Купить мерч «Эха»:

Бум на 90-е: в чем секрет притягательности прекрасной ужасной эпохи? - Андрей Бильжо, Андрей Архангельский - Культурный шок - 2018-09-30

30.09.2018
Бум на 90-е: в чем секрет притягательности прекрасной ужасной эпохи? - Андрей Бильжо, Андрей Архангельский - Культурный шок - 2018-09-30 Скачать

К. Ларина

Добрый день. Мы начинаем программу «Культурный шок». У микрофона Ксения Ларина. Наша тема сегодня подсказана необыкновенным интересом и просто взрывом интереса к 90-м годам на фоне такого яркого флешмоба, который не прекращается в Facebook, все постят свои фотографии 90-х годов. Это не первый случай, когда возникает такой сумасшедший марафон. Но еще, я напомню, было скандальное интервью Дуни Смирновой, где тоже возникла тема 90-х на фоне опять же бесед Петра Авена и Анатолия Чубайса, этого сущностного спора, к которому опять все вернулись.

Итак, что такое 90-е годы? В чем их притягательность? Что мы там ищем? Почему такое разное отношение к ним? И почему до сих пор все-таки это время, это эпоха не отрефлексирована? И почему (еще один вопрос, еще одно «почему») власти с такой настойчивостью вдалбливают в наше массовое сознание вот это отношение к 90-м годам, как к годам абсолютного бандитского беспредела и абсолютной разрухи — как в государственном смысле, так и в таком коллективном бессознательном?

Мои сегодняшние гости — Андрей Архангельский, журналист, редактор отдела культуры журнала «Огонек». Андрюша, приветствую, здравствуй.

А. Архангельский

Добрый день.

К. Ларина

И Андрей Бильжо, художник, публицист, писатель и звезда девяностых, можно сказать и так. Андрей, привет, здравствуй.

А. Бильжо

Здравствуйте.

К. Ларина

Что же такое 90-е годы для вас? Давайте мы с этого начнем. Андрей Бильжо, есть у вас какая-то ностальгия по этому времени, когда мы все были молоды, прекрасны и полны романтических надежд?

А. Бильжо

Мне недавно подарили альбом, о существовании которого я даже не знал. Такой толстый фотоальбом, называется он «Иконы 90-х». Вот я там был иконой.

К. Ларина

Конечно!

А. Бильжо

Ну, это смешно, конечно. На самом деле для меня 90-е — это лучшие годы в моей жизни, вне всяких сомнений, потому что это полная внутренняя свобода, раскрепощение, уверенность, появившаяся в себе. Я до этого не был таким уж прямо сильно уверенным в себе человеком. Реализация разных совершенно возможностей. Ну и полный драйв на самом деле, драйв, драйв, драйв в кубе, в квадрате. И время бесконечных открытий всего. Вот мы же все открывали каждый день что-то новое — новое имя писателя, новое произведение знакомого писателя, новый алкогольный напиток, новый фильм. Это было реально время открытий. Вот мы сидели в издательском доме «Коммерсантъ» на улице Врубеля. И вот приехал человек из Мексики и привез текилу. И мы все ходили и угощались этой текилой, потому что и слово «текила», и вообще что это такое, текила, где-то что-то слышал… А с текилой вкусно, когда есть лайм. А что такое лайм? Ну, лайм — это такой маленький концентрированный зеленый лимончик. А еще если посыпать солью…

И вот каждый день что-то новое. И это, конечно, поразительно совершенно. Ну, какой-то очень крутой и очень концентрированный замес всего — и физиологического, и духовного, простите меня за это слово, я его не люблю, но вот этого всего вместе. Правда, и возможность… Вы знаете, я рисовал картинки, мне говорили: «Рисуй, что хочешь. Вот у тебя есть тема, и все». И ни разу не сказали: «Нарисуй вот это». То есть я приносил их Никите Голованову показывать, и он просил меня нарисовать что-нибудь еще, но это не по каким-то идеологическим соображениям, а просто потому, что ему казалось, что пятый рисунок будет лучше, чем предыдущие четыре. И я так разошелся, ну просто обнаглел в буквально смысле. Что говорить? Я полез в одну область, в другую, в третью — телевидение, радио, рестораны. Где-то получалось, где-то — нет. Ну, драйв от того, что ты живешь полноценной жизнью, был, конечно, невероятный.

И последнее скажу, чтобы не тянуть одеяло совсем на себя. Издательский дом «Коммерсантъ» был на улице Врубеля переделан в каком-то совершенно стиле, который мы раньше видели только в фильмах про западную жизнь: вот эти стеклянные перегородки, и там стоят компьютеры, и все работают, и все на просвет сидят, в «аквариуме». Появились деньги, которые ходили внутри «Коммерсанта» под названием «врубели». Штрафовали за употребление алкогольных напитков на работе на деньги. В общем, какая-то вообще западная жизнь. И мне, честно говоря, казалось, что уже везде все переделалось. Боже, вот в прямом и переносном смысле нифига нигде ничего не переделалось! Потому что спустя 15 лет работы в «Коммерсанте» я оказался в газете «Известия», где работала сильная команда, только что был Раф Шакиров, который был в «Коммерсанте». Но внутри — вот эта замшелость, эти ковровые дорожки, эти обшитые панелями деревянными стены. Потом постепенно менялась и команда, и команда в конце концов стала соответствовать этим стенам, этим замшелым абсолютно дорожкам. Ну и так далее. Я могу бесконечно… Вот Андрюше слово.

