Купить мерч «Эха»:

Как заинтересовать ребенка занятиями музыкой? - Ирина Паперная, Татьяна Большова - Мамочки-мамаши - 2006-02-26

26.02.2006

М. МАЙЕРС – 12 часов и 10 минут в Москве. Еще раз здравствуйте! У микрофона Маша Майерс и наши гости. Татьяна Большова, преподаватель школы академического колледжа при Московской Консерватории. Здравствуйте, Татьяна!

Т. БОЛЬШОВА – Здравствуйте!

М. МАЙЕРС – И Ирина Паперная. Ну, как обычно, Ирина Борисовна, вы у нас представлены как мать Алексея Паперного, все должны догадаться, в общем, да, участника группы «ТАМ». Здравствуйте!

И. ПАПЕРНАЯ – Здравствуйте!

М. МАЙЕРС – Мы сегодня поговорим на тему, как заинтересовать ребенка занятиями музыкой. Дорогие друзья, ваши проблемы, ваши вопросы и, конечно же, ваши советы. Телефоны прямого эфира: 783-90-25, 783-90-26, я еще их повторять буду сегодня в течение программы. И пейджер – 725-66-33. Как заинтересовать ребенка занятиями музыкой и, самое главное, с чего начинать. Можно мы начнем с опыта Ирины Паперной? Как в вашей семье вырос музыкант, вот как так случилось, как так произошло?

И. ПАПЕРНАЯ – Во-первых, он еще не вырос. Как в нашей семье вырос музыкант… Я опять буду говорить, может быть, что-то и неправильно.

М. МАЙЕРС – Вот ваши личный опыт. Я не знаю, правильно это.

И. ПАПЕРНАЯ – Мой личный опыт. Дело в том, что я, например, Лешу как музыканта не растила, это я сразу могу сказать. Я всю жизнь увлекалась театром, меня послали на химфак, я вам это рассказывала, и у меня была главная задача, чтобы ребенок развивался свободно. И когда он в первом классе закурил, и бабушки на скамеечке мне сказали, что Алеша-то курит, просто он совсем был предоставлен, я жутко испугалась. А поскольку действительно с миром музыки мы так тесно не были связаны, скорее там литература и театр, и я его отдала срочно в студию к Олегу Киселеву. Он был во французской школе на улице Достоевского. И вот там он занимался, и дальше. Ну, не буду долго рассказывать, дальше он попал в 10 лет к Табакову, и как-то все шел по тому пути, о котором я мечтала. Я мечтала увидеть своего сына артистом. И в 12 или 13 лет он мне сказал: «Мам, купи мне гитару». Ну ладно, не помешает. И я ему купила гитару. И вот с этого началось. Я не знаю… Вот для Леши и тех, кто его знает, наша семья – вот Леша и гитара – я не знаю, как любимая девушка. Это вот Рома Виктюк, он жил на Русаковской, рядом с нами, в коммуналке и захаживал к нам. И он вот как-то определил на всю жизнь. Леша взрослел, я в 15 лет говорю: «Роман Григорьевич, это Лешина девушка, не обращайте внимания». Он говорит: «А зачем ему девушка? У него уже есть». Я говорю: «Как?». «Ну, посмотри, висит на плече». И действительно, вот как-то через всю жизнь так пошло.

М. МАЙЕРС – То есть ваш рецепт, ваш личный опыт – что музыкант в семье вырастет сам, это совершенно для этого не нужно.

И. ПАПЕРНАЯ – Вот сразу говорю, не рецепт и не опыт, потому что, мне кажется, жизнь такая разнообразная. Может быть, мы течение передачи еще об этом поговорим, потому что у меня еще внучка есть, которая учится в Гнесинском, это немножко другой опыт.

М. МАЙЕРС – Сейчас мы обратимся и к этой теме тоже. Татьяна Витальевна, вот как так получается, что в семье вырастают великие музыканты? Паганини вырастают в семьях, моцарты вырастают.

Т. БОЛЬШОВА – Чаще всего это дети из музыкальных семей. Я тоже являюсь ребенком из музыкальной семьи, у меня мама профессор Киевской консерватории, и папа там работает, тоже профессор. Я просто родилась под звуки музыки буквально. И когда в доме это звучит постоянно, и ты растешь в атмосфере концертов, как праздников, конечно, хочется тоже в этот праздник включиться. Естественно, музыкантских детей некуда девать, бабушки занимаются собой, их водят… Я росла часть в консерватории, часть в филармонии или у мамы в классе в консерватории, больше меня девать было некуда. И я маленькая переворачивала, не знаю, наверно, лет в семь квинтеты. Это пять строчек, представляете себе, на экзаменах, насколько я уже была к этому приспособлена.

М. МАЙЕРС – Ну, у вас фактически, вы несчастный человек, у вас не было выбора.

Т. БОЛЬШОВА – Не знаю, мне это нравилось, я не представляла себе что-то другое. Мне казалось, что это счастье. Почему-то я выбрала скрипку, хотя у меня папа виолончелист, мама пианистка. А я хотела именно скрипку, потому что я сидела в оркестре, я это все видела, я рассматривала все инструменты. И, видимо, звучание скрипки мне понравилось больше всего. Когда мне ее купили, тогда еще не было футляров, я ее носила завернутую в газету в авоське! Я ее к себе прижимала. Я помню, как папа меня учил всему: как со скрипкой проходить через дверь, как ее аккуратненько разворачивать, как ее протирать, то есть это целое искусство, как канифолить смычок. Еще до того, как я пошла в школу, я это уже все как бы себе представляла. А сейчас, я думаю, если хотят приобщить ребенка к музыке, во-первых, дети…

М. МАЙЕРС – Татьяна, простите ради Бога. Сначала Ирина Борисовна рассказала о своем личном опыте. Давайте о вашем личном опыте, вот у вас растет сын. Как приучить ребенка к музыке? Это тот же самый рецепт, что и в вашем случае? То есть просто ребенок рос фактически в музыкальном классе.

