и свобод, тогда прощай демократические ценности. Вполне можно будет продать свое право быть свободным за какие-то блага и пытки. Но, кажется, что этого не случиться, вещи взаимосвязанные.
В. Нечай
―
Ну да, но здесь возникает вечная дилемма, которая в политологии возникает как дилемма диктатора. Ты как бы помогаешь развиваться науке и так далее, но до какой-то степени. Потому что, если она слишком активно развивается, то они начинают тебя менять. А твоя задача остаться у власти. Как найти этот баланс, кажется, ответа до сих пор нет.
И. Микиртумов
―
Баланс этот находится довольно просто. Путем сменяемости властей.
В. Нечай
―
Так не хочешь меняться-то, вот в чем дело.
И. Микиртумов
―
Поскольку такого не происходит, наступает известная нам ситуация застоя, в котором все консервируется. И главная задача застоя, чтоб ничего не менялось, сохранить статус-кво. А все факторы, которые влекут изменения, должны быть заблокированы. Включая какую-то ненужную никому активность социальной науки.
И. Микиртумов
―
Застой, да. Но этот застой, наверное, возможен в реальности. Но надо-то в публичную сферу говорить о том, что у нас прорыв. Возникает иллюзорность того, что на самом деле у нас все развивается. Хотя на самом деле нет. Мне в последнее время кажется, что мы живем в таком мире иллюзий… Вернее в двух мирах: реальном и иллюзий, которые создаются с помощью СМИ.
В. Нечай
―
Вот обязательная вакцинация для людей старшего возраста, которую ввели в Петербурге. Вводить-то можно, вопрос в том, что государство контролировать это никак не может.
И. Микиртумов
―
Это, смотря как взяться за дело. Если серьезно взяться, то можно. Другое дело, боюсь, не хватит сил на все. Граждане же тут взяли моду показывать голые попы на фоне разных архитектурных памятников и прочих культовых сооружений.
В. Нечай
―
У меня ощущение, что наши правоохранительные органы задницами интересуются больше, чем охраной нас от каких-то преступников и террористов.
И. Микиртумов
―
Я не думаю, что это так. Все-таки правоохранительные органы это все-таки люди солидные, серьезные. И такими вопросами заниматься по собственной инициативе не должны. Скорее всего, дано им какое-то указание…
В. Нечай
―
Искать задницы?
И. Микиртумов
―
Да. Какие-то активисты всегда находятся по спасению человечества. Они гонят волну, правоохранительные органы вынуждены подстраиваться. Мы знаем, что правоохранительные органы любят для галочки что-нибудь выловить, каких-нибудь несчастных блогеров, которые что-то перепостили. Довольно много ведь дел такого рода.
В. Нечай
―
Чтобы галочку поставить, погоны новые получить.
И. Микиртумов
―
Если вернуться к теме, которую мы уже оставили, про вакцинацию. Эта мера не самая удачная. Я целиком и полностью за тотальную вакцинацию. Потому что, даже если прививки не очень хорошо действуют, но у нас нет другой науки и других прививок. Нам приходиться играть по этим правилам. Поэтому ответственный человек, даже если он не уверен, он все равно это сделает. Но насильственное и принудительное, мы знаем, во что выливается. Оно только усиливает степень недоверия граждан, которые итак ничему не доверяют, как и самому мероприятию. и только заставят тех, кто старше 60-ти искать какие-то обходные пути, для того, чтобы этого избежать. Выльется в очередную глупую суету, которая не нужна. Вообще вся эта кампания ведется с самого начала так, чтобы вызвать недоверие и ложные ходы со стороны граждан. Это не было, думаю, намеренно, но так у нас принято делать. В каждом мероприятии необходимо продемонстрировать абсолютный характер власти и полное пренебрежение управляемыми.
В. Нечай
―
То есть мы снова про демонстрацию, а не про содержание.
