Купить мерч «Эха»:

Балет для самых маленьких. - Юлия Лукьянова, Наталья Чеховская - Мамочки-мамаши - 2005-12-04

04.12.2005

М.МАЙЕРС – 12:14 на наших часах. Здравствуйте, меня зовут Маша Майерс, и я приветствую нашу гостью – это Наталья Михайловна Чеховская, художественный руководитель детской балетной школы «Щелкунчик», народна артистка России. Наталья Михайловна, добрый день.

Н.М.ЧЕХОВСКАЯ – Добрый день.

М.МАЙЕРС – И тема нашей сегодняшней программы, точнее первой ее половины: балет для самых маленьких. Скажите, пожалуйста, Наталья Михайловна, в каком возрасте вы сами, народная артистка России, стали заниматься балетом, начали заниматься балетом?

Н.М.ЧЕХОВСКАЯ – Профессионально заниматься я начала в 11 лет, это достаточно поздно. А так как мне природа подарила, видимо, и чувство, и желание танцевать, как моя мама говорит, очень рано начала бегать вокруг стола и устраивала все время какие-то спектакли, концерты дома.

М.МАЙЕРС – Скажите, а правда, что сегодня, обычно это говорят все-таки о большом спорте, но балет – это тоже спорт в некоторой степени, что он сегодня сильно помолодел, профессиональный спорт, что сегодня в 11 лет практически нет шансов стать профессиональной балериной или профессиональным спортсменом.

Н.М.ЧЕХОВСКАЯ – В 11 лет стать профессиональной балериной точно невозможно.

М.МАЙЕРС – Невозможно, значит, вы исключение.

Н.М.ЧЕХОВСКАЯ – Но я и не стала балериной в 11 лет, я только начала учиться в этом возрасте профессионально. А то, что касается спорта и балета, они очень близки по физическим нагрузкам, и, безусловно, сейчас спорт ушел очень далеко вперед, я имею в виду по возрасту, потому что у нас берут детишек, скажем, на гимнастику уже с трех- четырех лет, и это только-только тот момент, когда можно, видя физические способности, сделать по-настоящему талантливого спортсмена.

М.МАЙЕРС – Насколько я знаю, ваша балетная школа тоже набирает детей с четырехлетнего возраста.

Н.М.ЧЕХОВСКАЯ – Да, вот уже год-полтора, как мы набираем с четырех лет, а набирали вообще с трех лет. Мы решили попробовать, что это такое. Достаточно еще рановато.

М.МАЙЕРС – И трехлетние малыши…

Н.М.ЧЕХОВСКАЯ – Да, но я хочу сказать, что даже некоторые мамы, папы нас обманывали, приводили в два с половиной годика ребенка – им так хотелось, чтобы они занимались в нашей школе, потому что школа у нас очень симпатичная, внутри сделана достаточно уютно, красиво, и некоторые дети говорят: «Мама, здесь даже лучше, чем у нас дома!»

М.МАЙЕРС – А с точки зрения все-таки физического развития ребенка два с половиной – три года – это рано? Каков адекватный возраст для начала занятий балетом?

Н.М.ЧЕХОВСКАЯ – В три года можно. Но здесь огромное значение имеют все-таки физические нагрузки, потому, что в три годика можно начать какие-то упражнения, но все-таки ребенок достаточно неусидчив, он может быстро переутомиться от каких-то нагрузок, монотонности, поэтому в четыре года, я считаю, нормально. И то первые занятия, безусловно, даже 45 минут они не в силах выдержать, поэтому, скажем, у нас урок проходит ровно час, но к этому часу мы подходим достаточно медленно – где-то через месяц, полтора, когда ребенок начинает привыкать.

М.МАЙЕРС – С чего начинаются первые балетные уроки, расскажите в двух словах.

Н.М.ЧЕХОВСКАЯ – Балетные или подготовительные, они разные абсолютно.

М.МАЙЕРС – Объясните, в чем разница.