Т. БОЛЬШОВА – Знаете, когда я была молодая, я думала, что мой ребенок никогда не будет заниматься музыкой.

М. МАЙЕРС – Не дай Бог!

Т. БОЛЬШОВА – Ни за что. Потому что он был невероятно живой, непредсказуемый. Я никогда не знала, ни что он скажет, ни что он сделает. И представить себе, что он сосредоточится и просто стоит на одном месте, пусть ничего не делает, просто стоит.

М. МАЙЕРС – И пиликает, пиликает, пиликает!

Т. БОЛЬШОВА – Нет, просто стоит.

М. МАЙЕРС – А, просто стоит.

Т. БОЛЬШОВА – Я считала, что это невозможно никогда. И каково же было мое потрясение, что именно вот этот вот живейший ребенок, который вообще, 150 мыслей в секунду, может стоять, работать просто сколько, сколько тебе надо. Это было невероятно.

М. МАЙЕРС – То есть он также к этому пришел самостоятельно фактически?

Т. БОЛЬШОВА – Нет. Видимо, тот момент, что у него очень богатая фантазия, позволяет ему сосредотачиваться. Ведь как дети, что для них самое тяжелое – это повторять что-то и чего-то добиваться. И у нас был такой момент, когда мы вырабатывали эталон, его надо 10 раз повторить. Это тяжело для всех. И вот он повторяет и на девятом он играет еще лучше! Я говорю: «Игорек, вот это будет эталон». Он говорит: «Мама, понял, 6550 ведер, и золотой ключик наш!».

М. МАЙЕРС – Боже мой.

Т. БОЛЬШОВА – Вот он к этому так относился, совершенно, как вам сказать, не как ребенок, а как из сказочных персонажей.

М. МАЙЕРС – А теперь давайте поговорим, уважаемые гости, о том, все-таки, с чего начинать, если инициатива все-таки исходит не от ребенка, а от вас. Вот у вас, я так понимаю, Ирина Борисовна, это к вопросу о вашей внучке, да?

И. ПАПЕРНАЯ – Да.

М. МАЙЕРС – Что вот захотелось маме с папой, бабушкам и дедушкам, чтобы выросла музыкант. «Музыкантша» - плохое слово.

И. ПАПЕРНАЯ – Тоже не совсем так. Просто Танечка росла в такой как раз тоже, музыкальной семье. Ее бабушка со стороны мамы, Татьяна Дмитриевна, она музыкантша, закончила Гнесинский институт, преподает очень много лет в одной очень известной старинной московской школе музыкальной, класс фортепиано. В общем, классическое воспитание. Как раз она мне сейчас позвонила перед эфиром, случайно слово сказала: «Знаешь, если будут спрашивать, как начинать, скажи: потихонечку». Значит, потихонечку. И тоже дала такой совет, я немножко, конечно, все это наблюдала. Чем раньше, тем лучше – она сказала, что вот надо все-таки пораньше. Танюшка пошла в музыкальную школу, по-моему, ей пяти еще не было. Там сначала она даже не класс фортепиано, а сольфеджио.

Т. БОЛЬШОВА – Теоретически.

И. ПАПЕРНАЯ – Теоретически она занималась. Вот интересная Танечка, действительно. Она и человек очень интересный. Она росла (надеюсь, что Татьяна Дмитриевна меня не слышит) немножко под прессом, конечно, потому что… Это, конечно, мое впечатление, потому что я наблюдаю эту бабушку много лет. Вот педагоги по музыке вот как раз к Танечке, по-моему, относятся, мы с ней немножко познакомились, он такой, мягкий человек. Все-таки она такая, очень жесткая женщина и как раз может и заставлять, что там говорить.

М. МАЙЕРС – Ирина Борисовна, да называйте вещи своими именами! Педагоги по музыке – это, по-моему, изверги просто, по моему личному опыту.

И. ПАПЕРНАЯ – Нет, я так не могу сказать, у меня все-таки семья. Не изверг, она милейший, добрейший действительно человек. Конечно, Таня испытывала все-таки какое-то определенное давление с самого детства. Но вот тут, наверно, все-таки папа Леша. У нее такой вот характер, мягкий и в то же время сильно независимый. И действительно, ее отдали в музыкальную школу, потому что, не будем лукавить, хоть сейчас все время обсуждается проблема свободного воспитания, но все-таки в пять и до пяти лет… Тань, я права?

Т. БОЛЬШОВА – Да, конечно.

И. ПАПЕРНАЯ – Ребенок все-таки не очень способен принимать… То есть способен, конечно, но, скажем так, не принимает особенно самостоятельные решения. И вот Танечка училась в музыкальной школе. Она вообще очень прилежная, она отличница в школе. Казалось бы, вот такой образ правильный очень, действительно, можно сказать с первого взгляда. Кончила школу… Не кончила, после девятого класса она поступила в Гнесинское училище, сейчас на третьем курсе. Казалось бы, такой, очень гладкий путь. И в то же время, знаете, я считаю Таня, действительно, я могу сказать, неистово любит музыку. Тут такой, наверно, случай, когда сошлось.