И. Микиртумов
―
Содержание тут второстепенно. Коль скоро мы выстроились в перспективе вечного, сохранении статус-кво, тотального застоя, сопровождаемого всевозможными иллюзорными конструкциями: запуском звуковых каких-нибудь штуковин, высадка на Луну. Все это будет. Советская власть тоже все это практиковала, у нее все время были прорывы и достижения.
В. Нечай
―
Мы ж всегда впереди планеты всей. А вот че-то и ученым не доверяют…
И. Микиртумов
―
Догоним и это скоро, потому что заграничные ученые еще хуже. Как известно, российские средства пропаганды, работающие за границей, целиком и полностью на стороне теории заговора. И пытаются посеять в головах западных обывателей, тех немногих, которые обращают внимание на наши СМИ там, соответствующие соображения. Это как у Достоевского в «Бесах»: рекомендации революционера Верховенского по поводу того, как надо сеять хаос, распространять ложные слухи. Еще предлагается за всеми следить, это особенно хорошо. В дезинтегрируемом обществе, все за всеми всегда должны следить. Властный контроль, он осуществляется повсеместно и всеми. И когда ты еще ощущаешь себя частью власть и за всеми следишь, ты волей-неволей проникаешься духом ответственности, доблести и геройства. Тебе кажется, что дело делаешь, ты возвышенный, стоишь.И вот это вот отслеживание разных частей тела, поцелуйчиков, как кто-то кому-то отвешивает в комедийном шоу, это предмет отслеживания. Я чувствую себя государственным человеком, когда пишу кляузу. Мелкий повод, но все же приятно проявить гражданскую сознательность и оказаться нужным кардиналу.
В. Нечай
―
Это же опять иллюзорность. В «Бесах» есть еще другой герой. Капитан Лебядкин, который хотел бы зваться гордым именем Эрнеста, но вынужден носить скромное имя Игната. Хотел бы, но в результате читает поэму «Таракан». Вот это несоответствие того, что можешь и того, что хочешь, оно порождает гораздо более серьезные проблемы, потому что история с обязательной вакцинацией заиграла новыми красками. Вчера в Петербурге вот это все объявляется: говорят, что всех людей старшего возраста обязательно надо вакцинировать. Никакой ответственности не прописано, а сегодня сенатор говорит о том, что обязательная вакцинация вводиться не может, потому что нужен специальный закон. То есть левая нога не знает, что делает правая рука?
И. Микиртумов
―
Тут у всех рук и ног усердие в некоторую сторону. Выступили с хорошей инициативой, но выясняется, что нужно эту инициативу оформить законом. И тут же уже кто-то говорит, а давайте и закон сразу примем. Наперегонки бежим, чтобы сделать хорошее дело. Набираем очки, зарабатываем виртуальные звездочки на виртуальных погонах.
В. Нечай
―
Есть еще один момент, на который я обратил внимание. Вся эта история, что люди стали активно защищать свои права с точки зрения вакцинируемых. Они как-то очень активны. А вот, когда идет речь о других правах, например, история с публикацией о пытках в тюрьмах, с издевательствами над Навальным, они не очень активны.
И. Микиртумов
―
Так это называется ханжество. Мы по поводу голых поп будем сейчас истерики закатывать и людей сажать на реальные сроки. Мы будем тащить Зуева больного в СИЗО, чтобы там выдавить из него все, что нужно, под страхом смерти. А на пытки мы не будем обращать внимание. В конце концов, и обыватели скажут, ну что, мол, те, кто там сидят, они ж не зря туда попали. Дыма без огня не бывает, как говорили еще при товарище Сталине, когда кого-то куда-то забрали. Это катастрофическая вещь, конечно. То, что происходит в местах лишения свободы. Я уже говорил, что это самая не реформированная и не модернизированная система Российского государства. Она в очень многом остается старой советской.И задача этой системы подавление и уничтожение человека. Не в физическом, а в моральном смысле. Этим объясняется и вынос всех этих учреждений неизвестно куда. Делается все, для того, чтобы люди, побывавшие в местах лишения свободы, как можно сложнее вернулись потом в нормальную жизнь, чтобы они имели осложнения с последующей социализацией, чтобы они навсегда зависли в этом униженном, раздавленном, изгнанном из общества, состоянии. Таких изгоев. Тут задача мести и устрашения, которая унаследована у советского режима, но вовсе не задача профилактики правонарушений, справедливого возмездия.