Н.М.ЧЕХОВСКАЯ – Потому что подготовишки еще не изучают профессиональные азы, скажем, первая позиция, вторая позиция – не с этого начинают, это профессионалы. А подготовишки, они приходят, и им начинают рассказывать, что спиночка должна быть ровненькая, коленочки должны быть вытянуты, садятся на пол, начинают тянуть стопочки, хлопают, прыгают, слушают музыку, под музыку пытаются потопать ножками, понимаете, в развитии, потом у нас есть занятия, когда мы просим, чтобы детишки приносили свои любимые игрушки и помимо каких-то физических упражнений у нас входят в занятия развивающие мышление, кто-то волк, кто-то Красная Шапочка.

М.МАЙЕРС – То есть игровые элементы.

Н.М.ЧЕХОВСКАЯ – Да-да, это безусловно нужно для общего развития ребенка.

М.МАЙЕРС – Это что касается подготовительной программы, и через какой промежуток времени можно уже перешагнуть в профессиональные классы.

Н.М.ЧЕХОВСКАЯ – Во-первых, в профессиональные происходит очень строгий отбор детей.

М.МАЙЕРС – Даже четырехлетних.

Н.М.ЧЕХОВСКАЯ – Нет, не четырехлетних.

М.МАЙЕРС – А с какого возраста профессиональные классы?

Н.М.ЧЕХОВСКАЯ – Это 10 лет.

М.МАЙЕРС – С 10 лет.

Н.М.ЧЕХОВСКАЯ – Да, до 10 лет с 4х лет они проходят этот подготовительный процесс весь. Нагрузок еще таких больших нет. Они делают элементы, скажем, каких-то спортивных движений, уже под музыку, обязательно под музыку. И в 10 лет можно уже видеть годится ребенок для профессионального занятия или не годится. Для этого много факторов имеют значение, и в первую очередь, это, конечно, то, что дано природой, это физическое строение, физические возможности: растяжки, прыжок, подъем, гибкость, и, безусловно, немаловажный фактор – это здоровье.

М.МАЙЕРС – Если девочка мечтает стать профессиональной балериной и попадает в профессиональный класс, как совмещается это со школой, элементарно, с образованием. В какие она попадает рамки? Какие ограничения? Говорят, что будущие спортсмены профессиональные или профессиональные танцовщики – это люди, лишенные детства, потому что они с детства не могут себе позволить есть все то, что едят другие дети, это правда? Это действительно очень тяжело?

Н.М.ЧЕХОВСКАЯ – Это действительно очень тяжело. И это правда. Поймет только тот, кто окунется очень глубоко в эту сферу искусства. Понимаете, случайных людей там не бывает, там надо быть очень преданным, очень любить.

М.МАЙЕРС – В 10 лет уже можно быть очень преданным балету.

Н.М.ЧЕХОВСКАЯ – Да. Потому что, скажем, они понимают, что такое физическая нагрузка, они понимают, что это ежедневно, и когда появилось это желание, они должны от многого отказаться, потому что если существуют какие-то праздники для обыкновенных детей, то мы занимаемся, у нас есть репетиционный процесс, это дополнительное время. Не подняли немаловажный вопрос о совмещении общеобразовательных предметов и профессиональных. Конечно, по большому счету, это должно быть все совмещено. Это должно быть в одном помещении в обязательном порядке. Для чего? Потому что, скажем, в процессе обучения в профессиональных классах увеличивается нагрузка и нельзя несколько предметов физических ставить подряд, они должны разбиваться где-то, чтобы ребенок мог где-то вздохнуть, где-то пообедать, и это правильно, потому что иначе можно просто сломать ребенка. Существующие сегодня частные школы, а мы таковой и являемся, все стремятся к этому, это достаточно сложный процесс, это очень сложный процесс, но он необходим, потому что дети, представляете, учатся образовательным дисциплинам в где-то в одном месте, потом бежит в профессиональную школу в другом, и время, и физические силы на это уходят.

М.МАЙЕРС – Потом расписание. Действительно очень трудно совмещать. Это все должно совмещаться на более высоком уровне, об этом должны думать руководители школы, конечно, сам ребенок не в состоянии.

