Купить мерч «Эха»:

Как собирают деньги на культурные проекты? - Елена Гремина, Макс Лакмус, Роман Либеров - Культурный шок - 2014-12-20

20.12.2014
Как собирают деньги на культурные проекты? - Елена Гремина, Макс Лакмус, Роман Либеров - Культурный шок - 2014-12-20 Скачать

К. Ларина

13 часов 14 минут. Добрый день! Здесь программа «Культурный шок». Тема сегодняшней передачи: «Как собирают деньги на культурные проекты?». Специально всё по-русски написано, чтобы не пугать вас страшным словом «краудфандинг», которое становится всё более популярным, и я надеюсь, что потихонечку войдёт уже в наш лексикон, и все российские граждане будут понимать, что это слово означает.

Итак, в нашей студии Макс Лакмус, создатель портала «Planeta.ru». Здрасте, Макс.

М. Лакмус

Здравствуйте.

К. Ларина

Елена Гремина, директор «Театра.doc». Леночка, привет.

Е. Гремина

Добрый день.

К. Ларина

Рома Либеров, режиссёр. Здрасте, Роман.

Р. Либеров

Здрасте.

К. Ларина

Все имеют отношение к этому краудфандингу. Здесь есть начинающие товарищи, как Лена Гремина, есть уже опытные, как Рома, у которого получилось. А для начала давайте объясним, что это такое.

Это, собственно, «с миру по нитке», когда в Интернете люди собирают деньги на какие-то проекты. Это могут быть… Мы сегодня говорим о культурных проектах, потому что, допустим, у пользователей «Facebook» уж точно есть такой опыт. Даже если вы не отдавали свои деньги на какой-нибудь культурный проект – на кино или на спектакль, или на пластинку, или на альбом, – то уж точно совершенно отдавали деньги на митинг, на Навального. Да? Я думаю, что молодые люди точно в этом участвовали. А сегодня мы говорим про культурные акции.

Напомню, что объявлен сбор средств для существования дальнейшего

«Театра.doc»

. Напомню, что в этом году под финал года «Театр.doc» получил «чёрную метку» и, по сути, почти потерял своё помещение. Но сейчас… Лена, просто доложи нам обстановку, какие есть варианты на сегодняшний день, и на что, собственно говоря, деньги пойдут, которые мы отдаём на

«Planeta.ru»

.

Е. Гремина

Мы действительно потеряли наше помещение, которое мы 12 лет арендовали и которое, в общем, своими руками превратили в такое место, которое любят наши зрители. Мы это потеряли. Для нас, конечно, это был большой-большой стресс. Какой-то был момент и отчаяния в том числе, потому что казалось – ну как это, «Театр.doc» без Трёхпрудного, без этого подвала, где опять же каждый сантиметр нам дорог, потому что это наши силы? Но тем не менее мы приняли решение идти дальше.

И мы сейчас, может быть, уже на этой неделе наконец снимем новое помещение, потому что всё это время мы искали. В этом смысле нам, кстати, очень помогли наши зрители (как и во всём), потому что все варианты, которые были нами рассмотрены – это всё от того или иного зрителя исходило: кто-то был риелтор, у кого-то муж риелтор, кто-то где-то что-то слышал. Просто пока не буду говорить, но сейчас мы находимся в процессе подписания договора. И я очень надеюсь, Ксюша, что если это случится, то, может быть, про это мы тоже как-то ещё…

К. Ларина

Останемся на том же месте? Или прощаемся?

Е. Гремина

Нет, мы прощаемся с этим местом.

К. Ларина

Это точно, да?

Е. Гремина

Это абсолютно точно. Этого больше не будет. Просто там делаются какие-то формальные бумаги. В принципе, уже в январе мы переезжаем. Мы в январе играем на других площадках, это называется «Театр.doc на гастролях в Москве», на дружеских площадках, которые предложили – от галереи Зверева до «Гоголь-центра», до театра «Кураж», до галереи на Покровке и так далее. Очень много: «Мастерская», ЦИМ… В общем, многие места нам предложили пока.

К. Ларина

Бесплатно?

Е. Гремина

Я думаю, что в основном дружески. В театре всегда есть какие-то нюансы, просто потому что всегда есть какая-то стоимость всего этого. Но во всяком случае если в этом участвуют деньги, то это какие-то дружеские условия. Соответственно, уже в январе мы делаем ремонт, а в феврале годовщину нашу, что бы ни было, мы проводим в новом помещении. Это точно будет так.

Мы очень рады, что «Planeta» нам предложила эту возможность. Жизнь независимого театра вообще очень трудна, потому что надо самим находить деньги на аренду, на свет, лампочки, бухгалтерию – на всё, что государственные театры получают от государства. Независимый театр негосударственный находит сам. И, конечно же, мы были абсолютно не готовы к этой ситуации, что нам сейчас понадобятся деньги на переезд. Как вы понимаете, это всё деньги, начиная от того, чтобы купить какие-нибудь коробки, заказать машины, вплоть до того, что хоть как-то обустроить новое помещение, все эти вещи типа света, вентиляции. В общем, любой театральный человек понимает, а нетеатральный представляет себе, что такое переезд. Просто если с ним это было, он это себе представляет.