В. Нечай
―
Не задача исправления…
И. Микиртумов
―
Об исправлении речь не идет, оставим этот утопический проект «Исправление». Но у нас осмысленные задачи наказания, это справедливость и профилактика. К сожалению, они на заднем плане. То, что эти вещи мало волнуют общество, это очень показательно. Потому что, к сожалению, здесь мы, подходя к тюремным истязаниям, сталкиваемся с режимом в лицо. Без всяких масочек, занавесочек, маскировок и иллюзий. Это последнее, что ждем протестующего и несогласного. Это предел. Он, конечно, не есть прямо смерть, но он есть такая утрата всех современных благ жизни и такой слом судьбы, который для сверхчеловека потребительского общества, не является приемлемым.
В. Нечай
―
Но ведь самое главное, если четко понятны правила, то тот, кто их нарушает, точно попадает в тюрьму. Но здесь же эта граница дозволенного практически отсутствует.
И. Микиртумов
―
Так правила для того и написаны, чтобы их нарушать в разные стороны. Друзьям - все, а врагам - закон. Для авторитарных и тоталитарных режимов это нормальная практика. Правила систематически не должны выполняться, давая поблажки правящим, и ими должны злоупотредлять, притесняя подчиненных. В этом как раз ничего удивительного нет. Именно, видя это обстоятельство, граждане набирают в рот воды.
В. Нечай
―
И уходят в себя?
И. Микиртумов
―
россияне просто помалкивают не этот счет. Я не считаю, что это тайна. То, что с тобой может совершить правоохранительная система, когда она исполняет карательную функцию, это на бытовом уровне всем в нашей стране известно. И граждане именно этого и боятся, вот и все. И, если теперь сказано, что политическая активность будет наказываться именно так. Или какая-то иная активность в сфере социальных наук, например, тоже приведет тебя к этому же, веди себя так, чтобы не попадаться. Какие тут возможные реакции общества должны были быть?Конечно, общество должно возмущаться, требовать всякие институты власти, советы и комиссии, прям даже Никита Михалков в своем «Бесогоне» должен был уделить исключительное внимание тому, что происходит в местах лишения свободы. Людей пытают. И я не понимаю, почему обязательно должны быть акты проникновения в анальное отверстие со швабрами, бутылками и прочим. Что это? Я могу предположить, что это традиции тюремной культуры опущения человека посредством сексуального насилия над ним, но это какая-то безумная архаика.
В. Нечай
―
И причем это повсеместно. Если посмотреть этот канал ГУЛАГу. нет, там постоянно, из большого количества колоний одно и тоже.
И. Микиртумов
―
Причем абсолютному большинству людей это неинтересно, не свойственно, противно. И, если люди, работники учреждения, все это делают, это поставлено на поток, ясно, что они делают это не по собственной инициативе, не в силу своего собственного интереса. Это такая установка. Вот вам показан некий звериный оскал. Всегда информация проникала, всегда было понятно, что происходит, но публично это оказывалось несколько раз. Сейчас это мощный выброс информации, и это натуральный оскал. Какая реакция должна быть у обычного человека?
В. Нечай
―
Страх. Оскал - это попытка запугать.
И. Микиртумов
―
Да, это уже запугивание. Замри и не дергайся.
В. Нечай
―
Но пугать надо все больше и больше. Это же не просто дракон, который прилетает и ему отдают девственниц, чтоб не ругался и не уничтожил город. Это же должно продолжаться.
И. Микиртумов
―
Советский опыт показывает, что можно поддерживать постоянный градус страха и истерии борьбы с врагами, а также восхищения успехами. Пропагандистская машина будет с этим справляться, я думаю.НОВОСТИ
В. Нечай
―
Питерский депутат. Михаил Романов, депутат Госдумы от Петербурга, пожаловался на телеканал ТНТ за поцелуй двух комиков в одной из программ, сказав, что это пропаганда гомосексуализма. Но при этом возникает вопрос, мы теперь картину поцелуя Брежнева с Хонеккером будем запрещать?