Н.М.ЧЕХОВСКАЯ – Безусловно. И наша школа к этому стремится. Мы имеем договор с общеобразовательной школой №187. Мы там оборудовали прекрасные два зала и дали возможности детям, которые пожелают совместить эти общеобразовательные и спецпредметы.

М.МАЙЕРС – Скажите, пожалуйста, сегодня, если все-таки среди наших слушателей найдутся мамы, к которым дети подходят и говорят: «Мама, я хочу танцевать» - что в этом случае маме делать? Первые ее шаги.

Н.М.ЧЕХОВСКАЯ – Изначально мама должна просмотреть, какие существуют школы. Посмотреть какие существуют школы, посмотреть условия этих школ, затем привести ребенка и хотя бы сделать пробный урок. Ведь немаловажно понравится ребенку там или не понравится, какой педагог, какие условия, как их приняли и маму и ребеночка, и вы знаете, я хочу сказать, что даже были случаи, когда родители говорили: «Не поведем в школу, если ты не съешь кашу». Для нас это хорошо, это, может быть, не очень правильно, но нас это радует. Почему? Потому что детям нравится, безусловно, это огромную роль играет.

М.МАЙЕРС – А первые шаги ребенка в ваших подготовительных занятиях, насколько это интенсивная нагрузка? Сколько раз в неделю?

Н.М.ЧЕХОВСКАЯ – Три раза в неделю.

М.МАЙЕРС – Это немало.

Н.М.ЧЕХОВСКАЯ – Три раза в неделю по одному часу, когда уже сделали какие-то первые шаги. Но самое главное не заинтересовать ребенка в том, что он должен физические упражнения делать, а наша задача в том, что ребенок приходит для чего, потому что хочет танцевать. Когда он начинает делать свои первые шаги, а у нас существует балет, который мы поставили «Дюймовочка», где заняты и все подготовительные группы.

М.МАЙЕРС – Вы предвосхитили мой первый вопрос, потому что танцевать, конечно, хочется ради чего-то, все-таки танец для себя – это одно, а танец на публику – это совсем другое, аплодисменты, и костюмы, свет ламп, это все очень интересно.

Н.М.ЧЕХОВСКАЯ – Вы не представляете, какое это счастье для детей, и как радуются родители, когда они видят свое чадо на сцене, это просто непередаваемо.

М.МАЙЕРС – Вы сами ставите эти представления?

Н.М.ЧЕХОВСКАЯ – Так как я профессионал и хочу, чтобы именно в моей школе все было на высоком уровне, я специально пригласила профессионального балетмейстера. Мы наняли профессионального художника, мы шили профессиональные костюмы, поэтому это у нас настоящий одноактный балет, который состоится 11 декабря в 17:00, и я приглашаю всех желающих познакомиться с этим прекрасным, я думаю, что аналогов в Москве нет, когда дети танцуют по-настоящему балет, начиная с четырех лет.

М.МАЙЕРС – А что касается, если говорить о подготовительных занятиях, что касается дальнейшего танца, который выберет ребенок, это может быть не балет?

Н.М.ЧЕХОВСКАЯ – Безусловно.

М.МАЙЕРС – После ваших курсов можно заниматься профессионально бальными танцами, спортивными танцами, народными танцами или латиноамериканскими.

Н.М.ЧЕХОВСКАЯ – Конечно. Здесь уже решает добрая воля и желание каждого, в какое русло себя направить. Ведь подготовительные группы, они даются для чего? Во-первых, это общение, это знакомство ребенка с музыкой. Не все же отдают в музыкальную школу, физические упражнения и много чему другому учат, культуре, прежде всего, что необходимо на сегодняшний день, а далее ребенок в праве выбрать, что ему нравится, куда он дальше пойдет, нравится ему это или нет. Хотя это же не обязательно, наступило тебе 9-10 лет, и ты должен идти в профессиональное обучение, нет, ты можешь дальше заниматься, но это тебе в жизни очень хорошо поможет, во-первых, для твоего здоровья, для общего развития.