Поэтому, конечно же, мы оказались в ситуации, когда нам нужны действительно какие-то деньги, которых нам неоткуда взять. В общем, мы очень рады, что мы обратились к тем, кто в нас верит. Через «Planeta.ru» действительно за четыре дня мы собрали больше половины заявленной нами суммы. Для нас это очень важно не только в смысле денег, но ещё больше как моральная поддержка, в которой мы нуждаемся. Нам было невероятно ценно, что мы получали какие-то переводы от 30 рублей до 40 тысяч от совершенно разных людей. В том числе приходили переводы из Благовещенска…

К. Ларина

Мы отдельно, Леночка, поговорим про людей, которые участвуют.

Е. Гремина

Это очень важно. Нет, я просто говорю, что, оказывается, ещё люди не только в Москве нас поддерживают и верят в нас. Это огромная моральная поддержка оказалась. Я, пользуясь случаем, хочу сказать Максиму спасибо большое.

К. Ларина

Он молодец.

Е. Гремина

Потому что это вера в себя, которая даётся в этом смысле артисту: он нужен людям. Понимаете, это имеет даже материальное выражение.

К. Ларина

Я, кстати, хочу нашим слушателям сказать… Тут уже пошли телеграммы: «Я жертвовал через краудфандинг тысячу рублей на съёмку фильма по мотивам компьютерной игры», – сообщает нам наш постоянный слушатель JC Denton. Я, кстати, хочу вам сказать, дорогие друзья: если есть у вас чем поделиться, вот таким опытом участия в создании какого-то продукта, пожалуйста, нам об этом напишите на SMS +7 (985) 970-45-45. Я как раз сейчас проходила эту инициацию. Когда Максим пришёл на станцию, я в это время как раз сидела и заполняла эти все необходимые штучки на сайте «Planeta.ru».

М. Лакмус

Да, я застал.

К. Ларина

И кричала: «Yes! У меня получилось!» Это, конечно, приятно.

М. Лакмус

Несложно же было, да?

К. Ларина

Да, совсем несложно.

М. Лакмус

У нас очень удобно там.

К. Ларина

Давайте мы теперь у Ромы спросим, потому что Рома – это человек, у которого уже получилось.

М. Лакмус

Извините, пожалуйста, я бы хотел первое же сообщение…

К. Ларина

Да, Макс.

М. Лакмус

Я сейчас передам слово. Просто хотелось бы сказать, что мы не используем слово «пожертвовали», мы используем всё-таки слово «участвовали».

К. Ларина

Да, «участвовали». Вы сказали, что просить не надо.

М. Лакмус

Да, мы хотели бы это исправлять постоянно, чтобы совсем немножко по-другому у нас шёл разговор. Потому что это всё-таки созидание, то есть мы здесь не хороним никого, мы создаём. Получается, сейчас переезжает театр на новое место, и у него будет новая жизнь прекрасная – это же замечательно.

Е. Гремина

Наш проект так и называется у вас: «Театр.doc. Новая жизнь».

М. Лакмус

Умолкаю.

К. Ларина

Рома, вы расскажите про свой опыт.

Р. Либеров

По правде говоря, я удивлён, что считается наше участие в краудфандинге успешным. Это происходило дважды, но оно, на мой взгляд, не было успешным. И связано это не с ресурсом и не с краудфандингом как таковым, потому что мне кажется, что в сегодняшней ситуации для культурных инициатив это способ практически незаменимый. Есть гораздо более удачные примеры: и Шендерович с Мирзоевым, и «Артдокфест». «Colta» – потрясающий пример.

К. Ларина

«Colta» на это существует практически.

Р. Либеров

Да, с которого всё началось. Мы в этом смысле гораздо скромнее. Мы собирали сначала на фильм «ИЛЬФИПЕТРОВ». В общем, та сумма, которую мы собрали… Тогда ещё на «Planeta» не объявляли финальную, то есть что мы хотим. Тогда просто проистекал процесс, и всё. Это была очень незначительная сумма по отношению к бюджету в общем. Но почему это считалось успешным? Потому что это было в самом начале. Ныне мы собирали на работу, посвящённую…

К. Ларина

Мандельштаму.

М. Лакмус

Финальную – имеется в виду, вы не ставили цель.

Р. Либеров

Да, тогда не стояла цель. Это было уже три года назад.

М. Лакмус

«Сколько соберём – столько и соберём».

Р. Либеров

Да. А теперь заявляется некоторая цель. Мы её заявили в рамках работы над фильмом о Мандельштаме. Это опять же была незначительная часть бюджета. Но повторяю, что это не связано с краудфандингом как со способом. Я, честно говоря, несмотря на дивных девочек, которые очень помогают, в себе не выработал отношения к этому способу. Я внутренне до сих пор не нашёл оправдания тому, что я прошу помощи таким способом.