К. Ларина

Ну да, да, да. Нет, прекрасный совершенно пролог к нашему разговору, такой романтический. Андрей Архангельский, который тоже сегодня представляет издательский дом «Коммерсантъ».

А. Архангельский

Ну, у нас прежде был «Огонек», и в «Огоньке», конечно, была более вольная атмосфера, она как бы… Наоборот я бы сказал — делался акцент именно на какой-то свободе внешней, совпадающей с внутренней. У Майка Науменко есть такая песня «Денег нет, зато есть пригородный блюз». Вот примерно так можно описать это настроение. Я помню очень странное чувство, вот примерно два-три первых года в «Огоньке» — денег не было, но было состояние абсолютного счастья, непонятно и необъяснимо почему. Вот с этим связано.

И еще, знаете, я смотрю на эти фотографии, смотрю на свои фотографии — в них есть завораживающий эффект. Я об этом уже писал. У меня вот какое в связи с этим есть соображение. Ведь Андрей говорит, что это время открытий. Я бы сказал даже резче, я бы сказал, что это время рождения заново. Вот нам так повезло, в 90-е годы мы все — и те, кто родились раньше 90-х, и те, кто позже — мы все в известном смысле дети 90-х, потому что преобразования, которые случились в это время, невозможно сравнить ни с полетом Гагарина, ни со строительством БАМа. Это действительно тектонические перемены, которые всех нас заново родили. Мы получились другими людьми, из нас вышли какие-то другие люди.

И вот когда я смотрю на эти фотографии, на них на всех есть какой-то завораживающий момент. Вы знаете, вот предыдущая эпоха, например, 80-х… ну, собственно и 70-х, и 60-х — у всех в загашнике типовые какие-то фотографии детские, обязательно с мечом, на велосипеде девочка, естественно, с куклой. Все эти ателье похожи. Это какой-то сумасшедший дом. Ты смотришь… Все эти ателье, все позы похожие, все выражения лиц похожие. Потом начинаются фотографии из первого класса: у всех одинаковые косички, у всех одинаковые галстучки, пионерские звездочки. Потом групповая фотография университетского курса…

К. Ларина

На картошке обычно.

А. Архангельский

…рабочего коллектива, батальона и вот этой общности — советский народ. Фотографии 90-х — такое ощущение, что люди внезапно ощутили себя единицами. То есть в каждой этой фотографии чувствуется, что они вдруг почувствовали себя личностями. Это не то что производит какой-то волшебный и целиком позитивный эффект. Люди как бы даже этим взволнованы, они впервые почувствовали, что они сами есть, сами по себе. И вот что случилось тогда. И я бы сказал парадоксальным образом, что это время прекрасного одиночества, потому что мы оторвались от этой общности, и нам какое-то время было даже тревожно: «А что? А как? Это мы сами теперь, сами по себе». И потом постепенно мы находили опору в себе. Вот это и есть перерождение. Вот что я называю перерождением. Вот какое чувство.

К. Ларина

Это очень точное определение — «дети 90-х», по аналогии с «детьми XX съезда», да?

А. Архангельский

Да.

К. Ларина

Вот так, наверное, мы определим.

А. Архангельский

Совершенно верно.

К. Ларина

Но тем не менее все-таки 90-е годы, про которые мы сейчас с вами говорим… Я даже не могу понять точный отрезок времени, но это очень короткий. Потому что, если мы говорим с точки зрения как бы календарных 90-х годов, это несколько разных эпох, абсолютно разных, подчас противоположных друг другу. 90-е годы — это 91-й год, август 91-го, да? Но это и октябрь 93-го, это Чечня, декабрь 94-го. Это 96-й, выборы, за которые во многом сегодня неловко, во всяком случае за ту избирательную кампанию, в которой мы все тогда участвовали (ну, я говорю про свои ощущения). И наконец, это уже 98-й, это дефолт, и затем 99-й, который кончается… Собственно 90-е, на мой взгляд, они кончились взрывами в домах, когда началась совсем другая эпоха. Ну, еще был Буденновск, это 94-й год, по-моему, да? И это тоже 90-е годы.

Вы посмотрите, сколько всего здесь намешано. Почему же, когда мы говорим «мы — дети 90-х» и когда мы постим фотографии, мы все расплываемся в улыбках умиления? Почему именно это чувство побеждает по отношению к этому времени? Ну, во всяком случае, у нас. Мы здесь трое сидим. Я абсолютно к вам присоединяюсь, потому что я тоже дитя 90-х, и абсолютно новую жизнь я начала в 91-м году здесь, на радиостанции «Эхо Москвы». Как, собственно говоря, и само это событие во многом определяет 90-е годы. Как мы говорим про Егора Яковлева, или про «Коммерсантъ» говорим, как и «Эхо Москвы».

Но тем не менее повторю вопрос: почему все-таки останавливается наша память, цепляется именно за это чувство, за эту эмоцию чистоты, открытости, романтизма, свободы, а все остальное мы вычеркиваем?

