Новые подходы к оценке эффективности музеев - Владимир Гриценко, Брызгалов Михаил - Культурный шок - 2016-01-09
Л.Гулько
―
13 часов 14 минут. На своем месте «Культурный шок». Сразу давайте я представлю гостей. Брызгалов Михаил, директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки и Владимир Гриценко, директор Государственного военно-исторического и природного заповедника «Куликово поле», здравствуйте!
В.Гриценко
―
Добрый день!
Л.Гулько
―
А тема наша: Новый подходы к оценке эффективности музеев. Это, в общем по оценке эффективности мы уже третий эфир проводим, если я не ошибаюсь. Были у нас театры, были у нас такие поездки по родной стране. Теперь новые подходы в оценке эффективности музеев.Но перед началом нашего разговора проясним некую ситуацию, которая возникла. Тут пишут в блогах, в фейсбуках, и нам присылают эсэмэски. Ваш, Михаил, переход на круги своя. Надо как-то сказать и успокоить общественность, что все было хорошо, спокойно, в рамках..
М.Брызгалов
―
Да. Я удовольствием скажу свое мнение, еще нигде в последние дни не звучавшее. Прежде всего, хочу поздравить радиослушателей с наступившими праздниками, пожелать всем счастливого нового года, прекрасного Рождества. И хочу сказать о том, что переход мой с высокой должности директора департамента культурного наследия Министерства культуры России был осуществлен в последние уходящие дни года на должность генерального директора Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени Глинки. И, почти два года отработав на посту в Министерстве культуры, я вернулся в музей музыки. Хочу сказать о том, что я в течение шести лет был директором этого музей, прежде чем…
Л.Гулько
―
До перехода на высокую должность.
М.Брызгалов
―
До перехода, да. И поэтому переход был плановый. Владимир Ростиславович Мединский… никаких, как вот пишут, конфликтов нет и не было. Наоборот, на 2016 год появились новые задачи, новые крупные проекты, и вот по согласованию с министром был осуществлен переход. Я остаюсь работать в команде Министерства культуры. Надеюсь, что на этой должности я смогу принести что-то еще более полезного для всего того, чем занимаюсь. И министр – я ему очень благодарен – предложил мне, и, конечно, я с удовольствием согласился и буду советником министра на общественных началах для того, чтобы осуществлять какие-то еще важные, может быть, государственные проекты.
Л.Гулько
―
Спасибо вам большое! Слава богу. Давайте тогда о новых подходах в оценке эффективности музеев. Раз вы начали, мы с вас и начнем. Что это за новые подходы и, в частности на примере музейного объединения музыкальной культуры.
М.Брызгалов
―
Спасибо! Задача, тема, заданная в программе…
Л.Гулько
―
А Владимир Петрович может по ходу дела влезать и дополнять.
М.Брызгалов
―
Вы знаете, новые подходы, о которых мы говорим, они, конечно, родились не сегодня. Это не с 1 января 2016 года вдруг ни с того ни с сего стали новые…
Л.Гулько
―
Платные парковки – сейчас о больном…
М.Брызгалов
―
На самом деле жизнь меняется, и на протяжении последних нескольких лет идет такая тенденция, что во многих учреждениях культуры говорили о том, что совсем недавно говорили в театрах и в театрах много чего меняется и в других учреждениях. Вот если сегодня мы говорим о музеях… я думаю, что все те, кто слушают радиостанцию "Эхо Москвы", - а я сам являюсь частым слушателем и слушаю прекрасные программы «Музейные палаты», где по субботам можно узнать о жизни того или иного музея, - и ясно, что тенденция к тому, что все меняется, она уже налицо. И если музеи, как мы всегда между собой говорим, о том, что несколько лет назад - пять лет тому назад – и сегодня – это разные учреждения. Если все время было у людей ощущение - пойдемте в музей – это всегда нужно прийти тихо, ничего не трогать.
Л.Гулько
―
Вести себя тихо.
М.Брызгалов
―
Пожилые женщины, как правило, останавливали, говорили: Сюда нельзя, не кричите…
Л.Гулько
―
Фотографировать нельзя.