И. Микиртумов
―
Это ни в коем случае не будем! потому что один и тот же поцелуй может иметь много разных значений. Хонеккер и Брежнев - это был поцелуй двух братских народов, строящих коммунизм. А комики, что имели в виду, непонятно. Ханжество и показная мораль - это очень хороший признак того, что с моралью все не просто плохо, а ужасно и отвратительно.
В. Нечай
―
А это ханжество кому присуще? Ведь это качество, которым кто-то обладает. Все люди? Большинство? Или у нас элита такая?
И. Микиртумов
―
А это, как ты захочешь. Сюжеты, связанные с пытками, это и преступление, и чудовищный моральный вред обществу. И это должно было бы вызвать общее возмущение, протест и всевозможные инициативы по исправлению. Но то, что это не происходит, это попустительство злу, причем имеющему большой масштаб. И это зло с огромными последствиями. Это не то, что один человек совершил что-то ужасное, это зло с огромными социальными последствиями, которые будут сказываться долго и долго. Но на это не обращают внимание, это мало кого волнует. А вот как какие-то комики целуются, это прям «Караул!» все кричат! Спасаем отечество от опасного упадка. Вот это ханжество есть маскировка преступлений.
В. Нечай
―
То есть, когда начали говорить про патриотизм, значит где-то что-то украли.
И. Микиртумов
―
Это старый афоризм, но очень похоже на правду. Но, когда начинают придираться к разным человеческим глупостям… Ну какая-то особа села со своей попой возле Исаакиевского собора. Ну, глупый поступок, глупый снимок.
В. Нечай
―
Кто-то говорит: «Попа ничего, но осуждаю».
И. Микиртумов
―
Ну, это чушь какая-то, и обращать на это внимание вообще не нужно. Мало ли какие люди совершают, какие глупости. Надо быть снисходительным к окружающим, и к самим себе. А главное, если уж мы такие поборники всякого хорошего и нравственного, давайте с главного начнем.
В. Нечай
―
Вы про Путина?
И. Микиртумов
―
У нас сейчас много главного. Происходящее в тюрьмах, нежные отношения с Украиной, опять же тема гастарбайтеров, которая недавно всплыла. Ее активнейшим образом развивали в нулевые. Вокруг этого выросли фашистские группировки, совершались ужасные преступления.
В. Нечай
―
И, кстати, в Петербурге была одна из серьезных группировок, которые убили Николая Гиренко, одного из ведущих экспертов в этой сфере, выстрелом через дверь. И одна из самых ужасных вещей, это когда убили вьетнамского студента. И оно, судя по всему, снова.
И. Микиртумов
―
Накануне украинской войны, главные проблемы нашей жизни, это, конечно, были гастарбайтеры. Помните, какие там были публикации, вал сообщений. А когда началась украинская волна, мы начали бороться с ужасной киевской хунтой, сразу забыли про тему гастарбайтеров. Потому что она искусственная. За ней не стоит ничего. Гастарбайтеры совершают ровно столько же правонарушений, сколько и все остальные.
В. Нечай
―
Но хочется же делить на своих и чужих.
И. Микиртумов
―
Вот сейчас украинский сюжет, кажется, отходит на второй план…
В. Нечай
―
И надо чем-то занять?
И. Микиртумов
―
Совершенно верно. И опять всплывает этот очередной ксенофобский сюжет. Ну, возможно, они будут сосуществовать: поддержание антиукраинской истерии - это дежурная штука. Это тоже сюжет из сферы нравственности, между прочим. Мы сеем рознь между людьми умышленно.
В. Нечай
―
Но она же была всегда.
И. Микиртумов
―
Да, но мы-то должны, зная, что бывает всегда плохое, бороться с ним, если мы хотим в жизни добиваться чего-то хорошего.