А. Бильжо

У каждого человека была своя среда обитания, да? И мы обитали в какой-то творческой среде, это была творческая свобода. Но так как свобода была общая для всех, она была свободой и для творческих бандитов, например. Бандиты тоже бывают разные. Были творческие бандиты, которые потом стали (не называем никаких фамилий) крупными, например, не знаю, политиками и так далее, стали влиять на политику. Это творческие личности. Какие-то не дошли, их быстро застрелили, но они были тоже смелые и тоже с чувством свободы. Им не хватало понять, что такое свобода. Они понимали эту свободу по-своему, да? Свобода общения. Свободно вести себя в ресторане. Это другая свобода. На одном полюсе творческая свобода, на другом полюсе свобода бандитов, на третьем (пускай у нас будет много полюсов) свобода заключать сделки и обманывать, это мошенники. Но все равно на самом верху были люди свободные в творчестве — со знаком плюс и со знаком минус.

Ну, так оно и есть в жизни. Мы же смотрим фильмы американские про ужасных и чудовищных гангстеров. Но это были люди с харизмой, с характером. Они убивали людей, безусловно, но они остались в истории как люди свободы. С плохим знаком, в плохом смысле, понимаете? И поэтому свобода не бывает только вкусной и приятной, она для кого-то несет радость, а для кого-то несет горе от того человека, у кого свобода со знаком минус. Отсюда все остальные вещи. Захотела Чечня свободу — ей ее не дали. Захотел кто-то еще свободу — ее не дали. А кому-то дали свободу, да? Ну и так далее, и так далее.

Поэтому 90-е для меня, да, можно разделить на разные периоды, но это свобода, все равно это свобода. Свобода обмануть, если ты подонок. Свобода убить, если ты больше чем подонок, но с этого что-то иметь. Свобода поставить спектакль. Свобода открыть ресторан. Свобода говорить то, что ты думаешь. Это все равно вытекает из слова «свобода». Я знаю, что мне сейчас скажут радиозрители: «Ты, Бильжо, путаешь свободу и волю». Ну, это клише совершенно банальное. Или скажут: «Вот у тебя было, а вот сколько людей осталось без работы и без денег». Ну, так всегда бывает. Тогда у одних была свобода, и кто-то заработал деньги, а кто-то их потерял. Сегодня кто-то другой зарабатывает деньги, а кто-то теряет. Причем сегодня меньшинство зарабатывает деньги, да?

Депутаты Государственной Думы… Когда один из депутатов, не помню фамилии, красивая девушка стала агитировать по поводу пенсионной реформы, ее пять раз спросили: «Какая у вас зарплата?» На шестой она ответила: «320 тысяч». А ей сказали: «Ну послушайте, о чем мы говорим? А у нас пенсия — десять. Ну о чем мы говорим?» — «Но я депутат Государственной Думы!» — сказала она с таким напором. Понимаете, сегодня одни, в 90-х другие. Но повторяю: в 90-х это был драйв, а сегодня немножко мхом так поросло.

К. Ларина

А вот что я сейчас скажу. Андрей, что я сейчас скажу? Все-таки когда мы говорим о творческой свободе… Вот я сейчас слушала и думала. Все-таки мне кажется, что это чувство творческой свободы и творческой эйфории наступило раньше, оно наступило еще в советское время.

А. Архангельский

Конец 80-х.

К. Ларина

Да, это была перестройка, это времена перестройки и гласности, когда открытие старых новых имен, открытие исторических каких-то темных страниц, которые были закрыты для нас. Ну, тут уж точно повторение…

А. Бильжо

Ксения, я согласен. Это были тоже замечательные годы, но это была прелюдия, потому что взорвалось все в 91-м и в 92-м. Это была прелюдия. Мы открывали, да, был замечательный «Огонек», Коротич. Но поездка за границу была практически невозможной. Я первый раз поехал в 80-м каком-то году в кармане с какими-то копейками. И чувств голода, которое для меня отсутствует (я могу не есть вообще довольно долго), вдруг прорвалось. И мне хотелось дико жрать, когда я смотрел на эти витрины! Это другое. В 90-х я уже поехал совсем… я поехал, потому что были какие-то дела. Ну, это совсем другое.

В 90

х была… Если в 80-х была свобода, которая свалилась случайно сверху, в конце 80-х, то в 90-х была свобода, к которой ты имел непосредственное отношение. Ты ее делал, эту свободу, в начале 90-х. Я непосредственно внес туда микроскопический небольшой вклад. Листовки мои выбрасывали из Белого дома. Я участвовал в этом. Это было мое. Я разбрасывал их в проходящий поезд метро, в последние минуты, чтобы меня не взяли, потому что это было как-то необычно и страшно.

В журнале «Столица» (это смешно сегодня звучит, абсолютно наивно и идиотски) мы сидели и радовались, в журнале «Столица», и журналисты говорили о том, о чем мы будем писать потом. «Ну, все же будет хорошо». Это были горящие глаза. И так думали многие. «Про что ты будешь, Бильжо, рисовать? Все будет гладко вообще и неинтересно». Ну елки-палки, ну это было! Сегодня посмотреть в эти глаза и спросить…

А. Архангельский

Если отвечать на вопрос «Почему мы все время к этому возвращаемся?», то у меня есть два ответа, две версии. Во-первых, Андрей только что говорил, и ты, кстати, говорила и вспоминала, что этот период, 90-е — все-таки это не 10 лет, а 15, потому что все-таки все для очень многих, например для меня как для ребенка перестроечного, все началось в 85-м году. В общем-то, с 85-го по 99-й это сложилось в такие главные (не побоюсь этого слова) 15 лет.