М.Брызгалов
―
Да, и так далее. То сегодня – вот прошло не так много времени – сегодня, конечно, нельзя трогать музейный экспонат, но сегодня столько много в музеях интерактивного, что не только можно трогать, но и нужно трогать. Это сделано специально и для детей и для взрослых, и для того, чтобы человек, пришедший в музей, почувствовал себя внутри этого музейного процесса. Это такая тенденция, которая родилась, скажем, в нашей стране относительно недавно. Были, конечно, некоторые музеи продвинутые и о которых говорили: Вот в том музее – мы пришли – там можно с детьми, кричать… всё… Но таких музеев было не так много.
Л.Гулько
―
Мне кажется, в частности, что в музее-заповеднике «Куликово поле» такое было всегда. Вот мне, почему-то так кажется.
М.Брызгалов
―
Давайте послушаем Владимира Петровича.
В.Гриценко
―
Музей-заповедник наш, на самом деле, не так давно образовался – 17 лет назад. Хотя история музея на Куликовом поле насчитывает уже 50 лет. И были разные времена, но изначально было так устроено, что, действительно, было много программ, которые привлекали бы посетителей. Наверное, по-другому работать на удалении от крупных населенных пунктов достаточно сложно. Чтобы посетитель пришел, надо, чтобы он заправил как минимум бак бензина, отправляясь в то далекое путешествие.
Л.Гулько
―
А на каком расстоянии вы от Москвы? – для тех, кто не знает
В.Гриценко
―
300 километров. Была такая интересная история. Звонок в наш отдел туризма, и посетитель пытал в буквальном смысле нашего администратора, узнавая, как и что и как, какие услуги можно получить, что увидеть, что узнать. Под конец он сказал: «Все замечательно, меня все устраивает. Я обязательно еду. А как к вам добраться?» Вначале, конечно, у администратора был легкий шок, потом тут же нашелся: «Бульвар Дмитрия Донского – крайняя точка, самая близкая к Куликову полю на сего – метро, - говорит, - и дальше триста километров».Мне кажется сегодня очень здорово поменялось лицо людей, приезжающих, приходящих в музей.
Л.Гулько
―
Если раньше… это был кто?
В.Гриценко
―
Если раньше – это был профсоюзный туризм так называемый – это организованные группы на автобусах, то сегодня у нас уже больше 60% - это посетители, которые заплатили сами за свой бензин, сами сели за руль и приехали, привезли свою землю или каких-то близких людей. Это люди, путешествующие в буквальном смысле по своей стране, приезжающие, желающие остановиться на несколько дней, желающие более углубленно… Редко, когда торопятся. Даже бывают иногда моменты, когда люди говорят: «Можно еще на один день остановиться?» Если гостиница не занята, мы, конечно, такие услуги представляем.А что касается эффективности, она прежде всего должна отражать востребованность музея. Одно дело приехать – это уже, по сути дела, проголосовать за этот музей, правильно?
М.Брызгалов
―
Ногами.
В.Гриценко
―
Прийти или приехать – все зависит от того, где этот музей расположен. Значит уже, что этот музей работает интересно, эффективно, люди туда стремятся.
Л.Гулько
―
Если совсем по-простому: чем больше посетителей – тем больше эффективность, да?
М.Брызгалов
―
Да, востребованность…
Л.Гулько
―
Продажа билетов.
В.Гриценко
―
Необязательно продажа.
Л.Гулько
―
А как определяется?
М.Брызгалов
―
Смотрите, вы, наверное, знаете о том, что с 2015 года, с 1 января 2015 года во всех федеральных музеях и даны рекомендации во все регионы, и большинство регионов нашей страны восприняли положительно эти рекомендации: дети до 16 лет сейчас ходят в музеи бесплатно. Это совершенно новое. Этого никогда не было. Это было решение министра, и об этом было объявлено в прошлогоднем Совете по культуре и искусству. И весь год в музеи дети до 16 лет бесплатно. Это совсем новшество, это было сделано, мы понимаем почему. И количество детей до 16 лет, подростков сейчас возросло. И мы это видим абсолютно реально.