К. Ларина

Я читала ваш комментарий. Просто в «Коммерсанте» был большой обзор, посвящённый как раз фильмам, которые получили поддержку с помощью краудфандинга. Там не только «Planeta.ru» упоминается как ресурс, есть ещё такие платформы, которые этим занимаются. Так вот, вы там говорите: «Я не хочу просить у государства денег, я не хочу этого делать. Я хочу быть независимым от него. Поэтому я предлагаю…»

Р. Либеров

Дело не совсем в этом, нет. Мы и независимы, и уже много лет пытаемся это сохранять.

К. Ларина

«Если бы государство предложило мне финансирование, – вы говорите, – я бы не взял. Одной рукой вы сажаете «Pussy Riot», а другой даёте мне деньги на кино? Я не хочу так». Это принципиальная позиция?

Р. Либеров

Ну да. Но это «Коммерсантъ» выдернул из другого интервью. Это я не говорил для «Коммерсанта», но позиция более-менее мне близка. Но речь ведь идёт о краудфандинге. Я подразумеваю что? В краудфандинге работают два аспекта. Это называется, кстати, Макс, «акционирование», очень красивое слово. Работают два аспекта.

Первый аспект – это личность, которая собирает. То есть практически неопределённый кредит доверия, который выделен вот конкретной личности. И когда этот человек с серьёзным авторитетом обращается, то в принципе неважно, на что и сколько он просит – он так или иначе соберёт.

Второй момент – это тема, на которую собирают. При этом господин или госпожа, которые собирают, могут быть нерезонансными господином или госпожой, но тема, на которую собирают… Иногда работает и то, и другое. В нашем случае: достаточно маргинальная тема (и в тот, и в этот раз) и совершенно неизвестные люди, которые это делают. С этим я связываю некоторый неуспех. На мой взгляд, неуспех, то есть со стороны кажется, в общем, что это успех.

Кроме того, это отдельное занятие. То есть этим процессом сбора… Это отдельный процесс, им нужно заниматься. И я признаюсь, что мы не слишком хорошо им занимались именно в силу того, что я не понимаю своего к этому отношения. Я не могу искренне в этом участвовать, потому что я не до конца сам доверяю себе в роли требователя такого, собирателя. Да и в конце концов даже заявленная сумма была всё-таки незначительной частью. То есть краудфандингом в нашей ситуации пока не спасти ту культурную инициативу, о которой мы заявляем.

Но, повторяю, есть огромное количество инициатив, которые спаслись и которые на краудфандинг и существуют. Мало говорить о том, что Дэвид Финчер собирал совершенно спокойно на «Kickstarter» на свою новую работу, которую мэйджоры отказались финансировать. Я умолкаю.

М. Лакмус

Есть ещё один момент. У нас же на «Planeta.ru» есть, вернее, был проект, который называется «2morrowfest», по-моему. Не очень я следил за ним. Там было отказано в финансировании.

К. Ларина

Так он в итоге отдал эти деньги.

М. Лакмус

Вот в том-то всё и дело.

К. Ларина

Дыховичный.

М. Лакмус

Да, Дыховичный. И там было отказано в финансировании, после чего они запустили проект, попросили 650 тысяч, собрали в два раза больше. И им дали денег, в конце концов, сказали: «Делайте, пожалуйста». Видят, что это нужно людям. Это мотивация была для того, чтобы двинуться дальше.

Р. Либеров

Прошу прощения, Максим. Я хотел ещё упомянуть замечательный проект «Счастливые люди» (документальное кино), который собрал огромную сумму – что-то около 5 миллионов на документальный проект.

К. Ларина

Вот скажите, мы произносим тут глаголы, которые вам не нравятся: «просим» сказал Рома, «пожертвовали» сказала Лена. Это всё не из той серии, да? Давайте немножечко объясним всё-таки, как к этому относиться. Это что, действительно просьба о помощи? «Помогите, люди добрые, сами мы не местные». «Сниму хорошее кино».

М. Лакмус

Гарри Бардин тоже совершил такую ошибку и до сих пор её не признал. Он всё время просил о помощи. Он говорит: «Я не хочу просить о помощи». А я ему говорю: «Посмотрите с моей позиции. Я ваш мультик «Летучий корабль» показываю ребёнку. И я не знаю, как отблагодарить человека, я не знаю, как сделать так, чтобы этих мультиков было больше, чтобы автор их снимал. Я просто не знаю, у меня нет такой возможности. И тут появляется такая возможность – вы заводите проект. Не просто у нас ресурс есть, вы ещё заводите проект. Спасибо вам огромное! Наконец-то я могу в этом участвовать». А он говорит: «Тем не менее я старой закалки. Спасибо вам большое за помощь», – опять говорит. И бесполезно, никак не двигается.

Хотелось вот что сказать. Самое главное в краудфандинге, мне кажется – это доносить до людей, что люди, которые участвуют в проекте, участвуют максимально эффективно, насколько вообще возможно участвовать в нём. Потому что покупая лицензионную продукцию или ещё что-нибудь – ну, до автора доходит какая-то часть непонятная. Более того, тебе сразу предлагают какую-то сумму, говорят: «Купи диск», – например. Я сейчас всё-таки представляю музыкальную часть.