М. МАЙЕРС – То есть под прессом рождается любовь.

И. ПАПЕРНАЯ – Да. Не было особого пресса, но была такая предопределенность все-таки. Вот она неистово. И сейчас вот я уже вижу, как проявляется папин характер. Папа в свои, не будем скрывать уже, 40 лет с лишком начал, наконец, учиться.

М. МАЙЕРС – Музыке.

И. ПАПЕРНАЯ – Мой сын, он учиться не любит, но в том плане, вот опять, классическом таком. Я не хочу из него делать образ, конечно, неуча. И вот сейчас… Он всегда, классическая гитара, он брал уроки у Саши Фрауче, может быть, вы знаете.

Т. БОЛЬШОВА – Да.

И. ПАПЕРНАЯ – Замечательный. Я даже не знаю, какая сейчас у Саши семья. Вот классический гитарист шестиструнной гитары, прекрасный человек. И тоже случайно познакомились где-то. Он ко мне приходит и говорит: «Мама, дай пять рублей». Вот тогда, помню, пять, но тогда это были деньги. Я говорю: «Зачем тебе пять рублей?». «Мне нужно на урок к Саше Фрауче». Для меня это было… Я говорю: «Чего?».

М. МАЙЕРС – То есть от него исходила инициатива?

И. ПАПЕРНАЯ – Да, и вот они занимались. Мальчишкой был, мальчишкой.

М. МАЙЕРС – Татьяна Витальевна, с чего начинать? Как заинтересовать ребенка музыкой?

Т. БОЛЬШОВА – Сначала он должен просто с родителями попасть на любой концерт. Можно пойти в детскую музыкальную школу, там всегда есть отчетные концерты, они проходят и в самой школе. И почти у каждой школы, я уверена, есть концерты отчетные. И в Московской консерватории, и в Рахманиновском зале, и в малом зале, и в больших залах тоже бывают. И когда он с родителями пойдет и увидит, как маленькие дети (там же маленькие тоже выступают), ему подобные, выходят с инструментом, и, как правило, там подбирается музыка яркая, и номера не длинные, его это вполне может заинтересовать. Можно пойти на концерт симфонической музыки для детей, там тоже очень интересно рассказывают, подбирается репертуар соответственный, чтобы детям это было доступно, рассказывают об инструментах. Я думаю, что это первый шаг, когда дети могут заинтересоваться. Второй конкретный – родители, если хотят отдать ребенка в музыкальную школу, должны помнить, что экзамены всегда происходят в мае. Когда они этот май пропустят, приходят в июне или в середине года там, уже поздно. Об этом просто надо помнить. Желательно привести ребенка раньше к педагогу-теоретику на консультацию. Пожалуйста, прослушайте моего ребенка, как вы считаете, есть ли у него способности?

М. МАЙЕРС – Кстати, вот что это такое – прослушивание? И что такое способности? Я имею в виду, вот привели ребенка, но он не попадает в ноты. Вот говорят, что там слух, чувство ритма. Это все врожденное, или этому можно научиться, и неспособных детей не бывает?

Т. БОЛЬШОВА – Вы знаете, я думаю, что все можно развивать. Есть дети с ярко выраженными способностями, их очень мало, но они есть. Есть такой средний какой-то пласт, когда у них такие, в общем, средние данные. А есть, когда они не развиты, но они тоже есть, просто надо чуть больше усилий приложить. Есть дети, у которых связки не вполне разработаны, и у них даже есть слух, но они не могут, из-за связок у них маленький очень диапазон. Когда ребенку прослушивают, он, допустим, три ноты может спеть чисто, а уже выше или ниже голос не берет. Это не значит, что у него нет слуха, просто надо заниматься. Вот у меня сын скрипкой начал заниматься в пять с половиной лет, а четыре с половиной я его отдала просто в музыкальную школу на одни теоретические предметы. Естественно, я участвовала, я помогала, я дома с ним. У меня был такой – каждый день выучивать одну песенку наизусть с любым аккомпанементом, но это каждый день. У меня гора была.

М. МАЙЕРС – Но здесь еще вы все-таки профессионал.

Т. БОЛЬШОВА – Да.

М. МАЙЕРС – А часто бывает так, что родители… Знаете, вот есть мода, есть какие-то условности, есть какие-то там. Вот ребенок должен заниматься музыкой. Почему он должен и кому он должен – этот вопрос как-то не ставится, никто отвечать на него не стремится. Вот вроде как ребенка отдали. Так, на английский отдали, в секцию, знаете, это самое.

Т. БОЛЬШОВА – Да.

М. МАЙЕРС – В такую секцию, в такую секцию и в музыкальную школу. Вот для полноты какой-то картины. В музыке мама, допустим, сама, может быть, три года занималась в музыкальной школе. И здесь получается ситуация, что мама не профессионал, но ей хочется, чтобы ребенок занимался. Вот в этой ситуации чем могут педагоги помочь?

Т. БОЛЬШОВА – Во-первых, есть масса инструментов разных. Как правило, можно заниматься музыкой для себя, для общего развития, а можно профессионально. Для себя самый доступный инструмент – это пианино, потому что все остальные инструменты как бы для себя – это очень тяжело, особенно на скрипке, хотя это тоже возможно, и очень много даже у меня есть людей, которые занимаются не профессионально, для себя. Это очень интересно, они делают успехи, им это нравится. Они занимаются со мной раз в неделю час.

