Купить мерч «Эха»:

«Как противостоять мифологизации советского прошлого?» - Ирина Щербакова, Людмила Улицкая - Культурный шок - 2018-04-29

29.04.2018
«Как противостоять мифологизации советского прошлого?» - Ирина Щербакова, Людмила Улицкая - Культурный шок - 2018-04-29 Скачать

К. Ларина

14 часов и 9 минут. Добрый день. У микрофона уже следующий ведущий по плану — это Ксения Ларина. Приветствую вас. Звукорежиссером остается Светлана Ростовцева. И в течение ближайших двух часов мы с вами чем будем заниматься? Первая программа, которая уже сейчас в студии находится, все гости здесь, чуть позже всех представлю, — напомню, это передача «Культурный шок», который выходит теперь по воскресеньям в это время. Наша тема сегодня историческая — «Как противостоять мифологизации прошлого?». Об этом мы сегодня будем говорить с нашими гостями, чуть позже их представлю. Скажу только, что повод для нашей встречи — церемония награждения XIX конкурса «Мемориала» «Человек в истории. XX век». Мы традиции не изменяем, ежегодно накануне награждения встречаемся здесь с финалистами и с членами жюри.

А после 3 часов в программе «Книжное казино» у нас сегодня прекрасная тема. Главная наша героиня — Белла Ахмадулина. И сегодня мы будем говорить с журналистами и авторами книги о Белле Ахмадулиной — Мариной Завадой и Юрием Куликовым. И вместе с ними в нашей студии будет дочь Беллы Ахатовны — Елизавета Кулиева. Это будет после 3 часов в программе «Книжное казино».

Напомню наши средства связи. SMS: +7 985 970-45-45. Twitter-аккаунт @vyzvon тоже существует. Ну, естественно, все наши передачи транслируются на YouTube-канале «Эхо Москвы». И там тоже существует возможность для вас задать свой вопрос или каким-то образом поучаствовать в нашем разговоре с помощью своих реплик, откликов, а может быть, даже каких-то возмущений. Мы тоже любим поострее, так что подключайтесь.

Итак, «Как противостоять мифологизации прошлого?». Ну, конкретнее можно даже сказать — советского прошлого, потому что это наиболее актуально сегодня. Напомню что завтра, 30-го числа, 30 апреля, состоится XIX… Правильно я говорю:

И. Щербакова

Да, правильно.

К. Ларина

…церемония награждения победителей конкурса «Мемориала» «Человек в истории. XX век». И сегодня здесь, в нашей студии, руководитель образовательных программ общества «Мемориал» и предстать оргкомитета, я так понимаю, конкурса Ирина Щербакова. Ира, приветствую тебя, здравствуй.

И. Щербакова

Здравствуй.

К. Ларина

Писатель и председатель жюри конкурса Людмила Улицкая. Люся, здравствуйте, приветствую вас.

Л. Улицкая

Добрый день.

К. Ларина

И финалисты. По традиции, конечно же, мы представляем вам новых историков, историков завтрашнего дня. Здесь, в нашей студии, сегодня Эльвира Кинжаева из города Няндома Архангельской области, из одиннадцатого класса. Эльвира, приветствую вас, здрасте.

Э. Кинжаева

Здравствуйте.

К. Ларина

И Роман Жиганов из Череповца (Вологодская область). Это земляк нашего товарища Лени Парфенова, я так понимаю.

Р. Жиганов

Добрый день.

К. Ларина

Привет, здравствуйте, Рома. Рома — одиннадцатый класс тоже. В этом году оба заканчивают школу, да?

Ну что, давайте начнем. Ира, наверное, сначала тебе слово, поскольку… Именно про завтрашнее. Нам важно пригласить людей, чтобы… Есть возможность прийти?

И. Щербакова

Ну, зал, конечно… Во-первых, надо зарегистрироваться на нашем… У нас несколько, я бы сказала, не то чтобы устрашились, но все-таки упорядочились правила прохода к нам на нашу церемонию. Надо зарегистрироваться на нашем сайте, это возможно. И на входе будет регистрация. Есть некоторые условие. Ни и конечно, зал наш там не очень большой. Но огромное спасибо Марку Розовскому, потому что второй год он открывает двери перед нами. Это совсем не так просто. Не все в Москве как-то так были очень счастливы.

К. Ларина

Боятся, да?

И. Щербакова

Ну, наверное, как-то. Не знаю, чего бояться. Но в общем как-то вот так вот. Может быть, это такое совпадение, что находились какие-то всякие причины. Но во всяком случае мы очень рады, что театр «У Никитских ворот» нас пускает второй год. И это для нас… Еще хочу сказать, что это для «Мемориала» одно из самых главных мероприятий (такое противное слово), ну, событий. Потому что вот у нас есть на самом деле два — это 29 октября, когда читают имена…

К. Ларина

«Возвращение имен».

И. Щербакова

«Возвращение имен» у Соловецкого камня. Ну, это совсем много народу. Это мы знаем с вами, что уже последние годы несколько тысяч приходят и стоят по три часа на холоде, чтобы прочесть одно или два имени. Но вот второе, такое все-таки более обращенное в будущее, и такое очень оптимистическое, мне кажется, что оно вообще самое у нас в «Мемориале» такое прекрасное и оптимистическое такое событие — это награждение наших победителей школьного конкурса «Человек в истории. Россия — XX век». И вот мы накануне, накануне.

К. Ларина

Конечно, когда этот конкурс затевался и начинался, это был 99-й год, насколько я понимаю… Да, Ирочка?