К. Ларина

Кстати, да, я должна сказать, я этого не знала, что Макс – музыкант в группе «Би-2». Собственно, с этого и началось это всё. Вся эта идея платформы «Planeta.ru» началась с участия народа в новом альбоме группе.

М. Лакмус

Да. Тут было сказано, что была разрушена какая-то система. У нас ничего не построено было в музыке, и мы оказались в ситуации, в которой нужно было что-то всё-таки делать, потому что иначе – всё. У нас не было ни системы распространения, диски эти появились, в стране покатилось всё в эту стабильную зону, в которой мы сейчас пребываем. И нам нужно было что-то делать.

Мы обратились к поклонникам. Да, слава богу, у нас есть поклонники, которые нас понимают. Мы им объяснили: «Ребята, смотрите, раньше вы покупали диск. Он, грубо говоря, стоил 500 рублей, – раньше, может, меньше стоил, неважно. – Это ваша доля участия. Вы можете купить два, три, четыре диска. В проекте мы выстраиваем ступень, вот эта доля участия. То есть там можно и 50 тысяч вложить. Вы можете максимально эффективно поучаствовать в том, во что вы верите, чему вы больше всего доверяете, что для вас вообще важно. Вы можете максимально эффективно изменить мир вокруг себя. Это же прекрасно. Что ещё нужно-то?»

К. Ларина

Делаем паузу, слушаем новости. Потом продолжаем разговор.

НОВОСТИ

К. Ларина

Продолжаем нашу программу. Напомню, что сегодня мы говорим о краудфандинге – о том, как население участвует в создании того или иного культурного или политического проекта. Хотя самые разные могут быть: и на исследования научные, и на медицинские проблемы, и на закупку оборудования, и на открытие больницы – всё что угодно.

М. Лакмус

Светофор поставили недавно даже.

К. Ларина

Да, серьёзно? Вот так же собирают?

М. Лакмус

Да, собрали. Так что для всех универсальная схема.

К. Ларина

Поскольку я объявила тут для слушателей, чтобы они присылали рассказы о своём опыте, где они участвовали, я просто хочу прочитать, раз люди пишут.

«Я обязательно вкину, – говорит нам Дина. – Лет пять назад в Тольятти фестивали «Театра.doc» были глотком свежего воздуха. Опять брошу деньги вам, Лена Гремина».

Е. Гремина

Прекрасно такое услышать.

К. Ларина

«Я жертвовал тысячу рублей на съёмку фильма о девушке, которая зарезала своего насильника». Это документальный фильм был.

М. Лакмус

Да, он фантастическую собрал сумму. Заявленную – за два дня. А в итоге за неделю собрал 3,5 миллиона. Погребижская режиссёр.

К. Ларина

Да, Лена Погребижская.

М. Лакмус

Феноменальные были сборы.

К. Ларина

«Я участвовал для фильма Гарри Бардина, когда ему отказал Мединский», – пишет нам Лена.

«Я на Навального сдавал».

«Я участвовала в проектах издания «Чёрной книги» Эренбурга и новой книги Шендеровича», – пишет нам Марина из Санкт-Петербурга.

«У меня на «Planeta» приобретено два календаря, восемь дисков и фильм от Погребижской. Пять акций с начала года», – пишет Алексей.

«На Мирзоева и на Шендеровича, на «Театр.doc», на молодых кинорежиссёров, на создание доступной среды для колясочников. Спасибо, «Planeta»! Удачи Лене Греминой!» – пишет наш слушатель.

М. Лакмус

Надо сказать, что уже 163 миллиона собрано, получается, за три года работы.

К. Ларина

На самом сайте, да? Суммарно.

М. Лакмус

Да, 163 миллиона – это суммарно. Это серьёзные инвестиции, я бы сказал.

К. Ларина

Ещё прочту. «Я внесла тысячу рублей «Артдокфесту». Мне даже плакат с автографом Манского достался. Потом смотрела все фильмы подряд. Спасибо большое!»

«По похожей схеме участвую в издании дореволюционных книг», – пишет нам Иван.

«На проект Миры Тодоровской – выпуск последнего фильма Тодоровского – на «Planeta» собрано только 269 тысяч из необходимых 7 миллионов. Осталось всего 11 дней. Скажите об этом, пожалуйста», – пишет нам Белла. Как раз я про это и объявляю.

И здесь в качестве примера исторического нам Сергей пишет из Саратова: «На 100-летие Пушкину в Москве собирают деньги на памятник».

«Суворов в последнем томе «Собрания сочинений» опубликовал список жертвователей. Там есть даже по 10 копеек».

Вопрос. Публикуете ли вы где-нибудь имена участников? Или это не надо?

М. Лакмус

Имена участника опубликованы в каждом проекте.

К. Ларина

Правда?

М. Лакмус

Конечно.

К. Ларина

Жертвователей. Или как они называются?

М. Лакмус

Участников. Давайте без жертв всё-таки.

Е. Гремина

Акционеры. И более того, ведь ещё в каждом проекте есть так называемые бонусы. Как упомянула девушка или дама, что ей достался плакат с автографом Манского. Это могут быть диски, это могут быть, как у нас, например…

К. Ларина

Афиши, диски, спектакли.