М. МАЙЕРС – Ирина Борисовна, а вот слух, чувство ритма, голос – врожденно не врожденно, вот как? У вас рос сын и вдруг он сказал «хочу на гитаре играть» вдруг. Почему? А вы этого не видели, вы этого не замечали?

И. ПАПЕРНАЯ – Он занимался театром. Я думаю, что все-таки врожденное в каком-то смысле, конечно. Вот я не знаю. Интересно мы так как-то, разные – это хорошо. Действительно, здесь очень важно, что мы же говорим о всех детях. Танечке, наверно, повезло тоже, у нее бабушка, она педагог. Действительно, вот дети, которые растут в семье, даже маленькие, совсем маленькие дети, мне кажется, как поет Долина, что «важней всего погода в доме». Мне кажется, что это очень важно, прямо с самых пеленок, с детства. Вот у меня сейчас, пока мы не виделись, у меня еще родился один внук, мальчик Саша, ему полтора года. И он не умея ни ходить, ни говорить, он ползал, поднимался на маленький стульчик, включал там (как он научился?) в приемнике какие-то кнопочки и слушал музыку. Вот тоже интересно. Мы не знаем, что это и как, но просто. И вообще, мне кажется, что у маленьких детей, конечно, у всех практически, большая любовь к музыке. Вот Сонечка, я вам про нее рассказывала, ей уже сейчас почти пять лет. Я не могу сказать… Она довольно яркая.

М. МАЙЕРС – Это тоже ваша внучка?

И. ПАПЕРНАЯ – Да. Яркая девочка очень и такая, хорошенькая, капризная, с характером. Я не могу сказать, что она чем-то очень увлекается, там, рисует хорошо. Нет такого увлечения. Но она жутко любит танцевать. Музыка в доме все время, и грузинская няня, значит, грузинская музыка. Няня грузинская, она кончила музыкальное училище, живут за городом, стоит какое-то старое пианино, которое друзья привезли. Поэтому все равно вот эта жизнь, она вся идет, музыки очень много в доме. Мне кажется, это очень важно. И уже родители, если они приглядываются так внимательно и следят за детьми, мне кажется, нельзя все-таки не увидеть какой-то…

Т. БОЛЬШОВА – Предрасположенность.

И. ПАПЕРНАЯ – Предрасположенность. А главное, вот вы говорите, ритм. Мне кажется, дети все ну настолько ритмичны. Я вот на них смотрю, начинается час легкого бешенства вечером, когда Соня и Саша перед отходом ко сну. Это что-то безумное, вот выплеск энергии. И они что делают - они прыгают, визжат, но они танцуют, потому что, опять же, звучит музыка, иногда папина, иногда грузинская, иногда классическая. Они под все танцуют с интересом.

М. МАЙЕРС – Слушайте, я еще хотела вот о чем спросить. Вот мы говорим «как можно раньше, как можно раньше». Знаете, когда появилась необходимость изучать иностранные языки в большом количестве, появились программы с нуля, с года и т.д. Потом профессионалы сказали: «Остановитесь, подождите, дайте ребенку хоть один язык хоть как-то выучить. Дайте хоть что-то, но невозможно с нуля, с месяца, с двух это все начинать». Вот здесь с музыкой, вы сказали, как можно раньше.

И. ПАПЕРНАЯ – Я говорю, жить! Жить в этой музыке. Я говорю, не обязательно же сразу учить. А там уже, конечно, в зависимости, может быть, какие-то нотки. Вот мы ходили, Соньке было три года, они за городом живут. Какие-то богатые там родители устроили какую-то школу для своего, но им нужно же для виду, чтобы были дети. Значит, они детей пригласили, и мы туда ходили. И там занимались и музыкой, и все, какие-то уже нотки.

М. МАЙЕРС – Какой возраст?

И. ПАПЕРНАЯ – Совсем маленькие.

М. МАЙЕРС – Татьяна Витальевна, скажите, какой возраст детей вот приходят к вам на прослушивание?

Т. БОЛЬШОВА – У нас в школу поступают в подготовительный класс дети пяти-шести лет.

М. МАЙЕРС – Пяти-шести лет, да? Но вы, как специалист и как самая строгая музыкальная мама, привели ребенка в четыре с половиной, я правильно говорю?

Т. БОЛЬШОВА – Я отдала без инструмента, только на теоретические, потому что неизвестно, какой инструмент ему бы захотелось, почему обязательно скрипка.

М. МАЙЕРС – Слушайте, у меня яркое впечатление, когда я в Альпах увидела ребенка на лыжах и с соской! На горных лыжах и с соской, понимаете! Я подумала, что мир сошел с ума.

И. ПАПЕРНАЯ – А может, его просто не отучили от этой соски?

М. МАЙЕРС – Я не знаю, вот такой малюсенький ребенок на горных лыжах и с соской. Я думала, родители сошли с ума. Я не знаю, хорошо это или плохо. Я была в ужасе, честно говоря.

И. ПАПЕРНАЯ – Потрясающе. Вполне очень, да.