Почему люди так яростно возвращаются в это время? Потому что телевизор, потому что государственная пропаганда всячески эту память о 90-х и о 80-х годах изгоняет, причем не как-то метафорически, а буквально. Вот вы смотрите сериал, допустим, это какая-то длинная сага с 30-х до 70-х. Значит, все идет нормально, время меняется: Гаранин, юбки-колокола, автомобиль «Москвич», автомобиль «Жигули»… И на 84-м году любое повествование обрывается, и в кадре начинает идти дождь. Этот дождь и означает, что началась перестройка. То есть — природа тревожится. Ничего большего современный автор сериал сказать не может, он только так может изобразить 85-й год.

Вот сериал «Березка» — яркий пример. Не может наш режиссер и автор сегодня говорить впрямую о 80-х вообще, он не может упоминать фамилию Горбачева. Фильм Николая Хомерики, прекрасный фильм прекрасного режиссера, за одним исключением — дело происходит в 85-м году, только что к власти пришел генсек Горбачев. И люди, которые на льдине, затертые между льдов, полгода сидят и получают обрывочную информацию с Большой земли, и за все это время они не разу не упоминают фамилию генсека Горбачева, потому что это табу. Нельзя упоминать Горбачева. Нельзя упоминать Ельцина. Если 90-е, то только бандитские. Если 90-е, то это черная дыра, рынок, серый рынок, идет дождь — вот все, что нам сообщают сегодня о 80–90-х. Вот этот флешмоб и это возвращение к 90-м — это наш внутренний протест против того, что у нас забирают этот кусок жизни, 15 лет, нам предлагают его вычеркнуть.

У Толстого Пьер Безухов в известном моменте, видя наставленное ружье, он хохочет: «Убить меня? Ха-ха-ха!» — хохочет, так сказать, экзистенциальным смехом разражается. Вот эти фотографии — это точно такой же толстовский смех. Это люди говорят: «Нет, мы не хотим! Вы не заберете у нас память об этих 15 тревожных, сложных, но прекрасных годах, потому что эти 15 лет — это и есть мы, это и есть обретение нас самих».

Ну, собственно говоря, второй ответ — это то, что в 90-е какие-то очень важные вопросы, тормозящие общество сейчас, тогда не были решены. И пока мы их не решим, мы обречены возвращаться в эти 90-е годы. Нас оставляет история на второй год. И пока мы не решим этих важных вопросов о себе, о свободе, о том, каким мы хотим видеть будущее, о том, кто мы чего и чего хотим… Это вопросы, которые должны были быть решены в 90-е обществом и, к сожалению, не были решены. Они были затоптаны, заговорены вот этим телевидением, этим развлекаловом сплошным, этим сном, в который было погружено общество. Пока мы, общество, не решим для себя эти вопросы, мы не сможем двигаться дальше.

К. Ларина

Ну, тут, кстати, ты говоришь, что табу на имена Горбачева и Ельцина…

А. Архангельский

Ругать можно, вот поносить можно.

К. Ларина

Поносить можно.

А. Архангельский

«Развалил страну».

К. Ларина

Но здесь же табу… И этот образ 90-х — это в основном такой круглосуточный «Бандитский Петербург» или сериал «Бригада», который продолжается. Вот как бы главный образ 90-х годов. Но есть же тогда табуированные события. Ведь никто не делает никаких сериалов, в которых бы появилась тема Чеченской войны или события. Максим, что себе можно позволить — это прийти с войны, с какой-то непонятной войны, вернуться в мирную жизнь, да?

А. Архангельский

Все важные события — это что-то непонятное: ветер, дождь, снег. «Но впрямую мы вам об этом не говорим». Слушайте, это же абсолютно какое-то табуирование. Ну, любой психолог… При живом психологе говорю. Это же ужасная травма. Вы ее загоняете внутрь, вместо того чтобы лечить вот эту, допустим, травму 90-х. Она, естественно, тоже есть. Но вместо того чтобы говорить о ней, вы ее загоняете в подсознание.

К. Ларина

Давайте мы на этом остановимся. Вот про травмы 90-х поговорим в следующей части программы.

НОВОСТИ

К. Ларина

Возвращаемся в программу «Культурный шок». У микрофона Ксения Ларина в качестве ведущей. А в гостях у меня сегодня Андрей Архангельский, журналист «Огонька», и Андрей Бильжо, журналист, художник, писатель и человек. Говорим мы о противоречивой, и странной, и мутной, и темной эпохе 90-х годов, чтобы понять, какие эмоции, какие чувства мы должны хранить бережно в отношении этой эпохи, а с какими стоит распроститься навсегда, по завету какого-нибудь профессионального доктора.

Вот по поводу травм 90-х годов. Действительно, обратите внимание, ведь в 90-х годах… Что еще сегодня выплеснули? Что стараются заболтать и выкинуть? Это, собственно говоря, всю субкультуру 90-х годов, все, что было создано за это время, все, что было открыто в это время. Мы тут вспоминали с вами «Коммерсантъ» или «Известия», да? Но ведь сколько брендов уже убиты и уничтожены совсем. Убиты «Московские новости», их вообще нет, никогда Убит бренд НТВ. Ну, я уж не говорю про российское телевидение. Я имею в виду не в широком смысле этого слова, а как название. Ведь российское телевидение тоже создавалось в 90-е, по-моему, в 92-м году, да? Вот то телевидение, куда пришел, по-моему, еще и Олег Максимович Попцов, новое российское телевидение. Ну, здесь много чего я могу вспомнить.