Л.Гулько
―
Мало того, студенты ходят по своим льготным билетам. Пенсионеры ходят по своим льготным билетам.
М.Брызгалов
―
Много льготников.
Л.Гулько
―
Много льготников. Как это влияет на эффективность, кстати говоря?
М.Брызгалов
―
Конечно, это взаимосвязано, потому что один из главных пунктов тех задач, которые ставятся перед музеями сегодня, это повышение ну, например, внебюджетных услуг. Это означает, что музеи сегодня должны зарабатывать свои внебюджетные средства. Помимо того, что существует государственное задание – это является вкладом государства в развитие учреждений. Выделяются деньги на содержание, на заработную плату, на постройки новых выставок и экспозиций, но музей, конечно же, должен развиваться. Никогда ни в одной стране мира так не происходит, что денег от государства хватает на все.
Л.Гулько
―
Понятно.
М.Брызгалов
―
И, соответственно, я хочу сказать, что позапрошлый – это был 2013-й год – планка музеям была поднята в 14-м году на 10% повышение внебюджетных источников доходов, с 14-го на 15-й – 15%. И федеральные музеи в основном все справляются с этими показателями. Это не так просто достигнуть этих показателей. Но в этом случае сразу же видна меняющаяся жизнь музеев. Посмотрите, вот эти очереди, которые мы видим даже в эти январские праздничные дни. Прекрасная выставка в Третьяковской галерее: Серов, Караваджо и Пушкин и много-много… Вы только что говорили, выставка музея Востока. И мы можем назвать многие-многие музеи, когда люди в свои праздничные, выходные дни выбирают или занятия спортом, или же очень много людей и гостей столицы приходит с самого утра занять очередь в музей.
Л.Гулько
―
Это такие, традиционные зарабатывания денег на посетителях. А вот, как музей зарабатывает еще? Владимир Петрович, гостиницы, например…
В.Гриценко
―
Способов, на самом деле, достаточно много.
М.Брызгалов
―
А вот новые способы, скажите, пожалуйста. Есть традиционные, а что вам приходится придумывать?
В.Гриценко
―
Ну, не знаю. Придумывать… на самом деле все наши источники пополнения бюджета – я бы сказал, что речь идет не столько о зарабатывании денег – мы все-таки учреждение и созданы государство не для того – но в то же время, реализовывая какие-то свои проекты, мы должны хорошо думать о возвратности средств. Если люди еще за это платят дополнительно, значит, это, в том числе, показатель определенного качества. В то же время существуют определенные социальные программы, о которых мы сейчас говорили: бесплатные школьники, льготы для ветеранов и так далее.А способов достаточно много. Скажем, вот мы, музей-заповедник, мы располагаем значительной территории. Как известно, по законам о музеях, о музейном фонде одной из главных задач музеев-заповедников – это поддержание традиционного землепользования. Что в нашем случае поддержание традиционного землепользования? Это так система землепользования сельского хозяйства, которая когда-то существовала на этой территории. И мы не стесняемся зарабатывать деньги, выращивая хлеб, пшеницу, ячмень, овес, который идет на продажу и на корм тем лошадкам, которые у нас есть. У нас есть замечательный проект совместно с Михайловским, где не знаменитой «Бугровской мельнице» мука делается из той пшеницы, которую мы привезли с Куликова поля.
Л.Гулько
―
И это можно все посмотреть, пощупать.
В.Гриценко
―
Конечно. В Бугрово это все можно увидеть и попробовать даже. Знаете, для музеев, которые имеют исторический профиль, очень важное направление, очень важная задача – изучение территории, пополнение своих фондов. Мы всегда получали серьезные доходы от проведения научно-исследовательских работ на памятниках археологии, попадающих в зону строительства. В том числе, это дает нам возможность держать какие-то низкие цены для посетителей.
Л.Гулько
―
Билеты.
В.Гриценко
―
Да. В том-то и дело.
М.Брызгалов
―
Доступные цены.