М. МАЙЕРС – Вы знаете, у нас сложилась такая замечательная здесь атмосфера, что все это так замечательно, все это так хорошо, и дети так хотят музыкой заниматься, и вот это настолько им… А на самом деле, понимаете, никуда не деться от этих ассоциаций: все играют в футбол, все гуляют, а этот стоит дома и пиликает, а мама над ним с палкой, а он пиликает и пиликает, и пиликает. Давайте об этом тоже поговорим настроении, но во второй половине нашей программы. Я напоминаю, что это «Мамочки-мамаши». У нас в гостях Татьяна Большова, преподаватель школы академического колледжа при Московской Консерватории. И Ирина Паперная, мама Алексея Паперного, участника группы «ТАМ».

НОВОСТИ.

М. МАЙЕРС – А это Маша Майерс. И это Татьяна Большова, преподаватель школы академического колледжа при Московской Консерватории. И это Ирина Паперная, мама Алексея Паперного, участника группы «ТАМ». Как заинтересовать ребенка занятиями музыкой? Дорогие друзья, 783-90-25. Если вы знаете, как это сделать, звоните, пожалуйста, поделитесь опытом, мы с удовольствием ваши советы выслушаем. Может быть, вы сможете кому-то помочь. 783-90-25 – это московский телефон, 783-90-26 – это телефон, который могут использовать те, кто звонят нам из регионов. Я, пока вы дозваниваетесь, все-таки еще один вопрос задам. Вот когда ребенка заставляют заниматься музыкой из-под палки, я это помню, я это видела. К счастью, это со мной не происходило, но это окружало меня в школе со всех сторон просто, в обычной школе. Мы идем после занятий гулять, бегать и развлекаться, а эти идут несчастные пиликать или по клавишам стучать. Можно ли вырастить Паганини из-под палки? Это возможно в принципе? Татьяна Витальевна, вот вы, как профессионал, что скажете?

Т. БОЛЬШОВА – Мое мнение, что во всем должен быть какой-то здравый смысл. Если ребенок в данную секунду не очень хорошо себя чувствует, или идет его любимая передача по телевизору, то это момент очень опасный. Значит, надо предложить какие-то варианты. Хорошо, ты сейчас посмотришь эту передачу, или мы ее запишем, ты ее посмотришь позже, но обязательно посмотришь. Но сначала ты сделаешь то, что является твоей прямой обязанностью, это твоя работа. Ты ходишь в музыкальную школу, у тебя есть задание, которое ты должен выполнить к следующему уроку. Если ты сейчас плохо себя чувствуешь, иди полежи, отдохни, ничего страшного не произойдет. Но это объективная причина, и никогда не надо за счет здоровья, за счет нервной системы этого добиваться, потому что это все равно не приведет к каким-то результатам. Не надо делать быстро и обязательно к этому сроку. Бывает так, что ребенок настолько в каком-то хорошем расположении духа, что вы можете с ним позаниматься не час, он сам захочет позаниматься не час, а больше. Он так увлечется, что и не заметит, как он это все выучит. А бывает так, что ему не можется, не идет как-то.

М. МАЙЕРС – Вы говорите про какие-то все-таки ситуации, когда действительно плохо себя чувствует. А это же в принципе, это скучно, это постоянно повторять. Вы же сами сказали, что это чудовищно, 10 раз одно и то же. Тут самый веселый ребенок себя успеет плохо почувствовать, конечно, и будет «косить» всеми возможными способами от вашего вот этого «тынь-тынь-тынь». Сколько можно уже! А там солнце, там вон мячи летают, собаки лают, цветы цветут. Ирина Борисовна, спасите-помогите!

И. ПАПЕРНАЯ – Я посмею все-таки не согласиться. Я вспоминаю фильм, забыла название, замечательный фильм Ролана Быкова, где мальчик бедный пиликал на скрипочке на балконе, а там внизу шла удивительная жизнь, удивительные приключения. И что-то окрикивали там, это все было немножко смешно. И это было, конечно, ужасно. Я не знаю, я не профессионал, но мне кажется, по моему опыту, дети, которые занимаются музыкой, которых вот так заставляют заниматься, очень маленький все-таки процент этих детей становятся действительно хорошими музыкантами. Поэтому вот это чувство меры мне кажется очень важным в жизни. Надо как-то взрослым все равно быть детьми, тогда, может быть, больше их как-то понимать и любить, потому что… Я даже хочу сказать о себе. Было, конечно, желание, когда Леша рано начал там, студия Киселева, Табакова, было во мне такое – растить, скажем так, вундеркинда.

М. МАЙЕРС – Ну конечно.

И. ПАПЕРНАЯ – Была гордость, была… вот маленький. И надо сказать, что как раз все, чем он занимался в детстве, конечно, ему пригодилось все. Вот он купил себе гитару, пошел к Фрауче, стал заниматься музыкой, и мне кажется, что даже не надо обсуждать, вот это действительно его жизнь.

М. МАЙЕРС – Давайте послушаем наших слушателей. 783-90-25 – это Москва, 783-90-26 – это телефон для регионов. Как научить, как заинтересовать ребенка музыкой? И вообще, зачем это нужно, может быть, это лишнее? Добрый день, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ КИРИЛЛ – Здравствуйте! Кирилл из Москвы.

М. МАЙЕРС – Да, Кирилл, вы вас слушаем.

СЛУШАТЕЛЬ КИРИЛЛ – У меня трое детей, все учатся в музыкальных школах.

М. МАЙЕРС – Кирилл, вы изверг.