М.МАЙЕРС – Пластика, движения, осанка, это же все влияет определенным образом на развитие организма. А каков у вас процент девочек и мальчиков? Девочек, наверное, больше.

Н.М.ЧЕХОВСКАЯ – Да, девочек больше. Были у нас мальчики, приходили, им и нравилось, но они предпочтение отдают другим направлениям.

М.МАЙЕРС – Силовым, наверное.

Н.М.ЧЕХОВСКАЯ – Да, силовым. Другие направления выбирают.

М.МАЙЕРС – А дальнейший путь ребенка, например, подготовительные курсы, балетная школа, а дальше что происходит? Кстати, сколько лет учатся профессионально в вашей школе?

Н.М.ЧЕХОВСКАЯ – 8 лет. Потому, что мы обучаем детей по программе Московской Академии хореографии, которая создана Софьей Николаевной Головкиной, а утверждена Министерством Культуры и образования. Она подарила изначально нам эту программу, так как она была куратором нашей школы. Мы ей очень благодарны, так как она перенесла свои номера, и мы обучаем детей по этой программе, обучение проходит 8 лет и после окончания, мы еще не прошли аккредитацию, но мы к этому идем, дети будут получать и аттестат и диплом, и далее свободный выбор: вы можете провериться и работать в любом театре нашей страны, а также в каких-то других направлениях культурных, связанных именно с владением телом, танцем, музыкой, программ связанных с шоу сейчас очень много.

М.МАЙЕРС – А это дорого? Собственно, я оставила этот вопрос на финал нашей передачи, чтобы нашим слушателям было понятно. Сегодня школа танцев, подготовительная школа, балетная школа, насколько это доступно?

Н.М.ЧЕХОВСКАЯ – Я думаю, что доступно, потому как нельзя сказать, что у нас очень высокие цены. На подготовительные группы у нас ежемесячная оплата 2200 рублей.

М.МАЙЕРС – Три раза в неделю.

Н.М.ЧЕХОВСКАЯ – Три раза в неделю по одному часу. На профессиональные немного дороже 5000 рублей, естественно, потому как у нас совсем другая программа, нагрузки. И я хочу сказать, у нас очень профессиональные педагоги, все с высшим образованием, каждого педагога я принимаю лично, делаю отбор, осматриваю, как они ведут занятия. В общем-то, это лицо нашей школы, и будут судить уже по художественному руководителю, скажут: «Каков художественный руководитель, такова и школа». А так как я профессионал достаточно серьезно отношусь к своей профессии, я и к школе отношусь так же.

М.МАЙЕРС – И слава богу. Вашими молитвами. Уважаемые радиослушатели, у нас в гостях была Наталья Чеховская, художественный руководитель детской балетной школы «Щелкунчик», народная артистка России, мы говорили о балете, или скажем более широко, о танце для самых маленьких и не только и в следующей половине программы встречайте Юлию Лукьянову, главного редактора журнала «Няня». Наталья Михайловна, спасибо большое.

Н.М.ЧЕХОВСКАЯ – Спасибо.

НОВОСТИ.

М.МАЙЕРС – У нас в гостях Юлия Лукьянова главный редактор журнала "Няня", добрый день.

Ю.ЛУКЬЯНОВА – Добрый день.

М.МАЙЕРС – В преддверии праздников, потому что сегодня уже 4 декабря, уже пора, уже вся Москва украшена елками и прочими всякими разными новогодними гирляндами, и я знаю, что тема вашего декабрьского номера, свежего номера журнала "Няня" – это подарки.

Ю.ЛУКЬЯНОВА – Искусство дарить подарки.

М.МАЙЕРС – Скажите, пожалуйста, как сделать подарок ребенку? Это ведь, наверное, очень непросто.

Ю.ЛУКЬЯНОВА – Это безумно непросто, на самом деле, мне кажется, люди вообще делятся на 2 категории: те, которые любят дарить подарки и умеют их принимать очень хорошо, а что касается ребенка, с ним гораздо проще в какой-то степени, а в другой гораздо сложнее. Дети очень благодарные, то есть они, в принципе, обрадуются любому подарку, если ты знаешь, как его преподнести.