В.Гриценко
―
Тут способов, на самом деле, очень много. И обидно, когда приходишь в музей и не можешь приобрести там, в музее сувенир. А на самом деле, во всем мире это понятный всем источник дохода, с одной стороны; с другой стороны, это, в общем-то, музейная форма. Если хотите, музейная форма работает. Человек пришел и на память приобрел сувенир, который стал транслятором той информации, которую заложили музейные работники. Это очень важно.
Л.Гулько
―
Давайте мы сделаем перерыв на новости, затем вернемся и продолжим, собственно, наш разговорНОВОСТИ
Л.Гулько
―
Продолжаем наш «Культурный шок». Брызгалов Михаил, директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки и Владимир Гриценко, директор Государственного военно-исторического и природного заповедника «Куликово поле». Эсэмэска тут пришла: «Хочу выразить глубокую благодарность сотруднику вашего музея, - не сказано, какого…».
М.Брызгалов
―
Музей имени Глинки.
Л.Гулько
―
«В ночь музеев. Было потрясающе интересно и занимательно. Спасибо! Мария».
М.Брызгалов
―
Громадное спасибо. Я обязательно Александру в первый рабочий день, в понедельник обязательно скажу.
Л.Гулько
―
Кстати, между прочим, ночь в музее – это тоже один из новых таких подходов, да? Не то что новый, но так…
М.Брызгалов
―
Да. Это всего несколько лет проводится эта акции. Смотрите, появилась ночь музея, ночь искусств, ночь музыки, ночь литературы. Очень много ночей и очень нравится посещать ночью музей. Вообще, есть что-то такое мистическое, интересное. Например, музей музыкальной культуры. Мы несколько лет ному назад сделали необычные экскурсии, например, в фонды хранилища. Это такая, закулисная часть музея…
Л.Гулько
―
Да, да. Что вы там скрываете?
М.Брызгалов
―
Да, Что там такое? Нужно понять, что музейный фонд Российской Федерации, он, вообще, единый. И насчитывает свыше 80 миллионов предметов этой большой коллекции.
Л.Гулько
―
Единый, вы имеете в виду…
М.Брызгалов
―
Единый музейный фонд – это все музеи страны. Все сводится в один единственный музейный фонд Российской Федерации. А каждый музей хранит свои коллекции. И сколько бы не было площадей у музея – это, кстати, не только в нашей стране; это во всем мире – в любом случае в хранилище всегда находится гораздо больше музейных материалов, чем в экспозиционных пространствах, на выставках, в экспозиции, и, конечно, всем очень интересно, а что там храниться, и главный вопрос, как это хранится.И вот, в эти ночи многие музеи открывают святая святых – двери в хранилища, и публика небольшими группами в сопровождении сотрудников безопасности проходит. Иногда даже не включается свет – с фонариками – и рассказывается и показываются экспонаты, которые не видно посетителям, которое ежедневно приходят в музей.
Кстати, один из пунктов повышения эффективности, о чем мы сегодня говорим – это количество экспонатов, музейный предметов, которые выводятся в оборот, в экспонирование. Это тоже новая тенденция к тому, чтобы каждый музей должен был как можно больше представить публике, обществу все то, что он хранит.
Л.Гулько
―
Из запасников.
М.Брызгалов
―
Из запасников. Площади у музеев, конечно, ограничены, но я могу сказать, что все равно, скажем, на примере музея «Куликово поле» 30 декабря прошлого года введен в эксплуатацию музейный комплекс «Поле Куликовской битвы». Об этом сейчас Владимир Петрович более подробно расскажет. Открываются новые музеи, несмотря на достаточно непростую экономическую ситуацию. В этом, 15-м году открыт Музей бронетанковой техники, экспозиция Тульского музея оружия, музей Солженицына в Кисловодске, отдел Литературного музея в Шелапутинском переулке. И это новые музеи, новые площади, новые возможности для экспонирования музейных предметов.Так вот, я стал говорить о публикации и о представлении. Представление может быть нескольких видов. Например, витрина, экспозиция музея; выставка как в стенах музея, так вне стен музея. Сегодня очень развивается это направление виртуальных выставок. Виртуальный музей. И сегодня все музеи работают со своими цифровыми изображениями. И, мало того, что занимаются этой работой – это обязательная работа, оцифровка музейный предметов, и вхождение всей базы внутримузейной в единый государственный каталог, госкаталог есть музейного фонда, - и публика имеет возможность увидеть это не только придя в музей, но сегодня еще на сайтах музеев существуют большие разделы, где представлены экспонаты уже в цифровой версии.