СЛУШАТЕЛЬ КИРИЛЛ – Значит, с пяти лет у меня сын при консерватории учился, но в консерваторию не поступил, потому что мы почувствовали, что очень сильная программа, и тяжело будет для него и для нас. Но музыкой все равно занимается. Занимается только для того, чтобы, как хобби, так скажем.

И. ПАПЕРНАЯ – Замечательно.

М. МАЙЕРС – А заставлять приходится?

СЛУШАТЕЛЬ КИРИЛЛ – Приходится заставлять, конечно, потому что любое как бы обучение, приходится все равно заставлять. И уроки - заставлять приходится любого ребенка, а музыка – это не исключение, в принципе. Он и гуляет, и в футбол играет, и прекрасно играет. То есть он, получив образование (он учился при консерватории первые два класса, а потом ушел в обычную школу), то есть вот эта база, она как бы сейчас все равно, он очень хорошо играет. И остальным детям тоже нравится.

М. МАЙЕРС – Кирилл, вот для вас, как для родителя, собственно, в чем прелесть? Вы сами музыкант профессиональный?

СЛУШАТЕЛЬ КИРИЛЛ – Нет, у меня жена играет.

М. МАЙЕРС – То есть посыл идет все равно от родителей?

СЛУШАТЕЛЬ КИРИЛЛ – Не только поэтому. Потому что сын, например, в хоре поет церковном, то есть поет по воскресеньям в свое удовольствие. То есть это не насилие такое вот. Но насилие в какой-то степени проявлять нужно, потому что любое воспитание – это все-таки насилие, в принципе.

М. МАЙЕРС – Да, спасибо. Проявлять насилие нужно.

И. ПАПЕРНАЯ – Бесспорно.

М. МАЙЕРС – Вот, например, слова, цитирую, одно из интервью. Говорит Заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов Андрей Диев: «Нет ничего проще, чем отвратить ребенка от музыки, установить ему частокол из тысячи «нельзя», нельзя так держать руки, нельзя так Бетховена играть – юный музыкант возненавидит занятия». Вот, собственно, что мы имеем. 783-90-26, давайте попробуем из регионов звонок принять. Ой, будьте любезны, выключите радио. Выключите радио, пожалуйста. Нет, мы не сможем таким образом общаться, потому что ничего не слышно. Московский звонок, добрый день, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ МИХАИЛ – Здравствуйте! Михаил из Москвы.

М. МАЙЕРС – Да, Михаил, добрый день!

СЛУШАТЕЛЬ МИХАИЛ – Я уже, в общем, довольно взрослый человек, мне уже больше пятидесяти. Я просто вспоминаю, как в пять лет меня мама отдала, в Магнитогорске еще мы жили, в школу музыкальную.

М. МАЙЕРС – Так, ваш личный опыт.

СЛУШАТЕЛЬ МИХАИЛ – Обучаться на скрипке. Я знаю, что я скрипку все время прятал в углу в подъезде и гонял с мальчишками в футбол. И дело дошло до того, что я поджег туалет в музыкальной школе, лишь бы не ходить туда. Но потом, когда мне уже было лет 12-14, я взял в руки гитару, играл в ансамбле и везде с большим интересом. То есть ребенок сам должен дойти до этого, а заставлять, мне кажется, это абсолютно бесполезно.

М. МАЙЕРС – То есть вас пытались заставить все-таки?

СЛУШАТЕЛЬ МИХАИЛ – Как петушок на этой скрипке играл, надо мной издевались и друзья, и товарищи, и взрослые. То есть я на всю жизнь запомнил это унизительное занятие. Но зато потом занимался музыкой сам с удовольствием.

М. МАЙЕРС – Спасибо большое! Вот можно ваш комментарий? Ваш - с человеческой точки зрения и ваш, Татьяна, с профессиональной.

Т. БОЛЬШОВА – Я это все прекрасно понимаю. У меня папа, который сейчас сам работает в консерватории, в детстве точно также чуть ли не виолончелью играл в футбол и всегда как-то вот считал, что это не его. Вы знаете, очень многие ребята начинают развиваться только в консерватории. Вот они начинают понимать, они там раскрываются, до них это доходит, что они без этого не могут. И вообще, у каждого настолько свой путь развития, что сделать приговор «ты не способный, ты не можешь, у тебя все плохо» - это очень опасно. Может, он сейчас не может. А другой, который сейчас может, тот потом остановится.

М. МАЙЕРС – А почему раньше тогда? Вот вы говорите, там с 4 лет, с 5 лет, с 6 лет. Тогда, может быть, действительно, в 12-14 к этому люди приходят, так пусть в 12-14 и начинают. Вот и у Ирины Борисовны такой же пример.

Т. БОЛЬШОВА – Может быть, вполне. Допустим, педагог моего сына в консерватории, Тростянский Александр Борисович, он начал заниматься в 11 лет. Тем не менее, он лауреат многих конкурсов, и в том числе конкурса Чайковского. Все бывает, и так может быть.

М. МАЙЕРС – Как и в 4 года может девочка играть с оркестром.

Т. БОЛЬШОВА – Да, а есть девочка, которая в 4 года играет концерт с оркестром на скрипке.

М. МАЙЕРС – Это немыслимо, я не понимаю. А что она в 44 будет делать, вот вы объясните?

Т. БОЛЬШОВА – Вот неизвестно.

М. МАЙЕРС – В космос, наверно, полетит. 783-90-26, давайте еще раз с регионами попробуем связаться. Добрый день, здравствуйте! Алло!