А сколько гениальных фильмов снято в 90-х годах, кстати, о 90-х годах? Я не знаю, как для вас, а для меня, например, главный фильм про 90-е, если сегодня показать своему сыну, что такое 90-е годы, в которые он родился, то это «Окно в Париж» 93-го года, Юрия Мамина, да? Ну, я не буду тут…

А. Бильжо

Ну, и Луцик и Саморядов, и Лара Малюкова написала целую книжку, которая называется «Кино 90-х».

А. Архангельский

«Такси-блюз», забытое совершенно.

А. Бильжо

Я хочу сказать одну вещь…

К. Ларина

Кстати, лучший фильм Лунгина.

А. Архангельский

Про освобождение от советского, собственно говоря, да? Про расставание…

А. Бильжо

Вот сейчас очень принято говорить… Ну, первое, что хочу сказать? Что убивают это время, показывают и неправду про него говорят как раз часть журналистов, которые в этом времени стартовали и расцвели.

А. Архангельский

И благодаря которому они и состоялись.

А. Бильжо

Благодаря которому они вообще существуют. Просто они изменились, да? Но они родились в 90-е. Потому что если взять журналистов, то процентов 80, наверное, это все дети из издательского дома «Коммерсантъ», например, или из тогдашнего свободного НТВ, или РЕН-ТВ. Ну, они это делают. Это на их совести.

А второе, что я хотел сказать — это такой стереотип. И почему никто не задумывается. С 90-х, а если говорить точнее, то с конца 80-х, как мы выяснили, прошло 30 лет. Тридцать лет! Значит, война закончилась в 45-м году, Гагарин полетел в 61-м. Посчитаем, сколько прошло лет. Да за 10 лет с 45-го года уже было много сделано, а за 15 лет уже Гагарин полетел.

Ребята, вы говорите, что во всем виноваты 90-е. Сколько еще вы будете об этом говорить? До середины XXI века, все про 90-е? Неужели ничего нельзя сделать было за прошедшее время? У вас 90-е виноваты. Ну да, они были плохие для вас, отвратительные годы. Но были же еще другие, для вас хорошие. Что же ничего не сделано? Все 90-е? Все 86-й? Все Горбачев и Ельцин? Ну так не может просто быть! Значит, где-то что-то пошло не так, где-то что-то не сложилось. Ну так не бывает.

К. Ларина

Подожди, они еще почувствовали… Андрюша, простите. Они еще почувствовали (я говорю «они» — ну, понятно, что я имею в виду), что у людей, у большинства населения, как я понимаю, отношение к этому времени скорее отрицательное, чем положительное, да? Все-таки мы представляем какой-то другой, скажем так, социальный класс.

А. Бильжо

Конечно, я про это и говорю.

К. Ларина

А люди, которые стояли… Как я помню, мы были тогда на Никольской, на «Эхе Москвы». Мы вечером выходили с работы, и вдоль улицы всей стояли до метро люди, которые продавали все, что могли донести из дома. Понимаете?

А. Бильжо

Конечно.

К. Ларина

Вот стояли и молодые, и пожилые. И в основном такая московская публика, ну, среднетехническая интеллигенция. Это, конечно, было ощущение ужаса. И мы же тоже это пережили. Я понимаю, что это время «челноков», время бесконечных сокращений и увольнений всех научно-исследовательских институтов, сокращение бюджетников.

А. Бильжо

Безусловно, безусловно.

К. Ларина

Люди просто садились на эти самолеты и летели в Турцию за каким-то шмотьем, и превращались…

А. Бильжо

Я бы, кстати, «челноков» вынес за скобки, потому что из «челноков» потом выросли коммерсанты, и потом «челноки» за короткий период времени одели всю страну. Вдруг страна расцвела, появились эти рынки, стали покупать себе…

А. Архангельский

Выбор. То есть неказистый, но выбор все равно появился.

А. Бильжо

Конечно.

А. Архангельский

Ты можешь в магазине, можешь там, можешь там, можешь там. Выбор — вот великая вещь.

А. Бильжо

Поэтому что говорить? Появились рынки в Коньково, где можно было купить недорого рубашки, джинсы, что-то еще. Ты ходил между висящими тряпками.

А. Архангельский

Секонд-хенд.

А. Бильжо

Продавцами были бывшие научные сотрудники. Я с ними как-то поехал в Италию. Они прекрасно расцветали, сегодня владеют целыми компаниями и целыми фирмами. Про еду я вам скажу. Киоски стояли около метро, в которых можно было купить… Приезжали ко мне родители, и мы пили чай там с разными кексами. В магазине появились какие-то сыры, какие-то напитки. Люди стали как-то плечи расправлять. Да, с одной стороны, стояли и продавали.

Еще раз, я хочу, чтобы все радиослушатели обратили внимание и занялись простой абсолютно арифметикой. 30 лет — это половина человеческой жизни. О 90-х вспоминают те, кто про 90-е ровным счетом ничего не знает. Что может знать про 90-е человек, которому 40? Ему было тогда 10 лет. Ну что он может знать? Бандиты вспомнить об этом не могут, их убили. Идите на кладбище — там стоят им памятники. А те, которые могут вспомнить, не будут вспоминать, потому что они никогда не скажут вам, что они были бандитами. Поэтому это абсолютно политическая и пропагандистская история.