А я хотел бы попросить несколько слов сказать Владимира Петровича о том, что произошло в последний день минувшего года.
В.Гриценко
―
Да, действительно, это был знаковый день для нашего музея, поскольку прошла церемония торжественного ввода в эксплуатацию нового музейного комплекса. Что очень важно – это не только экспозиционные новые площади, - а они увеличились просто в разы в буквальном смысле – то, что сегодня занимает действующая экспозиция – и созданные, вновь вводимые площади в семь раз превышают то, что мы имели. Понимаете? Более того, мы не имели практически никаких выставочных площадей, где могли бы принимать какие-то выставки или делать свои. Сегодня у нас полноценный выставочный зал, где открыта выставка Государственного исторического музея, посвященная знаменательному событию – параду Победы на Красной площади 24 июня 45-го года. Плюс детская зона, практически детский музей.Что очень важно отметить – то, что не только эти замечательные выставочные пространства у нас. У нас появилась возможность создать все необходимые комфортные условия для пребывания людей на Куликовом поле.
Л.Гулько
―
Люди ведь приезжают не на один день.
В.Гриценко
―
В том-то и дело. Люди приезжают. Первое, что они хотят – порой даже это не музей, а совершенно другие, скажем, потребности. Создан полноценный центр приема посетителей. Это абсолютно необходимое каждому современному музею помещение, где человек может получить какую-то информацию и перекусить, и – что скрывать? – сходить, простите, в туалет. У нас это, к сожалению, серьезная проблема. Оставить машину. Тут же должен быть и пункт охраны. Путешествующие беспокоятся за безопасность, разумеется. И, в том числе, остановиться на несколько дней.Поэтому наш комплекс включает и гостевые дома и возможность проведения каких-то конференций, есть конференц-зал. Можно проводить какие-то мероприятия для различных целевых аудиторий; будь то это научный какой-то симпозиум или конференция, будь –то семейный или корпоративный выезд на историческое место с возможностью и познакомиться с историей и отдохнуть. Плюс спортивный городок, где можно заняться активным видом спорта.
Учитывая, что наш объект достаточно большой, и его достаточно сложно увидеть с одного места, есть возможность перемещаться на велосипеде или конным способом по местам сражения. Это тоже какие-то дополнительные эмоции, а это очень важно: люди все-таки едут в путешествие за получением, конечно, каких-то новых знаний, но эмоции, как правило, являются основным двигателям любого путешествия.
Л.Гулько
―
А у вас реконструкции проходят?
В.Гриценко
―
Конечно. Это у нас уже традиционно. В следующем году у нас будет 20-й - это международный, по сути дела – исторический фестиваль, в котором участвуют различные клубы как со всей России, так и Украины, Белоруссии. Это всегда приурочено ко дню воинской славы, годовщине Куликовской битвы. Это серьезное, я бы сказал, мероприятие, имеющие серьезную научную подоплеку. Не только красивая картинка для телевизионщиков или неискушенных зрителей. Но внутри фестиваля существует своя серьезная программа, которая позволяет делать какие-то небольшие, но важные открытия, пользуясь тем, что люди как бы окунаются в эту историю. На историческом фестивале нельзя находится в каком-то не аутентичном историческом костюме, а чтобы добиться этой аутентичности, люди изучают массу книг, посещают лекции. Это идет серьезное самообразование, образование одновременно.
Л.Гулько
―
Несколько эсэмэсок: «Уточните, пожалуйста, бесплатный вход до 16 лет – это только в Москве или в других городах тоже». Ксения спрашивает из Петербурга, если вы знаете.