Р.Жиганов: Мы больше пишем субъективную историю

И. Щербакова

Да.

К. Ларина

Тогда еще, как мне кажется (я это помню, я была взрослой тетей уже), все-таки общество, как мне кажется, в своем большинстве хотело как раз освободиться от мифов. Еще это желание не угасло, его еще не придавили. И как раз эту правду желали знать — о том, что происходило в XX веке. Не случайно, что именно XX век взяли за основу организаторы этого конкурса, поскольку действительно кровавый, страшный и переломный для нашей трагической истории век, для истории России. Прошли годы, и вот уже почти 20 лет. И сегодня как раз, к сожалению, торжествует совсем другое настроение в отношении истории: старательно новые мифы возводятся, старательно люди пытаются идеологизировать то прошлое, с которым мы с такой надеждой расставались. И сегодня все по-иному.

Я почему такое долгое вступление делаю? Просто хочу, чтобы вы понимали дорогие друзья, в том числе и наши молодые участники сегодняшней передачи, что вы пишете альтернативную историю страны.

Л. Улицкая

Ужасные слова, ужасные слова!

К. Ларина

Это так.

Л. Улицкая

Ужасные слова.

И. Щербакова

Они пишут, мне кажется, реальную историю.

К. Ларина

Людмиле Улицкой слово.

Л. Улицкая

Вы знаете, нет-нет, конечно, речь идет не об альтернативной истории. Если хотите, речь идет о других людях. Потому что это поколение, которое уже не видело всего того, что видели мы с Ирой. Когда умер Сталин, мне было десять лет, и я прекрасно помню и давиловку, и в нашем дворе мальчик погиб, между прочим, который шел на похороны Сталина. И поэтому память, конечно, у нас другая. Большой объем того, чего они не знают уже. И именно поэтому так важно, что эти ребята уже вспоминают… не собственные раскапывают воспоминания, а они ведут на самом деле исследовательскую работу. И эта исследовательская работа на самом деле является для них инициацией. Это инициация стать гражданином. Вот в этот момент, когда они узнают правду о своих бабушках, дедушках, о деревне, в которой они выросли, о школе, в которой они учатся, о тех реалиях, которые очень от них близко. А с другой стороны, это сравнительно недавнее прошлое сегодня заволакивается густым-густым туманом, густым туманом парадов, праздников, такого…

К. Ларина

Военных побед.

Л. Улицкая

Военных побед. Вообще, на самом деле, это поднимается дух милитаризма, совершенно противоречащий духу мира. Потому что сегодня мир немножко опомнился, и как бы есть такое ощущение, что общество планетарное гуманизируется. Это на самом деле так оно и есть. Уровень насилия во всем мире, несмотря на многие тяжелые проблемы в разных странах, тем не менее как бы средняя температура по больнице стала немножко лучше, мир стал более гуманным. И вот для того, чтобы мы не оказались в хвосте этого процесса, а все-таки ему соответствовали, вот эти ребята сегодня занимаются раскопками правды. Вот что они делают.

И надо сказать, что это потрясающе, потому что я как раз тот, человек который читал достаточно много сочинений. И каждый год это поразительно, потому что время проходит и… Как известно, археологи работают на помойках. Лучшие археологические находки делаются в раскопках, в которых раскапывают не разрушенные дома и здания, потому что там-то как раз все погибает, а это помойка. И вот в эту помойку… Это архивная помойка, это помойка тайных бумаг, которые люди прятали. И вот на чердаках и в подвалах, и зарытые похоронки, в садах какие-то документы и свидетельства, и письма — это все огромный труд это вытащить, это прочитать это осмыслить. Это очистительная работа.

К. Ларина

Еще бы я добавила, что важно. Помимо работы с документами (извините за этот мем), там еще, конечно, большая работа с показаниями свидетелей. Я имею в виду — свидетелей эпохи. И эти самые прямые речи, прямые интервью, которые многие записывают. И там есть уже отдельный жанр такой, когда просто идут монологи свидетелей, которые рассказывают о том, что они помнят про это время, про этого человека, про свою страну, про свой дом. Это, конечно, тоже складывается и пополняет тот самый архив, над которым работают, будут работать наши потомки.

Л. Улицкая

Ксения, последняя минута, потому что люди эти уходят.

К. Ларина

Это правда.

Л. Улицкая

Их остается все меньше и меньше. И уже в основном пользуются не рассказами очевидцев, а рассказами детей очевидцев.

И. Щербакова

У нас есть… Я хочу, чтобы так вот вклиниться, хочу сказать, что есть сюжеты, в которых надо торопиться и можно найти очевидцев, хотя и они стареют. И вот Эльвира сделала замечательную работу. Кстати говоря, ровно она к тому, о чем мы говорили, потому что она сделала работу, посвященную воспоминаниям афганцев.

К. Ларина

Ну давайте мы уже Эльвире дадим слово, чтобы… Эльвира, скажите. Тем более завтра будет презентация ваших работ всех в фойе театра, и вы наверняка готовы вот так немножко рассказать о том, что они из себя представляют.

И. Щербакова

Конечно, она готова. В этом никто не сомневается.

Э. Кинжаева

Моя работа называется «На войне как на войне» об истории службы советских солдат на территории Афганистана во времена войны. И непосредственно акцент мы хотели сделать на том, как люди жили, то есть обратить внимание на быт, обратить внимание на отношения с местным населением, обратить внимание на дедовщину, о которой никто не говорит.