М.МАЙЕРС – Вы знаете, я вспоминаю, у Евгения Гришковца есть такая миниатюра, вам никогда в детстве не дарили новый свитер?

Ю.ЛУКЬЯНОВА – Я помню, я помню, как я проснулась однажды, он шуршал уже, я представляла, что это и когда открыла, увидела варежки. Это было ужасно. Поэтому я начала бы с того, что не надо дарить детям. Как раз, благодаря нашим авторам в журнале "Няня", я тоже много хорошего узнала. Ну, во-первых, детям, наверное, не надо дарить свою мечту. Вот, если ты всю жизнь мечтал о фигурных коньках или о том же свитере, то это не означает, что твой ребенок ждет этого. То есть у ребенка есть своя мечта, поэтому надо прислушиваться, и притворить ее в жизнь, потому что он будет рад. Во-вторых, как ни странно, знаете, есть такая фраза "книга лучший подарок", ну, к сожалению, с ребенком это неправда до определенного возраста, так же как и одежда, мебель, это подарок больше родителям, наверное. Потом, на мой взгляд, если родители могут это себе позволить дорогие подарки, тоже очень интересный момент. Вы знаете, их надо дарить только в одном случае, если ты готов понять, что с момента, как это выдано в руки, допустим, это цифровой аппарат, фотоаппарат, о котором дети мечтают, вот ты отдал, и не надо говорить ребенку: "не носи его в школу" и так далее, ты отдал этот подарок и это уже принадлежит твоему ребенку, то есть вот такие подарки, на мой взгляд, не стоит, наверное, дарить. Плюс, есть такие нюансы, когда ты даришь подарки не своему ребенку, а ребенку в другую семью, однозначно, не надо дарить животных, вот, мой ребенок умер бы от счастья, если бы ему сейчас подарили собаку, умерла бы от ужаса я, потому что я очень люблю собак, но это подарок был бы мне, это первое, второе…

М.МАЙЕРС – Юлия, ну отнеситесь с пониманием, собака должна быть у ребенка.

Ю.ЛУКЬЯНОВА – Я знаю, что у вас 2, если не больше. Ну, а второй такой нюанс, я до сих пор помню, как моей сестре, когда ей было 2 года, подарили огромную деревянную лошадь, которая еще и делала "иго-го".

М.МАЙЕРС – Ну, это замечательный подарок.

Ю.ЛУКЬЯНОВА – Это был ужас. Я о чем говорю, не надо дарить громко играющие игрушки без разрешения родителей, потому что моя сестра возила эту лошадь везде за собой, она издавала сумасшедшие звуки, а когда она говорила "иго-го", у нас все затыкали уши и падали в обморок.

М.МАЙЕРС – А у меня из моего детства, до сих пор где-то на даче 2 деревянные лошади, они были бесшумные, но это игрушки моего детства, самое-самое мое яркое впечатление, вот эти 2 лошади, на них можно было сесть, на них можно было поскакать.

Ю.ЛУКЬЯНОВА – И третье, это наши психологи советуют, не дарить чужим детям без разрешения родителей военные игрушки, потому что сейчас многие родители… и Барби еще вошла в их число, не военная игрушка, но, тем не менее. То есть, есть некоторые родители, которые любят русские игрушки, начиная от Чебурашек заканчивая Степашками, и которые категорически против военных игрушек, но это их право, что каждый родитель своему ребенку дает свою жизненную позицию.

М.МАЙЕРС – Вы понимаете, получилось, что мы говорим о том, чего нельзя дарить детям, а в первую очередь опять же учитываем интересы родителей, потому что родители с собакой не хотят гулять, потому что их покой нарушают эти громкие звуки.