В. Нечай
―
У нас плохое - это жопа на фоне храма, простите!
И. Микиртумов
―
Это ровно и есть то самое проявление ханжества, при котором реальные проблемы можно задвинуть и не обращать на них внимания, а заниматься ерундой. Вы спросили, кому это выгодно… Ханжой может быть всякий. Если обстановка и среда для ханжества подготовлены, то я могу использовать эту ложную показную моральность во всех случаях жизни. Придираться к каждому по любому поводу. Если у меня при этом есть властная позиция, то я могу очень хорошо продавливать себя, как начальника и добиваться от других людей такого рода упреками, разоблачениями и прочим. Я перестану быть снисходительным к окружающим, принимать во внимание их особенности, глупости. Если я человек простой рядовой, тут же получу ответ. Но, если я начальник, то, пойди мне ответь. А если я еще хочу написать донос. А Игната Лебядкина, кажется, тоже подговорили написать донос. То тут, конечно, я тоже воспользуюсь и буду вопить про нравственность. Обстановка ханжества - это вирусная штука. Ханжеством можно легко заражаться. Как помните, с оскорблением чувств верующих было.
В. Нечай
―
Так оно и продолжается до сих пор.
И. Микиртумов
―
Был момент, когда это ушло на второй план. А сейчас опять пошло. То есть, когда нужно какие-то группы напустить на других, опять, чтобы все друг за другом следили. Это бы идеально работало.
В. Нечай
―
Я, кстати, вспомнил книгу политолога Сэма Грина, он будет у нас завтра в гостях, в «Особом мнении». В его книге как раз про это и говорится. В тот момент, когда необходимо сместить фокус внимания, возникает история про чувства верующих и тому подобное.
И. Микиртумов
―
Тут еще эффект дезинтеграции. Общество, неспособное сопротивляться, это общество, в котором никто никому не доверяет. В нем нет солидарности. Увидеть в другом не такого же человека, как ты, не потенциального союзника в деле обретения совместной счастливой жизни, а наоборот, увидеть врага. Союзничество невозможно, возможна только вражда. И тогда правящее меньшинство будет извлекать из этого огромное количество всяких благ для себя.
В. Нечай
―
Вы сказали важную вещь, которая соответствует выводам «Левада-Центра», который у нас иноагент, больше половины россиян уверены, что политики озабочены лишь собственным благополучием.
И. Микиртумов
―
Это нормально. Политики и должны быть этим озабочены. Не нужно требовать от политиков, чтобы они были божественными альтруистами. Нет-нет. Но вся политическая система такова, что при этом их действия производят положительный эффект.
В. Нечай
―
То есть вместе со всем остальным, еще и какой-то результат?
И. Микиртумов
―
Да, это, когда идет по плану и как положено, но мы же иначе выглядим. Мы пожинаем плоды авторитаризма, поэтому да, благополучие политиков не означает благополучие всех остальных. Там нет прямой связи.
В. Нечай
―
Но бывают же альтруисты-монархи. Если он на благо других работает, это же лучшая форма правления.
И. Микиртумов
―
Это известно, что монархия быстро и эффективно решает все задачи, если монарх справедливый базилевс. А если он несправедливый, то спасайся, кто может. А поскольку в монархии ты получаешь власть по наследству, то каким будет твой потомок, неизвестно. Разве что генная инженерия вмешается. И будут производить нам в пробирке справедливых базилевсов.
В. Нечай
―
Так вот зачем нужна вакцинация!
И. Микиртумов
―
Это к вопросу, насколько нас будут чипировать… Может быть это улучшение человеческой породы, и положительная евгеника, а я не догадывался.
В. Нечай
―
Уважаемые слушатели, вы только поймите, мы иронизируем и это пока шутки. Зачем я сказал «пока» (смеется). Вы сказали ханжество - это вирус. А какая от него вакцина?
И. Микиртумов
―
Вакцины нет. Ошибки, провалы, катастрофы. На этом мы учимся.
В. Нечай
―
Надеюсь, мы чему-нибудь научимся. До свидания.