Е. Гремина

Нет, мы стараемся… Лучше всего у нас продаётся флешка с тремя видеозаписями спектаклей нашего театра, по выбору, там есть список доступных видео. К сожалению, мы сейчас выяснили, что не у всех спектаклей есть достойное качество видео. Это большое наше упущение. Мы будем теперь знать, что так надо. Люди заказывают это из разных тоже городов опять же. То есть, в принципе, мне кажется, это очень важная история. Действительно человек вовлечён в это. Его не используют, а он вовлечён в строительство чего-то нового.

М. Лакмус

Да, очень важный момент, прошу прощения. Нужно всем тем, кто участвует, очень хорошо понимать: они не просто участвуют, они ещё и вдохновляют автора. Это очень важный момент. Они мотивируют. Они, получается, на этапе предзаказа говорят автору, что это всё нужно – автор совсем иначе себя чувствует.

Е. Гремина

Я точно могу сказать, что называется, от первого лица. У нас был такой момент, когда мы действительно потеряли это помещение, какое-то было ощущение: «Нужны ли мы в этом городе вообще, раз так, невзирая на все просьбы, на такую простую просьбу продлить договор аренды, дать возможность устранить недостатки, которые выявили по перепланировке?» И на это нам было отказано. Был момент – артисты как-то упали духом. И я хочу сказать, что в этот момент действительно какие-то возникли люди, которые участвуют в совместном деле. Это очень большая мотивация.

К. Ларина

Про акции надо тоже поподробнее рассказать тем, кто не знает. Действительно, можно просто отправить некую сумму на сайте. А можно приобрести что-то для себя полезное или на память (вот о чём говорила Лена). В разных случаях по-разному. Что обычно предлагают всё-таки? Макс, расскажите.

М. Лакмус

Да всё подряд. Предлагают от каких-нибудь артефактов, эксклюзивных вещей, участия. В случае с музыкой у нас даже есть вечные билеты. То есть вы можете купить за 50 тысяч вечный билет на все концерты группы во всех городах.

К. Ларина

А у вас там есть табличка, именной стул даже есть.

Е. Гремина

На самом деле есть такая практика. Есть именная подушка на пол, её уже заказывают. Я надеюсь, что в новом помещении тоже будут такие же ситуации, что людям негде сидеть, они будут сидеть на полу. И есть у нас такая цифровая история театра, календарь «12 лет Театра.doc», это знаковый какой-то спектакль, его история. Это как календарь. Мы специально это делаем. В том числе мы мотивированы тоже этой историей. Есть просто раздел «Без награды» – просто шлют деньги, потому что верят, видимо, в нас и хотят, чтобы мы продолжали работать.

К. Ларина

Вот теперь тема… Простите, Рома, просто хочу успеть на эту тему поговорить. Даже две темы. Самая популярная фраза этого года, которую внедряет в массовое сознание тот же министр культуры: «Кто платит, тот и заказывает музыку». То есть: «Я, государство – продюсер. Если я вкладываю деньги – значит, я должен понимать, что это такое. Мало того, я должен ещё иметь право участвовать в творческом процессе и корректировать сценариста (если речь идёт о кино), режиссёра, выставку – всё что угодно. Короче говоря, я вложил деньги – значит, я участник полноценный». Да, Лена, пожалуйста.

Е. Гремина

Просто каждый раз, мне кажется, идёт подмена. Понимаете, это же не фонд господина Мединского, господина Путина, кого-нибудь ещё, «Единой России». У них нет отдельных от нас денег, у нас есть общие деньги. Просто ключ у них в руках, но это не означает, что у них этот ключ по праву. Они ещё это право, собственно говоря, должны нам доказывать своей работой. Мне кажется, это какая-то история узурпации того, что ты распределяешь эти деньги по своему вкусу. Тогда просто мы смотрим, как они распределяются. Здесь к этому может быть много вопросов.

Просто мы сейчас говорим про другое. Тут, мне кажется, эта история про то, что у государства есть какие-то свои деньги, оно имеет право давать на то или на другое. Нет. Потому что на самом деле тогда скажите, кто понимает пользу для государства? Академик Лихачёв или какие-то эксперты, которые в пьесе «Душа подушки» увидела пропаганду гомосексуализма?

К. Ларина

Я хотела не Мединского тут обсуждать, а работает ли эта формула в данном случае. Когда я отдаю свои деньги на фильм про Мандельштама, я имею право потребовать? «А что у тебя там происходит в этом твоём фильме? А тот ли это фильм, который я хочу лично увидеть?» Есть какая-то ответственность передо мной, как перед продюсером?

Р. Либеров

Это, разумеется, исключено, поскольку импульс в основе краудфандинга, то есть сбора средств… Акционер или участник, когда участвует какой-то суммой – там совершенно другой импульс лежит. Он хочет поддержать конкретный проект и конкретного человека, не требуя ничего взамен кроме той акции, порой совершенно раритетной, которую он приобретает. Это же бывают буквально какие-то раритеты довольно симпатичные. Ты иногда проглядываешь и просто сам хочешь что-то приобрести вне зависимости от проекта. Там бывают эскизы, там бывают автографы поэтов. Вот Лена Фанайлова поддерживала «Colta.ru». Это бывают эскизы художников и прочее, прочее. Я видел вчера…

Е. Гремина

Какие-то экскурсии потрясающие.