Ю.ЛУКЬЯНОВА – Да, но это второй аспект – чего нельзя при родителях. На самом деле, я думаю, что нужно дарить то, что хочет ребенок, опять же, к моей сестре, которой тогда подарили лошадь, ей тогда было 2 года, сейчас моей сестре исполнилось 19 лет, и она ждала подарка, а выяснилось, что родственники собирают ей деньги на кровать. Я позвонила и сказала: "Аня, ты, правда, хочешь кровать?" Меня, правда, это удивило. Оказалось, что ребенок, действительно, хочет мобильник, очень дорогой, замечательный. Я вдруг вспомнила себя с этими варежками, я захотела, чтобы она проснулась…мне говорят: "ну, давай мобильный подешевле", нет, она хочет конкретный мобильный, я понимаю, что сюрприз с одной стороны, а с другой стороны она мечтает об этом, в 19 лет все равно ребенок, поэтому мне кажется, что нужно дарить то, что они хотят, ну, конечно, исходить из своих финансовых…но, в конце концов, день рождения бывает раз в году, можно напрячься как-то и подарить ребенку радость.

М.МАЙЕРС – Сегодня детям дарят мобильные, компьютерные игры или приставки, да все, что угодно, вот это хороший подарок? Просто понимаете, здесь то, что вы сказали о цифровом фотоаппарате, с моей точки зрения, здесь тот подарок в пользовании которым потом придется ограничивать, правда?

Ю.ЛУКЬЯНОВА – Почему?

М.МАЙЕРС – Потому что ребенок хочет играть в свою компьютерную игру без остановки 20 часов подряд. То, что вы сказали про то, чтобы не носить фотоаппарат в школу, не давать другим, не играть…

Ю.ЛУКЬЯНОВА – Ну, просто ребенок не сможет играть все время, его отругает учитель, он уберет свой Gameboy и естественно не будет делать, но то, что им хочется похвастаться перед другими, наверное, это не самое плохое хвастовство, которое есть в жизни.

М.МАЙЕРС – А как вы считаете, с какого возраста ребенку нудно дарить подарки?

Ю.ЛУКЬЯНОВА – Мне кажется, что в год день рождения ребенка отмечается больше для родителей, есть очень интересная позиция психологов, говорят, что даже соответствие гостей, ребенок, допустим, ему 1 год значит +1, то есть максимум одного гостя можно позвать на этот праздник, и мне кажется, что в год и в 2, ну в 3, наверное, уже нет, в зависимости конечно от развития, празднуют больше родители.

М.МАЙЕРС – И, тем не менее, что-то ребенку можно подарить?

Ю.ЛУКЬЯНОВА – Конкретно ребенку, я думаю, что он не оценит, не запомнит, но можно подарить подарок как будто родителям, мы как раз в "Няне" писали об этом, о том, что можно подарить, какую-нибудь бутылку дорогого напитка, который вы откроете на 16 лет и сказать: "А ты знаешь, когда тебе был годик, ты этого, конечно, не помнишь, но вот тетя Галя подарила бутылку коньяка. Мы его не тронули, и вот сейчас тебе 16".

М.МАЙЕРС – Дорогие друзья, совет от журнала "Няня", подарить ребенку в 1 год коньяк.

Ю.ЛУКЬЯНОВА – Да, наши психологи советуют девочкам дарить какие-то украшения дорогие. Пролежит ли оно столько времени, тоже относительно, на мой взгляд, можно просто подарить какие-то игрушки, но опять же это родителям, ребенок, к сожалению, в год-то ничего не запомнит.

М.МАЙЕРС – Юль, скажите, а как быть с тем, что сам ребенок дарит подарки, как его научить самого дарить подарки, в каком возрасте?

Ю.ЛУКЬЯНОВА – Вообще это очень важно, и у меня ребенок до сих пор, к сожалению, завидует тому, что он дарит. Вот, мы покупаем, даже с ним вместе, выбираем…

М.МАЙЕРС – А какой возраст?

Ю.ЛУКЬЯНОВА – Ей 10 лет и все равно ей тяжело. И при этом я каждый раз говорю: "Саша, подарок это не подарок, если тебе безумно не хочется с ним расставаться". Это абсолютно правильно, но научить дарить подарки, это гораздо, мне кажется, важней, чем их даже принимать, хотя принимать тоже определенный аспект, хотя дарят тоже самое, что у тебя уже есть, нужно найти силы сказать "ой, спасибо, как здорово", ну лично я так считаю, многие говорят: "Ой, а у меня такой уже есть".