И я заметила такое странное… ну, у меня возникло странное чувство, будто люди что-то недоговаривают, и достаточно сложно вытащить из них информацию. Одно дело, когда ты работаешь с письменными источниками — тебе не нужно пытаться, я бы так сказала даже, вникнуть в суть и найти какие-то внутренние потоки, внутренние противоречия. А когда ты говоришь с людьми, ты должен обращать внимание на эмоции, ты должен обращать внимание на слова, которые говорят эти люди.

И я была в шоке знаете от чего? От того, что приходят ко мне здоровые люди, вот здоровые мужики, я бы так сказала, с надменными чертами лица, серьезные. И ты сидишь и думаешь: «Что такого нужно спросить у этого человека, чтобы вывести его на чистую воду? Что нужно сделать?»

И. Щербакова

Чтобы он тебе рассказал, что он помнит.

К. Ларина

Чтобы он тебе доверился, да.

Э. Кинжаева

И мы с несколькими нашими респондентами… Точнее, мы пошли на такой хитрый шаг.

К. Ларина

А у вас коллективная работа была, да?

Э. Кинжаева

Ну, я и преподаватель мой Галина Николаевна Сошнева. Мы пошли на хитрый шаг. И когда мы поняли… Ну, в первый раз нам было сложно. У нас работает организация в нашей области ветеранов локальных войн, называется «Черный тюльпан». И мы обратились сначала в нее…

И. Щербакова

Страшно называется.

Э. Кинжаева

Обратились в нее, чтобы нам дали контакты людей или хотя бы какую-нибудь информацию. На что человек, который возглавляет эту организацию, ответил нам жестким отказом. Ну, сначала мы его спросили о том… Ну, он тоже участник, он участник событий. И мы хотели взять интервью у него, но он говорил обрывистыми короткими фразами. И мы поняли, что нам лучше сдаться. И не было никакого смысла продолжать этот разговор, потому что человек был настроен негативно. Он дал нам несколько контактов людей, с которыми мы связались позже. Но настроение было упадническое, если так это можно назвать, потому что расстроенные, поняли, что не имеет это никакого смысла, поняли, что не стоит дальше идти, работать и писать, если люди не хотят об этом говорить.

Л.Улицкая: Недавнее прошлое сегодня заволакивается густым туманом парадов, праздников

К. Ларина

А вы как тему им предложили обрисовать?

И. Щербакова

О быте.

Э. Кинжаева

О быте мы предложили им.

И. Щербакова

О жизни и быте.

К. Ларина

То есть как бы…

И. Щербакова

Повседневность.

Э. Кинжаева

Да, мы не хотели…

К. Ларина

Что их так испугало?

Э. Кинжаева

С одной стороны, приходишь и человеку говоришь: «Расскажи нам все о геополитике». И «Расскажи нам…»

К. Ларина

«…всю правду про Афганскую войну».

Э. Кинжаева

Да. Конечно, это их оттолкнет, я так думаю. Другое дело, когда мы уже встретились с этими людьми, мы заметили одну такую маленькую вещь: если ты найдешь вот к ним этот подход, то они начинают разговаривать, они начинают говорить намного больше об этом — допустим, о том же быте. Например, я спросила одного из своих респондентов о быте, и он рассказал мне огромнейшую историю. Но когда я спросила его о дедовщине, он предпочел промолчать.

И. Щербакова

Ну понятно, слишком больная тема.

Э. Кинжаева

Но другое дело, когда ты спрашиваешь другого человека, совершенно другого. Он может намного больше рассказать о дедовщине, а о быте может что-то не сказать.

И. Щербакова

Ну понятно. Как паззл складывать приходится, да. В общем, большой молодец, я хочу сказать. Эльвира — большой молодец, потому что очень… Ну, вы же видите по тому, что она рассказывает. Это до сих пор ведь очень больная точка.

К. Ларина

Эльвира, а каким было ваше главное открытие? Что вы узнали такого про эту войну, чего вы не знали раньше?

Э. Кинжаева

Я бы хотела начать с того, что… Может быть, немножко отвлеченно на этот вопрос. Именно связующим звеном, которое помогло нам сделать какую-то общую картинку и понять самих людей, — это был человек, который не вернулся к нам в город, единственный. Его зовут Николай Сенах. И когда мы спрашивали у наших респондентов именно о нем, тогда они раскрывались перед нами. И я поняла, что для них этот человек — он не то что герой, а какой-то такой товарищ, который вроде бы был с ними рядом, но они с ним никак не контактировали. И он, именно он помог нам создать эту картинку и связать всех людей, которые… Они между собой знакомы, но они не общались.

И. Щербакова

Вокруг одной фигуры, создались рассказы вокруг одной фигуры.

Л. Улицкая

Такая харизматическая фигура, да?

И. Щербакова

По-видимому, да.

Л. Улицкая

Видимо, любили, да?

Э. Кинжаева

Они его любили, они доверяли, они скорбели. И они собирались на его могиле несколько раз. Они читали речи, они ходили по классам, по школам, рассказывали о нем. Но при этом про себя они ничего не рассказывали — вот что странно.

И. Щербакова

Ну, как обычно бывает.

Э. Кинжаева

И вот для меня открытие — это то, что люди, которые не хотят говорить и не хотят, чтобы об этом писали, когда ты находишь к ним ключ, они раскрываются и говорят совершенно о таких мелких радостях, которые для них…

И. Щербакова

Или наоборот.

Э. Кинжаева

Да, или наоборот. Но для меня было большим открытием то, что когда они говорили о том, что они кушали, что они смотрели… А они смотрели советские фильмы, и для них это была большая радость: «Чапаев», «Котовский», «Ленин в Октябре». Для них была большая радость, когда к ним приехали Алиса Фрейндлих и Иосиф Кобзон. Они говорили об этом, как…

Л. Улицкая

Как о большом событии.