Р. Либеров

Экскурсии замечательные, да. Центр авангарда, который я призываю поддержать (простите, что этим воспользовался). Саша Селиванова там предлагает замечательные экскурсии периодически по «ЗИЛу» и по другим конструктивистским в основном зданиям и памятникам.

Акционер не требует отчёта перед собой. Там совершенно другой импульс в основе, нежели у того господина, которого упомянули вы.

М. Лакмус

Ещё добавлю. В основном добираются до проектов адекватные люди. Они очень хорошо понимают: в отличие от упомянутого министра, они участвуют в проекте, но они не должны внедряться в творческий процесс.

К. Ларина

Не должны. Надежды на это нет?

М. Лакмус

Конечно, это абсурд.

Е. Гремина

На самом деле это очень интересная тема: вообще что такое краудфандинг и что в меняющемся мире должно быть государство? Я вспоминаю… К сожалению, забыла фамилию. Это известный какой-то был революционер конца прошлого века, самого конца, ну, позапрошлого уже века. Который был категорически против политических партий в таком виде, в котором сейчас есть, говоря, что это одна сплошная бюрократия, что партия вырождается в какой-то момент и начинает вместо тех целей, ради которых она собиралась, заниматься обслуживанием собственной бюрократии, собственных устремлений, забывая настоящие цели. Он предлагал, что люди должны собираться (я современным языком говорю) на какой-то проект, его выполнять и расходиться. Но тогда как раз это было невозможно. Сейчас с нынешними коммуникациями это абсолютно возможно.

Поэтому что такое опять же государство сейчас может быть и должно быть? И нужны ли нам, условно говоря, люди, которые будут распределять народные деньги на то или на другое, на ту же культуру? Или лучше, может быть, их как-то иначе? Мне кажется, сейчас не только технологии меняются. Меняются институты социальные. Может быть, как раз этот институт краудфандинга нам показывает то, каким может быть общество справедливым.

К. Ларина

Видишь, у нас всё-таки ментальность несколько иная. Вот про фильм вспоминал Роман. У нас всё-таки мотивации другие. И люди, как я понимаю…

Е. Гремина

Почему?

К. Ларина

Объясняю. Мы вспоминали в перерыве про канал «Дождь», который тоже пользуется краудфандингом в качестве способа существования (сегодня уж точно): подписка, майки, я не знаю, всё что угодно, афиши, фотографии, участие в съёмке. Там самые разные возможности. Но при этом мы в нашей передаче, которую ведём с Ирой Петровской, очень часто встречаем людей, которые так же пишут нам SMS, которые участвовали в создании «Дождя». Они требуют, чтобы это было для них: «Вот я подписался, я отправил тысячу рублей, а они такое показывают! Пусть мне обратно мои деньги вернут». Такие люди.

М. Лакмус

Нет, такие есть.

Е. Гремина

Знаете, что? Мне кажется, что, может быть, было бы очень хорошо в этом смысле, чтобы такие письма на Первый канал писали: «На что вы тратите мои деньги? Верните мне!»

К. Ларина

Да-да-да.

Е. Гремина

Это нормально. Мне кажется, это тоже нормально. Это на самом деле по-настоящему демократические институты. На самом деле краудфандинг – это по-настоящему демократический институт. Действительно, человек выбирает. И здесь на каждый вкус вы можете найти себе проект – как социальный, так и… Я смотрела, я читала до того, как я приняла решение участвовать в «Planeta». Я читала это как книгу: собрали на теплицу многодетной семье; собирают на книгу научную по резным наличникам. На всё есть возможности. И есть люди, кому это нужно. Мне кажется, это шаги к какому-то обществу будущего, которое всё-таки может быть. Потому что эти всё-таки тоталитарные схемы, как ни пытаются нам себя навязать, они всё равно отживают. Новый мир таким не будет.

М. Лакмус

Всегда будет процент хейтеров таких, которые приходят и обязательно что-то будут критиковать. Конечно, они есть, безусловно.

К. Ларина

А требуют назад деньги, кстати? Были такие случаи?

М. Лакмус

Редко, но есть, конечно.

Е. Гремина

Это нормально.

М. Лакмус

Более того, они в таком проценте, что им спокойно можно вернуть, чтобы не слышать. Это абсолютно нормально, да. Это как всегда. Даже какое-нибудь такое душевное видео в «YouTube» – всё равно кто-нибудь нажмёт «Не нравится».

Е. Гремина

Мне кажется, очень здорово, не знаю, если бы в Госдуму были такие: «Деньги верните мои! Верните мне назад, потому что мне не нравится депутат Фёдоров. Пожалуйста, верните мне назад». Это как раз очень было бы здорово. Поэтому я очень рада в этом смысле… Ну, не рада, естественно, буду. Но если кто-то будет разочарован деятельностью «Театра.doc» в 2015 году и попросит вернуть ему его деньги, то всегда пожалуйста. Но, с другой стороны, я уверена, что у нас так много будет нового всего и разного, даст бог, что каждый из наших зрителей найдёт что-то по душе.