М.Брызгалов
―
Что касается федеральных музеев – вот здесь нужно обращать внимание – например, в Москве и Санкт-Петербурге есть музеи федерального значения, есть музеи региональные – московские и санкт-петербуржские. Например, московские музеи объявили бесплатный вход в январе месяце. Министерство культуры федеральным музеям рекомендовало, но для федеральных музеев это необязательно. То есть присоединяются, но это уже на усмотрение музеев. Поэтому федеральные музеи – это обязательно, и это уже целый год работает во всех музеях федерального подчинения. Региональные музеи, большинство из регионов поддержали это начинание Министерства культуры. Поэтому здесь нужно совершенно точно уточнять уже в музее. Если федеральный музей – ничего уточнять не нужно, пожалуйста, приходите – дети до 16 лет бесплатно.
Л.Гулько
―
«Какова оказывается возвратность, - сейчас будете объяснять, - и куда идут деньги?» - спрашивает Таня.
М.Брызгалов
―
Владимир Петрович сейчас рассказал этот термин. Давайте на примере музея Куликовской битвы, я дополню.
В.Гриценко
―
Возвратность – имеется в виду деньги, потраченные на то или иное мероприятие, вложенные в выставку, в экспозицию, в какое-то иное действо, которое проходит в рамках музея. Вот средства, которые получаются от входной платы за это мероприятие и являются, собственно, возвратными.
М.Брызгалов
―
Да, доходами учреждения.
В.Гриценко
―
Доходами учреждения. Он точно так же обкладываются налогами, как и любые средства предприятия, всеми налогами, которые сегодня существуют. Здесь нет никаких особых льгот у музеев нет. В то же время эти средства получились как бы дополнительно к тем средствам, которые музей получает на выполнение государственного задания. Тем самым у нас есть возможность решать за рамками уже госсзадания… Если там было написано 10 выставок мы можем сделать, 11-ю, если хорошо заработали, и 12-ю выставку за счет уже собственных средств. В конце концов, доплатить собственным сотрудникам, которые получают не великие деньги – тоже очень важно. Серьезные доходы дают возможность… вот у нас в следующем году есть такая потребность, необходимость развития площадей в нашем филиале в Туле; мы будем направлять средства на реставрацию памятника истории архитектуры с тем, чтобы расширить площади, принять большее количество людей на тех площадях, которые мы сегодня имеем. Так что средства направляются самые различные.
Л.Гулько
―
В развитие.
В.Гриценко
―
Собственно, да, это и есть развитие.
М.Брызгалов
―
И еще я здесь хотел добавить очень важный фактор, за которым очень внимательно следит Министерство культуры – это уровень заработной платы сотрудников музея. Вот это тоже один из важных моментов на сегодняшний день, который буквально несколько лет – 12-й, 13-й, 14-й – за которым очень внимательно отслеживает Министерство культуры, и от которого зависит уровень, например, премирования руководителя музея.
Л.Гулько
―
То есть?
М.Брызгалов
―
То есть, мы все знаем, что учреждения культуры – пусть не театры, - а музеи, библиотеки, архивы – это всегда были очень низкооплачиваемые…
Л.Гулько
―
Малооплачиваемые.
М.Брызгалов
―
Малооплачиваемые категории сотрудников. Сегодня требования Министерства культуры и федеральные музеи хорошо за последние годы подтянулись, что сегодня уровень заработной платы соответствует уровня заработной платы по региону. Это не в несколько раз ниже, как это было ранее, а сегодня это в государственном задании прописано и в контракте руководителя, что уровень заработной платы должен соответствовать среднему уровню по региону.
Л.Гулько
―
Нелегкая задача.
М.Брызгалов
―
Очень нелегкая задача. Поэтому сегодня директор учреждения, помимо того, что он должен хорошо разбираться в выставках, он должен понимать сегодня основы маркетинга и других наук, он должен сегодня экономически каждый день просчитать, где он возьмет… Да, Министерство культуры…
Л.Гулько
―
Суммы выделяет.
М.Брызгалов
―
Выделяет, естественно. Но то, о чем мы сегодня говорим – музей зарабатывает и, в том числе, большая часть средств идет на оплату труда сотрудников музея.