Э. Кинжаева

Да, как о большом событии. Они также говорили о том, что в основном-то им кушать было ничего. Были консервы, которые поставляли им с советских баз. Но они покупали в магазинах печенье и сгущенку. Почему-то все солдаты, мы заметили, любили сгущенку. Они все покупали сгущенку, все покупали печенье…

И. Щербакова

Потому что сладкого не было другого ничего.

Э. Кинжаева

…и делали огромный торт на Новый год. Но другое дело — были и те респонденты, которые говорили, что Новый год проводили в кустах, высиживая и выжидая моджахедов.

И. Щербакова

Понятно.

Э. Кинжаева

То есть такое двойственное ощущение.

К. Ларина

А про местных жителей что говорили?

Э. Кинжаева

Про местных жителей? Вот здесь мне тоже очень понравился такой момент, когда многие из них говорили о том, что «днем они просили нас о помощи, днем они сами предлагали нам помощь, днем они протягивали тебе руку говорили «бача-бача», то есть «мой друг», они передавали какие-то продукты, а ночью подкладывали мины под подушку».

И. Щербакова

Но еще неизвестно, те же ли это. Это же всегда, когда ты в чужой стране находишься. И из этих рассказов, кстати, становится очень много ясно, кстати, из таких подробностей и деталей. Поэтому Эльвира — большой молодец. Она, кстати, второй раз у нас участвует в конкурсе.

Э. Кинжаева

Третий.

И. Щербакова

Третий уже? Боже мой!

К. Ларина

Афганская война у нас не первый раз как тема фигурирует.

И. Щербакова

Нет, не первый раз.

К. Ларина

И вообще все ближе и ближе, что называется. Если раньше, когда все начиналось, это в основном была история именно, ну, сталинского времени, да?..

Л. Улицкая

Нет, разные, разные.

К. Ларина

Разные? Всегда была Вторая мировая война.

Л.Улицкая: Поднимается дух милитаризма, совершенно противоречащий духу мира

И. Щербакова

Война все равно же остается.

Л. Улицкая

И Первой работы посвящены.

И. Щербакова

И Первой, да.

К. Ларина

Люся, тогда скажите, буквально до перерыва, может быть, ваши общие впечатления именно от нынешнего набора работ. Вот какие темы для вас были важны?

Л. Улицкая

Ну, вы знаете, конечно, вот эта работа Эльвиры была замечательная. И было несколько из неожиданных совершенно таких областей, где ты не ожидаешь, что человек туда войдет и отработает их. И на самом деле было очень много таких работ, о которых стоит говорить. И надо сказать, что каждый год издается книжка, сборник этих школьных сочинений. У меня несколько книжек есть. Ну, вы знаете, если бы я сегодня работала сценаристом, то там какая-то бездна фантастических историй.

К. Ларина

Судеб.

Л. Улицкая

И это все истории подлинные. Это, что называется, так придумать нельзя. Поэтому все то, что делается — это, конечно, просто потрясающе.

И. Щербакова

Конечно. У нас вот была, например… Может быть, я секунду еще успею сказать. Все уже, пошло?

К. Ларина

Нет-нет-нет.

И. Щербакова

Да? У нас была фантастическая в этом году, очень хорошая, просто замечательная работа на совершенно тоже мифологический сюжет. Кто-то где-то видел, что у них в могиле общей, в поселке, лежит похороненная девушка какая-то, санинструктор, какая-то очень красивая. И какие-то легенды о ней ходили. В общем, раскопали. Они узнали, кто. И родственников ее нашли.

Р. Жиганов

Эту работу сделал Григорий Рудяшко. Фундаментальная была работа, проведено очень большое исследование.

И. Щербакова

Половина имен в этом безымянном…

Л. Улицкая

А родственники не знали о том, что они раскопали?

Э. Кинжаева

Родственники не знали. Он даже нашел документы, где у этой женщины неправильное отчество и неправильно указано место жительства.

И. Щербакова

Из Татарстана она.

Р. Жиганов

Да.

И. Щербакова

То есть тогда никакой не Татарстан…

К. Ларина

Ну, давайте тогда следующую часть начнем с Романа, чтобы он рассказал нам о своей работе, которая в этом году была представлена на конкурсе. Напомню, мы говорим о конкурсе историческом общества «Мемориал», который называется «Человек в истории. Россия — XX век». И продолжим после новостей.

НОВОСТИ

К. Ларина

Возвращаемся в программу «Культурный шок». Напомню, что сегодня мы пытаемся противостоять мифологизации прошлого и рассказать правду о том, как все было на самом деле. И нам помогает разобраться в нашей истории исторический конкурс «Мемориала» «Человек в истории. Россия — XX век». Сегодня в нашей студии: Ирина Щербакова, глава оргкомитета конкурса; Людмила Улицкая, председатель жюри этого конкурса; и участники-финалисты — Эльвира Кинжаева и Роман Жиганов.

Вот мы хотели Роме дать слово, чтобы он рассказал о своей работе, про что у него сегодня получилась история.

Р. Жиганов

Вот как раз, когда мы начинали с альтернативной истории, я хотел сказать, что мы больше пишем субъективную историю, потому что в советский период писали историю с точки зрения победителей, в 90-х у нас все-таки уже сложилась такая логика, что надо бы защитить и белых. Вот сейчас нам… Ну, много было работ, которые очерняли и советское прошлое, и все такое. А сейчас главное — написать вот эту субъективность, вырвать из материала всего, что есть, точные факты, которые и с той, и с другой стороны сходятся. И вот это и есть история, которую должны нам преподавать.