К. Ларина

Наташа, а у нас реклама-то есть? Давай-ка мы её запустим.

РЕКЛАМА

К. Ларина

Возвращаемся в программу. Я бы хотела по технологии несколько вопросов всё-таки задать. Насколько важна (вообще о чём мы сейчас говорили) форма этого объявления: на что я собираю деньги, что я хочу предложить аудитории, кого я, собственно говоря, имею в виду, когда я объявляю начало, старт краудфандинга? Есть ли какие-то специальные секреты технические, которыми нужно человеку овладеть, прежде чем участвовать в этом как автор?

М. Лакмус

Секретов полно, они все на сайте, они все уже выложены. Можно зайти в «правильные» успешные проекты и посмотреть, как авторы их создавали, как делали качественную презентацию, как обращались. Нужно отметить, что это доверительная система, в которой должен быть обязательно какой-то человек, которому люди должны поверить. Либо они уже верят ему, либо поверить. То есть они должны посмотреть презентацию, ролик…

К. Ларина

А зависит от уровня вообще медийности, что называется?

М. Лакмус

Конечно. Напрямую зависит от уровня медийности. Там же, наверное, и талант, там же и сам проект. Бывают социальные проекты, как в случае с Погребижской. Я считаю, что это вопиющий был случай, и он, соответственно, вызвал резонанс, бурю. Собственно, с Навальным та же самая история, которые не на «Planeta» собирают и не пользуются нашими профессиональными услугами, но собирают, я так понимаю, ещё успешнее, чем все остальные. Таких людей, которые понимают, для чего это всё делается, очень много.

К. Ларина

А люди, которые участвуют в этом, самые-самые разные? Я имею в виду – люди, которые отдают деньги. Вот Лена говорила… Сколько там? Самая маленькая сумма?

Е. Гремина

Статистика, когда ты автор проекта, тебе доступна, и ты просто можешь увидеть, сколько тебе послал и кто. Я там встречаю от имён каких-то коллег (это мне очень важно) до имён людей… В основном это люди, чьи имена мне ничего не говорят. И есть там переводы из Благовещенска, из Краснодара, из Новосибирска, из Красноярска, вообще из самых разных городов. Там от 30 рублей до 40, какой-то зритель послал.

К. Ларина

Тысяч?

Е. Гремина

Да.

М. Лакмус

Давайте я добавлю. Простите. Потом буду себя корить, что не сказал. Это, конечно, как реклама может прозвучать. Помимо четырёх проектов группы «Би-2», которые мы запускали, у меня ещё есть собственный проект, который называется «Группа «Лакмус». Там уникально что? Это как раз непопулярная группа. Мы заявили 0,5 миллиона сбор, это для нас были какие-то фантастические деньги. Мы просто захотели осуществить свою мечту и поехать в Америку записать альбом. Ну, вообще Золушка фактически.

Мы обратились и выстроили эту ступень участия так, что там были суммы сумасшедшие. 99 рублей – сопродюсер проекта, как раз не вмешивающийся в творческий проект, а именно финансирующий проект. Мы писали: «Ничего вам не обещаем, просто поучаствуйте у нас». Больше половины суммы как раз внесли эти люди. У нас три человека сделали вообще весь проект. В рекордные на тот момент сроки – за девять дней – мы собрали 0,5 миллиона с группой, у которой аудитория всего ничего, скажем так. Участников проекта 60 с чем-то человек – и они сделали всё.

Мы собрались, мы поехали в Америку, мы записали пластинку с продюсером группы «Korn», с барабанщиком, осуществили свою мечту. Нам очень хотелось это сделать – записать пластинку там, где записывали все пластинки, которые формировали наш музыкальный вкус. И это сказка. Я это всем рассказываю, делюсь и говорю. Я посвятил какое-то время этому, на сайте сделал презентацию своего проекта и осуществил его.

Люди разные. И возможности в условиях социальной расслоённости абсолютно разные: некоторые могут 30 рублей, некоторые могут 30 тысяч.

К. Ларина

Смотрите, всё равно это, как я понимаю, всё-таки интернет-аудитория, да? Всё-таки в масштабах страны она не является доминирующей, согласитесь. Большое количество людей, которые могли бы поучаствовать в таких проектах, от этого отрезаны, понимаете.

М. Лакмус

То есть вы хотите сказать, что не пользуются Интернетом?

К. Ларина

Ну да.

Е. Гремина

Я думаю, это всё больше и больше проникает в жизнь.

М. Лакмус

Да. Ну, пользователей всё больше и больше.

Р. Либеров

Я могу рассказать довольно любопытную историю, как дама, которая не пользуется Интернетом активно, обнаружила статью о том, что собираются деньги на фильм о литовской Анне Франк, Евгений Васильевич Цымбал собирает – и изъявила желание тут же. Просто я оказался рядом. Потому что она не знала. То есть её механизм работал как? «Хотела бы встретиться с Евгением Васильевичем и каким-то образом ему помочь», – и так далее. И была возможность тут же показать на мониторе: вот он, этот проект. И достаточно иметь пластиковую карту, чтобы перевести. И тысяча рублей тут же была переведена туда.