Л.Гулько
―
А меценатство?
М.Брызгалов
―
Конечно, меценатство никто не отменял.
Л.Гулько
―
Привлечение людей, которые болеют душой и у которых есть средства. Закона нет пока еще, да?
М.Брызгалов
―
Вы знаете, закон о меценатстве принят. Он рамочный. Как раз на Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге, это было в середине декабря прошлого года был большой круглый стол по меценатству. И, с одной стороны, за круглым столом находились руководители ведущих учреждений культуры, а с другой стороны, находились меценаты, предприниматели, бизнесмены. И о чем говорили…. Да, рамочный закон принят. Сегодня нужно идти дальше.Смотрите, сегодня в музеях появились и никоторые поддерживают старинные традиции, а у некоторых появились, например, попечительские советы, которые сегодня принимают решения совместно с администрацией музеев о том, какие нужны средства дополнительные учреждению, как он должны быть расходованы. И, конечно, музей постоянно несет ответственность пред своими попечителями, перед тем, кто помогает. К сожалению, не могу сказать, что это очень развито сегодня, но тенденция к этому есть. И поэтому заявление в конце прошлого года от государства о том, что закон о меценатстве будет продолжен, его рассмотрение, в ползу того, что он уже будет, главное что – налоговые льготы.
Л.Гулько
―
Конечно, самое лавное. Я вам даю денежки, грубо говоря, а вы мне, пожалуйста, скостите налоги на такой-то процент.
М.Брызгалов
―
Работа в этом направлении ведется. Думаю, что в 16-м году будем видеть, как это будет реализовываться.
Л.Гулько
―
Потому что такие вещи, мне кажется, помогут… Вот пишут нам: «Здравствуйте. По адресу Петровский бульвар – дом-5. Пропадает усадьба композитора Глиэра. Возможен ли там филиал музея имени Глинки?» - Кирилл. Хотелось бы, конечно.
М.Брызгалов
―
Спасибо, я…
Л.Гулько
―
Петровский бульвар, дом-5.
В.Гриценко
―
Запишите, а то забудете.
Л.Гулько
―
Усадьба композитора Глиэра.
В.Гриценко
―
Если было так легко…
М.Брызгалов
―
Нужно разбираться с собственностью. Кто собственник…
В.Гриценко
―
На самом деле многие серьезные дела так начинались.
Л.Гулько
―
Человек прислал 7 одинаковых эсэмэсок. Я думаю, мы должны ответить: «Какой должна быть роль музеев? Какую мораль они несут? Должны ли они воспитывать «патриота», как это понимает, - иронично, - «партия и правительство»?» - Дмитрий Мезенцев подписался.
В.Гриценко
―
Конечно, как социальный институт общество, музеи, конечно, должны воспитывать вне всякого сомнения. Во всем мире это так и есть. И если мы хотим воспитывать патриота, то значит, мы должны сегодня вкладывать в молодое поколение. И то, что сегодня школьники ходят бесплатно – это как раз вклад общества в будущее. Мне кажется, здесь двух мнений быть не должно. Музей не только развлекает. Это воспитание идет в ненавязчивой форме. Но то, что это воспитание, продвижение каких-то лучших образцов, в том числе, и поведения – это вне всякого сомнения.
Л.Гулько
―
Просто человек – вот Дмитрий Мезенцев, в частности – он иронизирует над словом «патриот» и, конечно, над «партией и правительством» - тоже. Тот всплеск патриотизма и псевдопатриотизма, который сейчас существует, он вот каким-то образом… Я понимаю, что человек имеет в виду некоторые исторические события, которые, может быть, описываются не так, как это должно быть. Я не знаю как… Музей «Куликово поле» - что там такого, так сказать?..
В.Гриценко
―
Вы знаете, я тоже не люблю, когда с трибуны громко… Это тяжеловато все воспринимать. Я думаю, не об этом идет речь. Такими формами точно ничего не добьемся – если по голове, да по команде… Понятно, что формы должны быть какие-то адекватные. Современная ситуация, современно общество, современное поколение.