И в принципе, свою работу я написал о Гражданской и Великой Отечественной войне. Героями является семья Есиных. Очень отличительной чертой этой семьи является то, что они хранили все материалы, все мандаты, все документы подшивали и хранили в папочках. И вот это я считаю очень особенной вещью, потому что вот такая мысль о том, что их материал когда- то, может быть, и понадобится, они несут какую-то историческую память сами собой… Они писали воспоминания. Николай Феофанович, отец с этого семейства, даже написал автобиографическую повесть, но не издал ее.

К. Ларина

А они красные или белые?

Р. Жиганов

Они красные, да. И в этом весь интерес. Потому что Николай Феофанович в Коммунистической партии с 1920 года. И получается, что все равно в его воспоминаниях есть идеологическая направленность.

И. Щербакова

Тенденциозность.

Р. Жиганов

Да, да.

К. Ларина

То есть он все равно защищает все время, да?

Р. Жиганов

Нет.

К. Ларина

Нет?

Р. Жиганов

Вот именно что он не защищает. К примеру, есть моменты, где он в воспоминаниях описывал, как буденовцы на переправе прикладывались к моторам, заправленным спиртом, и втягивали его в себя. Рассказывал о том, что было взяточничество. За бутылку спирта можно было из 56-й очереди на железнодорожной станции попасть в 6-ю очередь.

К. Ларина

Это его воспоминания, которые сохранились, да?

Р. Жиганов

Да-да. Он писал их к 50-летию Октября и у себя дома их оставил. Но все равно у него есть такие моменты, где он пишет о буржуях: «Не хотите идти с нашей властью? Вот и получайте трудповинность!» И в принципе, защищает советскую власть: «Вот мы принесем новое, новое».

Но моей задачей в работе было выловить вот эти моменты и найти им подтверждения. То есть он пишет о том, что был голод, — и я ищу это в архивных источниках. Я пытаюсь подтвердить, что да, в этом городе был голод, да, Петроград был в тяжелом положении в девятнадцатом году. И вот отражение через воспоминания, субъективность истории я считаю главной целью моей задачи… главной целью моей работы.

К. Ларина

Рома, а остальные герои вот там кто? Кроме главы семейства там же еще какие-то свидетели.

Р. Жиганов

Да, есть.

К. Ларина

Поскольку время-то… большой временной период.

Е.Кинжаева: По всей России бабушек, которые ностальгируют по Советскому Союзу

Р. Жиганов

Да-да-да. Есть его два сына. Люций…

И. Щербакова

Назвал как!

Р. Жиганов

Имя в честь революции. Даже есть бумага, где он написал: «Если родится дочь, назову Люция, если родится сын — Люций. В честь Октябрьской революции». И в 1923 году родился Люций. В 43-м он пропал без вести в Воронежской области. Потом у него был еще один сын Ричард, названный в честь Ричарда Львиное Сердце.

К. Ларина

Такой романтик, конечно.

Р. Жиганов

Да, да, да. Человек, вышедший из семьи лакеев, имея такой вот ум романтический…

Л. Улицкая

Простите, а он был лакеем?

Р. Жиганов

Он не был лакеем. Его отец был лакеем, мать безработная. Он из семьи, где было семь детей. И ему посчастливилось учиться в Александровском техническом училище в городе Череповце — в одном из лучших, кстати, училищ на тот момент в России. И как бы вот такой мальчик, который вышел из низов, в 20-х поднялся до партийного работника, был директором завода лесопильного в Череповце, был директором завода на Западной Украине в 46-м году, как раз боролся с бандеровцами. И вот так вот саморазвитие человека вечное, всю жизнь… На чем я остановился?

К. Ларина

Ну, про что получилось, на ваш взгляд? Про что получилась ваша работа?

Р. Жиганов

Моя работа?

К. Ларина

Какая главная тема?

Р. Жиганов

Это жизнь обычных людей в какие-то знаменательные периоды. Гражданская война… К примеру, мы слышим о Гражданской войне, о том, что вот армия Буденного победила то-то и то-то, армия Юденича напала на Петроград. А как жили обычные люди в это время? Что они чувствовали? Как они выживали, грубо говоря, в этом голоде, в этих вечных эпидемиях тифа, сыпного тифа и оспы? И я попытался отразить вот эту бытовую жизнь. И в Великой Отечественной войне — тоже о бытовой жизни. К примеру, его сын Ричард Николаевич в 43-м тоже пошел на фронт, и его отправили на Северный флот. То есть он тоже описывал довольно-таки интересные вещи, как матросы замерзали или пропадали без вести просто. Он говорит, что сложно вот так вот жить, где полгода день и полгода ночь, учиться сложно. И в принципе, такая нагнетающая обстановка.

К. Ларина

Кстати, сказал Роман любимое наше слово — «очернение». Потому что есть очернение, а есть обеление, да? Вот между этими двумя понятиями, которые, конечно же, к истории не имеют никакого отношения, это термины, которые…

Л. Улицкая

Это история-история.

К. Ларина

Да. У нас такое время сегодня, когда появились вот эти два термина — очернение и обеление, да? Никто не говорит об объективности. Все говорят либо об очернении, либо об обелении. Вот для вас что это такие за термины, что они обозначают? Что такое очернение истории и что такое обеление истории?