К. Ларина

Я как раз вчера в качестве примера приводила именно проект, который меня совершенно поразил.

Р. Либеров

Забавный механизм сработал. Нет, и проект, безусловно.

К. Ларина

Рома, у меня к вам такой вопрос. Всё-таки какой-то политический аспект здесь есть в этой истории? Это всегда обращение к народу? Это всегда после отказа от государства? «Когда уже все возможности пройдены, тогда я иду к людям».

Р. Либеров

Нет, мы никогда и не обращались к государству, по правде говоря. Мы работаем в нескольких направлениях. Просто этот так называемый краудфандинг… Можно, кстати, использовать словосочетание – какой-нибудь «народный сбор», «общественный сбор средств». Можно не использовать «краудфандинг», потому что слово пугает, непонятно значение.

К. Ларина

Привыкайте, привыкайте. Мне тоже не сразу далось это слово.

Р. Либеров

Потому что ещё есть слово, например, «краудсорсинг», сегодня очень популярное, когда привлекаются точно таким же образом только не деньги, а люди. Знаменитый финский фильм, который побил все рекорды по сборам, привлекал людей. То есть вот нужен оператор или специалист по компьютерной графике, или техник. И таким же образом собираются люди, а не деньги. Так вот, о чём я вёл речь, я забыл?

К. Ларина

Про государство, про политику.

Р. Либеров

А, да. Это не имеет никакого отношения вообще к политике. Ты же просто думаешь… Вот что такое Мандельштам? Сегодня совершенно широко, прямо скажем, нерезонирующее имя, между тем, что это крупнейший поэт, может быть, вообще в русской литературе. Но имя, прямо скажем, нерезонирующее. То есть мы несколько раз даже проверяли, каков охват этого грандиозного поэта. И ты просто думаешь, с каких частей составить бюджет работы. Вот и всё. Краудфандинг – это одна из частей работы. Здесь нет никакой политики.

К. Ларина

Ну, вот вы собрали и сняли. И где смотреть? Где вы показываете ваше кино?

Р. Либеров

Нет, тьфу-тьфу-тьфу, Первый канал нас уже поддержал.

К. Ларина

Показали?

Р. Либеров

Безусловно.

К. Ларина

Да? Вот этот писательский цикл показывали?

Р. Либеров

Нет, «Написано Сергеем Довлатовым» было в закрытом показе вообще. На фильм о Мандельштаме уже Первый канал приобрёл права телевизионной премьеры. Нас поддерживает «Черешневый Лес» в этот раз, например, и ещё некоторые частные юридические лица.

К. Ларина

Завершая уже программу, например, мне важно, что краудфандинг – безусловно, это возможность создавать альтернативную культуру, альтернативную государственной, официальной; что сегодня благодаря таким платформам можно жить и работать, а не получать волчий билет в профессии и закрываться. И тот же «Артдокфест» вполне себе может выжить.

М. Лакмус

Все инструкции на сайте. Вы заходите, смотрите проекты. У нас прекрасная команда. Я-то здесь сижу… Я соидеолог, я просто говорю теоретически.

К. Ларина

И, кстати, там помогут, если что.

М. Лакмус

У нас фантастические люди подобрались. Они поддерживают все проекты, они рассказывают.

Е. Гремина

Я свидетельствую, что действительно очень сильные специалисты. Даша Вирцер, которая наш куратор, прямо она всё нам объяснила.

К. Ларина

Ну, посмотрим, какая будет реакция после сегодняшней передачи. Мне бы очень хотелось, чтобы количество подписчиков на «Театр.doc» увеличилось сегодня.

М. Лакмус

Я так понимаю, сегодня увеличилось в вашем лице.

К. Ларина

Это уже хорошо. Я надеюсь, что после программы ещё сегодня народ пойдёт на «Planeta.ru». А вообще-то на этой «Planeta.ru» можно сидеть очень долго, хотя бы просто изучая вообще количество этих проектов самых разнообразных. И вы поймёте, что сегодня люди вообще творят, что сегодня происходит в культуре. Не только то, о чём рассказывают вам на сайте Министерства культуры Российской Федерации.

Е. Гремина

Ксюша, можно я коротко добавлю?

К. Ларина

Последнее, всё.

Е. Гремина

Мне кажется, что это на самом деле не в пику государству, а это тоже государство, просто государство нового типа, которое тихо вырастает параллельно с какими-то институциями.

К. Ларина

Отдельное, параллельное государство.

Е. Гремина

Параллельное государство, которое вырастает, и мы видим. И более того, я согласна, что это как антология.

М. Лакмус

И пользователи в этом государстве высокого уровня социальной организованности. Это очень важно.

К. Ларина

Братцы, всё, мы должны уже заканчивать. Огромное спасибо! Завтра, кстати, у нас Гарри Бардин будет, так что мы всё равно этой темы опять коснёмся.

М. Лакмус

Спасибо! До свидания.

Е. Гремина

Спасибо.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024