К. Ларина

Я тебе скажу, Андрюша…

А. Бильжо

Мне не нравятся слова «политика» и «пропаганда», но эта история — вранье это все.

К. Ларина

У нас на радиостанции «Эхо Москвы» работают представители самых разных поколений, в том числе и буквально дети 90-х, которые родились в это время или которым, как ты говоришь, было тогда 10 лет, а то и меньше. Вот тех, которым было 10 лет, и даже 7, или тем, которым было 15 или 12 — он как раз вспоминают 90-е по тому, как они жили материально, и как жили их родители. И тебе расскажут они, какой это был ужас: то папу уволили с работы, то маму сократили, и денег не хватает, и приходилось что-то продавать. И вот как они ходил в школу, а не во что было одеваться. И я тебе скажу, что таких историй много, которые я слышала даже у себя на работе от моих коллег, которые на поколение меня моложе, допустим. Так что как тут скажешь: что они могут знать? Они знают это, они в этом росли.

А. Архангельский

Можно мне сказать?

К. Ларина

Да, Андрюша. А тебе сколько было лет в 90-е годы?

А. Архангельский

Ну, 17 лет. Если просто говорить о том, почему, например, люди так воспринимают. Было тяжело, но это вопрос — как это время описать. Вышел немецкий фильм «Между рядами» о жизни работников супермаркетов в Восточной Германии. Ну, так сказать, не самая престижная должность, но они находят какой-то смысл. И фильм весь посвящен этому — что нужно держаться, нужно жить, нужно находить какие-то основания.

Смотрите, что у нас получилось. То есть мы прошли какое-то испытание экономическое общее всей страной. Все продавали, все мучились, всем не хватало денег. Это было испытание. Это же важнейшая вещь! Ведь можно было бы сказать: «Смотрите, мы выдержали и такое тоже, мы справились». Вот этот американский лозунг: «Мы сделали это, мы справились!» — вот как об этом можно было говорить. Мы выдержали такое тоже, испытание вот этим, и все-таки выжили, и все-таки справились, было тяжело. Вот на этом надо было делать акцент — что вот мы молодцы, потому что справились с этим.

Что делала, вопреки логике, культура? Ну, я имею в виду тот же телевизор и культуру в целом. Она стала с 96-го года говорить: «Нет, все-таки как прекрасно мы жили при советской власти. Нет, как все-таки было прекрасно! Как все было! Какое молочко было! Какой запах был у хлебушка!» Это — безумие. Вот это — безумие абсолютное! Потому что эти самые 90-е — это была расплата за неэффективную экономику того самого Советского Союза, который в течение 20 лет работал фактически в холостую. И люди сами вынуждены были расплатиться за отсутствие эффективного и адекватного образования, за отсутствие эффективной работы. Вот что такое были 90-е.

Если бы эти 90-е были правильно объяснены обществу, то они бы, наоборот, стали фундаментом для уверенности: «Ну, вот что-то сложное позади, но сейчас стало лучше». Но это стало бы позитивным фундаментом. А так нам предлагают сейчас попросту выбросить это из головы, считать это тупиком. Тупиком считать мои 15 лет, вот эти с 85-го по 99-й? Тупиком считать 15 главных лет в жизни практически каждого живущего сейчас человека? Да нет, это невозможно. И это ужасно неадекватно с точки зрения психологии.

А. Бильжо

Ну, во-первых, времени, в котором всем хорошо, такого времени нет. Кому-то плохо, кому-то хорошо, кому-то больше плохо, кому-то — меньше. А во-вторых, я должен вам сознаться, что вот то, что Андрей сказал, вот этим человеком, первым таким человеком, я думаю, ну, одним из первых (некрасиво говорить «первым») был я, который стал вспоминать Советский Союз. В 94-м году я стал ходить на блошиный рынок и собирать старые вещи, и стал ностальгировать. Но, ребята, я всем объясняю: никакой ностальгии по Советскому Союзу у меня не было. Меня интересовали вещи, вещи и дизайн этих вещей, советский быт. Я хотел его сохранить. Мне казалось, что все исчезнет безвозвратно, потому что приставка «евро» приставлялась к каждому слову. И мне казалось, что все исчезнет, потому что евростаканы, европоддоны, евроремонты, евроокна и так далее, и так далее, и так далее. И мне казалось, что ничего этого не будет, все это исчезнет. Неважно — хорошо это или плохо, но мне хотелось это сохранить как старьевщику, архивариусу и так далее. И я сохранял, сохранял, сохранял какие-то подшивки. Мне казалось, что в этом есть теплота, в этом есть юмор, в этом что-то такое есть очень важное — в этих фотоаппаратах, в этих радиоприемниках.

И я стал это собирать. И вот открыл, придумал такое место. Мог ли я тогда подумать… Мы какое-то время в клубе отмечали 19 мая, День пионерии. Это было смешно. Приходили люди разного возраста в галстуках, вспоминали, как у них было в пионерском лагере. Это было смешно. Как только я услышал, что на Красной площади стали принимать в пионеры, я сказал: «Никто мы не отмечаем 19 мая. Все, забыли про этот праздник, его не отмечаем. Если его взяли туда, то мы его не отмечаем». И в этом смысле, конечно, здесь очень сложная штука, потому что так же, как про 90-е, говорят и про Советский Союз. Это все разное, все очень сложно, отделить от другого невозможно. Кто-то ненавидит Советский Союз и говорит: «Я его ненавижу». Но было там много симпатичного. Отбросим в сторону…

К. Ларина

А что там было симпатичного? Там было симпатичное только твое желание личное создать свой собственный мир из тех людей, которых ты любишь и уважаешь, да? И ты это делал. Это же была параллельная совсем история.