Р. Жиганов

Ну, каждая эпоха трактует последующие эпохи под себя. То есть если мы сейчас живем в демократическом обществе, то нам будет более удобно говорить, что тоталитарное общество было плохое. Если мы живем при советской власти, нам, естественно, будет удобно говорить, что при царе жили плохо, и плетью били, и в повозки загружали, как в спектакле. И как раз есть очернение. А обеление всегда происходит таких событий, которые как бы подстрекались. Допустим, в советской власти мы видим такое обеление народнических движений в России.

И. Щербакова

Я бы даже сказал — не обеление, а, наверное, восхваление.

Р. Жиганов

Восхваление, да. Идеализирование.

И. Щербакова

Идеализированный, так сказать, взгляд

Л. Улицкая

Роман, а те документы, которые вы получили, они были в неприкосновенности? Не были, скажем, фотографии с вырезанными лицами, например, как мы знаем?

Р. Жиганов

Нет.

Л. Улицкая

То есть это семья, которая жила без страха, что с ними что-то произойдет.

Р. Жиганов

Ну да.

Л. Улицкая

Мы очень часто видим материалы семейные: кто-то вырезан, какое-то личико…

К. Ларина

Такое хранится.

Р. Жиганов

Во-первых, он о репрессиях вообще ничего не говорит. Его семьи это, в принципе, не коснулось, никто не пострадал. Он не говорит о каких-то трудностях при Сталине. Он вообще даже в своих письмах сыну пишет: «Борись за наше дело, за Ленина и за Сталина». То есть такое идеализирование тоже эпохи.

Л. Улицкая

Ну, это понятно. А сегодняшние потомки — вы их нашли или нет?

Р. Жиганов

У него есть внучка Ирина Ричардовна, которая как раз нам передала этот архив — пять коробок воспоминаний, фотографий, писем. Замечательнейшая женщина. И я очень ей благодарен за этот архив, потому что работа с таким архивом — это просто уникальная возможность.

Л. Улицкая

И что она его сохранила. Во-первых, она его сохранила.

Р. Жиганов

Она сохранила, да.

К. Ларина

И попадаются каждый год такие работы, основанные на дневниках, которые, в принципе, невозможно было…

И. Щербакова

Да, и в этом году. Но надо сказать, что в этом году есть довольно горькие… Я хочу только сказать о горькой такой находке. И вот как раз то, о чем говорит Роман, что вот такая уникальная семья, которая все хранила, все собирала, все бумажки. А у нас есть работа из Санкт-Петербурга, она сделана по переписке очень интересной. И переписка такая — из ссылки, из лагеря жене. И на самом деле сохранившиеся ответы жены, и альбом с фотографиями. И все это учительница наша совершенно замечательная, питерская, нашла просто на блошином рынке, просто на развале. И она обратила внимание на такую часть архива и просто ее купила. И наша замечательная участница конкурса сделала по ней работу. И все-таки с некоторым таким душераздирающим подтекстом, потому что каким образом все это все-таки оказалось…

Л. Улицкая

По-видимому, все умерли просто, наследники.

И. Щербакова

Ну да, там умерли.

Р. Жиганов

Это еще такая логика… Я занимаюсь краеведением и хожу в экспедиции. Если старые люди хранят воспоминания как память для себя, то молодым людям уже это не интересно, и многие могут к этому относиться просто: «А что эту рухлядь хранить? Какие-то письма, какие-то записки — кому это будет интересно?» И поэтому все это может оказаться просто на помойке.

Л. Улицкая

И сейчас, конечно, поворот заметен. Ну, я не говорю об этом проекте, который длится уже почти 20 лет. Но как раз вчера я была в Питере, у нас были диалоги с Машей… Марией Степановой, книжка «Памяти памяти». И как раз мы именно об этом и говорили — что люди вдруг поняли, что нельзя не помнить, что надо делать усилия собственной памяти, чтобы вытащить то, что сравнительно недавно еще было закопано. Я хочу сказать вот что. Лев Николаевич Толстой написал роман «Война и мир». И когда он его опубликовал, то историки-современники нашли…

К. Ларина

Пошли на него войной.

Л. Улицкая

…нашли там, по-моему, 75 или 82 ошибки. То есть он исторически где-то что-то не знал, приблизительно сделал, поменял места, скажем. И они ужасно были в полном негодовании. Тем не менее весь мир представление об этой войне все-таки имеет не по работам историков, абсолютно точным, а именно по роману, который написал Лев Толстой.

К. Ларина

Я войну пропускала всегда, когда мы в школе проходили.

Л. Улицкая

Это ваше личное дело.

И. Щербакова

Ксения, это личная история.

Л. Улицкая

Понимаете? Вот это интересно безумно. Потому что даже в великой художественной литературе имеются искажения, которые абсолютно усваиваются миром.

Р. Жиганов

Но это также характерно историкам, делающим работу. Они имеют все равно определенную точку зрения. Мы ведь люди, мы не программы. Мы отражаем увиденное со своей точки зрения.

К. Ларина

Оцениваем, да?

Л. Улицкая

Вы уже сказали о субъективизме.

Р.Жиганов: В советской власти мы видим такое обеление народнических движений в России

Р. Жиганов

Да.

И. Щербакова

Кстати, я хочу сказать, что с Толстым так, да не так, потому что ветеранская память — мы знаем, какая она бывает. И у нас много было работ об этих «ножницах», которые возникают между памятью, так сказать, унаследованной, усвоенной или памятью, которая подлаживается под то, что сейчас необходимо.