СЛУШАТЕЛЬ СЕРГЕЙ – Алле, здравствуйте!

М. МАЙЕРС – Откуда вы нам звоните? Вы нас слышите, нет?

СЛУШАТЕЛЬ СЕРГЕЙ – Я вас слышу, а вы меня?

М. МАЙЕРС – Откуда вы звоните, скажите, пожалуйста. Откуда вы звоните, и как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ СЕРГЕЙ – Меня зовут Сергей.

М. МАЙЕРС – Сергей, откуда вы нам звоните?

СЛУШАТЕЛЬ СЕРГЕЙ – Это Красноярск.

М. МАЙЕРС – Красноярск, здравствуйте! Ну, что скажете? Да, говорите, мы вас слушаем.

СЛУШАТЕЛЬ СЕРГЕЙ – А?

М. МАЙЕРС – Мы вас слушаем, говорите!

СЛУШАТЕЛЬ СЕРГЕЙ – Вы знаете, вот по музыке я хочу сказать. Я хотел сказать вот что, в общем-то, я закончил студию-школу по баяну. То есть меня родители туда направили в четвертом классе, я перестал заниматься легкой атлетикой, потому что нужно было, чтобы пальчики были (прерв. связь). То есть меня приняли, я, в общем-то, хорошо учился, но дело в том, что слуха у меня, как потом выяснилось, не было. Понимаете, то есть это важный момент. То есть по технике я нормально занимался, а вот на слух (прерв. связь). В общем-то, иногда чувствовал себя, знаете, как эти вот. Я могу играть, могу учить, могу исполнять что-то, а вот как музыкант, чтобы я мог услышать что-то и подобрать, я этого не мог, и (прерв. связь). Отправили в музыкальную школу, я там узнал какие-то другие пласты культуры, другое отношение, несмотря на то, что…

М. МАЙЕРС – Но вы не жалеете об этом опыте, не жалеете?

СЛУШАТЕЛЬ СЕРГЕЙ – Нет, не жалею, потому что… Я единственное жалею, что мне раньше не сказали, понимаете, то ли стыдно было, то ли еще что-то, что слуха-то нет, понимаете. Другие люди… (прерв. связь).

М. МАЙЕРС – Понятно. Спасибо! Сергей, спасибо вам большое! Это из Красноярска звонок, ну, есть определенные технические проблемы. Вот какие вы, педагоги, люди-то нечестные. Понимаете, человек легкую атлетику бросил, может, он олимпийским чемпионом бы стал, а вы со своими пальчиками вот так вот, правду всю не говорите людям, вот такие вещи и получаются. Слушайте, а что касается, действительно, такой интересный момент, Сергей говорит, что он бросил легкую атлетику из-за музыкальной школы, а вот до этого нам звонил Михаил, сказал, что издеваются. Что издеваются друзья, что в детском коллективе одно дело – отношение к футболисту самому лучшему в компании, во дворе, а другое дело – к музыканту. Вот как здесь?

Т. БОЛЬШОВА – Сейчас этого нет. Во всяком случае, по моим детям я могу сказать, что у меня Игорь, пока учился в старшей школе, он играл на всех концертах абсолютно. И в классе там еще другие дети занимались музыкой, и каждый праздник у них был концерт, и все выступали, и все их очень хорошо принимали, искренне аплодировали, поздравляли, за них радовались, и педагоги все.

М. МАЙЕРС – То есть такого не было, что сын приходил в слезах и говорил: «Надо мной издеваются, надо мной шутят, потому что баянист», или кто там, я не знаю, или скрипач?

Т. БОЛЬШОВА – Нет, наоборот, им гордились, что у них в классе есть такой мальчик, который так умеет.

М. МАЙЕРС – Да?

И. ПАПЕРНАЯ – Думаю, что да. О хорошем немножко. Сейчас действительно такое время, что как-то с уважением, по-моему, относятся, наоборот, к таким ребятам. Вот я хочу еще несколько слов сказать. Дело в том, что, конечно, мы можем говорить о свободе, что не надо давить и заставлять, но, конечно, музыка, и по Леше, и по Тане я знаю – это удивительное занятие. И как-то красиво звучит «ранние концерты» и т.д. Но это, конечно, еще громадный и очень тяжелый труд. Вот Леша, легко говорить, всю жизнь гитара, все красиво. А на самом деле ему уже за сорок лет, масса дел. И вот он по ночам, еще почему дети приучаются к музыке, он приезжает и он сидит ночами, и он учится, он играет там какие-то пассы, вот под это засыпает, просыпается утром. Это очень тяжелый труд. И также вот Танечка. Практически, вот я вспоминаю, можно сказать, что у нее все-таки, это в 18 лет, я могу сказать, нет личной жизни. То есть нужно заниматься по нескольку часов каждый день, и это происходит практически с пяти лет. Может быть, тогда немножко поменьше по развитию. Тяжелейший труд. И вот я хочу сказать, что, конечно, хотелось бы, чтобы этот труд, вот такой труд тяжелый, он совершенно становится другим, если им занимаешься с удовольствием. И вот мне кажется, это очень важно. Просто Таня – счастливый человек, я счастливая бабушка. Она очень любит. Устает, бледная, мало гуляет, нет мальчиков, в конце концов, красивая девочка.

М. МАЙЕРС – Слушайте, шутки шутками, а ведь это может стать серьезной проблемой. Я не имею в виду в дальнейшем, а даже сегодня, на этом этапе.