А. Бильжо

Ну конечно.

К. Ларина

Параллельная жизнь. Человек жил параллельно государству.

А. Бильжо

Ну конечно, было две культуры.

К. Ларина

Вот, собственно говоря, что главное в этом.

А. Бильжо

Нет, ну мы не можем все отрицать. Если мы говорим про кино…

К. Ларина

А мы не отрицаем, мы не отрицаем.

А. Бильжо

Вот вспомним советское кино. Там же были замечательные…

К. Ларина

Мы сейчас неизбежно подходим к образу «Старых песен о главном», которые тоже считаются…

А. Бильжо

Мы не идем туда, не идем туда, не идем, не идем. Мы там запутаемся.

К. Ларина

Я хочу вернуться к 90-м и успеть про это поговорить, задать вопрос, чтобы вы на него ответили, чтобы вы про это поговорили, потому что я ответа на него сама не знаю. Почему все-таки до сих пор отношение к событиям, политическим событиям того времени никоим образом не отрефлексировано, никак не пытаются разобраться в этом подробно? Я имею в виду, конечно же, октябрь 93-го года, который остался сегодня в памяти людей как расстрел Белого дома. Так называется это событие. Но это же совсем не так. На мой-то взгляд (надеюсь, что вы со мной согласитесь), это было подавление мятежа антиконституционного. Вот что это было. Да? Но у нас — расстрел Белого дома.

Почему люди, которые являлись преступниками в 93-м, в октябре 93-го и в августе 91-го, сегодня стали героями? Почему мы говорим о том, что ГКЧП, по сути, победило сегодня? Почему нет до сих пор ни одной работы серьезной, посвященной Чеченской войне, это вообще табуированная тема? И вообще тема внутреннего терроризма — вообще про это никто ничего не пишет, не говорит и не снимает. Кто запрещает это делать и почему?

А. Архангельский

Ну, ответ, как ни странно, простой: не была дана политическая оценка советскому периоду, именно политическая оценка.

К. Ларина

То есть это продолжение традиции, что называется?

А. Архангельский

Да-да. Ну, когда-то, в 94-м году, это была идея Шахрая, и даже он занимался этим, попытки были, ну, суд над КПСС. Но, как мы понимаем, это ничем не закончилось. Но дело даже не в юридических формулировках, а в том, чтобы объяснить, что сам принцип этот, принцип насилия, государственного насилия над человеком, сам этот принцип порочен, неэффективен, и его надо забыть, как страшный сон, как то, за что мы заплатили огромную цену прежде всего.

Конечно, все мы ошибаемся. Вот Андрей только что рассказывал вполне очень искренне и трогательно. Но дело в том, что нельзя отделить этику того времени от эстетики. То есть как только мы начинаем, ну конечно, бессознательно, без задней какой-то мысли начинаем говорить: «А вот по отдельности какие-то вещи были хороши, вот по отдельности продукты стоили недорого», — мы опять погружаемся в порочный круг такой, нас затягивает в порочный круг.

К сожалению, если ты признаешь, что этика того времени ни в коем случае не пригодна для жизни человека, ну, то есть если ты ее оцениваешь отрицательно, то и всю эстетику сопутствующую, и все то, что называется ностальгией, памятью, ты тоже должен как бы пропускать через этот фильтр, как бы даже сдерживать себя в известной степени, потому что это все — единый комплекс. Как только ты начинаешь восхищаться какими-то отдельными деталями — это значит, что ты поощряешь и принципы того времени, и этику.

Вот это, собственно говоря, в 90-е не было сделано, не было сказано, не было объяснено, чем был по сути весь советский режим. Хотя он делится на разные этапы, он дошел и до каких-то вегетарианских вполне времен, но все равно его принцип, вот эту суть надо было прежде всего объяснить. Что сделано не было. Это известный апокриф Гайдар предложил Борису Николаевичу Ельцину — рассказывать людям, так сказать, не только про экономику, но и про этику нового времени. И Борис Николаевич ответил: «Это агитпроп будет. Мы не будем этим заниматься. Люди сами все поймут. Экономика все, как говорится, расставит на свои места». Главное открытие 90-х — это то, что экономика без изменения сознания работает, но все равно это не то. Без сознания мы все равно ничего не сможете изменить. И этим нужно было заниматься в первую очередь.

К. Ларина

Кстати, и Егор Гайдар, и Борис Немцов — они это признавали. И Анатолий Борисович Чубайс. Они это признавали и признают, что это была колоссальная ошибка, что они были уверены, что изменение экономического уклада и политического устройства страны как бы автоматически изменит…

А. Архангельский

Оно изменило вот те самые 10% людей. С остальными нужно было говорить. Вот проблема главная — говорить нужно было с людьми, а эту травму не загонять внутрь. А, повторюсь, телевизор занимался заговариванием, усыплением. Нужно было говорить с людьми. Вот ошибка в чем была.

К. Ларина

Андрей Бильжо.