А с «Войной и миром» я уж тогда хочу сказать некоторую историю. Один из очень таких резких критиков «Войны и мира» был такой человек, который занимал в свое время пост министра просвещения, Норов. И особенно его возмущала одна сцена в романе. Вот он просто писал: «Ну что это такое?!» Значит, дело в том, что… Вы помните, что читает Кутузов накануне Бородинского сражения, да? Он читает роман «Мадам Жанлис» по-французски. И он сказал: «Вот это надо так не понимать духа нашей армии, нашего настроения, чтобы такую сцену, что он читает французский роман». И через некоторое время этот Норов умер. Библиотека его была передана, по-моему, в библиотеку Московского университета, и там стали ее разбирать. И был найден, конечно, французский… Да, надо еще сказать, почему это особенно так звучало остро? Потому что он стал инвалидом, он потерял ногу под Бородино. И вот такой ветеран, инвалид и патриот. И там было написано, французский роман: «Читано было мною в больнице», — как он лежал после того, как ему отняли ногу. Потому что они читали по-французски. Но это память его вытеснила. Но Толстой-то это как большой художник, хоть и родившийся после этого, чувствовал и понимал.

Л. Улицкая

Фиксировал.

К. Ларина

Подождите. Все-таки Толстой — это Толстой. А можно и поближе найти такие же примеры.

И. Щербакова

Конечно.

К. Ларина

Насколько у нас противоречивая литература — как историческая, так и художественная, посвященная Великой Отечественной войне, Второй мировой войне. Ну, вообще все, что касается как раз XX века, о котором собственно и весь этот конкурс, тут только разбирайте завалы. Я вот не согласна с Романом, когда он говорит, что каждая новая страна как бы критикует свое историческое прошлое, отвергает; что при советской власти отвергали царизм, потому что типа так устроено человечество, а при демократии, по мнению Романа, в которой мы сегодня живем, мы отвергаем тоталитаризм.

И. Щербакова

Мне кажется, он этого не говорил.

Л. Улицкая

Нет, он немножко по-другому.

Э. Кинжаева

Это тоже ведь субъективно. Это зависит от самого человека. У нас есть много людей, которые, восхваляют тоталитаризм.

К. Ларина

А на чем это основано? Какие есть причины для восхваления тоталитаризма, Эльвира?

Э. Кинжаева

Ну, это тоска по Советскому Союзу. У нас очень много людей в нашей области, в Архангельске, да я даже уверена, что и по всей России бабушек, которые ностальгируют по Советскому Союзу и говорят, что сейчас, наоборот, мы живем плохо.

К. Ларина

Кстати, все-таки есть разница между тоталитаризмом и Советским Союзом. Это как раз к вопросу о мифах. Потому что бабушки и многие другие люди, которые жили в советское время, они как раз тоскуют не по тоталитаризму, конечно, а по великой стране.

Р. Жиганов

Они тоскуют о своей жизни.

К. Ларина

Да, по молодости, это понятно.

Р. Жиганов

Они даже скорее не о стране, а о своей жизни, просто молодости.

Л. Улицкая

О своей молодости

Р. Жиганов

Да.

Л. Улицкая

Ну конечно, конечно. «Когда мы были молодые…»

К. Ларина

Хорошо, минуточку. А Мединский тоже по своей молодости тоскует?

Л. Улицкая

Простите, мы о бабушках.

К. Ларина

Мы о бабушках?

Л. Улицкая

Мы о бабушках.

К. Ларина

Военно-историческое общество, которое абсолютно противоположно Вольному историческому обществу. Среди этих историков, членов Вольного исторического общества, немало как раз людей, которые и в «Мемориале» работают. Тот же Никита Соколов и Петров, да? Вот скажите, это же не тоска по тоталитаризму и это не тоска по своей молодости. Это люди сознательно внедряют вот этот чип в сегодняшнее поколение, что там была великая страна и была счастливая эпоха.

И. Щербакова

Мы же говорим как раз о том, что наш конкурс старается не делать — не превращать историю в идеологию. И ребята об этом все время говорили. Для нас важна судьба человека, важна в этих обстоятельствах таких вот исторических.

Л. Улицкая

Чистая правда жизни, конечно.

И. Щербакова

Конечно. А не превращение истории и не собирание из этих каких-то кусочков вот такой идеологической схемы. И это уже к истории не имеет ни малейшего отношения. Это имеет отношение к пропаганде к идеологии.

Р. Жиганов

То есть мы своей целью должны ставить написание истории, а не написание нашего великолепного прошлого. Прошлое у нас, конечно же, и великолепно, но в нем были как и черные, так и белые полосы. И люди жили по-разному. И при советской власти были те, кому плохо жилось, и те, кому хорошо жилось. И при царизме — кому хорошо, а кому плохо. Просто есть история, а есть — как сказать? — идеологическая такая память.

И. Щербакова

Ну, даже не память, а конструкция.

К. Ларина

Хочу спросить у Людмилы Улицкой. Ирочка, прости. Что такое черные и белые полосы в истории? И насколько вообще употребимо вот такое понимание?

Л. Улицкая

Вы знаете, во-первых, это сказал Роман, а не я.

К. Ларина

А я спрашиваю у вас.

Л. Улицкая

Значит, я думаю, что скорее здесь речь идет о том, что жизнь многообразна, что в ней был настоящий подлинный героизм. Потому что те люди, которые кричали «За Родину! За Сталина!» и складывали свои головы на этом месте — мы только можем склонить головы перед их памятью и сказать, что это черный период жизни. Они все равно потрясающие и прекрасные люди, которые спасли страну от фашизма. А вот их жены, мамы и дети, которые остались… Если до сих пор время от времени нам говорят что надо дать квартиры ветеранам, а прошло 70 лет — это значит, что государство очень плохо относится к своим ветеранам. Парады устраивают, машут всякими прекрасными афишами и лозунгами. А вот 70 лет прошло — и мы все еще слышим чудовищные слова о том, что надо ветеранам дать квартиры. Вот о чем речь.