М.МАЙЕРС – Дареному коню в зубы не смотрят.

Ю.ЛУКЬЯНОВА – Тем более человек старался. А то, что касается ребенка, мне кажется это очень важно и в нашей семье принято, у нас вообще дни рождения празднуются в ночь, то есть как новый год, потому что мы все собираем подарки, дарим, и дарим то, что человек хотел. Но вот, помимо того, что выбирать нужно подарки вместе с ребенком, если он видит эту практику в семье с рождения, что все рады дарить подарки, ищут, мучаются, придумывают, у нас некоторые за год пытаются придумать подарок, чтобы человек забыл, что он об этом сказал, что он хочет. Мне кажется, он впитывает эту атмосферу умения и искусства дарить подарки и хочет дарить.

М.МАЙЕРС – А как, на вашем личном опыте, материальный здесь аспект? Ну, вот, ребенок хочет подарить вам то, что купить не может, он может, конечно, пойти к папе, к бабушке, к дедушке и, извините за такое сленговое слово, и развести их на деньги, чтобы сделать приятное маме.

Ю.ЛУКЬЯНОВА – Мы об этом тоже писали, есть такой момент, все говорят, что раньше всё делали своими руками, это гораздо приятнее подарить подарок сделанный своими руками. В данном номере мы тоже развели эту ситуацию. На мой взгляд, своими руками можно сделать, во-первых, открытку, конечно, приятно, но если у тебя в школе или в детском саду принято дарить купленные подарки, наверное, ты будешь выглядеть смешно, и ребенку будет от этого только хуже. Но опять же, своими руками, это оценят бабушка, мама, то есть своими руками ребенок может сделать подарок своим родственникам, а купить за деньги, да, я считаю, что это нормально, если: "мама, там, у Кати из моего класса день рождения, давай ей что-то подарим", мы идем вместе и выбираем подарок. Вот, на мой взгляд, это более правильная позиция, чем говорить: "Давай, сейчас ты слепишь вот этот вот замечательный шарик и пойдешь завтра Кате подаришь", а Кате завтра другие одноклассники подарят картриджи для Gameboy и Гарри Поттера нового или еще что-то, а твой ребенок придет с этим шариком, мне жалко свою девочку.

М.МАЙЕРС – То есть таким образом лучше, наверное, не поступать.

Ю.ЛУКЬЯНОВА – Конечно, родственники оценят однозначно, потому что в это вложено, это годами потом хранятся эти грибочки из пластилина.

М.МАЙЕРС – А как вы выбираете, что вы выбираете, как правило, вот каково здесь желание ребенка и, собственно, внутреннее ощущение мамы? У нас, я помню, в семье на этот счет были конфликты, потому что мама считала, что хорошо бы подарить… я помню, однажды принесла в подарок какой-то одной из наших одноклассниц какой-то кувшин стеклянный со стаканами, мне казалось, что стеклянный кувшин со стаканами, ну, не дарят, можно подарить лак для волос, например, или колготки, помните с лайкрой появились?

Ю.ЛУКЬЯНОВА – Я, в отличие от журнала "Няня", который советует как правильно, я неправильная мама, может быть, наоборот, правильная. Я иду на поводу у ребенка, для меня важны ее желания, мне кажется, она лучше знает, что хочет ее подруга и, соответственно, мы несем тот подарок, если он, конечно, не безумных денег стоит, сейчас она написала: "Мама, я хочу на новый год (у нее частная школа, поэтому, слава богу, 13 детей в классе, а не 32) всем подарить подарки". И она написала список. Я сказала: "Саш, ты понимаешь, что сейчас подарок стоит минимум 150 рублей, какая-то мелочь, и поэтому ты должна понять, что я не готова дарить одному ребенку картридж, который стоит других денег", она поняла и сказала: "Да, но хоть что-то, мне хочется им это вручить".

М.МАЙЕРС – А как вы поступаете в этой ситуации?