А. Бильжо

А теперь уж поздно. Теперь уж, друзья мои, поздно. Все загнали так глубоко, что расшевелить теперь уж поздно. Не знаю… Мне кажется, что… Ну понятно, что это умышленно делается. И понятно, что очень выгодно и удобно говорить про плохие годы, винить их, потому что таким образом мы снимаем вину с себя, говорим, что все там лежит, и нам надо поправить. И это будет говориться бесконечно долго, пока все это не достигнет бесконечного дна, которое от нас уходит и уходит.

Мне вообще кажется, что нужно с этим завязывать, с этими копаниями. Они должны остаться где-то за столом. Вот собираются старперы, которые хорошо помнят эти годы, и вот они вспоминают. Надо завязывать с этим, надо сидеть в своем времени, попробовать разобраться в нем, смотреть в будущее. Нельзя все время смотреть назад. Понятно, что есть известные формулы. Все формулы известны, уже неохота повторять их. Если мы не знаем истории, то мы не сможем двигаться в будущее. История переписывается одними людьми, она переписывается, правда; и вам по-разному расскажут про одно время, про второе, про третье, про четвертое, про войну, про все.

Ну надо остановиться когда-нибудь кому-нибудь и сказать: «Ребята, мы живем в 2018 году». Сейчас я междометие пропустил. «Давайте делать в этом году что-нибудь. Потом дальше будет 2019-й, 2020-й. Давайте доживем, давайте что-нибудь построим, давайте будем другими, давайте смотреть вперед. Все движется вперед, летит, летит, летит! Уже улетело так, что нам не добежать. Самолет летит, а мы бежим за ним с бумажным змеем. Ну елки-палки! Ну как?» Или давайте побежим назад, в 90-е, давайте в Советский Союз. Не бывает так. Время идет вперед. У нас программа заканчивается, стрелки идут только в одну сторону. Фарш невозможно прокрутить назад, невозможно.

И пока вы будете говорить, что 90-е виноваты… Ну что? У вас суп не получился — 90-е виноваты! Ванна протекла, труба треснула — 90-е виноваты! Но почему вы ее с 90-х времен ни разу не поменяли (в переносном смысле)? Заводы с 90-х плохо работают. А вы новые построили? Станки с 90-х… Да с каких 90-х? С 65-го! Давайте посмотрим вперед. Давайте сделаем так, чтобы сортир уже на улице не стоял, а в доме его сделаем. Давайте, где нефтепровод проходит, газопровод, чтобы газ был у людей. Ну давайте об этом, не про 90-е. А, его проложили в 90-е? Ну конечно! Ну, как-то так.

К. Ларина

Ну, я верю, что это правильное направление мысли, которое сейчас продемонстрировал Андрей Бильжо.

А. Бильжо

Это правильный вектор. И с этим поспорить невозможно.

А. Архангельский

Я тоже согласен с тем, что, конечно, большая проблема в том, что мы, конечно, живем в прошлом, каждый попеременно то там, то там — в том прошлом, в котором нам удобно. В общем, тоже, конечно, безумие. Андрей совершенно прав. Это какая-то лакуна в массовой психологии. У нас совершенно нет навыков жизни как бы сегодня. Ну, действительно, что было, то было, о’кей, но надо идти вперед. Вот у американцев, конечно, у европейцев в несколько меньшей степени, но у американцев это особенно — «живи сейчас». Это легко сказать, да, мы все эти клише знаем. Но попробуй, научись жить сейчас. А это значит, что ты должен научиться получать удовольствие от мига, от того, что сейчас.

К. Ларина

Андрюша, очень опасная вот эта вещь. Я тебя слушаю и понимаю, что так рассуждает как раз сегодня тот самый путинский класс, которому хорошо, и он сегодня живет… Он-то как раз это и говорит с экрана: «Живи сейчас».

А. Архангельский

Да, да, да.

К. Ларина

«Живи, как я. Что ты там маешься? Что ты все недовольный?»

А. Бильжо

Не «живи, как я». Не «живи, как я». «Живи сейчас» — это не значит «живи, как я». «Живи сейчас» — это «если тебе что-то не нравится, то меняй это». Вот что это значит. «Живи сейчас» — это значит «общайся с теми, кто моложе тебя, и не отрицай, что это все плохо». У меня внуку 15 лет…

К. Ларина

Тот, кто пытается менять время, Андрей, тот, кто пытается вырваться в будущее и менять время — тот попадает за решетку сразу же. Понимаешь? И сидит. Вот сейчас мы в эту сторону уже не успеем пойти, но это все красивые слова, и они меня тоже убеждают, я с вами абсолютно согласна. Но как это все материализуется в реальной жизни? Во что это превращается? В какие-то уродливые, дикие, нечеловеческие формы. А будущее совсем другое рисуется нам с экранов телевизоров и с трибуны…

А. Бильжо

Ты сейчас о глобальном, о глобальных переменах. А есть перемены, на которые ты можешь влиять. Понимаешь? Вот у меня есть целый набор, где я что-то могу делать, и я на это влияю. И если каждый это будет делать, то, может быть, из этого что-нибудь и сложится. Не знаю, другого рецепта нет.

К. Ларина

Ну, надеюсь, что убедили, убедили, да. Мы должны заканчивать, уже действительно программа кончается и стрелки бегут вперед. Сейчас программа закончится, и все будет по-прежнему.

А. Бильжо

Может, у кого-то в голове что-то изменится. Кто знает?

К. Ларина

Спасибо большое, Андрей Бильжо и Андрей Архангельский. Программу провела Ксения Ларина.