Р. Жиганов

Ну, это такой популизм.

Л. Улицкая

А?

Р. Жиганов

Популизм.

Л. Улицкая

Дружочек мой, квартиры эти должны быть им даны очень давно.

И. Щербакова

Нет, популизм — он имеет в виду, что речь идет не о реальной помощи людям, а, так сказать, об обещаниях.

Р. Жиганов

Грубо говоря: «Ждите, вот сейчас мы вам светлое будущее построим».

Л. Улицкая

Поэтому черно-белого не бывает.

К. Ларина

Оно все черно-белое.

Л. Улицкая

Понимаете, это жизнь со всеми ее оттенками.

К. Ларина

Есть объективные преступления власти, которые, как ни крути, белые они или черные…

Л. Улицкая

Безусловно.

К. Ларина

Вообще непонятно, какого они цвета.

Л. Улицкая

И есть потрясающие люди, конечно, всегда.

И. Щербакова

Преступления против человечества. Или когда в тот же Афган бросали мальчишек молодых, первогодков. Есть люди, которые добровольно туда шли, офицеры, которые воспринимали это как свой гражданский долг, это их профессия.

Л.Улицкая: Мир представление об этой войне имеет не по работам историков, а по Толстому

Э. Кинжаева

Вот именно, что здесь есть такое противоречие, причем явное, когда в газетах писали совсем немного и писали о том, что выполняют интернациональный долг, защищают границы. В то время, когда сами они, отправляясь на границу, тоже чувствовали: «Вот мы будем лишь охранять, мы будем помогать». А когда ступали на эту границу — все, совсем наоборот.

Л. Улицкая

Эльвира, есть еще один момент очень важный. Я не знаю, вы почувствовали это или поняли вы это до глубины. Люди, с которыми вы общались, не хотели об этом говорить, их было трудно разговорить. Дело в том, что все люди, прошедшие через войну, особенно через такую вот неоправданную войну (на нас никто не нападал), они все психологически очень травмированы. И скажем, с вьетнамскими солдатами, которые приходили после армии…

К. Ларина

Посттравматический синдром

Л. Улицкая

Да, совершенно верно. С ними работали, им помогали избавиться от этого, потому что это травма, которая остается у человека на всю жизнь. И если с этим не работать… Конечно, конечно, конечно. Потому что люди теряют ориентиры, где добро, а где зло, что я себе могу позволить, а что я себе не могу позволить. Вот эти вещи — о них очень мало говорится у нас в стране. А между тем, они чрезвычайно важны, потому что человек, который пришел с войны, — это человек, который преступил не один раз те нравственные законы, которые, в общем, сидят в человеке в очень большой его глубине. И когда человеку говорят «убивай», и он стреляет и убивает, то он…

Я это знаю по себе, потому что я первый раз когда отрезала мышке голову (я биолог), то мне надо было над собой сделать усилие. Душа моя противилась этому. Я убивала живое существо. Подумайте, какая здесь большая разница. Вот тебе дают ружье и руки, и ты должен стрелять на такого же, как ты, с руками и ногами, с мамой, папой и ребенком. Это все безумно важные вещи. И то, что Эльвира взяла на себя смелость именно эту мучительную и очень сложную тему отрабатывать, прорабатывать — это, конечно, замечательно.

И. Щербакова

Между прочим, я хочу сказать, что они же у нас пишут эссе, когда, так сказать, приходят к нам в первый день, приезжают сюда на церемонию награждения. Ну, они же все-таки заочники, мы же их не видим, поэтому они пишут эссе, где становится понятно, кто приехал.

К. Ларина

Сами писали работу или кто-то помогал активно.

И. Щербакова

Да. Ну, кто приехал. И в этом году была совсем простая тема — «Человек в истории». Вот если можно…

Э. Кинжаева

Не простая. Я писала, но для меня это показалось непростой темой, в отличие от предыдущей.

К. Ларина

А какая была тема?

Р. Жиганов

Тут смотря как воспринимать.

И. Щербакова

«Мой человек в истории». И надо сказать, что Роман… Может, он просто сам скажет, кого он выбрал? Это Ганди.

Р. Жиганов

Я написал о Махатме Ганди, потому что, по мне, это человек, который показал миру, что не все в этом свете добывается силой. Мы можем творить добро и при этом получать положительные результаты. Та же Сатьяграха, ненасильственная война: освободить свой народ, не причиняя вреда другому народу, то есть не убить ни одного англичанина, но при этом избавиться от их гнета.

К. Ларина

Прекрасная кода для нашего разговора.

Л. Улицкая

Гений. Ну да, он был гений. И таких было не так много, но они были.

К. Ларина

К сожалению, мы должны заканчивать. Закончим «проповедью» Романа нашу сегодняшнюю передачу. Продолжение следует. Я желаю долгой жизни конкурсу «Человек в истории. XX век».

И. Щербакова

Спасибо.

К. Ларина

Встретимся обязательно завтра, напомню, 30-го с 11 часов утра в театре Марка Розовского «У Никитских ворот». Приходите, пожалуйста, для того, чтобы познакомиться с этими потрясающими ребятами поближе.

И. Щербакова

Но надо регистрироваться на нашем сайте.

Л. Улицкая

Счастливо!