И. ПАПЕРНАЯ – В общем, да. Поэтому мне кажется, ничего однозначного вообще нет. Мне кажется, что все равно проблема открытая.

М. МАЙЕРС – Ведь есть же такие ситуации, когда дети потом не могут простить этого родителям, «а зачем мне это было нужно?», когда человек уже в сознательном возрасте. Я с музыкальными ситуациями такими не сталкивалась, со спортивными сталкивалась, когда человек в 20 лет швыряет этот мяч или эту ракетку теннисную, «я не могу, я с пяти лет, с сознательного возраста вижу только это. Я ничего не вижу, кроме этого».

И. ПАПЕРНАЯ – Нет, она любит это очень. А фигурное катание тоже как тяжело? Понимаете, здесь все-таки как, существует, когда мы смотрим, когда люди талантливые, профессиональные – это же прекрасно. Поэтому мне кажется, это проблема такая, ее так просто… Неоднозначная.

Т. БОЛЬШОВА – Моя мама замечательно сказала. У меня у всех племянников есть музыкальные данные очень хорошие, но только один из них пошел профессионально обучаться. Моя мама сказала так: «Кто может без этого, пусть этим не занимается. Этим заниматься должны только те люди, кто без этого не может».

И. ПАПЕРНАЯ – Вот полностью согласна. Вот поэтому не надо заставлять.

М. МАЙЕРС – Как классик сказал, «Пишите только тогда, когда не можете не писать». В вольной форме цитирую. Да, пожалуйста.

И. ПАПЕРНАЯ – А еще мой дядя однажды совсем по другому поводу, это был 69-ый год, сказал замечательную, по-моему, фразу, которую до сих пор многие помнят. Он сказал: «Да здравствует все то, благодаря чему мы, несмотря ни на что». Вот мне кажется, что это очень вообще близко к теме нашей.

М. МАЙЕРС – Давайте еще один звонок примем. Я надеюсь, мы успеем. Добрый день, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬНИЦА НАТАЛЬЯ – Алло, здравствуйте, Машенька. Здравствуйте, гости уважаемые. Меня зовут Наташа.

М. МАЙЕРС – Да, Наташа, что скажете?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА НАТАЛЬЯ – Вы знаете, я в прошлом году отдала свою дочку в музыкальную школу.

М. МАЙЕРС – Какой возраст?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА НАТАЛЬЯ – 4 годика. По ее настоятельной просьбе, были слезы. На самом деле, я была противником такого раннего начала обучения. Но, в конце концов, нам очень повезло с педагогом.

Т. БОЛЬШОВА – Это очень важно.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА НАТАЛЬЯ – И наверно вот… Дочка занимается музыкой год, она занимается на фортепиано, они пишут ноты, разбирают ноты, уже несколько пьесок играют. И огромная заслуга, наверно, на 100%, это только педагога, потому что дочке с ним так интересно, она узнает так много нового, и преподаватель так ее заинтересовал, что у нас нет никаких проблем. Единственное - мы не устраиваем культ из домашних заданий пока. То есть она хочет – она играет, но ей с педагогом так интересно, что она и домашние задания делает.

М. МАЙЕРС – Спасибо большое! Спасибо. Татьяне Витальевне слово, как профессиональному педагогу.

Т. БОЛЬШОВА – Я считаю, что момент встречи с педагогом, он определяющий, потому что личность педагога настолько действует на ребенка, педагог так может увлечь. У меня просто есть такие ученики, наверно, они так подобрались, не знаю. Одна девочка, она пианистка, услышала, как у ее же педагога на концерте играют на скрипке. Ей так понравилось, что она сказала: «Я и на скрипке буду играть». И она начала заниматься скрипкой вот в восемь лет, гораздо позже, чем та девочка, которую она слушала. И на одном уроке, когда она уже дошла до концерта Риддинга, я ей сыграла аккомпанемент, она заломила руки и запричитала: «Боже мой, почему у меня не четыре руки? Я бы хотела одновременно играть две партии, и скрипичную, и фортепианную!». Вы посмотрите, насколько ребенок слышит эту красоту.

М. МАЙЕРС – А вот у нас осталось полминуты. Я прошу прощения, что вас перебиваю. А вот такое понятие как «музыкальная игра» существует в образовании таких маленьких детей, в 4-5 лет?

Т. БОЛЬШОВА – Конечно, а как же. Очень интересно, когда говорят: «Так, ты сейчас будешь педагогом, ты это уже немножко умеешь. Давай я твой первый ученик, и ты мне так покажи, чтобы я хоть что-нибудь поняла и захотела это сделать». Что вы, им нравится посидеть в кресле, где сидит педагог.

М. МАЙЕРС – На крутящемся стуле, это я помню по своему детству! Спасибо большое.

И. ПАПЕРНАЯ – Маша, а вы учились музыке?

М. МАЙЕРС – Нет, я не училась. Я пыталась, но у меня ничего не получилось. Я оказалась абсолютно бездарна. Спасибо вам большое, я благодарю наших гостей. Это Татьяна Витальевна Большова, преподаватель школы академического колледжа при Московской Консерватории, и Ирина Борисовна Паперная, мама Алексея Паперного и бабушка замечательных внуков и внучек. Мы говорили о том, как заинтересовать ребенка занятиями музыкой. Может быть, мы в чем-то вам помогли. Я имею в виду вас, и детей, и родителей. Спасибо!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024