Ю.ЛУКЬЯНОВА – Мы идем с ней в магазин и выбираем 13 маленьких пакетиков и туда мы кладем…

М.МАЙЕРС – Ну, там, брелки, ручки…

Ю.ЛУКЬЯНОВА – Да, причем, оно должно быть какое-нибудь, ну, необычное, в конце концов, ручка, у которой крышка как собачка, это тоже ребенку, мне кажется, должно быть приятно, внимание, хотя кто-то говорит, что это и затасканная фраза, действительно, дорог не подарок, дорого внимание.

М.МАЙЕРС – Я хотела вернуться к кукле Барби, а почему куклу Барби-то не дарят?

Ю.ЛУКЬЯНОВА – Я хочу сказать, что я удивилась и в тоже время узнала от родителей, что они сейчас возвращаются к русской игрушке, то есть им нужны мишки, им нужны Чебурашки, Гены, а Барби они пытаются переживать.

М.МАЙЕРС – То есть дурное влияние запада, что ли?

Ю.ЛУКЬЯНОВА – Да, на мой взгляд, я честно скажу, что у моего ребенка есть Барби, я не вижу, что у меня девочка испытывает комплекс, ведь якобы главный минус Барби – девочка испытывает комплексы в виде такой супер-модели.

М.МАЙЕРС – Ну, это не то, чтобы комплекс, это, наверное, те комплексы, которые в будущем проявятся, как эталон.

Ю.ЛУКЬЯНОВА – Сейчас совершенно полно других эталонов, те же самые другие есть куклы, где большие головы, там у них огромные ноги, все говорят, что это здорово, ну, возможно, я пока не вижу, я вам скажу это лет через 10, будут у нее комплексы по этому поводу или нет.

М.МАЙЕРС – А как же воспитание ребенка относительно того, как подарки принимать. Помню, мне всегда очень хотелось сказать, что этот подарок мне нравиться, а вот этот мне не нравится, мне всегда запрещали.

Ю.ЛУКЬЯНОВА – На самом деле, это здорово. Не знаю, будет ли ругаться на меня моя мама или нет, я помню, у моей мамы другое восприятие, она честно может сказать, что "мне это не нравится" или "ты мне не угодила", я не знаю, откуда у меня это взялось с детства, я всегда говорила, что мне нравится.

М.МАЙЕРС – А вы не ставили дарящих в неудобное положение?

Ю.ЛУКЬЯНОВА – Что мне нравится?

М.МАЙЕРС – Что вам не нравится.

Ю.ЛУКЬЯНОВА – Нет, никогда, не знаю почему, мне казалось, что человек все равно старался, даже если не угадал, а если, не дай бог, он угадал, но просто подарил дубль подарка (2 одинаковых), мне до сих пор кажется это неправильным, я Сашу, свою дочь учу, что все равно, это не есть неискренность, это есть вхождение в положение дарящего и радость того, что он в принципе о тебе помнит и позаботился.

М.МАЙЕРС – В заключение нашей беседы все-таки основные моменты, которые рекомендует ваш журнал в декабрьском номере: не дарить дорогие подарки.

Ю.ЛУКЬЯНОВА – Или если ты их даришь, то ты должен понять, что это подарок ребенку, а не твой подарок.

М.МАЙЕРС – Не дарить животных.

Ю.ЛУКЬЯНОВА – Да, это такая очень важная миссия, потом, не дарить ребенку свою мечту. А дарить, наверное, действительно то, что хочет ребенок, пытаясь как-то регулировать бюджет. В конце концов, родственников много, я надеюсь, и можно подарить раз в год то, о чем мечтает малыш.

М.МАЙЕРС – Это здорово. Спасибо большое. Я напоминаю, что у нас в гостях была главный редактор журнала "Няня" Юлия Лукьянова. А, я хотела вас спросить, что вы подарите своему ребенку на новый год, а потом поняла, что этих секретов, наверное, не надо раскрывать. Спасибо огромное. Мы сегодня говорили о подарках, и хочется сказать – больше подарков хороших и разных.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024