Л.Гулько
―
Я хочу Дмитрию Мезенцеву ответить, что, например в Израиле, в музее Яд Вошем – туда приводят детей. Вот с этого все и начинается. И в крепость Масада тоже приводят детей и рассказывают….
В.Гриценко
―
Лучшие образцы из истории, конечно.
М.Брызгалов
―
Я хотел бы сказать о том, что два года тому назад мы создали впервые в музейном пространстве выставку, которая была посвящена истории гимна России. И можно говорить здесь о патриотизме, о псевдопатриотизме, но мы говорили о гимне России, не который звучит сегодня, а вообще, историю, откуда пошли гимнические мелодии; как это начиналось с колокольных звонов, как это начиналось в храмах; сколько раз в нашей стране – больше всех стран в мире – менялся гимн, и что с ним было связано. И в финале этой выставки каждый человек – мы говорим про интерактив – группа это или один человек, у него была возможность спеть гимн России. И вы знаете, я могу сказать, что люди входили в эти залы и в последний зал и несколько иронично, может быть, были настроены. Но я не видел ни одного человека, который бы ушел, не спев говорим, и вышел в таком прекрасном, приподнятом настроении.
Л.Гулько
―
А гимн какой пели?
М.Брызгалов
―
Гимн пели современный. Но с экранами, мы делали такой киношный эффект, что в экране человек себя видел стоящим на Красной площади, и человек пел гимн. Мы помогали с текстом. Знаете, есть прекрасные записи школьников, пенсионеров, молодежи, которые с большим удовольствием… и очень здорово старались, пели российский гимн.
В.Гриценко
―
Если продолжить музыкальную тему, и тему патриотизма, у нас есть замечательный, пользующийся огромной популярностью фестиваль авторской патриотической песни на Куликовом поле. Это не значит, что мы поем исключительно песни…
Л.Гулько
―
Про партию и правительство.
В.Гриценко
―
Да. Настоящий патриотизм начинается с любви к своим родным, близким, к своей семье.
Л.Гулько
―
Согласен абсолютно.
В.Гриценко
―
Поэтому здесь не стоит иронизировать. Надо просто этим заниматься, поменьше об этом говорить.
Л.Гулько
―
МЫ с вами по ходу разговора сказали о том, что поменялся посетитель музеев. Стал ли он моложе?
В.Гриценко
―
Стал. Молодежи много ходит.
Л.Гулько
―
Потому что некое представление раньше было, что в музей ходят…
М.Брызгалов
―
Ну да, люди третьего возраста, будем говорить.
Л.Гулько
―
Второй молодости, третьего возраста… Сейчас это кто?
В.Гриценко
―
С детского сада. Вообще, музеи сейчас серьезно работают над созданием своего посетителя, все серьезные музеи. Поэтому, чтобы появился тот посетитель, который будет приходить в юности, в зрелом возрасте и в глубокой старости, он должен быть сформирован. Поэтому начинать надо буквально с детского сада. И здесь нет никаких возрастных ограничений. Вот детский музей… вот Михаил Аркадьевич в прошлом году был на открытие нашего детского музея. Это +2 – это уже ребенок абсолютно хорошо себя чувствует в этом музее.
М.Брызгалов
―
А у нас есть программа для беременных женщин. Специальные музыкальные программы для будущих мам.
Л.Гулько
―
Да, музыкальная терапия такая.
М.Брызгалов
―
Вот вам, вот вы посетитель…
Л.Гулько
―
А вообще, с какого возраста? Вы сказали, +2, да?
М.Брызгалов – С 3
―
х лет есть специальные музейные занятия, уже начиная с детей и до бесконечности.
Л.Гулько
―
Спасибо огромное. Брызгалов Михаил, директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки и Владимир Гриценко, директор Государственного военно-исторического и природного заповедника «Куликово поле». Приходите, дорогие, уважаемые радиослушатели – вас очень ждут! Спасибо огромное! Все хорошего!
В.Гриценко
―
Спасибо вам!
М.Брызгалов
―
Спасибо, до свидания!